Шаров Евгений Николаевич
преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России
(тел.: +79187557012)
Самойлов Сергей Федорович
доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России _(тел.: +78612583957)
Теоретико-методологические аспекты социальной коммуникации сотрудников полиции с представителями мусульманской религии
Статья посвящена исследованию структуры и содержания процесса взаимодействия сотрудников полиции с носителями религиозного сознания как одного из важнейших аспектов теоретико-методологического обеспечения профилактики религиозного экстремизма.
Ключевые слова: коммуникация, элементы коммуникации, правовые основания социальной коммуникации сотрудников полиции, профессиональные установки сотрудников полиции, коммуникационные барьеры, религиозное мировоззрение.
E.N. Sharov, Teacher of a Chair of Tactical and Special and Fire Preparation of the Stavropol branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79187557012;
S.F. Samoilov, Doctor of Philosophy, Assistant Professor, Professor of a Chair of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583957.
Theoretical and methodological aspects of social communication police officers with representatives of the Muslim religion
Article is devoted to research of structure and the content of process of interaction of police officers with native religious consciousness as one of the most important aspects of theoretical and methodological support of the prevention of religious extremism.
Keywords: communication, communication elements, legal basis of social communication of police officers, professional installations of police officers, communication barriers, religious worldview.
В настоящее время религиозный экстремизм представляет собой один из важнейших вызовов, с которыми столкнулось российское общество. Опасность и масштабность данной угрозы требует от правоохранительной системы привлечения к ее устранению широких слоев общественности и прежде всего верующих-мусульман, поскольку в настоящее время именно ислам используется экстремистами для разжигания конфессиональной и национальной ненависти, способной разрушить имеющийся правопорядок. В связи с этим возникает потребность в разработке целого комплекса мер по противодействию проявлениям как исламского экстремизма, так и экстремистских действий, направленных против мусульман. Важнейшим элементом системы мер, направленных на противодействие
экстремизму, является профилактика преступлений, связанных с разжиганием религиозной ненависти. В свою очередь, профилактика преступлений экстремистской направленности невозможна без активного взаимодействия сотрудников полиции с верующими-мусульманами. Такое взаимодействие включает в себя как общие черты социальной коммуникации с носителями любых религиозных мировоззрений, так и ряд особенностей, характерных только для носителей мусульманского мировоззрения. Рассмотрим оба момента более подробно. Взаимодействие сотрудников полиции с представителями различных религий имеет ряд следующих важнейших особенностей.
1. Возможность возникновения рассогласования между мотивами и целями субъектов коммуникации.
323
Данная ситуация может сложиться в случае отсутствия подлинной личной заинтересованности субъектов коммуникации в установлении доверительных, личностных отношений. В этом случае взаимодействие между субъектами коммуникационного процесса в лучшем случае будет иметь формальный характер, а в худшем может принять конфронтационный характер или вообще прекратиться. Причины рассогласования целей и мотивов весьма разнообразны и могут иметь психологическую, ценностную или мировоззренческую природу. Примером психологической неприязни может стать оценка одним субъектом коммуникации другого как «агрессивного», «безвольного», «недостаточно авторитетного» и т.д. Опасность психологической несовместимости участников коммуникации заключается в том, что выносимые на ее основании оценки могут переноситься на всю профессиональную или религиозную группу. Поэтому отсутствие у участников коммуникации способностей к преодолению психологических стереотипов может нанести вред диалогу между государством и определенной религиозной конфессией. Снятие психологических противоречий может осуществляться посредством обнаружения у партнера наряду с «отрицательными» и положительных качеств, а также понимания функциональной небходи-мости «отрицательных» качеств собеседника для его пребывания в религиозной общине или профессиональной группе. Ценностные противоречия при взаимодействии с верующими чаще всего возникают из-за различия жизненных предпочтений, свойственных «мирскому» и «духовному» сознанию. Первое ориентировано преимущественно на достижение благополучия в реальном социальном мире, второе - на гуманистические ценности и воздаяние в потустороннем мире. Преодоление этих противоречий становится возможным при понимании того, что индивиду в силу его ограниченности и узкопрофессиональной ориентации его мышления и деятельности открывается лишь часть доступных человеку ценностей. По этой причине всем субъектам данного вида межличностной коммуникации следует рассматривать ее как средство расширения представления о ценностях и гармонизации своего внутреннего мира, поскольку в идеале социальное и личностное начала в человеке должны не подавлять, а дополнять друг друга. Мировоззренческие противоречия в процессе взаимодействия сотрудников полиции с представителями религиозных конфессий могут возникать в связи с несовпадением картин мира, свойственных светскому
сознанию или сознанию, разделяющему иные религиозные взгляды (в случае если сотрудник полиции принадлежит к другой конфессии). Снятие мировоззренческих противоречий становится возможным благодаря пониманию субъективности любой картины мира, ее зависимости от психологических особенностей, нравственного развития и уровня образования индивида, благодаря чему участники коммуникации могут рассматривать различия своих картин мира как неизбежное проявление ограниченности человеческого разума, а не как нежелание собеседника понять очевидную истину. Преодоление психологических, ценностных и мировоззренческих противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сотрудников полиции с представителями религиозных сообществ, является основным условием совпадения личных мотивов участников коммуникации с ее основной социально-правовой целью.
2. Необходимость научного и правового обеспечения процесса коммуникации.
Эффективное взаимодействие сотрудников полиции с представителями различных религий не может ограничиваться формальным проведением мероприятий, оно должно способствовать, с одной стороны, правовому просвещению верующих, а с другой - расширению знания сотрудников в области религии, необходимых для профилактики, предупреждения и раскрытия преступлений экстремистской и террористической направленности, а также преступлений, совершаемых псевдорелигиозными организациями. По этой причине большое значение имеют знания сотрудников полиции в области вероучения, культа, культурных традиций и правил этикета конфессии, с представителями которой он взаимодействует в силу служебной необходимости. Не меньшее значение для успешного взаимодействия с представителями религиозных групп имеет способность сотрудника в зависимости от ситуации разъяснять как рядовым верующим, так и руководителям религиозных групп различного ранга гражданские права и обязанности. Благодаря такому двухстороннему обмену информацией коммуникация получает информационную наполненность. Вместе с тем, осуществление научного и юридического обеспечения требует от сотрудников полиции постоянного повышения своего образования в областях религиоведения, социологии религии, правового регулирования религиозной жизни.
3. Многообразие субъектов коммуникационного процесса.
324
Одной из специфических черт процесса коммуникации сотрудников полиции с представителями религиозного сознания является неоднородность образовательного уровня верующих. Среди верующих можно встретить как высоконравственных, образованных людей, стремящихся реализовать религиозные идеалы в жизни, так и людей, усвоивших религиозные взгляды поверхностно и следующих лишь внешней стороне религиозных предписаний. Встречаются также те, кто неосознанно или, напротив, вполне сознательно использует религию либо в корыстных целях, либо для оправдания своих низменных побуждений. Данное обстоятельство приводит к тому, что сотрудник полиции под видом религиозных убеждений может столкнуться с явными суевериями, религиозными и национальными предрассудками, ханжеством, мракобесием и т.д. В такой ситуации важно не отождествлять отдельные негативные проявления неадекватного религиозного сознания с конкретной религиозной конфессией или религией в целом. Кроме того, необходимо помнить, что неоднородный состав верующих является главным условием преодоления негативных, в том числе экстремистских, проявлений в религиозной среде. Так, психологическая и морально-нравственная коррекция лиц, испытывающих на себе определенное воздействие религиозных идей, но при этом допускающих в своем поведении определенное отклонение от нормы, возможна путем обращения к помощи подлинно верующих людей.
4. Многообразие форм коммуникационного процесса.
Взаимодействие сотрудников полиции с представителями различных религий может принимать различные формы, важнейшими из них являются:
сотрудничество с руководителями религиозных общин по вопросам организации условий отправления религиозного культа и нормального сосуществования верующих различных конфессий и лиц, не исповедующих определенной религии;
проведение с участием верующих различных мероприятий по поддержанию правопорядка и профилактике преступлений и административных правонарушений;
взаимодействие с официальными представителями религиозных организаций и рядовыми верующими в процессе охраны культовых со-оружений, религиозных реликвий и проведения массовых мероприятий религиозного характера;
общение с верующими в процессе служебного делопроизводства;
участие верующих в работе с трудными подростками, лицами, проходящими реабилитацию и нуждающимися в психологической и социальной поддержке;
оказание верующими духовной и морально-психологической поддержки сотрудникам полиции и членам их семей в различных ситуациях, включая потерю близких;
повседневные, внеслужебные отношения между сотрудниками полиции и представителями различных конфессий, в процессе которых у верующих формируется определенное представление о работниках правоохранительной системы в целом.
5. Необходимость смены социальных ролей. Многообразие форм взаимодействия сотрудников полиции с представителями различных религий требует от них способности гибко реагировать на изменение ситуации и играть различные социальные роли. Так, в одних ситуациях сотрудник полиции выступает от лица государства и с позиции силы, от него требуются обоснованность, твердость и однозначность решений, в других ситуациях он выступает как равноправный союзник духовных авторитетов, в третьих - является лицом, нуждающимся в помощи, но использующим полученные силы для реализации благих целей. От того насколько точно сотрудник полиции будет играть свою роль, зависит формирование общественного мнения о степени профессиональности и открытости деятельности полиции.
В процессе взаимодействия с лицами, исповедующими ислам, сотрудникам следует знать о следующих социокультурных и психологических особенностях верующих-мусульман.
Для мусульман религиозный долг имеет приоритет перед долгом гражданским. По этой причине в процессе побуждения граждан-мусульман к выполнению своих обязанностей перед государством и обществом необходимо подчеркнуть религиозную и нравственную необходимость совершения требуемого действия.
В сознании мусульманина власть представляет собой не столько грубую силу, сколько неотъемлемый атрибут Бога, посредством которой Он творит, поддерживает и судит мир. Лицо, причастное к власти, соприкасается с божественным началом и должно соответствовать возложенной на него ответственности. По этой причине сотрудник полиции как представитель власти должен в глазах верующих воплощать волю и мощь Всевышнего: быть спокойным, уверенным в своих силах, разумным в
325
своих суждениях и справедливым в решениях, а также опрятным и представительным.
Для мусульманина понятие религиозной чистоты неотъемлемо связано с необходимостью ее защитить. Данная черта мусульманского религиозного характера проявляется в решимости противостоять растлению и агрессивному злу. По этой причине сотрудник полиции, как правило, встречает и должен использовать поддержку верующих-мусульман в противодействии распространению наркотиков, незаконно произведенного алкоголя, проституции, незаконному игорному бизнесу, поскольку данные негативные проявления нарушают чистоту религиозного образа жизни и рассматриваются как проявления греха (харам).
Большое значение для людей, принадлежащих к арабо-мусульманской культуре, играют родственные связи. Мусульманин мыслит себя не столько как индивида, сколько как часть определенной семьи, рода. При негативном восприятии мусульманского коллективизма он определяется как клановость, при положительной оценке - как религиозный солида-ризм, близкий по духу к православной церковности. Но в независимости от своей оценки коллективизм мусульманского сознания играет большую роль в социальной жизни и должен учитываться сотрудником полиции в его профессиональной деятельности.
Ислам является законодательной религией, в которой важнейшую роль играют признание и добровольное следование закону, ниспосланному людям самим Богом. Поэтому в психологии мусульман доминирует стремление к ведению жизни, соответствующей нормам Корана. При ведении девиантного образа жизни человек, традиционно принадлежащий к мусульманской религии, часто испытывает угрызения совести, которые приводят к возникновению в его сознании серьезного внутреннего конфликта. Сотрудник полиции должен учитывать, что желание преодолеть внутренний разлад между действительным и должным может стать для лица, традиционно принадлежащего к исламу и ведущего антиобщественный образ жизни, отправной точкой для исправления. Возвращение индивида в нормальное общество является главной задачей правоохранительных органов, которые призваны не столько карать, сколько исправлять людей. Большую помощь в этом благом деле сотрудникам правоохранительных органов могут оказать представители мусульманского духовенства и простые верующие. В этой ситуации задача сотрудника по-
лиции заключается в умении придать девианту веру в возможность исправления, а также в организации взаимодействия с мусульманским сообществом.
Трудности мировоззренческого характера, имеющие место в процессе взаимодействия сотрудников полиции с представителями мусульманской религии, проявляются в самых различных коммуникационных моделях. Наиболее важными из них следует признать следующие затруднения.
Ситуация предубеждения культур. Данное затруднение может возникнуть в коммуникационной модели, при которой сотрудник полиции не является мусульманином, но в силу своих обязанностей вынужден налаживать отношения с верующими-мусульманами. В этой ситуации непонимание обоих субъектов коммуникационного процесса, как правило, вызвано существующим в их сознании негативным образом иной культуры как таковой. Согласно этому представлению «другое» - это чуждое, инородное начало. Интерпретации инородности субъектами коммуникационного процесса могут быть различными, но, как правило, они сводятся к молчаливому представлению о мусульманах как о «варварах» и к соответствующему убеждению мусульман о сотрудниках полиции, не исповедующих ислам, как о духовно «нечистых» индивидах, «кафирах», неверующих. Преодоление данных предубеждений является важнейшим условием установления взаимопонимания между представителями мусульманской религии и сотрудниками полиции. Пути преодоления негативного образа собеседника могут быть различными, чаще всего они связаны с установлением доверительных, личностных отношений. Однако, несмотря на все положительные стороны установления межличностных отношений, данный путь преодоления культурных и мировоззренческих предрассудков имеет один существенный недостаток. Установив хорошие отношения с конкретным мусульманином или с конкретным полицейским, тот или иной субъект коммуникации способен по-прежнему негативно оценивать арабо-мусульманскую культуру, представителей других религий или светскую власть. По этой причине возникает необходимость кардинального изменения мировоззренческих установок субъектов коммуникационного процесса. Это изменение становится возможным только при восприятии «другого» в качестве дополняющего, а не враждебного начала, в качестве друга, а не врага. Изменение мировоз-
326
зренческих установок субъектов коммуникации может происходить следующим образом. Сотрудник полиции, разделяющий атеистическое мировоззрение, может прийти к признанию необходимости существования различных, в том числе консервативных и строго регламентированных, религиозных культур путем признания необходимости не только безличностного, но и личностного отношения к миру. Данная мировоззренческая установка хотя и не является (с атеистической точки зрения) истинной, позволяет избежать многих затруднений, характерных для западноевропейской цивилизации, таких как экологический кризис, проблемы алкоголизма, наркомании, непрочность семейных отношений, потеря смысла жизни, превращение потребления в главную ценность массовой культуры и т.д. В этом плане вера в Бога служит основанием гармоничного отношения с природой и залогом нравственного поведения. Сотрудник, исповедующий другую религию, признавая истинность своего вероисповедания, должен воспринимать ислам как посильную попытку человеческого разума постигнуть абсолютное (божественное) сознание, которое самораскрылось в его религии. При этом он должен думать, что Бог не может покарать людей, искренне стремившихся к Нему и пытавшихся жить согласно своему представлению о Его законе. Помимо придания толерантного характера собственному мировоззрению, сотрудник полиции обязан стремиться к преодолению фундаменталистских установок верующих-мусульман. В частности, он должен объяснить воинственно настроенному верующему, что следует быть, в первую очередь, смиренным и не брать на себя функции Бога, не выносить поспешных решений о грешности и праведности людей, а больше думать о собственных грехах и путях их исправления и искупления. Понимание верующим собственного религиозного и нравственного несовершенства должно сделать его терпимее к носителям иных мировоззрений, поскольку общим и для верующих и для «неверных» является их греховность перед Аллахом. В этой ситуации доказывать свою праведность путем обличения чужих пороков при забвении своих грехов выглядит лицемерием и ханжеством, которые осуждаются Кораном. Таким образом, сотрудник полиции должен формировать культуру толерантности как в себе самом, так и в других людях.
Ситуация «ренегата». Данное, несколько экстравагантное название достаточно точно выражает коммуникационный барьер, возникающий между сотрудником полиции, испове-
дующим ислам или традиционно принадлежащим к нему, с одной стороны, и радикально настроенными верующими-мусульманами - с другой. Различие мировоззренческих установок мусульман, находящихся на государственной службе, с установками мусульман, не доверяющих светскому государству, как правило, выражается в обвинениях в адрес сотрудников полиции в том, что они предают свою религию, являются вероотступниками или ренегатами. В зависимости от культурного и интеллектуального уровня обвинителей данные нападки могут принимать форму как указаний на невозможность подчинения мусульманина иному закону, нежели шариату, так и нелепых обвинений в идолопоклонстве на основании ношения эмблем, шевронов, пуговиц с государственной символикой, которая содержит запретные в исламе изображения животных и людей. Одним из результатов такого рода обвинений может стать формирование у сотрудника полиции, исповедующего ислам, представления о себе как о неполноценном верующем, живущем по законам, противоречащим установлениям Бога. Преодолеть эти сомнения и одновременно попытаться наладить взаимодействие с радикально настроенными гражданами представляется возможным путем указания собеседнику на то, что одной из важнейших форм служения Богу является активное противодействие агрессивному злу. Профессиональная деятельность, направленная на охрану жизни, здоровья и имущества людей, не может быть богоборческой только на основании того, что она не выступает от имени какой-либо конкретной религии. Кроме этого, несоблюдение различных ритуальных установлений для религиозного сознания конечно важно, но еще более важным является для верующего человека умение жить в мире с окружающими его людьми и служить образцом нравственности для инакомыслящих. Другими словами, в религии дух закона важнее внешнего соблюдения его норм. При этом дух религии должен быть духом добра, а не агрессии. В противном случае религиозное сознание перерождается в фанатизм и отпадает от подлинного богосоз-нания, для которого характерна любовь ко всем людям.
Главная особенность работы по противодействию распространению экстремизма в целом и религиозного экстремизма в частности заключается в том, что она имеет не только социальную, но и личную значимость. И действительно, сотрудник полиции, осуществляя мероприятия по профилактике распростране-
327
ния экстремизма, вынужден постоянно увеличивать свой багаж сведений в области мировоззренческого знания и формировать навыки общения с носителями различных религий и идеологий. Непосредственным результатом увеличения объема теоретического знания и коммуникационных навыков сотрудника служит возникновение у него собственной мировоззренческой позиции, подтвержденной научной
информацией и профессиональным опытом. С другой стороны, формирование специалистов в области профилактики и предупреждения преступлений экстремистской направленности неизбежно повысит авторитет полиции в обществе, поскольку оно предполагает появление в различных сферах профессиональной деятельности правоохранительных органов особого типа сотрудника - полицейского-интеллектуала.
328