Научная статья на тему 'Роль мусульманских лидеров Поволжья в борьбе с терроризмом'

Роль мусульманских лидеров Поволжья в борьбе с терроризмом Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль мусульманских лидеров Поволжья в борьбе с терроризмом»

конфликта по поводу существующей практики отправления властных полномочий.

Таким образом, анализ причин возникновения радикализма в исламе дает возможность определить его, прежде всего, как политическое явление. Политический радикализм в исламе имеет, по сути, нерелигиозную природу. Его причина вовсе не в том, что ислам не приемлет принципов организации современного общества.

«Политическая религия: Теория и методология исследования проблемы», Ставрополь, 2010 г., с. 81-96.

Н. Семёнов, политолог (г. Саратов) РОЛЬ МУСУЛЬМАНСКИХ ЛИДЕРОВ ПОВОЛЖЬЯ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ

В силу актуальности роли мусульманского фактора в общественно-политических процессах Саратовского региона и России в целом рассмотрим некоторые факторы, которые прямым образом влияют на конфликтогенную обстановку в регионе.

В Саратовской области существует централизованная мусульманская религиозная организация - Духовное управление мусульман Поволжья (ДУМП), в состав которой входят десятки зарегистрированных и незарегистрированных мусульманских общин. Растет число национальных общественных организаций, представляющих в общественной жизни интересы казахов, татар, башкир, азербайджанцев, чеченцев и других народов, традиционно исповедующих ислам, лидеры которых входят в актив ДУМП. В работе все эти организации определены как национальные общественные организации народов, традиционно исповедующих ислам (НООНТИИ), хотя могут иметь разные организационно-правовые формы.

В работе используются результаты проведенных автором экспертных опросов среди видных общественных деятелей Саратовской области - работников и духовных лиц ДУМП и лидеров НООНТИИ, в их числе: руководитель пресс-службы ДУМП А. Махметов; имам Саратовской соборной мечети, директор медресе «Шейх-Саид» P.M. Кузяхметов; председатель Совета Саратовской областной казахской национально-культурной автономии М.С. Бисенгалиев; руководитель Департамента благотворительности ДУМП А.О. Гянджалиев; председатель исполкома Саратов-

ской региональной татарской национально-культурной автономии, председатель башкирской национально-культурной автономии З.Ш. Хакимов; заместитель председателя Саратовского областного центра казахской культуры «Казахстан» У.М. Джунельбаева; председатель правления Ассоциации национально-культурных объединений Саратовской области А.П. Зуев; председатель правления Саратовской региональной чечено-ингушской общественной организации «Вайнах» С.-А.И. Элесов. Основанием для выводов, сделанных в работе, послужила экспертная оценка имама ДУМП, шейха М.А. Бибарсова. В работе приведены эмпирические данные социологических исследований, проведенных при участии автора Центром информационно-аналитического и социологического обеспечения государственной службы Поволжской академии государственной службы имени П. А. Столыпина посредством интервьюирования населения Саратовской области.

На протяжении последних лет в российском обществе происходит процесс религиозного возрождения. В общественной сфере религия как явление представлена своими последователями (верующими, прихожанами), духовными лицами, другими акторами гражданами. Активность религиозных организаций сейчас находится на высоком уровне и продолжает возрастать. Религиозные организации - постоянные участники общественных мероприятий, а их представители являются членами различных общественных институтов, в том числе Общественной палаты Российской Федерации, общественных палат субъектов России и т.д. Многие вопросы и сейчас остаются открытыми: является ли религия пережитком прошлого? сохранится ли она в будущем? какими путями пойдет человечество? будут обостряться или нивелироваться межрелигиозные и иные противоречия? Возможно, ответы зависят от того, насколько глубоко осознана опасность применения насилия, террора, насколько сильна будет роль религиозного фактора, а также от того, как общество будет относиться к ценностям мировых религий, в том числе ислама.

По количеству верующих ислам занимает второе место в России. Численность представителей этносов, традиционно исповедующих ислам, в настоящее время увеличивается. Ислам - одна из трех мировых религий, которая имеет множество последователей, обладает существенным авторитетом в ряде обществ, является государственной религией в некоторых странах.

Важно отметить, что для изучения соотношения мусульманского фактора и террора в современной российской действитель-

ности необходимо проанализировать основные составляющие того и другого явления. Никакая другая конфессия в России не вызывает к себе столь противоречивого отношения, как ислам. Определить, кого можно считать мусульманином, помог авторитетный духовный мусульманский лидер М.А. Бибарсов: того, «кто признает единственность Бога, Его пророков, Мухаммеда как последнего посланника и пророка». На вопрос, по каким критериям можно определить, является ли человек мусульманином, имам ДУМП ответил, что критериями в данном случае выступают «молитва, пост, хадж, закят, отношение к родителям, запретному и дозволенному». Известный политолог, исследователь российского ислама А. В. Малашенко считает, что критерием в данном случае выступает самоидентификация человека.

Численность народов, традиционно исповедующих ислам, в России, согласно переписи населения, составила 14,5 млн. человек. Рождаемость среди мусульман в целом выше, чем среди немусульман. По мнению А. В. Малашенко, численность мусульман в мире составляет около 1 млрд. человек, а мусульманские общины зарегистрированы более чем в 120 странах, в 30 из которых ислам признан государственной религией. Мусульманская умма динамична, ее численность и роль в мировой экономике, политике, культуре постоянно растут, в том числе в регионах, еще недавно не знавших ислама.

Ислам как крупный социальный институт - явление сложное и противоречивое, включающее множество различных течений и толков. Ислам в большей степени, чем другие мировые религии, включен в систему социального регулирования. Практически все стороны жизни мусульманина объявляются религиозно значимыми. Таким образом создаются предпосылки для всесторонней политизации ислама. В заповедях ислама об устройстве человеческого общества и властных отношениях в нем утверждается, что мусульманин должен участвовать в общественной жизни. Стремительное развитие мусульманства в общественно-политической жизни России не в последнюю очередь обусловлено отсутствием государственной идеологии и наличием массовых миграционных процессов, которые усилились с начала 1990-х годов. К тому же росту влияния ислама на общество способствует большая активность мусульманских духовных лидеров.

Однако в последнее время понятия «ислам» и «терроризм» стали тождественны в глазах многих людей; появился феномен исламофобии, что влечет за собой опасность разжигания розни в

обществе. Настораживающими являются попытки «демонизации» ислама. В информационном пространстве распространяются сведения об исламофобии, охватившей США после трагических событий 11 сентября 2001 г., а также силовых акций США в Афганистане; после агрессии против Ирака, предпринятой вопреки позиции большинства стран, входящих в ООН; тупиковой ситуации в Палестине, оккупированной Израилем.

Для Российской Федерации, где граждане-мусульмане составляют значительную часть населения и соседями которой являются государства Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока с преобладающим мусульманским населением, отношения с миром ислама являются острейшей проблемой национальной безопасности. В связи с этим крайне важными представляются философское осмысление места и роли ислама в современном меняющемся мире, определение критериев и индикаторов, позволяющих различать ислам как религиозную систему и экстремистские и идеологические течения и группы, выступающие от имени ислама, и на этой основе разработать систему профилактики и искоренения террора.

Сегодня издано большое число научных работ, посвященных терроризму в России и за рубежом, но мало исследований с научно достоверными данными о механизмах террористических преступлений и особенно о лицах, их совершивших. Зачастую это единичные факты, обычно почерпнутые из периодических изданий и телевизионных передач. По мнению авторитетного мусульманского духовного лидера Р. Гайнутдина, терроризм имеет глубокие социально-экономические и политические корни, а односторонний подход к выводам о его происхождении неприменим и является одной из причин дестабилизации общества. Известно, что на протяжении ряда лет наблюдается рост числа преступлений террористического характера: если в 1997 г. их было 1290, то в 2005 -1728. Возросло также количество таких уголовно наказуемых деяний, как организация незаконного вооруженного формирования. Достаточно сказать, что в том же 1997 г. зарегистрировано всего одно подобное преступление, а в 2005 - уже 356.

Терроризм особенно опасен тем, что его идеологи часто прикрываются религиозным фактором, в частности исламом, используя вырванные из контекста цитаты Корана. Но многие уважаемые мусульманские религиозные организации заявляют, что терроризм и ислам - в корне противоречащие одно другому явления, а убийство, насилие и угнетение людей как проявления тер-

рора - это величайшее бесчестие. В сборнике переводов фетв имамов под редакцией И. Шангареева «Ислам против терроризма» говорится, что квинтэссенцией ислама и повелений Аллаха являются справедливость и гуманизм. Можно утверждать, что именно эти две категории являются основополагающими в деле борьбы с террором.

С научной точки зрения важно выяснить, как религиозный фактор может быть полезен для борьбы против террора и как религия может бороться с террором вообще. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть и проанализировать определения религии и террора.

Следует отметить, что в Федеральном законе от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» даются определения понятиям «терроризм», «террористический акт», «террористическая деятельность». Согласно Уголовному кодексу России терроризм - это «совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей». В монографии «Этнорелигиозный терроризм» под редакцией Ю.М. Антоняна авторы определяют терроризм как «относительно массовое, исторически изменчивое, уголовно наказуемое явление, характеризующееся совершением умышленных преступных действий с целью вызвать страх и панику, с выдвижением различных требований». Некоторые исследователи характеризуют террор как войну XX в.: например, египетский политолог М. Сид-Ахмед отмечает, что технологическое развитие, достигшее непредвиденных уровней в военной области, привело к тому, что война в классическом смысле слова стала невозможна, если не абсурдна, поскольку абсурдность войны не означает окончания конфликта; борьба теперь грозит принять другие формы, и террор может рассматриваться как продолжение войны.

Если хотя бы вкратце ознакомиться с основным содержанием мировых религий, можно убедиться что они учат милосердию, а основной принцип взаимоотношений в обществе - «не делай другому того, чего не желаешь себе». Однако на практике выясняется, что религиозный фактор становится предметом запугивания, а религии - образом врага. Террористические методы борьбы за свои интересы используют агрессивные группировки, именующие себя мусульманскими религиозными организациями, но проповедующие ценности, во многом противоречащие исламу. Опасность для общества состоит еще и в том, что в свою деятельность данные организации в той или иной форме могут вовлечь большие группы

людей. Важно использовать духовный потенциал религии в целях созидания, а не разрушения.

По мнению председателя Совета муфтиев России Р. Гайнутдина, необходимость использования духовного потенциала в обществе становится все более очевидной. Этот потенциал может быть полезен для противостояния террористическим и экстремистским подходам в решении проблем. На наш взгляд, в условиях поликонфессиональности Российской Федерации этот аспект представляет собой научный интерес.

Сейчас незаконные вооруженные формирования создают терророгенную обстановку в России - в них планируются и реализуются террористические нападения. К числу террористических преступлений относят: захват заложника, организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля. В отдельном ряду стоят возбуждение религиозной и иной вражды, унижение человеческого достоинства, организация экстремистского сообщества или деятельности экстремистской организации, которые, по сути, близки к террористическим. Особо следует отметить, что ненависть на религиозной почве, религиозный экстремизм обладают мощным террористическим потенциалом. Современная Россия столкнулась с сильным взрывом ксенофобии, чаще стали совершаться насильственные преступления на почве религиозной неприязни, террористические группировки стали смело заявлять о себе.

На наш взгляд, сущность терроризма сводится к активному использованию устрашения для принуждения объекта к каким-либо действиям, выгодным субъекту - террористу, причем объектом может выступать человек или группа людей, государственное учреждение, коммерческая организация, государство. Устрашение -главный инструмент террора, умело используя который террористы принуждают других действовать против интересов общества, государства или своих собственных. Но требования террористов могут быть неконкретными, а иногда вообще не высказываться.

Террористическая агрессия призвана создать общую атмосферу постоянного страха и ожидания опасности. При этом, чем больше источник угрозы неясен и размыт, тем больший страх он вызывает. Террористические действия могут совершаться только ради устрашения, для упрочения уверенности террориста в своих силах, ловкости, значимости. Чаще страх используется ради вполне определенных целей и с четкой их формулировкой. Поступками

террористов может руководить и двойная мотивация: внешняя (демонстрируемая в цели) и внутренняя (скрытая, глубинная).

Резюмируя изложенное, можно констатировать, что террор главной своей целью имеет в первую очередь создание атмосферы страха для достижения каких-либо целей, в частности принятия определенных решений третьей стороной. В отличие от обычного разбоя или вымогательства, когда объектом насилия и объектом предъявления требований является один и тот же человек, при террористическом действии - похищении человека, захвате заложника - требования адресованы третьей стороне. Политические требования террористов могут заключаться в предоставлении новых прав, возможностей какой-либо группе, в том числе государственной независимости.

В прессе и даже в научной литературе встречаются такие формулировки, как «исламский терроризм», «христианский терроризм» и т. п. Представляется нецелесообразным употребление такой терминологии, так как мировые религии гуманистичны по своей сути, многие исследователи и духовные лица не считают возможным объединять понятия «религиозный» и «терроризм». Весьма интересно отношение к такой терминологии авторитетных духовных лидеров.

На просьбу прокомментировать использование термина «мусульманский терроризм» имам ДУМП М.А. Бибарсов ответил, что «данная терминология абсолютно некорректна и используется исключительно в конъюнктурных целях. На наш взгляд, для профилактики разного рода преступлений, связанных с межрелигиозной рознью, необходимо развивать межконфессиональный диалог. Начало XXI в. ознаменовалось активизацией различных форм политического экстремизма, вспышками международного терроризма. Преступные группировки стремятся использовать религиозные лозунги в политической борьбе. Обостряющиеся время от времени межконфессиональные противоречия мешают религиозным центрам объединить усилия в борьбе с террором, нарушающим мир и стабильность в обществе.

Наиболее дальновидные религиозные деятели ставят вопрос о необходимости постоянного диалога между различными конфессиями. Такой диалог может рассматриваться не только как способ обмена информацией, но и как средство формирования цивилизованных межконфессиональных взаимоотношений, которые открывают путь для успешного сотрудничества в целях борьбы с террором. Межрелигиозный диалог станет препятствием на пути

радикалов, нацеленных на использование мобилизационного потенциала религий для реализации амбиций посредством террора.

Примерами уже существующего межконфессионального диалога являются Межрелигиозный совет России, Международная ассоциация религиозной свободы. Конструктивным фактором расширения межконфессионального диалога могли бы стать секции межрелигиозного сотрудничества при Ассамблее народов России, при Федерации мира и согласия, если бы они были созданы. Нужно использовать и традиционные подходы к борьбе с террором, и новые возможности противодействия данной угрозе, и оптимизацию религиозной политики. Необходимо углубленное научное исследование причин и условий формирования и распространения терроризма с учетом существующих религиозных традиций.

В развитии межконфессионального мира, распознавании реальных и мнимых (искусственно навязываемых) опасностей одну из главных ролей играет научное сообщество. Вопросы религии в политике стоят на грани культурологии, этики и других наук. На наш взгляд, важно детально анализировать изучение различных конфессий и этносов в рамках политологии, культурологии и других наук. В борьбе с террором играют роль не только силовые органы государства, но и научное сообщество, духовные лидеры, а самое главное - само общество, особенно если оно стремится стать гражданским.

Изучая мусульманскую доктрину как фактор борьбы с терроризмом и ее влияние на общественную жизнь, нельзя обойти вниманием основных общественно-политических акторов, прямо или косвенно представляющих исламскую культуру в этноконфес-сиональном политическом пространстве региона России - Саратовской области.

Работ обобщающего характера, посвященных региональной специфике влияния на общественные процессы религиозной мусульманской организации ДУМП и НООНТИИ, найти не удалось, несмотря на очевидную практическую значимость этой темы для органов государственной власти и местного самоуправления, а также широких кругов заинтересованной общественности.

На протяжении ряда лет автором обобщался материал по указанной теме из публикаций саратовских СМИ, документов ДУМП и национальных общественных организаций; анализировалась роль ислама в межнациональных отношениях; прослеживался процесс становления ислама и деятельности ДУМП в Саратовской

области; изучалось формирование НООНТИИ на территории региона и сотрудничество ДУМП и НООНТИИ как акторов общественно-политической жизни региона; выявлялись формы взаимодействия ДУМП и НООНТИИ в развитии институтов гражданского общества региона.

Все организации занимают активную гражданскую позицию и умело отстаивают в органах власти свои права и права той части населения, которую они представляют в общественно-политическом секторе. Саратовская область - традиционно успешный регион в плане развития межнационального мира и учета интересов этнических групп и конфессий, но и здесь случаются конфликты между людьми разных национальностей, причем в прессе они зачастую могут быть представлены как межнациональные конфликты и всплески ксенофобии, что характеризует обстановку в регионе не лучшим образом. Мусульманский фактор, возможно, не играет столь заметную роль в российском обществе, но она, несомненно, будет возрастать из-за отсутствия государственной идеологии, а также мощного доктринального содержания Корана, постепенной клерикализации политической элиты в регионах, увеличения общей численности населения, относящегося к традиционно мусульманскому.

По результатам экспертного опроса выделяются следующие формы взаимодействия ДУМП и НООНТИИ - представителей ислама в общественно-политической сфере региона: проведение совместных общественных мероприятий, праздников (фестиваль культур мусульманских народов); работа в общественном совете при ДУМП, в общественном совете при губернаторе Саратовской области, в Общественной палате Саратовской области, в общественном совете при ГФИ, в общественном совете при Уполномоченном по правам человека Саратовской области.

По мере формирования в области национальных общественных организаций народов, традиционно исповедующих ислам, у них налаживались связи с ДУМП. Руководители организаций входили в актив мечети, а имамы принимали участие в собраниях и мероприятиях национальных обществ. Поскольку цели у этих акторов были общие, они стали стремиться к объединению. Одним из центров такой консолидации стало Духовное управление мусульман Поволжья.

Сегодня ислам предстает одним из важнейших объединяющих факторов для различных этнических общностей Саратовской области. Количество мусульман и мусульманских организаций

растет, их связи усложняются, а сами они играют все более заметную роль в общественно-политической жизни региона. Религиозный аспект в регионе в целом актуализируется. Ислам остается динамично развивающейся религией, и в ближайшей перспективе эта тенденция вероятно продолжится.

Можно констатировать рост авторитета и влияния централизованной мусульманской религиозной организации - ДУМП -в Саратовской области и за ее пределами вследствие расширения международных связей саратовских мусульман, увеличения количества НООНТИИ и укрепления их связей с мусульманскими религиозными организациями, появления новых зарегистрированных и незарегистрированных местных мусульманских религиозных объединений, роста численности и доли населения, принадлежащего к народам, традиционно исповедующим ислам, за счет иммиграции и повышения рождаемости среди соответствующих этносов. Ислам воспринимается как идеология социальной справедливости в условиях ее острого дефицита.

Саратовские мусульмане активнее заявляют через своих представителей - религиозные мусульманские и национальные общественные организации - о существовании у них специфических запросов к социуму и необходимости удовлетворения этих запросов со стороны общества и власти. Растет взаимная заинтересованность в сотрудничестве между религиозными мусульманскими и национальными общественными организациями народов, традиционно исповедующих ислам, создаются и совершенствуются формы взаимодействия между ними, делая их все более заметной и влиятельной силой в общественно-политической жизни области - это совместное участие в работе Общественной палаты области, Ассамблеи народов Саратовской области, проведение конференций, форумов, фестивалей, праздников, митингов, акций поддержки и протеста. В Саратовской области власть стремится к взаимодействию с общественностью и даже к опоре на нее. Именно в этих условиях стала заметной роль мусульман области.

По мнению руководителя Департамента благотворительности ДУМП А. О. Гянджалиева, национальные общественные организации народов, традиционно исповедующих ислам (в основном руководители национальных обществ), всегда находятся в тесном контакте с ДУМП. Проведение общественно значимых мероприятий под эгидой ДУМП происходит при поддержке НООНТИИ. А. О. Гянджалиев особо отмечает ежегодный фестиваль культур мусульманских народов как «пример значимого и хорошего меро-

приятия». Он считает необходимыми контакты и совместную деятельность ДУМП и НООНТИИ в общественной сфере, от чего не в последнюю очередь зависит развитие культуры народов Саратовской области.

Согласно Всероссийской переписи населения 2002 г., из 135 народов, представители которых проживают в Саратовской области, 45 - относятся к традиционно мусульманским. Из них в наибольшей степени представлены (в порядке убывания): казахи -78 320 человек, татары - 57 577, азербайджанцы -16 417, чеченцы - 8515, башкиры - 3988 человек. По словам лидеров национальных общественных организаций кавказских народов, их соплеменников в области гораздо больше, чем показала перепись.

Цель социологического исследования, проведенного при участии автора, - выявить особенности народов, традиционно исповедующих ислам, и религиозной ситуации в Саратовской области. В ходе исследования, проводимого методом анкетирования, было опрошено 2000 человек старше 18 лет, представляющих 19 национальностей; из них русских - 200, остальных - по 100 человек. Выборка формировалась на основе данных переписи населения. Исследование включало неформализованное интервью с экспертами - руководителями религиозных и национальных общественных организаций.

На вопрос: «Как Вы относитесь к религии?» (с вариантами ответов: «убежденный верующий», «соблюдаю обряды»; «верующий, но не всегда соблюдаю обряды»; «безразличен к религии»; «отношусь к религии отрицательно») ответили соответственно:

- азербайджанцы - 6; 89; 5; 0%;

- башкиры - 5; 88; 7; 0%;

- казахи - 3; 89; 8; 1%;

- татары - 6; 89; 5;0%;

- чеченцы - 46; 54; 0; 0%.

У всех народов в каждом поколении возрастает доля браков с представителями других национальностей. Больше всего межнациональных браков среди татар, меньше всего - среди чеченцев.

На вопрос: «Есть ли среди Ваших близких родственников представители других национальностей и религий?» (с вариантами ответов: «родители»; «супруги»; «зятья / невестки») ответили соответственно:

- азербайджанцы - 6; 13; 18%;

- башкиры - 8; 9; 20%;

- казахи - 3; 5; 6%;

- татары - 17; 24; 47%;

- чеченцы - 1; 5; 6%.

На вопрос: «Приходилось ли Вам сталкиваться с проявлениями неприязни на национальной и религиозной почве по отношению к себе?» (с вариантами ответов: «никогда»; «редко»; «часто») ответили соответственно:

- азербайджанцы - 5; 52; 43%;

- башкиры - 57; 40; 3%;

- казахи - 53; 41; 6%

- татары - 45; 48; 7%;

- чеченцы - 3; 18; 79%.

На вопрос: «Как Вы оцениваете межнациональные и межконфессиональные отношения в области?» (с вариантами ответов: «положительно»; «нейтрально», «отрицательно») ответили соответственно:

- азербайджанцы - 25; 43; 32%;

- башкиры - 76; 20; 4%;

- казахи - 56; 38; 6%;

- татары - 51; 42; 7%;

- чеченцы - 8; 43; 48%.

На вопрос: «Ваше отношение к деятельности национальных общественных организаций вашей национальности (в данном случае национальных общественных организаций народов, традиционно исповедующих ислам)» (с вариантами ответов: «участвую лично»; «знаю о деятельности общества»; «не знаю о деятельности общества») ответили соответственно:

- азербайджанцы - 1; 58; 41%;

- башкиры - 1; 68; 31%;

- казахи - 1; 55; 44%;

- татары - 1; 67; 32%;

- чеченцы - 5; 87; 8%.

В целом межэтническую и межконфессиональную обстановку в политической жизни области можно назвать хотя и стабильной, но сложной. Сосуществование в течение длительного периода друг рядом с другом большого числа представителей различных национальностей и религий имеет конструктивный характер: отсутствуют открытые межэтнические и межконфессиональные конфликты, реализуются культурные потребности национальных групп. Представители национальных организаций успешно взаи-

модействуют в культурной сфере с религиозными деятелями и представителями духовенства,

В начале XXI в. актуализируется проблема использования террора в политических целях. С падением социалистических режимов, атеистических по своей сути, увеличилась роль религии в мире. Террористические организации зачастую действуют, применяя религиозную доктрину в выгодной для себя трактовке, прикрываясь религиозными лозунгами, пользуясь чужой неосведомленностью, используя религиозные догматы: оправдывая террор против немусульман, например, экстремисты, именующие себя мусульманами, обращаются к Корану.

Исследователи отмечают, что террор - одно из самых опасных явлений в современном мире, поэтому нет необходимости доказывать важность его изучения. Россия принадлежит к числу стран, наиболее пораженных этим феноменом. На наш взгляд, противодействие террору должно образовывать систему, а религиозный фактор - важная составляющая этой системы, без которой успешное противодействие террору невозможно. Терроризм, как и преступность в целом, трудноискореним, поэтому бороться с ним нужно в государственном масштабе силовыми методами с привлечением общественного потенциала, в том числе и духовно-мобилизационного потенциала религии.

«Актуальные вопросы политической нации», Саратов, 2010 г., с. 111-116.

Алан Джиоев,

политолог (РАГС при Президенте РФ) ЭКСТРЕМИЗМ И БЕЗОПАСНОСТЬ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА

На фоне глобальных политико-экономических перемен последнего десятилетия все больше возрастает значение СевероКавказского региона (СКР) в современной геополитической картине мира. Благодаря своему особому геостратегическому положению на стыке евро-азиатских цивилизаций, на протяжении тысячелетий Кавказ всегда привлекал внимание различных государств, испытывая тем самым сильное влияние различных культур и религий. В современных геополитических условиях основной передел мира ведется за установление контроля над природными ресурсами, геостратегическими и военно-морскими пу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.