Научная статья на тему 'Теоретико-методологические аспекты исследования конъюнктуры региональных аспектированных рынков'

Теоретико-методологические аспекты исследования конъюнктуры региональных аспектированных рынков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1059
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинина А.Э., Михайлова Н.А.

Авторами, на основе сравнительного анализа существующих подходов к оценке конъюнктуры товарных рынков, предложен метод ее исследования с учетом региональных факторов и специфики, поэтапная реализация которого проводится по следующей схеме: дескриптивный анализ состояния конъюнктуры регионального рынка нефтепродуктов; структурный анализ региональной системы нефтепродуктообеспечения; многофакторная оценка состояния конкурентной среды регионального рынка нефтепродуктов; позиционирование вертикально интегрированных нефтяных компаний на региональном рынке нефтепродуктов. Апробация данной методики приведена на примере рынка нефтепродуктов Волгоградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Калинина А.Э., Михайлова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические аспекты исследования конъюнктуры региональных аспектированных рынков»

13 (52) - 2007

Экономика и управление

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЪЮНКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ АСПЕКТИРОВАННЫХ РЫНКОВ

А.Э. кАЛИИИИА, доктор экономических наук, профессор

н.а. Михайлова

Волгоградский государственный университет

В современном маркетинге изучению рынка придается особое значение. Эти исследования необходимы, чтобы предвидеть развитие рыночной конъюнктуры, в первую очередь, для определения величины спроса, разработки мер адекватного воздействия на рынок и получения максимального эффекта от производственно-сбытовой деятельности хозяйствующих субъектов.

Маркетинговые исследования рыночной конъюнктуры создают научно-обоснованную базу для принятия квалифицированных управленческих решений на любом уровне (на федеральном, региональном, на уровне хозяйствующих субъектов), а также для разработки стратегических и оперативных планов деятельности предприятий.

В процессе становления концепции маркетинга конъюнктурным исследованиям первоначально отводилась роль обслуживания текущей коммерческой деятельности. Сейчас они являются составной частью маркетинговых изысканий, т. к. знание общих закономерностей и прикладных аспектов развития отраслевого рынка должно основываться на изучении его рыночной конъюнктуры.

Термин «конъюнктура» принадлежит в настоящее время к числу наиболее распространенных. Он широко употребляется как в зарубежной, так и отечественной экономической литературе1. Однако следует отметить, что понятие, обозначаемое

1 Juglar C. Des Crises commerciales et de leur retour periodque en France, en Angleterreet aux Etats Unis. Paris: Guilleumin, 1862; Лассаль Ф. Капитал и труд. — С. -Петербург: Яковенко В. И., 1906; Kuznets S. S. Conjuncture. The Encyclopedia of the Social Sciences. N. Y.: McMillan, 1931 и др.

этим термином, до сих пор не имеет однозначного толкования.

Конъюнктура — это совокупность определенных признаков, сочетание различных обстоятельств, которые характеризуют состояние экономики в определенный период2.

Конъюнктура хозяйства как объект исследования представляет собой конкретное соотношение процесса общественного воспроизводства в определенное время, в различных рамках, аспектах, например, отраслевых. Экономическая конъюнктура, складывающаяся под воздействием конъюнктурообразующих факторов, является составной частью экономической науки. Поскольку основными характерными признаками конъюнктуры являются изменчивость, неравномерность, противоречивость, то для принятия адекватного управленческого решения необходимо обладать информацией о ситуации на рынке, его состоянии. Процесс изучения конъюнктуры включает в себя такие аспекты, как исследование процессов производства и реализации продукции, деятельность ведущих промышленных и торговых фирм, финансирование и кредитование, ценообразование, перспективы развития производства и потребления.

Характеристика конъюнктуры товарного рынка региональной экономики должна, по мнению авторов, системно выделять и отражать его аспекты в рамках территориального, функционального и

2 Новоселов А. С. Теория региональных рынков: Учебник. — Ростов-на-Дону: Феникс; — Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. - С. 90.

эволюционного подходов, при доминировании каждого из которых она соответственно определяется как:

• статическая, количественно характеризующая совокупность дифференцированных отраслевых субъектов и объектов территории и выражающаяся отношением факторов и условий производства в региональном хозяйстве;

• динамическая, характеризующая интеграционные свойства функционирующих объектов и субъектов в зависимости от степени структуризации их взаимодействия и выражающаяся количественными и качественными признаками аспектированного товарного рынка в динамике;

• развивающаяся, или необратимо изменяющаяся реальная предметная область, представленная в адекватной понятийной модели, отражающей направленное взаимодействие ее субъектов и объектов во времени.

Применение к исследованию конъюнктуры региональных товарных рынков указанных подходов дает возможность уточнить инструментарий для анализа взаимодействий, складывающихся между экономическими субъектами мезоуровня.

Значительный вклад в исследование методологии, методов анализа и системы показателей оценки конъюнктуры товарных рынков внесли работы таких зарубежных авторов, как А. Вагнер, К. Жюг-ляр, В. Зомбарт, Г. Кассель, Ф. Лассаль, У. Митчелл, В. Репке, Й. Шумпетер и др., а также отечественных авторов, в числе которых Н. Беляцкий, Т. Бород-ко, М. Бунятян, А. Буров, А. Горячев, В. Клинов, Н. Кондратьев, Д. Костюхин, Ф. Левшин, А. Ману-ковский, С. Никитин, А. Новоселов, Ф. Пископпель, В. Пономарев, В. Старинский, Е. Хартуков и др.

Однако некоторые региональные параметры, обусловливающие специфику конкурентной среды и эффективность развития аспектированных рынков в рамках территориальных образований на основе маркетинговых исследований, остаются дискуссионными и малоизученными. Целесообразно проведение научных разработок в области совершенствования методов, приемов, инструментов оценки конъюнктуры региональных товарных рынков, которые способствуют повышению эффективности технологий организации целевых маркетинговых исследований, оптимизации институциональных взаимодействий хозяйственных субъектов с учетом стратегических социально-экономических приоритетов развития региональных хозяйственных систем.

Основоположником конъюнктурных исследований является У. Митчелл3. Основной его идеей является статистическое изучение системы экономических показателей, объясняющих действие различных факторов и экономическое моделирование процессов, изменяющих конъюнктуру. Если говорить об экономической конъюнктуре, то она определяется отношением факторов и условий и выражается соотношением спроса, предложения и динамики цен, производства товаров и товарных запасов. Однако главной в механизме формирования рыночной конъюнктуры является цена, так как обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает динамику экономических процессов.

Модель конъюнктурных исследований, построенная по методике У. Митчелла, включает в себя следующие блоки4: барометр доходов (учетные процентные ставки, индексы цен, курсы акций); барометр производства (объем производства, уровень занятости, поступление заказов, поставки сырья); барометр сбыта (оптовый и розничный товарооборот); барометр кредита (денежное обращение).

По данным этой модели исследовались рынки различных товаров, ценных бумаг, валют и т. д.

Более широкое представление о методике анализа конъюнктуры рынка дает схема, проиллюстрированная Н. Кондратьевым5. Подчеркивается, что конъюнктура характеризуется как количественными, так и качественными признаками, к которым относятся: средний уровень цен; учетный процент; торговый оборот; прирост производства; процент безработных; положение на товарном рынке; положение на фондовой бирже и т. д.

Для более точного выражения данного метода необходимо сравнить приведенные количественные и качественные показатели конъюнктуры в разные моменты времени. Отношение состояния показателей последующего момента к предшествующему выражает направление их изменения за исследуемый промежуток времени. Если отношение в итоге характеризуется как повышающееся, можно утверждать, что наблюдается положительная динамика сочетания экономических факторов и наоборот.

3 Mitchell W. C. Business Cycles. The Problem and Setting. N. Y.: National Bureau of Economic Research, 1930. — P. 416.

4 Новоселов А. С. Теория региональных рынков: Учебник. — Ростов-на-Дону: Феникс; — Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. - С. 32 - 34.

5 Кондрат ьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды / Н. Д. Кондратьев; Международный фонд Н. Д. Кондратьев и др.; Ред. колл.: Абалкина Л. И.(пред.) и др.; сост. Яковцев Ю. В. - М., 2002. - С. 33 - 35.

Также Н. Кондратьев в целях упрощения анализа данных при соответствующих методологических предосторожностях предлагает сведение количественных показателей в единый показатель конъюнктуры.

По мнению Т. Бородко и Н. Беляцкого, проведение конъюнктурных исследований включает следующие этапы (рис. 1) 6.

Безусловно, каждое предприятие, осознав необходимость проведения конъюнктурных исследований, определяет для себя их цели и направления, а также те проблемы и решения, в которых могут быть определены результаты исследований.

Так, И. Беляевский выделяет следующий перечень решаемых проблем и задач конъюнктурных исследований товарного рынка7:

• сбор и обработка конъюнктурной информации;

• интегральные и дифференциальные оценки состояния рынка, типология рыночной ситуации;

• характеристика масштаба (объема) рынка;

• выявление, анализ и прогнозирование тенденций развития рынка и его динамической устойчивости;

• оценка и анализ колебаний, сезонности и цикличности развития рынка;

• оценка и анализ региональных различий рынка;

• оценка и анализ деловой активности;

• оценка коммерческого (рыночного) риска;

• характеристика степени монополизации и интенсивности конкуренции. Поставленные задачи ориентированы на

всестороннюю, взаимосвязанную характеристику состояния рынка в целом и в разрезе отдельных его элементов и составных частей. Выделяют два уровня реализации перечисленных задач. На первом, оценочном, осуществляется анализ рыночной конъюнктуры, который должен охарактеризовать масштабы и типологию рынка, его главные пропорции, вектор и скорость изменения основных параметров, уровень устойчивости развития. Второй, более высокий уровень анализа, выявляет причин-

1. Определение целей 2. Отбор источников 3. Сбор информации

и направлении получения

конъюнктурных информации

исследовании

4. Анализ информации 5. Составление обзора 6. Прогнозирование

—► конъюнктуры —► оценки конъюнктуры

7. Отчет о результатах 8. Использование результатов

6 Бородко Т. Л., Беляцкий Н. П. Мониторинг товарных рынков // Маркетинг в России и за рубежом, № 5, 2003. — С. 17.

7 Статистика рынка товаров и услуг: Учебник / Под ред. И. К.

Беляевского. — М: Финансы и статистика, 1995. — С. 19.

Рис. 1. Этапы конъюнктурных исследований товарных рынков

но-следственные связи, условия, определяющие рыночную ситуацию, и на этой основе делаются как прогнозирование рыночной конъюнктуры, так и выводы о перспективности развития рынка с позиций маркетинга.

Важно отметить, что на современном этапе развития экономики объективно создалась потребность в новых подходах к сбору, обработке, анализу экономической информации о быстро меняющихся во времени сложных объектах исследования. В связи с этим Т. Бородко и Н. Беляцкий8 предлагают конъюнктурные исследования товарных рынков на промышленных предприятиях организационно оформлять в виде мониторинга.

Мониторинг товарных рынков региона представляет собой систему мероприятий, позволяющих непрерывно следить за их конъюнктурой, регистрировать ее важнейшие характеристики, оценивать их, оперативно выявлять результаты воздействия на характеристики рынка различных процессов и факторов. Мониторинг позволяет разрабатывать предложения по развитию товарного рынка в нужном направлении и делать заключения об эффективности мер по его управлению.

Представляя собой систему сбора данных и расчета показателей рыночной конъюнктуры, мониторинг позволяет диагностировать возникновение кризисных ситуаций, отслеживать динамику и тенденции происходящих изменений и на этой основе принимать оптимальные управленческие решения.

При изучении конъюнктуры рынка осуществляются систематические наблюдения за всеми экономическими показателями, динамика которых отражает сдвиги в соотношении спроса и предложения, а также позволяет вскрыть причины этих сдвигов.

8 Бородко Т. Л., Беляцкий Н. П. Мониторинг товарных рынков // Маркетинг в России и за рубежом, 2003, № 5. — С. 19.

Информация поступает в виде статистических показателей (собственная отчетность, данные статистических органов), в единообразной форме, например, в виде индексов, охватывающих одни и те же показатели, а после переработки передается в виде унифицированного аналитического документа — конъюнктурного обзора.

Анализ таких направлений, как производство товаров, состояние уровня запасов, объем продаж, балансовая отчетность и анализ конкурентов составляет контент конъюнктурного обзора. Такое исследование рынка целесообразно в том случае, если изучаются вопросы емкости рынка, состояния цен, ассортимента товаров, объемов продаж. Если же речь идет о рекламе, изучении потребителей, упаковке, качестве товара, то в данном случае актуальным становится проведение опросов и анкетирования, в ходе которых определяется, как и в каком направлении необходимо менять ассортимент товаров, их качество, упаковку и т. п. 9

Обработка собранных и сгруппированных данных о рынке осуществляется в основном тремя способами: экспертными методами, аналитическими или их сочетанием.

Главной целью сбора, анализа и обработки информации и последовательного ее изложения в виде конъюнктурного обзора является разработка достоверного прогноза состояния и развития товарного рынка.

Таким образом, система мониторинга товарных рынков позволяет на основе методической, информационной, технической и организационной баз отслеживать информацию о товарных рынках, прогнозировать их конъюнктуру, что в свою очередь создает основу принятия управленческих решений на уровне регионального субъекта.

В ходе проведения мониторинга при использовании отдельных показателей необходимо иметь в виду, что часть их прямо и непосредственно отражает те или иные конъюнктурные изменения, а другие являются лишь косвенными индикаторами. Однако в ряде случаев ввиду ограниченности или отсутствия прямых данных косвенные показатели приобретают особое значение. Следовательно, изучение конъюнктуры требует рассмотрения ряда показателей, которые должны дать количественную характеристику тем качественным изменениям, которые происходят в экономике — как в целом, так и в отдельных ее отраслях на региональном уровне.

9 Эриашвили Н. Д. Изучение конъюнктуры рынка на промышленном предприятии // Деловая информация, 2001, № 4. — С. 27.

Ф. Левшин предлагает систематизировать показатели, используемые для изучения конъюнктуры, по группам10:

1. Данные о промышленном производстве, среди которых выделяются показатели его движения: индексы промышленного производства, данные о производстве в абсолютных единицах измерения, динамика капиталовложений и показатели по труду: данные о занятости и безработице, продолжительности рабочей недели, ставках и фонде заработной платы.

2. Показатели внутреннего товарооборота: обороты розничной торговли, суммы продаж крупнейших универмагов, индексы стоимости жизни, данные о движении товарных запасов, размеры продаж в кредит, информация о внутренних перевозках грузов и т. д. Значение этих показателей заключается в том, что они отражают изменения конъюнктуры внутреннего рынка.

3. Показатели внешней торговли. Данные о мировом экспорте и импорте, сопоставление динамики внешнеторговых оборотов по отдельным странам и товарным группам наряду с привлечением других показателей.

4. Данные, характеризующие положение в кредитно-денежной сфере. К числу основных показателей этой группы относятся эмиссия ценных бумаг, курс акций, учетный процент и валютный курс.

5. Показатели уровня и динамики движения товарных цен.

А. Буров под методикой анализа конъюнктуры представляет последовательность действий и совокупность конкретных приемов исследования, позволяющих дать анализ сложившегося положения на рынках и выработать прогноз ближайших перспектив развития конъюнктуры11. К основным этапам конъюнктурного исследования он причисляет анализ и прогноз конъюнктуры. Изучение конъюнктуры А. Буров предлагает производить в следующей последовательности: анализ производства; анализ спроса и предложения; анализ международной торговли; анализ цен.

По мнению В. Клинова12, полномасштабный обзор общехозяйственной конъюнктуры охватывает все четыре стадии (элемента) воспроизводственного процесса. С учетом направленности конъ-

10 Левшин Ф. М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. — М.: Международные отношения, 1993. — С. 46 — 52.

11 Буров А. С. Конъюнктура мировых рынков товаров и услуг: Учебное пособие для вузов / А. С. Буров. — М.: Издательство «Экзамен», 2005. - С. 18 - 20.

12 Клинов В. Г. Экономическая конъюнктура. Факторы и механизмы формирования: Учеб. пособие / В. Г. Клинов. — М.: ЗАО

«Издательство «Экономика», 2005. — С. 245.

юнктурного исследования стадия обмена (рынок) рассматривается в последнюю очередь как итог взаимодействия остальных элементов воспроизводственного процесса. Методику работы над обзором общехозяйственной конъюнктуры В. Клинов рассматривает на примере развитой страны. Данный обзор состоит из введения, в котором дается общая оценка состояния воспроизводственного процесса. В первом разделе содержится анализ темпов экономического роста и развития отраслевой структуры; второй раздел посвящается динамике стоимостной структуры валового внутреннего продукта, в котором основное внимание уделяется динамике трудовых и имущественных доходов, отслеживанию динамики сбережений и амортизационных отчислений. Третий раздел отводится характеристике эволюции структуры конечного использования ВВП. Четвертый раздел содержит характеристику товарного и денежно-кредитного обращения, а также состояния рынка ценных бумаг.

Помимо объективных процессов, считает В. Клинов, подлежат анализу меры воздействия на экономику со стороны государства и крупных хозяйствующих субъектов. Вопросы экономической и научно-технической политики могут быть выделены в самостоятельный раздел.

По аналогичной схеме (по составным элементам воспроизводственного процесса в указанной последовательности) выстраивается прогноз развития общехозяйственной конъюнктуры. Он содержит не только собственные оценки, но и систематизацию опубликованных оценок других исследователей.

Заключительная часть обзора может включать рекомендации по использованию конъюнктуры.

Следует отметить, что рассмотренные выше методы и показатели анализа конъюнктуры не учитывают социально-экономических условий формирования регионального отраслевого рынка. В этой связи целесообразно обратиться к методике исследования конъюнктуры, предложенной А. Новоселовым.

Показатели, которые должны дать количественную характеристику тем качественным изменениям, которые происходят в экономике региона и в отдельных ее отраслях, сформированы А. Новоселовым по следующим группам13: 1) показатели кредитно-денежного обращения

регионов;

13 Новоселов А. С. Теория региональных рынков: Учебник. — Ростов-на-Дону: Феникс; — Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. - С. 105 - 106.

2) показатели межрегиональных и внешнеэкономических связей региональных рынков;

3) показатели конкурентной среды региональных рынков;

4) показатели развития сферы производства региона;

5) показатели развития внутрирегиональной торговли.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что исследование системы показателей, отражающих взаимовлияние и обусловленность тенденций развития товарного рынка, составляет методику анализа его конъюнктуры. Необходимо отметить, что проанализированные выше методы и показатели анализа конъюнктуры не учитывают составляющие институциональной структуры аспектированного регионального рынка, которая, по мнению авторов, характеризуется не только численностью и распределением хозяйствующих субъектов — продавцов и покупателей, но также (рис. 2) 14:

• уровнем дифференциации (наличие различающихся конкурирующих продуктов);

• наличием или отсутствием барьеров для входа новых фирм на рынок;

• уровнем и структурой затрат;

• уровнем вертикальной интеграции фирм, начиная от производства сырья до розничной торговли;

• степенью диверсификации производства. Таким образом, формирование и развитие региональных товарных рынков определяется типом конкуренции и институциональной структурой рынка, развитием различных организационно-правовых форм собственности субъектов рынка, характером государственного регулирования, действием властей регионального и муниципального уровней.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что исследование системы показателей, отражающих взаимовлияние и обусловленность тенденций развития товарного рынка, составляет методику анализа его конъюнктуры.

По мнению авторов, система анализа рыночной конъюнктуры аспектированного регионального рынка может быть получена посредством применения новых, более совершенных методик исследования, основанных на применении методов информационного анализа, которые обеспечивают ее оперативный анализ, мониторинг и оценку наиболее оперативным способом с учетом доминирующих

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 Новоселов А. С. Теория региональных рынков: Учебник. — Ростов-на-Дону: Феникс; — Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. — С. 119 — 120.

Институциональная структура региональных рынков

региональных факторов и реально сложившихся социально-экономических тенденций.

Так как регион является самостоятельной социально-экономической системой мезоуровня с присущими ему общими закономерностями развития и специфическими чертами и характеристиками, то необходимо учесть данное положение при анализе развития рыночной конъюнктуры. Представляется необходимым выработать такую систему оценки и мониторинга конъюнктуры, которая была бы применима к разнородным объектам исследования регионального уровня, что позволит сравнивать их по эффективности.

В соответствии с вышеизложенным, актуальность разработанной методики мониторинга конъюнктуры регионального рынка нефтепродуктов определяется возрастанием роли маркетинговых исследований в повышении конкурентоспособности социально-экономических систем и спецификой регионального уровня и управления их развитием.

Предлагаемая авторами методика мониторинга конъюнктуры регионального рынка применена для исследования рынка нефтепродуктов и проводится по следующей схеме:

1. Дескриптивный анализ состояния конъюнктуры регионального рынка нефтепродуктов, который содержит исследование статистических данных, описывающих состояние конъюнктуры товарного рынка:

• данные о промышленном производстве и добыче нефти;

• показатели внутреннего товарооборота топлива и его потребления по видам;

• показатели внешней торговли — импорт и экспорт нефти и нефтепродуктов;

• показатели уровня и динамики движения цен на нефтепродукты.

Информационная база первого этапа мониторинга конъюнктуры регионального рынка нефтепродуктов выстроена в соответствии с системой показателей государственной статистической и аналитической отчетности региональных органов государственной статистики.

Степень монополизации и типы структур региональных рынков

Уровень дифференциации конкурирующих продуктов

Наличие барьеров для входа на рынок

Уровень вертикальной интегрированное™ фирм

Степень диверсификации производства товаров

Уровень и структура затрат на производство и сбыт товаров

15 Новоселов А. С. Теория региональных рынков: Учебник. — Ростов-на-Дону: Феникс; — Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002; Институциональная структура нефтегазового сектора: проблемы и направления трансформации / В. А. Крюков. — Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1998.

Рис. 2. Факторы, влияющие на формирование институциональной структуры региональных рынков (сост. авт.)15

2. Структурный анализ региональной системы нефтепродуктообеспечения рассматривает исторические условия формирования рынка нефтепродуктов региона, организационную схему взаимодействия субъектов, характеризующую современную ситуацию на рынке нефтепродуктов, организационно-экономические характеристики субъектов по объемам продаж: рынок крупнооптовых продаж, рынок среднеоптовых продаж и розничный рынок нефтепродуктов.

3. Многофакторная оценка состояния конкурентной среды регионального рынка нефтепродуктов, которая предполагает исследование аналитических данных за определенный период и характеризует:

• оценку состояния конкурентной среды на рынке;

• определение продуктовых и географических границ рынка;

• анализ количественных показателей, характеризующих структуру рынка;

• наличие барьеров входа на рынок.

4. Позиционирование вертикально интегрированных нефтяных компаний на региональном рынке нефтепродуктов. Данный этап разработанной методики обусловлен ярко выраженной монополией вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) на производство основных видов нефтепродуктов, что актуализирует проведение оценки их деятельности на рынке нефтепродуктов региона.

По результатам апробации предложенной методики мониторинга конъюнктуры регионального рынка нефтепродуктов на примере Волгоградской области были получены следующие выводы (приводятся в сокращении).

При проведении данного исследования рассматривались два рынка: рынок мелкооптовой реализации нефтепродуктов и рынок розничной реализации нефтепродуктов, характеризующиеся разным составом продавцов и покупателей и разными географическими границами. Географическими границами рынка мелкооптовой реализации автомобильного бензина, дизельного топлива определена территория радиусом в 140 км. Географическими границами рынка розничной реализации автомобильного бензина,

дизельного топлива является территория Варианты

радиусом 60 км. Определение географичес- прогноза ких границ осуществлялось с учетом мнений потребителей нефтепродуктов.

На региональном рынке нефтепродуктов для потребителей отсутствуют товары-заменители автомобильного бензина и дизельного топлива.

Доля ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтеп-родукт» на рынке розничной реализации автомобильного бензина в 1995 г. составляла 97,2 %, в 1996 г. — 96,5 %, а в 2006 г. уменьшилась до 46 %16; на рынке розничной реализации дизельного топлива в 1995 г. — 91 %, в 1996 г. — 74,98 %, в 2006 г. — 48 %. Оценив результаты расчетов, можно прийти к выводу, что доля ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжск-нефтепродукт» на рынке нефтепродуктов Волгоградской области постепенно снижается.

По результатам расчетов коэффициентов концентрации и индексов Херфиндаля-Хиршмана определено, что рынки розничной реализации автомобильного бензина, дизельного топлива на территории Волгоградской области можно считать высококонцентрированными рынками. Следовательно, данная отрасль является высокомонополизированной, что подтверждает необходимость разработки мероприятий по развитию конкуренции и демонополизации.

Имеются высокие барьеры для входа на рынки мелкооптовой и розничной реализации автомобильного бензина как нестратегические, так и стратегические с большим сроком их преодолимости, и основным из них является отсутствие доступа конкурентов к специально оборудованным нефтебазам.

22000 -

20000

18000

16000

14000

12000

10000

8000

6000

4000

2000

тыс. тонн

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

□ V 3642 4406 5332 6451 7806 9445 11429 13829 16733 20246

□ IV 3642 4184 4808 5524 6347 7293 8379 9628 11062 12710

□ III 3642 4006 4406 4847 5332 5865 6451 7096 7806 8586

□ II 3642 3791 3946 4108 4276 4452 4634 4824 5022 5228

□ I 3642 3707 3774 3842 3911 3981 4053 4126 4200 4276

Рис. 3. Многовариантный прогноз добычи нефти в Волгоградской области на период до 2015 года, тыс. т (составлено авторами)

ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» занимает доминирующее положение на рынках мелкооптовой и розничной реализации автомобильного бензина (в целом), дизельного топлива в установленных географических границах.

Просматривается тенденция к увеличению количества хозяйствующих субъектов — участников рынка розничной реализации автомобильного бензина, дизельного топлива и, несмотря на высокие барьеры входа на рынки розничной реализации автомобильного бензина, дизельного топлива, они привлекательны для новых хозяйствующих субъектов. Следовательно, рынок нефтепродуктов Волгоградской области постепенно приобретает характер умеренно-концентрированного.

На основании приведенных выше положений, а также исходя из содержания Энергетической стратегии России на период до 2020 года и имеющихся прогнозов специалистов17, авторами рассчитан прогноз добычи нефти на территории Волгоградской области на период до 2015 года в нескольких вариантах при использовании таких методов прогнозирования как экстраполяция и 8-образные кривые роста (рис. 3).

Рассматривались пять вариантов развития нефтедобычи в области с различными ежегодными

16 Официальный сайт ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтеп-

родукт» (г. Волгоград). / http://lukoil. Volgograd. ru.

17 Поляков Г. А., Полякова Т. В. Модели и прогнозные оценки перспектив добычи нефти. — М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет), 2004. — С. 58.

0

145

140

135

130 -

125

120 -

115

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 бензин автомобильный ^—Линейный (бензин автомобильный)

Рис. 4. Прогнозные оценки потребления основных нефтепродуктов (бензин) в Волгоградской области на перспективу до 2015 г., тыс. т (составлено авторами)

2,5 п

1,5

0,5

-0,5 J

2

1,3 1,7

1-

0,8

y = -0,14x + 1,8

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

1

^ZZlдизeлbнoe топливо —Линейный (дизельное топливо)

Рис. 5. Прогнозные оценки потребления основных нефтепродуктов (дизельное топливо) в Волгоградской области на перспективу до 2015 г., тыс. т (составлено авторами)

темпами прироста добычи нефти: I — реалистичный (критический) прогноз инерционного развития (темп прироста — 1,8 %); II — умеренный вариант развития (4,1 %); III — оптимистический прогноз стратегии роста (10 %); IV — благоприятный вариант развития (14,9 %); V — прогноз, скорректированный на перспективную глубину переработки сырой нефти (7 — 12 %).

При расчете варианта прогноза добычи нефти с условием достижения к 2015 году объема добычи нефти, достаточного для покрытия потребностей внутренней региональной экономики за счет собственной сырьевой базы и ее разработки, был учтен фактически сложившийся рост валового регионального продукта за 2002 — 2006 гг. (6 % в год) и темп роста потребления основных нефтепродуктов в Волгоградской области (4 % в год). Расчет прогнозов проведен по данным

последних пяти лет, в течение которых экономические условия в стране были наиболее сопоставимы и не сопровождались резкими изменениями.

Однако при любой динамике добычи нефти стратегическими задачами развития отрасли остаются обеспечение необходимой структуры запасов (в том числе территориальной), плавное и постепенное наращивание добычи со стабилизацией ее уровня на долгосрочную перспективу.

Поэтому в ходе составления прогноза развития конъюнктуры рынка нефтепродуктов Волгоградской области необходимо учитывать прогнозные оценки потребления основных видов нефтепродуктов, расчет которых проведен с помощью аппроксимирующей линии тренда (рис. 4, 5).

По результатам расчетов видно, что производители нефтепродуктов будут обеспечены растущим спросом на автомобильный бензин, однако к 2015 г. наблюдается снижение спроса на дизельное топливо, что обусловлено низким качеством производимого на волгоградском нефтеперерабатывающем заводе топлива и приравниванием цены на него к цене на бензин марки Аи-80. Данная проблема может разрешиться либо за счет модернизации и реконструкции действующего нефтеперерабатывающего завода, либо посредством использования альтернативных видов топлива (сжиженный или сжатый природный газ, сжиженные пропан и бутан), что, в частности, является основным направлением развития нефтеперерабатывающей промышленности в соответствии с Энергетической стратегией России18.

В целом при сопоставлении данных прогнозных оценок добычи нефти и потребления нефтепродуктов наблюдается сбалансированность регионального рынка топлива. В заключение следует отметить, что на основе выделенных тенденций, факторов и специфики развития регионального нефтяного рынка посредством анализа его конъюнктуры возможно определение направлений совершенствования конкурентной среды исследуемого регионального рынка.

18 Энергетическая стратегия России на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 1234-р.

2

0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.