Научная статья на тему 'Экономические инструменты государственного регулирования конкуренции на рынке нефтепродуктов'

Экономические инструменты государственного регулирования конкуренции на рынке нефтепродуктов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1699
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК НЕФТЕПРОДУКТОВ / КОНКУРЕНЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / MARKET OF PETROLEUM PRODUCTS / COMPETITION / GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснова М. И.

В статье рассмотрены основные экономические инструменты государственного регулирования, применяемые в настоящее время на рынке нефтепродуктов. Выявлено, что он недостаточно конкурентный, имеет проявления регионального монополизма, нефтепереработка не соответствует современным требованиям, что доказывает недостаточную результативность проводимой государственной политики в этой области. Показаны направления совершенствования таких инструментов государственного регулирования на федеральном и региональном уровнях, как формирование ценовых индикаторов на нефтепродукты, биржевая торговля, таможенная и налоговая политика, осуществление товарных интервенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC INSTRUM ENTS OF STATE REGULATION OF COMPETITION IN THE OIL MARKET

The article describes the main economic instruments of state regulation, are currently in use in the oil market. Revealed that the market is not enough competitive, has displays of regional monopolies, the disparity of oil-date, which proves the effectiveness of the lack of government policy in this area. Show the direction of improvement of such instruments of state regulation at the federal and regional levels, as the formation of price indicators for petroleum products, exchange trade, customs and tax policy, the implementation of trade interventions.

Текст научной работы на тему «Экономические инструменты государственного регулирования конкуренции на рынке нефтепродуктов»

Краснова М. И., аспирант кафедры Экономики, организации и управления производством Тюменского государственного нефтегазового университета, krasnovami@gmaii.ru

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ

В статье рассмотрены основные экономические инструменты государственного регулирования, применяемые в настоящее время на рынке нефтепродуктов. Выявлено, что он недостаточно конкурентный, имеет проявления регионального монополизма, нефтепереработка не соответствует современным требованиям, что доказывает недостаточную результативность проводимой государственной политики в этой области. Показаны направления совершенствования таких инструментов государственного регулирования на федеральном и региональном уровнях, как формирование ценовых индикаторов на нефтепродукты, биржевая торговля, таможенная и налоговая политика, осуществление товарных интервенций.

Ключевые слова: рынок нефтепродуктов, конкуренция, государственное регулирование.

Введение

Нефтегазовый комплекс принадлежит к числу базовых отраслей российской промышленности. Его стабильное функционирование имеет принципиальное значение для развития всех сегментов национальной экономики. Структура рынка нефти и нефтепродуктов на современном этапе является олигопольной и характеризуется наличием доминирующих нефтегазовых компаний, осуществляющих деятельность на всех сегментах рынка (добыча, переработка, реализация). Сохраняется устойчивая тенденция дальнейшего роста экономической концентрации и сокращения количества независимых участников рынка.

Анализ конкуренции на российском и региональном рынках нефтепродуктов (на примере Тюменской области)

Анализ рынка нефтепродуктов показал, что в 67 субъектах Российской Федерации (более 75% объема реализации) присутствуют доминирующие хозяйствующие субъекты (в том числе совместно), с долей продаж более 50%, в 57 регионах это сбытовые подразделения вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Экономическая концентрация на оптовых рынках нефтепродуктов характеризуется преобладанием единоличного доминирования: из 67 монополизированных региональных рынков на 59 долю более 50% объема продаж занимает

одна компания, в 50 регионах это сбытовые подразделения ВИНК, в 9 — независимые участники рынка1. Таким образом, сложившаяся ситуация на рынке нефтепродуктов выглядит следующим образом: добываемая вертикально-интегрированными нефтяными компаниями нефть перерабатывается на собственных НПЗ, произведенные нефтепродукты реализуются на собственных АЗС вне зависимости от территориальной удаленности этих объектов производственной цепи друг от друга. При этом торговли нефтью и нефтепродуктами между ВИНК не происходит. Анализ уровня рыночной концентрации показал, что российский рынок нефтепродуктов является умеренно концентрированным с «расплывчатой» олигополией, в то время как в Тюменской области (без округов) рынок нефтепродуктов — высококонцентрированный и характеризуется «жесткой» олигополией (табл. 1).

Действующая в настоящее время государственная система защиты конкуренции не охватывает всех аспектов, связанных с регулированием процессов экономической интеграции,и практически не затрагивает деятельность вертикально-интегрированных структур.

Наличие существенных конкурентных преимуществ перед неинтегрированными участниками рынка способствует приобретению вертикально-интегрированными нефтяными компаниями значительной рыноч-

ной власти, создает высокую потенциальную возможность не только воздействовать на структуру товарных рынков, но и оказывать существенное влияние на состояние конкуренции, ее уровень, интенсивность и перспективы развития, что приводит к негативным социально-экономическим последствиям.

В последние годы в нефтегазовом секторе экономики все острее проявляются неблагоприятные тенденции: нефтепереработка по темпам развития начинает отставать от других производств, при этом цены на нефтепродукты растут значительно быстрее, чем на другие товары. Внутренний рынок нефтепродуктов неустойчив, практически отсутствует конкуренция продавцов нефтепродуктов в регионах, как в оптовом, так и в розничном звене, в результате наблюдается скачкообразный рост цен на основные виды топлив; периодически возникают региональные дефициты; качество нефтепродуктов остается в целом на низком уровне; слабо используются биржевые финансовые инструменты, не сформирована единая система ценовых индикаторов. Сохраняется непрозрачность рынка, что в некоторой степени связано с закрытостью информации о сети нефтебаз и об автозаправочных станциях, потреблении нефтепродуктов по субъектам Российской Федерации. Все это требует более широкого и гибкого проведения государственной

Таблица 1

Результаты анализа рыночной концентрации на рынке нефтепродуктов2

№ Показатель В России В Тюменской области

1 Коэффициент рыночной концентрации 47% < CR3 < 50%, 55% < CR4 < 59%, 1300 < НН < 1800 — рынок умеренно концентрированный 71% < CR3 < 87%, 80% < CR4 < 90%, 2300 < НН < 3500 — рынок высококонцентрированный

2 Индекс Герфиндаля-Гиршмана

3 Коэффициент Линда 0,290 (семь хозяйствующих субъектов, характер олигополии — «расплывчатая») 0,893 (2 хозяйствующих субъекта, характер олигополии — «жесткая»)

1 Бутырина Е. Обзор рынка нефтепродуктов // Панорама. 2010. № 23. С. 21-23. 2 Рассчитано автором.

ким инструментарием и направлено, прежде всего, на устранение правонарушений, а не на развитие конкуренции. Задача развития конкуренции требует совершенствования всех инструментов экономического регулирования, в том числе налоговой и таможенно-тарифной политики, государственных закупок и формирования тарифов естественных монополий.

Ценовая стратегия нефтяных компаний состоит в методичном повышении цен в оптовом и розничном звеньях реализации нефтепродуктов. Злоупотребляя единоличным или коллективным доминирующим положением на рынках, координируя свои действия, ВИНК формируют инфляцию издержек в региональных экономических системах.

В таблице 2 представлены основные инструменты государственного регулирования рынка нефтепродуктов.

В итоге поведение основных игроков рынка (в частности нарушение антимонопольного законодательства с их стороны)

Таблица 2

Инструменты регулирования рынка нефтепродуктов

Инструменты регулирования рынка Регулирующие институты Задачи

Регулирование ценообразования путем утверждения методик расчета ФАС РФ Минэнерго РФ Установление ценовых индикаторов

Налоговые инструменты: 1. НДПИ. 2. Акцизы ФНС РФ 1. Изъятие сверхдоходов. 2. Повышение качества нефтепродуктов

Регулирование условий внешней торговли (экспортные таможенные пошлины) ФТС РФ Контроль над объемами поставок на внутренний и внешний рынок

Контроль над уровнем рыночной концентрации в отрасли ФАС РФ Создание благоприятных рыночных условий

Регулирование ценообразования путем развития биржевой торговли нефтепродуктами Законодательные и исполнительные государственные органы РФ Создание конкуренции по цене, получение информации о сделках

Создание государственного резерва нефтепродуктов Правительство РФ Снижение рисков возникновения дефицита нефтепродуктов, снижение влияния сезонности

Регулирование ценообразования с использованием административных мер Правительство РФ Недопущение установления монопольно высоких и монопольно низких цен

политики в области регулирования рынка нефтепродуктов, прежде всего на региональном уровне.

Систематизация экономических инструментов государственного регулирования рынка нефтепродуктов

Основной задачей экономической политики является формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Поэтому реализуемая государством экономическая политика должна основываться на конкурентных принципах.

До настоящего времени в качестве основы реализации конкурентной политики использовались защитные механизмы. В первую очередь, к ним относится применение антимонопольного законодательства. Сложность заключается в том, что антимонопольное регулирование ограничено довольно уз-

является одним из ценообразующих факторов на российском рынке нефти.

На уровень и динамику оптовых цен на нефтепродукты оказывают влияние следующие основные факторы: конъюнктура внешнего рынка, соотношение спроса и предложения, система налогообложения, поведение основных игроков рынка.

Влияние конъюнктуры внешнего рынка обусловлено зависимостью цен на нефтепродукты от мировых цен; соотношение спроса и предложения и состояние конкуренции на внутреннем рынке являются естественными рыночными факторами влияния; система налогообложения представляет собой основной государственный регулятор экономического характера; ощутимое воздействие на цену основных игроков рынка объясняется наличием на рынке явных признаков монополистической деятельности.

Цена на нефтепродукты складывается из трех главных компонентов — налогов, таможенных пошлин и мировой цены. В частности, доля налогов в цене на бензин достигает 60-65%, 20% из которых приходится на НДПИ, 17% — на акциз3. Уровень цены в меньшей степени зависит от соотношения спроса и предложения, а сам процесс формирования этой цены непрозрачен и непонятен участникам рынка, т. е. отсутствует корреляция между реальными рыночными процессами и текущим уровнем цены на нефтепродукты.

Повышение стабильности ценовой конъюнктуры на внутреннем рынке нефтепродуктов является системной задачей, для решения которой федеральным органам исполнительной власти необходимо реализовать комплекс мер, не предусматривающий прямого вмешательства в ценообразование на нефтепродукты, способствующий формированию конкурентной среды в отрасли,

3 Пельменева А. А. Государственное регулирование нефтегазового рынка России [Электронный ресурс] URL: http://science.ncstu.ru/conf/past/2008/12region/3_ econom/555.pdf.

в том числе определение ценового индикатора в соответствии с методикой формульного образования. В таблице 3 представлены методики формирования ценового индикатора внутренней цены на нефтепродукты, предложенные Федеральной антимонопольной службой России (ФАС), Минэнерго и вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК).

На примере цен на бензин марки «Пре-миум-95» автором были проанализированы предлагаемые подходы формульного ценообразования, а также проведены сравнительные расчеты, обосновано, что наиболее приемлемым и отвечающим рыночным требованиям является формула, предложенная Федеральной антимонопольной службой России (табл. 4).

Следует отметить, что средняя фактическая цена оптового рынка на бензин «Пре-миум-95» в 2012 г. составляла 34 082 руб. /т4, следовательно, превышал среднюю фактическую цену бензина только верхний предел цены бензина, рассчитанный по формуле «Лукойла». В целом, полученные данные расчета показывают, что самая низкая оптовая цена на бензин получается по формуле Минэнерго, самая высокая (если учитывать среднюю величину) — по формуле «Лукойла». В то же время фактические рыночные цены завышены по сравнению с расчетными.

Поскольку рыночные цены различаются по регионам (по статистическим данным), автором проведено обоснование применения корректирующего коэффициента к формульной цене соответствующего региона. Расчет проводился на основании выявления среднего значения цены нефтепродуктов и соотнесения с ним цен, сложившихся в указанном регионе. Такой коэффициент для Тюменской области составит в среднем по бензинам 1,08, по дизельному топливу 1,04.

4 Топливно-энергетический комплекс России 20002009. Справочно-аналитический обзор. М.: Институт энергетической стратегии, 2010.

Таблица 4

Цена на бензин марки «Премиум-95» в 2012 г., руб. /т.5

Таблица 3

Формулы ценообразования на нефтепродукты

Организации Базис формулы Отклонение Следствие

ФАС Экспортный эквивалент (нет-бэк) Отклонение от эквивалента на 1-2% Поддержание минимального уровня цен на нефтепродукты на российском рынке

Цнпз = NBHra ± 1-2%,

Минэнерго Экспортный эквивалент (нет-бэк) Возможность превышения цены над эквивалентом до 20% Поддержание среднего уровня цен на нефтепродукты на внутреннем рынке

Цнпз _ МВНПз • (1 + 20 / 100)

ВИНК (ЛУКОЙЛ) Приведенная мировая цена (экспортный эквивалент без учета трансп. расходов) Отклонение от приведенной мировой цены на 20% вниз или вверх Допускается максимальный уровень цен на нефтепродукты в России

Ц = Ц ± 20%, ^нпз ^пм ' '

где Цнпз — рыночный индикатор внутренней цены на нефтепродукты; ЫВнпз — экспортный эквивалент (нет-бэк); Цпм — приведенная мировая цена (экспортный эквивалент минус транспортные расходы)

Методика расчета Январь Апрель Июль Октябрь

Формула «Лукойла»: — средняя величина; — верхний предел; — нижний предел 27 986,07 33 583,29 22 388,86 22 780,10 27 336,12 18 224,08 30 360,86 36 433,03 24 288,69 28 356,20 34 027,44 22 684,96

Формула ФАС РФ: — чистый net-back; — премиальный net-back; — возможный net-back 25 748,34 26 728,48 27 139,07 20 172,19 21 152,32 21 562,91 27 801,32 28 781,46 29 192,05 25 774,83 26 754,97 27 165,56

Формула Минэнерго РФ 23 262,61 17 341,13 26 013,24 23 791,72

Предложения по совершенствованию государственного регулирования рынка нефтепродуктов на региональном уровне

Рыночным механизмом ценообразования является товарная биржа. Создание биржевого рынка в России позволит решить целый ряд важнейших государственных задач, в числе которых:

• обеспечение устойчивости внутреннего рынка нефтепродуктов и выявление экономически обоснованного уровня цен на нем;

• формирование необходимой рыночной информации в нефтяном секторе;

• обеспечение возможностей страхования рисков от неблагоприятного колебания цен на реальный товар для производителей и потребителей нефтепродуктов;

• существенное снижение затрат бюджета при закупке нефтепродуктов для госнужд.

В настоящее время биржевая торговля нефтепродуктами не получила широкого

5 Рассчитано автором.

применения; цены, формируемые в результате торгов нельзя рассматривать как рыночные. Федеральной антимонопольной службой предлагается обязать нефтяные компании реализовывать, используя биржевые площадки, не менее 10% продаж бензина и не менее 5% продаж дизельного топлива.

Такой объем товарооборота не сможет обеспечить формирование рыночной цены, способной стать ценовым индикатором для внутреннего рынка6. Обязательный объем продаж требуется увеличить как минимум вдвое. Кроме того, по мере развития нефтепереработки в регионах необходимо формировать региональные электронные биржевые площадки нефтепродуктов, что позволит вопросы реализации решать более оперативно, а также рационализировать логистические процессы. В целях мотивации продаж для участников торгов автором предлагается предоставлять льготу по налогу на добавленную стоимость (ставку НДС снизить с 18 до 15%).

Действенным механизмом развития внутреннего рынка нефтепродуктов должен стать таможенный тариф. Главным недостатком существующей системы применения таможенной пошлины является недостаточное использование регулирующей функции, в частности, отсутствие стимула для экспорта высококачественных нефтепродуктов. В настоящее время более 50% экспортируемых нефтепродуктов составляют темные продукты первичной переработки (прежде всего мазут)7. В целях развития глубокой нефтепереработки, а также экспорта высококачественных нефтепродуктов предлагается поэтапное введение запретительной экспортной пошлины на мазут с одновременным введением льготных ставок экспортных

6 Программа развития конкуренции в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 19.09.2009 г. № 691-р.

7 Авдашева С. Б. Акциз на бензин надо отвязать

от цены нефти [Электронный ресурс] URL: http://www. mn.ru/newspaper_opinions/20110426/301391517.html.

пошлин на высококачественные нефтепродукты глубокой переработки (при условии финансирования высвобождаемых средств в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов). Расчеты автора показали, что размер ставки вывозной пошлины на мазут должен составить 1,8 от уровня вывозной пошлины на нефть (в сравнении с коэффициентом 0,95, планируемым к применению в настоящее время). Стимулированием экспорта высококачественных нефтепродуктов (с одновременным повышением их конкурентоспособности на мировом рынке) могло бы стать снижение вывозной пошлины на 20%8. Непременным условием предоставления такой льготы для экспортеров является инвестирование высвобождаемых финансовых ресурсов в дальнейшую модернизацию нефтеперерабатывающих производств, направленную на углубление переработки нефти.

Акцизы на нефтепродукты по своей экономической сущности представляют собой ценоформирующую альтернативу таможенной пошлине, определяющей привлекательность сбыта продукции на внутреннем рынке. Таким образом, ставки акциза можно привязать к ставкам таможенных пошлин и использовать их в качестве стимулирующего экономического регулятора, влияющего на заинтересованность нефтяной компании в сбыте на внутреннем рынке. В настоящее время начинают применяться меры, направленные на мотивацию нефтеперерабатывающих предприятий на повышение качества производимых нефтепродуктов — для них установлены более низкие ставки акциза, а также принят техрегламент, в соответствии с которым должна измениться структура производства (снятие с производства нефтепродуктов класса Евро-2).

Государственные закупки нефтепродуктов на региональном уровне, в том числе

8 Краснова М. И., Краснова Т. Л. Особенности налогообложения нефти и нефтепродуктов в России. Материалы 1 Международной научно-практической конференции 20-21.09.2012. Ч. 2. Днепропетровск. С. 100-103.

Федеральный уровень

Инструменты

Региональный уровень

О

Рис. 1. Механизм государственного регулирования рынка нефтепродуктов в регионе

через биржи, станут источником накопления запасов, которые впоследствии можно использовать для проведения государственных интервенций. В результате обоснования был определен размер государственного запаса для условий Тюменского региона, сроки покупки и продажи в соответствии с сезонным характером рынка нефтепродуктов, а также влияние на рыночное ценообразование9. Создание госрезервов позволит также решить проблему возникновения дефицита нефтепродуктов в случае остановки НПЗ на ремонт и модернизацию. Требуется также строительство новых НПЗ, которое должно сопровождаться оптимизацией транспорт-но-логистической системы — в настоящее время затраты на транспортировку нефтепродуктов превышают затраты на добычу, что обусловлено нерациональным размещением НПЗ по регионам и неразвитостью транспортной инфраструктуры.

Налоговая система для целей формирования конкурентной среды на региональных рынках нефтепродуктов используется также недостаточно эффективно. Учитывая, что барьеры входа для новых участников рынка достаточно высоки, необходимо для начала создать благоприятные льготные налоговые условия, такие как налог на имущество, транспортный налог и налог на прибыль (в региональной части). Льготы должны предоставляться дифференцированно по видам налогов (50-100%) на стадии вхождения на рынок (от 1 до 3 лет). Кроме того, учитывая трансфертный характер ценообразования на нефтепродукты в подразделениях ВИНК, целесообразно ввести региональный налог с продаж в оптовом звене на уровне 2% от выручки (без НДС). Это поднимет конкурентоспособность самостоятельных не-

9 Краснова М. И. Конкуренция на рынке нефтепродуктов Тюменского региона. Вопросы экономики и управления: сб. науч. статей по итогам международной научно-практической конференции. Волгоград. 20-21 декабря 2010 г. / под ред. докт. экон. наук, проф. И. Е. Бельских. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2011. С. 132-133.

интегрированных участников рынка, а также компенсирует выпадающие поступления налогов в результате предоставления налоговых льгот.

Для обеспечения стабильного предсказуемого развития регионального рынка нефтепродуктов представляется целесообразным осуществить раскрытие информации об остатках запасов нефтепродуктов в нефтепродуктохранилищах, механизме ценообразования, а также предполагаемых объемах поставок.

В общем виде механизм государственного регулирования конкуренции в контексте взаимодействия федерального и регионального уровней управления представлен на рис. 1.

Кроме того, Программой развития конкуренции предусматривается необходимость реализации, в том числе, следующих направлений10:

• уменьшение издержек входа на рынок, в том числе путем снижения административных барьеров;

• стимулирование нефтяных компаний к реализации части нефтепродуктов на открытых торгах, с использованием биржевых технологий в целях вовлечения в оборот дополнительных объемов нефтепродуктов и обеспечения доступа к ним всех участников рынка на основе прозрачных рыночных процедур;

• формирование перечня показателей состояния рынков и информации о деятельности нефтяных компаний, включая планы и фактический выпуск нефтепродуктов, наличие свободных мощностей по переработке нефти и хранению нефтепродуктов, остаток топливных ресурсов и другую информацию, необходимую для формирования ожиданий и принятия бизнес-решений участниками рынка, а также определение порядка ее опубликования уполномоченными организациями;

10 Программа развития конкуренции в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 19.09.2009 г. № 691-р.

• создание условий для увеличения числа компаний по добыче нефти, в том числе за счет стимулирования развития независимых от нефтяных компаний перерабатывающих мощностей, определение порядка недискриминационного доступа к транспортной инфраструктуре в целях вовлечения в разработку дополнительных объемов запасов сырья;

• проведение анализа и исключение избыточных административных барьеров при выполнении работ по разведке, добыче, хранению и транспортировке нефти, при получении разрешений на строительство автозаправочных станций и выделении участков под такое строительство.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Таким образом, возможности использования системы государственного регулирования с учетом направлений ее совершенствования на различных уровнях управления (федеральном и региональном) будут способствовать развитию конкуренции на рынке нефтепродуктов в регионе.

Список литературы

1. Авдашева С. Б. Акциз на бензин надо отвязать от цены нефти [Электронный ресурс] URL: http://www.mn.ru /newspaper_opinions / 20110426/301391517.html.

2. Бутырина Е. Обзор рынка нефтепродуктов // Панорама. 2010. № 23. С. 21-23.

3. Краснова М. И. Конкуренция на рынке нефтепродуктов Тюменского региона. Вопросы экономики и управления: сб. науч. статей по итогам международной научно-практической конференции. Волгоград, 20 -21 декабря 2010 г. / под ред. докт. экон. наук, проф. И. Е. Бельских. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2011. С. 132-133.

4. Краснова М. И., Краснова Т. Л. Особенности налогообложения нефти и нефтепродуктов в России. Финансовый механизм решения глобальных проблем: предупреждение экономических кризисов: материалы 1 Международной научно-практической конференции 20-21.09.2012. Ч. 2. Днепропетровск. С. 100-103.

5. Ленкова О. В., Чистякова Г. А. Методический подход к обоснованию розничных цен на нефтепродукты // Современная конкуренция. 2012. № 1 (31).

6. Пельменева А. А. Государственное регулирование нефтегазового рынка России [Электронный ресурс] URL: http://science.ncstu.ru/conf/ past/2008/12region/3_econom/555.pdf.

7. Программа развития конкуренции в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 19.09.2009 № 691-р.

8. Топливно-энергетический комплекс России 2000-2009. Справочно-аналитический обзор. М.: Институт энергетической стратегии, 2010.

9. Юсупова Г. Ф. Антимонопольные дела против российских нефтяных компаний (2008-2009 гг.) новые цели и новые инструменты государственной политики? // Современная конкуренция. 2009. № 6 (18).

M. Krasnova, Postgraduate student, Department of Economics, organization and management, Tyumen State Oil and Gas University, TyumGNGU, Tyumen, krasnovami@gmail.ru

economíc ínstruments of state regulatíon of competítíon ín the oíl market

The article describes the main economic instruments of state regulation, are currently in use in the oil market. Revealed that the market is not enough competitive, has displays of regional monopolies, the disparity of oil-date, which proves the effectiveness of the lack of government policy in this area. Show the direction of improvement of such instruments of state regulation at the federal and regional levels, as the formation of price indicators for petroleum products, exchange trade, customs and tax policy, the implementation of trade interventions.

Keywords: market of petroleum products, competition, government regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.