Научная статья на тему 'Антимонопольная политика как метод регулирования несовершенной конкуренции на рынке нефтепродуктов'

Антимонопольная политика как метод регулирования несовершенной конкуренции на рынке нефтепродуктов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1463
458
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фрыгин В. И.

Статья посвящена антимонопольной политике государства на рынке нефтепродуктов. В ней рассмотрена структура самого рынка, его особенности, основные участники, экономические инструменты, применяемые государством на данном рынке, а также его законодательное регулирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTIMONOPOLY POLICY AS A METHOD OF REGULATION OF IMPERFECT COMPETITION IN THE MARKET OF OIL PRODUCTS

The article is devoted to the antimonopoly policy of state in the market of oil products. In the article the structure of the market, its features, the main participants, the economic intsrument applied by the state in this market, and also its legislative regulation is considered.

Текст научной работы на тему «Антимонопольная политика как метод регулирования несовершенной конкуренции на рынке нефтепродуктов»

УДК 338

В.И. Фрыгин*

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ

Статья посвящена антимонопольной политике государства на рынке нефтепродуктов. В ней рассмотрена структура самого рынка, его особенности, основные участники, экономические инструменты, применяемые государством на данном рынке, а также его законодательное регулирование.

Ключевые слова: нефтепродукты, антимонопольная политика, конкуренция, рынок нефтепродуктов, ФАС России, ВИНК.

Государственное регулирование поведения экономических субъектов на рынке играет важную роль в организации отношений между ними. Вмешательство государственных органов в экономику происходит с целью упорядочения влияния отдельных хозяйствующих субъектов на другие.

В настоящее время любой рынок является рынком несовершенной конкуренции, поэтому есть риск применения на нем определенных нерыночных инструментов с целью получения выгоды. В данный момент нефтяная промышленность является определяющей для всей российской экономики. Действительно, на сегодняшний день Россия, как никогда, привязана к нефти, а от цен на нее зависит и дефицит государственного бюджета, и рост благосостояния граждан. В настоящее время рынок нефтепродуктов представлен несколькими общероссийскими и региональными компаниями: «Лукойл», «Сибнефть», «ТНК», «Татнефть», «Роснефть», «Транснефть», «РиТек», «Башнефть», «Сургутнефтегаз» и некоторыми другими. Объемы добычи этих компаний существенно различаются. Основными игроками на рынке являются общероссийские компании.

Структура нефтяной отрасли в Российской Федерации имеет олигопольный характер и отмечена наличием вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), которые осуществляют деятельность на всех сегментах рынка: добыча и переработка нефти, хранение, оптовая, мелкооптовая и розничная реализация нефтепродуктов. В течение 2004—2008 гг. сохранялась устойчивая тенденция дальнейшего роста экономической концентрации и сокращения количества независимых участников рынка, а также увеличения присутствия на рынках нефтяной отрасли компаний с государственным участием [1]. Такая информация содержится в докладе ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» (за 2008 год). Резюмируя информацию, содержащуюся в данном докладе, можно сделать следующие выводы:

— количество малых независимых добывающих компаний и объем добываемой ими нефти продолжает сокращаться;

* © Фрыгин В.И., 2012

Фрыгин Валентин Игоревич (valek-kc@mail.ru), кафедра экономической теории Самарской государственной областной академии (Наяновой), 443001, Российская Федерация, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 196.

— количество независимых АЗС за последние три года снизилось с 70 % до чуть более 50 % [2].

Основными проблемами, с которыми сталкиваются потенциальные и действующие участники рынка, являются: ограничение или отсутствие доступа независимых участников рынка к мощностям по переработке нефти; ограничение или отсутствие возможности для независимых участников рынка поставлять нефтепродукты в отдельные регионы; ограничение или отсутствие доступа независимых участников рынка к мощностям по хранению нефтепродуктов; наличие хозяйствующих субъектов, которые доминируют на рынке хранения нефтепродуктов и одновременно осуществляют их розничную реализацию; наличие у ВИНК большого административного ресурса; высокие первоначальные затраты [3].

Внутренняя цена на российскую нефть формируется в результате оценки альтернативы поставки нефти на экспорт (железнодорожным транспортом) к продаже ее давальцам для переработки на НПЗ. Такая структура предложения нефти не позволяет говорить о свободной конкурентной ее цене на внутреннем рынке России. Фактически внутренняя цена рассчитывается методом netback (вычитание таможенной пошлины из экспортной цены) и, несмотря на различия в структуре рынка и условиях формирования цены на российском и мировых рынках, зависит от динамики мировых цен. Проанализировав данные об объеме предложения нефти на свободном внутреннем рынке, можно сделать вывод, что цена на нефть в России определяется в результате баланса спроса и предложения на относительно небольшие объемы нефти, не отражающие баланс рынка в целом [4].

Существенным фактором, оказывающим влияние на уровень и динамику внутренних цен на нефтепродукты, является монополизированная система реализации нефтепродуктов внутри страны, характеризующаяся непрозрачным ценообразованием и закрытостью хозяйственных отношений между участниками рынка. По сложившейся практике нефтепродукты, производимые ВИНК на собственных НПЗ, реализуются оптом в следующем порядке приоритетности: 1) экспорт, 2) сбытовые компании, входящие в данную ВИНК, 3) независимые участники рынка. Как правило, сбытовые компании, входящие в группу ВИНК, не оформляют сделки купли-продажи нефтепродуктов при их последующей реализации на АЗС ВИНК, поскольку АЗС ВИНК не являются отдельным от этой сбытовой компании юридическим лицом. В результате такой непрозрачной схемы издержки по реализации и объемы нефтепродуктов распределяются непропорционально между АЗС ВИНК и независимыми АЗС, что создает неравные условия для функционирования участников розничного рынка нефтепродуктов, а также делает невозможным сравнение условий работы АЗС ВИНК и независимых АЗС [5].

Особенно остро непрозрачная сбытовая политика ВИНК влияет на рынок в периоды сезонного роста спроса на нефтепродукты, когда независимые участники испытывают острый дефицит продукта, в то время как компании ВИНК такого дефицита не ощущают. Реализация нефтепродуктов с НПЗ ВИНК независимым участникам происходит на полузакрытых торгах (или при отсутствии таковых), в которых могут принять участие приближенные к ВИНК компании. Как правило, схема таких продаж поощряет коррупцию среди менеджмента ВИНК, который создает «бумажные» посреднические структуры. Таким образом, действительно независимые от ВИНК компании не имеют возможности купить продукт непосредственно с НПЗ ВИНК и приобретают его у таких посредников по завышенной цене. Кроме того, при продаже оптовых партий нефтепродуктов с НПЗ ВИНК повсеместно выставляется условие запрета на их розничную прода-

жу в регионах, где располагаются автозаправочные комплексы данной ВИНК. Такая сбытовая политика, проводимая практически всеми ВИНК, стимулирует неэффективоность и необоснованные издержки на логистику, «бумажных» посредников, излишние запасы и т. д. Все это способствует формированию необъективных, завышенных цен на нефтепродукты.

Устройство рынка, порожденного и поддерживаемого всеми крупнейшими ВИНК, наносит ущерб эффективности самих ВИНК. Рынок нефтепродуктов, являясь непрозрачным, разделяется на зоны влияния различных ВИНК в оптовом и розничном сегментах. Ориентированность на экспорт, непрозрачность существующей системы продаж нефтепродуктов способствует недоверию между ВИНК, каждая из которых контролирует ситуацию только в зонах своего, как правило, доминирующего влияния. Общее описание сложившейся структуры выглядит следующим образом: добываемая ВИНК нефть перерабатывается на собственном НПЗ и реализуется на собственных АЗС вне зависимости от территориальной удаленности этих объектов производственной цепи друг от друга. Несмотря на очевидную привлекательность торговли нефтью и нефтепродуктами между ВИНК, этого не происходит. Таким образом, по мнению ФАС России, негативное влияние на эффективность работы компаний и свободное ценообразование на нефть и нефтепродукты в России вертикальной интеграции может быть устранено через существенное повышение прозрачности при операциях с нефтью и нефтепродуктами и вовлечение в торговый оборот нефти и нефтепродуктов, принадлежащих ВИНК [6].

В соответствии со своими полномочиями, на основании норм Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при выявлении факта ценового сговора, установления монопольно высоких цен или иных злоупотреблений доминирующим положением и наличии надлежащих доказательств ФАС России и ее территориальные органы выносят предписания об устранении нарушений и совершении действий, направленных на развитие конкуренции, а также налагают на нарушителей административные штрафы, размер которых рассчитывается в процентах от годового оборота компании [7].

В период с августа 2008 года по январь 2009 года, когда мировые цены на нефть упали, темпы и уровень снижения розничных цен на автомобильное топливо значительно отставали от снижения цен на нефть и оптовых цен на нефтепродукты. В связи с этим территориальные управления ФАС России возбуждали дела по фактам либо установления монопольно высоких розничных цен на бензин и дизельное топливо, либо согласованных действий хозяйствующих субъектов, приводящих к поддержанию цен, надбавок (ст. 10, 11 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»). Дела рассматривались территориальными управлениями, поскольку розничные рынки реализации нефтепродуктов являются региональными или локальными.

Всего в 2008—2009 годах ФАС России и ее территориальные органы рассмотрели порядка 200 дел в отношении нефтяных компаний, работающих как с оптом, так и с розницей. По 113 делам приняты решения о признании факта нарушения, наложены штрафы на общую сумму более 6 млрд рублей. Большая часть из них приходится на крупнейшие нефтяные компании.

ФАС России признала, что летом 2008 года крупнейшие вертикально интегрированные нефтяные компании при реализации нефтепродуктов с принадлежащих им НПЗ установили монопольно высокие цены на оптовых рынках. Начиная со второй половины января 2009 года ситуация изменилась — наблюдался резкий рост оптовых цен на нефтепродукты. По данным незави-

симого информационно-аналитического центра «Кортес», с начала 2009 года оптовые цены реализации нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов в среднем по России выросли: на дизельное топливо — на 23 %; на бензин А-76 - на 37 %; на бензин А-92 - на 57 %; на бензин А-95 - на 14 % [8]. Указанное повышение оптовых цен привело к снижению доходности операций на розничных рынках (розничной маржи). Были установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства крупнейшими российскими нефтяными компаниями в январе-феврале 2009 года:

1) повышение указанными компаниями оптовых отпускных цен на нефтепродукты на внутреннем рынке до уровня, превышающего уровень мировых цен (цен конкурентного рынка) с учетом расходов на транспортировку;

2) резкое повышение отпускных цен на всех основных нефтеперерабатывающих заводах, не соответствующее динамике цен на нефть.

26 февраля 2009 года Правительством Российской Федерации в рамках программы развития конкуренции были одобрены предложения и мероприятия, направленные на стабилизацию ситуации на рынке нефтепродуктов, а именно:

- увеличение объемов реализации нефтепродуктов на открытых торгах;

- обеспечение свободного и равного доступа всех участников рынка, в том числе иных ВИНК, к купле-продаже произведенных ВИНК нефтепродуктов на всех сегментах рынка (НПЗ-опт-розница);

- разделение видов деятельности ВИНК между различными юридическими лицами в рамках одного холдинга для вовлечения в оборот на основе конкурентных отношений между поставщиками и покупателями;

- формирование перечня показателей состояния рынков и информации о деятельности нефтяных компаний, в том числе планы и фактический выпуск нефтепродуктов, наличие свободных мощностей по переработке нефти и хранению нефтепродуктов, и определение порядка ее опубликования;

- утверждение методологии расчета внутренних индексов цен на нефтепродукты и процедур их использования федеральными органами исполнительной власти, а также рекомендование их для использования в долгосрочных договорах;

- создание условий для развития независимых от ВИНК компаний в добыче и переработке нефти, в том числе за счет стимулирования развития независимой от ВИНК переработки;

- определение порядка недискриминационного доступа к транспортной инфраструктуре в целях вовлечения в разработку дополнительных объемов запасов сырья;

- исключение избыточных административных барьеров при проведении работ по разведке, добыче, хранению и транспортировке нефти, при получении разрешений и выделении участков под строительство автозаправочных станций [9].

То, что нефтяной промышленности уделяется большое внимание, подтверждает и тот факт, что 12 октября 2009 года при Федеральной антимонопольной службе России был создан Экспертный совет по развитию конкуренции на рынках нефти и нефтепродуктов. Экспертный совет был образован в целях рассмотрения вопросов и подготовки предложений, направленных на развитие конкуренции на рынках нефти и нефтепродуктов, а также смежных рынках, включая транспортировку указанных товаров. Совет был сформирован из представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, участников рынков нефти и нефтепродуктов, научных организаций, представителей союзов и общественных объединений и независимых экспертов [7].

Июльский доклад ФАС «О состоянии конкуренции в РФ» свидетельствует, что «функции ФАС постоянно расширяются», а «количество возбужденных дел значительно и несопоставимо ни с одной другой страной с развитой рыночной экономикой» и при этом быстро растет год от года. ФАС объясняет это «антиконкурентными тенденциями», но есть и другое объяснение: расширение полномочий ФАС и рост числа дел подкрепляют друг друга. Ужесточение законов создает новых нарушителей, а рост их числа позволяет инициировать новое ужесточение закона. Наращивание оборотов происходит тем проще, что в отличие от большинства других ведомств ФАС одновременно разрабатывает законы и сама же их применяет. Направленная на предотвращение такого конфликта интересов реформа 2004 г. обошла ФАС стороной [8].

Экономическая теория действительно показывает, что монополисты в некото -рых обстоятельствах могут устанавливать повышенную наценку, а это влияет на уровень цен. Но повышенная наценка не означает повышенного роста или замедленного падения цен в монополизированной отрасли. Если наценка постоянна, то рост цен в отрасли будет только следовать за ростом цен у поставщиков. Если же величина наценки меняется, значит, прежде действовавшая наценка перестала быть оптимальной в силу изменения спроса или издержек. Но тогда именно эти изменившиеся факторы и объясняют изменение цен [8].

Динамика потребительских цен на бензин и дизельное топливо на территории Российской Федерации по состоянию на 25 июля 2011 года по сравнению с декабрем 2010 года составила в среднем от 106 до 118 % [9].

Данная ситуация не должна удивлять. Пока ФАС совмещает функции применения права с функциями его создания, она будет служить интересам и удобству того, кто созданием этих законов и занимается, имея при этом возможность вовремя подбирать подходящие для обоснования нормотворчества примеры. Остается надеяться, что однажды правительство разорвет этот антимонопольный порочный круг.

Библиографический список

1. О состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2008 год: доклад ФАС России // Федеральная антимонопольная служба [Электронный ресурс]. URL: http:// www.fas.gov.ru/about/list-of-reports/list-of-reports_8.html.

2. Анализ ФАС рынка нефтепродуктов в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.diztoplivo.com/news/.

3. Душко А. П. Зарубежный опыт создания рынка совершенной конкуренции в сфере естественных монополий и возможности его использования в энергетике России // Проблемы современной экономики: евразийский международный научно-аналитический журнал. 2006. № 1/2. С. 159—165.

4. Подколзина И. Какие факторы влияют на динамику нефтяного рынка? // Вопросы экономики. 2009. № 2. С. 90-194.

5. Экономический анализ рынка олигополии в России [Электронный ресурс]. URL: http://aknews.narod.ru/index.html.

6. О ценах на нефтепродукты // Федеральная антимонопольная служба [Электронный ресурс]. URL: http://www.fas.gov.ru/.

7. В ФАС создан совет по рынку нефти // Коммерсанть-Online. 2009. 13 октября. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1255252/.

8. Новиков В. Антимонопольное регулирование: проблемы объяснения уровня цен и объяснения динамики цен // Ведомости. 2009. 14 августа. URL: http://www.au92.ru/ msg/20090814_9081412.html.

9. Об объеме производства нефтепродуктов и потребительских ценах на них с 18 по 24 июля 2011 года // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.

V.I. Frygin*

ANTIMONOPOLY POLICY AS A METHOD OF REGULATION OF IMPERFECT COMPETITION IN THE MARKET OF OIL PRODUCTS

The article is devoted to the antimonopoly policy of state in the market of oil products. In the article the structure of the market, its features, the main participants, the economic intsrument applied by the state in this market, and also its legislative regulation is considered.

Key words: oil products, antimonopoly policy, competition, market of oil products, Federal Antimonopoly Service of the Russian Federation, vertically-integrated oil companies.

* Frygin Valentin Igorevich (valek-kc@mail.ru), the Dept. of Economic Theory, Samara State Nayanova Academy, Samara, 443001, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.