Научная статья на тему 'Теоретико-методологические аспекты информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации'

Теоретико-методологические аспекты информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5090
918
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Вооруженные силы Российской Федерации / информационное обеспечение / информационно-аналитическая деятельность / информационно-воспитательная работа / информирование общественности / координация деятельности СМИ / защита войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника / ГИС "Интернет". / protection of armies (forces) against information-psychological effect of the opponent / GIS "Internet". / Armed Forces of the Russian Federation / information support / information-analytical activity / information-educational work / informing of the public / coordination of activity of mass-media

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сакун Сергей Александрович

В статье содержится анализ общих теоретико-методологических аспектов теории информационного обеспечения применительно к деятельности войск (сил) и органов государственного и военного управления. Выделены основные компоненты системы информационного обеспечения, проанализированы основные направления деятельности органов государственного и военного управления по информационному обеспечению Вооруженных Сил РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains the analysis of the general theory-methodological aspects of the theory of information support with reference to activity of armies (forces) and bodies of the state and military administration. It also allocate the main elements of the system of information support, analyses the major directions of the activity of state management and military administration subject to the information support of Armed forces of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические аспекты информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации»

Сакун С.А.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В настоящее время в российском обществе происходит осознание необходимости создания современной системы информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации. От решения этой задачи все в большей степени зависят успешность и качество решения проблем военного строительства, повышение боеготовности и боеспособности войск (сил), и, в целом, военная безопасность страны.

Подходы к пониманию информационного обеспечения Вооруженных Сил РФ и его системы предполагают рассмотрение общих теоретикометодологических аспектов информационного обеспечения применительно к деятельности войск (сил) и органов государственного и военного управления1.

В связи с этим необходимо решить методологически важный вопрос о сущности системы информационного обеспечения. Анализ научных публикаций и диссертационных исследований показал, что различные аспекты информационного обеспечения исследовались в трудах А.А. Чертополоха [1 - 3], С.И. Репко [4], А.А. Глушаченкова [5], С.А. Кокутина [6], П.П. Фоменко [7] и др.

Изучение трудов зарубежных авторов позволило получить актуальную информацию по исследуемой проблеме, сопоставить содержание систем информационного обеспечения деятельности вооруженных сил в различных странах [8 -14]. Исследование показало, что активную научно-исследовательскую деятельность по разработке теоретических основ информационных операций - западного аналога информационного обеспечения - проводят США и их союзники по НАТО. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1992-2008 гг. ими была проделана поистине гигантская работа, кардинально обновившая всю доктринальнозаконодательную базу информационных операций в связи с изменениями в оперативном и тактическом искусстве, появлением новых коммуникационных технологий и технических средств информационных операций, а также с необходи-

1 Автор разрабатывает докторскую диссертацию на тему: "Информационное обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации 1992-2008 гг.: историческое исследование".

мостью учета уроков применения сил информационных операций в ходе военных операций в Афганистане и Ираке1.

Со своей стороны органы государственного и военного управления Российской Федерации в 1992-2008 гг. также формировали нормативно-правовую базу информационного обеспечения Вооруженных Сил2. Определение информационного обеспечения было дано в приказе министра обороны Российской Федерации 2005 г. № 555. В соответствии с ним информационное обеспечение Вооруженных Сил представляет собой деятельность, направленную на реализацию государственной информационной политики в области обороны и проводимую в целях создания благоприятных условий в информационной сфере, способствующих эффективному решению Вооруженными Силами стоящих перед ними за-дач3.

Научный подход к изучению информационного обеспечения Вооруженных Сил предполагает рассмотрение его как системы. В этой связи необходимо выделить основные компоненты системы информационного обеспечения Вооруженных Сил РФ. В систему информационного обеспечения Вооруженных Сил в самом общем виде входят следующие компоненты: цели, задачи, принципы, функции, объекты, субъекты, силы, средства информационного обеспечения, направления деятельности. Кратко рассмотрим содержание некоторых компонентов.

Выступая как самостоятельный процесс, информационное обеспечение Вооруженных Сил РФ имеет свои цели и задачи. Содержание целей и задач информационного обеспечения обусловлено характером военной и информационной политики Российского государства и особенностями решаемых задач органами государственной власти и общественностью.

1 См.: DOD Directive № 3600.1, Information Opérations. 2001. ОйоЬег; DOD Information Opérations Roadmap. 2003. 30 ОсШЬе^ JP 3 - 13 Information Opérations. 2006. 13 February и др.

2 См.: О Доктрине информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895 // Российская газета. 2000. 28 сентября; Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации системы информирования российской и зарубежной общественности: Директива министра обороны Российской Федерации от 5 марта 1999 г. Д-9; О мерах по совершенствованию информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации: Приказ министра обороны Российской Федерации от 7 апреля 2000 г. № 166; Об Управлении информации и общественных связей Министерства обороны Российской Федерации: Директива министра обороны РФ от 1 октября 2004 г. № Д-50; Об организации общественно-государственной подготовки личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации: Приказ министра обороны Российской Федерации от 8 мая 2005 г. № 170 и др.

3 См.: Об органах информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации: Приказ министра обороны РФ № 555 от 30 декабря 2005 г. М., 2005.

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденной указом Президента РФ в мае 2009 г., подчеркнуто, что угрозы информационной безопасности предотвращаются за счет совершенствования безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем критически важных объектов инфраструктуры и объектов повышенной опасности в Российской Федерации, повышения уровня защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем, создания единой информационно-телекоммуникационной поддержки нужд системы обеспечения национальной безопасности1.

К общим целям информационного обеспечения относятся: информационная поддержка реализации государственной военной политики; духовная консолидация общественных сил в стране по вопросам обеспечения военной безопасности; анализ социально-политической и информационной обстановки в стране; плановое и оперативное информирование войск и населения по актуальным военно-политическим вопросам и вопросам развития Вооруженных Сил; удовлетворение потребностей органов государственной власти, общественности и СМИ в информации о состоянии Вооруженных Сил; осуществление информационного взаимодействия органов военного управления с федеральными органами государственной власти РФ, государственными учреждениями и общественными организациями, средствами массовой информации в интересах военной деятельно-сти2.

Таким образом, информационное обеспечение Вооруженных Сил как достаточно самостоятельный вид деятельности органов военного управления имеет ясные цели, вытекающие из содержания государственной информационной политики в области обороны.

Основными принципами информационного обеспечения Вооруженных Сил

Российской Федерации являются: системность; достоверность; целеустремленность; плановость; непрерывность; оперативность; активность и ряд других. Рассмотрим их подробнее. Под системностью понимается реализация системного

1 См.: О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ № 537 от 12 января 2009 г. // Российская газета. 2009. 14 мая.

2 См.: Освещение контртеррористической операции на Северном Кавказе: Материалы встречи Секретаря Совета безопасности РФ С. Иванова с главными редакторами ведущих российских средств массовой информации 25 мая 2000 г. // Архив УВР СКВО. 2000. Д. 30. Л. 173.

подхода в информационном обеспечении Вооруженных Сил. Достоверность подразумевает использование проверенной, надежной, не вызывающей сомнение информации при организации информационного обеспечения контртеррористической операции. Объективность предусматривает беспристрастность, отсутствие предвзятости в оценке событий, явлений и процессов в зоне контртеррористической операции. Под целеустремленностью понимается сосредоточение основных усилий на важных направлениях в целях информационного обеспечения задач, решаемых Вооруженными Силами. Плановость предусматривает проектирование предстоящей деятельности по информационному обеспечению и определение основных направлений по достижению намеченных целей. Непрерывность подразумевает постоянное и беспрерывное осуществление информационного обеспечения деятельности Вооруженных Сил. Оперативность предусматривает своевременное реагирование на любые изменения информационной обстановки и принятие неотложных мер по улучшению общественного мнения. Под активностью понимается настойчивое стремление в любых условиях обстановки и всеми возможными способами добиться выполнения поставленных задач перед органами информационного обеспечения Вооруженных Сил.

Информационному обеспечению Вооруженных Сил как историческому процессу присущи определенные закономерности, которые представляют собой совокупность наиболее существенных, устойчивых, неоднократно повторяющихся информационных связей и отношений между субъектами и объектами, взаимодействующих в ходе выполнения Вооруженными Силами своих задач.

К основным закономерностям относятся следующие.

Во-первых, обусловленность целей, содержания, организации и способов информационного обеспечения характером военно-политической обстановки и целями государственной политики в области обороны.

Во-вторых, зависимость эффективного влияния информационного обеспечения на формирование высокого морального духа войск (сил) от глубокого понимания войсками (силами) целей и задач, степени укомплектованности частей и подразделений личным составом, оружием и боевой техникой, состояния боевой выучки и дисциплинированности военнослужащих1.

В-третьих, зависимость качества мероприятий информационного обеспечения от наличия в органах государственного и военного управления квалифицированных кадров, имеющих достаточный уровень информационной и военной подготовки, высокие морально-боевые и деловые качества. В ходе исследования установлено, что руководители и организаторы информационного обеспечения не всегда обладали необходимыми теоретическими и практическими знаниями и порой были не способны эффективно организовать эту работу как в мирное время, так и в боевой обстановке2.

Одним из важных компонентов системы информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации являются средства информационного обеспечения. Они включают федеральные, региональные и военные средства массовой информации, в том числе и электронные. По состоянию на 1 января 2008 г. Министерство обороны России являлось учредителем 41 газеты, в том числе: центральной - 1; видов (родов) - 2; окружных (флотских) - 10; объединений - 1; соединений - 24; вузов - 3. Издавалось 9 журналов: «Военная мысль», «Военно-исторический журнал», «Армейский сборник», «Российское военное обозрение», «Зарубежное военное обозрение», «Воин России», «Ориентир», «Морской сборник», «Военно-медицинский журнал». Среднеразовый тираж газет и журналов составлял около 200 тыс. экз [15].

Большое значение для информационного обеспечения Вооруженных Сил имело создание в 2005 г. государственно-патриотического телеканала «Звезда», охватывающего аудиторию в 35 млн чел. в 58 регионах России [16, с. 40]. На российском медиарынке ему присуща одна из самых высоких динамик развития.

1 См.: Справка о некоторых негативных процессах, имеющих место в Северо-Кавказском регионе и их влиянии на общественно-политическую обстановку в регионе // Архив УВР СКВО. 2002. Д. 29. Л. 46 - 47.

2 См.: Аналитическая записка о состоянии воспитательной и морально-психологической подготовки в частях Объединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе // Архив УВР СКВО. 1995. Д. 27. Л. 5 - 87.

Важным компонентом системы информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации являются направления деятельности органов государственного и военного управления: информационно-аналитическая деятельность, информационно-воспитательная работа, информирование общественности и координация деятельности СМИ, защита войск (сил) от негативного информационно-психологического воздействия, деятельность в ГИС «Интернет».

Одним из важнейших направлений информационного обеспечения Вооруженных Сил является информационно-аналитическая деятельность. Она представляет собой деятельность органов военного управления по сбору, обработке, анализу, хранению и передаче информации в интересах решения задач военного управления и морально-психологического обеспечения деятельности войск.

Вместе с тем она выступала как творческий процесс, направленный на вскрытие состояния и перспектив развития военно-политической обстановки в мире и отдельных регионах, определение состава и военного потенциала вероятного противника, его информационных возможностей, мест базирования, тактики и средств вооруженной борьбы и своевременное доведение сведений и выводов, касающихся оценки обстановки, до командования.

Последствия прихода к власти вначале 90-х гг. ХХ в. Дж. Дудаева в Чеченской Республике ярко показали органам государственного и военного управления необходимость глубоко и всесторонне оценивать военно-политическую обстановку, обращаться к анализу исторических, информационных и других факторов, вызывающих ее резкое изменение.

Главная цель информационно-аналитической деятельности в зоне контртеррористической операции на Северном Кавказе заключалась в определении источников военной опасности, характера и степени террористических угроз государству, а также факторов, которые могут повлиять на ход и исход вооруженного конфликта. Для достижения этой цели решались следующие задачи: изучение, анализ и оценка террористической обстановки как на Северном Кавказе, так и в целом на территории России; подготовка предложений органам государственного и военного управления для принятия решения по борьбе с терроризмом; сбор, анализ и оценка данных о террористических организациях, их финансовом и □ Атериальном обеспечении; анализ приемов и методов осуществления террористических актов; изучение сильных и слабых сторон незаконных вооруженных формирований, условий и способов ведения переговоров с их главарями; выявление и анализ информационных потребностей органов государственного и во-

енного управления, участвующих в проведении контртеррористической операции, а также поиск оптимальных способов их удовлетворения; формирование информационных ресурсов для системы обучения войск (сил) антитеррористиче-ской борьбе; выявление причин (факторов), влияющих на изменение обстановки и определение (прогнозирование) тенденций ее развития1.

Данная цель информационно-аналитической деятельности была обусловлена тем, что она являлась элементом принятия решения по развертыванию всей системы антитеррористической деятельности в стране. Актуальность информационно-аналитической деятельности органов государственного и военного управления состояла в том, что террористы действовали асимметрично, неожиданно, по сложно прогнозируемым сценариям. Опыт контртеррористической операции показал, что федеральные войска оказались не готовы к действиям в условиях асимметричных атак террористов. Иными словами, новый тип боевых действий на основе асимметричных атак предъявлял высокие требования к разведке, мониторингу военно-политической обстановки, прогнозированию характера военных угроз на основе автоматизированных систем.

Важным направлением в деятельности органов государственного и военного управления по информационному обеспечению Вооруженных Сил является информационно-воспитательная работа среди личного состава соединений, частей и подразделений. Информационно-воспитательная работа призвана влиять на сознание, чувства, волю и поведение военнослужащих в целях формирования у них высокого морального духа, военно-профессиональных навыков, развития необходимых морально-психологических качеств, а также воспитания в духе верности присяге и воинскому долгу.

Вторая половина 90-х гг. ХХ в. Стала серьезным испытанием для органов воспитательной работы. В этот период резко снизилось моральнопсихологическое состояние российских военнослужащих. По данным исследований, проведенных В.Л. Глебовым [17], О.В. Филимоновым [18], П.П. Фоменко [7], среди всех категорий военнослужащих преобладали настроения бесперспективности, бесполезности службы, пессимизма и апатии. В целях искоренения

1 См.: Анализ воспитательной работы и морально-психологического обеспечения в Объединенной группировке войск (сил) на Северном Кавказе за зимний период 2003 г. // Архив УВР СВ. 2003. Д. 7. Л. 196 - 201.

этих настроений в частях и соединениях Вооруженных Сил Российской Федерации была активизирована работа органов военного управления.

Ключевое место среди организационных форм информационного обеспечения в исследуемый период стали занимать общественно-государственная подготовка и информирование.

Общественно-государственная подготовка (ОГП) представляет собой плановые учебно-воспитательные занятия, направленные на формирование у военнослужащих готовности к защите Отечества, верности воинскому долгу. Процесс становления общественно-государственной подготовки шел непросто: в 19921993 гг. она не была обязательным предметом обучения в системе боевой подготовки. Эту ситуацию исправил приказ министра обороны Российской Федерации от 8 мая 1993 г. № 250 «Об организации общественно-государственной подготовки личного состава Вооруженных Сил РФ», который упорядочил ее проведение и придал статус одного из видов боевой подготовки личного состава частей и соединений.

Другой важной формой информационно-воспитательной работы является информирование всех категорий военнослужащих, общая организация которого определена в 2005 г. приказом министра обороны Российской Федерации № 79 «О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации». Под информированием личного состава понимается деятельность органов военного управления и воспитательной работы, направленная на предоставление военнослужащим необходимых для жизнедеятельности сведений и информации социально-политического, военно-технического и бытового характера. При изучении архивных документов было установлено, что роль информирования в воспитании военнослужащих с каждым годом повыша-ется1. Не последнюю роль в этом сыграл резкий рост цен на газеты и журналы, что сделало их недоступными большинству военнослужащих.

Таким образом, информационно-воспитательная работа охватывает широкий круг социально-экономических, военно-политических и служебно-боевых вопросов и направлена на мобилизацию военнослужащих для успешного выполнения поставленных учебно-боевых задач.

1 См.: Обзор состояния общественно-государственной подготовки и информирования военнослужащих Объединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе // Архив УВР СКВО.

1999. Д. 32. Л. 59 - 65.

Важным направлением деятельности органов государственного и военного управления по информационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации является информирование общественности и координация деятельности СМИ, которое представляет собой процессы организации информирования через средства массовой информации российской и зарубежной общественности о деятельности Вооруженных Сил, обеспечения взаимодействия Министерства обороны РФ со средствами массовой информации, информационной поддержки и информационного сопровождения открытых мероприятий, проводимых должностными лицами органов государственного и военного управления в российских и зарубежных СМИ.

Информирование общественности и координация деятельности СМИ включают: организацию взаимодействия с общественными организациями и союзами журналистов по вопросам информационной работы и работы Пресс-клуба военных обозревателей; организацию работы представителей российских и иностранных СМИ; организацию выездов российских и иностранных журналистов в воинские части и подразделения; осуществление методического обеспечения информационных мероприятий, обобщение опыта передовых методов информационной работы; организацию взаимодействия с информационными структурами Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ, органов военного управления Министерства обороны и других министерств и ведомств.

Важным направлением деятельности органов государственного и военного управления по информационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации является подготовка и проведение мероприятий защиты войск (сил) от негативного информационно-психологического воздействия. Процесс становления данного направления информационного обеспечения был непростым. Его особенностью стало то, что первоначально согласно приказу министра обороны России от 12 января 1993 г. № 150 «О введении в действие Положения об органах по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации» это направление информационной деятельности в войсках называлось «мероприятиями информационно-психологического противоборства». Однако низкая эффективность данных мероприятий во время боевых действий в Чеченской Республике (1994 - 1996 гг.) побудила органы военного управления пересмотреть подходы к организации этого направления информационного обеспечения, и в 1996 г. вышел приказ министра обороны Российской Федерации «О совершенст-

вовании морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации». В приказе с учетом опыта информационной борьбы с идеологическим аппаратом незаконных вооруженных формирований было определено, что защита войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника представляет собой комплекс согласованных по задачам, месту и времени мероприятий, проводимых в мирное и военное время командирами, штабами и органами воспитательной работы по предотвращению, срыву, нейтрализации (ослаблению) и устранению последствий негативного информационнопсихологического воздействия противника на военнослужащих.

В рамках данного направления деятельности командование группировки российских войск на Северном Кавказе ставило задачи соединениям и частям по выявлению информационных пунктов боевиков, назначению нештатных подразделений для сбора подрывных пропагандистских материалов, распространявшихся противником, перекрытию каналов поступления в войска враждебной информации, устранению уязвимых мест в собственной системе связи, организации информационной блокады противника и т.д.

В целом организаторская деятельность органов государственного и военного управления по защите войск от негативного информационнопсихологического воздействия играет важную роль в обеспечении высокой морально-психологической стойкости личного состава, успешном решении боевых задач подразделениями и частями. Ее содержание, формы и методы по мере развития военных событий постоянно совершенствуются и определяются характером складывавшейся военно-политической обстановки, особенностями негативного информационно-психологического воздействия и необходимостью обеспечить благоприятную информационно-психологическую обстановку для выполнения личным составом боевых задач.

Важным направлением деятельности органов государственного и военного управления по информационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации является деятельность в глобальной информационной сети «Интернет.». Она представляет собой комплекс целенаправленных и согласованных мероприятий, осуществляемых органами государственного и военного управления по подготовке и размещению в Интернете полноценной и объективной информации о деятельности Вооруженных Сил РФ в интересах формирования их позитивного имиджа, обеспечения поддержки своих действий широкой общественностью и оперативного доведения до органов военного управления, офицерского

состава, всех военнослужащих и гражданского персонала основных политических установок руководства государства, в первую очередь касающихся сферы безопасности и обороны.

В современных вооруженных силах ведущих мировых держав Интернет достаточно широко используется, трансформируя и модифицируя функционал и возможности органов военного управления, делая его более гибким и сетевым. Российское «военное» присутствие в Интернете появилось в 2000 г., когда министр обороны Российской Федерации издал директиву «О мерах по использованию глобальной информационной сети «Интернет» в целях информационного обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации»1. В ней он потребовал размещать в сети «Интернет» актуальную информацию о деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации только на сайте Министерства обороны Российской Федерации и через его пресс-службу, после преобразования которой 1 октября 2004 г. эти обязанности перешли к вновь образованному Управлению информации и общественных связей МО РФ2. Специально для решения таких задач была создана Редакция информации Министерства обороны РФ в глобальной информационной сети (ГИС) «Интернет» (www.mil.ru), преобразованная в 2008 г. в Центр информационного обеспечения МО РФ.

Основными задачами Центра информационного обеспечения Министерства обороны РФ являются: информирование граждан, организаций, представителей средств массовой информации (СМИ), российской и зарубежной общественности о деятельности министра обороны Российской Федерации, о строительстве, применении, повседневной жизнедеятельности Вооруженных Сил; подготовка и распространение в установленном порядке официальных заявлений и сообщений Министерства обороны; публикация в ГИС «Интернет» выступлений руководящих должностных лиц Вооруженных Сил, а также организации их оперативного реагирования на выступления СМИ по вопросам обороны; осуществление в ГИС «Интернет» в установленном порядке рекламы Вооруженных Сил и оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации; ознакомление через ГИС «Интернет» общественности с нормативными правовыми актами по во-

1 См.: О мерах по использованию глобальной информационной сети «Интернет» в целях информационного обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации: Директива министра обороны РФ № Д-41 от 9 сентября 2000 г. М., 2000.

2 См.: Об Управлении информации и общественных связей Министерства обороны Российской Федерации: Директива министра обороны РФ № Д-50 от 1 октября 2004 г. М., 2004.

просам, касающимся Вооруженных Сил, обороны государства, вооружения и военной техники.

Таким образом, для информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации как вида деятельности характерна его двунаправленность - обращенность одновременно и на внутренние структуры военной организации, и на внешние (иные органы власти, общественные объединения, средства массовой информации, группы граждан). Эффективность проведение мероприятий в этой сфере деятельности зависит, в большой степени, от знания должностными лицами органов государственного и военного управления теоретических основ информационного обеспечения.

* * *

1. Чертополох А.А. Информационное обеспечение воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации: Учеб. пос. М., 1999.

2. Чертополох А.А., Сакун С.А. Информационное обеспечение контртеррористической операции на Северном Кавказе. М.: Воен. ун-т, 2008.

3. Исследование основных направлений повышения результативности организации и координации информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации и путей создания базовых технических средств информационного обеспечения: Отчет о НИР (итоговый) // Отв. Исполн. А.А. Чертополох. М.: Воен. ун-т, 2006. 336 с. Машинопись.

4. Репко С.И. Война и пропаганда (XV - ХХ вв.). М.: Новости, 2000.

5. Глушаченков А.А. Печать и армия в период становления российского общества (19921999 гг.). М.: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 2006.

6. Кокутин С.А. Деятельность органов военного управления по информационному обеспечению воспитательной работы в ВС РФ : Автореф. дис. ...канд. ист. наук. М.: Воен. ун-т,

2000.

7. Фоменко П.П. Деятельность органов военного управления Сухопутных войск по защите личного состава от информационно-психологического воздействия противника в военных конфликтах 80-90 годов ХХ века: (Историческое исследование): Автореф. дис. . канд. ист. наук. М., 2001.

8. Edelstein A. Total propaganda. From mass culture to popular culture. Mahway, N.J. London,

1997.

9. Lashmar P., Oliver J. Britain secret propaganda war. Phoenix Mill etc., 1998.

10. War in the Informational Age: Nev Challenges for U.S. Security. Ed. By R.L. Pfaltzgraff, Jr., R.H. Shultz, Jr. Washington. London, 1997.

11. Информационная война и международное право / пер. ст. L.T. Greenberg, S.E. Goodman, K.J. Soo Hoo Stanford law rev. Stanford, 1997. Vol.49. № 2. P. 255-304.

12. Зіма І.І., Ніколаєв І.М. Інформаційна війна та інформаційна безпека // Наука і оборона.

1998. № 1. С. 52-56.

13. О войнах информационного века / пер. ст. B. Berkowitz из журн. Science. Wash., 1999. Vol. 289. № 5429. P. 839-841.

14. ПоповМ.О., Лук ’янець А.Г. До забезпечення воєнної безпеки в умовах загрози інформаційної війни // Наука і оборона. 1999. № 2. С. 41.

15. Козлов А.В. История периодической печати Вооруженных Сил России. М.: Воен. ун-т, 2004.

16. Вооруженные Силы Российской Федерации 2006. М.: Военинформ, 2007.

17. Глебов В.Л. Влияние социально-психологических последствий участия в боевых действиях на внутрисемейные отношения офицеров: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. М.: Воен. ун-т, 2004.

18. Филимонов О.В. Социальное самочувствие офицеров внутренних войск - участников боевых действий в Северо-Кавказском регионе: сущность, состояние и пути повышения: Автореф. дис. .канд. социол. наук. М.: Воен. ун-т, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.