Научная статья на тему 'Исторический опыт информационного обеспечения воспитательной работы при подготовке и ведении боевых действий'

Исторический опыт информационного обеспечения воспитательной работы при подготовке и ведении боевых действий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
591
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОПЫТ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЧАС / БОЕВОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Макипов Аскар Советканович, Жетписбаев Мурат Ахмадиевич

В статье исследуется организация информационного обеспечения воспитательной работы при ведении боевых действий. Исторический опыт основан на примерах из Великой Отечественной войны (1941-19945 гг.), войны в Афганистане. Дана некоторая база историографии проблемы. Фрагментарно раскрываются особенности информационного обеспечения в вооруженных силах США и ряда европейских стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторический опыт информационного обеспечения воспитательной работы при подготовке и ведении боевых действий»

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ

ПОДГОТОВКЕ И ВЕДЕНИИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

1 2 Макипов А.С. , Жетписбаев М.А.

1Макипов Аскар Советканович - кандидат исторических наук, начальник кафедры, кафедра общественных дисциплин; 2Жетписбаев Мурат Ахмадиевич - магистрант, факультет военно-гуманитарных наук Национальный университет обороны им. Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы,

г. Астана, Республика Казахстан

Аннотация: в статье исследуется организация информационного обеспечения воспитательной работы при ведении боевых действий. Исторический опыт основан на примерах из Великой Отечественной войны (1941-19945 гг.), войны в Афганистане. Дана некоторая база историографии проблемы. Фрагментарно раскрываются особенности информационного обеспечения в вооруженных силах США и ряда европейских стран. Ключевые слова: информационное обеспечение, морально-психологическое обеспечение, опыт, информационный час, боевое информирование.

Анализ различных источников и сложившаяся мировая практика свидетельствует, что в вооруженных силах ряда зарубежных государств вопросам информационного обеспечения выделяется повышенное внимание.

К субъектам информационного обеспечения воспитательной работы при подготовке к боевым действиям относятся: командиры всех степеней, органы военного управления, структура воспитательной (идеологической) работы. Ее основной целью является своевременное предоставление личному составу необходимой информации при организации управления в ходе подготовки и проведения боевых действий, а также в повседневной жизнедеятельности войск.

Процесс информационного обеспечения воспитательной работы основывается на следующих принципах: подчиненность цели и задач интересам поддержания высокой боевой готовности войск (сил); направленность форм и методов проведения на обеспечение устойчивого морально-психологического состояния военнослужащих; приоритетность военной политики государства в области обороны и безопасности; соответствие проводимых мероприятий реальной военно-политической обстановки в мире, стране, регионе дислокации соединений и частей; оперативность и достоверность информирования личного состава [1, с. 78-89].

По мнению российских военных теоретиков, задачи информационного обеспечения, представляется в виде целевых установок: формирование взглядов и убеждений военнослужащих, соответствующих характеру государственной и военной политики; обеспечение органов военного управления и офицерского состава оперативной военно-политической и служебно-социальной информацией; информационное воздействие на сознание и поведение личного состава с целью формирования побудительных мотивов и духовных стимулов к выполнению задач; удовлетворение культурных, религиозных и информационных потребностей; реклама военной службы, создание и культивирование положительного имиджа вооруженных сил в общественном сознании и др. [2].

Анализ изученного большого круга различных источников в аспекте анализируемого проблемного вопроса свидетельствует, о том, что в боевых условиях воспитательный компонент информационного обеспечения резко сужается. Она трансформируется в различные формы боевого и политического информирования, а также противодействия информационно-психологическому воздействию противника. При этом в ее содержании объективно будет возрастать роль политической и патриотической проблематики.

Основной формой информационно-пропагандистской работы являются информационный час, а также ежедневное боевое информирование всех категорий личного состава.

Опыт Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), опыт войны в Афганистане (1979-1989 гг.) показывает, что военные средства массовой информации получило широкое распространение. Издавались газеты на грузинском, узбекском, таджикском, татарском и других языках советского государства. На страницах газет публиковались статьи основным содержанием которых являлось представление подвигов героев войны и труда в тылу, методические указания по освоению боевого оружия и военной техники, ее место и роль в бою, вопросы всеобщего военного обучения, по основам военного искусства и агитационо-пропагандистские материалы.

На казахском языке в годы войны издавались фронтовые, дивизионные, окружным газеты «Фрунзевец», «Отан ушш», «Кызыл семсер», «Кызылэскер а^щаты», «Жауды жоюга», журнал «^глш блокноты».

Вопросы информационного обеспечения бойцов и командиров казахской национальности, доведение им форм и способов борьбы с агрессором решались путем издания брошюрной и очерковой литературы.

Авторами выявленных источников являются: Константинов Ф. За Родину, за честь, за свободу (на казахском языке). - Алма-Ата: изд. Казахского Объединенного Госиздата., 1941. - 24 с.; Ярославский Е. Великая Отечественная война (на казахском языке). - Алма-Ата: изд. Казахского Объединенного Госиздата., 1941. - 30 с.; Бекхожин К. Герои Отечественной войны (на казахском языке). Алматы: - Алма-Ата: изд. Казахского Объединенного Госиздата., 1941. - 70 с.; Дети Герои. (4 рассказа о детях участников войны). (На казахском языке).- Алма-Ата: изд. Казахского Объединенного Госиздата., 1941. - 30 с.; Проскурин В. Герой Советского Союза Степан Здоровцев (на казахском языке). - Алма-Ата: изд. Казахского Объединенного Госиздата, 1942. - 32 с.; Файзуллин Ф., Ашимбаев Т., Сыздыкбеков А. Казахи на защите города Ленина (на казахском языке). - НКО Политуправление Ленинградского фронта: типогр. газеты «На страже Родины», 1943. - 22 с. и др.

Мощное информационное воздействие на бойцов и командиров в боевых условиях оказывала наличие наглядной агитации, лозунгов, плакатов в «Окнах ТАСС» др.

Боевые действия в Афганистане практически подтверждают вышеназванные положения и рекомендации. Так, например, в 40-й армии три раза в неделю издавалось пять газет разовым тиражом 7,5 тыс. экз. Активно проводилось политическое и боевое информирование личного состава. При этом в информировании личного состава Ограниченного контингента советских войск упор был сделан на активизацию агитации и пропаганды при главенствующей роли агитации. В 101 мсп 5 гв. мед благодаря возросшему с 1982 г. по 1986 г. участию актива в информационно-пропагандистской работе за это период удалось добиться сокращения потерь личного состава по причине беспечности и благодушия на 32% [3].

Необходимо учитывая, тот факт, что информационное обеспечение должно осуществляется по нескольким направлениям, в том числе информирования общественности и поддержание связей с местным населением.

Контр-адмирал А.Г. Дьяконов приводит следующий опыт морально-психологического обеспечения действий батальона морской пехоты Северного флота в контртеррористической операции по ликвидации незаконных вооруженных формирований на Северном Кавказе (1999).

Командование батальонной тактической группы разъясняло морским пехотинцам поставленные задачи, военно-политическую обстановку на Северном Кавказе и конкретно в районе временной дислокации. Немаловажное значение при организации информационно-воспитательной работы в условиях выполнения специальных задач имело поддержание взаимодействия с авторитетными представителями местного

населения, религиозными деятелями, выступающими за стабилизацию обстановки в регионе. В первые дни пребывания в Дагестане командование Береговых войск организовало встречи офицерского состава с главой администрации г. Каспийска [4].

Следует отметить, военными экспертами были изучены и выявлены особенности информационного обеспечения в вооруженных силах США и ряда (Германия, Великобритания, Франция), европейских стран входящих в НАТО.

ВС США: издан справочник офицера армии США, кодекс чести офицера, специальные информационные сборники, «бюллетени для войск», прессрелизы, сводки новостей, подборки речей официальных лиц и заготовки 20-ти минутных выступлений перед военной и гражданской аудиторией [2].

ВС Германии: штаб по вопросам «внутреннего руководства» систематически выпускает целевые брошюры, бюллетени и другие информационно-пропагандистские материалы, которые рассылаются до роты включительно, регулярно проводит семинары для офицеров по информации, военных журналистов и других специалистов, связанных с информированием личного состава [2].

ВС Франции: отдел службы информации и общественных отношений, издает «Информационные заметки для командиров частей» (два раза в месяц по 6 тыс. экз.); «Информационный бюллетень» (ежемесячно по 1,6 тыс. экз.), «Информационное досье» (25 тыс. экз.) и другие информационно-пропагандистские материалы [2].

ВС Великобритании: служба новостей и центральное книжное депо армейского просвещения. Служба новостей занимается изданием и распространением в частях и соединениях военных периодических и других изданий, а также осуществляет теле и радиовещание. Книжное депо осуществляет подбор и отправку в войска наглядных пособий, литературы и организацию книжной торговли [2].

Таким образом, рассмотрев исторический опыт информационного обеспечения воспитательной работы при подготовке и ведения боевых действий можно сделать следующие выводы:

1) на морально-психологическое состояние личного состава существенное влияние оказывает полнота и достоверность вопросам информационного обеспечения.

2) задачи, содержание, организация и технология информирования личного состава в армиях различных стран мира имеют много общего, носят комплексный характер, отличаются большим разнообразием и достаточно высокой степенью эффективности воздействия на морально-психологическое состояние военнослужащих.

3) система информирования личного состава вооруженных сил в каждом государстве имеет специфические особенности, опирается на сложившиеся традиции, соответствует материальным возможностям и реальным потребностям морально-психологического обеспечения в армии;

4) основным идеологом в формировании программ и содержания информационно -воспитательной работы в армиях стран НАТО выступают органы государственного и военного управления.

Список литературы

1. Кусаинов К.К. Учебное пособие по организации морально-психологического обеспечения войск в бою и операциях. Щучинск, 2008. 180 с.

2. Зеленков М. Морально-психологическая подготовка войск в армиях зарубежных стран // Зарубежное военное обозрение, 2000. № 11 С. 25-28.

3. Система морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации. Под общ.ред. Н.И. Резника. М.: МО, 2005. С. 338-339.

4. Дьяконов А.Г. Об опыте морально-психологического обеспечения контртеррористической операции // Военная мысль, 2001. № 3. С. 41-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.