Научная статья на тему 'Теоретико-исторический анализ становления института суда присяжных в России'

Теоретико-исторический анализ становления института суда присяжных в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1587
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИСЯЖНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ / ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ / JURORS / STAGES OF FORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ермакова И. В.

С момента признания необходимости восстановления судопроизводства с участием присяжных Концепцией судебной реформы в РСФСР (1991 г.) и до настоящего времени в обществе, в среде теоретиков и практиков нет однозначного отношения к данному институту. Современные проблемы создания и функционирования суда присяжных, его критика в значительной своей части совпадают с имевшими место в XIX начале XX вв. В настоящей статье автором предпринята попытка кратко проанализировать основные этапы становления института присяжных заседателей в России. В результате исследования сделан ряд выводов доктринального и практического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL-HISTORICAL ANALYSIS OF JURY TRIALS FORMATION IN RUSSIA

Since the recognition of the need to restore justice by a jury Concept of Judicial Reform in the RSFSR (1991), and so far in the society, environment and practitioners there is no unique relationship to this institution. Current problems in the establishment and functioning of the jury, as well as its criticism is largely the same as occurred in the XIX early XX centuries. In this paper the author attempts to briefly review the main stages of the jurors' institute in Russia. The study has revealed ​​a number of findings of doctrinal and practical problems.

Текст научной работы на тему «Теоретико-исторический анализ становления института суда присяжных в России»

теория и история права и государства

УДК 347.998.2

И.В. ЕРМАКОВА, аспирант

Сургутский государственный университет

теоретико-исторический анализ становления института суда присяжных в россии

С момента признания необходимости восстановления судопроизводства с участием присяжных Концепцией судебной реформы в РСФСР (1991 г.) и до настоящего времени в обществе, в среде теоретиков и практиков нет однозначного отношения к данному институту. Современные проблемы создания и функционирования суда присяжных, его критика в значительной своей части совпадают с имевшими место вXIX- начале XX вв. В настоящей статье автором предпринята попытка кратко проанализировать основные этапы становления института присяжных заседателей в России. В результате исследования сделан ряд выводов доктринального и практического характера.

В отечественной и зарубежной историко-юридической литературе вопрос о периодизации истории суда присяжных в России до последнего времени специально не ставился1. Так, по мнению А.А. Демичева, история российского суда присяжных носит дискретный характер. В ней можно выделить два этапа: 1) 1864-1917 гг., включающий четыре периода; 2) 1993 г. - настоящее время, включающий два периода [2].

В свою очередь, Г.Р. Бикмаевой предложена периодизация истории развития института суда присяжных в Уфимской губернии, которая состоит из 3 периодов: 1) с 20 ноября 1864 г по 2 февраля 1898 г - с момента возникновения суда присяжных в Российской империи до его введения в Уфимской губернии Указом «О введении суда присяжных заседателей в губерниях Астраханской, Олонецкой, Оренбургской и Уфимской»; 2) с 2 февраля 1898 г по 24 ноября 1917 г. - со дня введения института в Уфимской губернии до его упразднения Декретом СНК РСФСР «О суде»; 3) с 24 ноября 1917 г по 30 мая 1919 г - с момента законодательной отмены института до закрытия Уфимского окружного суда и фактического прекращения деятельности

1 Этот вопрос впервые был поднят на одной из всероссийских научно-практических конференций в 1996 г. [1].

суда присяжных в Уфимской губернии [3]. Нам представляется, что возможно разработать подобную периодизацию и для других губерний Российской империи по аналогии с предложенной А.А. Демичевым и Г.Р. Бикмаевой.

Первый период становления суда присяжных, по мнению А.А. Демичева, длился с момента одобрения Александром II Судебных уставов 1864 г до начала кризиса суда присяжных в России2. Данный период развития института присяжных характеризуется тем, что на этом этапе Уставы 1864 г действовали в своем первоначальном виде (за исключением несущественных изъятий)3.

Процесс организационного и социально-психологического становления суда присяжных в ряде судебных округов завершился к концу 70-х гг. XIX в. Это произошло в связи с недостаточностью денежных средств, направляемых на осуществление реформы, помещений и квалифицированных судей. К 1870 г. новый суд существовал лишь в 23 губерниях вместо 44, определенных законом от 19 октября 1865 г. Тем не менее уже к началу

2 20 ноября 1864 г - 9 мая 1878 г.

3 19 октября 1865 г. Высочайшим указом было утверждено «Положение о введении в действие Судебных уставов 20 ноября

1864 года».

90-х гг. XIX в. суд присяжных охватывал 3/4 всего населения России (что составляло 90% населения ее европейской части), а к началу XX в. он был введен на всей территории страны [4].

Как справедливо отметил в своей работе А. Афанасьев, одной из главных проблем истории государственного или общественного института является проблема его социального состава, поскольку именно им во многом определяется характер этого института и его деятельность, а также отношение к нему власти и общества [4]. В сследуемый период присяжным заседателем мог быть мужчина из любого сословия, отвечавший трем основным требованиям: русское подданство, возраст от 25 до 70 лет и проживание не менее двух лет в том уезде, где проводилось избрание в присяжные. К участию в суде не допускались преступники, несостоятельные должники, немые, слепые, глухие, сумасшедшие и не знавшие русского языка4.

Специальные комиссии в каждом уезде составляли общие списки тех, кто имел право на избрание в присяжные заседатели. В них вносились почетные мировые судьи, гражданские чиновники не выше 5-го класса, а также лица, занимавшие выборные общественные должности. В последнюю категорию входили и крестьяне, избранные в волостные суды, исполнявшие должности сельских старост, волостных старшин, голов и другие должности по крестьянскому общественному управлению. Для остальных устанавливался имущественный ценз: присяжными заседателями могли назначаться лица, «владеющие землей в количестве не менее 100 десятин, или другим недвижимым имуществом ценою: в столицах не менее 2 000 рублей, в губернских городах и градо-начальствах - не менее 1 000, а в прочих местах не менее 500 рублей, или же получающие жалование или доход от своего капитала, занятия, ремесла или промысла: в столицах не менее 500, а в прочих местах не менее 200 рублей в год» [5]. Ценз не был высоким, но основная масса населения России не отвечала и этим требованиям.

Юрисдикция русского суда присяжных определялась не родом или характером преступле-

4 Вопрос об участии женщин в суде присяжных в ходе подготовки судебной реформы 1864 г. даже не обсуждался. Этот вопрос возник только в1917 г. перед Временным правительством, но и тогда не получил положительного разрешения. В настоящее же время невозможно представить саму постановку вопроса о каком-либо ограничении участия женщин в работе этого суда.

ния, а мерой установленного за него наказания. Компетенция присяжных распространялась на те уголовные преступления, «за которые в законе положены наказания, соединенные с лишением или ограничением прав состояния». Объем юрисдикции суда присяжных в 1864-1878 гг. был значительным. А.М. Бобрищев-Пушкин отмечал, что в сфере компетенции заседателей находилось примерно 410 статей Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, что составляло почти пятую часть всех карательных статей российского законодательства [6].

Практическая деятельность судов присяжных, выявившая достоинства и недостатки его регламентации, и наступивший после гибели Александра II период реакции явились основными причинами корректировки этого института. К концу 70-х - началу 80-х гг. XIX в. были выявлены многочисленные недостатки российского суда присяжных, ставшие причинами его кризиса [7]. Важнейшие из них - юридические: несовершенство законодательства, мешавшее нормальному функционированию суда присяжных5.

Период с 9 мая 1878 г. по 7 июля 1889 г. стал периодом кризиса российского суда присяжных. Девятого мая 1878 г. и 7 июля 1889 г. были приняты законы, серьезно изменивший законодательство 1864 г. о суде присяжных [8; 9].

Так, Г.Р. Бикмаева отмечает, что основными направлениями, по которым шло законодательство о суде присяжных, принятое в дополнение и изменение Уставов 1864 г., являлось: 1) ограничение компетенции суда присяжных; 2) обеспечение надлежащего состава скамьи присяжных заседателей; 3) совершенствование процедуры судебного разбирательства с участием присяжных заседателей6. За период с 1878 по 1889 гг. было принято более десяти временных и постоянных законов, коренным образом изменивших законодательство о присяжных. По сути, был создан иной

5 Сюда можно отнести несоответствие материального и процессуального права (Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г Судебным уставам 1864 г); неудачный состав Временных комиссий, составлявших списки присяжных (их члены совершенно не были заинтересованы в результатах своего труда и воспринимали свои обязанности как лишнюю обузу); наличие «служебного ценза» и неравномерность имущественного ценза, нечеткость некоторых формулировок закона и др.

6 Следует отметить, что данные направления совершенствования остаются актуальными и сегодня [3].

суд присяжных, имеющий существенные отличия от института присяжных 1864 года. Так, Б.В. Ви-ленский отмечает, что данными контрреформами были «...фактически перечеркнуты основные демократические институты Судебных уставов 20 ноября 1864 года»7.

Среди положительных моментов контрреформы можно отметить следующие: 1) в состав Временных комиссий, готовивших общие, очередные и запасные списки присяжных заседателей, ввели людей, непосредственно заинтересованных в нормальной работе судебных органов (лиц прокурорского надзора и др.), был изменен порядок составления списков присяжных, а также контингент лиц, имеющих право быть включенными в эти списки; 2) права присяжных заседателей были расширены; 3) были улучшены и некоторые стороны устройства суда присяжных.

По окончании 1889 г присяжным заседателям остались подсудны только уголовные дела при условии отсутствия в них политического оттенка. По подсчетам А.М. Бобрищева-Пушкина, после 1889 г в компетенции присяжных осталось 300 статей Уложения о наказаниях уголовных и исправительных [6, с. 50-51].

В дальнейшем следующие аспекты законодательства о присяжных заседателях подверглись корректировкам: 1) процедуры отвода присяжных заседателей (не более трех заседателей для каждой стороны); 2) формирования и функционирования комиссий, составляющих списки присяжных заседателей; 3) привода присяжных заседателей к присяге и разъяснения им их прав и обязанностей [11].

Рассматривая вопрос функционирования суда присяжных в период до 1917 г., следует отметить ряд изменений.

С конца 90-х гг. XIX в. роль суда присяжных в уголовном судопроизводстве значительно понижается. В среднем за период 1890-1905 гг. объем юрисдикции суда присяжных составил 43,1% (минимально в 1901 г. - 35,7%, максимально в 1896 г. - 53,9%) [11]. В конце XIX - начале XX вв. продолжает сокращаться и объем юрисдикции присяжных заседателей.

7 Под контрреформой в области суда присяжных имеется в виду пересмотр Судебных уставов, направленный на ограничение и, по возможности, ликвидацию рассмотрения дел с участием присяжных заседателей [10].

Четвертого марта 1917 г. указом Временного правительства упразднялись установленные в законе особые суды, а именно: Верховный уголовный суд и особые присутствия Сената, судебных палат и окружных судов с участием сословных представителей [12]. Постановлением от 30 марта 1917 г. дела, подсудные этим особым судам, передавались в компетенцию суда присяжных [13]. Институт сословных представителей был заменен на институт присяжных заседателей. Таким образом, было восстановлено право заседателей участвовать в судопроизводстве, в том числе и судебных палат, и Уголовно-кассационного департамента Сената [13; 14]. Присяжные получили возможность разбирать преступления против государственности (государственные преступления). Соглашаясь с А.А. Демичевым, можно признать, что компетенция суда присяжных в 1917 г. была наиболее широкой за все время существования данного института в России. Кроме того, Постановлениями Временного правительства от 6 и 28 мая 1917 г. в России был создан военный суд присяжных [15].

Суд присяжных юридически прекратил свое существование в России после Октябрьской революции; 22 ноября (5 декабря) 1917 г. Совнарком «Декретом о суде» № 1 постановил «упразднить доныне существующие общие судебные установления, как-то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами...» [16].

После революции проблематика российского суда присяжных рассматривалась в основном в качестве составной части исследований таких советских ученых, как Б.В. Виленский, Ю.Г. Галай, Н.Н. Ефремова, Н.М. Корнева, Е.Н. Кузнецова, Е.А. Скрипилев, Н.А. Троицкий, В.А. Шувалова и др. Среди авторов, чьи работы были непосредственно посвящены дореволюционному суду присяжных, можно отметить А.К. Афанасьева и М.Г. Коротких. В общем и целом, все вышеперечисленные работы представляют собой сравнительно-правовой анализ проектов судебной реформы 1864 г. и судебного законодательства 70-80 гг. XIX в.

В середине 50-х гг. XX в. вопрос о возрождении института суда присяжных в порядке дискуссии не единожды ставился отечественными правоведами Ф.М. Бурлацким, В. Каминской, В. Нажимовым, Р. Рахуновым. Однако вопрос о возрождении суда присяжных в СССР стал активно обсуждаться лишь с конца 80-х гг. XX в.

В определенном смысле, институт присяжных заседателей, заложенный в дореволюционной России, получил свое развитие и продолжение в советский период лишь в институте народных заседателей. Институт народных заседателей был введен Декретом о суде № 1 от 22 ноября 1917 г. [17].

Двадцать пятого декабря 1958 г. был принят Закон СССР «Об утверждении основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик», согласно которому Рассмотрение дел во всех судах по первой инстанции осуществляется в составе судьи и двух народных заседателей. Де-юре при осуществлении правосудия судьи и народные заседатели были независимы и подчинялись только закону (ст. 9 данного Закона).

Девятого июня 1989 г. Съезд народных депутатов принял Постановление «Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР», в котором впервые на общегосударственном официальном уровне был поднят вопрос о возрождении суда присяжных. Съезд поручил Верховному Совету СССР обеспечить проведение судебной реформы к середине 1990 г., чтобы создать независимую и авторитетную судебную систему, рассмотрев возможность использования такой демократической формы судопроизводства, какой является суд присяжных. Судебные системы союзных республик должны были строиться с учетом их политических, правовых и культурных традиций, при соблюдении всех принципов демократического правосудия [18].

Тринадцатого ноября1989 г. были приняты законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве. Статья 11 Основ устанавливала возможность решения виновности подсудимого в преступлениях, за совершение которых законом предусмотрена смертная казнь либо лишение свободы на срок свыше 10 лет, судом присяжных (расширенной коллегией народных заседателей) [19]. В ч. 1 ст. 166 Конституции РСФСР, изложенной в новой редакции: «Рассмотрение гражданских и уголовных дел в судах осуществляется коллегиально и единолично; в судах первой инстанции - с участием присяжных заседателей, народных заседателей либо коллегией из трех профессиональных судей или единолично судьей».

Закон СССР от 10 апреля 1990 г. №2 1423-1 внес изменения в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. С момента вне-

сения данных изменений по делам о преступлениях, за совершение которых законом предусмотрена смертная казнь либо лишение свободы на срок свыше десяти лет, вопрос о виновности подсудимого может решаться судом присяжных (расширенной коллегией народных заседателей) [20].

Как уже было отмечено выше, в октябре 1991 г. Постановлением Верховного Совета РСФСР была одобрена Концепция судебной реформы, положившая начало новому этапу отечественного правосудия.

Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» от 16 июля 1993 г. ополнил УПК РСФСР разделом X «Производство в суде присяжных». Свое развитие институт присяжных заседателей получил и в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» [21]. Восемнадцатого декабря 2001 г. был принят ныне действующий Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [22], раздел XII которого регламентирует особенности производства в суде с участием присяжных заседателей.

С 1 января 2003 г. суд присяжных был введен в 69 регионах России, а с 1 января 2010 г. суд присяжных стал действовать на всей территории Российской Федерации, включая Чеченскую Республику. 20 августа 2004 г. был принят Федеральный закон № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

В результате исследования, проведенного автором при написании настоящей статьи, можно сделать следующие выводы.

В период с конца 1890-х гг., когда суд присяжных был внедрен в Российской империи повсеместно, данный правовой институт являлся центральным звеном в системе российского уголовного судопроизводства, в то время как сегодня в Российской Федерации суд присяжных является одним из законодательно закрепленных видов отправления правосудия по уголовным делам.

Несмотря на то, что исследователи периодизации становления института присяжных заседателей в России не выделяют в качестве одного из периодов советский период (прежде всего в связи с отсутствием в законодательстве СССР такого

института), можно утверждать, что включение в Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик8 и другие нормативные правовые акты советского периода норм об участии представителей народа (народных заседателей) свидетельствует, в первую очередь, об исторической традиции института присяжных заседателей для государства, осознания им необходимости заполнить данный правовой пробел «эквивалентным» правовым институтом, а также об исторической преемственности данного института и, в определенном смысле, его рецепции.

Суд присяжных был самым демократическим из всех институтов, установленных в России в результате буржуазных реформ. Следует отметить, что в России необходимость в суде присяжных вновь возникла в постсоветский период (в начале 1990-х гг). Данный период развития российского общества характеризуется кризисом государственности, многочисленными социальными потрясениями (в результате перехода к качественно иной системе социально-экономических отношений), а впоследствии и началом проведения судебной реформы.

В связи с этим мы считаем возможным говорить о наличии определенных исторических параллелей в предпосылках становления института присяжных заседателей в период Российской империи 1864 г и современной России. Следствием данного утверждения может быть вывод о необходимости проведения дальнейших исследований адекватной степени восполнения современной практики деятельности суда присяжных дореволюционными российскими правовыми традициями.

Список литературы

1. Демичев А.А. Суд присяжных в России: периодизация // 100 лет XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Н. Новгород, 1997. С. 89-91.

2. Демичев А.А. Сравнительно-правовое исследование суда присяжных в России: История и современность: авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Н. Новгород, 2003.

3. Бикмаева Г.Р. Суд присяжных в Башкортостане: Вторая половина XIX - начало XX вв.: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2009.

4. Афанасьев А. Суд присяжных в России. - URL: http:// www.strana-oz.ru/?article=459&numid=n (дата обращения: 09.05.2010)

5. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-е. - 41475. - Ст. 84.

6. Бобрищев-Пушкин А.М. Эмпирические законы деятельности русского суда присяжных. - М., 1896. - С. 49.

7. Демичев А.А. Причины кризиса российского суда присяжных в 1878-1889 гг. // История и политика: методология, историография, политика: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Н. Новгород, 1997. - С. 79-80.

8. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-е. - № 58488.

9. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е. - № 6162.

10. Виленский Б. В. Судебная реформа и контрреформа в России. - Саратов, 1969.

11. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е. № 10710. Закон от 3 июня 1894 г.

12. Вестник Временного правительства. - 1917. - № 1.

13. Вестник Временного правительства. - 1917.- № 21.

14. Постановление Временного правительства «Об уголовной и гражданской ответственности служащих» от 11 апреля 1917 г. // Вестник Временного правительства. - 1917. - № 32.

15. Вестник Временного правительства. - 1917. -№ 56, 95.

16. Декреты Советской власти. - М., 1957. Т. 1. -С. 124.

17. СУ РСФСР. - 1917. - № 4. - Ст. 50.

18. Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР: Постановление СНД СССР от 09.06.1989. -URL: http ://pravo. levonevsky. org/baza/soviet/sssr1289.htm (дата обращения: 08.05.2010)

19. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве (приняты ВС СССР 13.11.1989) // Свод законов СССР. Т. 10. - С. 7, 1990 г.

20. О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик: Закон СССР от 10.04.1990 № 1423-1 // Ведомости СНД и ВС СССР. - 1990. № 16. - Ст. 272.

22. О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 18.12.2001 № 177-ФЗ (ред. от 24.07.2007) (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) // Российская газета. - № 249. - 22.12.2001.

В редакцию материал поступил 21.01.11

Ключевые слова: присяжные заседатели, этапы становления.

8 А в последующем и в УПК РСФСР 1960 г, утв. ВС РСФСР 27.10.1960 // Свод законов РСФСР. Т. 8. - С. 613.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.