Научная статья на тему 'Теоретическое обоснование структуры занятия по адаптивной физической рекреации дошкольников, имеющих задержку психического развития'

Теоретическое обоснование структуры занятия по адаптивной физической рекреации дошкольников, имеющих задержку психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / САМОМАССАЖ / СТРУКТУРА / ADAPTIVE PHYSICAL RECREATION / PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION / MENTAL DISORDERS / MOVEMENT DISORDERS / OUTDOOR GAMES / SELF-MASSAGE / STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин Александр Александрович

В статье раскрывается структура занятия по адаптивной физической рекреации, специфика средств, применяемых в каждой части занятия с дошкольниками, имеющими задержку психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитин Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL PROVE OF STUDY STRUCTURE ON ADAPTIVE PHYSICAL RECREATION OF PRE-SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

The article reveals the structure of the classes in adaptive physical recreation, the specific tools used in each of the classes for preschool children who have mental retardation.

Текст научной работы на тему «Теоретическое обоснование структуры занятия по адаптивной физической рекреации дошкольников, имеющих задержку психического развития»

УДК 3і6

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ЗАНЯТИЯ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

© Александр Александрович НИКИТИН

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра адаптивной физической культуры,

e-mail: nikin230988@mail.ru

В статье раскрывается структура занятия по адаптивной физической рекреации, специфика средств, применяемых в каждой части занятия с дошкольниками, имеющими задержку психического развития.

Ключевые слова: адаптивная физическая рекреация; дошкольники с задержкой психического развития; психические нарушения; двигательные нарушения; подвижные игры; самомассаж; структура.

В настоящее время одной из главнейших задач реформы национальной системы образования является структурное и содержательное совершенствование ее специального звена, а именно физического воспитания, которое необходимо для увеличения эффективности коррекционно-реабилитационных мероприятий и психолого-педагогической помощи детям с задержкой психического

развития, характеризующихся значительным увеличением их числа.

Актуальность вызвана не только распространенностью данного заболевания, но и отсутствием единого мнения по вопросам физического воспитания таких детей.

С.М. Иванов (1964), В.К. Крамаренко (1948) проявляют особый интерес к коррекции недостатков соматического развития и

двигательной функции. Данный подход реализуется по принципам лечебной физической культуры, что, в свою очередь, подвергает уменьшению количество всевозможных физкультурно-массовых мероприятий.

Другие (Ю.Д. Железняк, 2001; С.В. Казаков, 2003) стараются придать занятиям физкультурой спортивный характер.

Наиболее верной, по нашему мнению, является точка зрения В.А. Баркова, А.М. По-лещука, Д.В. Тихона (2003). Они указывают на то, что в процессе занятий физкультурой должны гармонично реализовываться задачи образования, воспитания, оздоровления, коррекции и компенсации недостатков умственного и физического развития, нарушений двигательной функции.

Одним из таких средств могли бы стать занятия по методике адаптивной физической рекреации, т. к. ее основная идея заключается в обеспечении психологического комфорта и заинтересованности занимающихся за счет полной свободы выбора средств, методов и форм занятий [1].

В процессе реализации занятий решаются все необходимые задачи, а именно, воспитательные (решение проблем социализации, увеличения самостоятельности и автономии ребенка, формирования нравственных ориентиров, а также для благотворного влияния на положительные личностные качества), коррекционные (развитие компенсаторных механизмов формирования психики и деятельности аномального ребенка и для исправления и профилактики сопутствующих или вторичных отклонений), оздоровительные (создание условий, которые важны для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого воспитанника дошкольного учреждения), образовательные (обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода) задачи [2].

С.П. Евсеев отмечает, что в процессе учебной деятельности адаптивная физическая рекреация носит всегда организованный характер и представлена различными мелкими формами, такими как утренняя зарядка (в интернатах, детских домах и пр.), физкультурные паузы, физкультминутки, профилактическая гимнастика, игры на переменах (в

школах), в перерывах, после работы - подвижные игры, спортивные игры по упрощенным правилам, плавание, релаксационная пластика, упражнения на тренажерах и др. [1].

По нашему мнению, наиболее оптимальной для методики адаптивной физической рекреации формой организации занятий должна быть внеурочная, т. к. в процессе учебного дня у ребенка зачастую присутствуют признаки утомления, а назначение данного подхода - профилактика, отдых, активизация функционального состояния, разгрузка, восстановление, переключение на другой вид деятельности.

Для наиболее продуктивной организации мы предлагаем структуру занятия из трех частей:

1) вводная часть;

2) основная часть;

3) заключительная часть.

Вводная часть необходима для подготовки нервно-мышечного аппарата к предстоящей двигательной и психологической нагрузке. В качестве средств подготовки могут быть общеразвивающие упражнения, малоподвижные игры, дыхательные упражнения.

Таким образом, в подготовительную часть урока вводится восемь-десять упражнений различного характера. Она может длиться до 10 минут.

В основной части занятия решаются образовательные, коррекционные и оздоровительные задачи.

Средствами для их решения являются подвижные игры различного характера. При подборке игр важно учитывать, что игровая деятельность детей с ЗПР отличается от игры их здоровых сверстников (Е.К. Иванова, 1979, У.В. Ульенкова, 1984). Так, Н.Л. Белопольская (1976) и И.Ф. Марковская (1977) в своих исследованиях отмечают, что у дошкольников с ЗПР в играх отчетливо выступают однообразие, отсутствие творчества и слабость воображения. Усложнение правил игры зачастую приводит к ее фактическому распаду. Л.В. Кузнецова (1981) полагает, что уровень развития игры у детей с ЗПР к моменту поступления в школу таков, что не обеспечивает их естественного перехода к обучению в массовой школе.

По данным Л.В. Шапковой (2002), коррекция двигательных нарушений у детей с психическим недоразвитием в процессе мно-

гократного повторения игр и игровых упражнений оказывает оздоровительное и развивающее воздействие на весь организм ребенка и, прежде всего, происходит:

- коррекция, профилактика и развитие сенсорных функций (зрительной, слуховой, кинестетической, тактильной, вестибулярной

и др.);

- коррекция речи;

- коррекция психических нарушений (внимание, память, мышление, эмоциональноволевая сфера, поведение, мотивация и др.);

- коррекция соматических нарушений (осанка, плоскостопие, дыхание и др.);

- коррекция координационных способностей (согласованности движений отдельных звеньев тела, точности тонкой моторики рук, ориентировка в пространстве, равновесие и др.);

- коррекция основных движений (пространственных, временных, ритмических характеристик в ходьбе, беге, прыжках, метании и др.).

Решить данные проблемы возможно с помощью подвижных игр. Они рассматриваются учеными как средство, метод, форма физического воспитания. Доказано положительное влияние подвижных игр на развитие физических качеств, психических процессов, речи, эмоционально-волевой сферы, на совершенствование двигательных навыков, познавательной деятельности, на воспитание нравственных качеств. При использовании подвижных игр в работе с детьми с ЗПР следует учитывать специфику их развития, в соответствии с чем необходимо корректировать методику их проведения (Л.В. Шапкова, 2002).

К педагогическим подходам организации игр необходимо отнести ряд следующих моментов.

Выбор игры. Он зависит от состава играющих, интеллектуального развития, возраста, пола, задач урока, физической подготовленности, интереса, времени ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, от конкретной игровой ситуации, сложившейся в детском коллективе, и т. д.

Предложение игры детям необходимо для возбуждения интереса к игре в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитателя и желания ребенка с ЗПР.

Объяснение игры является очень ответственным моментом. Игру необходимо объяснять кратко и точно. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании и объяснение основных и второстепенных правил, в т. ч. различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров и т. д.

Не менее важным в процессе объяснения игры дошкольникам с ЗПР является повторение игр, которые были изучены ранее. Без этого нельзя будет говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств.

Оборудование и оснащение игровой площади, ее архитектура. По мнению Г.М. Казакова, Е.В. Колмакова, место игры должно соответствовать ее сюжету, содержанию, подходить по размеру для количества играющих; быть безопасным, гигиенически нормативным, удобным для детей; не иметь отвлекающих факторов (не быть проходным местом для посторонних, местом иных занятий взрослых и детей и т. п.). Любой микромир игры в помещении или на улице требует своего архитектурного и смыслового решения. Под архитектурной игровой площадью понимается такая ее разработка, которая соответствует конструктивным основам детских игр, имеет игровой эстетический план, отвечающий требованию возраста детей, их стремлению к яркому, необъятному, героическому, романтическому, сказочному.

Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. Как известно, существуют игры, не требующие разделения на группы, и игры командные. Разбивка на коллектив требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика детей накопила немало демократических агротехнических примеров разделения на микроколлективы играющих, в частности, и такие: жеребьевка, считалки и т. п.

Правила игры. Соблюдение правил, являющееся результатом возникшего у детей интереса к игре, помогает воспитанию важных нравственно-волевых качеств, таких как организованность, сдержанность, доброжелательность, честность и т. д. В процессе игры формируются умения работать самостоятельно, осуществлять контроль и самоконтроль, согласовывать свои действия и соподчинять их. В старшем дошкольном возрасте детей интересует не только сама взятая роль, но и то, насколько хорошо, правдиво и убе-

дительно она выполняется. Правило, воспринимаемое как взятое на себя обязательство, выполняется даже в отсутствие педагога или партнера, т. е. внешнего контроля. Если правила игры слишком просты, дети нередко предлагают их усложнить.

Ход игры. Большое внимание необходимо уделять вопросам организации игрового процесса с детьми: отсутствию посторонних зрительных и особенно слуховых раздражителей, смене видов деятельности для поддержания активности ребенка (считается, что на 30 минутном занятии ни одно задание не должно длиться более 7 минут), желательно максимально «персонализировать» задания даже в групповых занятиях, очень плавно градуировать сложность заданий, чтобы ребенок мог легко, без чувства тревоги переходить к следующему этапу в игре.

Большое значение имеет поощрение в игре. В коррекционных играх для детей с трудностями обучения следует, по возможности, избегать штрафных очков и других видов порицания.

Можно успешно применять и изменение (повышение) статуса ребенка в коллективе. Например, несмотря на постоянное нежелательное поведение, на ребенка возлагается ответственное поручение: разовое - стать капитаном своей команды. Повышение статуса закономерно вынуждает школьника изменить свое поведение (в соответствии с ролью и требованиями ситуации).

Используя метод педагогической поддержки, взрослые отказываются от негативной, критической оценки личности ребенка, его поведения и неуспешных действий, поощряют инициативу и желание соблюдать правила поведения, сопереживают неудачам, в ясной и понятной другим детям форме выражают готовность прийти на помощь, сотрудничать.

Важным условием эффективного применения коррекционно-развивающих игр является дозированность и последовательное сокращение помощи педагога, ведущего игру, переход от внешнего контроля со стороны взрослого и других детей, участвующих в игре, к самоконтролю [3].

Если игра не вызывает интерес у дошкольников, то необходимо развитие игровой ситуации, которое предполагает изменение положения играющих, усложнение правил

игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий и т. п. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.

Окончание игры. Одним из важных критериев игровой деятельности является сильное эмоциональное реагирование на нее, и, прежде всего, получение удовольствия [1, 4]. Исходя из этого, ведущему за 1 мин. до окончания необходимо психологически подготовить детей следующей фразой: «Играем в последний раз». В результате этого учитель огранит себя и детей от эмоциональных расстройств.

Подведение итогов. При подведении итогов нельзя приучать детей к постоянному успеху в игре через системы уступок, которые необходимы на начальном этапе формирования мотивации в игре, но становятся вредными при их чрезмерном использовании. Умение адекватно воспринимать проигрыш является для ребенка профилактикой стрессов при неудачах в будущем. Вместе с тем если в группе игроков постоянно выигрывает один и тот же ребенок, это формирует зависть и отказ от игры у остальных. Поэтому для «слабого», конкурентно неспособного ребенка предпочтительна индивидуальная игра и соревнование с самим собой (Sims. 1928). В любом случае ему необходимо одобрение, поощрение, положительный опыт успеха для сохранения веры в свои силы и возможности. Похвалив ребенка, мы даем ему новый импульс к достижениям, а порицание может помешать реализовать даже имеющиеся возможности.

Важно также, что в игровой ситуации ребенок, «проигрывая» свои аккумулированные чувства напряжения, неуверенности, страхов, агрессивности и т. п., выносит их на поверхность, материализует, осознает их и научается контролировать. В результате ребенок становится эмоционально более зрелым и стабильным, и преодолеваются его трудности поведения (Axline, 1947; Спива-ковская, 1988).

Целесообразно после каждой игры выполнять дыхательные упражнения с целью

восстановления и повышении моторной плотности занятия.

В заключительной части решаются следующие задачи:

- способствовать снятию психологического и физического напряжения;

- подготовить дошкольников к дальнейшей деятельности.

Средствами для их решения являются самомассаж определенных участков тела и специфические растягивающие упражнения. По данным министерства здравоохранения, в нашей стране большое количество детей страдает болями в спине, сколиозами, нарушениями осанки, плоскостопием. Общеизвестно, что механизм данных заболеваний скрыт в мышечной системе, которая составляет более 40 % от всего человеческого тела. а именно в мышечном спазме, который, в свою очередь, проявляется болью определенной локализации. Причин проявления спазма множество, однако большинство авторов [5] ссылаются на длительное статическое напряжение, физическое утомление, переохлаждение и стресс. Данные факторы риска обнаруживаются в процессе обучения в коррекционном дошкольном учреждении, поэтому для ликвидации мышечного спазма в заключительную часть введены самомассаж определенных точек (тригерные точки) и растягивающие упражнения.

Самомассаж выполняется круговыми движениями в области лестничной, трапеци-видной, жевательной, ромбовидной и других мышц в течение 10 секунд на каждой. Затем необходимо растянуть мышцу с помощью специфического упражнения. Например, для

задних мышц головы и шеи необходимо наклонить голову в сторону, прижимая ухо к плечу. Удерживать данное положение 10 секунд.

Указанные мероприятия способствуют профилактике различных болей, т. е. снятию мышечного спазма. В результате снимается психологическое и физическое напряжение, и ребенок с ЗПР подготавливается к дальнейшей деятельности в коррекционном ДОУ.

Таким образом, овладение дошкольниками с ЗПР указанными в программе занятий по адаптивной физической рекреации упражнениями обогащает их двигательный опыт, способствует успешному применению этих движений в быту, способствует решению основных задач по АФК.

1. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура. М., 2000.

2. Дерябина Г.И., Мукина Е.Ю. Использование системного подхода в изучении физиологических механизмов компенсации нарушенных функций // Культура физическая и здоровье. 2009. № 1 (20). С. 74-74.

3. Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. М., 2004.

4. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психологического развития. М., 1990.

5. Трофименко Н.А. Миофасциарный болевой синдром. М., 2003.

Поступила в редакцию 24.05.2012 г.

UDC 376

THEORETICAL PROVE OF STUDY STRUCTURE ON ADAPTIVE PHYSICAL RECREATION OF PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

Aleksander Aleksandrovich NIKITIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-Graduate Student, Adaptive Physical Culture Department, e-mail: nikin230988@mail.ru

The article reveals the structure of the classes in adaptive physical recreation, the specific tools used in each of the classes for preschool children who have mental retardation.

Key words: adaptive physical recreation; preschool children with mental retardation; mental disorders; movement disorders; outdoor games; self-massage; structure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.