Научная статья на тему 'Адаптивная физическая рекреация в работе с дошкольниками, имеющими задержку психического развития'

Адаптивная физическая рекреация в работе с дошкольниками, имеющими задержку психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2737
601
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / СРЕДСТВА / ADAPTIVE PHYSICAL RECREATION / PRESCHOOLERS WITH MENTAL RETARDATION / MOVEMENT DAMAGE / MEANS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Никитин Александр Александрович

В статье раскрывается сущность, специфика и средства адаптивной физической рекреации, а также исследуется ее влияние на дошкольников с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Никитин Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTIVE PHYSICAL RECREATION IN WORK WITH PRESCHOOLERS WITH MENTAL RETARDATION

The article reveals the essence, specifics and means of adaptive physical recreation, researches its influence on preschoolers with mental retardation.

Текст научной работы на тему «Адаптивная физическая рекреация в работе с дошкольниками, имеющими задержку психического развития»

УДК 153.2

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

© Александр Александрович НИКИТИН

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры адаптивной физической культуры, e-mail: nikin230988@mail.ru

В статье раскрывается сущность, специфика и средства адаптивной физической рекреации, а также исследуется ее влияние на дошкольников с задержкой психического развития.

Ключевые слова: адаптивная физическая рекреация; дошкольники с задержкой психического развития; психические нарушения; двигательные нарушения; средства.

Проблемы коррекции, компенсации отставания в умственном и физическом развитии, а также социализации ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) обусловлены распространенностью этого дефекта.

По данным Всемирной организации здравоохранения, число детей с проблемами в развитии в экономически развитых странах составляет 1-3 % детского населения. Частота недоразвития познавательной сферы у детей дошкольного возраста в нашей стране 1-1,2 %; 0,8-0,9 % от всех детей, достигших школьного возраста, подлежат обучению в специальной (коррекционной) школе либо в коррекционных классах (Т.А. Молосаева, 2005).

В системе специального обучения и в олигофренопедагогике идет поиск эффективных средств, способствующих формированию у детей с проблемами в развитии достаточной готовности к самостоятельной жизни. Только 15-20 % из числа детей 7-9 лет, оканчивающих дошкольное учреждение 7-го вида, являются адаптированными к окружающему миру.

Современная образовательная система, ориентированная преимущественно на обучение и воспитание дошкольников с ЗПР, утратила свою оздоровительную направленность. Устаревшие методы и формы преподавания, далекие от совершенства учебные программы приводят дошкольников к нервно-психическим перегрузкам.

В связи с этим наблюдается поиск наиболее эффективных форм и методов укрепления здоровья и повышения усвоения дошкольниками учебной программы средствами физической культуры, в частности физической рекреации.

В проведенных ранее исследованиях делается акцент на мотивационных аспектах рекреационных занятий здоровых детей (Г.П. Виноградов, 1997; А.В. Мухина, 1999; Т.А. Яшина, 1998; Т.В. Платонова, 2003, Г.К. Зайцев, 1993; В.Н. Станиславский, 2003; Р.И. Соленова, 1999 и др.), либо на влияние различных видов рекреационных занятий на здоровье и личность занимающихся (лица, не имеющие отклонений в состоянии здоровья), однако воздействие адаптивной двигательной рекреации на детей дошкольного возраста с задержкой психического развития мало исследовано.

Рассуждая о физической рекреации, нельзя обойти тему психических нагрузок в связи с дошкольной учебной деятельностью занимающихся. В этом случае рекреационная физическая активность будет рассматриваться как средство, способствующее снизить негативные психические нагрузки с целью адаптации и социализации в обществе и подготовки к дальнейшему обучению.

Адаптивная двигательная рекреация -это компонент (вид) адаптивной физической культуры, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, общении [1].

Она использует традиционные для физической культуры основные, фоновые, вспомогательные средства: физические упражнения, естественные силы природы, режим питания, труда, отдыха, быта.

Специфику адаптивной физической рекреации дошкольников с задержкой психиче-

ского развития составляют следующие положения [1].

- построение комплексной программы адаптивной физической рекреации для формирования, укрепления и сохранения здоровья на всех уровнях жизни с учетом пола, возраста, физической подготовленности и других условий и обстоятельств;

- разработка валеологических и рекреационных мероприятий, направленных на восстановление здоровья детей с ЗПР;

- использование современных методов здоровьеформирующих технологий, адекватных для каждого ребенка с ЗПР.

Таким образом, адаптивная физическая рекреация является новым направлением в области формирования, восстановления, укрепления и сохранения здоровья, также она востребована людьми разного возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности и может быть использована в работе с дошкольниками, имеющими ЗПР.

Цель нашего исследования состояла в том, чтобы исследовать эффективность методики адаптивной физической рекреации, которая направлена на коррекцию психофизического статуса детей с задержкой психического развития.

Ряд авторов считают [1-5], что детям с ЗПР свойственны как психические (нарушение внимания, мышления, памяти, восприятия, представления), так и двигательные (нарушение координации, плохая работоспособность, отставание в развитии основных физических качеств) нарушения.

Поэтому предложенная нами методика адаптивной физической рекреации направлена на коррекцию этих дефектов.

Коррекция психических нарушений осуществлялась с помощью следующих средств.

1. Игровая деятельность, которая использовалась для коррекции психического и эмоционального фона дошкольников.

В дошкольном образовании игра - это разновидность физической и интеллектуальной (непродуктивной) деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей. Основной мотив данной деятельности лежит в удоволь-

ствии, связанном не только с результатом, но и с самим процессом деятельности [6].

Так как объектом исследования является ребенок с ЗПР, то мы использовали игры, которые действуют на психические нарушения ребенка с ЗПР, такие как иголка и нитка (формирование эмоционально-волевой сферы), почувствуй и запомни позу (внимание и двигательная память), чудесный предмет (восприятие) и т. д.

2. Дыхательные упражнения - включают серию упражнений и заданий по постановке диафрагмально-речевого дыхания. Неправильное или слабое участие дыхательных мышц наносит вред процессу звукообразования, и поэтому основная задача этого направления - постановка правильного дыхания и увеличение жизненной емкости легких [7]. Для ослабленного детского организма правильное дыхание - залог здоровья. Обучение правильному дыханию мы проводим после упражнений, связанных с большой тратой энергии (бега, прыжков, игры и т. д.).

3. Методики самомассажа кистей рук. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца -на сердце (Г.Ф. Кумарина, 2003; М.Э. Вайнер, 2003; Ю.Н. Вьюнкова, 2003).

Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день.

Массаж включает в себя следующие типы движений:

- поглаживание: совершается в разных направлениях;

- растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее);

- вибрация: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев;

- массаж с помощью специального мячика: мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, т. е. не должен легко дефор-

мироваться (тогда воздействие будет максимальным);

- сгибание-разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.

Коррекция двигательных нарушений осуществлялась с помощью следующих средств.

1. Упражнения на развитие моторики: общей (координация движений) и мелкой.

По мнению ряда авторов (Т.А. Ткаченко. 2007; М.Н. Кольцова, 1973), мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Дошкольникам с ЗПР присущи следующие нарушения мелкой моторики:

- нарушения подачи сигнала на выполнение действия;

- нарушения передачи сигнала;

- нарушения в приеме и выполнении сигнала.

Развитие мелкой моторики осуществлялось с помощью следующих средств.

Пальчиковая гимнастика - суть занятия состоит в том, чтобы научить ребенка с ЗПР при помощи пальцев изображать какие-то предметы или живых существ.

Она помогает ребенку с ЗПР разобраться с такими понятиями, как сверху, снизу, правый, левый и т. д. После того, как мы научили дошкольника с ЗПР выполнять одиночные упражнения, можно пытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределяя роли между собой и ребенком (например, встреча ежика и зайчика в лесу).

Занятия, упражнения и игры с использованием детской продуктивной деятельности. Мы считаем, что большим коррекционно-развивающим потенциалом с точки зрения совершенствования ручной умелости и

тренировки мелких мышц руки обладают традиционные и ставшие уже привычными в дошкольном учреждении виды детской продуктивной деятельности (конструирование, перебирание круп, закручивание и откручивание крышки у банки и т. д.).

Чрезвычайно важным в таких упражнениях является приобретение ведущей рукой опыта оперирования разными инструментами, а также формирование навыка содружественных и координированных движений правой и левой рук с одновременным разграничением их функций.

Специальные физические упражнения. Мы использовали упражнения и игры с применением разнообразного спортивного инвентаря (мячей, обручей, кеглей, лент) и других предметов, игрушек на занятиях с дошкольниками, имеющими ЗПР. Они открывают широкие возможности для выработки у дошкольников координированных движений всех звеньев рук и тренировки мелких мышц руки. Преимущество этих упражнений по сравнению с другими видами детской деятельности (рисование, графическая подготовка, лепка) заключается в одновременной тренировке обеих рук. Даже если приходится выполнять большое количество упражнений, непосредственно направленных на развитие тонких и точных движений рук, дети никогда не жалуются на усталость, т. к. все упражнения носят большей частью игровой характер.

Упражнения на развитие общей координации движений мы давали с постепенным усложнением заданий. Сначала используются упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, ноги, туловище, а затем постепенно вводятся упражнения, объединяющие части тела и дыхание.

2. Коррекционные упражнения. Физические упражнения могут использоваться для коррекции моторных нарушений и недостатков физического развития детей с нарушенным интеллектом. Это указано в исследованиях Р.Д. Бабенковой, В.В. Гориневского,

А.А. Дмитриева, Н.А. Козленко, А.С. Самы-личева, С.Ю. Юровского.

Они применяются для укрепления опорно-двигательного аппарата, для развития равновесия, формирования правильной осанки, способствуют развитию физических способностей ребенка с ЗПР.

Для проверки эффективности экспериментальной методики занятий по адаптивной физической рекреации был проведен педагогический эксперимент на базе государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагоги-ческой и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» г. Тамбова.

В нем приняли участие 7 дошкольников (мальчики и девочки) 6-8 лет с задержкой психического развития. Занятия по разработанной методике проходили в экспериментальной группе два раза в неделю по 25 минут в течение 8 месяцев.

В нашей методике большинство упражнений и игр применялись для развития скоростно-силовых и координационных способностей, поэтому целесообразно было протестировать уровень их развития в начале применения методики и в конце.

На наш взгляд, наибольший интерес представляет количественная сторона данного анализа, для того чтобы наиболее полно судить об эффективности методики адаптивной физической рекреации. Для этого мы воспользовались формулой В.И. Усакова [8]:

и, 100 (у2-у1)

1/2(^1+К2).

Результаты представлены в табл. 1.

Для оценки темпов прироста показателей физических способностей мы воспользовались оценочной шкалой, предложенной

В.И. Усаковым:

- если прирост составляет 1-7 %, оценка «неудовлетворительно»;

- если 8-10 %, оценка «удовлетворительно»;

- если 10-15 %, оценка «хорошо»;

- если от 15 % и выше, оценка «отлично».

Благодаря анализу темпов прироста физических способностей, было установлено следующее.

Прирост по скоростно-силовым способностям составил 9 % в год, из этого следует, что, с одной стороны, возраст 6-8 лет не является благоприятным для развития данной группы способностей, а с другой - что система физической рекреации, применяемая в данном дошкольном учреждении, не носила своей целью целенаправленное развитие скоростно-силовых качеств и показатель прироста обусловлен за счет естественного роста и роста естественной двигательной активности. Оценка эффективности в данном случае является удовлетворительной.

Прирост по координационным способностям составил 14 % в год, это указывает на наличие в дошкольном учреждении эффективной системы адаптивной физической рекреации, которую можно использовать для развития координационных способностей. Оценка - «хорошо».

Таким образом, результаты проведенного констатирующего педагогического эксперимента, показавшего положительный прирост двигательных способностей, дают основание считать, что занятия по методике адаптивной физической рекреации с дошкольниками, имеющими ЗПР, оказывают существенное влияние на улучшение их двигательной сферы. При этом работа по внедрению предложенной методики физической рекреации в настоящее время продолжается, в

Таблица 1

Результаты тестирования координационных и скоростно-силовых способностей дошкольников с ЗПР

Название теста ^ср 1 V , у ср 2 Ш, % И'ср, %

Координационные способности

«Кулак - ребро - ладонь» 2,8 3,5 22 14

Тонкая моторика 1,5 1,7 12,5

Ловля мяча 6,5 7 7

Аист 6 7 15

Скоростно-силовые способности

Метание из-за головы 1,6 1,7 6 9

Прыжок в длину с места 0,37 0,4 7,7

Динамометрия, Правая/левая 7,1/5,2 7,4/6,1 19

Перестукивание 11,1 12,2 8

течение года будет выявлена дальнейшая динамика как показателей двигательных способностей, так и некоторых психических процессов (а именно: внимания, двигательной памяти и т. д.).

1. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура. М., 2000.

2. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. М., 2002.

3. Частные методики адаптивной физической культуры / под ред. Л.В. Шапковой. М., 2003.

4. Певзнер М. С. и др. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. М., 1985.

5. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии / Шипи-цына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнов И. А. СПб., 1995.

6. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987.

7. Брюхова Е.В. Коррекционное занятие, направленное на развитие мелкой моторики и других психических функций // Начальная школа. 1998. № 5.

8. Усаков В.И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников. Красноярск, 1989.

Поступила в редакцию 6.Q6.2Q11 г.

UDC 153.2

ADAPTIVE PHYSICAL RECREATION IN WORK WITH PRESCHOOLERS WITH MENTAL RETARDATION Aleksander Aleksandrovich NIKITIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Adaptive Physical Culture Department, e-mail: nikin230988@mail.ru

The article reveals the essence, specifics and means of adaptive physical recreation, researches its influence on preschoolers with mental retardation.

Key words: adaptive physical recreation; preschoolers with mental retardation; movement damage; means.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.