Научная статья на тему 'Теоретические принципы формирования профессиональной компетентности у будущих учителей физической культуры'

Теоретические принципы формирования профессиональной компетентности у будущих учителей физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пеньковец Д. В.

Обосновано целесообразность использования компетентностного подхода в профессиональном обучении будущих учителей физической культуры. Рассмотрены подходы к толкованиям понятой «компетентность» и «компетенция», к характеристике уровней их сформированности критериев определения в психолого-педагогической литературе. Сделано теоретическое обоснование понятия «формирование профессиональной компетентности». Уточнено компонентный состав профессиональной компетентности у будущих учителей физической культуры. Определены уровни и показатели сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические принципы формирования профессиональной компетентности у будущих учителей физической культуры»

4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. -М.: Физкультура и Спорт, 1991. - 543 с.

5. Свечкарёв В.Г. Совершенствование двигательных возможностей человека посредством автоматизированных систем управления [Текст] // Теор. и практ. физ. культ. - 2007. - № 5. - С. 41-43.

6. Соколов А.А.Комплексный контроль и управление физическим статусом студентов вуза [Текст] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2007. - № 9. - С. 87-92.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© Пеньковец Д.В.*

Черниговский национальный педагогический университет им. Т.Г. Шевченко, Украина, г. Чернигов

Обосновано целесообразность использования компетентностного подхода в профессиональном обучении будущих учителей физической культуры. Рассмотрены подходы к толкованиям понятой «компетентность» и «компетенция», к характеристике уровней их сформирован-ности критериев определения в психолого-педагогической литературе. Сделано теоретическое обоснование понятия «формирование профессиональной компетентности». Уточнено компонентный состав профессиональной компетентности у будущих учителей физической культуры. Определены уровни и показатели сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей физической культуры.

Ключевые слова компетентность, компетенция, формирование профессиональной компетентности, ключевые компетенции, уровень развития профессиональной компетентности, психолого-педагогические компетентности.

Образование является социальным институтом, через который проходит каждый человек, приобретая при этом черты личности, специалиста и гражданина. Оно превращает и направляет ход жизни общества, превращая таким образом «общество сегодня» в «общество завтра», поскольку влияет на общественное сознание, формирует новое мышление, новое виденье перспектив индивидуального и социально-экономического.

Высшая школа всегда была и является одним из основных учебно-воспитательных институтов общества. Поэтому приоритетным заданием выс-

* Аспирант кафедры Профессионального образования и безопасности жизнедеятельности.

шей школы является воспитание личности, которая владеет искусством познания, мышления и общения, организации своего интеллектуального и физического труда, интересом к творческому применению профессиональных знаний, искусством жить по законам морали, и способности к самореализации в своей профессиональной деятельности.

Высшие учебные заведения, которые готовят будущих учителей из физической культуры сталкиваются с проблемами, которые тесно связаны с интеграционными превращениями в образовательной отрасли Украины и Болонским процессом, который выдвигает ряд требований относительно качественной подготовки у будущих учителей физической культуры.

Одной из недостаточно изученных проблем современного отечественного профессионального образования есть подготовка будущих учителей физической культуры и формирования их профессиональной компетентности.

Проблема подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности принадлежит к наиболее важным в теории и практике педагогики высшей школы.

Вопросы профессиональных компетентностей были предметом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. Развитие исследований о профессиональной компетентности имеет несколько направлений: от анализа психологических основ профессиональной деятельности преподавателей (Л.С. Виготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Ельконин); до разработки основ формирования педагогической направленности преподавателя и развития профессионально важных качеств личности в целом (А.А. Орлов, Н.В. Кузьмина, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин но др.); и дальше к определению сущности источников педагогического творчества (В.И. Андреев, Ю.Н. Кулюткин, М.М. Поташник). Нельзя не вспомнить о том, взнос который сделала плеяда украинских педагогов в разработку исследуемой проблемы: О.М. Астреб, И.А. Зязюн, А.С. Макаренко, О.Г. Мороз, Л.С. Нечепоренко, В.З. Смаль, В.О. Сухомлинский, Д. Ярмаченко; В.В. Борисов, Ф.Н. Гоноболин, В.М. Гринева, И.Ф. Исаев, И.О. Зимняя, Н.В. Кузьмина, В.И. Лозовая, П.Г. Лузан, А.К. Маркового, Е.М. Павлютенков, В.К. Сидоренко, И.О. Сластенин, Н.Т. Тверезовска, А.В. Хуторской.

Перейдем к теоретическому анализу понятия «компетенция», которое также имеет разные толкования.

Становление учителя - это в первую очередь формирование его как личности и только потом - как профессионального работника, который владеет специальными знаниями в определенной отрасли педагогической деятельности.

Целью статьи является теоретический анализ разных подходов относительно определения содержания понятия «профессиональная компетентность», и определения педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры.

Становление компетентстного подхода в образовании прошло несколько этапов в своем развитии. На первом этапе (1960-1970 гг.) было введено по-

нятие «коммуникативной компетентности» (Д. Хаймс), исследовано разные виды языковой компетентности и создано предпосылки для разграничения понятий «компетентность» и «компетенция». На втором этапе (1970-1990 гг.) категория «компетентность» внедряется в теорию и практику изучения языков, вводится понятие «социальной компетенции».

Начиная с третьего этапа (в 1990 г.), понятие «компетентность» становится предметом специального всестороннего научного исследования. В документах ЮНЕСКО очерчивается круг ключевых компетенций, которые должны стать обязательным результатом образования. В педагогике эта категория рассматривается как производный компонент «общекультурной компетентности» (Н. Розов, Е.В. Бондаревска); «уровень образованности специалиста» (Б.С. Гершунский, А.Д. Щекатунова); системное явление, которое включает знание, умение, навыки, профессионально значимые качества лица специалиста, которые обеспечивают выполнение им собственных профессиональных обязанностей (Т.Г. Браже, Н.И. Запрудский).

В соответствии с педагогической энциклопедией, понятие «компетентность» содержит в себе, кроме сугубо профессиональных знаний, умений и навыков, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности, умения учиться, оценивать, логично мыслить, отбирать и использовать информацию [6, с. 237].

Компетентность определяет качество и уровень профессиональной готовности к деятельности, которая выражается в характере труда, способности в условиях разных трудностей находить рациональное решение возникшей проблемы. Рост компетентности соединен с самоанализом и самооценкой личности, которые являются внутренним стимулом профессионального самоопределения [3, с. 26].

В научных исследованиях европейской системы образования компетентность трактуется исследователями как возможность личности воспринимать и отвечать на индивидуальные и социальные потребности, комплекс отношений, ценностей, знаний и навыков [7]. Шведские и американские ученые (В. Чапанат, Г. Вайлер, Я. Лефстед) разрабатывают концепцию «интегрированного развития компетентности», согласно которой компетентность является знанием и умением из разных сфер жизнедеятельности человека, которые необходимы для формирования умений и навыков осуществления деятельности творческого уровня.

Безрукова В.С. считает, что компетентность - это владение знаниями и умениями, которые позволяют выражать профессионально грамотные суждения, мысли, оценки. С точки зрения В.А. Демина, компетентность содержит в себе уровень умений личности, которая отбивает степень соответствия определенной компетенции и позволяет действовать конструктивно в социальных условиях, которые изменяются. Зимняя И.А. рассматривает компетентность как интеллектуально и личностно обусловленный опыт соци-

альный профессиональной деятельности человека, который учреждается на знаниях. Также, И. Зимняя отмечает, что это качество личности, которое основывается на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленном опыте социально-профессиональной жизнедеятельности человека [4, с. 34]. Как общую способность и готовность личности к профессиональной деятельности, которая основывается на знаниях и опыте, приобретенных благодаря учебе и производственной деятельности, рассматривает это понятие П. Решетник [10, с. 164]. Компетентность является результатом приобретения компетенции, отмечает С. Гончаренко [2, с. 409]. Маслов В.И. под компетентностью понимает готовность на профессиональном уровне исполнять свои должностные и профессиональные обязанности в соответствии с современными теоретическими приобретениями и лучшим опытом, приближением к мировым требованиям и стандартам. Согласно В.Г. Афанасьевим, компетентность - это совокупность функций прав и обязанностей специалиста. Лебедев И., изучая понятие компетентности, акцентировал внимание при его определении на способности действовать в ситуации неопределенности, способности работать в команде и учиться. Некоторые исследователи отмечали, что существенным моментом компетентности является способность принимать соответствующие решения в процессе решения конкретных проблем и производственных заданий.

Наряду с понятием «компетентность» в научных исследованиях встречается понятие «профессиональная компетентность», какая трактуется как [8]: психическое состояние, что позволяет действовать самостоятельно и ответственно, владение человеком способностью и умением выполнять определены трудовые функции (А.К. Макарова); ценностные ориентации специалиста, мотивы его деятельности, общая культура, стиль взаимодействия с окружающими, осознание мира вокруг себя и себя в мире, способность к усовершенствованию и саморазвитию (Т.Г. Браже); интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, которые отбивают уровень знаний, умений, опыт, достаточный для осуществления цели данного рода деятельности, а также его моральную позицию (С.Я. Батышев) [12]. Система умений и навыков, профессионально значимых качеств личности, которые обеспечивают возможность выполнения профессиональных обязанностей определенного уровня (Г.М. Курдюмов).

Профессиональная компетентность будущего специалиста формируется на принципах теоретических знаний, практических умений, значимых личностных качеств и жизненного опыта, который предопределяет готовность специалиста к выполнению профессиональных обязанностей и обеспечивает высокий уровень его самоорганизации. Содержание этого понятия обусловливается многими факторами, в частности, уровнем развития техники, науки, экономики, образования; процессами, которые происходят в обществе; общественным заказом.

Подытоживая основные подходы к пониманию понятий «компетентность» и «профессиональная компетентность», можно утверждать, что профессиональная компетентность - это профессионально статусные возможности относительно осуществления человеком государственных, социальных и личностных полномочий в профессиональной деятельности. Компетентность характеризует интеграцию человека в профессиональную деятельность, наличие социальной и психологической зрелости, профессиональное направление мировоззрения личности и наличие соответствующих ценностных ориентаций. Иначе говоря, профессиональная компетентность трактуется как интегральная характеристика личности, которая определяет способность специалиста разрешать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задания, которые возникают в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонов.

Большинство исследователей понятия «компетентность» рассматривают как опытную категорию, которая характеризует человека как субъект профессиональной деятельности, ее способность успешно выполнять свои полномочия. В образовании переход к компетентностному подходу, по мнению исследователей, означает переориентацию из процесса на результат образования в деятельном измерении, а результатом формирования профессиональной компетентности является возможность специалиста отвечать новым запросам рынка, иметь соответствующий потенциал для практического решения жизненных проблем, поиска своего «Я» в профессии и социальной структуре [4, с. 47].

Концепция «интегрированного развития компетентности», разработанная шведскими учеными (В. Чапанат, Г. Вайлер) связывает развитие компетентности специалиста с интеграцией интеллектуальных, моральных, социальных, эстетичных аспектов знаний и умений. Профессиональная компетентность в контексте отмеченной концепции включает знание и умение разных сфер жизнедеятельности человека, которые необходимы для осуществления творческой деятельности [4, с. 193].

Важным аспектом понимания компетентности является ее оценочно-мировоззренческая направленность, которая характеризует человека как субъект деятельности в системе общественного развития труда. Здесь учтена способность человека до принятия адекватных и соответствующих решений в проблемных ситуациях, планирования и осуществления действий ради достижения поставленных целей, способность учиться на ошибках и вносить коррективы в процесс достижения целей.

Следовательно, профессиональная компетентность - это один из структурных компонентов профессиональной готовности к конкретному виду деятельности [5, с. 67].

Основными структурными элементами педагогической компетентности является: теоретические педагогические знания, практические умения, лич-

ностные качества педагога. Теоретические педагогические знания предусматривают содержание психолого-педагогических знаний, которые определены учебными программами.

Психолого-педагогическая подготовка является основой формирования гуманистически ориентированного мышление педагога. Психолого-педагогические и специальные знания являются необходимым условием профессиональной компетентности.

Готовность будущего учителя физической культуры к профессиональной педагогической деятельности заключается в усвоении полного состава специальных знаний (из предмета, учебной дисциплины, курса) психолого-педагогических действий в высшем учебном заведении и социальных отношений, в сформированности и зрелости профессионально значимых и общественных качеств личности.

Быть профессионально педагогически компетентным означает мать многокомпонентный состав интеграционных профессиональных знаний и умений, что обеспечивает осознание волевых решений, выполнения творческих действий по конструированию процесса учебы и моделирования коммуникативных связей.

Следовательно, профессиональная готовность будущих учителей физической культуры к педагогической деятельности предусматривает его профессиональную квалификацию и определенную совокупность личностных качеств и свойств.

Психолого-педагогическая компетентность будущего учителя физической культуры обнаруживает его глубокие теоретические знания из психологии и педагогики, а также умения воплотить их в практике учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении.

Психолого-педагогическая компетентность состоит из таких групп умений: психологические (психодиагностические, познавательные, мотиваци-онные, коррекционная эмоционально-чувственные, консультативные); опе-рационно-методические; конструктивно-проектные; оценивания и контроля; экспертно-аналитические; научно-исследовательские; методические и воспитательные. Психологические умения содержит такие умения как: формирование познавательных потребностей студентов; формирование стиля деятельности, рефлексии; создания условий, которые стимулируют внутреннюю познавательную активность студентов; создание благоприятного психологического климата для осуществления образовательного процесса и другие умения.

Бесспорно, фундаментом профессиональной компетентности будущего учителя физической культуры является психолого-педагогическое мышление, которое предусматривает нестандартный, поисковый и инновационный подход к организации и осуществлению педагогического процесса и постоянному его совершенствованию. Современное психолого-педагогическое мышле-

ние также предусматривает отказ педагога от стандартных путей осуществления учебно-воспитательного влиянию. От него требуют смелости создания собственных эффективных методик, которые полнее всего отвечают его профессиональной подготовке и индивидуально психическим особенностям и выплывают из современных гуманистических педагогических концепций.

Психологическая компетенция охватывает умение учителя адекватно оценить собственные способности, возможности, уровень притязаний, психологические особенности; выбрать самый эффективный вариант поведения в той или другой ситуации; регулировать собственные эмоциональные состояния, преодолевать критические педагогические ситуации и тому подобное.

Профессиональная компетентность учителя - это совокупность его личностных качеств, общей культуры и квалификационных знаний, умений, методического мастерства, гармоничная интеграция которых в педагогической деятельности дает оптимальный результат.

Профессионально педагогическая компетентность учителя является сложной многоуровневой стойкой структурой его психических черт, что формируется в результате интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений, значимых для учителя личностных качеств и имеет очерченные существенные признаки (мобильность, гибкость и критичность мышления).

Таким образом, подытоживая осуществленный анализ научной литературы, можно определить, что профессиональная компетентность - это совокупность взаимосвязанных качеств личности, которая предусматривает совершенное владение теоретическими и практическими навыками, умение применять их в процессе профессиональной деятельности, способность творчески и нестандартный разрешать проблемы, нести ответственность за последствия своей работы.

Список литературы:

1. Высшее образование и Болонский процесс: учебное пособие. - К.: «Высшая школа», 2007.

2. Гочаренко С.У Украинский педагогический словарь / С.У Гончаренко. - М.: Просвещение, 1997. - 375 с.

3. Дубчак А., Покладов В., Стефаненко Н. Психологические условия формирования «гибкой» личности // Новые направления творческого развития личности школьника. Материалы докладов и сообщений научно-практической конференции. - К., 2004. - С. 20-21.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа комптентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.

5. Маркова А.К. Психологические проблемы повышения квалификации // Педагогика. - 1992. - № 9-10. - С. 65-67; Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. -210 с.

6. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Н.А. Морева. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.

7. Овчарук А. Ключевые компетентности: Европейское видение // Управление образованием. - 2004. - № 2. - С. 6-9.

8. Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования // Оценка качества профессионального образования / Под общ. ред. В.И. Байденко, Дж. Ван Зантворта. -М.: Европейский фонд подготовки кадров, 2001. - 218 с.

9. Профессиональное образование: словарь [учеб. пос.] / Сост. С.У Гон-чаренко и др. / Под ред. Н.Г. Ничкало. - К., 2000. - 380 с.

10. Решетник П.М. Профессиональное образование и компетентность / М.П. Решетник, Н.Г. Батечко // Научный вестник НАУ - 2005. - № 88. - С. 157.

11. Стратегия реформирования образования в Украине: Рекомендации по образовательной политике. - К.: К.И.С., 2003. - 296 с.; Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2005. - 720 с.

12. Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного образования // Народное образование. - 2003. - № 2. -С. 55-60.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

© Повечера И.В.*

Черниговский государственный педагогический университет им. Т.Г. Шевченко, Украина, г. Чернигов

В статье рассматриваются основные виды информационных технологий, которые могут быть использованы в процессе организации самостоятельной работы при изучении общетехнических дисциплин. Определены источники информации в зависимости от вида информации для самостоятельной работы студентов, общие требования к информационному обеспечению образовательного процесса. Проанализировано основные пути использования Интернет-ресурсов в ходе организации самостоятельной работы, которые позволяют оптимизировать процесс управления самостоятельной работой, сделать его целеустремленным и действенным.

Ключевые слова информационные технологии, информационные обеспечение, самостоятельная работа студентов.

* Доцент кафедры Технологического образования и информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.