Научная статья на тему 'Теоретические подходы к пониманию профессионального мировоззрения офицера внутренних войск МВД России'

Теоретические подходы к пониманию профессионального мировоззрения офицера внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ФУНКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ОФИЦЕРА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ / ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ОФИЦЕРА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ / PROFESSIONAL OUTLOOK / FEATURES PROFESSIONAL OUTLOOK / OUTLOOK PROFESSIONAL OFFICER RUSSIAN INTERIOR MINISTRY TROOPS / THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASE / FOR CREATING PROFESSIONAL OUTLOOK OFFICER RUSSIAN INTERIOR MINISTRY TROOPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасов Д. Ю.

Статья посвящена анализу отдельных характеристик профессионального мировоззрения, рассматриваются мнение авторов современных исследований по данному вопросу Отдельно освещено профессиональное мировоззрение офицера внутренних войск МВД России, теоретико-методологические подходы его формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO UNDERSTADING PROFESSIONAL OUTLOOK OF OFFICER INTERIOR MINISTRY TROOPS RUSSIA

This article analyzes the characteristics of the individual professional outlook, considered opinion of the authors of modern research on the subject. Separately lit professional outlook officer Russian Interior Ministry troops, theoretical and methodological approaches of its formation.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к пониманию профессионального мировоззрения офицера внутренних войск МВД России»

ленной последовательности на основе прожито-пережитых чувственных впечатлений и жизненных актов знаний человека о культурных средствах, наиболее адекватно отвечающих требованию установления гармоничного отношения конкретного человека с миром; а также это особая смысловая реальность, окружающая и включающая человека, являющаяся частью и продуктом уникальных отношений конкретного человека с миром -его жизненных отношений.

Осмысление фундаментальных характеристик мира и человека, сущности профессии и профессионала, бытия мира и бытия человека (его жизни) позволяют сформулировать понятие «профессиональное развитие человека»: профессиональ-

Библиографический список

ное развитие человека есть система необратимых, направленных, качественных изменений профессионала как специалиста, субъекта деятельности, носителя профессионального сознания и члена профессионального сообщества, обусловленная качествами природного и культурного мира, качествами человека, его жизненного мира, а также качествами жизненных отношений (деятельности, поведения) человека с собой, миром и другими людьми.

Опора на такое объемное понимание профессии и профессионального развития человека позволит наиболее адекватно проектировать содержание непрерывного образования современного профессионала.

1.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11. 12 13

Блинов, Л.В. Развитие идей интегрированного образования: от истории к современности / Л.В. Блинов, И.А. Макарова // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 5.

Лейфа, А.В. Развитие системы высшего профессионального образования в Российской Федерации / А.В. Лейфа, И.И. Лейфа // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2012. - № 1. - Сер. Педагогика, психология.

Кохановский, В.П. Философия. - Ростов-на-Дону, 2000.

Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

Климов, Е.А. Введение в психологию труда. - М., 1996.

Митина, Г.В. Личностная готовность педагогов к сопровождению социализации младших школьников // Образование и общество. -2013. - № 1(78).

Большой толковый словарь русского языка / сост и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб., 2000.

Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М., 2002.

Климов, Е.А. Психология профессионала. - М.; Воронеж, 1996.

Богданов, Е.Н. Введение в акмеологию. - Калуга, 2000.

Брушлинский, А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. - 1991. - № 6. - Т. 12.

Турчинов, А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. - М., 1998.

Кевбрин, Б.Ф. Развитие. Детерминизм. Закон. - М., 1998.

2

Bibliography

1. Blinov, L.V. Razvitie ideyj integrirovannogo obrazovaniya: ot istorii k sovremennosti / L.V. Blinov, I.A. Makarova // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2011. - № 5.

2. Leyjfa, A.V. Razvitie sistemih vihsshego professionaljnogo obrazovaniya v Rossiyjskoyj Federacii / A.V. Leyjfa, I.I. Leyjfa // Vektor nauki Toljyattinskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - № 1. - Ser. Pedagogika, psikhologiya.

3. Kokhanovskiyj, V.P. Filosofiya. - Rostov-na-Donu, 2000.

4. Markova, A.K. Psikhologiya professionalizma. - M., 1996.

5. Klimov, E.A. Vvedenie v psikhologiyu truda. - M., 1996.

6. Mitina, G.V. Lichnostnaya gotovnostj pedagogov k soprovozhdeniyu socializacii mladshikh shkoljnikov // Obrazovanie i obthestvo. - 2013. -

№ 1(78).

7. Boljshoyj tolkovihyj slovarj russkogo yazihka / sost i gl. red. S.A. Kuznecov. - SPb., 2000.

8. Slovarj po socialjnoyj pedagogike: ucheb. posobie / avt.-sost. L.V. Mardakhaev. - M., 2002.

9. Klimov, E.A. Psikhologiya professionala. - M.; Voronezh, 1996.

10. Bogdanov, E.N. Vvedenie v akmeologiyu. - Kaluga, 2000.

11. Brushlinskiyj, A.V. Problema subjhekta v psikhologicheskoyj nauke // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 1991. - № 6. - T. 12.

12. Turchinov, A.I. Professionalizaciya i kadrovaya politika: problemih razvitiya teorii i praktiki. - M., 1998.

13. Kevbrin, B.F. Razvitie. Determinizm. Zakon. - M., 1998.

Статья поступила в редакцию 14.12.13

УДК 371:351

Tarasov D.Y. THEORETICAL APPROACHES TO UNDERSTADING PROFESSIONAL OUTLOOK OF OFFICER INTERIOR MINISTRY TROOPS RUSSIA. This article analyzes the characteristics of the individual professional outlook , considered opinion of the authors of modern research on the subject . Separately lit professional outlook officer Russian Interior Ministry troops , theoretical and methodological approaches of its formation.

Key words: professional outlook, features professional outlook, outlook professional officer Russian Interior Ministry troops, theoretical and methodological base for creating professional outlook officer Russian Interior Ministry troops.

Д.Ю. Тарасов, преп. Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии

И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, E-mail: parus77777@yandex.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ОФИЦЕРА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

Статья посвящена анализу отдельных характеристик профессионального мировоззрения, рассматриваются мнение авторов современных исследований по данному вопросу. Отдельно освещено профессиональное мировоззрение офицера внутренних войск МBД России, теоретико-методологические подходы его формирования.

Ключевые слова: профессиональное мировоззрение, функции профессионального мировоззрения, профессиональное мировоззрение офицера внутренних войск МВД России, теоретико-методологические основания формирования профессионального мировоззрения офицера внутренних войск МВД России.

Понимание профессионального мировоззрения современного военнослужащего - офицера внутренних войск МВД России основано на теоретическом изучении и анализе этого понятия в современных педагогических и психологических исследованиях.

В научной литературе широко освещены исследования мировоззренческой проблематики, проводившиеся под руководством Э.И. Моносзона (1987) и РМ. Роговой (2003). В педагогике распространённым является определение мировоззрения сформулированное Э.И. Моносзоном. Учёный считает, что мировоззрение представляет собой обобщённую систему взглядов, убеждений и идеалов, в которые человек выражает своё отношение к окружающей его социальной и природной среде. Являясь обобщением знаний, опыта и эмоциональных оценок, в которых отражены особенности общественного бытия человека, мировоззрение определяет личностную позицию субъекта в исторически конкретной системе общественных отношений. Предметом мировоззрения являются наиболее общие существенные черты, свойства, законы объективного мира, охватывающие как природу, общество в целом, так и непосредственную природную и социальную среду деятельности человека, класса, общества. Мировоззрение отражает действительность через призму его целей и интересов и является способом духовно-практического освоения мира. Оно представляет собой совокупность знаний о мире и духовно-практическое отношение к нему, их сплав, что придаёт мировоззрению целостность специфичность, несво-димость ни к каким иным духовным явлениям. Содержание мировоззрения составляют философские, естественнонаучные и социально-политические взгляды и убеждения и вытекающие из них общественно-политический, нравственный и эстетический идеалы человека [1].

Под руководством РМ. Роговой [2] проводились исследования по становлению гуманистического мировоззрения личности (В.М. Гайнулина, Е.П. Бельчикова (1985), Г.В. Мухаметзянова (2002), В.И. Петрова, Н.И. Монахов (1981) Под гуманистическим мировоззрение РМ. Рогова понимает область нравственного, эстетического, политического, сознания. Это личностные взгляды и убеждения, прочувствованные и глубоко осознанные, определяющие духовность, ценностные ориентации детей и молодёжи, собственное «Я» творческое и деятельностное отношение к миру, к людям, к своему месту в обществе. Важным моментом в этом определении является акцент на личностные взгляды и убеждения, служащие основой духовности формирующейся личности. Школа РМ. Роговой следуя по пути глобализации знаний, предлагает новый поиск мировоззренческих установок, принимая структуру планетарного мышления. Интересен подход к этой проблеме, основанный на противоречиях, связанных с ценностными ориентациями современной цивилизации. Представитель этой же школы Е.П. Бельчикова полагает, что мировоззрение личности представляет собой синтез, диалектическое единство общего, объективно существующего представления о мире и конкретно-индивидуального видения мира свободным, независимо мыслящим человеком, решения своих противоречий, достижений, надежд. Это определение подчёркивает «личностно-практическую» плоскость мировоззрения, учитывающую его индивидуальные особенности [3, с. 57-63].

В педагогике есть и иные подходы к определению мировоззрения. Так И.Ф. Харламов определяет мировоззрение как специфическую форму сознания человека, включающую в себя систему его знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых выражается его отношение к развитию природы и общества, и которые определяют его общественно-политическую и нравственно-эстетическую позицию, и поведение в различных сферах жизни [4].

П.Ф. Каптерев рассматривает его в качестве самостоятельного элемента собственного опыта жизнедеятельности человека. «Мировоззрение выступает как единство интеллектуального и эмоционального отношения к миру» [5].

И.Я. Лернер полагает, «мировоззрение...представляет собой систему научно-обоснованных взглядов на природу и общество, составляющих осознанные личные убеждения, оно определяет отношение человека к окружающему миру и проявляется в деятельности человека, в его поведении» [6]. Учёный считает, что к трактовке мировоззрения с точки зрения педагогики целесообразно подходить с определёнными требованиями. Так, по мнению И.Я. Лернера, неприемлемо выражение «обобщенные» или «предельно обобщенные» знания, так как неясен ниж-

ний предел обобщенности, за гранью которого ещё нет мировоззрения. Интересен подход И.Я. Лернера (1980) к анализу не мировоззренческих знаний, которые он подразделяет на три группы: предметные знания, создающие исходную базу мировоззренческого характера после обобщения ряда исходных знаний; знания несущие прямую мировоззренческую нагрузку. Процесс целенаправленного формирования мировоззрения, по мнению И.Я. Лернера, непременно должен включать знания третьей группы и выведение из них собственных мировоззренческих идей.

Б.Т. Лихачёв определял научное мировоззрение как органическое единство конкретно-исторического содержательного взгляда на мир, научно обоснованных убеждений относительно законов развития природы и общества, социально-экономического уклада жизни, системы общественно-политических отношений, определяющих активную жизненную позицию человека [7]. Интерес представляет точка зрения Л.П. Реутовой, согласно которой научное мировоззрение есть наиболее общая, высшая форма общественного развития. Она включает в себя систему философских, экономических и социально-политических взглядов. Мировоззренческие идеи пронизывают все другие формы общественного сознания, объединяют их в единую целостноориентированную систему [8].

Среди научных актуальных трудов, в которых представлена мировоззренческая проблематика в педагогике, следует отметить работы М.А. Дмитриевой (2001), Т.Я. Железновой (1996),

А.Л. Жохова (1999), В.Н. Жуковой (1993), Б.М. Целковикова (1999) и др.

Любое мировоззрение служит определённым целям, выполняет определённые функции. Многообразие и сложность самого содержания мировоззрения обусловило многогранность его функционального состава, отражающего цели и задачи, стоящие в сфере человеческой жизнедеятельности и духовной культуре общества. Ряд исследователей (А.Г. Спиркин (2006), В.В. Ким (2002), В.А. Щербинин (1989), В.И. Купцов (1994) и др.) в состав функций мировоззрения вводят: идеологическую, социальногуманистическую, ориентирующую, интерпретационную, методологическую, синтезирующую и др. Некоторые исследователи, в частности А.К. Гостищев (1984), предлагают включить в мировоззрение управленческую функцию, сущность которой выражалась бы в принятии решений по управлению обществом и социальными процессами. Смысловая составляющая функций мировоззрения следующая:

Социально-гуманистическая, идеологическая функции мировоззрения выполняют задачу переустройства общества, основываясь на социально-гуманистических, ценностных мировоззренческих установках.

Ориентирующая функция способствует осознанию человеком себя как личности в определении характера и направленности своей деятельности.

Интерпретационная функция выражается в философском осмыслении данных науки, мировоззренческой интерпретации открытых закономерностей, как природных, так и социальных. «вскрывая мировоззренческий смысл фундаментальных открытий, философия тем самым способствует также и максимальному использованию их эвристического потенциала в других науках и иных областях человеческой деятельности».

Синтезирующая функция проявляется в том, что происходит сведение в единую мировоззренческую систему эстетических и нравственных взглядов, научных выводов, непосредственного жизненного опыта человечества, его практики [9].

Просветительная состоит в том что, научное мировоззрение делает для человека понятным мир природы и общества, формирует просвещённое сознание, избавляет от социальных, политических, религиозных предрассудков и пережитков. Оно вооружает методологией, совокупностью исходных философских принципов и методов познавательной деятельности, обогащает человека системой духовно-ценностных ориентаций.

Воспитательная функция мировоззрения реализуется в результате того, что принятые мировоззренческие взгляды и убеждения способствуют формированию определённых морально-волевых качеств личности и эстетического отношения к действительности. Верность убеждениям, необходимость отстаивать свою позицию предполагает твёрдость характера, убеждённость настойчивость и волю. Эти нравственные качества воспитываются в единстве с чувствами гуманизма, ответственности, дога, эстетическими идеалами общественной и личной жизни.

Рефлексивная (развивающая) функция заключается в том, что внутренняя духовная работа по усвоению содержания мировоззрения, прежде всего, активизирует мыслительную деятельность личности, так как в основе профессионального мировоззрения лежат принципы диалектического подхода к рассмотрению и освоению действительности, что делает мышление гибким, творческим, изучающим явления в движении и взаимосвязи. Развивается способность к новым обобщениям, к творческому осмыслению явлений природы и общества.

Организационная функция мировоззрения проявляется в том, что оно является исходной позицией в практической деятельности людей.

Прогностическая функция мировоззрения, основывающаяся на знании законов общественного развития, заключается в научно-теоретическом и практическом осмыслении тенденции, выдвижению идей по созданию будущего в настоящем.

Онтологическая функция, подразумевает способность описывать мир с помощью таких категорий как «бытие», «материя», «развитие», «необходимость и случайность» и т.д., проявляется в понимании природы ценностей, их места в реальной жизни, структуре ценностного мира и связи ценностей между собой. Человек есть мера всех вещей и рассматривается как наивысшая ценность, а все его действия, их результат и последствия рассматриваются с точки зрения категорий «добра» и «зла».

Рассмотренные нами теоретические аспекты мировоззрения позволяют нам подробнее осветить специфику профессионального мировоззрения офицера внутренних войск МВД России.

Анализ теоретических источников и реальная практическая служебно-боевая деятельность свидетельствует, что основой профессионального мировоззрения личности офицера внутренних войск МВД России выступают ценностные ориентации, отражающие нравственный базис профессии. От того, в какой мере профессиональные ценности приобретают для военного специалиста личностный смысл и значимость, во многом зависит результативность его деятельности. Офицер, являясь основой любой военной организации общества, должен обладать профессиональным мировоззрением, так как именно оно выступает фактором, способствующим профессиональной направленности личности и отражающим нравственный базис профессии. Анализ исследований по данной проблематике (О.М. Алексеенко 1996, А.В. Барабанщиков 1989, В.И. Вдовюк 1983, Л.Ф. Железняк 1968, и др.) позволяет сделать вывод, что профессиональное мировоззрение - это интегративная система профессиональных качеств миропонимания и мировосприятия специалиста, формируемых под влиянием знаний и опыта в сфере практической деятельности. Учитывая общепрофессиональную военную специфику, мы можем констатировать что, мировоззрение офицера внутренних войск МВД России является профессиональным и выделяется в особую категорию, основано на нравственных нормах, системе традиций, идеалов, ценностей военной службы, к которым относятся: обеспечение безопасности личности общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств [10], престиж военной службы, гражданственность, воинская честь, достоинство офицера, войсковое товарищество, статус военнослужащего в обществе, организованный образ жизни, воинские ритуалы, специфический характер и условия службы, возможность карьерного роста по военной службе и др.

Профессиональное мировоззрение будущего офицера внутренних войск МВД России имеет свою специфику и представляет собой сложное системное образование, включающее компоненты: познавательный (знание законов общественного развития и достижений естественных и прикладных наук, связанных с профессиональной деятельностью); ценностно-нормативный (сформированность социальных, личностных, профессиональных ценностей и идеалов, правовой культуры и правового сознания, направляющих саморазвитие офицера); эмоциональноволевой (сформированность эмоционального интеллекта, его структурных компонентов: самосознания, самоконтроля, социальной чуткости, умения управлять отношениями); операциональный (умения и навыки, основанные на нормах профессиональной деятельности, предполагающие установку на восприятие и понимание явлений социальной действительности); оценочно-рефлексивный (понимание собственной значимости, познание себя, самооценка, самореализация и рефлексия осуществляемой профессиональной деятельности) компоненты (С.В. Манецкая 2012) [11], развитие которых возможно на осно-

ве современных методолого-теоретических подходов и педагогического опыта в решении проблемы формирования у будущих офицеров внутренних войск МВД России профессионального мировоззрения. Одним из перспективных, по нашему мнению, является нами личностно-ориентированный подход формирования профессионального мировоззрения офицера внутренних войск ВД России.

Центрирующими функциями профессионального мировоззрения офицеров внутренних войск МВД России являются: онтологическая, аксиологическая, организационная, и рефлексивная, обусловлено это тем, что они в большей мере отражают функциональную структуру мировоззрения современного офицера войск правопорядка.

Современные научные исследования показывают, что теоретико-методологическими основаниями формирования профессионального мировоззрения офицеров внутренних войск МВД России выступают:

системный подход (А.Н. Аверьянов (1987), И.В. Блауберг (1983), В.П. Кузьмин (1976), В.Н. Садовский (1974) и др.), предполагающий рассмотрение военного профессионального образования в его целостности. Эта целостность обусловлена следующими отношениями: единство всех функций профессиональной подготовки, теоретического и практического обучения; интеграция профессий (военной и гражданской) и содержания образования; взаимосвязь внутренних и внешних факторов в развитии военного образования в системе военных институтов внутренних войск МВД России; взаимодействие потребностно-моти-вационной и ценностно-ориентационной сфер личности будущего офицера внутренних войск МВД России;

культурологический подход (Е.В. Бондаревская (1997), Л.П. Буева (1988), В.И. Вдовюк (1983), И.А. Зимняя (2004), А.В. Муд-рик (2002), В.А. Сластёнин (2002), и др.), дающий возможность уделять главное внимание ценностям и достижениям в профессиональной деятельности офицера внутренних войск МВД России, использовать накопленный опыт в подготовке курсантов;

cитуационно-функциональный подход, разработанный Э.Г. Малиночкой (1997) и получивший развитие в работах И.И. Макашиной (2007), И.В. Маричева, Ю.Н. Синицына (2012) и др., согласно которому в образовательной ситуации по мере накопления в сознании курсанта нового продукта, его сознание обогащается, а это влияет на все компоненты ситуации, которая непрерывно изменяется и влияет на процессы в функциональных системах. Содержание действий в них поднимается на более высокий уровень и будет способствовать обогащению текущего состояния формируемого системного образования;

аксиологический подход (А.В. Барабанщиков (1989), Л.П. Буева (1988), О.Г. Дробницкий (2000), А.П. Здравомыслов (1986), В.А. Караковский (1979), В.А. Сластенин (2002), Г.Н. Филонов (2001) и др.), позволивший раскрыть значение личностных ценностей как основы мировоззрения личности и обеспечивающий возможность её дальнейшего саморазвития;

личностно-ориентированный подход, получивший широкое освещение в работах Е.В Бондаревской [12], И.С. Якиманской,

В.В. Серикова [13; 14, с. 11-15.] и др. и создающий условия для развития личности курсанта, что позволит ему в будущем чувствовать себя уверенным и конкурентоспособным при любых обстоятельствах, способствующий развитию его мировоззрения и личности.

Таким образом, опираясь на приведённые выше теоретические аспекты, можно констатировать, что мировоззрение офицера внутренних войск МВД России является профессиональным и выделяется в особую категорию, основано на нравственных нормах, системе традиций, идеалов, ценностей военной службы, к которым относятся: обеспечение безопасности личности общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, престиж военной службы, гражданственность, воинская честь, достоинство офицера, войсковое товарищество, статус военнослужащего в обществе, организованный образ жизни, воинские ритуалы, специфический характер и условия службы, возможность карьерного роста по военной службе и др. Оно имеет свою специфику и представляет собой сложное системное образование, включающее: познавательный; ценностно-нормативный; эмоционально-волевой; операциональный; оценочно-рефлексивный компоненты, развитие которых возможно на основе современных методолого-теоре-тических подходов, в том числе личностно-ориентированного создающего условия для развития личности курсанта его про-

фессионального мировоззрения, что позволит ему в будущем чувствовать себя уверенным и конкурентоспособным при любых обстоятельствах.

Учитывая сложность задач, повседневно выполняемых офицерами внутренних войск МВД России, по обеспечению

Библиографический список

безопасности личности, общества, государства, защите конституционных прав и свобод граждан, значение и перспективность научных исследований профессионального мировоззрения выпускников ВУЗОВ внутренних войск МВД России трудно переоценить.

1. Моносзон, Э.И. Становление и развитие советской педагогики, 1917-1987: книга для учителя. - М., 1987.

2. Рогова, РМ. Становление самосознания личности школьника / РМ. Рогова, Г.Н. Филонов, Г.Н. Волков, Л.П. Печко; под общ. ред. РМ. Роговой. - М., 2003.

Бельчикова, Е.П. Диагностирование уровня сформированности системы философских понятий у старших школьников // Формирование коммунистического мировозрения школьников. - Куйбышев, 1985.

Харламов, И.Ф. Педагогика. - М., 1999.

Каптерев, П.Ф. Единая всеобщая школа // Педагогическая мысль. - 1919. - № 7-9.

Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1980.

Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: кчеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М., 1992. Реутова, Л.П. Система формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения учителя: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра пед. наук: специальность 13.00.08 «Теория и методика проф. Образования». - Майкоп, 2006.

Купцов, В.И. Человек и общество. Современный мир / под ред. В.И. Купцова. - М., 1994.

10. Федеральный закон от 06.02.1997 № 27-ФЗ (ред. от 04.03.2013) «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» «Собрание законодательства РФ», 10.02.1997, N 6, ст. 711., ст. 1.

11. Манецкая, С.В. Формирование профессионального мировоззрения будущих офицеров запаса в образовательном процессе гражданского морского вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2012.

12. Бондаревская, Е.В. Введение в педагогическую культуру: учеб. пособ. / под ред. Е.В. Бондаревской. - Ростов-на-Дону, 1995.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.

14. Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. -1994. - № 5.

Bibliography

1. Monoszon, Eh.I. Stanovlenie i razvitie sovetskoyj pedagogiki, 1917-1987: kniga dlya uchitelya. - M., 1987.

2. Rogova, R.M. Stanovlenie samosoznaniya lichnosti shkoljnika / R.M. Rogova, G.N. Filonov, G.N. Volkov, L.P. Pechko; pod obth. red. R.M. Rogovoyj. - M., 2003.

3. Beljchikova, E.P. Diagnostirovanie urovnya sformirovannosti sistemih filosofskikh ponyatiyj u starshikh shkoljnikov // Formirovanie kommunisticheskogo mirovozreniya shkoljnikov. - Kuyjbihshev, 1985.

4. Kharlamov, I.F. Pedagogika. - M., 1999.

5. Kapterev, P.F. Edinaya vseobthaya shkola // Pedagogicheskaya mihslj. - 1919. - № 7-9.

6. Lerner, I.Ya. Process obucheniya i ego zakonomernosti. - M., 1980.

7. Likhachev, B.T. Pedagogika. Kurs lekciyj: kcheb. posobie dlya studentov ped. ucheb. zavedeniyj i slushateleyj IPK i FPK. - M., 1992.

8. Reutova, L.P. Sistema formirovaniya i razvitiya professionaljno-pedagogicheskogo mirovozzreniya uchitelya: avtoref. dis. na soisk. uchen.

step. d-ra ped. nauk: specialjnostj 13.00.08 «Teoriya i metodika prof. Obrazovaniya». - Mayjkop, 2006.

9. Kupcov, V.I. Chelovek i obthestvo. Sovremennihyj mir / pod red. V.I. Kupcova. - M., 1994.

10. Federaljnihyj zakon ot 06.02.1997 № 27-FZ (red. ot 04.03.2013) «O vnutrennikh voyjskakh Ministerstva vnutrennikh del Rossiyjskoyj Federacii» «Sobranie zakonodateljstva RF», 10.02.1997, N 6, st. 711., st. 1.

11. Maneckaya, S.V. Formirovanie professionaljnogo mirovozzreniya buduthikh oficerov zapasa v obrazovateljnom processe grazhdanskogo morskogo vuza: dis. ... kand. ped. nauk. - Velikiyj Novgorod, 2012.

12. Bondarevskaya, E.V. Vvedenie v pedagogicheskuyu kuljturu: ucheb. posob. / pod red. E.V. Bondarevskoyj. - Rostov-na-Donu, 1995.

13. Yakimanskaya, I.S. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie v sovremennoyj shkole. - M., 1996.

14. Serikov, V.V. Lichnostno-orientirovannoe obrazovanie // Pedagogika. -1994. - № 5.

Статья поступила в редакцию 10.12.13

УДК 378 Ustinova L.G. FORMATION OF PEDAGOGIC TECHNOLOGIES OF POLICE FORCES' OFFICERS. The problem of the formation of the intellectual abilities of the individual creativity, studying the functions of creative abilities and the criteria for its detection in the activities personality.

Key words: technology, pedagogy, educational work, process, education, formation, methods, techniques, knowledge, beliefs, individual style.

Л.Г. Устинова, канд. социол. наук, доц., полковник полиции, начальник каф. общеправовых дисциплин ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: Larisa151@inbox.ru

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД

В статье рассматривается проблема способов и методов конструирования технологий воспитания кадрового состава Органов внутренних дел, виды воспитательной работы, а так же методика ее организации.

Ключевые слова: технология, воспитание, воспитательная работа, процесс, обучение, формирование, методы, способы, знания, убеждения, индивидуальный стиль.

В настоящее время в государственной политике происходят процессы преобразования в экономической, политической, духовной и социальной жизни страны, что существенно влияет на государственную кадровую политику, целью которой является укомплектование всех сфер государственного управления высококвалифицированными, хорошо подготовленными в профессиональном плане специалистами.

Кадровая политика МВД России предназначена для определения путей и методов совершенствования системы воспитательной работы с кадрами, разработки перспектив развития кадрового потенциала Министерства. Ее целью является формирование высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного кадрового корпуса органов внутренних дел, наиболее полно соответствующего современным и прогнозиру-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.