Научная статья на тему 'Сущность, содержание и структура профессионального мировоззрения обучающихся'

Сущность, содержание и структура профессионального мировоззрения обучающихся Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
7645
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПРОФЕССИЯ / ЗАКОН / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / SYSTEM-FORMING FACTOR / PROFESSIONAL WORLD VIEW / PROFESSION / LAW / SOCIAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лопушенко Александра Яковлевна

В данной работе рассматриваются различные подходы к пониманию мировоззрения. Приводится его структура. Профессиональное мировоззрение - это система взглядов на мир, где системообразующим фактором являются социальные ценности конкретной профессии. В профессиональном мировоззрении сотрудника ОВД таким системообразующим фактором является право как присущие человеческому сообществу качество, и закон как общий регулятор социальных отношений. Исходя из четырехкомпонентной системы определения общеличностных и субъектных свойств (познавательный, ценностно-нормативный, эмоционально-волевой, практический), структура профессионального мировоззрения включает в себя: знания, отношение (норму и ценности), действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence, the maintenance and structure of professional outlook of the trained

In the given work various approaches to understanding of outlook are considered. Its structure is resulted. The professional outlook is a frame of reference on the world where the backbone factor is social values of a concrete profession. In professional outlook of employee OVD such backbone factor is the right as inherent in human community quality and the law as the general regulator of social relations. Proceeding from four-componential system of definition of the general personal and subject properties (informative, valuable-standard, emotionally-strong-willed, practical) the structure of professional outlook includes: knowledge, the relation (norm and values), actions.

Текст научной работы на тему «Сущность, содержание и структура профессионального мировоззрения обучающихся»

5. Катышева, Е. Н. Мониторинг формирования правосознания подростков в общеобразовательной школе // Дни науки Социально-педагогического факультета Сочинского государственного университета туризма и курортного дела : Материалы 8-й межвузовской студенческой научно-практической конференции. - Сочи, 2009. - С. 71-75.

6. Концепция образовательной области «Обществознание» (история, обществоведение, география, экономика) // Настольная книга учителя обществознания : справочно-методическое пособие / Сост. Т.И. Тюляева. - М., 2003. - С. 183-196.

7. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии. - М., - 1972.

8. Ратинов, А. Р., Ефремова, Г. X. Психологическая защита и самооправдание в генезисе преступного поведения // Личность преступника как объект психологического исследования. - М., 1979. - С. 44-62.

9. Тюнникова, С. М. Самопроектирование и качественная устойчивость дидактической игры // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах : матер. 3-й Междунар. науч.-метод. конф. - Сочи, 2000. - С. 99-101.

10. Элиасберг, Н. И. Петербургская модель гражданско-правового образования // Право в школе. - 2004. - № 3. - С. 10-12.

Literature

1. Dmitrievsky, R. S. Involving of minors in criminal activity : author's abstract of dissertation of the candidate ofjurisprudence. - Moscow, 1995. - 24 p.

2. Dolgova, A. I. Legal education of youth. - Moscow, 1979. - 85 p.

3. The European convention on protection of human rights - starting points: The grant for teachers [Electronic resource]. - Access mode: http://www.echr.ru/documents/manuals/ECHR-SP4Teacher/ startingpoints_11.htm (16.02.2009).

4. Karpets, I .I., Ratinov A. R. Legal awareness and the criminality reasons // The Soviet state and the law. - 1968. - № 12.

5. Katysheva, E. N. Monitoring of formation of sense of justice of teenagers in a secondary school // Days of a science of Socially-pedagogical faculty of Sochi State University for Tourism and Recreation Business : Materials of 8th interuniversity student's scientifically-practical conference. - Sochi, 2009.

6. The concept of educational area «Social science» (History, Social Science, Geography, Economy) // The reference book of the teacher of social science: The reference grant / Composer T.I. Tyulyaeva. -Moscow, 2003.

7. Krutetskiy, V. A. Bases of pedagogical psychology. - Moscow, 1972. - 255 p.

8. Ratinov, A. R., Efremova, G. H. Psychological protection and the self-justification in genesis of criminal behavior // The person of the criminal as object of psychological research. - Moscow, 1979.

9. Tyunnikova, S. M. Self-designing and qualitative stability of didactic game // Designing of innovative processes in social, cultural and educational spheres : Materials of 3rd International scientifically-methodical conference. - Sochi, 2000.

10. Eliasberg, N. I. The Petersburg model of civil-law formation // The law at the school. - 2004. - № 3.

УДК 370

А.Я. Лопушенко*

Сущность, содержание и структура профессионального мировоззрения обучающихся

В данной работе рассматриваются различные подходы к пониманию мировоззрения. Приводится его структура. Профессиональное мировоззрение - это система взглядов на мир, где системообразующим фактором являются социальные ценности конкретной профессии. В профессиональном мировоззрении сотрудника ОВД таким системообразующим фактором является право как присущие человеческому сообществу качество, и закон как общий регулятор социальных отношений. Исходя из четырехкомпонентной системы определения общеличностных и субъектных свойств (познавательный, ценностно-нормативный, эмоционально-волевой, практический), структура профессионального мировоззрения включает в себя: знания, отношение (норму и ценности), действия.

Ключевые слова: системообразующий фактор, профессиональное мировоззрение, профессия, закон, социальные отношения.

* Лопушенко, Александра Яковлевна, старший лейтенант милиции, адъюнкт Санкт-Петербургского университета МВД России. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 778-96-98, 8-904-641-56-46. E-mail: aleksa2610@mail.ru

* Lopushenko, Alexandra Yakovlevna, the senior lieutenant of militia, the graduated in a military academy of III course of VII faculty of the St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1.

A.Y. Lopushenko*. Essence, the maintenance and structure of professional outlook of the trained

In the given work various approaches to understanding of outlook are considered. Its structure is resulted. The professional outlook is a frame of reference on the world where the backbone factor is social values of a concrete profession. In professional outlook of employee OVD such backbone factor is the right as inherent in human community quality and the law as the general regulator of social relations. Proceeding from four-componential system of definition of the general personal and subject properties (informative, valuable-standard, emotionally-strong-willed, practical) the structure of professional outlook includes: knowledge, the relation (norm and values), actions.

Keywords: system-forming factor, professional world view, profession, law, social relations.

Термин «Weltanschauung» был введен И.Кантом и вначале переводился на русский язык как «созерцание мира». Мировоззрение, по Канту, - это результат не столько отражательной, сколько конструктивной деятельности. В середине XIX в. в немецкой идеалистической философии выделяется структурно-созерцательный подход к мировоззрению как представлению о целостности мира безотносительно к человеку. Существующее в литературе структурно-отражательное рассмотрение мировоззрения как раскрытия «мира в целом» является определенным рецидивом традиционного для прошлого структурно-созерцательного подхода к мировоззрению. Но также односторонним является понимание мировоззрения как целеполагание относительно практического освоения мира, поскольку в этом случае сбрасывается его философская составляющая. Как и все формы духовного освоения мира, мировоззрение не только сознание, но определенный вид деятельности, включающей в себя цель, стратегию и тактику её осуществления и т.п. И хотя до сих пор сущность мировоззрения по-разному понимается разными авторами, в понимании основного вопроса мировоззрения точки зрения практически всех авторов совпадают. Основным вопросом мировоззрения является вопрос об отношении человека к миру, который уточняется и конкретизируется через множество других вопросов.

Мировоззрение - сложное синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов - знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента.

1) Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях - повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.

2) Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т.д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами. Ценность - это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Например: жизнь - это главная ценность человека, безопасность человека - это тоже большая ценность, и т. д.

Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.п., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определенным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностно-значимое для человека с его практическим поведением.

3) Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента.

4) Практический компонент. Мировоззрение - это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения. На основе вышеизложенного можно определить мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания -повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Наивное, непросвещенное сознание не располагает достаточными средствами для четкого, последовательного, рационального обоснования своих взглядов, обращаясь часто к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям.

Степень познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности того или иного мировоззрения бывает разной. Познания никогда не заполняют собой всего поля мировоззрения. Кроме знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении осмысливается также весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей (представления о добре и зле и другие), выстраиваются «образы» прошлого и «проекты» будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения.

Программы жизни, действия, направленность поступков имеют под собой две «опоры»: знания и ценности. Они во многом «полярны», противоположны по своей сути. Познанием движет стремление к истине - объективному постижению реального мира. Ценностное сознание иное: оно воплощает в себе особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. В ценностном сознании формируются нравственные, эстетические (и вообще мировоззренческие) идеалы. Важнейшими понятиями, с которыми издавна связывалось ценностное сознание, выступали понятия добра и зла, красоты и уродства. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание - определение ценности происходящего. Система ценностных ориентаций играет очень важную роль в индивидуальном и групповом, общественном мировоззрении. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, жизни, действии должны быть как-то уравновешены, приведены в согласие. Должно достигаться также напряженное единство других «полярных» компонентов, аспектов, уровней мировоззрения: чувств и разума, понимания и действия, веры и сомнения, теоретического и практического опыта людей, осмысления прошлого и видения будущего. Их соотнесение, сочетание, синтез - сложная и мучительная духовно-практическая работа, призванная обеспечивать связанность и целостность человеческого опыта, всей системы ориентаций.

Мировоззрение - комплексная форма сознания, объемлющая самые разные пласты человеческого опыта, - способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить данного человека с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, и тех, что будут жить потом. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то, бережно храня, от чего-то решительно отказываясь.

Подведем итог: мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира. Оно формируется у человека всю его жизнь, вплоть до самых последних часов. Но особое значение имеет период юности, ибо именно здесь в целом завершается формирование личности и осуществляется переход мировоззрения на качественно иной уровень - уровень формирование научного мировоззрения. И хотя мировоззрение нельзя сформировать по заказу, ибо это есть такое знание, которое обязательно пропущено через собственный мир субъекта, ответственного за его формирование, наука здесь может подсказать пути, оказать определенную помощь в сознательном выборе мировоззренческой ориентации. Именно в этот период мировоззрение поднимается до уровня саморефлексии, в связи, с чем встают вопросы, на которые и пытаются ответить науки, изучающие вопрос мировоззрения (педагогика, философия и другие).

Существуют также и иные подходы к пониманию мировоззрения. Изложим некоторые из них.

Мировоззрение - это развивающаяся система координированных и субординированных разноаспектных (философских, экономических, социально-политических, нравственных, эстетических, частнонаучных, атеистических или религиозных и других) убеждений субъекта исторического развития, предметным содержанием которых выступают ставшие нормой взгляды и обусловленные ими знания-выводы как идеологические принципы его теоретического и практического отношения к миру.

Данное определение мировоззрения позволяет его характеризовать как весьма широкое и емкое, но вместе с тем и качественно строго определенное идеологическое явление сознания человека, т.е. как его самостоятельный феномен. А поскольку мировоззрение имеет свое собственное бытие, оно уловимо, его можно выделить и каждого отдельного человека, и у каждой социальной формальной или неформальной группы, и у класса, и у общества в целом, описать, проанализировать, оценить его и на этой основе осуществлять его развитие или переформирование у разных субъектов исторического развития.

Вычленяя мировоззрение как самостоятельный феномен сознания, данное определение мировоззрения позволяет вполне определенно сказать, что оно не сливается ни с различными когнитивными формами отражения, ни с наукой в целом, ни с идеологией и различными формами идеологического отражения мира. Но вместе с этим оно дает возможность понять, каким образом мировоззрение связано с ними самым непосредственным образом через взгляды и знания-выводы и почему оно представляет собой не отдельную форму общественного сознания, а ядро всех его форм, которое их цементирует и делает однотипными.

Квалифицируя мировоззрение как идеологическое, а следовательно, как сугубо рациональное явление сознания, данное его определение содержит в себе и методологическую основу для выявления его связи с социально и индивидуально психологическими явлениями сознания, в частности, с такими, как традиции, обычаи, обряды, воля, чувства, эмоции, мироощущение и т.д.

Данное определение мировоззрения, поскольку оно учитывает его функционирование в определенном качестве у каждого субъекта исторического развития, охватывает собой все исторические виды и типы мировоззрения, начиная от тотемического и кончая научным, характерным для современного этапа развития общества. Например, веру древних в общее происхождение и кровную близость какой-либо группы людей с определенным видом животных, растений, предметов или явлений нельзя понять, если не учитывать, что в основе этой веры лежит их взгляд, их понимание своего происхождения, своего бытия.

Это определение является и теоретической основой для различения многих типов мировоззрения. Обусловлено это тем, что разные социальные группы, классы и т.д. в зависимости от экономических, социально-политических, нравственных и других факторов их жизнедеятельности имеют различные взгляды на мир и знания-выводы из них. А это значит, что мировоззрение надо рассматривать как явление разнотипное. Общим для всех типов мировоззрения будет то, что любой его тип будет представлять собой систему убеждений, предметным содержанием которых выступают ставшие нормой взгляды и обусловленные ими знания-выводы. Отличаются же типы мировоззрения друг от друга содержанием убеждений, т.е. взглядами и знаниями-выводами, которые придают каждому типу его качественную определенность. В этом плане и буржуазное, и социалистическое, и научное, и религиозное, и сталинистское, и перестроечное мировоззрения есть система убеждений определенной группы людей, общества, предметным содержанием которых выступают ставшие нормой соответствующие взгляды и знания - выводы. Отличаются же эти виды мировоззрения конкретным содержанием взглядов и знаний-выводов, которые в каждом из них принципиально различны.

Вышеприведенное определение мировоззрения позволяет сделать вывод и многоуровневом характере мировоззрения, поскольку оно заключает в себе ставшие нормой взгляды, содержащиеся в различных формах теоретического, концептуального и обыденного сознания общества, а также и в индивидуальном сознании, и знания-выводы из них. Но если содержанием мировоззрения являются взгляды и знания-выводы разного уровня, то, следовательно, его следует рассматривать как многоуровневое явление сознания.

Данное определение мировоззрения содержит в себе и методологические основания для выявления его функций. Если оно рассматривается как форма самосознания человека, содержащая в себе идеологические принципы его духовного и духовно-практического отношения к миру, следовательно, и его функции надо выявлять в плане именно отношения человека к миру, но не наоборот. На основе этого определения мировоззрения становится возможным понять, именно почему оно в жизнедеятельности людей, говоря словами В.И. Шинкарука, «выступает как средство определения их собственной "позиции" в отношении ко всем жизненно важным явлениям и событиям в мире».

Не изо всех вышерассмотренных определений мировоззрения это органически следует.

Сказанное приводит к убеждению в том, что сформулированное выше определение мировоззрения не лишено научного и практического смысла, оно может быть полезно и для теоретического осмысления мировоззрения и для решения проблемы его формирования.

На основе данного определения мировоззрения задача его формирования у людей будет заключаться в том, чтобы лучшим образом обеспечить усвоение и закрепление в их убеждениях выработанных идеологией, и самостоятельно каждым человеком научных взглядов на явление действительности и знаний-выводов из них, в соответствии с которыми они строили бы свои теоретические и практические отношения к миру. Говоря о формировании мировоззрения людей, надо подчеркнуть, что речь здесь идет не просто об усвоении выработанных взглядов и знаний-навыков или их простом формулировании, а именно о закреплении их в убеждениях человека на основе их положительной оценки и приобретение ими нормативного характера. Для решения этой задачи известных информационных методов воспитания совершенно недостаточно. Нужен поиск новых методов, которые основной акцент делали бы не на обеспечении человека определенными знаниями, а именно на способах закрепления научных взглядов и знаний-выводов в его убеждениях.

Что касается взглядов и знаний-выводов, выработанных человеком лично, самостоятельно, то они, вырастая из его собственной идеи и им же теоретически и практически обосновываясь, становятся его убеждениями сами по себе. В соответствии с ними он и строит свое личное отношение к миру.

Общественные же, классовые, групповые взгляды и знания-выводы, то они для становящейся личности выступают чем-то внешним, «чужим» и чтобы они стали её убеждениями, требуются особые условия и средства. И если общественные взгляды и знания-выводы не удается перевести в убеждения личности, то для неё они так и останутся чужими и она не будет самостоятельно строить в соответствии с ними свое теоретическое и практическое отношение к миру. На этом принципе и должен быть построен весь процесс формирования профессионального мировоззрении обучающихся. В теории воспитания в настоящее время этот принцип сознательно только начинает осмысливаться. В педагогике же сотрудничества он должен быть определяющим.

Проведенный обобщенный анализ методологических возможностей предполагаемого определения мировоззрения приводит к выводу, что оно не только позволяет объяснить существующее положение вещей, но и открывает многие новые перспективы дальнейшего исследования мировоззренческой проблематики и реализации полученных результатов исследования в живую практику воспитания.

Современный философский взгляд на мировоззренческую проблематику, выделение «профессиональной деятельности» как принципа предметного разграничения мировоззрений позволяет выделить профессиональное мировоззрение как научное понятие. В обосновании этого суждения приведем высказывания философов о том, что сегодня необходимо говорить о целом комплексе различных типов и уровней мировоззрения, определяющих практическую эпоху. Обычно такой комплекс представляют как набор весьма специализированных и сложно устроенных структур, связанных с различными видами профессиональной деятельности.

Существование качественно различных друг от друга типологий мировоззрения подтверждается исследованиями А.А. Касьяна, который выделил феномен «частичного мировоззрения». «Возможен подход, который связывает тип мировоззрения с местом, ролью, спецификой той или иной специальной группы в обществе (классы, профессиональны, национальные общества и т.д.). По отношению к

науке выделяются обыденное (вненаучное) и научное мировоззрение. Существуют различные типы философского мировоззрения (отнюдь не только реалистическое и идеалистическое, но и другие -фаталистическое, детерминистическое и т.д.) Выделяют атеистическое и религиозное, прогрессивное и реакционное, оптимистическое и пессимистическое мировоззрение. Наряду с мировоззрением, возникающим в практике (практически-духовное освоение мира), существуют типы мировоззрения, которые зависят от способа духовного освоения мира (научное, в т.ч. научно-философское мировоззрение), кроме того, мировоззрение как продукт внетеоретически-духовного освоения мира (художественное, религиозное, мифологическое, обыденно- практическое, профессионально-практическое). Когда речь идет о научном мировоззрении, то можно говорить о целостном, системном и «частичном» (математическом, социальном, техническом, физическом и т.д.) мировоззрении».

Трудности, имеющиеся в исследовании мировоззрения, объясняются прежде всего сложностью этого феномена сознания, разнообразием оснований типологического анализа, а также положением исследователя, который в процессе уяснения собственных мировоззренческих установок должен осуществлять сложную процедуру самопознания.

В психологической науке наблюдаются некоторые особенности в подходе к определению понятия «мировоззрение». «Психологи исходят из того, что мировоззрение личности есть форма индивидуального сознания, имеющая специфические особенности, обусловленные возрастными, индивидуальными различиями. В сформированном мировоззрении отраженные образцы наиболее общих закономерностей природы, общества, психологической жизни человека сливаются с собственным, личностным отношением к ним».

По мнению Б.И. Додонова, мировоззрение представляет собой фундаментальное образование достаточно зрелой психики, включающее в себя важнейшие знания человека о мире и отношения к нему, с позиции которых он осуществляет свою общую «... рекогносцировку действительности при выработке новых целевых программ своей жизни и при принципиальной оценке различных явлений и событий».

В этом определении отражен важный подход к формированию мировоззрения как непрерывной работы сознания, имеющей и индивидуальные, и возрастные особенности развивающейся личности, что необходимо учитывать в специфической студенческой среде.

Изучение проблемы формирования мировоззрения и развития личности привело к пониманию мировоззрения как продукта особой внутренней деятельности человека. Это подчеркивается в сформулированных в психологии представлениях о месте и функциях мировоззрения в структуре личности. «Вся сложность и своеобразие понятия "мировоззрение" заключается в том, что оно одновременно связано с различными сторонами или "подструктурами" личности - со знаниями и умениями их применять в решении различных задач, с которыми человек сталкивается в своей жизни (т.е. с интеллектуальной стороной личности); с направленностью личности - с её отношениями, мотивами, идеалами. При этом степень готовности к выработке собственного мировоззрения зависит от направленности личности, её моральных качеств. В то же время мировоззрение само определяет направленность жизненных планов, формирования моральных качеств».

Предметом мировоззрения являются наиболее общие существенные черты, свойства, законы объективного мира, охватывающие как природу, общество в целом, так и непосредственную природную и социальную среду деятельности человека, класса, общества.

Мировоззрение отражает действительность через призму его целей и интересов и является способом духовно-практического освоения мира.

Оно представляет собой совокупность знаний о мире и духовно-практическое личностное отношение к нему, их сплав, что придает мировоззрению целостность и специфичность, несводимость ни к каким иным духовным явлениям.

Содержание мировоззрения составляют философские, естественно научные и социально-политические взгляды и убеждения и вытекающие из них общественно-политический, нравственный и эстетический идеалы человека.

Определение, данное Э.И. Моносзоном, служило и служит методологической основой многих педагогических исследований. Хотелось бы выделить положительные моменты данной концепции: мировоззрение как влияние сознания, выражающее отношение человека к природно-социальной среде; мировоззрение присуще не только отдельным личностям и группам людей, но и обществу в целом; мировоззрение рассматривается как общественное самосознание человека, отражающее действительность в преломлении его целей и интересов.

В настоящее время под руководством Р.М. Роговой ведутся исследования по становлению гуманистического мировоззрения личности (В.М. Гайнулина, Е.П. Бельчикова, Г.В. Мухамететзянова, В.И. Петрова, Н.И. Монахов и др.). Под гуманистическим мировоззрением Р.М. Рогова понимает область нравственного, эстетического, политического сознания. Это личностные взгляды и убеждения, прочувствованные и глубоко осознанные, определяющие духовность, ценностные ориентации детей и молодежи, собственное «Я», творческое и деятельностное отношение в миру, к людям, к своему месту в обществе. Важным моментом в этом определении является акцент на личностные взгляды и убеждения, служащие основой духовности формирующейся личности.

Школа Р.М. Роговой, следуя по пути глобализации знаний, предлагает новый поиск мировоззренческих установок, принимая структуру планетарного мышления. Интересен подход к этой проблеме, основанный на противоречиях, связанных с ценностными ориентациями современной цивилизации.

Представитель этой же школы Е.П. Бельчикова полагает, что научное мировоззрение личности представляет собой синтез, диалектическое единство общего, объективно существующего

представления о мире и конкретно-индивидуального видения мира свободным, независимо мыслящим человеком, решения своих противоречий, достижений, надежд.

Это определение подчеркивает «личностно-практическую» плоскость мировоззрения, учитывающую его индивидуальные особенности.

В педагогике есть и иные подходы к определению мировоззрения. Так, И.Ф. Харламов определяет мировоззрение как специфическую форму сознания человека, включающую в себя систему его знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых выражается его отношение к развитию природы и общества, и которые определяют его общественно-политическую и нравственно-эстетическую позицию, и поведение в различных сферах жизни.

И.Я. Лернер, полагает, что «мировоззрение ... представляет собой систему научно обоснованных взглядов на природу и общество, составляющих осознанные личные убеждения; оно определяет отношение человека к окружающему миру и появляется в деятельности человека, в его поведении».

Интересен подход И.Я. Лернера к анализу немивроззренческих знаний, которые он подразделяет на три группы: предметные знания; знания, создающие исходную базу мировоззренческого характера после обобщения ряда исходных знаний; знания, несущие прямую мировоззренческую нагрузку. Процесс целенаправленного формирования мировоззрения, по мнению И.Я. Лернера, непременно должен включать в обучение знания третьей группы и выведения из них собственных мировоззренческих идей.

В современном курсе лекций по педагогике Б.Т. Лихачев определяет научное мировоззрение как органическое единство конкретно-исторического содержательного взгляда на мир, научно обоснованных убеждений относительно законов развития природы и общества, социально-экономического уклада жизни, системы общественно-политических от ношений, определяющих активную жизненную позицию человека.

На наш взгляд, научное мировоззрение есть наиболее общая, высшая форма общественного сознания, объединяющая их в единую целостно-ориентированную систему.

Данная позиция сообразуется с мнением Т.И. Ойзермана, считающего, что «мировоззрение педагога представляет собой отношение личности к миру-универсуму, к миру в целом во всех его проявлениях в природной и социальной реальности, то есть представляет собой общее философское мировоззрение», которое регулирует поведение личности в жизни. Однако педагогическое мировоззрение имеет дело не с «миром в целом», а с миром конкретной педагогической реальности. Имея собственные черты и содержание и органично входя в контекст общего мировоззрения, оно по праву может считаться научным мировоззрением как одна из форм мировоззренческого сознания.

Среди работ последних лет, исследующих мировоззренческую проблематику в педагогике, следует отметить диссертационные работы Т.Я. Железновой, A.A. Жохова, В.Н. Жуковой, Е.А. Паладанц, Б.М. Целковникова и др.

Т.Я. Железнова исследует педагогическое мировоззрение, основываясь на концепции «частичного мировоззрения», выделенного А.А Касаьяном, и дает такое определение: «Педагогическое мировоззрение - это понимание сущности мира педагогических явлений, отношения личности к нему и своему месту в нем. Это система убеждений, ценностей, взглядов на педагогический процесс, его понимание, самостоятельная, личностная позиция, которая, помогает организации и осмыслению своей профессиональной деятельности на основе современных научных исследований и придает ей продуктивный, эффективный характер».

В одну из основ данного исследования положен философский принцип разграничения научного мировоззрения по предмету профессиональной деятельности (С.Ю. Рыбин, В.И. Шинкарук, Г.М. Штракс). Поэтому работа предполагает четкое разграничение понятий «мировоззрение» и «профессиональное мировоззрение». Профессиональное мировоззрение присуще широкому кругу лиц различных профессий: следователям, оперативным работникам, сотрудникам ДПС и т.д.

Профессиональное мировоззрение - это научное мировоззрение, опирающееся на фундаментальные знания различных наук: философских, психолого-педагогических, а также экономических и правовых дисциплин, профессионально защищающих вопросы разных правоотношений. При этом обыденная и профессиональная сферы профессионального мировоззрения находятся в постоянном взаимодействии, и здесь в полном объеме проявляется просветительная функция мировоззрения, находящая свое выражение во взаимодействии обучающегося, учителя и общественности.

Список литературы

1. Ефремова, И. А. Воспитание профессионально-гуманистических качеств курсантов вузов МВД России : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - СПб., 2002. - С. 78-88.

2. Щеглов, А. В. Воспитание профессионально-нравственной культуры сотрудника органов внутренних дел России : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - СПб., 1994. - С. 114-137.

3. Дмитриева, Е. В. Формирование профессионального педагогического мировоззрения будущего учителя : дис. ... канд. пед. наук. - Астрахань, 2003. - С. 36-89.

Literature

1. Efremova, I. A. Education of is professional-humanistic qualities of cadets of high schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - St. Petersburg, 2002.

2. Shcheglov, A. V. Education of is professional-moral culture of the employee of law-enforcement bodies internal affairs of Russia. - St. Petersburg, 1994.

3. Dmitrieva, E. V. Formation of professional pedagogical outlook of the future teacher. - Astrakhan, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.