Научная статья на тему 'Теоретические подходы к обоснованию понятий «Потенциал» и «Ресурс» в педагогике'

Теоретические подходы к обоснованию понятий «Потенциал» и «Ресурс» в педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
999
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к обоснованию понятий «Потенциал» и «Ресурс» в педагогике»

А. И. Тимонин

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБОСНОВАНИЮ ПОНЯТИЙ «ПОТЕНЦИАЛ» И «РЕСУРС» В ПЕДАГОГИКЕ

Разрабатывая концепцию социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов в вузе, мы столкнулись с необходимостью обоснования понятий «потенциал» и «ресурс», в связи с тем, что данные термины в социальных науках используются довольно часто, но понимание, которое вкладывается в то, или иное понятие - различно.

Понятие потенциал в последние годы получило широкое распространение в различных областях науки и социальной деятельности. Многие ученые в последнее время стали говорить об экономическом, производственном, научно-техническом, образовательном, ресурсном и других потенциалах, что связано с осознанием ими реальности исчерпания многих материальных и общественных возможностей, необходимых для успешного функционирования современного общества.

В широком смысле потенциал определяется как «совокупность средств, необходимых для чего-либо»; степень мощности (скрытых возможностей)1 .

Современные отечественные авторы преимущественно характеризуют содержание понятия «потенциал» как:

- совокупность реальных возможностей, умений и навыков, определяющих уровень их развития (Г. Л. Пихтовников, Л. Н. Москвичева);

- неиспользованные возможности, объективные резервы, способные проявить себя, обеспечив качественно новый позитивный результат (Е. А. Дмитриенко);

- синтетическое (интегрирующее) качество, характеризующее меру возможностей личности в осуществляемой деятельности (И. О. Марты-нюк, В. Ф. Овчинников);

- специальное качество, характеризующее меру соответствия деятельностных качеств индивида социальной норме (определенной социальной роли), требуемой для самоопределения в качестве субъекта творчества (С. Р Евинзон);

- характерное качество индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуще-ствлении и самоорганизации (М.В. Колосова)2.

В целом, можно отметить, что потенциал -это совокупность латентных возможностей лич-

ности для осуществления какой-либо деятельности. Подводя итог рассмотренным точкам зрения относительно развития и реализации личностного потенциала с позиций педагогической науки, можно сделать следующий вывод: потенциал личности - явление комплексное, которое развивается и реализуется в деятельности; реализация личностного потенциала обусловлена субъективными и объективными условиями; реализация потенциала личности - это реализация внутренних возможностей человека, его ведущих качеств, способностей и мотиваций; интегративным компонентом личностного потенциала выступает мотивационно-потребностная сфера.

Потенциалы есть у любого индивида, которые при осуществлении какой-либо деятельности, могут выступать в качестве ресурсов. Термин «ресурс» происходит от французского слова ressourse, что дословно означает денежные средства, ценности, запасы, а также возможности, источники доходов для использования при необходимости. В русле нашей работы, большее внимание мы уделяли исследованию понятия образовательные ресурсы, которые можно понимать как совокупность знаний, умений, навыков и способностей, находящихся в непрерывном развитии, использование которых ведет к увеличению доходов индивидов, росту прибыли фирм и обеспечению экономического развития стран.

В тоже время, для того, чтобы потенциалы (латентные возможности) индивида стали ресурсами необходимо их активизировать, то есть перевести в более высокое качественное состояние. В этом случае потенциал становится средством достижения поставленной цели, тем, с помощью чего возможно изменить окружающую ситуацию. Когда речь идет об использовании и активизации потенциалов индивида необходим промежуточный этап осознания наличия латентных возможностей. Как правило, этот процесс происходит благодаря внутренней самооценке и диагностике. Индивид обращается к своим внутренним осознанным возможностям чаще всего в случае возникновения зат-

170

© А. И. Тимонин, 2008

руднения, либо при желании быть успешным в какой-либо деятельности. После осознания собственных потенциалов, наступает момент их активизации для использования при достижении поставленной цели. В этом случае, потенциалы индивида становятся его ресурсами, то есть переходят в активное состояние.

Социально-педагогическое обеспечение -это специфическая педагогическая деятельность по управлению функционированием и развитием системной совокупности ресурсов, привлекаемых для осуществления процесса формирования личностно-профессиональной позиции индивида. Она предполагает определение функционального назначения каждого ресурса, установление взаимосвязей их функций в определенных организационно-педагогических формах.

На наш взгляд, говоря о социально-педагогическом обеспечении профессионального становления студентов в вузе целесообразно использовать термин «ресурсный фонд», который представляет собой совокупность актуальных и потенциальных, материальных и нематериальных средств, предназначенных и используемых для решения задач формирования субъектной профессионально-личностной позиции студента в вузе. Ресурсный фонд профессионального становления студентов в высшем учебном заведении включает:

- личностные ресурсы (жизненный и социальный опыт, сформированность профессионально и социально значимых качеств личности, уровень личностной компетентности, профессиональные ожидания, профессиональная направленность);

- институциональные ресурсы (реализуемая образовательная программа вуза, уровень профессионального мастерства педагогов, возрастной и квалификационный состав педагогического коллектива, наличие инновационной деятельности в вузе, используемые технологии обуче-

ния, психологический климат коллектива, традиции организации совместной деятельности, стиль управления коллективом, уровень развития методической деятельности в вузе, преобладающие мотивы профессиональной деятельности членов коллектива),

- ресурсы среды (образовательная среда, установление партнерских отношений с иными образовательными и социальными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организаций, административными органами, предприятиями и организациями в целях оптимизации процесса профессионального становления студента). Каждый из представленных ресурсов может находиться в двух состояниях по отношению к субъекту социально-педагогического обеспечения: актуальном и потенциальном.

Личностные ресурсы являются важнейшими, так как их мобилизация и эффективное использование, их развитие представляется необходимым условием для эффективного функционирования всей системы образования. Ресурс отдельного человека определяется, с одной стороны личностными характеристиками этого человека, его задатками, способностями, и тем, в какой мере ему хватает умения, упорства и других качеств, чтобы развивать и реализовывать эти задатки и умения. С другой стороны, ресурсы определяются и теми внешними условиями, в которых оказывается этот человек и в которых его задатки и способности могут реализовываться в большей или меньшей степени, а порой и не реализовываться вовсе. Таким образом, раскрытие, развитие, использование ресурса в существующих условиях - это и есть основная задача педагога.

Примечания

1 Философия науки: словарь основных терминов / под ред. С. А. Лебедева. М., 2006. - 320с.

2Марков В. Н. Потенциал личности // Мир психологии. 2000. №1. С. 250-262.

Экономика образования ♦ № 4, 2008

171

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.