Научная статья на тему 'Cоциально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов в условиях социокультурной трансформации современного общества'

Cоциально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов в условиях социокультурной трансформации современного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимонин А. И.

Efficiency of process of professional becoming of students of humanitarian specialties of university depends on activity specially organized by teachers social pedagogical maintenance which is directed on development of a personal position of students in professional work. In given article we consider the conceptual device of the concept of social pedagogical maintenance, and the arguments proving necessity of studying of the given phenomenon in conditions of social and cultural transformation of a modern society are resulted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social-pedagogical maintenance of professional becoming of students in conditions of social and cultural transformation of a modern society

Efficiency of process of professional becoming of students of humanitarian specialties of university depends on activity specially organized by teachers social pedagogical maintenance which is directed on development of a personal position of students in professional work. In given article we consider the conceptual device of the concept of social pedagogical maintenance, and the arguments proving necessity of studying of the given phenomenon in conditions of social and cultural transformation of a modern society are resulted.

Текст научной работы на тему «Cоциально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов в условиях социокультурной трансформации современного общества»

Казанский педагогический журнал

10'2006

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

А.И. Тимонин, кандидат педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова

Профессиональному становлению личности в научной литературе уделяется значительное внимание, так как оно обусловливает самоопределение личности, ее обогащение, определение своей полезности для общества и выполнение профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и возможностей.

Мы рассматриваем профессиональное становление личности с позиций ресурсного подхода как процесс формирования личностно-профессиональной позиции индивида, с учетом всего многообразия субъективных и объективных факторов, предполагающий реализацию стратегий управления ресурсами, задействованными для осуществления данного процесса. Следовательно, цель деятельности педагога в этом процессе - управление процессом формирования личностнопрофессиональной позиции, которая понимается нами как система доминирующих ценностно-смысловых отношений специалиста к социокультурному окружению, самому себе и своей деятельности.

В настоящее время развитие высшего образования во всем мире происходит под воздействием трех ведущих факторов изменений, а именно: становления общества, основанного на знаниях, информационно-коммуника-

ционной революции и глобализации. Происходящие преобразования существенно изменяют роль, задачи, структуру и условия функционирования высшего образования как социального института. Вместе с тем следует подчеркнуть, что система профессионального образования, имеющая цель - «формирование специалиста», в последнее время складывалась в условиях быстро меняющихся социально-экономических сред, когда изменения структуры экономики и занятости, динамичная конъюнктура рынка труда требуют повышения профессиональной мобильности специалиста и тем самым делают востребованным ряд таких профессиональноважных личностных качеств, как самостоятельность, творческий подход к делу, способность к сотрудничеству, самообразованию, социальная и профессиональная ответственность.

В то же время зачастую идеальная цель - профессиональное становление студентов в вузе - остается недостигнутой в связи с тем, что традиционная практика профессионального образования не может решить все поставленные задачи. В связи с этим актуальным является разработка концепции социально-педагогического обеспечения изучаемого процесса.

Понимание социально-педагогического обеспечения исходит из ряда

20

Педагогика и психология профессионального образования

разрабатываемых современной наукой идей, которые рассматриваются на междисциплинарном уровне, порождены взаимопроникновением и взаимодополнением различных отраслей человеческого знания (Е.Н. Геворкян, Ю.Д. Денисов, Дж.У. Дункан, И.Г. Зайнышев, И.В. Еремина, Г.П. Журавлева, Ю.М. Каныгин, С.С. Носова, В.Ф. Сытник, М.В. Фир-сов, И. Штумпетер, Г. Эмерсон).

Социально-педагогическое обеспечение мы будем понимать как специфическую педагогическую деятельность по управлению функционированием и развитием системной совокупности ресурсов, привлекаемых для осуществления процесса формирования личностно-профессиональной позиции индивида. Социально-педагогическое обеспечение предполагает определение функционального назначения каждого ресурса, установление взаимосвязей их функций в определенных организационно-педагогических формах.

В качестве возможностей любой социальной системы выступают потенциалы. Понятие «потенциал» в последние годы получило широкое распространение в различных областях науки и социальной деятельности. В то же время часто понятия «потенциал» и «ресурс» используют как синонимы. Мы считаем, что для того, чтобы потенциалы (латентные возможности) индивида стали ресурсами, необходимо их активизировать, то есть перевести в более высокое качественное состояние. В этом случае потенциал становится средством достижения поставленной цели, тем, с помощью чего возможно изменить

окружающую ситуацию. Когда речь идет об использовании и активизации потенциалов индивида, необходим промежуточный этап осознания наличия латентных возможностей. Как правило, этот процесс происходит благодаря внутренней самооценке и диагностике. Индивид обращается к своим внутренним осознанным возможностям чаще всего при возникновении затруднения либо при желании быть успешным в какой-либо деятельности. После осознания собственных потенциалов наступает момент их активизации для использования в достижении поставленной цели. В этом случае потенциалы индивида становятся его ресурсами, то есть переходят в активное состояние.

Говоря об эффективности процесса профессионального становления студентов в высшем учебном заведении, мы предлагаем понимание феномена социально-педагогического обеспечения. На наш взгляд, можно констатировать объективное отличие социально-педагогического обеспечения от собственно педагогического, которое в своих работах авторы рассматривают достаточно часто. Педагогическое обеспечение задействует личностные ресурсы воспитанника и институциональные ресурсы, понимаемые нами как ресурсы конкретного социального института, задаваемые нормами его функционирования. Таким образом, педагогическое обеспечение ограничивается сферой непосредственного взаимодействия участников образовательного процесса. Расширение деятельности педагогов, выход этой деятельности за нормативные рамки позволяет образователь-

■■■ 111111

4- I ■ ■ тп

Казанский педагогический журнал

102008

ному учреждению влиять на воспитанников не только через его институциональные средства, но и, как фактору социальному, через использование возможностей окружающей среды, через отношения, складывающиеся между всеми участниками образовательного процесса и процесса профессионального становления личности. Следовательно, необходимо вести речь о социально-педагогическом обеспечении.

Как показало проведенное нами исследование, существуют группы противоречий, возникающих в зависимости от этапа обучения в вузе, которые необходимо разрешить ради эффективности процесса профессионального становления студента в вузе.

Первая группа - это противоречия, возникающие на начальном этапе обучения в вузе: между обусловленными новым социальным статусом требованиями к личности студента, его ответственности за себя и свои поступки и неготовностью вчерашних старшеклассников к их реализации; между высокими требованиями к учебным умениям и самоорганизации студента, предъявляемыми вузом, и личным уровнем их развития; между возрастными потребностями в личностном и профессиональном самоопределении, поиске путей его реализации и недостаточностью знаний о себе, своих возможностях и возможностях среды для осуществления этих процессов.

Вторая группа противоречий возникает у студентов при переходе на 3 курс вуза. Это противоречия между: потребностями личности в самореа-

лизации, самоутверждении, принятием и изменением жизненной ситуации, восприятием студента как самостоятельной личности, со своими ценностями и возможностями и, следовательно, предъявляемыми высокими требованиями со стороны педагогов; между накопленным опытом взаимодействия с педагогами, имеющимся у студента образом профессии и профессиональной деятельности, подтвержденные научными знаниями об этой сфере в ходе аудиторного обучения и полученными представлениями о будущей профессиональной деятельности в процессе прохождения практики.

Противоречия третьей группы, с одной стороны, являются естественными движущими силами процесса профессионального становления студента, а с другой - требуют специфической обеспечивающей деятельности, которая позволила бы влиять на инте-риоризацию личностью соответствующих элементов будущей профессии с последующей их экстериоризацией в профессиональной деятельности.

На наш взгляд, говоря о социальнопедагогическом обеспечении профессионального становления студентов в вузе целесообразно использовать понятие «ресурсный фонд», который представляет собой совокупность актуальных и потенциальных, материальных и нематериальных средств, предназначенных и используемых для решения задач формирования субъектной профессионально-личностной позиции студента в вузе. Ресурсный фонд профессионального становления студентов в вузе включает:

22

Педагогика и психология профессионального образования

- личностные ресурсы студента (жизненный и социальный опыт, сформированность профессионально и социально значимых качеств личности, уровень личностной компетентности, профессиональные ожидания, профессиональная направленность);

- институциональные ресурсы (реализуемая образовательная программа вуза, особенности профессионального мастерства педагогов, квалификационного состава педагогического коллектива, наличие инновационной деятельности в вузе, используемые технологии обучения, психологический климат коллектива, традиции организации совместной деятельности, стиль управления коллективом, уровень развития методической деятельности в вузе, преобладающие мотивы профессиональной деятельности членов коллектива);

- ресурсы среды (образовательная среда, установление партнерских отношений с иными образовательными и социальными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями, административными органами, предприятиями и организациями в целях оптимизации процесса профессионального станов-

ления студента). Каждый из них может находиться в двух состояниях по отношению к субъекту социальнопедагогического обеспечения: актуальном (ресурс может быть применен субъектом социально-педагогического обеспечения без предварительной подготовки к его использованию) и потенциальном (ресурс актуализирован в сознании субъекта социальнопедагогического обеспечения, но еще не актуализирован в педагогической практике).

Таким образом, для эффективного осуществления социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета необходимо привлечение личностных, институциональных ресурсов и ресурсов социальной среды, функциональное назначение которых состоит в преодолении противоречий, возникающих в процессе позиционного движения студента от объекта педагогических воздействий к субъекту профессионального образования и профессиональной деятельности. Реализация предложенной концепции особо актуальна в условиях социокультурной трансформации современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.