Научная статья на тему 'Теоретические подходы формирования личности школьника в процессе эстетического воспитания'

Теоретические подходы формирования личности школьника в процессе эстетического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
836
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FORMATION OF PERSONALITY / AESTHETIC EDUCATION / ART / SCHOOL STUDENTS / EDUCATIONAL PROCESS / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИСКУССТВО / УЧАЩИХСЯ ШКОЛ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саутиева Ф.Б.

В статье рассматривается вопросы формирования личности школьника в процессе эстетического воспитания. Подробно подчеркивается роль и значение искусства в формировании личности школьника, дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса, одной из важнейших сторон которого является эстетическое воспитание. В статье делается вывод о том, что необходимо повысить эффективность работы учителей по формированию личности школьника в процессе эстетического воспитания. Сделать это можно только на основе изучения практики, обобщая не только опыт отдельных учителей, но и целых педагогических коллективов, объединяющих энтузиастов эстетического воспитания, организующих свою деятельность с учетом требований системного подхода к решению проблемы и определения оптимальных путей внедрения достижений науки и практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES OF FORMATION OF THE PERSONALITY OF THE STUDENT IN THE PROCESS OF AESTHETIC EDUCATION

The article deals with the formation of a student’s personality in the process of aesthetic education. The role and importance of art in the formation of a student’s personality, further improvement of the educational process, one of the most important aspects of which is the aesthetic education, is emphasized in detail. The article concludes that there is a need to improve the effectiveness of teachers in shaping the identity of the student in the process of aesthetic education. This can be done only on the basis of a study of practice, summing up the experience of individual not only teachers, but also whole pedagogical collectives, uniting enthusiasts aesthetic education, organizing its activities, taking into account the requirements of the system approach to solving the problem and determine the best ways to introduce the achievements of science and practice.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы формирования личности школьника в процессе эстетического воспитания»

никам педагогического процесса по повышению его эффективности. Отличительной особенностью данной работы от существующих подходов к решению исследуемой проблемы является интеграция содержания специально разработанной методики, в основе которой лежат принципы проблемного обучения и дидактические материалы, основанные на сценарных формах проведения занятий, с возможностями современных средств обучения, эмулирующими деятельность

Библиографический список

преподавателей и обучающихся в динамично изменяющейся профессионально-ориентированной образовательной среде. Работа направлена на представление и дальнейшее развитие теоретических знаний в области дидактики высшей школы, в частности, условий формирования ПВК у обучающихся - будущих руководителях, совершенствование методик применения средств обучения на базе современных информационных технологий.

1. Карпов А.В. Психология менеджмента: учебное пособие. Москва: Гардарики, 2005.

2. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. Москва: «Институт психологии РАН», 2013.

3. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. Available at: https://psychology_pedagogy.academic.ru/13771/ПРОФЕССИОНАЛЬНО_ВАЖНЫIЕ_%28ЗНАЧИ-МЫЕ%29_КАЧЕСТВА

4. Новиков А.М. Педагогика. Словарь системы основных понятий. Москва: ACT: Астрель, 2013.

5. Кокорин А.А. Анализ: теория, методология, методика (аксиоматическое эссе). Изд. 2-е (перераб. и дополн.). Москва: МГОУ, 2009.

6. Курносов Ю.В., Конотопов П. Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. Москва: «Русаки», 2005.

7. Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярошевский М.Г Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.

8. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Москва: АСТ, Харвест, 1998.

9. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Москва: Прогресс, 1965.

10. Кунц Г, О'Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Москва, 1981.

11. Боно Э. Серьёзное творческое мышление. Перевод с англ. Д.Я. Онацкая. Минск: «Попурри», 2005.

12. Философский энциклопедический словарь. Москва: Сов. энциклопедия, 1983.

13. Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований. Педагогика. 1995; 5: 44 - 49.

14. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся. Диссертация ... доктора педагогических наук. Челябинск, 2000.

15. Вдовюк В.И., Фильков С.М. Основы педагогики высшей школы в структурно-логических схемах: учебное пособие. Москва: МГИМО(У) МИД России, 2004.

16. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. Москва: НМЦ СПО, 1999.

17. Коатс Дж. Поколения и стили обучения. Перевод с англ. Л.Е. Колбачева. Москва: МАПДО; Новочеркасск: НОК, 2011.

18. Сапа А.В. «Поколение Z - поколение эпохи ФГОС». Профессиональные ориентиры. 2015; 8 (20): 2 - 8.

19. Лямзин М.А., Сапронов В.А. К проблеме классификации современных средств обучения. Человеческий капитал. 2018; 4(112): 100 - 110.

20. Ramsden P. Learning to Teach in Higher Education. New York, 2005.

References

1. Karpov A.V. Psihologiya menedzhmenta: uchebnoe posobie. Moskva: Gardariki, 2005.

2. Shadrikov V.D. Psihologiya deyatel'nosti cheloveka. Moskva: «Institut psihologii RAN», 2013.

3. 'Enciklopedicheskij slovar' po psihologii i pedagogike. Available at: https://psychology_pedagogy.academic.ru/13771/PROFESSIONAL''NO_VAZhNYE_%28ZNAChIMYE%29_ KAChESTVA

4. Novikov A.M. Pedagogika. Slovar'sistemy osnovnyh ponyatij. Moskva: ACT: Astrel', 2013.

5. Kokorin A.A. Analiz: teoriya, metodologiya, metodika (aksiomaticheskoe 'esse). Izd. 2-e (pererab. i dopoln.). Moskva: MGOU, 2009.

6. Kurnosov Yu.V., Konotopov P. Yu. Analitika: metodologiya, tehnologiya i organizaciya informacionno-analiticheskojraboty. Moskva: «Rusaki», 2005.

7. Karpenko L.A., Petrovskij A.V., Yaroshevskij M.G. Kratkijpsihologicheskijslovar'. Rostov-na-Donu: «FENIKS», 1998.

8. Golovin S.Yu. Slovar'prakticheskogo psihologa. Moskva: AST, Harvest, 1998.

9. Gilford Dzh. Tristorony intellekta. Moskva: Progress, 1965.

10. Kunc G., O'Donnel S. Upravlenie. Sistemnyji situacionnyjanaliz upravlencheskih funkcij. Moskva, 1981.

11. Bono 'E. Ser'eznoe tvorcheskoe myshlenie. Perevod s angl. D.Ya. Onackaya. Minsk: «Popurri», 2005.

12. Filosofskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva: Sov. 'enciklopediya, 1983.

13. Najn A.Ya. O metodologicheskom apparate dissertacionnyh issledovanij. Pedagogika. 1995; 5: 44 - 49.

14. Ippolitova N.V. Teoriya ipraktikapodgotovkibuduschih uchitelejkpatrioticheskomu vospitaniyu uchaschihsya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2000.

15. Vdovyuk V.I., Fil'kov S.M. Osnovy pedagogiki vysshej shkoly v strukturno-logicheskih shemah: uchebnoe posobie. Moskva: MGIMO(U) MID Rossii, 2004.

16. Vishnyakova S.M. Professional'noe obrazovanie. Slovar'. Klyuchevye ponyatiya, terminy, aktual'naya leksika. Moskva: NMC SPO, 1999.

17. Koats Dzh. Pokoleniya istili obucheniya. Perevod s angl. L.E. Kolbacheva. Moskva: MAPDO; Novocherkassk: NOK, 2011.

18. Sapa A.V. «Pokolenie Z - pokolenie 'epohi FGOS». Professional'nye orientiry. 2015; 8 (20): 2 - 8.

19. Lyamzin M.A., Sapronov V.A. K probleme klassifikacii sovremennyh sredstv obucheniya. Chelovecheskij kapital. 2018; 4(112): 100 - 110.

20. Ramsden P. Learning to Teach in Higher Education. New York, 2005.

Статья поступила в редакцию 17.12.18

УДК 371

Sautieva F.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Methodology of Elementary Education, Ingush State University

(Magas, Russia), E-mail: Fbilan@mail.ru

THEORETICAL APPROACHES OF FORMATION OF THE PERSONALITY OF THE STUDENT IN THE PROCESS OF AESTHETIC EDUCATION. The article deals with the formation of a student's personality in the process of aesthetic education. The role and importance of art in the formation of a student's personality, further improvement of the educational process, one of the most important aspects of which is the aesthetic education, is emphasized in detail. The article concludes that there is a need to improve the effectiveness of teachers in shaping the identity of the student in the process of aesthetic education. This can be done only on the basis of a study of practice, summing up the experience of individual not only teachers, but also whole pedagogical collectives, uniting enthusiasts aesthetic education, organizing its activities, taking into account the requirements of the system approach to solving the problem and determine the best ways to introduce the achievements of science and practice.

Key words: formation of personality, aesthetic education, art, school students, educational process.

Ф.Б. Саутиееа, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и методики начального образования, Ингушский государственный университет, г. Магас,

E-mail: Fbilan@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье рассматривается вопросы формирования личности школьника в процессе эстетического воспитания. Подробно подчеркивается роль и значение искусства в формировании личности школьника, дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса, одной из важнейших сторон которого является эстетическое воспитание. В статье делается вывод о том, что необходимо повысить эффективность работы учителей по формированию

личности школьника в процессе эстетического воспитания. Сделать это можно только на основе изучения практики, обобщая не только опыт отдельных учителей, но и целых педагогических коллективов, объединяющих энтузиастов эстетического воспитания, организующих свою деятельность с учетом требований системного подхода к решению проблемы и определения оптимальных путей внедрения достижений науки и практики.

Кточевые слова: формирование личности, эстетическое воспитание, искусство, учащихся школ, учебно-воспитательный процесс.

Важность формирования личности школьника в процессе эстетического воспитании бесспорна, поскольку она собственно его суть. Особенность формирования личности школьника в процессе эстетического воспитания заключается в том, что в ней «присутствует духовное богатство, сконцентрированный творческий опыт человека».

Поскольку тема статьи ориентирована на формирование личности школьника в процессе эстетического воспитания, нам необходимо осмысление понятия личности, то есть приобщение личности школьника к существующим в обществе ценностям, нормам, знаниям.

Эстетическое воспитание играет заметную роль в процессе формирования личности: человек чаще общается с искусством, эстетическими сторонами жизни. Воспринимая красоту искусства и действительности, он постигает и укрепляет в собственном сознании общественные идеалы, облагораживает себя, свои взаимоотношения с людьми. Эстетические явления становятся реальными факторами общественно полезной деятельности, определяющими отношение человека к действительности. Все это требует четкого определения сущности эстетического воспитания учащегося, его основных задач, функций и направленности.

Эстетическое воспитание обладает двумя функциями, составляющими единство противоположностей:

- формирование эстетическо-ценностной ориентации личности;

- развитие ее эстетически-творческих потенций.

Основные задачи эстетического воспитания можно свести к следующим положениям [1, с. 74]:

- вырабатывать способность воспринимать и переживать красоту природы и социальной действительности; раскрывать в них то, что опосредуется обществом как эстетическое явление;

- учить умению не только активно воспринимать, но и понимать, а также оценивать творения искусства;

- развивать в каждом человеке стремление к умелому использованию своих творческих сил и способностей; развивать потребность в красоте и умение понимать ее и наслаждаться ею;

- сознательно бороться за утверждение прекрасного во всём: в природе и общественной жизни, в труде, в социальных и личных отношениях, в быту и личном поведении.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

- эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

- художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

- воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.

В настоящее время открывается широкий простор для теоретических и практических поисков и дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса, одной из важнейших сторон которого является эстетическое воспитание.

В жизни человека прекрасное всегда выступает как мощный духовный стимул деятельности и общения. С раннего детства ребёнку свойственно стремление к красоте. Школьники ценят общение со взрослыми и сверстниками, которые, с их точки зрения, обладают лучшими духовно-эстетическими качествами. В этих условиях особенно важно предупредить увлечения детей ложными идеалами, ложной красотой, показать в чём заключается подлинная красота человека. Необходимо научить детей понимать красоту труда, в процессе которого создаются все материальные и духовные богатства.

«Эстетическое воспитание в общеобразовательной школе, отмечает А.И. Буров, - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности способной воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, жить и творить по законам красоты» [2, с. 34].

Одной из основных основополагающих методологических предпосылок теории эстетического воспитания является необходимость целенаправленного педагогического воздействия на школьников. Только Целенаправленное педагогического эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение в художественную деятельность в тесно связи с требованиями жизни способы развить сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических понятий, поднять ребёнка до уровня понимания подлинного искусства, красоты и эстетического творчества.

Целенаправленное воздействие в области эстетического воспитания предполагает развитие и свободные самопроявление личности, способной творить по законам красоты, воспитание духовной цельности - единство знаний, переживаний и действия.

Функция эстетического воспитания и художественно-эстетическая деятельность детей является развитие у них образного мышления, отличного от понятийного, ибо процесс формирования человеческого мышления не ограничивает обобщениями абстрактно-теоретического порядка. В мышлении ведущую роль не редко играет образ как представление и образ как эстетическое обобщение. Художественном образе как форме мышления сосредоточенно огромная информация о природе общества, общественных отношений, истории, научных знаний. С помощью образов - представлений осуществляется не только мышление, но и хранение информации. «Развитие образного мышления может идти от простого образа - представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного явления к пониманию к содержащихся в нем образов -обобщений, к раскрытию их внутреннего смысла» [3, с. 18].

В совершенствовании системы эстетического воспитания в первую очередь следует подчеркнуть его всеобщий характер. Всеобщность и обязательность эстетического воспитания являются важнейшим принципом формирования личности в детском возрасте, решение этой задачи в школе осуществляется в процессе общего и художественного образования, трудовой и общественной деятельности, личностного общения, который следует рассматривать как звенья единой системы.

Важным теоретико-методическим, концептуальным положение, касающимся изучением искусства в школе является тезис о гармоничном развитии в процессе преподавания ряда общих задач:

а) духовно-эстетического обогащения

б) обучение умениям и навыкам, дающим возможность вовлекать детей в активную художественно творческую деятельность

в) Развитие творческих сил и способностей.

Этой триединой цели должны отвечать все программы по искусству, методические системы, материальное обеспечение учебного процесса, подготовка педагогических кадров.

Важной методологической основой на современном этапе является идея комплексного подхода к делу воспитания. По Б.Т. Лихачеву, «в реализации системы эстетического воспитания комплексный подход имеет двоякое значение» [4, с. 64]. Во-первых, системы эстетического воспитания должна выстраиваться так, чтобы в процессе воздействия на ребёнка различные виды искусств постоянно взаимодействовали между собой. На этом основывается необходимость осуществления тесных межпредметных связей в процессе преподавания искусств. Каждая из них усиливает воздействие другого за счет специфики и своеобразия собственных образов. Во-вторых, эстетическое воспитания как средствами искусства, так и средствами действительности должно стать органической частью любого вида воспитания.

Специфическим принципом системы эстетического воспитания является также принцип художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Средняя школа дает общее образование и развитие, обеспечивает готовность овладения любой специальностью. Однако нельзя забывать, что и хоровое пение, и народные танцы, и игра на инструменте, и сочинение стихов служат средством ознакомления с произведениями, законами постижения профессионального искусства, средством художественного развития, личностного проявления ребёнка.

«Поэтому очень важно, чтобы художественная самодеятельность была не "репродуктивной", повторяющей известные образцы, оподлено творческой» [5, с. 38]. Лишь тогда она выполняет полностью свои образовательно-воспитательные функции.

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении.

В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале.

Воспитание красотой и через красоту формирует не толькоэстетико-цен-ностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в

поступках, в поведении и, конечно, в искусстве (это следует считать в качестве главной задачи эстетического воспитания); развивает познавательную способность личности; учит индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности.

И, наконец, было бы неверно игнорировать и принцип эстетики детской жизни. Поддерживание красоты во всем, ставшая в коллективе прочной традицией, также важное условие эстетического воспитание.

Эффективность системы эстетического воспитания во много определяется конкретно - методическими принципами, на основе которых осуществляется художественное образование. Эти принципы педагогическая наука определяет так.

Основными условиями совершенствования содержания и системы эстетического воспитания на сегодняшний день являются:

1) Совершенствование программ форм и методов изучения искусства.

2) Создание учебников, хрестоматий, учебно-методических пособий.

3) Развитие межпредметных связей внутри отдельных искусств, между предметами по искусству и другими учебными предметами,

4) Последовательное сочетание классных и внеклассных занятий, проведение их по программам, составленным на основе единых принципов.

Библиографический список

5) Совершенствование общей культуры и квалификации в обществе эстетического воспитания учителей литературы, музыки, ИЗО, а также других предметов гуманитарного и естественно тематического профиля.

6) Оснащение материально-технической базы художественного образования и эстетического воспитания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7) Установление научно обоснованных критериев художественно-эстетического развития

8) Взаимосвязь художественного воспитания искусством и эстетическим воспитание средствами действительность.

9) Формирование нравственно-эстетического идеала учащегося.

10) Поиск путей, обеспечивающих успех воспитания детей средствами искусства, эстетики труда, поведения, общения с природой.

Таким образом, необходимо помочь учителям постепенно подняться на новый уровень работы по формированию личности школьника в процессе эстетического воспитания. Сделать это можно только на основе изучения практики, обобщая не только опыт отдельных учителей, но и целых педагогических коллективов, объединяющих энтузиастов эстетического воспитания, организующих свою деятельность с учетом требований системного подхода к решению проблемы и определения оптимальных путей внедрения достижений науки и практики.

1. Апресян Г.З. Эстетика и художественная культура социализма: избранные труды. Москва, 1984.

2. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. Москва, 1975.

3. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусств и действительности. Москва, 1978.

4. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников учебное пособие по курсу для студентов педагогических институтов. Москва, 1985.

5. Система эстетического воспитания школьников. Под редакцией С.А. Герасимова. Москва, 1983.

References

1. Apresyan G.Z. 'Estetika i hudozhestvennaya kul'tura socializma: izbrannye trudy. Moskva, 1984.

2. Burov A.I. 'Estetika: problemy ispory. Moskva, 1975.

3. Goncharov I.F. 'Esteticheskoe vospitanie shkol'nikov sredstvamiiskusstv i dejstvitel'nosti. Moskva, 1978.

4. Lihachev B.T. Teoriya 'esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov uchebnoe posobie po kursu dlya studentov pedagogicheskih institutov. Moskva, 1985.

5. Sistema 'esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov. Pod redakciej S.A. Gerasimova. Moskva, 1983.

Статья поступила в редакцию 24.12.18

УДК 376

Abramenko N.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Amur State University n.a. Sholom-AJeichem (Birobidzhan, Russia),

E-mail: vampismo2004@yandex.ru

Fishbein M.H., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Amur State University n.a. Sholom-AJeichem (Birobidzhan, Russia),

E-mail: vampismo2004@yandex.ru

PHYSICAL AND SPIRITUAL HEALTH: THE AXIOLOGICAL ASPECT. The aim of the article is to formulate and substantiate the idea of the value of physical and spiritual health as the most important aspect of people's lives. The paper focuses on the element of professional culture of a teacher, where it is necessary not only to teach health-saving technologies, but also to say no to the health-destroying challenges of an aggressive youth environment. The article analyzes the development of teachers' competencies, which are aimed directly at eliminating the negative impact on the spiritual health of pupils. The authors' position reflects the modern point of view on the problem addressed in the article. The article highlights an idea of a set of values. The value qualities formed in the future teacher give an opportunity to enter a path of skill.

Key words: physical and spiritual health, health-saving technologies, competence, healthy lifestyle, value qualities.

Н.Ю. Абраменко, канд. пед. наук, доц., Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, г. Биробиджан,

E-mail: vampismo2004@yandex.ru

М.Х. Фишбейн, канд. пед. наук, доц., Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, г. Биробиджан,

E-mail: vampismo2004@yandex.ru

ФИЗИЧЕСКОЕ И ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Задачей данной статьи является формулировка и обоснование идеи о ценности физического и духовного здоровья как важнейшего аспекта жизни людей. В статье акцентируется внимание на элементе профессиональной культуры педагога, где необходимостью является не только обучение здоровьесбе-регающим технологиям, но и умению сказать нет разрушающим здоровье вызовам агрессивной молодежной среды. В статье анализируется освоение педагогами компетенций, которые направленны, непосредственно на устранение негативного влияния на духовное здоровье воспитанников. Авторские позиции, цитируемые в настоящей статье, отражают современную точку зрения на проблему, затрагиваемую в статье. В статье освещено представление о «столе» ценностей. Сформированные в будущем педагоге ценностные качества, дают возможность вступать на путь мастерства, при этом кто в будущем станет мастером предсказать практически невозможно, так как речь идет о ценностном сотворении человека.

Ключевые слова: физическое и духовное здоровье, здоровьесберегающие технологии, компетенции, здоровый образ жизни, ценностные качества

Если духовно здоров человек, Значит, здоров и психически! Стебель питает его интеллект И формирует физически!

Ольга Заря

Рассматриваемые нами ценности физического и духовного здоровья имеют прямое отношение к важнейшему аспекту жизни людей, отражая

главный аксиологический принцип, а именно: не только обладать крепким здоровьем, но и быть способным реализовать свою миссию, как в профессиональном, так и в человеческом плане. Применительно к образованию имеют место такие понятия, как «здоровьетворящая педагогика», «здоро-вьетворящее образование» (Т.В. Орехова), «здоровьесбережение» и «здо-ровьесберегающее образование» (С.Г. Сериков), «педагогика здоровья» или «валеопедагогика» (В.В. Колбанов), «здравотворчество» (Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.