Научная статья на тему 'Теоретические основы инновационного и инфраструктурного развития промышленных предприятий'

Теоретические основы инновационного и инфраструктурного развития промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
413
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННОЕ И ИНФРАСТРУКТУРНОЕ РАЗВИТИЕ И УПРАВЛЕНИЕ / INDUSTRIAL PRODUCTION AND TECHNOLOGY SYSTEM / INNOVATIVE AND INFRASTRUCTURAL DEVELOPMENT AND MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булатова Надежда Николаевна

В статье рассмотрены вопросы инновационного и инфраструктурного развития промышленной производственно-технологической системы в условиях структурных преобразований экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical foundation of innovative and infrastructural development of industrial enterprises

The article discusses issues of innovative and infrastructural development of the industrial production and technology system in the context of structural transformation of the country’s economy.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы инновационного и инфраструктурного развития промышленных предприятий»

• не достаточно эффективная деятельность, направленная на повышение удовлетворенности, лояльности клиентов и расширение клиентской базы всех секторов рынка.

В настоящих условиях рыночного развития и с учетом анализа внутреннего потенциала на основе самооценки деятельности

по критериям Премии в области качества было установлено, что важнейшим стратегическим направлением для компании ЗАО «ИК «Энергокапитал» будет формирование стратегии качества, нацеленной на клиента, повышение его удовлетворенности и лояльности путем совершенствования процессного подхода.

Литература

1. Барни Дж. Может ли ресурсная концепция принести пользу исследованиям в области стратегического управления? — Да // Российский журнал менеджмента. — 2009. — № 2.

2. Каплан Р.С., Нортон Д.П., Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — М.: Олимп- Бизнес, — 2003.

3. Окрепилов В.В. Менеджмент качества. В 2-х т. Т.2. — СПб: Наука, 2008.

4. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

5. Прахалад К.К., Хамел Г Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня: Пер. с англ.- М.: Олимп — Бизнес, 2002.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО И ИНФРАСТРУКТУРНОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Н.Н. Булатова,

профессор Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (г Улан-Удэ), доктор экономических наук bulatova_nad@mail.ru

В статье рассмотрены вопросы инновационного и инфраструктурного развития промышленной производственнотехнологической системы в условиях структурных преобразований экономики страны.

Ключевые слова: промышленная производственно-технологическая система, инновационное и инфраструктурное развитие и управление.

УДК 332.1. 571.54

В современных условиях термин «промышленная политика» означает создание условий для повышения конкурентоспособности всего народного хозяйства в целом. Основные направления повышения конкурентоспособности заключаются в создании равных условий конкуренции для всех предприятий промышленного комплекса, в открытости характера экономики, создания и поддержки объектов промышленной инфраструктуры.

Актуализация формирования современной промышленной политики и острая необходимость в ее скорейшей разработке и практической реализации обусловлены следующими обстоятельствами:

— стремительно разрушается технологический потенциал страны;

— утрачена способность к созданию конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Необходим переход к наукоемкой экономике с определяющей ролью производства, распределением и использованием знаний и информации в качестве главных факторов устойчивого экономического роста. Остро стоит вопрос о разработке мер и действий, направленных на решение взаимосвязанных задач промышленного развития в целом. Изменения в формировании промышленной политики во многом связаны со структурными преобразованиями в экономике страны, которые происходят под воздействием политических факторов. Так, теория территориально-производственных комплексов (ТПК) стала бурно развиваться в связи с развитием территории Советского Союза и освоением новых земель.

Характерным является тот факт, что развитие ТПК в этих условиях проходило в условиях плановой экономики, в рамках

которой все виды ресурсов распределялись централизовано. Это, во-первых, облегчало создание таких больших комплексов, позволяющих объединить различного рода отрасли народного хозяйства, а, во-вторых, обеспечивало процесс их эффективного функционирования за счет распределения поставщиков ресурсов и потребителей их продукции.

В связи с переходом к рыночной системе хозяйственных отношений целостность функционирования территориальнопроизводственного комплекса стала нарушаться за счет разрушения хозяйственных предприятий внутри ТПК. Поэтому перед предприятиями ТПК встала проблема поиска самостоятельных путей по обеспечению собственного функционирования необходимыми ресурсами.

Основными особенностями функционирования предприятий в переходный период стали проблемы выживания и сохранение своего производственного и технологического потенциалов. Многие предприятия технологических цепочек либо прекратили функционирование, либо взаимодействие с ними не было целесообразным. Формально предприятия оставались действовать в рамках отдельных территориально-производственных комплексов, однако сами ТПК уже не представляли собой единого целого. Такая форма функционирования позволила сохранить производственный потенциал многих российских промышленных предприятий, а также адаптировать их деятельность под существующие условия функционирования, главным критерием которых было извлечение собственной выгоды и получение прибыли.

Органическое взаимодействие структурных элементов ТПК было нарушено и почти все предприятия преобразованы в акционерные общества, что обусловлено следующими причинами:

— ТПК — порождение плановой экономики, принципы управления в которой принципиально отличаются от рыночной;

— нарушением связей между предприятиями.

В силу отмеченных причин, существующая в то время система функционирования и управления ТПК должна быть перестроена с учетом следующих обстоятельств.

1. Народнохозяйственная эффективность ТПК оценивалась в целом по всему комплексу, ТПК функционировал как единый организм, в котором одни части «питали» другие, но теперь задача изменилась на экономизацию частей ТПК.

2. Взамен разрушенной системы централизованного государственного управления необходимо было построить систему государственного, территориального или корпоративного управления.

С развитием и стабилизацией рыночных отношений в России ранее существовавшая форма организации перестала обеспечивать эффективность. Появились новые подходы к управлению предприятиями, усилилась конкуренция, промышленные предприятия стали искать новые подходы к повышению своей конкурентоспособности и сохранению своих потребителей.

Получение предприятиями своих конкурентных преимуществ связано с обновление основных фондов (в особенности оборудования) для преодоления технологической отсталости. В это время наметилось обратное объединение предприятий в технологические цепочки, которое было нарушено переходом к рыночным отношениям. В данный момент времени объединение происходит с точки зрения экономической целесообразности взаимодействия в рамках передела собственности для более эффективного влияния на управленческие решения. Эти факторы проявились в создании большого количества вертикально-и горизонтально-интегрированных структур (в форме холдингов, финансово-промышленных групп и т.д.). За счет подобного объединения снижались трансакционные издержки, издержки производства, что позволяло повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.

В это время стали внедряться новые системы управления как предприятием в целом, так и качеством продукции. В основу управления ложились научно обоснованные принципы и методы управления, однако с течением времени такое взаимодействие начало исчерпывать себя и появилась необходимость поиска новых путей повышения конкурентоспособности не просто отдельных предприятий, но и их объединений в целом, в том числе и на уровне региона. Рынок потребовал производить не количество, а разнообразную по номенклатуре и потребительским свойствам продукцию и услуги. Индустриальная форма промышленных предприятий, направленная на непрерывное увеличение объёма производства, стала сдерживающим фактором увеличения ВВП и ВРП.

Сформировавшаяся в настоящее время в РФ модель экономического роста, направленная на модернизацию технологической базы, не решает накопившихся вопросов для промышленного сектора экономики. Большинству предприятий не хватает собственных ресурсов, а из-за низкой инвестиционной привлекательности процесс привлечения заемных долгосрочных средств и инвестиций замедляется. Необходимы масштабные инновационные вложения в техническое перевооружение и модернизацию производства. Но при этом необходимо учитывать, что модернизация промышленного производства предполагает не только модернизацию технической и производственной базы, но и модернизацию самого процесса труда, организацию управленческой деятельности, и самого продукта — как результата деятельности. Процесс эффективного управления развитием промышленного комплекса возможен с применением научно-модернизированного подхода на основе инновационного менеджмента. Задачи модернизации промышленного производства в этих условиях включают сохранение научно-технического, кадрового, промышленного потенциалов, обеспечение надежного функционирования производства, своевременное внедрение инновационных технологий для повышения конкурентоспособности в соответствии с целями промышленной политики региона.

В основе промышленного производства лежит цикличность чередования сменяющихся фаз: каждые 40-60 лет происходит смена пассивной части капитала, каждые 7-10 лет — замена активной части капитала, а в каждые 3-3,5 года изменения распространяются на рыночную конъюнктуру по отношению к определенным видам продукции, что ведет к спаду промыш-

ленного производства. Преодоление кризиса возможно за счет инновационного обновления через технические, организационные и экономические нововведения. В условиях современного менеджмента промышленных предприятий, инновационная деятельность представляется как теория и практика управления сроком полезного использования активов, технологий и продуктов, обеспечивающих непрерывность функционирования бизнеса, результатом которого является достижение конкурентоспособности продукции и услуг. При этом в операционном менеджменте промышленных предприятий участвуют взаимодополняющие активы: ручной труд, технологические машины, (материальные активы) и интеллектуальная составляющая производственно-технологического процесса (нематериальный актив), которая напрямую зависит от профессионализма инноваторов на основе их профессиональных компетенций, знаний и умений (интеллекта) людей, участвующих в операционном процессе.

Характерной особенностью инновационного менеджмента современных промышленных предприятий является процесс коммерциализации интеллектуальной деятельности инноваторов и управление нововведениями, основанными на личной экономической заинтересованности авторов идей и присущих менеджменту принципов и функций. Поэтому необходимым и обязательным условием любого инновационного предприятия является наличие в структуре производственного капитала предприятия именно нематериальных активов, составляющих до 40% от всего объема активов. Нематериальные активы становятся инструментом менеджмента инженерного бизнеса, результатом которого является капитализация исходных ресурсов, получение предприятием чистого дохода и увеличение стоимости бизнеса на фондовом рынке. Причём, в производственном менеджменте инновационной экономики, темпы роста ВВП за счёт нематериальных активов, становятся определяющими.

Инновационное развитие любых интегрированных структур направленно на формирование и совершенствование производственного инновационного менеджмента в промышленных производственно-технологических системах, обеспечивающего надежное функционирование этой системы и устойчивую доходность на основе рыночного уклада.

В нашей стране заниматься технологическими инновациями могут себе позволить только достаточно крупные компании, которые могут выделить на инновационные технологии финансовые ресурсы без ущерба для своей основной деятельности.

С тем, чтобы инновационные процессы были непрерывны, необходимо в рамках формирования промышленной политики учредить венчурные предприятия, которые могут приобретать у инноваторов их идеи. При этом инновационные программы, направленные на управление структурой затрат на производство продукции, формирование нематериальных активов, увеличение доходов всего предприятия и его стоимости будут приобретаться у венчурного предприятия предприятием по рыночной цене.

Технологические инновации рассчитаны на длительный период окупаемости и без грамотной государственной политики провести в жизнь их внедрение достаточно сложно. Поэтому формирование инновационной политики невозможно без действенной государственной поддержки, в этих условиях спрос на инновационную продукцию, возможно гарантировать через государственные заказы, что явилось бы стимулом для инновационной деятельности предприятий имеющих в своей распоряжении высококвалифицированные интеллектуальные ресурсы. Целью промышленной политики является разработка и внедрение технологических инноваций как первостепенного фактора социального и экономического развития предприятий, залогом их экономической безопасности.

Целенаправленное управление изменениями, проводимые в хозяйственной, производственной и технологической деятельности промышленных предприятий, обеспечивающих адаптацию менеджмента к внешней среде, требует инфраструктурного обеспечения деятельности предприятий данного комплекса, в частности, его транспортного обеспечения. При этом функционирование транспортного комплекса региона не должно носить второстепенный характер, а должно являться полноценной составляющей функционирования промышленного комплекса региона. Именно логистическое обеспечение деятельности предприятий, входящих в комплекс, формирующее систему товарно-материальных, информационных и иных

потоков, позволит объединить элементы экономики региона с предприятиями комплекса, тем самым обеспечив эффективность функционирования и управления данным комплексом. Поэтому появляется необходимость формирования такого инновационного образования, которое основано на сотрудничестве и взаимодействии предприятий промышленного и транспортного комплексов. Интеграция промышленности и транспорта, по мнению аналитиков, обеспечивает снижение себестоимости доставки грузов на 20-30%, что непременно приведет к технологическому совершенствованию товарообмена, структурной перестройке всех элементов товарораспределительных и транспортных сетей, к развитию транспортных процессов на более качественном уровне.

В современных условиях систему промышленных производственно-технологических предприятий необходимо рассматривать как совокупность промышленных предприятий региона во взаимодействии с его транспортным комплексом. Такая форма организации получила название интегрированного промышленно-транспортного комплекса (ИПТК). Данная гипотеза основывается на том, что современные подходы к управлению ИПТК имеют свои особенности, обусловленные процессами обеспечения устойчивого развития. В связи с этим появляется необходимость разработки новой структурной схемы построения ИПТК, методических основ реализации системы управления ИПТК региона и выбора научно обоснованного подхода к организации его деятельности и взаимодействия между его элементами. Одним из таких подходов является кластерный подход, раскрывающий инновационный потенциал региона.

Применение кластерного подхода в отношении ИПТК обусловлено тем, что регионам необходимо наиболее эффективно использовать те ограниченные ресурсы, которые есть в их распоряжении. В этих условиях данная теория подразумевает создание вокруг ограниченного ресурса наиболее оптимальной структуры его производства и распределения.

В соответствии с данным подходом производственная структура конкретного региона развивается по направлению, позволяющему использовать продукт одной отрасли для нужд нескольких других. Таким образом, между всеми отраслями, представленными в данной местности, создаются устойчивые связи, позволяющие поддерживать эти отрасли и способствующие стабилизации экономики региона.

При этом реализацию кластерного подхода к организационному оформлению ИПТК нами предлагается рассматривать по двум направлениям:

— формирование кластеров, основанных на различных типах ограниченных ресурсов (возможностей),

— формирование кластеров в транспортной сфере, как части инфраструктуры, обеспечивающей эффективное функционирование промышленности в области обеспечения материально-технического снабжения и каналов распределения продукции.

Сущность ИПТК заключается в том, что предприятия, входящие в кластер региона, приобретают конкурентные преимущества в ходе взаимодействия внутри кластера и, соответственно, наилучшим образом удовлетворяют потребности предприятий остальных кластеров региона. Интегрированный производственно-транспортный комплекс трактуется как система взаимосвязанных и взаимодействующих промышленных предприятий кластера региона, с их самостоятельной инфраструктурой, представляющей собой региональную систему транспортно-распределительных логистических центров.

Основной особенностью данного подхода к формированию структуры ИПТК и взаимодействию между его элементами, является то, что все логистические потребности промышленных предприятий комплекса обеспечивает транспортный кластер.

Фактически логистическая составляющая деятельности промышленного комплекса региона переходит на правах аутсорсинга к транспортному комплексу, который может наиболее полно обеспечить логистические потребности промышленной составляющей комплекса.

Эффективность функционирования ИПТК во многом определяется наличием соответствующих механизмов управления. В качестве такого механизма управления данным комплексом предлагается система транспортно-распределительных логистических центров (ТРЛЦ), являющихся совокупностью нескольких видов логистических звеньев. Функции ТРЛЦ заключаются в перераспределении товарно-материальных потоков как между предприятиями внутри каждого конкретного кластера, так и между кластерами и внешней средой и направлены на достижение максимального уровня качества сервиса для конечных потребителей. В основе формирования ТРЛЦ лежит интеграция производства, транспорта и потребления. Целью такого взаимодействия является поиск оптимальных решений в целом по всему процессу движения материальных, финансовых, информационных потоков в сфере обращения и производства.

Структурная схема построения взаимодействия предприятий в виде его интегрированного промышленно-транспортного комплекса на основе использования кластерного подхода представлена в табл. 1.

Таблица 1

Структура ИПТК региона

Интегрированный промышленно-транспортный комплекс

Промышленные кластеры Транспортный кластер

Промышленные предприятия Транспортные организации Транспортно-распределительные логистические центры

На основании производственно-хозяйственных связей промышленного и транспортного комплексов внутри ИПТК определена его структура, в основу построения которой положены следующие принципы:

• совместное использование ресурсов транспортного кластера предприятиями разных промышленных кластеров;

• возможность работы предприятий различных кластерных групп с одним транспортно-распределительным логистическим центром.

Формирование интегрированного промышленно-транспортного комплексного на основе кластерного подхода дает ряд определенных преимуществ, позволяющих использовать преимущества входящих в него промышленных и транспортного кластеров в целях оптимизации процессов обращения в регионе. Это позволяет повысить его инвестиционно-инновационный промышленный потенциал, дает возможность корректировать социально-экономическую политику в целом. Образование подобных структур создает наиболее благоприятные условия для эффективного управления промышленным производством.

Интеграция предприятий должна основываться на принципах экономической мотивации предприятий, которые заключаются в том, что функционирование предприятий в рамках ИТПК позволяет им извлекать больший экономический эффект, чем самостоятельное функционирование. Инновационность подхода будет заключаться в этом случае в формировании синергетического эффекта в экономической системе региона. Абсолютным эффектом от формирования и функционирования в регионе ИПТК будет являться суммарное увеличение ВВП и ВРП, что позволит обеспечить формирование промышленной политики, направленной в конечном итоге на повышение экономического роста и повышение благосостояния населения.

Литература

1. Бандман М.К., Чистобаев А.И. Территориально-производственные комплексы: опыт и проблемы формирования. — Л.: Наука. Ленинградское отд., 1990.

2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. — М.: Изд-во Дом ГУВШЭ, 2004.

3. Государственная политика промышленного развития России: От проблем к действиям / С.С. Сулакшин, А.И. Амосов, Э.Ф. Баранов и др. — М.: Наука, 2004.

4. Добрынин А.И. Экономическая теория. Микро-, макро-, мега-: учебник. 3 изд. — СПб.: Питер, 2004.

5. Липсиц И., Нещадин А. Промышленная политика: выбор будущего // Экономика и жизнь. — 2000. — №7.

6. Барсукова Е.Л., Сарычев В.А Инновация как экономическая категория // Инновации. — 2008. — № 2.

7. Ясин Е.Г. Структурные изменения в российской промышленности. — М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.