Научная статья на тему 'Стратегические аспекты регионального развития'

Стратегические аспекты регионального развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ТРАНСПОРТНЫЙ КЛАСТЕР / ТРАНСПОРТНО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / INDUSTRIAL AND TRANSPORT COMPLEX / TRANSPORT CLUSTER / TRANSPORT DISPATCHING LOGISTICS CENTRE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булатова Надежда Николаевна, Селезнев Н. С.

Рассматриваются вопросы формирования регионального промышленно-транспортного комплекса на основе использования теории кластеров и интегрированной логистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC ASPECTS OF REGIONAL DEVELOPMENT

The authors study issues of the regional industrial and transport complex formation basing on the theory of clusters and integral logistics.

Текст научной работы на тему «Стратегические аспекты регионального развития»

(N

%

О

(N

УДК 338.45:629.3(571.54) ББК 65.37(2Р-6Бу)

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Рассматриваются вопросы формирования регионального промышленно-транспортного комплекса на основе использования теории кластеров и интегрированной логистики.

Ключевые слова: промышленно-транспортный комплекс, транспортный кластер, транспортно-распределительный логистический центр.

N.N. Bulatova N.S. Seleznyov

STRATEGIC ASPECTS OF REGIONAL DEVELOPMENT

SSI

2sê Es =

&HSI

H£ï

нД

НА

ОЙ"

^ 1

s

^ Л £

h Е

« я I

8sî

"Jo

ЕнО а

£м§|

МО I

аи-i

нее

К

н

н

о

н

PQ

СО

Н

The authors study issues of the regional industrial and transport complex formation basing on the theory of clusters and integral logistics.

Keywords: industrial and transport complex, transport cluster, transport dispatching logistics centre.

Результатом трансформации экономической и социальной структуры общества явилось то, что значительная часть проблем, стоящих на федеральном уровне, перешла на уровень регионов. Развитие экономики любого региона и обеспечение его конкурентными преимуществами в современных условиях во многом связано с вопросами развития и размещения территориально-производственных комплексов (ТПК).

Данные комплексы представляют собой совокупность сосредоточенных в пределах соответствующей территории и функционально связанных между собой объектов производства, характеризующихся общностью инфраструктуры. Образование подобных территориальнопроизводственных комплексов создает наиболее благоприятные условия для эффективного управления производством, обеспечения необходимых темпов рационального его развития, повышения эффективности общественного производства.

Объективными условиями для формирования территориально-производственных комплексов в современных условиях является наличие в регионе группы взаимосвязанных в производственном отношении и территориально сосредоточенных промышленных предприятий. Высокая пространственная насыщенность промышленности на ограниченной территории способствует тому, что структурные элементы комплексов в этом случае более тесно связаны между собой по линии не только профилирующих производств, но и объектов производственной инфраструктуры, где особое место занимает транспорт.

При этом функционирование транспортного комплекса региона не должно носить второстепенный характер, а должно являться полноценной составляющей функционирования ТПК региона. Поскольку именно логистическое обеспечение деятельности предприятий ТПК, формирующее систему товарно-материальных, информационных и иных потоков, позволит объединить элементы экономики региона с предприятиями

© Н.Н. Булатова, Н.С. Селезнев, 2011

%

М комплекса, тем самым обеспечив эффективность функционирования и

управления данным комплексом.

В связи с этим появляется необходимость формирования территориально-производственного образования, основанного на сотрудничес-^ тве и взаимодействии предприятий промышленного и транспортного

5^ комплексов. Интеграция промышленности и транспорта, по мнению

аналитиков, обеспечивает снижение себестоимости доставки грузов, что приводит к технологическому совершенствованию товарообмена, структурной перестройке всех элементов товарораспределительных и транспортных сетей, к развитию транспортных процессов на более качественном уровне.

Таким образом, территориально-производственный комплекс можно рассматривать как совокупность промышленных предприятий региона во взаимодействии с его транспортным комплексом и получившим название промышленно-транспортного комплекса (ПТК) региона. При этом основой для решения практических проблем организационного оформления территориально-производственной интеграции составляет теория кластеров.

Применение кластерного подхода в отношении ПТК обусловлено тем, что регионам необходимо наиболее эффективно использовать те ограниченные ресурсы, которые есть в их распоряжении. В этих условиях данная теория подразумевает создание вокруг ограниченного ресурса наиболее оптимальной структуры его производства и распределения.

В соответствии с данным подходом производственная структура конкретного региона развивается по направлению, позволяющему использовать продукт одной отрасли для нужд нескольких других. Таким образом, между всеми отраслями, представленными в данной местности, создаются устойчивые связи, позволяющие поддерживать эти отрасли и способствующие стабилизации экономики региона.

При этом реализацию кластерного подхода к организационному ; оформлению ПТК нами предлагается рассматривать по двум направле-

ниям:

ой § - формирование кластеров, основанных на различных типах ограни-

^ ^ | ченных ресурсов (возможностей);

^ | - формирование кластеров в транспортной сфере, как части инфра-

1 структуры, обеспечивающей эффективное функционирование промыш-

в ^ | ленности в области обеспечения материально-технического снабжения и

| каналов распределения продукции.

| Сущность ПТК, сформированного на основе кластерного подхода за-

йо I ключается в том, что предприятия, входящие в кластер региона, приоб-

к®Э ретают конкурентные преимущества в ходе взаимодействия внутри клас-

тера и, соответственно, наилучшим образом удовлетворяют потребности предприятий остальных кластеров региона. В связи с этим нами была 23 определена типология кластеров для целей развития ПТК, поскольку от

их разновидности во многом зависит набор конкурентных преимуществ, которые может развивать регион (табл.).

В основу формирования конкретного типа кластера предлагается использовать следующие признаки: степень открытости кластера, полнота использования первичного ресурса, надежность каналов перераспределения ресурсов, наличие государственной поддержки, в соответствии с

Н этими признаками нами были выделены трансграничные и индукцион-

ные кластеры.

О

н

Типология кластеров

«К1

2нё Д 5 =

§«!■

НА

ОЙ"

^ 1

5к I

«Л* ё§! ь Е

«¡г I

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

Признак классификации Типы кластеров Примечания

Открытость Открытые Открытые — кластеры, которые взаимодействуют с предприятиями других регионов

Трансграничный Трансграничные кластеры — группы предприятий, чья деятельность построена вокруг как обращения набора входящих и исходящих потоков других регионов, так и использования внутренних ресурсов региона

Индукционный Индукционный — кластер, функционирующий на ресурсах, находящихся внутри региона, но индуцирующий потоки вовне

Закрытые Закрытые — функционирующие только на территории региона

Использование первичного ресурса Полное использование 100% использования первичного ограниченного ресурса

Существенное Свыше 80%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Частичное Свыше 50%

Слабо Менее 50%

Надежность каналов Надежные Надежные — обеспечиваемые стратегически важными для государства в целом или региона в частности предприятиями кластера

Долгосрочные Долгосрочные — обеспеченные рыночными правилами, давно сложившиеся каналы, проверенные временем

Рисковые Рисковые — относительно новые каналы

Государственная поддержка Существенная Полный набор государственных программ по поддержке предприятий кластера (льготное налогообложение, дотации, государственное инвестирование и т.п.)

Слабая Частичное проявление государственной поддержки

Отсутствие поддержки Отсутствие

Данная типология позволяет определить те кластеры, которые могут лечь в основу формирования ПТК региона, а также дают возможность характеризовать особенности управления данным комплексом, выбрать наиболее эффективные рычаги управления их развитием, которые может использовать руководство региона для целей обеспечения его экономической стабилизации.

Рассмотрев возможность применения кластерного подхода к формированию ТПК региона, промышленно-транспортный комплекс трактуется как система взаимосвязанных и взаимодействующих промышленных предприятий кластера с обеспечивающими их подразделениями, транспортного кластера региона, с их самостоятельной инфраструктурой, представляющей собой региональную систему транспортно-распределительных логистических центров.

Основной особенностью данного подхода к формированию структуры ПТК и взаимодействию между его элементами, является то, что все логистические потребности промышленных предприятий комплекса обеспечивает транспортный кластер. Фактически логистическая составляющая деятельности промышленного комплекса региона переходит на

(N

%

О

(N

правах аутсорсинга к транспортному комплексу, который может наиболее полно обеспечить логистические потребности промышленной составляющей комплекса.

Эффективность функционирования ТПК во многом определяется наличием соответствующих механизмов управления, в качестве такого механизма управления ПТК в рамках взаимодействия промышленного и транспортного кластеров предлагается система транспортно-распределительных логистических центров (ТРЛЦ), являющихся совокупностью нескольких видов логистических звеньев. Функции ТРЛЦ заключаются в перераспределении товарно-материальных потоков как между предприятиями внутри каждого конкретного кластера, так и между кластерами и внешней средой и направлены на достижение максимального уровня качества сервиса для конечных потребителей. В основе формирования ТРЛЦ лежит интеграция производства, транспорта и потребления, целью при этом является поиск оптимальных решений в целом по всему процессу движения материальных, финансовых, информационных потоков в сфере обращения и производства.

Абсолютным эффектом от формирования и функционирования в регионе промышленно-транспортного комплекса будет являться суммарное увеличение валового регионального продукта, что позволит обеспечить формирование политики экономической стабилизации региона, направленной в конечном итоге на повышение экономического роста региона и повышение благосостояния населения.

SS1

Яз = Дн SI

«31

На

Ой"

^ 1

^ Л £

I

8s!

о

ЕнО а

£м§|

ЙО f

£й4

Sffle

К

н

н

о

н

PQ

со

н

Информация об авторах

Булатова Надежда Николаевна — доктор экономических наук, профессор, кафедра экономики, организации и управления производством, Восточно-Сибирский государственный технологический университет, г. Улан-Удэ, e-mail: bulatova_nad@mail.ru.

Селезнев Н.С. — аспирант, кафедра экономики, организации и управления производством, Восточно-Сибирский государственный технологический университет, г. Улан-Удэ.

Authors

Bulatova Nadezhda Nikolayevna — Doctor of Economics, Professor, Chair of Economics, Organization and Production Management, East-Siberian State University of Technology, Ulan-Ude, e-mail: bulatova_nad@mail.ru.

Seleznyov N.S. — post-graduate student, Chair of Economics, Organization and Production Management, East-Siberian State University of Technology, Ulan-Ude.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.