Научная статья на тему 'Теоретические и прикладные аспекты использования психолого-педагогических технологий краудсорсинга в подготовке курсантов военного вуза'

Теоретические и прикладные аспекты использования психолого-педагогических технологий краудсорсинга в подготовке курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАУДСОРСИНГ / КУРСАНТЫ ВОЕННОГО ВУЗА / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / CROWDSOURCING / HIGHER MILITARY SCHOOL CADETS / ACTIVE LEARNING METHODS / INTERACTIVE LEARNING METHODS / PSYCHO-PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайдамашко Игорь Вячеславович, Гожиков Василий Яковлевич, Караяни Александр Григорьевич

Российское военное образование в настоящее время активно развивается. Важнейшим условием такого развития являются поиск, привлечение и создание образовательных технологий, позволяющих достигать требуемого уровня подготовки военных специалистов. К их числу могут быть отнесены краудсорсинговые технологии, которые предполагают вовлечение обучаемых в процесс совместного педагогического творчества и превращения их в «коллективного преподавателя». «Коллективный преподаватель» способен подходить к учебной задаче с различных сторон, использовать многообразный жизненный опыт, понимать потребности обучаемых, говорить на языке, понятном аудитории. Проведенное исследование показало, что обучающиеся предпочитают такие формы учебных занятий, которые позволяют им проявлять активность, добывать и открывать знания, а не получать их в готовом виде. При этом активность становится средством саморазвития курсантов, позволяет перейти от «обучения деятельности» к «обучению деятельностью». Изучение показало, что краудсорсинговые образовательные технологии позволяют разделить ответственность за увлекательность, эмоциональную насыщенность и результативность учебного занятия между преподавателем и обучающимися. Включая участников образовательного процесса во взаимообучающее взаимодействие, краудсорсинговые технологии позволяют ускорить, облегчить, упростить процесс формирования у курсантов военного вуза знаний, навыков, умений и заданных военно-профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гайдамашко Игорь Вячеславович, Гожиков Василий Яковлевич, Караяни Александр Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and Applied Aspects of Using Psycho-Pedagogical Technologies of «Crowdsourcing» in Higher Military School Cadets’ Training

The Russian military education undergoes development. The major condition of such development is search, employment and creation of the educational technologies allowing to achieve the required level of training military specialists. Such technologies can include crowdsourcing technologies. Crowdsourcing technologies assume cadets’ involvement into the process of joint pedagogical creativity and their transformation into «a collective teacher». A «collective teacher» is distinguished by the capability to approach an educational problem from various perspectives, use diverse life experience, understand the trainees’ requirements and speak the language comprehensible to learners. The conducted research proves that learners prefer such forms of the lessons where they can be more active, «extract» and «discover» knowledge rather than get it ready-made. The cadets’ active role becomes the means of their self-development and ensures the transition from «learning activity» to «learning through activity». The study shows that crowdsourcing learning technologies allow dividing responsibility for the interest, emotional fulfillment and productivity of the lesson between the teacher and learners. By engaging participants of the learning process into a mutual learning interaction crowdsourcing technologies can increase and simplify the formation of military cadets’ knowledge, skills and abilities as well as the tackled professional military competences.

Текст научной работы на тему «Теоретические и прикладные аспекты использования психолого-педагогических технологий краудсорсинга в подготовке курсантов военного вуза»

морально-психологическая, профессиональная подготовка и надежность

УДК 159 © И. В. Гайдамашко, В. Я. Гожиков, А. Г. Караяни, 2017

Теоретические и прикладные аспекты использования психолого-педагогических технологий краудсорсинга в подготовке курсантов военного вуза

Игорь Вячеславович Гайдамашко,

член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, главный ученый секретарь Президиума РАО Москва, Россия. e-mail: gaydamashko_rao@mail.ru

Василий Яковлевич Гожиков,

доктор педагогических наук, доцент, доцент Военного университета Министерства обороны Российской Федерации Москва, Россия. e-mail: gojickow.v@yandex.ru

Александр Григорьевич Караяни,

член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Военного университета Министерства обороны Российской Федерации Москва, Россия. e-mail: karayani@mail.ru

Российское военное образование в настоящее время активно развивается. Важнейшим условием такого развития являются поиск, привлечение и создание образовательных технологий, позволяющих достигать требуемого уровня подготовки военных специалистов. К их числу могут быть отнесены краудсорсинговые технологии, которые предполагают вовлечение обучаемых в процесс совместного педагогического творчества и превращения их в «коллективного преподавателя». «Коллективный преподаватель» способен подходить к учебной задаче с различных сторон, использовать многообразный жизненный опыт, понимать потребности обучаемых, говорить на языке, понятном аудитории. Проведенное исследование показало, что обучающиеся предпочитают такие формы учебных занятий, которые позволяют им проявлять активность, добывать и открывать знания, а не получать их в готовом виде. При этом активность становится средством саморазвития курсантов, позволяет перейти от «обучения деятельности» к «обучению деятельностью». Изучение показало, что краудсорсинговые образовательные технологии позволяют разделить ответственность за увлекательность, эмоциональную насыщенность и результативность учебного занятия между преподавателем и обучающимися. Включая участников образовательного процесса во взаимообучающее взаимодействие, краудсорсинговые технологии позволяют ускорить, облегчить, упростить процесс формирования у курсантов военного вуза знаний, навыков, умений и заданных военно-профессиональных компетенций.

Ключевые слова: краудсорсинг, курсанты военного вуза, активные методы обучения, интерактивные методы обучения, психолого-педагогические технологии.

Для цитирования: Гайдамашко И. В., Гожиков В. Я., Караяни А. Г. Теоретические и прикладные аспекты использования психолого-педагогических технологий краудсорсинга в подготовке курсантов военного вуза // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 3(70). С. 5-10.

Российское образование, в том числе и психологическое, активно и заинтересованно ищет источники и пути повышения эффективности образовательной деятельности [1; 2; 3; 4; 5]. Психолого-педагогические максимы ее развития содержат определенные императивы (от школы памяти к школе мышления; от «наполнения сосуда к воспламенению факела»; от передачи знаний к управлению самообразованием; от обучения деятель-

ности к обучению деятельностью; от феноменального к опережающему образованию; от периодичности к непрерывности в образовании; от интерактивных к интра-активным технологиям и др . ).

Подчеркнем, что в центре внимания всех заинтересованных субъектов высшей школы находится не только поиск путей действительного превращения обучающихся в соруководителей каждого занятия, но и максималь-

ное использование их творческого потенциала, энергии и мотивации .

В русле такого понимания источников эффективности образования нами был проведен опрос военных психологов-слушателей факультета переподготовки и повышения квалификации (п=24). Вопрос касался только одной темы: какие формы получения знаний для них являются предпочтительными? Обращение к данной выборке обусловлено тем, что указанная категория обучаемых имеет опыт университетского образования, повышения квалификации и прохождения различных семинаров, мастер-классов, курсов Опрашиваемым был задан вопрос: какие методы получения знаний, на Ваш взгляд, являются наиболее эффективными? Предложены следующие варианты ответов (рис. 1):

1) передача знаний от преподавателя обучаемым в процессе лекций и практических занятий;

2) получение знаний в процессе самостоятельной работы с литературой;

3) получение знаний в процессе взаимодействия с коллегами;

4) самостоятельное добывание знаний в процессе проводящихся на занятиях обучающих игр, моделирующих задачи профессиональной деятельности

Опрашиваемые ранжировали перечисленные варианты по убыванию их приоритетности от 1 (как наиболее эффективный) до 4 (как наименее эффективный) Оценка полученных результатов производилась по следующей шкале: первое место в рейтинге оценивалось в 4 балла, второе — 3, третье — 2, четвертое — 1 балл (рис.).

Как видно из рис. , обучающиеся отдают предпочтение таким формам получения знаний, в которых сочетаются традиционные формы занятий и взаимо-обучающее общение, где они являются не пассивными потребителями знаний, а активно добывающими, отбирающими, усваивающими их, т е те, которые интегрируют интер- и интраактивные технологии

В этом отношении определенный потенциал эффективности психологического образования содержится, по нашему мнению, в набирающем популярность краудсорсинговом подходе к организации различных видов деятельности

Краудсорсинг (англ. crowdsourcing) может быть определен как способ организации деятельности, при котором организаторы делегируют свои функции ее добровольным участникам в целях привлечения максимально широкого круга лиц для использования их творческих способностей, знаний и опыта в интересах достижения целей деятельности

Использование психолого-педагогических технологий краудсорсинга (далее — ППТК) в процессе профессиональной подготовки курсантов (будущих военных психологов) позволяет достичь ряд положительных эффектов Так, вместо одного организатора и ведущего занятий (преподавателя) появляется несколько соорганизаторов, которые отличаются мироощущением, видением обсуждаемой проблемы, многообразием жизненного опыта. Среди обучающихся есть люди талантливые, творческие, способные придать любому занятию уникальную энергетику Иначе говоря, в данном случае появляется «коллективный преподаватель» . Он способен говорить на языке молодежи без переводчиков, обращаться именно к тем проблемам, рассматриваемым на занятиях, которые интересны обучающимся. Другими словами, вовлеченные в организацию занятий обучающиеся способны переводить высокий стиль учебного занятия на язык, понятный и приятный им

В контексте такого подхода в первую очередь речь идет о развитии личности обучающегося, а затем — о приобретении им конкретных знаний . Это согласуется с методологическим положением Д . Н . Узнадзе, раскрывающим сущность активного социально-психологического обучения: «Активность, возникающая в процессе учения, имеет не только значение средства, но и свою независимую ценность; основное место в учении занимает не продукт, представляемый... в качестве конкретного навыка или знания конкретного содержания, а развитие в определенном направлении сил учащегося Основное в учении — не конкретный навык или знание, а развитие сил, участвующих в процессе учения.» [6, с. 359]. Идеей развития личности в качестве приоритетной задачи государственной политики пронизано Послание Президента России Федеральному Собранию 2016 г. 1 Эта идея является одной из центральных Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 2 .

Отметим, что знание (информация), попадающее посредством интериоризации в поле действия потребностей и жизненных устремлений будущего офицера, представляет собой определенного уровня ценность для становления и развития его личности, а привнесение в процесс занятий духа соревновательности между группами соорганизаторов занятия позволяет создать на занятиях благоприятный эмоциональный фон и усилить интерес к изучаемым проблемам [7].

Анализ научной литературы показывает, что реализация ППТК имеет многосторонние предпосылки: в психолого-педагогическом плане — положение о субъектно-

Рис. Оценка обучающимися эффективности предложенных форм получения знаний

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. URL: http://kremlin. ru/events/president/news/53379 (дата обращения: 01.06.2017).

2 Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 . URL: http://www. consultant ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.06.2017).

субъектном отношении учителя и ученика, об активности обучаемого, о развитии личности курсанта (слушателя) в высшей военной школе; в общепсихологическом — теория деятельности А. Н. Леонтьева, личностно-деятельностного опосредствования, теория развития высших психических функций, теория учебной деятельности

Императивность ППТК детерминируется тем обстоятельством, что в современных условиях (при переходе от информационно-объяснительного обучения к деятельному, развивающему) подготовка офицеров не может быть сведена ни к чистому обучению, ни к чистому воспитанию, ни к сумме того и другого, а предполагает совершенно особый интегративный механизм всех компонентов образовательного процесса. Важными становятся не только усвоенные в военном вузе знания, но и способы усвоения, мышления и учебной деятельности, развитие познавательных сил и творческого потенциала. Этого можно добиться только при условии инновационных подходов в обучении, раскрепощения и разрушения искусственных барьеров между преподавателями и обучающимися [8].

Следовательно, ППТК способствуют развитию не только чувства компетентности и аффилиации (принадлежности к курсантской группе, военному университету, Вооруженным Силам России) как компонентов собственного достоинства, но в значительной мере чувства уверенности в себе как предпосылки самоактуализации

Такое поведение курсантов в значительной степени зависит от относительно четких имплицитных правил, определяемых базовыми координатами психолого-педагогической культуры преподавателя Речь идет и о его синтонической модели общения с будущими офицерами, об умении ощущать и поддерживать обратную связь в общении, о способности не только к педагогической импровизации, но и к применению всего разнообразия средств воздействия, в числе которых убеждение, внушение, заражение, одобрение, совет, юмор, доверие, пожелание и пр

Отметим, что ППТК выступают механизмом формирования мышления (а не эксплуатации памяти), строятся на единстве эмпирического и теоретического познания, что предполагает переход от типичной для традиционного обучения схемы «услышал — запомнил — пересказал» к схеме «познал путем поиска вместе с преподавателями и товарищами по курсантской группе — осмыслил — запомнил — способен оформить свою мысль словами — сумею применить полученные знания в войсковой практике» Поэтому ППТК создают актуальные ситуации интернализации новых форм, правил, способов и средств военно-профессионально-коммуникативной деятельности, т е развитие не только профессиональной компетентности, но и личности офицера в целом

Это означает, что проблема ППТК с позиций курсанта в дополнение к ППТК с позиций педагога ставит перед образовательным процессом в военном вузе ряд проблем: изменение распространенной позиции преподавателя-информатора, источника знаний, контролера на позиции фасилитатора (модератора, тьютора); снятие барьеров, затрудняющих педагогическое общение, и т. д .

Подчеркнем, что ППТК являются источником формирования и развития рефлексивной культуры курсанта, в основе которой стоят технологии производства собственных мыслей — мыслетехника и мыследеятельность (развивающие мыслетехнические и коммукативные способности). Рефлексивная культура будущего офицера является систематизирующим компонентом его военно-профессиональной деятельности, основным путем самоорганизующегося развития и противодействия депрофессионализации в условиях нарастания инноваций

В связи с этим ППТК, предполагая организацию самого процесса обучения как организацию (и управление) учебной деятельностью курсантов, означают переориентацию этого процесса на постановку и решение курсантами конкретных учебных задач (познавательных, исследовательских, преобразующих, проективных и т. д. ). Естественно, педагогу предстоит определить номенклатуру учебных задач и действий, их иерархию, форму предъявления и организовать выполнение этих действий

Для педагога, реализующего ППТК, основным и первостепенным вопросом является формирование не только коммуникативной и учебно-познавательной потребности курсантов в общении с ним, но и их собственной учебной потребности в выработке обобщенных способов и приемов учебной деятельности, в овладении компетенциями в соответствии с требованиями ФГОС ВПО .

Основные функции ППТК (при оптимальном психолого-педагогическом общении):

— конструктивно-организационная — (психолого-педагогическое взаимодействие при проектировании и обсуждении содержания занятий в формате краудсор-синга: что должны узнать, понять курсанты на занятии, чему научиться, какие ноу-хау будут применены для достижения целей занятия, какова общая и персональная ответственность за успех; экспресс-диагностика готовности курсантов к диалогическому общению и др ;

— коммуникативно-стимулирующая — сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной форм учебно-познавательной деятельности, взаимопомощь, сотрудничество и др ;

— информационно-обучающая — раскрытие с опорой на наглядно-чувственную сферу содержания темы занятий, ее места в учебной дисциплине, в общей подготовке будущего офицера к служебной деятельности в войсках;

— эмоционально-корригирующая — реализация в процессе обучения принципов «открытых перспектив», «победного» обучения, доверительного общения и др . ;

— контрольно-оценочная — организация взаимоконтроля, совместное подведение итогов, самоконтроль и самооценка

Ярким примером реализации такой технологии может служить методическая схема проведения семинарского занятия по теме «Психологические особенности характера» старшим преподавателем кафедры психологии Военного университета Л. П . Казаковой . Семинар проводится в форме интерактивной дидактической игры — интеллектуального состязания «Битва характеров».

При реализации ППТК в ходе групповых и индивидуальных консультаций курсантам, помимо обычного задания, выдается план проведения конкурса, содержащий общие требования по техническому обеспечению занятия, по разделению группы на три команды, выбору капитанов, названий и девизов команд . Делегирование курсантам таких полномочий позволяет достичь того, что они относятся к подготовке к семинару как к проекту, при выполнении которого группа самостоятельно распределяет функции и решает поставленные задачи. Разделение обучаемых на команды способствует использованию групповых форм работы на занятии Для проведения соревнования создается игровое пространство из трех «круглых столов» .

В работе на таком занятии используются следующие средства обучения: учебники, конспекты лекций, дополнительные учебные материалы (статьи из научных периодических изданий, материалы Интернета, мультимедийное оборудование для демонстрации презентаций и видеоматериалов). Задания оформляются в виде билетов, которые команды выбирают по жребию

Состязание включает несколько раундов: «Знакомство», «Разминка», «Домашнее задание», «Конкурс капитанов», «Творческий конкурс», подведение итогов и награждение победителей

В процессе курсанты становятся активными соруко-водителями занятия. Они в живой игровой форме добывают знания, презентуют, оценивают и корректируют их. В результате они повторяют, проясняют и закрепляют ряд важных учебных вопросов темы: различные концепции характера; связи между характером и другими психологическими свойствами, состояниями, процессами; соотношение темперамента и характера; связь характера и отношений; метафоры, проясняющие соотношение личности и характера, использующиеся в психологии; взаимосвязь характера человека и его телесных характеристик

На одном из этапов занятия оно приобретает форму семинара-исследования, курсанты становятся исследователями, которые пытаются дать ответы на вопросы дискуссии На другом этапе занятие ведется в форме психологического практикума, когда курсанты составляют (по предложенной схеме) характерологические портреты героев видеофильмов (по предложенным видеофрагментам).

Для повышения творческой активности обучающихся предусматривается эвристическая система оценок и наград По итогам раундов команды награждаются медалями «Железный характер» (за набранный 1 балл), «Стальной характер» (за 2 балла), «Золотой характер» (за 3 балла) . Кроме того, обучающиеся награждались знаком «Талант» за творческое отношение к учебной задаче, выход за рамки формальных требований, развитие идеи, вклад в общий фонд знаний группы, взаимопомощь Подобное распределение наград должно было подчеркнуть, что для продвижения в обучении требуются различные учебно-важные качества (черты характера, интеллект, креативность), а также то, что при достижении цели можно успешно пользоваться различными стратегиями .

Соревновательный характер занятия, система наград и оценок позволяют включать каждого обучающе-

гося в активную работу, максимально раскрывать и задействовать его знания и опыт, побуждать его выходить за рамки требований преподавателя

Другим примером использования ППТК является практическое занятие по методу «Шесть шляп мышления» [9]. Метод позволяет всем участникам занятия активно влиять на ход решения учебных задач, входя в один из шести режимов мышления, который символически «включается» при надевании шляпы одного из шести цветов При этом роль преподавателя состоит в том, чтобы познакомить обучающихся с обсуждаемым методом, а затем выдвигать перед ними конкретные задачи, стоящие перед учебным занятием

Успешная реализация технологий краудсорсинга возможна при соблюдении ряда психолого-педагогических условий, в числе которых:

— предварительная экспресс-диагностика готовности курсантов к диалогическому общению, их базовых знаний по учебной дисциплине, коммуникативного опыта, установки на восприятие различных точек зрения по содержанию изучаемой темы и др ;

— поиск опорных мотивов, т. е . тех волнующих вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала для каждого курсанта;

— переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение ситуаций полилога на занятии;

— продумывание различных вариантов развития сюжетных линий краудсорсинга, проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей;

— гипотетическое выявление зон импровизации, т. е . таких ситуаций реализации ППТК, которые трудно

Таблица 1. Результаты экспертной оценки основных характеристик обучаемости и активности курсантов, положительно отражающихся на реализации ППТК

Основные характеристики обучаемости Доля числа

и активности курсантов, положительно респондентов,

отражающиеся на реализации ППТК %

Сильная и устойчивая мотивация, желание

стать личностью, воспитанной на лучших

офицерских традициях, обладающей под- 31

готовленностью и качествами, уважаемыми

в армейском коллективе

Стремление учиться с полной самоотдачей,

трудолюбиво и упорно; быть достойным

членом курсантского коллектива, бескорыст- 27

но помогать товарищам, испытывающим

трудности; уважать преподавателей

Чувство порядочности, воинского долга

и ответственности за результаты своей 25

военно-профессиональной подготовки

Умение строить курсантскую жизнь, отдавая

приоритет учению, извлекая из каждого 12

занятия все, что способствует успеху

в служебной деятельности

Другие 5

заранее предусмотреть и которые возникают, как правило, только в режиме он-лайн, и т. п .

В ходе исследования мы выяснили мнения экспертов (п = 19) об основных характеристиках обучаемости и активности курсантов, положительно отражающихся на реализации ППТК и других интерактивных технологиях обучения курсантов (табл . 1).

Не менее интересны данные о доминантных негативных условиях, препятствующих процессу активности обучающихся (табл . 2).

Таблица 2 . Результаты экспертной оценки доминантных негативных условий, препятствующих реализации ППТК в военном вузе

Перечисленные параметры позволяют констатировать, что, с одной стороны, ППТК дидактически построены как в логике теоретического мышления (ведущая роль теоретических содержательных обобщений, дедукция, содержательная рефлексия и т. д.), осуществляются как целенаправленная учебная деятельность, в которой курсант сознательно ставит личностные цели и задачи самоизменения и творчески их достигает. С другой стороны, ППТК имеют выраженный прикладной характер

При реализации ППТК следует учитывать, что каждый курсант обладает индивидуальными, личностными и деятельностными особенностями (индивидуально-типологическими предпосылками); особенностями интеллектуальной деятельности и когнитивного стиля, уровня притязаний и самооценки; особенностями работоспособности, выполнения деятельности (планируе-мость, организация, точность и т д )

Опыт проведения занятий в краудсорсинговой парадигме показывает, что она может быть использована как эффективный интерактивный метод организации групповых (практических и семинарских) занятий с будущими психологами. В ходе ее реализации можно сочетать различные методы и приемы учебной работы, активизирующие обучаемых, способствующие углублению знаний, формированию способностей и личностных качеств обучаемых. Преподаватель имеет возможность добиться вовлечения всех обучающихся в работу, выделить интеллектуальных лидеров, способных организаторов . Игровые формы рабо-

ты, составляющие значительную часть крауцсорсинговых технологий, способствуют проявлению здоровой конкуренции и сплочению группы.

Грамотное использование ППТК позволяет быстрее достичь поставленных целей, среди которых: углубление знаний о психологических явлениях; развитие у обучающихся познавательного интереса, мотивации учебной цеятельности, рефлексии собственной инцивицуально-сти; развитие способности восприятия и понимания человека, его творческих способностей, интеллекта; формирование товарищеских отношений в группе, лидерских качеств [10, с. 127].

Наше исследование показало, что качество реализации ППТК динамично, при этом всегда направлено на постоянное совершенствование, что позволяет курсантам погрузиться в офицерскую профессию, расширить кругозор, стремиться к новому, к саморефлексии военно-профессионального и индивидуального (образ Я; Я в настоящем; Я — будущий российский офицер) и др. [11].

В первую очередь речь идет о том, чтобы через собственную субъектную активность в образовательном процессе военного вуза будущий офицер обретал индивидуальность, развивал интеллект, познавал социальные и общечеловеческие ценности, вырабатывал способность к продуктивной деятельности в военно-профессиональной сфере [12; 13].

Психолого-педагогические технологии краудсорсин-га находятся в континууме интерактивных форм обучения — совокупности методов и средств обучения и/или траекторий их применения, в которых знания и опыт не транслируются от педагога к обучаемым, а добываются в ходе взаимообучающего взаимодействия участников образовательного процесса, что позволяет ускорить, облегчить, упростить процесс формирования у курсантов военного вуза знаний, навыков, умений и заданных военно-профессиональных компетенций

Список литературы

1 . Асмолов А. Г. Плоды и плевелы просвещения // Александр Асмолов — о ценности знания и идеальном ЕГЭ . URL: http://www. firo. ru/?page_id=3112 (дата обращения: 23.05.2017) .

2 . Зинченко Ю. П. Проблемы психологического образования и науки // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1(56). С 90-92.

3 . Караяни А. Г., Караяни Ю. М. Психологическое образование на рубеже веков // Мир образования — образование в мире. 2014. № 3 . С 55-66.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Давыдов Н. А., Караяни А. Г., Поляков С. П. Современная подготовка психологов: бакалавров, специалистов и магистров в вузах России : монография. М. , 2015. 208 с.

5 . Кринчик Е. П. Научно-методическая рефлексия актуального образовательного процесса в отдельном вузе — ответ на вопросы: «Тому ли мы учим?» и «Так ли мы учим?» URL: http://istina. msu. ru/conferences/presentations/5262551/ (дата обращения: 08.02.2017).

6 . Узнадзе Д. Н. Психологические исследования . М. , 1966.

441 с .

7 . Белоусов А. В., Караяни А. Г. Методика формирования у слушателей и курсантов профессиональных умений и навыков на практическом занятии // Инновации в образовании. 2006. № 2 . С 127-134.

Доминантные негативные условия, препятствующие реализации ППТК в военном вузе Доля числа респондентов, %

Вариативность способностей курсантов (низкие когнитивные и другие потенциалы) 39

Личностный диссонанс из-за «несовпадения» требований, предъявляемых к курсантам в военном вузе, и сформировавшихся взглядов, убеждений, нравственно-этических качеств обучающегося 30

Узкая профессионализация (консолидация сил только на профессиональном направлении) 19

Инъектирование в процесс обучения и воспитания курсантов негативных компонентов современного социума (рыночное сознание и т. п . ) 5

Другие 7

8 . Гайдамашко И. В., Жемерикина Ю. И., Пугачева Е. В. Качество гуманитарного образования в современной России // Перспективы развития науки и образования : сб . науч . тр . по мат-лам междунар . науч . -практ. конф.: в 8 ч . М. , 2015 . С. 98-100.

9 . Боно Э. Шесть шляп мышления / пер . с англ. Минск, 2006. 208 с .

10 . Караяни А. Г., Цветков В. Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. М. , 2014.248 с.

11. Алехин И. А., Караяни А. Г. Проектирование технологии подготовки кадров в системе военно-профессионального

образования // Мир образования — образование в мире. 2012 . № 2 . С. 146-152.

12 . Алехин И. А., Караяни А. Г., Гожиков В. Я. Инновационные ресурсы формирования компетенций курсантов военных вузов: психолого-дидактический контекст // Мир образования — образование в мире. 2015 . № 3 . С. 179-188.

13 . Караяни А. Г., Гожиков В. Я., Сыромятников И. В. Психолого-педагогические факторы качественной реализации в военных вузах инновационных форм обучения курсантов // Инновации в образовании. 2015 . № 8 . С. 94-107.

Theoretical and Applied Aspects of Using Psycho-Pedagogical Technologies of «Crowdsourcing» in Higher Military School Cadets' Training

Gaidamashko Igor V.,

corresponding member of the Russian Academy of Education, Doctor of Psychology, Professor, chief scientific secretary of the presidium of the Russian Academy of Education Moscow. Russia. e-mail: gaydamashko_rao@mail.ru

Gozhikov Vasiliy Ya.,

Doctor of Pedagogy, Associate-Professor, Associate-Professor, the Military University of the Russian Defence Ministry Moscow, Russia. e-mail: gojickow.v@yandex.ru

Karayani Aleksandr G.,

the corresponding member of the Russian Academy of Education, the Honored Worker of Science of the Russian Federation, Doctor of Psychology, Professor, head of the Department of Psychology,

the Military University of the Russian Defence Ministry Moscow, Russia. e-mail: karayani@mail.ru

The Russian military education undergoes development. The major condition of such development is search, employment and creation of the educational technologies allowing to achieve the required level of training military specialists. Such technologies can include crowdsourcing technologies. Crowdsourcing technologies assume cadets' involvement into the process of joint pedagogical creativity and their transformation into «a collective teacher». A «collective teacher» is distinguished by the capability to approach an educational problem from various perspectives, use diverse life experience, understand the trainees' requirements and speak the language comprehensible to learners. The conducted research proves that learners prefer such forms of the lessons where they can be more active, «extract» and «discover» knowledge rather than get it ready-made. The cadets' active role becomes the means of their self-development and ensures the transition from «learning activity» to «learning through activity». The study shows that crowdsourcing learning technologies allow dividing responsibility for the interest, emotional fulfillment and productivity of the lesson between the teacher and learners. By engaging participants of the learning process into a mutual learning interaction crowdsourcing technologies can increase and simplify the formation of military cadets' knowledge, skills and abilities as well as the tackled professional military competences.

Keywords: crowdsourcing, higher military school cadets, active learning methods, interactive learning methods, psycho-pedagogical technologies.

Citation: Gaidamashko I. V., Gozhikov V. Ya., Karayani A. G. Theoretical and Applied Aspects of Using Psycho-Pedagogical Technologies of «Crowdsourcing» in Higher Military School Cadets' Training. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 3(70). 2017. P 5-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.