Научная статья на тему 'Теоретические аспекты виктимологической профилактики'

Теоретические аспекты виктимологической профилактики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1466
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты виктимологической профилактики»

№ 3 / 2015

ISSN 2410-6070______

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 343.988

М.М. Васягина

К.ю.н., доцент кафедры правоохранительной деятельности и исполнительного производства Юридический факультет СВФ РПА Минюста России г. Саранск, Российская Федерация

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

Аннотация

В статье рассматривается виктимологическая профилактика как одно из направлений предупреждения преступности. Автором обобщаются и дополняются рекомендации по проведению виктимологической профилактики; анализируется система мер виктимологической профилактики преступлений на основе федеральной и региональной законодательной базы.

Ключевые слова

Виктимность; виктимное поведение; виктимологическая профилактика; предупреждение преступности.

Одним из направлений использования виктимологических знаний на практике является виктимологическая профилактика. Под виктимологическои профилактикой понимается специфическая деятельность социальных институтов, направленная на выявление и устранение (нейтрализацию, блокирование) факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и в этом качестве детерминирующих совершение преступлений; установление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности и воздействие на них в целях восстановления или активизации их защитных свойств; разработка либо совершенствование уже имеющихся специальных средств защиты граждан от преступлений и последующей виктимизации [1, с. 108]. По мнению Д.В. Ривмана, виктимологическая профилактика представляет собой целенаправленное специализированное воздействие на лиц с неправомерным или аморальным поведением, а также на факторы, обуславливающие виктимность, связанную с подобным поведением. В равной мере ее объектом являются факторы и лица, положительное поведение которых тем не менее виктимоопасно для них [4, с. 241]. Целью виктимологического направления предупреждения преступлений является максимальное привлечение внутренних резервов человека и направление их на себя, а также нейтрализация факторов, влияющих на повышенную виктимность данного лица или категории лиц [2, с. 93].

Традиционно различают следующие виды виктимологической профилактики (по аналогии с профилактикой преступлений вообще): 1) общая виктимологическая профилактика, включающая выявление причин преступлений и условий, способствующих их совершению, если они связаны с личностью и поведением потерпевших, устранение этих причин и условий; 2) индивидуальная виктимологическая профилактика, включающая выявление лиц, которые обладают повышенной виктимностью; организацию в отношении этих лиц мер воспитания, обучения, обеспечения личной безопасности; 3) видовая виктимологическая профилактика, направленная на работу с жертвами отдельных видов преступлений (изнасилований, краж и т.д.); 4) неотложная виктимологическая профилактика, включающая предотвращение конкретных замышляемых и подготавливаемых преступлений с использованием защитных ресурсов потенциальной жертвы, а также тактических возможностей, возникающих при организации профилактической работы с потерпевшим [4, с. 245].

Перейдем к анализу законодательной базы, на которой основывается виктимологическая профилактика, сгруппировав правовые нормы следующим образом: 1) касающиеся необходимости выявления обстоятельств, способствовавших совершению преступления, включая изучение роли потерпевшего в механизме преступного события, и принятия мер к их устранению; 2) направленные на обеспечение безопасности потерпевших и возмещение им вреда, причиненного преступлением; 3) регламентирующие иные направления виктимологической профилактики.

- 212 -

____________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

К первой группе можно отнести нормы, уполномочивающие компетентные органы при выявлении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, принимать процессуальное решение об устранении этих обстоятельств (например, ч. 4 ст. 29 УПК РФ такое право предоставляет суду), или обязывающие выявлять обстоятельства, способствующие преступлению (ч. 2 ст. 73 УПК РФ включает выяснение названных обстоятельств в предмет доказывания по уголовному делу). Эти нормы направлены на профилактику преступлений в целом и охватывают в качестве одного из направлений виктимологическую профилактику.

Примеры норм второй группы можно найти в нормативных актах разных уровней. Защите жертв преступлений посвящены некоторые международные документы: Европейская конвенция по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений от 1 февраля 1988 г., Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью от 29 ноября 1985 г., Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), принятые 14 декабря 1990 г., и др. Так, в п. 13 Рекомендаций ООН относительно международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития отмечается: «Что касается жертв преступлений и злоупотребления властью, то необходимо разработать руководство, содержащее перечень всеобъемлющих мер для проведения разъяснительной работы по предупреждению виктимизации, а также по защите, оказанию помощи и выплате компенсаций жертвам. Это руководство следует применять в соответствии с правовыми, социальными, культурными и экономическими условиями каждой страны и с учетом важной роли неправительственных организаций в этой области». Действительно, нельзя недооценивать значение т.н. «третьего сектора» (некоммерческих организаций) в реализации мер виктимологической профилактики. Сегодня в России действуют тысячи правозащитных общественных организаций, которые призваны содействовать повышению правовой грамотности населения, защите прав граждан.

Во многих регионах действуют кризисные центры для жертв преступлений (так, в республике Мордовия действуют такие правозащитные организации как: Мордовский республиканский правозащитный центр (МРПЦ), Мордовская республиканская общественная организация правозащитного и социального направлений «Взаимодействие», Мордовская региональная правозащитная общественная организация «Зона права», общественная правозащитная организация «Мордовский региональный комитет гражданского контроля» и другие). Помимо оказания широкого спектра юридических услуг, некоммерческие организации правозащитного направления проводят семинары, тренинги, выпускают памятки для населения о законных способах защиты своих прав. Следует поддержать Синенко С.А. в том, что «граждан, пострадавших от преступлений, необходимо объединять, создавать фонды помощи потерпевшим, а также иные общественные организации, адекватно противостоящие преступности» [5, с. 86].

Обеспечение безопасности потерпевших и возмещение им вреда, причиненного преступлением, способствует снижению виктимизации, и поэтому тоже может рассматриваться в качестве мер виктимологической профилактики. Конституция РФ содержит статьи, гарантирующие потерпевшим возмещение вреда от преступления (ст. 52, 53). УПК РФ достаточно подробно определяет правовой статус потерпевшего, наделяя его процессуальными правами, обеспечивая возможность участвовать в уголовном преследовании (ст. 22, 42 УПК РФ). Кроме того, ряд нововведений в процессуальном законодательстве связан с обеспечением безопасности потерпевшего. В ст. 11 УПК РФ определено, что при наличии информации об угрозах в адрес потерпевшего и его близких могут быть приняты меры безопасности.

Регламентация иных мер виктимологической профилактики, в том числе индивидуальной, содержится в некоторых ведомственных нормативных актах. Так, в п. 3 Наставления о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели (приложение к Приказу МВД России от 29 октября 2001 г. № 951) сказано, что сотрудники ОВД в пределах своей компетенции должны осуществлять профилактическую работу в отношении лиц, которые своим поведением способствуют совершению в отношении их правонарушений.

Относительно недавно пополнил правовую базу виктимологической профилактики еще один документ -Приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. № 1166 (зарегистрирован в Минюсте России 19 марта 2013 г. № 27763) «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» [3]. Этим Приказом утверждено Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции. Издание данного документа

- 213 -

№ 3 / 2015

ISSN 2410-6070

связано со стремлением повысить авторитет участкового инспектора среди населения в целом и среди молодых специалистов в частности. Участковый инспектор полиции должен стать для людей надежным помощником в трудных ситуациях, а не просто лицом, выполняющим различные мероприятия «для галочки». Названное Наставление наделяет участкового инспектора полиции большим объемом обязанностей. В плане виктимологической профилактики для нас интересны такие как:

- знать и использовать формы и методы предупреждения преступлений и иных правонарушений, порядок производства и оформления неотложных следственных действий (п. 36.2. Наставления);

- выявлять в пределах компетенции причины преступлений и условия, способствующие их совершению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в пропаганде правовых знаний (п. 37.7. Наставления);

- взаимодействовать с общественными объединениями и гражданами в сфере предупреждения правонарушений, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности (п. 37.9. Наставления);

- при проведении профилактического обхода участковый уполномоченный полиции обязан разъяснять гражданам о мерах предосторожности в целях предупреждения преступлений, направленных на обеспечение их личной и имущественной безопасности (в том числе: установке дверных замков, смотровых глазков, камер видеонаблюдения, видеодомофонов и других технических средств защиты; постановке квартир под охрану подразделений вневедомственной охраны полиции, иных охранных организаций; информировании дежурной части территориального органа МВД России или непосредственно участкового уполномоченного полиции о появлении на административном участке подозрительных лиц, брошенного, бесхозяйного автомототранспорта или иных предметов) (п. 45 Наставления).

Конечно, есть еще много обязанностей участкового полиции, связанных с предупреждением преступлений, в статье приведены лишь некоторые.

В некоторых регионах России в качестве эксперимента проводят факультативные уроки права для учащихся школ, где сотрудники МВД знакомят подростков с тем, как следует поступать в случае преступного посягательства, как его предотвратить. Думается, что такие мероприятия будут способствовать укреплению доверия к правоохранительным органам, а также снижению виктимности молодежи.

Сегодня в России поддерживаются идеи о необходимости проведения научно-практических разработок в области полицейской деонтологии - науки, изучающей всю совокупность социальных, профессиональноэтических и организационно-управленческих норм, принципов должного поведения сотрудников полиции при выполнении ими служебных обязанностей, соответствующих социальной роли и функции. Созданные на ее научной основе кодексы поведения полицейских широко используются в профориентации, подготовке кадров полиции, в работе с персоналом, в оценке деятельности и контроле. В России будущие сотрудники полиции также изучают основы профессиональной этики. Обеспечение деонтологического подхода к подготовке полицейских кадров, в том числе участковых инспекторов, позволит снизить то негативное отношение значительного количества наших сограждан к полиции, которое сформировалось из-за нарушений прав человека, злоупотреблений, допускаемых сотрудниками правоохранительных органов. Граждане будут оказывать содействие судопроизводству только тогда, когда государство обеспечит им безопасность и уважительное отношение со стороны должностных лиц полиции, прокуратуры. Институт участковых уполномоченных может стать «мостиком» доверия между населением и правоохранительными структурами, что повысит эффективность борьбы с преступностью. Большое внимание следует уделить профессиональной подготовке будущих участковых инспекторов полиции. Чтобы им доверяли так же, как семейным докторам, участковые должны всегда следовать нормам полицейской деонтологии. Участковым инспекторам, как, впрочем, и сотрудникам следственных органов, необходимо также знать психологические тонкости работы с потерпевшими, особенно от насильственных преступлений.

На региональном уровне тоже созданы правовые механизмы для осуществления мер виктимологической профилактики.

Так, в Постановлении Правительства Республики Мордовия от 27 декабря 2010 г. № 512 «О Республиканской комплексной программе по усилению борьбы с преступностью, противодействию терроризму, экстремизму и профилактике правонарушений на 2011 - 2015 годы», Постановлении Правительства РМ от 06.09.2013 № 385 «Об утверждении Государственной программы Республики Мордовия

- 214 -

____________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

«Юстиция и профилактика правонарушений на 2014 - 2018 годы», Постановлении Администрации г.о. Саранск от 24.06.2013 № 1591 «Об утверждении муниципальной комплексной программы по укреплению общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в городском округе Саранск на 2014 - 2017 годы» тоже содержится перечень мер по профилактике преступлений в целом. Многие из них можно отнести к мерам виктимологической профилактики.

Как видно из изложенного, существует достаточная правовая основа для осуществления мер виктимологической профилактики, однако нормы разбросаны по различным источникам, что затрудняет их применение. По нашему мнению, требуется упорядочить законодательство в сфере профилактики в целом и виктимологической профилактики в частности, в том числе принять законы о предупреждении преступлений, о правовой и социальной защите лиц, содействующих уголовному судопроизводству. Следует также разработать систему мер виктимологической профилактики и четко распределить обязанности по их реализации между компетентными органами и должностными лицами. Нормы по виктимологической профилактике должны носить императивный характер и быть обеспечены контролирующими, надзорными функциями прокуратуры, суда.

Список использованной литературы:

1. Алексеев А.И. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы / А.И. Алексеев, С.И. Герасимов, А.Я. Сухарев. - М., 2001. 496 с.

2. Войтенко С.Г. Криминологическое исследование виктимности потерпевших / С.Г. Войтенко. -Белгород, 2000. 153 с.

3. Приказ МВД РФ «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» от 31 декабря 2012 г. № 1166 // Российская газета. № 65. 2013.

4. Ривман Д.Ю. Криминальная виктимология / Д.Ю. Ривман. - СПб., 2002. 304 с.

5. Синенко С. А. Обеспечение прав и законных интересов потерпевшего в уголовном судопроизводстве : монография / С. А. Синенко. - Хабаровск, 2013. 144 с.

© М.М. Васягина, 2015

УДК 343.7

П.Н. Кобец

Главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института МВД России г. Москва Российская Федерация доктор юридических наук, профессор

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО СФЕРУ ЭКОНОМИКИ

Преступления в сфере экономической деятельности - это умышленные деяния, посягающие на общественные отношения в сфере экономики, отношения которые ориентированы на развитие рыночной экономики. Экономическая преступность - это сложная совокупность нескольких десятков составов преступлений, предусмотренных уголовным законом [1]. Прошедшие годы с момента введения УК РФ в действие позволили подойти к осмыслению содержащихся в нем уголовно-правовых норм основательно, с учетом анализа практики их применения. При этом общая положительная оценка качества уголовного законодательства, посвященного преступным деяниям в сфере экономической деятельности, осталась непоколебленной. Вместе с тем, что совершенно естественно с учетом новизны многих включенных ныне в главу 22 УК составов преступлений, стали отчетливо видны недостатки и просчеты законодательного уголовноправового регулирования экономических отношений [2].

- 215 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.