Научная статья на тему 'Теоретические аспекты формирования системы внутрифирменного планирования на предприятиях'

Теоретические аспекты формирования системы внутрифирменного планирования на предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1257
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМА ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / КОНТРОЛЬ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / СИСТЕМНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты формирования системы внутрифирменного планирования на предприятиях»

Теоретические аспекты формирования системы внутрифирменного планирования на предприятиях

Аннотация: В статье рассматривается содержание внутрифирменного планирования на предприятии, как часть научно обоснованной системы планирования производства, её практическое назначение, раскрывается механизм планирования в экономической организации с учетом отечественного и зарубежного опыта.

Ключевые слова: системный подход, система внутрифирменного планирования, контроль, стимулирование, системные характеристики

Imashov S. N. Theoretical aspects of formation of system of intra firm planning at the enterprises Abstract: The article considers the content of the intra-firm planning at the enterprise, as part of a scientifically grounded system of planning of manufacture, its practical purpose, the mechanism of planning in the economic organization in the light of domestic and foreign experience.

Key words: systemic approach, corporate planning system, control, stimulation, system specifications

Формирование рынка и рыночной инфраструктуры, новых механизмов установления связей, развитие предпринимательства и конкуренции потребовало переоценки теории планирования на всех уровнях хозяйствования: на уровне государства, региональном, местном, и, прежде всего, на уровне каждой хозяйственной единицы независимо от формы собственности.

Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько быстрым, что внутрифирменное планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей в хозяйственной деятельности. Оно создает основу для принятия решений. Знание того, что предприятие хочет достичь, помогает уточнить наиболее приоритетные пути действий. Внутрифирменное планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри предприятия. Без ясного видения перспективы, надежного целеполагания, предвидения всех условий и последствий принимаемых управленческих решений невозможно развитие предприятия. В свою очередь широкое применение современных форм и методов планирования позволяет использовать будущие благоприятные условия в деятельности предприятия, решить возникающие проблемы, а также способствует более рациональному распределению ресурсов, улучшает контроль и координацию действий в организации. Таким образом, внутрифирменное планирование выступает одним из важнейших условий выживания и развития предприятия. Планирование направлено на оптимальное использование возможностей предприятия, в том числе за счет наилучшего использования всех видов ресурсов в пространстве и во времени и предотвращения ошибочных действий. Целью планирования является повышение эффективности работы предприятия посредством:

❖ целевой ориентации и координации всех видов деятельности на предприятии;

❖ прогнозирования рисков и снижения их уровня;

❖ разукрупнения и тем самым упрощения процессов реализации стратегии управления;

❖ повышения гибкости, приспособляемости к изменениям под влиянием внешней среды.

Внутрифирменное планирование как целенаправленная хозяйственная деятельность позволяет рассматривать одновременно множество взаимосвязанных экономических, социальных, организационных, инвестиционных, управленческих и других проблем как единую целостную систему. Поэтому оно служит основой организации и управления производством, является нормативной базой для выработки и принятия рациональных организационных и управленческих решений. Анализ взаимосвязанных проблем как единого целого, по утверждению Р.Л. Акоффа, относится к планированию, а не к решению управленческих проблем. Это означает, что отечественным предприятиям могут прийти на помощь именно искусство и наука планирования в решении текущих и стратегических производственных проблем. Необходимо максимально использовать эти искусство и науку проектирования будущего, чтобы кажущееся сегодня невозможным сделать завтра на своей фирме легко достижимым. Для этого необходимо устранить или ослабить существующие на производстве ограни-

Имашов Салатгере Нигматулаевич

Соискатель ФГОУ ВПО ДГАУ

чения. Исключительно эффективным средством устранения или ослабления многих известных ограничений, как свидетельствует передовой зарубежный опыт управления производством, может явиться оптимальный внутрифирменный план.

Во внутрифирменном плане отдельные части или функции объединяются в единую комплексную систему социально-экономического развития. Такое планирование по существу является процессом синтеза, результатом которого всегда становится некоторая прогнозируемая система, характеризующая совокупность взаимосвязанных частей единого хозяйственного комплекса. Оптимальный внутрифирменный план в наиболее полной степени отражает свойства, функции и цели предприятия. Всякая целостная система всегда обладает свойствами, которые отсутствуют у её частей. Поэтому комплексный внутрифирменный план предприятия, представляющий собой научно обоснованную систему решений совокупности производственных, технических, экономических, социальных, финансовых функций и проблем, может быть осуществим даже если ни одна из его частей, рассматриваемых порознь, неосуществима. Неосуществимые на этапе планирования решения могут взаимодействовать таким образом, что дадут в будущем реально достижимую систему планируемых решений [1].

Таблица 1

Сравнительная характеристика видов планирования на уровне предприятия

Вид планирования Сущность понятия, его характеристика

Внутрипроизводственное планирование Внутрипроизводственное планирование заключается в том, чтобы предусмотреть действия, которые нужно предпринять в период от начала процесса производства до его завершения, и подготовиться к выполнению этих действий, а также, чтобы предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть по ходу дела, и иметь возможность справиться с ними [4]

Внутрихозяйственное планирование Современное внутрихозяйственное планирование заключается в определении будущего желаемого состояния всего предприятия, отдельных производственных систем, экономических показателей или иных конечных результатов и тех целесообразных решений, которые необходимо осуществить, чтобы вывести объект или фирму из существующего положения в новое предполагаемое или планируемое. Основным объектом внутрихозяйственного планирования служит взаимосвязанная система планово-экономических показателей, характеризующих процесс производства, распределения и потребления товаров и ресурсов[3]

Планирование на предприятии Это процесс систематической подготовки и принятия управленческих решений относительно будущей деятельности предприятия [8]. Объектом планирования на предприятии является его деятельность, под которой понимается выполнение им своих функций (хозяйственной, социальной, экологической) [3].

Общефирменное планирование Это сведение всех стратегических и оперативных планов в общие планы по предприятию. Оно включает планирование производственного результата, балансовое планирование и финансовое планирование [12].

Внутрифирменное планирование Сущность внутрифирменного планирования в свободных рыночных отношениях заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей, их развития и форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов [3].

Под внутрифирменным планированием понимается процесс непрерывной творческой деятельности, научно обоснованную систему свободного выбора основных видов продукции и услуг предприятия, важнейших экономических и социальных целей его перспективного развития, наилучших технических средств и организационных способов решения выдвинутых перспективных целей и задач. В научной и учебной литературе можно встретить целый ряд понятий-синонимов по отношению к внутрифирменному планированию: внутрихозяйственное планирование, внутрипроизводственное планирование, планирование на предприятии, общефирменное планирование и др. Проведем сравнительную характеристику видов планирования на уровне предприятия в трактовке различных авторов (табл. 1.) Все эти понятия по своей сути схожи или, во всяком случае, не противоречат друг другу. Внутрифирменное же планирование в этом ряду, на наш взгляд, выделяет один очень важный момент - его целеориентированность, то есть направленность на достижение сформулированных и обоснованных в процессе планирования целей. Таким образом, сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всего предприятия и каждого подразделения в отдельности на установленный период времени; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Внутрифирменное планирование рыночной деятельности предприятий предусматривает не только целостное рассмотрение ряда производственно-хозяйственных, организационно-управленческих, финансово-экономических и многих иных проблем, но и ориентацию на будущее принимаемых решений. Поэтому всякое решение любой существующей проблемы в ходе планирования может рассматриваться как средство для достижения более отдаленного результата. При планировании для определения высшей ценности ожидаемого близкого результата необходимо знать, какой исход или какая цель в конечном счете должны быть достигнуты на предприятии и в какой степени приближает к ним промежуточный планируемый результат. Возможность приближения к конечным результатам делает процесс планирования важным показателем как степени продвижения к поставленным целям, так и меры внешней ценности любого промежуточного результата. Правильная оценка при планировании степени продвижения к конечным результатам способствует обоснованному выбору не только важнейших экономических целей, но и необходимых средств для их осуществления в планируемом периоде.

Во всяком процессе планирования выбор основных целей и возможных средств или способов их выполнения тесно связаны и переплетены между собой. Сложность и комплексность внутрифирменного планирования позволяет говорить о нем как о системе. Как известно, система - это совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, имеющее новые свойства по отношению к ее элементам [7].

Практическое назначение системы внутрифирменного планирования состоит в том, что с ее помощью обеспечивается тесная связь всех направлений деятельности фирмы, начиная с маркетинга и заканчивая сбытом готовой продукции. Для каждого отдельного предприятия должна быть разработана такая научно обоснованная система планирования производства, которая наиболее полно учитывала бы экономико-организационные, технико-технологические, сбытовые и иные его особенности [10]. Из понятия «система» следует, что основой для ее формирования служит определение элементов.

А.И. Ильин [5] предлагает выделять следующие основные элементы системы планирования:

1. Плановый персонал, сформированный в организационную структуру.

2. Механизм планирования.

3. Процесс обоснования, принятия и реализации плановых решений (процесс планирования).

4. Средства, обеспечивающие процесс планирования (информационное, техническое, математико-программное, организационное и лингвистическое обеспечение).

Вся система организации планирования должна быть направлена на создание наиболее благоприятных условий для совершенствования процессов производства и управления предприятием [5]. Мы согласны с такой точкой зрения и для анализа содержания внутрифирменного планирования примем ее за основу.

Определив элементы системы внутрифирменного планирования, необходимо рассмотреть особенности и взаимосвязь этих элементов.

1. Плановый персонал. К этой категории относятся руководители и все специалисты, которые в той или иной мере выполняют функции планирования. Причем для одних из них плановые функции могут быть основным видом деятельности (например, для сотрудников планово-экономического отдела), а для других - сочетаться с другими видами деятельности (например, специалисты конструкторского отдела могут наряду с планированием конструкторской подготовки производства заниматься конструированием новых изделий). Данный элемент системы внутрифирменного планирования должен быть основан на принципе участия, то есть каждый член организации становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. Участие в процессе планирования должны принимать все те, кого он непосредственно затрагивает. Аппарат плановых работников на предприятии функционирует в форме соответствующей организационной структуры, которая устанавливает необходимое количество планового персонала и распределение его по подразделениям аппарата управления, определяет состав плановых органов, регламентирует линейные, функциональные и информационные связи между плановыми работниками и подразделениями, устанавливает права, обязанности и ответственность плановиков, определяет требования к их профессиональному уровню и т.п. [5].

2. Механизм планирования. Под механизмом планирования понимается совокупность средств и методов, с помощью которых принимаются плановые решения, и обеспечивается их реализация. Если организационная структура отражает внешнее строение системы планирования, ее форму, то механизм планирования раскрывает внутреннее строение системы планирования. В общем виде в механизм планирования, по мнению А.И. Ильина, входят:

❖аппарат выработки целей и задач функционирования предприятия; ❖функции планирования; ❖ методы планирования.

Перечисленные компоненты механизма планирования взаимообусловлены как элементы одной системы. Логика этой связи следующая: законы развития производства, включая экономические законы, законы техники и технологии, кибернетики, законы развития общества и т.п., порождают цели и задачи функционирования предприятия; цели и задачи определяют функции планирования, которые обуславливают соответствующие методы планирования. Рассмотрим эти компоненты,

1. Цели и задачи планирования. В общем виде постановку целей можно определить как процесс принятия плановых решений, который предшествует будущему действию. Цели деятельности всех структурных подразделений предприятия должны быть увязаны между собой. Только при таком подходе гарантируется, что всем сторонам деятельности предприятия будет уделено надлежащее внимание. Соединение целей и основных задач по их достижению представляет собой стратегию предприятия. Оптимальное соединение целей и задач отдельных подразделений с общими целями деятельности предприятия способно обеспечить руководство высшего звена. Причем задачи более высокого звена предприятия могут стать целями для нижележащего уровня [5].

2. Функции планирования. Под функциями планирования понимаются обособившиеся виды труда, порождаемые разделением труда внутри процесса планирования, то есть любая работа, любое действие, совершаемое в процессе формирования плана и направленное на изменение состояния предприятия [5]. Состав функций планирования, их приоритетность для каждой организации может быть индивидуальной. В процессе формирования системы внутрифирменного планирования субъекты планирования могут сами определять тот набор функций, которые они считают наиболее важными для своей организации.

3. Методы планирования. Под ними понимается способ осуществления планирования, то есть способ реализации плановой идеи. В зависимости от направления планирования выделяют основных три метода, с помощью которых осуществляется процесс планирования: прогрессивный, ретроградный и круговой. Прогрессивный метод планирования (способ «снизу вверх»). При этом способе планирование осуществляется от низших уровней иерархии предприятия к высшим. Здесь низшие структурные подразделения сами составляют детальные планы своей работы, которые впоследствии интегрируются на верхней ступени, образуя план предприятия. Ретроградный метод («сверху вниз»). В этом случае процесс планирования осуществляется исходя из плана предприятия путем детализации его показателей сверху вниз по иерархии. При этом структурные подразделения должны преобразовать поступающие к ним планы вышестоящих уровней в планы своих подразделений. Круговой метод (встречное планирование). Он представляет собой синтез рассмотренных выше методов. Кру-

36

говой метод предусматривает разработку плана в два этапа. На первом этапе (сверху вниз) производится текущее планирование по главным целям. На втором этапе (снизу вверх) составляется окончательный план по системе детализированных показателей. При этом в планы включаются наиболее удачные решения [5].

3. Процесс планирования. Процесс планирования - это не простая последовательность операций по составлению планов и не процедура, смысл которой в том, что одно событие обязательно должно произойти вслед за другим. Процесс требует большой гибкости и управленческого искусства. Участвующие в процессе планирования люди не просто выполняют предписанные им функции, а действуют творчески и способны к изменению характера действия, если этого требуют обстоятельства [2]. На наш взгляд, с точки зрения постановки грамотной и эффективной системы внутрифирменного планирования именно этот ее элемент наиболее важен и требует углубленного анализа. Для того, чтобы представить процесс планирования, необходимо определить, какие этапы он в себя включает.

В экономической литературе наблюдается достаточной большое количество подходов к определению этапов процесса планирования. Так, Бухалков М.И. [3] дает описание этапов процесса планирования на российских предприятиях [2], американских фирмах [1] и в европейском бизнесе [2].

Отличительные черты этапов процесса планирования, характерные для разных стран, представлены на рис. 1.

Рис. 1. Этапы процесса планирования, характерные для разных стран. А.И. Ильин [5] представляет процесс планирования как целесообразную деятельность людей, которая имеет свою технологию, представляющую последовательность работ, выполняемых при составлении плана. Он включает в процесс планирования 6 этапов:

37

1. Определение цели планирования. Цели планирования являются решающим фактором при выборе форм и методов планирования. Они обуславливают также критерии при принятии плановых решений и контроле за ходом их реализации.

2. Анализ проблемы. На этом этапе определяется исходная ситуация на момент составления плана и формируется конечная ситуация.

3. Поиск альтернатив. На этом этапе среди возможных путей разрешения проблемной ситуации отыскиваются подходящие действия.

4. Прогнозирование. На этом этапе формируется представление о развитии планируемой ситуации.

5. Оценка. На этом этапе проводятся оптимизирующие расчеты для выбора наилучшей альтернативы.

6. Принятие планового решения. Выбирается и оформляется единственное плановое решение.

С точки зрения Г.И. Шепеленко [11], процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений.

Процесс планирования он представляет в виде следующей схемы (рис. 2):

Рис. 2. Схема процесса планирования [11]

По мнению Алексеевой М.М. [2], процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом (рис. 3):

Рис. 3. Процесс планирования в экономической организации В целом процесс планирования представляет собою замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформулированию плана) связью. Процесс планирования, по ее мнению,

38

- это принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов [2].

Т. Коно [6] описывает процесс планирования на японских фирмах «Хитачи» и «Бриджстоун тай-ер энд раббер компании» следующим образом (см. рис. 4 и рис. 5.):

I I

Стадия 1

Сбор информации о внешней среде Анализ внутренней среды

Р

| ,_Стадия 2

I

Выявление стратегических проблем

Стадия 3_ I

I I I

Целеполагание и производственная политика фирмы

I ~

Доведение ситуационных планов до отделений

Стадия 4

Разработка планов отделений

Координация планов отделений

Выявление проблем

Уточнение планов отделений

Стадия 5

План фирмы

Рассмотрение и утверждение

I

Исполнение

Контроль

Рис. 4. Процесс планирования в фирме «Хитачи» [6].

Р.Л. Акофф выделяет 5 стадий планирования [1]:

1. Формулирование «проблемного массива»: определение системы опасностей и возможностей, перед лицом которых стоит организация.

2. Планирование целей: выявление целей, которых будет добиваться организация. На этой стадии проектируется желаемое будущее.

3. Планирование средств достижения целей; выбор или создание средств, с помощью которых будут достигаться поставленные цели. На этой стадии разрабатываются пути приближения к желаемому будущему.

4. Планирование ресурсов: определение объемов и структуры необходимых ресурсов, времени, когда они понадобятся, способов получения тех из них, которые сейчас недоступны.

5. Проектирование внедрения и контроля: кто их осуществляет, когда и где, как будут контролироваться внедрение и его последствия.

Среди представленных различными авторами этапов процесса планирования наблюдается единство мнений о сущности самого процесса планирования. Мы согласны с мнением авторов, кото-

39

рые считают данный процесс не простой последовательностью действий, а творческой деятельностью людей, которые должны обладать определенными навыками управленческого искусства.

Точки зрения авторов расходятся при определении самих этапов процесса внутрифирменного планирования. Однако, несмотря на такое разнообразие, можно проследить общие черты в последовательности формирования этапов процесса планирования.

Стадия 1

Стадия 2

Стадия 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прогнозирование внешней среды

Экономическое прогнозирование

Анализ конкуренции

Анализ исполнения

сц ^

о

з

о р

ргу

а 3 « ^ к §

£ ^

оое

аса

сц

о г лго

д

е и н а в о

ори ели

д о

Долгосрочные цели

Базовые стратегии

Долгосрочная политика

----------------------------------------

Контроль

Исполнение

Годовой план

Среднесрочный план

Стадия 4

Рис. 5. Процесс планирования в «Бриджстоун тайер энд раббер компании» [6].

Так, можно определить следующие основные этапы процесса внутрифирменного планирования, выделяемые авторами в том или ином виде: анализ внутренней и внешней среды, проблем и возможностей, постановка целей, их конкретизация, определение средств достижения целей, планирование ресурсов, реализация планов, контроль за их выполнением. Некоторые авторы укрупняют эти этапы, некоторые, наоборот, разбивают их, но в целом можно проследить присутствие всех этих этапов как основных составляющих процесса планирования. Анализируя рассмотренные выше этапы процесса планирования, встречающиеся в экономической литературе, мы считаем целесообразным рассматривать процесс внутрифирменного планирования в виде предложенной нами последовательности (рис. 6):

Па первом этапе процесса внутрифирменного планирования необходимо провести исследование факторов внешней и внутренней среды фирмы, осуществить анализ с целью определения ее реального положения, выявить имеющиеся проблемы, возможности и угрозы.

Затем необходимо определить цели деятельности фирмы, ориентиры и стратегические направления развития, которые являются решающим фактором при выборе форм и методов планирования.

На третьем этапе происходит детализация и конкретизация общефирменных стратегических планов как по этапам их реализации, так и по подразделениям компании. Осуществляется координация планов подразделений. На этом этапе составляются среднесрочные и краткосрочные планы, то есть происходит тактическое и оперативное планирование деятельности фирмы.

На четвертом этапе осуществляется планирование средств достижения целей (выбор или создание средств, с помощью которых будут достигаться поставленные цели); планирование ресурсов (определение объемов и структуры необходимых ресурсов, времени, когда они понадобятся, способов получения тех из них, которые сейчас недоступны).

Пятый этап включает в себя непосредственное выполнение разработанных планов и контроль за их выполнением.

На шестом этапе на базе сопоставления фактических результатов реализации планов с плановыми показателями осуществляется анализ выполнения планов, делаются выводы и планируются необходимые корректировки.

После завершения этого этапа вся процедура повторяется, то есть процесс внутрифирменного планирования, по нашему мнению, представляет собой непрерывный замкнутый цикл, в котором каждый пройденный этап создает необходимые предпосылки (информационные и прочие) для реализации следующего этапа.

Рис. 6. Этапы процесса внутрифирменного планирования.

4. Средства планирования. Средства, обеспечивающие процесс планирования, позволяют автоматизировать технологический процесс разработки плана предприятия: от сбора информации до принятия и реализации плановых решений. Сюда входит техническое, информационное, программное, организационное и лингвистическое обеспечение [5].

Субъекты планирования обязательно должны учитывать современные достижения науки и техники на всех этапах процесса внутрифирменного планирования для повышения эффективности системы планирования и, соответственно, всей деятельности предприятия.

Таким образом, содержание внутрифирменного планирования можно представить в виде следующей модели (рис. 7). Как нами было отмечено ранее, в центре системы внутрифирменного планирования находится процесс планирования, в ходе которого сначала на основе анализа фактических данных или сделанных прогнозов определяется желаемое состояние планируемого объекта или системы, выраженное в качественных или количественных показателях и характеристиках уровня его дальнейшего развития. На этой базе затем осуществляется проектирование или непосредственное планирование комплекса технических, организационных, экономических и других мероприятий, с помощью которых в дальнейшем будет обеспечиваться их выполнение на предприятии. Все эти действия осуществляются плановым персоналом на основе механизма планирования с использованием средств планирования.

Рис. 7. Содержание внутрифирменного планирования. Таким образом, во внутрифирменном плане отдельные элементы объединяются в единую комплексную систему экономического развития. Такое планирование по существу является процессом синтеза, результатом которого всегда становится некоторая прогнозируемая система, характеризующая совокупность взаимосвязанных частей единого хозяйственного комплекса.

Литература:

1. Акофф Р.Л. Планирование будущего корпорации: Пер. с англ. - М.: Сирин, 2002.-256 с.

2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и стати-

стика, 2000. - 248 с.

3. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование; Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.; ИНФРА-М, 2003. -400 с.

4. Гончаров В.В Руководство для высшего управленческого персонала в 2-х томах. Том 1. М.: МНИИПУ, 1998.

816 с.

5. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник / А.И. Ильин. -Мн.: Новое знание, 2003. - 4-е изд., сте-

реотип. - 635 с.

6. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. В.С. Виханского. - М.:

Прогресс, 1987. - 384 с.

7. Основы менеджмента / Под ред. Радугина А.А. - М.: Центр, 1998. -432 с.

8. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга; Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. Турчака А,А.,

Головача Л.Г., Лукашевича М.Л. -М.: Финансы и статистика, 1997. - 800 с.

9. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. - М.; Прогресс, 1992. - 253

10. Царев В.В. Внутрифирменное планирование. - СПб.: Питер, 2002. -496 с.

11. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: Учебное пособие для студентов экономических факультетов и вузов. 3-е изд., доп. и переработ. Серия «Экономика и управление». - Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2002. ~ 544с.

12. Эриашвили Н.Д., Прыкин Б.В., Прыкина Л.В., Усман З.А. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 415 с.

13. Бейбалаева Д.К. Эффективность капиталовложений в моделях оптимального планирования промышленности региона

14. Багомедов М.А. Влияние ресурсного потенциала на социальную сферу региона // Региональные проблемы преобразования экономики, ISSN 1812-7096, 2011, №2, с.- 94-98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.