Научная статья на тему 'Тенденции развития законодательства о светском характере российского государства'

Тенденции развития законодательства о светском характере российского государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
704
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мещерякова Анна Федоровна

Статья посвящена правовому регулированию светскости государства и ее аспектов в современной России. Автор акцентирует внимание на вопросах взаимодействия государства и религиозных организаций, обеспечения религиозной безопасности. Анализируются законодательные подходы к решению этих вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития законодательства о светском характере российского государства»

УДК 347.1/348

А. Ф. Мещерякова

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СВЕТСКОМ ХАРАКТЕРЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Аннотация. Статья посвящена правовому регулированию светскости государства и ее аспектов в современной России. Автор акцентирует внимание на вопросах взаимодействия государства и религиозных организаций, обеспечения религиозной безопасности. Анализируются законодательные подходы к решению этих вопросов.

Ключевые слова: светское государство, законодательство, религиозные организации, правовые нормы, взаимодействие.

Abstract. The article is devoted to legal regulation of good breeding of the state and its aspects in modern Russia. The author emphasizes the questions of interaction between the state and the religious organizations, maintenance of religious safety. Legislative approaches to the decision of these questions are analyzed.

Key words: secular state, legislation, religious organizations, rules of law, interaction.

Вопросы, связанные с религией, сегодня все чаще становятся самостоятельными объектами правового регулирования. Право служит основой не только для осуществления деятельности религиозных организаций как юридических лиц, но и для развития государственно-конфессиональных отношений и обеспечения свободы мировоззренческого выбора личности. В его нормах воплощается идея светскости государства, каким позиционирует себя Россия согласно ст. 14 Конституции РФ.

С момента принятия Конституции РФ количество правовых норм о светском характере государства заметно увеличилось. Главным образом это объясняется высоким уровнем развития государственно-конфессиональных отношений. В настоящее время действуют несколько десятков нормативных правовых актов федерального и регионального значения, которые в той или иной мере затрагивают религиозную сферу. Их можно разделить на общие и специальные, посвященные регулированию лишь отдельных аспектов общественных отношений. К первой группе можно отнести, например, Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» [1], Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [2], ко второй - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» [3], Федеральный закон от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» [4] и др. Кроме того, отдельные положения, касающиеся религии, встречаются в нормативных правовых актах, сфера регулирования которых прямо не связана со свободой совести и деятельностью религиозных организаций. Например, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» [5] содержит ряд положений об исключении религиозной составляющей из деятельности государственных служащих.

С 1 марта 2011 г. вступил в действие Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [6], который предварительно прошел процедуру общественного обсуждения. Его разработчики уделили внимание существенному признаку светскости государства - отделению религиозных объединений от публичной власти [7]. В частности, п. 2 ст. 7 закона предусматривает, что при осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями общественных объединений и религиозных организаций. Этим обеспечивается принцип беспристрастности полиции, и, в свою очередь, проявляется нейтральная позиция светского государства к существующим в России формам мировоззрения.

Хотелось бы обратить внимание еще на один документ, общественное обсуждение которого в сети Интернет в настоящее время завершилось [8]. Это законопроект об образовании, в который также предлагается внести положения, раскрывающие названный признак светскости государства. В ч. 5 ст. З проекта правового акта находим, что в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность религиозных объединений (организаций) не допускаются. Данная норма не претерпела каких-либо изменений по сравнению с редакцией ч. 5 ст. 1 действующего Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» [9]. В законопроекте в неизменном виде сохранилось положение о том, что образование в России носит светский характер (ч. 2 ст. 3).

Интересно, что полиция является составной частью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а образовательные учреждения в нашей стране имеют преимущественно государственную принадлежность. Следовательно, названные структуры можно рассматривать как отдельные элементы государственного механизма. Осмелимся предположить, что со временем законодательная регламентация светскости коснется всех, а не только отдельно взятых элементов механизма государства. Первые шаги по правовому оформлению светскости органов государственной власти и светскости государственных образовательных учреждений как важнейших составляющих светскости государства уже сделаны.

Другая особенность законотворчества состоит в увеличении количества правовых норм о взаимодействии власти и конфессий. Взаимодействие - еще один существенный признак светского государства. Церковь является одним из институтов гражданского общества, которое так или иначе соприкасается с государством. Государство либо способствует, либо препятствует общественному развитию. Если оно хочет сохранить стабильность, то выбирает первый вариант, заключающийся в развитии различных форм взаимодействия с элементами гражданского общества, в том числе и с религиозными организациями.

В действующем законодательстве данная позиция отчетливо прослеживается. В ст. 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [10] закреплено, что Правительство «взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями». Но подобными правомочиями наделен не только высший орган исполнительной власти. Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О полиции» данная структура при осуществлении своей деятельности взаимодействует с общественными объединениями и организациями.

Для обеспечения согласования общественно значимых интересов граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органов образуются общественные советы (ч. 7 ст. 9 Федерального закона «О полиции»). Порядок их организации и деятельности определен Указом Президента РФ от 23 мая 2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» [11].

В области образования религиозные организации тоже не остаются безучастными. Пожалуй, это одна из основных площадок взаимодействия конфессий и учреждений образования. Достаточно вспомнить эксперимент по преподаванию в школах дисциплин религиоведческой направленности, проведенный в 2010 г. в 19 субъектах Российской Федерации [12]. Вероятно, положительные результаты такого опыта найдут в будущем свое отражение в российском законодательстве. Полагаем, что данное обстоятельство должно быть учтено в процессе доработки законопроекта об образовании, в который, на наш взгляд, следует включить положения о взаимодействии учреждений образования с религиозными организациями.

Если обратиться к региональному законотворчеству, то можно увидеть, что некоторые субъекты РФ идут по пути принятия специальных законодательных актов, посвященных вопросам взаимодействия государственных органов с религиозными объединениями. В качестве примера приведем Закон Пензенской области от 16.09.2009 № 1786-ЗПО «О взаимодействии органов государственной власти Пензенской области с некоммерческими организациями» [13], который определяет цели, принципы и формы такого взаимодействия. Несомненно, сфера действия данного закона распространяется и на религиозные объединения, поскольку действующее законодательство относит их к некоммерческим организациям. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О некоммерческих организациях» общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Как показывает анализ приведенных положений, пока законодатель ограничивается только указанием на допустимость установления и развития контактов между религиозными организациями и государством, его органами и учреждениями. Следует согласиться с И. В. Понкиным в том, что в настоящее время «не дан исчерпывающий ответ на вопрос, где проходит граница между правомерными и неправомерными требованиями государства к религиозным объединениям и религиозных объединений к государству» [14]. Полагаем, что дальнейшее совершенствование законодательной базы о светском характере государства состоит в устранении этого серьезного пробела.

В специальной литературе авторы пишут о взаимодействии, подразумевая сотрудничество власти и религиозных объединений. Однако подчеркнем, что понятия «сотрудничество» и «взаимодействие» нетождественны и соотносятся как часть и целое. Существуют и другие формы взаимодействия, к числу которых следует отнести и такое, как юридическое «вмешательство».

Сразу сделаем оговорку, что содержание признака отделения религиозных объединений от государства состоит в недопустимости вторжения названных субъектов в дела друг друга. Однако данный постулат незыблем в отношении законной деятельности религиозных организаций. Неправомерная деятельность религиозных организаций, а также деятельность, носящая преступный характер, должна пресекаться правоохранительными органами. В подобных случаях вмешательство нельзя рассматривать как нарушение установленных правил общения, так как это исключительная мера, применение которой продиктовано защитой интересов личности и общества от деяний, препятствующих процессам их нормальной жизнедеятельности. Оно подразумевает применение в необходимых случаях различных санкций: от ликвидации религиозных организаций до привлечения виновных лиц к административной или уголовной ответственности; направлено на обеспечение интересов личности и общества. Более того, современные реалии побуждают к увеличению правовых оснований для его применения.

Год назад в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации были внесены поправки к Федеральному закону от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» [15], запрещающие распространение рекламных материалов об оккультно-мистических услугах и целительстве. Запрет касался рекламы знахарства, колдовства, шаманства, магии, а также цели-тельства народными или оккультными методами. Поводом для внедрения законопроекта стало мнение депутатов о том, что средства массовой информации, размещая рекламу оккультных услуг, косвенно причиняют вред здоровью населения. В пояснительной записке к законопроекту было сказано: «Обращение через федеральные СМИ к широкому кругу граждан России позволяет шарлатанам привлекать большое количество клиентов, не давая никаких гарантий, а зачастую и совершать мошеннические действия» [16].

К сожалению, документ не получил поддержки депутатов. Но тем не менее подобные законодательные инициативы заслуживают положительной оценки. Охрана и защита интересов личности, в том числе жизни и здоровья, при условии обеспечения религиозной свободы - задача светского государства, которая должна быть отражена в законе.

Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы:

1. Законодательство о светском характере государства находится на начальном этапе своего формирования и характеризуется пробельностью. До настоящего времени многие общественные вопросы, возникающие в сфере религии, не урегулированы правом.

2. Нормы, закрепляющие требования светскости, рассредоточены во многих правовых актах как федерального, так и регионального значения, и их количество постепенно увеличивается. Причем в нескольких нормативных актах одновременно содержатся положения, созвучные между собой.

3. Повышается внимание законодателя к различным аспектам светскости, ранее не урегулированным правовыми средствами. Происходит конкретизация и детализация юридического содержания данного конституционного принципа. Это выражается в разработке законопроектов и принятии правовых актов, имеющих иную сферу регулирования, чем религиозные аспекты, однако содержащих нормы о светскости.

Перспективы развития законодательства о светском государстве во многом зависят от характера и динамики общественных отношений, которые

связаны с возрастанием роли религии, усилением взаимодействия церкви с

институтами государства и гражданского общества.

Список литературы

1. О свободе совести и религиозных объединениях : Федер. закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (с изм. от 06.07.2006 г.) // Собрание законодательства РФ. -1997. - № 39. - Ст. 4465.

2. О некоммерческих организациях : Федер. закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. -1996. - № 3. - Ст. 145.

3. Об альтернативной гражданской службе : Федер. закон от 25 июля 2002 г.

№ 113-ФЗ (с изм. от 30.11.2011) // Собрание законодательства РФ. - 2002. -

№ 30. - Ст. 3030.

4. О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности : Федер. закон от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2010. -№ 49. - Ст. 6423.

5. О государственной гражданской службе : Федер. закон от 27 июля 2004 г.

№ 79-ФЗ (с изм. 14.02.2010 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 31. -

Ст. 3215.

6. О полиции : Федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (с изм. от 25.06.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.

7. Терехин, В. А. Светское государство в современной России: понятие и содержание / В. А. Терехин, А. Ф. Мещерякова // Российская юстиция. - 2010. - № 3. -С. 45-48.

8. Общественное обсуждение законопроектов. - иКЬ: http://zakonoproekt2012.ru.

9. Об образовании : Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. -1996. - № 3. - Ст. 150.

10. О Правительстве Российской Федерации : Федер. конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (с изм. от 28.12.2010) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 51. - Ст. 5712.

11. Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах : Указ Президента РФ от 23 мая 2011 г. № 668 // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 22. - Ст. 3154.

12. Государство и церковь: общая цель и соработничество - иКЬ: http://www.t-і.т/аі1іс1е/17907.

13. О взаимодействии органов государственной власти Пензенской области с некоммерческими организациями : Закон Пензенской области от 16.09.2009 г. № 1786-ЗПО // Пензенские губернские ведомости. - 2009. - № 68. - С. 2.

14. Понкин, И. В. Светскость государства / И. В. Понкин. - М. : Изд-во Учебно-науч. центра довуз. образования, 2004. - С. 10.

15. О рекламе : Федер. закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (с изм. от 21.11.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 12. - Ст. 1232.

16. Сарычева, М. Ясновидящих и гадалок окончательно запретили / М. Сарычева // Комсомольская правда. - 2010. - 7-14 октября.

Мещерякова Анна Федоровна

кандидат юридических наук, доцент, кафедра правосудия, Пензенский государственный университет

Meshcheryakova Anna Fyodorovna Candidate of juridical sciences, associate professor, sub-department of justice, Penza State University

E-mail: fuga9@yandex.ru

УДК 347.1/348 Мещерякова, А. Ф.

Тенденции развития законодательства о светском характере Российского государства / А. Ф. Мещерякова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - № 4 (24). -С.20-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.