УДК 339.372.4 Серебренникова Екатерина Сергеевна,
аспирантка
Уфимский институт (филиал) РГТЭУ e-mail: ekaterinass.88@mail.ru 644009, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.195, кор.18
р.т. 8 (3812) 69-29-76
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОГО
РЕГИОНА)
В данной статье анализируется состояние розничной торговли в целом по России, и в частности, в Омском регионе. Также рассматриваются основные тенденции развития розничной торговли на региональном рынке. Даётся краткая характеристика основным форматам розничной торговли, описывается их состояние и перспективы дальнейшего развития.
Ключевые слова: розничная торговля; форматы;
розничная сеть; рынок; магазин; товарооборот.
Розничная торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики России, опережающим по темпам роста другие отрасли. Уровни развития регионального потребительского рынка в целом и розничной торговли в частности являются важнейшими индикаторами, отражающими социально-экономические процессы, происходящие в регионе, динамику изменения уровня жизни населения. Эти уровни во многом зависят от внутренних общеэкономических условий, конъюнктуры внешних рынков, а также особенностей социально-экономического положения региона.
В январе-марте 2010 года сектор розничной торговли продемонстрировал рост относительно аналогичного периода предыдущего года. По итогам трех месяцев текущего года оборот розничной торговли составил 3607,6 млрд. рублей, увеличившись на 1,3% по отношению к соответствующему периоду 2009 года. В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в марте 2010 года также как и в марте 2009 года составил 49%, непродовольственных товаров - 51%. [7].
На чём основан этот успех? Как статистические данные, так и экспертные оценки свидетельствуют о начавшемся общем подъёме покупательной способности во всех сегментах потребительского рынка. Наиболее бурно развиваются сотовые
ритейлы и продавцы бытовой техники и электроники. Весьма успешно развиваются многие региональные торговые сети.
Общий успех розничной торговли обеспечили, прежде всего, потребительские расходы, которые начали расти быстрее, чем доходы. Стали меньше тратить денег на еду и больше - на отдых, развлечения, образование, транспорт. И это при очевидном резком расслоении потребителей: 10% обеспеченных граждан получают примерно 30% всех доходов в стране. Особенно бурно в торговле увеличивается сегмент класс «люкс». И именно он в наибольшей степени привлекает иностранных инвесторов [3, с. 3-5].
Современный этап развития розничной торговли в России можно охарактеризовать также усилением концентрации торгового бизнеса, при этом обороты более крупных компаний растут быстрее - совокупный торговый оборот нескольких розничных сетей превысил отметку в 1 млрд. долларов. Рост объёмов продаж сопровождается снижением нормы рентабельности, которая достигла 10-20 процентов. Сегодня торговые компании зарабатывают, прежде всего, за счёт оборота. Новые форматы торговых объектов развиваются согласно изменениям нужд покупателей, технологиям торгового обслуживания населения. Выбор оптимального формата - это поиск компромисса между маркетинговой политикой объединённой торговой сети и технологией, прежде всего -логистикой и организацией продажи товаров.
На данном этапе можно выделить 5 основных типов торговых сетей в России.
Среди национальных операторов:
- иностранные торговые сети, открытые в России напрямую материнскими компаниями, планирующие общероссийскую экспансию;
- российские компании, планирующие экспансию во все регионы;
- иностранные торговые сети, открытые в России на правах франчайзинга, планирующие общероссийскую экспансию.
Среди локальных компаний:
- работающие в рамках одного или нескольких регионов, но не планирующие выход в столицы и другие регионы страны [6, с.53-56];
- работающие в рамках одного города или региона и не планирующие экспансию во все регионы России.
На рынке розничной торговли наблюдаются различные форматы: Розничная торговля продовольственными товарами:
Супермаркеты. Помимо прочно закрепившихся на этом рынке участников, таких как «Перекрёсток», «Рамстор», «Седьмой Континент», «Патерсон» и «Азбука вкуса», на сцене сегодня присутствует новый сильный игрок - холдинг «Марта», развивающий одновременно две сети. Одна из них - с немецкой группой Rewe под торговой маркой Billa. Сеть состоит из 14 магазинов. Приобретённые недавно сети «Столица-Север» (пять магазинов) и «Продмак» (17 магазинов) будут реорганизованы под торговую марку Billa. Ожидается, что общее число магазинов сети в ближайшее время увеличится до 50.
Дискаунтеры. Из-за низкого уровня доходов российские потребители всё ещё остаются довольно чувствительными к цене продукции. Поэтому формат дискаунтеров является одним из наиболее успешных. На этом рынке полностью доминируют российские компании. Список лидеров возглавляет «Килограмм» (бывшая «Пятёрочка»), открывший за пять лет более 400 магазинов и превратившийся в самую крупную российскую сеть розничной торговли продовольственными товарами. После «Килограмма» идёт сеть «Магнит», сочетающая формат дискаунтера и магазина «возле дома», и широко представленная во многих регионах. Важными участниками рынка являются также сети «Дикси» («Дисконт-центр») и «Копейка», магазины которые сосредоточены в основном в Москве и Санкт-Петербурге.
Магазины «Кэш энд Керри». На этом рынке доминируют три крупных участника: «Геомарт», «Метро», «Лента». В последний год «Метро» очень успешно развивала свою сеть -компания удвоила количество магазинов с семи до 14. До недавнего времени деятельность третьего крупного участника этого сегмента - «Ленты» - была сосредоточена в основном на рынке Санкт-Петербурга. Сейчас компания рассматривает другие города, например, Нижний Новгород.
Магазины «Возле дома». В настоящий момент самым быстроразвивающимся сегментом являются магазины «возле дома». Потребность в них возросла в связи с ростом жилищного строительства. Арендуя или покупая помещения прямо внутри дома, торговцы открывают свои небольшие магазинчики, продавая товары первой необходимости и не только. Это очень удобно, так как магазины расположены в шаговой доступности от места проживания.
Розничная торговля непродовольственными товарами:
Одежда и обувь. На сегодняшний день параллельно с китайским производством одежды и обуви Россия развивает собственную сеть производства этих товаров. Например,
торговая марка «Твоё» прекрасно справляется с пошивом спортивной и классической одежды для подростков и молодёжи. Прекрасно с этим справляются и местные Омские производители ^ Jayne-пошив женской одежды, «Башмачок»-пошив обуви для взрослых). В планах у этих предприятий, безусловно, выход в другие регионы России.
Аптеки. Первая сеть аптек - «36,6» - появилась в России относительно недавно, в 1998 году, и на сегодняшний день является самым крупным оператором, количество торговых точек которого превышает 250. Все остальные участники рынка, например «Ригла», «Натур Продукт», «Чудо доктор», «Доктор Стопетов», работают в том же формате, что и «36,6».
Электроника. Доминирующую роль на рынке играют несколько крупных российских сетей, таких как «Эльдорадо», «Техносила», «М-видео». Германская сеть «Медиа маркт», которая недавно вошла на российский рынок, в том числе и на омский, может стать первым международным предприятием розничной торговли в этом сегменте после приобретения «Эльдорадо» [2, с.5-6]. Таким образом, развитие розничной торговли в Российской федерации характеризуется в целом положительными тенденциями.
Проанализируем основные тенденции развития в Омском регионе и выясним, насколько они соответствуют общероссийским.
Устойчивое социально-экономическое положение Омского региона и положительная динамика основных экономических показателей, в том числе устойчивый рост розничного товарооборота, зарплаты, пенсий, во многом определяют современное состояние потребительского рынка и розничной торговли в Омском регионе.
В настоящее время на потребительском рынке Омска работает более 5 тыс. объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, их доля составляет почти 40% от общего количества хозяйствующих субъектов. Оборот розничной торговли малого предпринимательства соответствует 7% от общего оборота розничной торговли [1, с.58-59].
Кроме расширения потребительского рынка, в Омском регионе происходят позитивные изменения в организации торговли. Это проявляется, прежде всего, в соотношении магазинных и внемагазинных форм продажи товаров. Так, объём розничного товарооборота торгующих организаций с 2007 по 2009 гг. вырос на 80%, а темп роста оборота розничной торговли на вещевых, смешанных и продовольственных рынках составил только 46%. В результате, в 2009 г. оборот розничной
торговли на 75% формировался стационарной сетью и 35% оборота обеспечивали рынки, несмотря на то, что доступные цены, широкий ассортимент товаров, свободный режим работы являются конкурентными преимуществами этих форм торговли. Таким образом, укрепляются позиции организованной торговли. Это свидетельствует, с одной стороны, о насыщении магазинов разнообразным ассортиментом товаров с широким диапазоном цен, добротного качества, а с другой - о неудовлетворённости населения качеством товаров и условиям их продажи на рынке.
Расширение сети розничной торговли характеризуется масштабным распространением создания крупных продовольственных магазинов, гипермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров, активное развитие сетевой торговли в Омском регионе началось в 2001-2002 гг., когда наметились положительные тенденции в формировании регионального платёжеспособного спроса населения и целесообразности инвестиционных вложений в эту сферу деятельности. В настоящее время в продовольственном сегменте Омска преобладают омские торговые сети: ООО «Бакалея сервис» (с торговыми марками «Экономный» и «Омич и К» около 30 магазинов, обслуживающих в основном сегмент потребителей со средним доходом), ООО «Наш магазин» с 11 супермаркетами, которые ориентированы на покупателей со средним и выше среднего доходами. Учитывая высокий уровень развития пищевой промышленности в Омском регионе, получила серьёзное расширение фирменная торговля сети магазинов «Омский бекон», «Оша». Единственным представителем общероссийского оператора в Омской области является торговая сеть «Килограмм» (бывшая «Пятёрочка»), которая на условиях франчайзинга открыла за 2 года в Омске уже 16 универсамов-дискаунтеров.
В отличие от продовольственного сегмента на Омском рынке бытовой и цифровой техники закрепились крупные общероссийские сети, такие, как «Эльдорадо», «Электронный рай», «Домотехника», «Евросеть», «Цифроград» и др. Крупные оптовые структуры общенационального масштаба при развитой системе таможенного, транспортного, страхового и банковского обслуживания, расположенные в крупных финансовых центрах страны, обеспечивают оборот крупных партий товаров по всей территории России или по нескольким регионам, тем самым, формируя крупных операторов рынка бытовой и цифровой техники в регионах.
Анализ Омского рынка одежды и обуви показывает, что в этом сегменте ещё велика доля продаж на вещевых рынках.
Таким образом, оценивая современное состояние розничной торговли в Омском регионе можно сказать, что на фоне стабильного социально-экономического положения области в ней повторяются положительные общероссийские тенденции развития: устойчивый рост числа действующих в торговле хозяйствующих субъектов; ежегодный рост товарооборота розничной торговли; формирования омских продовольственных сетей; появление устойчивых брендов, т.е. торговля выходит на новый уровень развития, связанный с формированием эффективных ритейлеров, усилением внутриотраслевой конкуренции, переходом на более современные системы и технологии, проявление интереса к Омскому рынку крупных иностранных инвесторов, что приводит к дальнейшему развитию стационарной розничной и оптовой торговли за счёт нового строительства, модернизации существующих объектов с применением инновационных технологий и современного оборудования.
Литература
1. Основные направления социально-экономического развития города Омска до 2010 г. (проектная версия). Омск, 2005. Ч. 4.
2. Перспективы развития розничной торговли в России // Российский универмаг. 2006. № 24.
3. Провинция ждёт инвесторов // Российская торговля. 2006. № 4.
4. Социально-экономическое положение Омской области за январь-декабрь 2005 г. // Доклад. Омскстат. Омск, 2005.
5. Социально-экономическое положение Омской области за январь-декабрь 2009 г. // Коммерческие вести. 2010. №5.
6. Тренды российского ритейла // Российская торговля. 2006. №12.
7. URL: www.gks.ru.