Научная статья на тему 'Тенденции развития омского ритейла в рамках российского драйвера'

Тенденции развития омского ритейла в рамках российского драйвера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
312
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТЕЙЛ / ГИПЕРМАРКЕТ / ГРУППА КОМПАНИЙ / НАПРАВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / РОССИЯ / ОМСКИЙ РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Ж. Ж.

В статье представлен актуальный обзор динамики развития компаний российского ритейла, в рамках которого также рассматриваются тенденции развития розничной торговли в Омском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития омского ритейла в рамках российского драйвера»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОМСКОГО РИТЕЙЛА В РАМКАХ РОССИЙСКОГО ДРАЙВЕРА

Захарова Ж.Ж.

Омский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В.Плеханова»

Аннотация. В статье представлен актуальный обзор динамики развития компаний российского ритейла, в рамках которого также рассматриваются тенденции развития розничной торговли в Омском регионе.

Ключевые слова: ритейл, гипермаркет, группа компаний, направление, развитие, Россия, Омский регион.

По итогам 2012 года в России основными драйверами развития ритейла в формате гипермаркетов стали компании «Магнит» (53 гипера), «Лента» (14 гипермарке-тов), «О'КЕЙ» (10 гиперов), «Ашан» (8 гиперов), Metro Cash&Carry (5 гипермаркетов), «Самбери» (4 гипера), по 3 гипермаркета у сети «Prisma», «Райт» (Элемент-трейд) и «Европа», по 2 гипермаркета открыли сети «Карусель» (X5 Retail Group), «Аллея» (Командор), «Наш» (Седьмой континент), «Фуд-ритейл» (ГК Лама), «Дельта» (ГК Норман-Виват), «Эссен» (Оптовик).

При этом в 2012 году Группа компаний «Вестер» закрыла все торговые объекты за исключением 25 (в том числе 3 гипермаркета) в Калининградской области. Кроме того, продолжил работу гипермаркет «Вестер» развивающийся по франчайзингу в Республике Кабардино-Балкария [4].

Таким образом, за 2-4 кв. 2012 года закрылось 27 объектов указанной торговой сети, в том числе 17 гипермаркетов. Все 7 собственных площадей за пределами Калининградской области были проданы торговой сети «Лента» (Белгород - 2, Воронеж -2, Оренбург -1 и Ярославль -2) (рис. 1).

Рисунок 1 - Динамика количества гипермаркетов в России в 2005-2015 гг.

Арендованные площади компании были заняты гипермаркетами сетей «Европа» (Старый Оскол), «Магнит» (Ульяновск), «Лента» (Таганрог), а также были превращены в торговые галереи и часть остается пустующими по состоянию на 1 апреля 2013 года.

Общие площади гипермаркетов, открытых в 2012 году превысили площади 2011 года на 25,8%, а закрытых на 44,2% (в основном за счет закрытия гипермаркетов

сети «Вестер»). Наибольший прирост площадей в 2012 году обеспечили торговые сети: «Магнит» открыл 53 гипермаркета (+20,5% от общего прироста площадей за 2012 год), «Лента» (+15%) и «О'КЕЙ» (+12,7%) и др.

Отметим, что прирост площадей гипермаркетов «Магнит» в 2012 года составил лишь 20,5% (для сравнения в 2011 году при количестве открытий 42 гипермаркета было +23,1%) в общем приросте площадей гипермаркетов за данный период. Такое положение связано, в том числе и с тем, что торговая сеть «Магнит» стала развивать формат гипермаркета «Магнит Семейный», торговые площади которых не превышают 1,5 тысячи кв.м. (по состоянию на январь 2013 года в данном формате было открыто 20 гипермаркетов сети).

Вместе с тем, несмотря на масштабную инвестиционную программу 2012 года, доля торговой сети «Магнит» в общем приросте площадей сократилась на 3 % (большей частью за счет открытия нового формата гипермаркетов меньшей площади -«Магнит Семейный»), доля X5 Retail Group (без учета закрытий гипермаркетов сети в Самаре и Рязани, с учетом которых сеть в 2012 году продемонстрировала уменьшение на 3 тысячи кв.м.) на 1,6%, Metro Cash&Carry на 1%. При этом доля торговой сети «Лента» увеличилась сразу на 10,4%, «О'Кей» прирос на 2,5%., сеть «Ашан» на 1,7%, а прочие сети сократили площади в формате гипермаркет» на 9,2% [3].

Аналитики прогнозируют, что ритейл в России продолжит динамично развивать формат «гипермаркет» и в период до 2016 года. Так, в 2015 году запланировано ввести в эксплуатацию более 140 гипермаркетов. Однако, в действительности объем ввода может оказаться ниже из-за тенденции переноса сроков, что характерно для российского рынка коммерческой недвижимости.

Вторую по масштабам инвестиционную программу в сегменте гипермаркетов реализуют сети «Лента» и «О'КЕЙ», которые планируют в 2013 году открыть по 1617 гипермаркетов. Что касается Красноярска, то у «О'КЕЙ» здесь 2 гипермаркета и 1 супермаркет, а «Лента» планирует открыть до 2016 года новый гипер площадью 7,5 тысяч кв.м я.

Активно развиваться в 2015 году также планируют торговые сети «Ашан» (всего анонсировано15 объектов - «Ашан», «Ашан-сити» и «Наша Радуга»), Metro Cash&Carry (6-8 объектов) и «Европа» (6 объектов). Кстати, «Ашан» тоже собрался в Красноярск.

В 2013 году был запушен новый формат классических гипермаркетов площадью до 14 тысяч кв. м торговая сеть «Дикси». Что касается формата сети «Мегамарт», то в 2015-2017 гг. его развитие ожидается по 2-3 гипермаркетов в год на Урале и в Перми.

Сетевые ритейлеры и магазины современных форматов захватывают все большую долю розничного продовольственного рынка.

Резюмируя изложенное, следует отметить, что само по себе развитие розничных сетей является положительным моментом, сигнализирующем о позитивном развитии экономики. Ввиду своего потенциально возможного высокого влияния как на формирование совокупного предложение, так и на сбыт производителей необходимо уделять особое внимание функционированию сетей со стороны компаний (включая соответствующие пункты при подготовке стратегии), так и со стороны государства, убеждаясь, что две стороны: производители и розничные сети обладают равным положением, исключающим чье-либо доминирование. В этом случае конкуренция позволит, как с одной стороны развиваться торговым сетям, наращивая свои объемы, так и поощрять развитие производственных компаний на благо потребителю.

Проанализируем основные тенденции развития розничной торговли в Омском регионе и выясним, насколько они соответствуют общероссийским.

Устойчивое социально-экономическое положение Омского региона и положительная динамика основных экономических показателей, в том числе устойчивый рост розничного товарооборота, зарплаты, пенсий, во многом определяют современное состояние потребительского рынка и розничной торговли в Омском регионе.

В настоящее время на потребительском рынке Омска работает более 5 тыс. объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, их доля составляет почти 40% от общего количества хозяйствующих субъектов. Оборот розничной торговли малого предпринимательства соответствует 7% от общего оборота розничной торговли [1].

Кроме расширения потребительского рынка, в Омском регионе происходят позитивные изменения в организации торговли. Это проявляется, прежде всего, в соотношении магазинных и внемагазинных форм продажи товаров. Так, объём розничного товарооборота торгующих организаций с 2007 по 2009 гг. вырос на 80%, а темп роста оборота розничной торговли на вещевых, смешанных и продовольственных рынках составил только 46%. В результате, в 2009 г. оборот розничной торговли на 75% формировался стационарной сетью и 35% оборота обеспечивали рынки, несмотря на то, что доступные цены, широкий ассортимент товаров, свободный режим работы являются конкурентными преимуществами этих форм торговли. Таким образом, укрепляются позиции организованной торговли. Это свидетельствует, с одной стороны, о насыщении магазинов разнообразным ассортиментом товаров с широким диапазоном цен, добротного качества, а с другой - о неудовлетворённости населения качеством товаров и условиям их продажи на рынке.

Расширение сети розничной торговли характеризуется масштабным распространением создания крупных продовольственных магазинов, гипермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров, активное развитие сетевой торговли в Омском регионе началось в 2001-2002 гг., когда наметились положительные тенденции в формировании регионального платёжеспособного спроса населения и целесообразности инвестиционных вложений в эту сферу деятельности. В настоящее время в продовольственном сегменте Омска преобладают омские торговые сети: ООО «Бакалея сервис» (с торговыми марками «Экономный» и «Омич и К» около 30 магазинов, обслуживающих в основном сегмент потребителей со средним доходом), ООО «Наш магазин» с 11 супермаркетами, которые ориентированы на покупателей со средним и выше среднего доходами. Учитывая высокий уровень развития пищевой промышленности в Омском регионе, получила серьёзное расширение фирменная торговля сети магазинов «Омский бекон», «Оша». Единственным представителем общероссийского оператора в Омской области является торговая сеть «Килограмм» (бывшая «Пятёрочка»), которая на условиях франчайзинга открыла за 2 года в Омске уже 16 универсамов-дискаунтеров.

В отличие от продовольственного сегмента на Омском рынке бытовой и цифровой техники закрепились крупные общероссийские сети, такие, как «Эльдорадо», «Электронный рай», «Домотехника», «Евросеть», «Цифроград» и др. Крупные оптовые структуры общенационального масштаба при развитой системе таможенного, транспортного, страхового и банковского обслуживания, расположенные в крупных финансовых центрах страны, обеспечивают оборот крупных партий товаров по всей территории России или по нескольким регионам, тем самым, формируя крупных операторов рынка бытовой и цифровой техники в регионах [2].

Анализ Омского рынка одежды и обуви показывает, что в этом сегменте ещё велика доля продаж на вещевых рынках.

Таким образом, оценивая современное состояние розничной торговли в Омском регионе можно сказать, что на фоне стабильного социально-экономического положения области в ней повторяются положительные общероссийские тенденции развития: устойчивый рост числа действующих в торговле хозяйствующих субъектов; ежегодный рост товарооборота розничной торговли; формирования омских продовольственных сетей; появление устойчивых брендов, т.е. торговля выходит на новый уровень развития, связанный с формированием эффективных ритейлеров, усилением внутриотраслевой конкуренции, переходом на более современные системы и технологии, проявление интереса к Омскому рынку крупных иностранных инвесторов, что приводит к дальнейшему развитию стационарной розничной и оптовой торговли за счёт нового строительства, модернизации существующих объектов с применением инновационных технологий и современного оборудования.

Литература

1. Основные направления социально-экономического развития города Омска до 2020г. (проектная версия). Омск, 2015. Ч. 4. С. 124

2. Социально-экономическое положение Омской области за январь-декабрь 2014 г. // Коммерческие вести. 2014. №5. С. 88-89

3. Провинция ждёт инвесторов // Российская торговля. - 2013. - № 4. - с. 33-36

4. Официальный сайт статистики [Электронный ресурс]:иКЪ: www.gks.ru.

5. Метелев С.Е., Чижик В.П., Елкин С.Е., Калинина Н.М. Инвестиционный менеджмент. - Омск, 2013.

6. Метелев С.Е. Россия в ВТО: условия вступления и первые итоги //Власть. -2013. - № 5. - С. 8-13.

7. Бирюков В.В., Метелев С.Е., Плосконосова В.П. Экономика омского региона: приоритеты стратегии развития. - Москва, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.