Научная статья на тему 'Тенденции развития отраслевой экономической политики в Тамбовской области'

Тенденции развития отраслевой экономической политики в Тамбовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комов В. В., Тарасова О. Ю., Колмаков А. Н.

In clause the results of system monitoring of functioning of an industrial complex of the Tambov area are resulted, on the basis of which the basic tendencies and problems of development of an industry of region are revealed, and as the model of realization of industrial politics is offered which is under construction on allocation of the basic directions of influence, according to which the certain tools and methods of state regulation are developed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития отраслевой экономической политики в Тамбовской области»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В. В. КОМОВ, О. Ю. ТАРАСОВА, А. Н. КОЛМАКОВ

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина

In clause the results of system monitoring of functioning of an industrial complex of the Tambov area are resulted, on the basis of which the basic tendencies and problems of development of an industry of region are revealed, and as the model of realization of industrial politics is offered which is under construction on allocation of the basic directions of influence, according to which the certain tools and methods of state regulation are developed.

Происходящие в современном обществе изменения, во многом связанные со все более интенсифицирующимся процессом глобализации, заставляют критически отнестись к накопленному обществом инструментарию управления социально-экономическим развитием региона, в том числе и к отраслевой политике. Большинство индустриально развитых стран провело такую переоценку в 1970-1990 гг.

Для России данный процесс в силу разного рода причин растянулся и захватил начало XXI в. Промышленность многих субъектов Федерации при встраивании в национальную и глобальную экономику вступила в полосу естественного кризиса.

Теоретическая переоценка потенциала промышленной политики регионов совпала в Российской Федерации со временем принятия практических решений о реформировании национального хозяйства, включая такую важнейшую его часть, как промышленность.

Опыт управленческой работы российских регионов в сфере промышленной политики позволяет сделать вывод: российский государственный менеджмент столкнулся с ситуацией, когда роль и значение промышленного производства страны в корне изменились, и первоочередной задачей на сегодняшний день является выравнивание валового регионального продукта не только при помощи инструментов оперативного (регулярного) менеджмента, но используя стратегические аспекты управления.

На современном этапе в ряде регионов ЦФО ведется целенаправленная разработка методоло-

гических и организационных подходов к проектированию, планированию и реализации проектов системного мониторинга.

Системный мониторинг как один из индикаторов эффективности промышленной политики, проводимой в региональной социально-экономической системе, - производная составляющая от приоритетов развития регионального хозяйства -необходимый инструмент оценки качества технологий управления. Он позволяет своевременно вносить коррекцию в действующие технологии в процесс реализации социально-экономической политики, адаптировать и модернизировать ее с учетом влияния региональных условий.

Главная цель системного мониторинга формулируется как системный анализ факторов, формирующих приоритеты промышленной политики региона, для выхода на оптимальные управленческие решения.

Принятая промышленная политика страны оказывает влияние на развитие всех структур, составляющих промышленный комплекс, а именно -на создателей и производителей продукции, техники, на снабженческо-сбытовые структуры, на инфраструктуру (энергетика, транспорт, топливо, водные ресурсы), на маркетинговые структуры, инновационные и инвестиционные структуры. Таким образом, промышленная политика приводит в активное движение все составляющие промышленного комплекса с акцентом на ту или иную стратегическую цель. Мониторинг функционирования промышленного комплекса региона осуществляется по направлениям, представленным на рисунке 1.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОНИТОРИНГА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

Реализационная подсистема

Объем промышленного производства, млн. руб.

Темпы роста изменения выпускаемой продукции, в % к базовому году

Темпы изменения объемов выпускаемой продукции, в % к предыдущему году

Ресурсно-технологическая подсистема

Среднегодовая стоимость ОПФ, млн. руб.

Удельный вес активной части ОПФ в их общем объеме, %

Коэффициент обновления ОПФ, в %

Коэффициент износа ОПФ, в %

Фондоотдача

Уровень использования производственных мощностей, %

Кадровая подсистема

Численность ППП, чел.

Темпы изменения численности ППП, в % к базовому периоду

Темпы изменения численности ППП, в % к предыдущему периоду

Производительность труда, тыс. руб. / чел.

Уровень номинальной заработной

платы, тыс. руб.

Индекс реальной инфляции

Инвестици-онно-инно-вационная подсистема

Финансовая подсистема

Объем инвестиционных вложений в основной

капитал, в млн. руб.

Темпы изменения объемов инвестиционных вложений, в % к базовому году

Темпы изменения объемов инвестиционных вложений, в % к предыдущему году

Уровень инновационной активности, в %

Рентабельность производства, в %

Показатель затрат на 1 руб. товарной продукции

Налоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды, млн. руб.

Удельный вес просроченной кредиторской задолженности в общем объеме кредиторской задолженности, в %

Удельный вес просроченной дебиторской задолженности в общем объеме дебиторской задолженности, в %

Сальдированный финансовый результат

Темпы изменения сальдированного финансового результата, в % к базовому году

Рис. 1. Основные направления мониторинга функционирования промышленного комплекса региона

В последние годы определились новые тенденции в государственном регулировании экономики на уровне администрации и мэрии Тамбовской области1. Можно выделить следующие основные моменты:

1 Концепция создания Ассоциации регионального инвестиционного развития (АРИР).

Первый. Разработка единых фундаментальных программ действий администрации и мэрии по стабилизации и дальнейшему экономическому развитию, отвечающих потребностям экономики и науки. На их базе создаются программы по реструктуризации промышленных предприятий. Все программы основаны на тщательном анализе состояния экономики региона. К работе привле-

каются специалисты отраслевых комитетов, предприниматели, члены правительства, независимые эксперты. Итог коллективного труда рассматривается законодательными органами и, приобретая силу закона, ложится в основу конкретной деятельности всех участников рынка. При решении тактических задач стратегия развития региональной промышленности корректируется в соответствии с общегосударственной программой долгосрочного развития отечественной промышленности. В результате создаются эффективные программы вывода из кризиса промыш-

ленных предприятий, от работы которых зависит наполняемость областного и местных бюджетов.

За 2001-2007 гг. объем промышленного производства Тамбовской области возрос на 59,3 % и составил в 2007 г. 40 млрд. рублей.

В 2007 г. прирост промышленного производства в Тамбовской области достиг наибольшего уровня за последние годы, индекс физического объема составил 115,0% (в 2006 г. - 108,4 %). Также прирост промышленного производства области превысил аналогичный показатель в Российской Федерации (106,5 %) (табл. 1).

Таблица 1

Динамика промышленного производства Тамбовской области и Российской Федерации в 2001-2007 гг.

Наименование показателя Период

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Индекс физического объема в % к предыдущему периоду Тамбовская область 106,8 108,1 103,9 105,4 105,2 102,6 108,4 115,0

Российская Федерация 108,1 102,9 103,1 108,9 108,3 104,0 103,9 106,5

Индекс физического объема в % к 2001 г. Тамбовская область 106,8 108,1 112,3 118,4 124,5 127,8 138,5 159,3

Российская Федерация 108,1 102,9 106,1 115,5 125,1 130,1 135,2 144,0

Среди областей Центрального Федерального округа по приросту промышленного производства Тамбовская область вышла в 2007 г. на 2-е место, тогда как в 2006 г. она занимала только 10-е место. В целом по Российской Федерации по

данному показателю область вышла на 10-е место (в 2006 г. - 28-е место).

Рейтинги промышленного производства Тамбовской области в ЦФО и РФ иллюстрирует рисунок 2.

Место в ЦФО

Место в РФ

Рис. 2. Рейтинги промышленного производства Тамбовской области в Центральном Федеральном округе и Российской Федерации за 2004-2007 годы (место среди 89 регионов)

За период с 2001 по 2007 гг. в промышленности области произошли структурные сдвиги производства продукции. В зависимости от потребностей рынка сокращено производство отдельных традиционных видов деятельности, в то же время обеспечено освоение новых видов экономической деятельности и диверсификация неэффективно работающих производств. В связи с сокращением рынков сбыта, уменьшено производство красителей (54,8 % от уровня 2000 г.), синтетических смол и пластических масс (81,7 %), лакокрасоч-

ных материалов (80 %), шерстяных тканей (95 %) и другие. С другой стороны обеспечено существенное увеличение выпуска продукции в приоритетных видах деятельности, подтвердивших свою конкурентоспособность. Возросло производство нефтепромыслового и химического оборудования (рост к 2000 г. соответственно 1,9 и 1,7 раза), нетканых материалов и ваты минеральной (3,6 и 4,6 раза) и другие.

В структуре промышленного производства за 2001-2007 гг. произошли существенные изменения.

Возрос удельный вес отраслей и видов деятельности: производства продукции машиностроения, стройиндустрии, пищевой промышлен-

ности. С другой стороны, снизилась доля производства и распределения электроэнергии, газа и воды, химического производства (рис. 3).

9,8

0,6

2007 г.

2,1 0,9

1,0 1,1

1,2

15,1

6,9

□ Добыча полезных ископаемых

□ Производства пищевых продуктов, включая напитки и табака

□ Текстильное и швейное производство

□ Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

□ Обработка древесины и производство изделий из дерева

■ Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

□ Химическое производство

□ Производство резиновых и пластмассовых изделий

□ Производство прочих неметаллических минеральных продуктов

□ Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

□ Производство машин и оборудования

□ Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

□ Производство транспортных средств и оборудования

□ Прочие производства

□ Производство и распределение эл. энергии, газа и воды

Рис. 3. Изменение структуры промышленного производства Тамбовской области с 2000 по 2007 гг.

На промышленных предприятиях области только в 2006-2007 гг. освоен выпуск и усовершенствовано более 30 новых видов конкурентоспособной продукции, в том числе: новые виды азопигментов, новая модификация эпоксидной смолы, химический поглотитель нового поколения, пресс челюстной, колонка для химической промышленности, новые виды натуральной кожи, полипропиленовый материал «Спанбонд», теплоизоляционные материалы нового поколения «Трегран» и другие. Усовершенствован техпроцесс производства углей-катализаторов, освоен ремонт пассажирских вагонов с улучшенным интерьером и купейного типа, начат выпуск медицинского диагностического комплекса.

«Добывающие производства» за 2001-2007 гг. обеспечили рост выпуска продукции в 2,3 раза, однако занимают незначительную долю в общем объеме промышленного производства (0,2 %) и не влияют на темпы роста.

Основная доля прироста промышленного производства области приходится на вид деятельности «обрабатывающие производства», индекс производства составил 172,6 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вид деятельности «Производство и распре -деление электроэнергии, газа и воды» за семилетний период снизил уровень производства энергоресурсов (индекс физического объема 98,0 %) (рис. 4).

™Б целом п о промышленности Тамбовской области

"Добич полезных ископ аемых

■Обрабатывающие производства 1

—П|эоиззвдство и распреееление электрон ер™ и, газа и в оды

Рис. 4. Индексы физического объема продукции по видам деятельности промышленности Тамбовской области

за 2001-2007 гг. (в % к 2000 г., принятому за 100 %)

2000 г.

2,0

0,7

5,3

10,3

230,0

210,0

190,0

170,0

150,0

130,0

1 10,0

90,0

70,0

50,0

За 2001-2007 гг. повысилась рентабельность работы промышленности области. Объем убытков по крупным и средним промышленным предприятиям с 2000 по 2004 гг. возрастал, затем наметилась устойчивая тенденция к уменьшению. Объем прибыли возрос к 2000 г. более чем в 2,2 раза и составил в 2007 г. - 2,8 млрд. рублей.

Сокращен удельный вес убыточных предприятий с 41,6 % в 2000 г. до 35 % в 2007 г. Положительная динамика этих показателей показывает возросшие финансовые и инвестиционные возможности промышленных предприятий и создает условия для их выхода на новый технологический уровень (табл. 2).

Финансовые показатели развития промышленного комплекса Тамбовской области

в 2001-2007 гг.

Таблица 2

Наименование показателя Един. измер. Период

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Сальдо прибылей (убытков) млн. руб. 857 603 -118 102 911 2263 2390

Объем прибыли млн. руб. 1102 855 672 1276 1534 2569 2800

Объем убытков млн. руб. 245 252 790 1174 623 355 410

Уд. вес убыточных предприятий % 43,3 47,8 51,4 59,9 48,8 36,9 35,0

Объем налогов и сборов от промышленности млн. руб. 2562 2542 2402 3445 3844 4000 4300

Налоговые отчисления и платежи в бюджетную систему РФ от промышленного комплекса области возросли за 2001-2007 гг. почти в 1,9 раза,

в 2007 г. объем уплаченных налогов и сборов составил более 4,3 млрд. рублей, или около 40 % от всех налоговых поступлений области.

500 0

2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Рис. 5. Налоговые отчисления и платежи в бюджетную систему РФ от промышленности

за 2001-2007 гг., млн. руб.

Вторая тенденция. Улучшение инвестиционного климата с позиций долговременной перспективы и с учетом продолжительности технологических циклов отдельных отраслей. Акцент делается на урегулирование отношений промышленников с естественными монополистами. Администрация области осуществляет не только поручительства под инвестиционные проекты, но и управление ими с помощью тарифной политики и ценообразования, поскольку тарифы - это одна из основ создания инвестиционного климата. Это особенно важно в сфере высоких технологий и машиностроения, где инвестиции носят долговременный характер.

Объем инвестиций в основной капитал по видам промышленной деятельности СБЕ за 20012007 гг. составил более 11,4 млрд. рублей с приростом к 2000 г. в 7,7 раза. Наибольшие объемы инвестиций привлечены в химическом производстве, машиностроении и электроэнергетике.

В 2007 г. продолжена реализация приоритетных инвестиционных проектов, включенных в областную инвестиционную программу и при финансовой поддержке из областного бюджета: ОАО «Пигмент», ООО «КЗНМ», ОАО «Тамбовский завод "Комсомолец" им. Н. С. Артемова», ЗАО «Изо-рок» с общим объем инвестиций 981,4 млн. рублей, в том числе в 2007 г. - более 320 млн. рублей.

Рис. 6. Инвестиции в основной капитал в отрасли промышленности за 2001-2007 гг., млн. рублей

4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

2002 г

2003 г

2004 г

□ Инвестиции в основной капитал

1903 0

2001 г

2005 г

2006 г

В ОАО «Пигмент» реализуются два инвестиционных проекта по техническому перевооружению производства с государственной поддержкой из областного бюджета - «Расширение ассортимента и мощности производства пигментов» и «Расширение мощности производства добавок к бензинам на 6000 тонн в год». В результате реализации данных проектов предусматривается увеличение объемов производства и продаж, расширение ассортимента и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, увеличение экспортных поставок, получение дополнительной прибыли.

Общий объем инвестиций - 290,7 млн. рублей. В 2007 г. на предприятии освоено капвложений 130 млн. рублей (133%).

Третья тенденция. Привлечение федеральных средств и формирование фондов для поддержки промышленности.

С целью привлечения финансовых ресурсов из федерального бюджета ряд промышленных предприятий области участвовали своими инвестиционными проектами в целевых федеральных программах и подпрограммах.

ФКП «Тамбовский пороховой завод» в рамках программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса на 20022006 гг.» и гособоронзаказа на 2007-2010 гг., по оперативным данным за 2007 г. получено финансовых средств из федерального бюджета на выполнение мероприятий программы в объеме 70 млн. рублей.

ОАО «Тамбовский завод «Ревтруд» получил из федерального бюджета на реализацию федеральной целевой подпрограммы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года» по теме «Техническое перевооружение и реконструкция ФГУП Тамбовский завод «Ревтруд» финансовые средства в объеме

13,9 млн. рублей, которые осваиваются по запланированным направлениям реконструкции участков и цехов завода.

ОАО «Корпорация «Росхимзащита» занимается научно-исследовательскими разработками в рамках федеральных целевых программ «Национальная технологическая база» на 2007-2011 гг.» по темам: «Разработка базовых технологий создания перспективных материалов, сорбентов, универсальных поглотителей, регенеративных продуктов, катализаторов для системы жизнеобеспечения, средств индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего и изолирующего типов, кожи человека, средств коллективной защиты, систем водоочистки и водоподготовки, систем промочистки», «Разработка технологии получения систем для разделения и каталитической очистки газов на основе композиционных материалов с применением сорбционных технологий», а также выполнение научно-исследовательских разработок в Федеральном агентстве по энергетике (в соответствии с тематическим планом, утвержденным приказом Росэнерго от 13.06.2007 г. № 319) по темам: «Разработка изолирующего самоспасателя с временем защитного действия не менее 2 часов», «Разработка респиратора со сроком защитного действия 6 часов на основе химически связанной воздушной смеси». В 2007 г. финансирование по этим разработкам осуществлено в объеме 37,5 млн. рублей.

ОАО «Тамбовский завод «Октябрь» с проектом «Реконструкция и техническое перевооружение ОАО «Тамбовский завод «Октябрь» вошло в ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 гг. и на период до 2015 г.» с началом финансирования в 2008 г.

ФГУП «Опытный завод «Тамбоваппарат» в рамках программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации

на 2007-2010 гг. и на период до 2015 г.» планирует реконструкцию и техническое перевооружение производства. Всего заявлено инвестиций 348,5 млн. рублей проработано и получено в 2007 г. - 10 млн. рублей.

Четвертая тенденция. Расширение сотрудничества администрации и банковской сферы. В условиях экономического роста банки повернулись к реальному сектору экономики. Банкиры готовы вложить свободные средства в ипотеку и перспективные инвестиционные проекты при условии поддержки федеральных и местных властей. Региональные власти будут регулировать инвестиционный процесс, осуществляя: стимулирование кредитования материального производства путем реструктуризации задолженности

предприятий (в соответствующих бюджетах будут сформированы источники для погашения кредитов, полученных коммерческими банками); переход предприятий, имеющих безнадежную задолженность, в руки эффективных собственников; публикация информации по инвестиционным проектам; разработка совместно с банками предложений по стимулированию отдельных отраслей промышленности.

Пятая тенденция. Интенсивная поддержка администрацией внешнеэкономических связей промышленного сектора.

Внешнеторговый оборот области в 2007 г. составил 228,7 млн. долл. США, против 75,42 млн. долл. в 2000 г. и возрос в 3 раза (рис. 7).

Рис. 7. Динамика объемов внешнеторговых операций со странами СНГ и Дальнего Зарубежья

за 2001-2007 гг.

Товарооборот со странами дальнего зарубежья достиг 110,6 млн. долл. США и по сравнению с 2000 г. увеличился в 3,1 раза.

Товарооборот с государствами-участниками СНГ превысил 118 млн. долл. США и по сравнению с 2000 г. возрос в 3,2 раза.

В 2007 г. экспорт (72,5 млн. долл. США) возрос к 2006 г. на 5,4 %, импорт (156,2 млн. долл. США) - 91 % к уровню прошлого года. Сальдо отрицательное - 83,7 млн. долл. США.

Экспортно-импортные операции осуществляли 129 участников (102 - юридических и 27 -физических лиц), что на 3 % меньше по сравнению с 2006 г. Количество юридических лиц уменьшилось на 6,4 %, количество физических лиц возросло на 12,5 %; они вели взаимную торговлю с партнерами из 52 стран мира, входящих в различные международные организации, союзы и содружества.

Рис. 8. Соотношение экспортных и импортных операций (в стоимостном выражении) в сфере промышленности Тамбовской области в 2007 г.

240

200

160

120

80

40

0

2001 г

2002 г

2003 г

2004 г

2005 г

2006 г

Шестая тенденция. Стимулирование построения интегрированных структур. Их создание в определенной мере позволяет решить проблему восстановления разрушенных с переходом на рыночные отношения кооперативных связей. В таких структурах ниже издержки - в результате ниже и цены, выше конкурентоспособность местных производителей. Региональные власти готовы помогать кредитами, налоговыми льготами, способствовать открытию представительств и торговых домов в соседних регионах, а также сделать рекламу местных товаропроизводителей в СМИ не просто дешевле, но вообще бесплатно.

На ряде предприятий сменились собственники, ими направлены финансовые ресурсы на осуществление программ по техническому перевооружению производства:

- в ОАО «Алмаз» реализуется программа по производству новых электромонтажных коробок из пластмассы, пьезокерамики в цех № 4, приобретено и смонтировано оборудование, объем инвестиций - 37 млн. рублей;

- в ОАО «АРТИ-завод» новый собственник за три последних года увеличил объем капвложений на развитие предприятии в десятки раз. Запущен в эксплуатацию цех по производству резиновых уплотнительных профилей для оконных и дверных блоков мощностью 1 млн. погонных метров в месяц, создан новый инструментально-механический цех, организованы участки по производству тормозных колодок ж/д подвижного

состава с улучшенными физико-механическими показателями, новые виды продукции для нефтебуровых установок, железнодорожных переездов и другое;

- в ОАО «Тамбовмаш» введены участок сборки изделий ЭРВ600/300, технологическая линия и техпроцесс по усовершенствованию производства углей-катализаторов, освоено около 20 млн. рублей инвестиций;

- В ОАО «Первомайскхиммаш» - введен в действие участок по водопотреблению и водо-отведению, начаты пуско-наладочные работы и запуск участка по производству изделий из алюминия, приступили к освоению серийного выпуска колтюбингового оборудования, объем инвестиций составил 49,1 млн. рублей.

Продолжается строительство завода по выпуску теплоизоляционного материала нового поколения (трегран) ООО «Экспрессиндустрия». Объем освоенных инвестиций в 2006 г. составил около 100 млн. рублей, приобретено и установлено оборудование, произведен монтаж и пуско-наладочные работы линии по производству продукции мощностью 100 тыс. куб. м в год, ввод в действие - I квартал 2008 г.

Нами предлагается модель реализации промышленной политики, которая строится на выделении основных направлений воздействия, в соответствии с которыми разрабатываются определенные инструменты и методы государственного регулирования (рис. 9).

Рис. 9. Модель реализации промышленной политики

Применение данной модели позволит комплексно воздействовать на многие процессы, затрудняющие преодоление негативных тенденций в сфере промышленности.

Структурная политика стимулирует межсекторный, межотраслевой и межрегиональный «пе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

релив» капитала для финансового обеспечения оптимизации отраслевой и территориальной структуры промышленности.

В качестве основных механизмов реализации структурной политики необходимы: комплекс разрабатываемых целевых программ, расширение

использования финансового лизинга, применение благоприятных таможенных режимов использования импортного технологического оборудования, осуществление гибкой таможенной тарифной политики.

Высокую степень важности для эффективного функционирования промышленности Тамбовской области имеют такие факторы, как взаимодействие с различными государственными структурами, имиджевая и информационно-рекламная поддержка и наличие развитой товаропроводящей сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.