Научная статья на тему 'Приоритетность формирования инновационно ориентированной экономики региона'

Приоритетность формирования инновационно ориентированной экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иода Владимир Захарович, Иода Елена Васильевна

The basic parts of national innovative system are regional innovative systems providing an economic growth. A regional innovative policy is oriented towards decision of problems such as an effective use of available logistics, raw material and labour potential, satisfaction of needs of the home market. Realization measures of a regional innovative policy are programs on increase of potential competitiveness of productions prior for a region by attracting private institutional investors to innovation realization; formation of a mode of innovative activity economic stimulation. The article allows analyzing conditions of innovative development of the Tambov Region and presents an approach to the set problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priority of formation of innovatively oriented regional economy

The basic parts of national innovative system are regional innovative systems providing an economic growth. A regional innovative policy is oriented towards decision of problems such as an effective use of available logistics, raw material and labour potential, satisfaction of needs of the home market. Realization measures of a regional innovative policy are programs on increase of potential competitiveness of productions prior for a region by attracting private institutional investors to innovation realization; formation of a mode of innovative activity economic stimulation. The article allows analyzing conditions of innovative development of the Tambov Region and presents an approach to the set problems.

Текст научной работы на тему «Приоритетность формирования инновационно ориентированной экономики региона»

7. Зинов В.Г., Цыганов С.А. // Инновации. 2003. № 2/3. С. 39-41.

8. Foyn F. Community Innovation Survey 1997/1998. Eurostat, Research and Development // Theme. 1990. 9-2.

9. Российский статистический ежегодник. Госкомстат РФ. М., 2000.

10. Косалс Л.Я., Кузнецов М.И., Рывкина Р.В., Симагин Ю.А. Оборонные предприятия России: 1995-2000 гг. Социально-экономические итоги реформ на микроуровне. М., 2000.

11. Инновации в постсоветской промышленности / ред. В.И. Кабалина. Сыктывкар, 2000. Ч. 1.

12. Наука России в цифрах - 2000: стат. сб. М., 2000.

13. Анализ внешней среды развития предпринимательства. Аналитические материалы Ресурсного Центра малого предпринимательства. Режим доступа: http://docs.rcsme.ru/rus/ RC/SME-Environment/ Загл. с экрана.

14. Фурсенко А. // Венчурный капитал и прямое инвестирование в России. СПб., 2000.

15. Глисин Ф.Ф. // Промышленность России. 2000. № 9. Сент. С. 29.

16. Science and Engineering Indicators. 2000. V. 2. NSB. Appendix tables 2-5 and 2-65. P. A-21, A-115.

17. Косалс Л.Я. // Экономическая наука современной России. 2000. № 3.

18. Доклад Правительству РФ «Основные направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды». Минпромнауки РФ. 2000. Дек. Информационные материалы к докладу. С. 7.

19. Сироткин О.С. // Россия - XXI век: материалы Всерос. науч. конф. М., 2000. С. 139.

20. Технологические инновации в России. М., 1997. С. 130-131.

21. Цухло С.В. // Индикатор. 1999. № 12. Дек.

Поступила в редакцию 22.06.2007 г.

ПРИОРИТЕТНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

В.З. Иода, Е.В. Иода

Ioda V.Z., Ioda E.V. Priority of formation of innovatively oriented regional economy. The basic parts of national innovative system are regional innovative systems providing an economic growth. A regional innovative policy is oriented towards decision of problems such as an effective use of available logistics, raw material and labour potential, satisfaction of needs of the home market. Realization measures of a regional innovative policy are programs on increase of potential competitiveness of productions prior for a region by attracting private institutional investors to innovation realization; formation of a mode of innovative activity economic stimulation. The article allows analyzing conditions of innovative development of the Tambov Region and presents an approach to the set problems.

Теория и практика функционирования экономики, как большинства западных стран, так и современной России, подтверждают, что ключевой движущей силой качественного экономического роста и повышения конкурентоспособности на мировых рынках стало инновационное направление развития, основанное на интенсификации сектора высоких технологий [1].

На X Всероссийском экономическом форуме «Мировой опыт и экономика России»

(Москва, 21-22 ноября 2000 г.) было признано, что основным источником экономического роста является эффективное использование особенностей страны - природных ре-

сурсов и интеллектуального потенциала населения [2].

Оценка совокупного ресурсного потенциала России, ее геополитическое положение пока еще предполагают определение в качестве глобальной цели - программы оздоровления и развития экономики, создание материальной и экономической базы для выхода на постиндустриальные технологии. Это делает необходимым решение задачи по инновационному обновлению производства, предполагающему подъем конкурентоспособности российской экономики, повышение благосостояния населения и обеспечение национальной безопасности.

В настоящее время в России формируется рыночная модель инновационного развития экономики, в которой приоритетное внимание уделяется модернизации, реконструкции, развитию производства на новых технических и технологических основах. Эта модель предполагает формирование системы мероприятий, создающих экономическую базу и мощные стимулы для генерирования массового и устойчивого потока эффективных нововведений, создающих новые рынки и производства наукоемкой продукции и услуг, призванных завоевывать и расширять традиционные рынки. Все это делает необходимым создание нового экономического механизма по стимулированию активности всех субъектов инновационного процесса.

В данном контексте необходимо учитывать, что особое внимание потребуется для реализации проектов производства, основанных на использовании радикальных пионерных новшеств. В результате должна сложиться национальная инновационная система, создающая конкурентоспособные продукты и услуги, соответствующие по своему качеству, цене, объемам и срокам выхода на внутренние и внешние рынки имеющемуся (фактическому и потенциальному) платежеспособному спросу. Влияние инновационной системы на развитие промышленного производства и повышение его эффективности будет выражаться в ускоренном преодолении ресурсоемкое™ и структурных диспропорций во всех отраслях народного хозяйства.

Эффективное функционирование национальной инновационной системы напрямую зависит от активной инновационной деятельности всех ее элементов на макро-, мезо-, микроуровнях. При этом особая роль отводится региону, выступающему как в качестве подсистемы социально-экономической, так и инновационной систем страны [1].

Как показывает опыт, наиболее восприимчивыми к инновационному развитию оказались регионы, которые являются: во-первых, наиболее благополучными в социально-экономическом отношении; во-вторых, обладают определенным научно-техническим заделом; в-третьих, обладают интеллектуальноразвитым населением. Нельзя выделить по приоритетности указанные направления. Все они являются взаимосвязанными характеристиками региональной инновационной среды.

Инновационное развитие Тамбовской области определяется генеральной целью ее социально-экономического развития - превращение области в динамично-развивающий-ся, инновационно-активный, конкурентоспособный, комфортный для проживания, экологически благополучный регион, нацеленный на высокое качество жизни [3].

Ретроспективный анализ региона - Тамбовской области (на основании различных оценок) - позволяет оценить динамику его социально-экономического развития, а также инвестиционно-инновационного климата в области за период перехода к рыночной экономике.

До 1996-1997 гг. Тамбовская область с позиции благоприятности инвестиционного климата (по данным Минэкономики РФ) относилась к самой последней группе регионов -группе с крайне низким уровнем развития [4].

Так, по итогам 1997 г. развитие народного хозяйства Тамбовской области протекало в условиях продолжающегося ухудшения финансового положения большинства предприятий, кризиса неплатежей и, как следствие, снижения инвестиционной активности. Темпы спада инвестиционных вложений продолжались вплоть до 1999 г.

Наибольшее сокращение инвестиций наблюдалось в области в 1998 г. (на 87,3 % по отношению к 1990 г.). В 1999 г., впервые за годы экономических реформ, был приостановлен спад инвестиционной активности и обеспечен рост в 111,2 % (в сопоставимых ценах) к уровню 1998 г. Однако темп роста инвестиций в 2000 г. снова замедлился и составил 8 % (в сопоставимых ценах) к уровню 1999 г. [3].

Однако 2000 г. явился переломным, и к настоящему моменту Тамбовская область относится к числу динамично развивающихся регионов. Об этом свидетельствует положительная динамика ВРП за период с 1998 г. (рис. 1). Графики динамики валового регионального продукта области и валового внутреннего продукта России (ВВП) представляют собой затухающие колебания, с наибольшим отклонением от нормального состояния после финансового кризиса 1998 г., который вывел всю финансово-экономическую ситуацию РФ и области из равновесия. В последние два года эти отклонения стали минимальными, что является свидетельством стабилизации и укрепления экономического роста [5].

ВРП Тамбовской области Среднегодовой темп роста ВРП области ВВП России

Среднегодовой темп роста ВВП России

Рис. 1. Темпы роста ВРП Тамбовской области и ВВП России

Это позволило год назад спрогнозировать рост ВРП и достигнуть его с абсолютной точностью - 7,2 %. Сравнительные данные прироста валового внутреннего продукта по РФ и валового регионального продукта области приведены в табл. 1 [5].

Таблица 1 Прирост ВВП и ВРП области, %

2005 г. Среднегодовой прирост за 2000-2005 гг.

Тамбовская 7,2 7,4

область

Российская 6,4 6,8

Федерация

За последние годы область вышла на устойчивую динамику социально-экономического развития, опережающую многие среднероссийские показатели. За 2000-2005 гг. прирост валового регионального продукта составил 53,6 % (ВВП по РФ - 48,1 %), валовой продукции сельского хозяйства - 37,5 % (по России - 25,2 %). Инвестиции в основной капитал увеличились в 3,4 раза (по России -на 83,0 %). Собственные доходы областного бюджета выросли в 7,4 раз [5].

За период 2000-2005 гг. среднегодовой прирост валового регионального продукта (ВРП) составляет 7,4 % (по России - 6,8 %), а инвестиций в основной капитал - 22,9 % (по России - 10,6 %).

Основной тенденцией в формировании структуры валового регионального продукта на протяжении последних шести лет являет-

ся возрастание доли производства услуг. За период 2000-2005 гг. в структуре ВРП она возросла до 54,5 % (с 50,7 % в 2000 г.), а к 2010 г. эта доля возрастет до 58,4 %.

Основную долю в структуре валового регионального продукта составляют промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и торговля. За период 2000-2005 гг. снизилась доля торговли, промышленности и сельского хозяйства и увеличилась доля строительства и транспорта.

Промышленное производство, являясь одним из доминирующих сегментов реального сектора экономики, во многом определяет социально-экономическую ситуацию в области. На его долю приходится 17,3 % валового регионального продукта и обеспечивается более трети всех налоговых поступлений в бюджет.

В 2005 г. отмечено замедление темпов роста промышленного производства -

102,5 %, в 2004 г. этот показатель составил

105,2 % (по ОКВЭД). Среднегодовые темпы роста за 2000-2005 гг. составили 104,5 % (по РФ - 106,2 %).

Невысокие темпы роста промышленного производства получены за счет спада в химическом производстве на 22,6 %, что обусловлено техническим перевооружением предприятий и изменением номенклатуры выпускаемой продукции, в производстве резиновых и пластмассовых изделий на 8,7 % и производстве кожи, изделий из кожи и производства обуви на 13,8 %.

В разрезе видов экономической деятельности большая часть поступлений налоговых платежей в бюджетную систему области обеспечивают хозяйствующие субъекты обрабатывающих производств - 31,3 %

(2934,6 млн руб.), производства электроэнергии, газа и воды - 8,9 % (831,8 млн руб.).

В структуре промышленного производства области наибольший удельный вес принадлежит обрабатывающим производствам (72 % от общего его объема). На долю производства и распределения электроэнергии, газа и воды приходится 27 %.

Среди обрабатывающих производств основную долю составляют: производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство пищевых продуктов и химическое производство. Удельный вес производства пищевых продуктов в общем объеме обрабатывающих производств составляет 30 %.

Тамбовская область занимает в России 1-е место по производству спирта, поэтому логически вполне оправдано развитие глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, проводимого в области, и, прежде всего, дальнейшее наращивание спиртового производства, сопряженного с наращиванием объемов производства зерна.

Тамбовская область занимает в России 3-е место по производству сахара-песка. В настоящее время сахарные заводы области используют имеющиеся мощности по выпуску сахара-песка на уровне 90 %. Для увеличения выпуска продукции необходимо модернизировать и расширять производство. В области найдены интересные подходы по реконструкции экологически грязных производств на предприятиях ОАО «Знаменский сахарный завод» и ОАО «Сахарный завод «Жердевский». Экологический эффект по ним составит около 300 млн руб. в год. Реконструкция и модернизация производств решает задачу увеличения выпуска сахара в 1,5-2 раза, снижает затраты на производство, а это в первую очередь повышение конкурентоспособности продукции.

Область занимает в России 4-е место по производству лакокрасочных изделий, 19

место по производству синтетических смол и пластических масс. Поэтому у предприятий химического производства есть перспективы

для дальнейшего развития. Основными точками роста здесь могут стать ОАО «Пигмент» при условии грамотного менеджмента и маркетинга и ФГУП «Котовский завод «Пластмасс» при условии перевода предприятия в категорию казенных, что позволит улучшить его финансовое состояние.

В производстве машин и оборудования (1-е место в России по производству химического оборудования и запасных частей к нему) «точками роста» является ОАО «Завод «Комсомолец» им. Н.С. Артемова», ведущий производитель технологического оборудования, составляющий серьезную конкуренцию европейским производителям.

В области созданы предпосылки для развития стройиндустрии, в том числе на базе местных ресурсов строительных материалов, внедрения современных технологий по их производству. В настоящее время доля продукции, выпускаемой стройиндустрией, в общем объеме промышленного производства составляет порядка 6 %. Дальнейшее динамичное развитие жилищного строительства позволяет рассматривать строительную индустрию в качестве одной из «точек роста» экономики области.

Значительную долю в общем объеме производства промышленной продукции занимает электроэнергетика (27,5 %). Программой «Энергосбережение в Тамбовской области на 2006-2008 гг.» предусмотрена реализация мероприятий по внедрению высокоэффективного оборудования и новейших технологий малой энергетики, модернизация инженерных коммуникаций и сетей.

Улучшилось финансовое состояние предприятий и организаций обрабатывающих производств и производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Снижение темпов роста производства подтверждает тот факт, что промышленное производство достигло своего порогового развития, когда отсталые технологии не обеспечивают выпуск конкурентоспособной продукции. Отмечаются недостаточные объемы инвестиций капитального характера, слабое инновационное наполнение промышленного производства, включающее использование как уже имеющихся современных технологий и оборудования, так и разработку и производство принципиально новых [3].

Для выполнения задачи по удвоению ВРП за 2006-2010 гг. среднегодовой индекс производства в регионе должен составлять не менее 5 %. В связи с этим к 2010 г. отраслевая структура промышленности должна претерпеть значительные изменения.

Диверсификация должна проводиться в направлении наращивания производства товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, формирующей валовой региональный продукт и увеличивающей поступление чистых налогов, главным образом НДС и акцизов в региональный бюджет за счет формирования динамичного и конкурентоспособного промышленного комплекса, ориентированного на использование местного сельскохозяйственного сырья, инноваций, выпуск высокотехнологичной наукоемкой продукции, что обеспечит рост конкурентоспособности региона в целом и уровня жизни населения.

Важнейшим фактором социально-экономической стабильности региона является устойчивое развитие аграрного сектора. Стоимость валовой продукции сельского хозяйства за 2005 г. составила около 21 млрд руб., или 110 % к уровню 2004 г. На долю продукции растениеводства приходится 66,3 % (13,9 млрд руб.). К уровню 1999 г. производство валовой продукции возросло на 37,5 %. За 2000-2005 гг. среднегодовой прирост стоимости валовой продукции сельского хозяйства составил 5,5 % (по РФ - 3,8 %, по ЦФО - 3,6 %).

В аграрном секторе экономики области в результате его реформирования сложилась многоукладная структура, которая характеризуется наличием сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения.

Наибольшее количество посевной площади используют сельскохозяйственные предприятия (73 %). На долю крестьянских (фермерских) хозяйств приходится 252,6 тыс. га (19,2 %), личных подсобных хозяйств -102,7 тыс. га (7,8 %).

Определенных результатов добились крестьянские (фермерские) хозяйства области. Их доля в общем объеме валовой продукции составляет 9,1 % (в 2004 г. - 7,8 %), а индекс физического объема - 134,6 %. Наряду с отраслью растениеводства здесь планомерно развивается и животноводство. Его

удельный вес в общей стоимости валовой продукции увеличился с 4,2 % до 4,6 % при темпе роста 112,2 %.

Благоприятные погодные условия, освоение прогрессивных технологий при рациональном использовании минеральных удобрений, высокопродуктивных сортовых семян позволило в 2005 г. получить высокие урожаи основных сельскохозяйственных культур. Валовой сбор зерна (в весе после доработки) составил 1581,1 тыс. т, что на 20,3 % выше уровня предшествующего года. С каждого убранного гектара зерновых культур получено по 20,4 ц зерна, или 115,9 % к

2004 г.

Применяя высокопродуктивные агротехнологии на опытных участках и инновационно-демонстрационных полях, урожайность озимой и яровой пшеницы получена от 40 ц до 70 ц с га, что говорит о необходимости внедрения интенсивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех форм собственности.

Несмотря на сокращение посевной площади сахарной свеклы, применяя интенсивную технологию возделывания без затрат ручного труда на 62 % площадей, производство ее увеличилось на 26,3 % и составило

1,6 млн т при урожайности 274 ц/га (120,2 %). Большинство хозяйств, работая по интенсивной технологии выращивания свеклы, смогли добиться урожайности сладких корней свыше 350 ц сга.

На долю Тамбовской области приходится 10,8 % общего объема производства зерна в ЦФО, сахарной свеклы - 14,9 %, подсолнечника - 24,7 %, картофеля - 6,9 %, овощей 6,4 %. В сельскохозяйственных предприятиях выращено 79,0 % зерна, 79 % сахарной свеклы и 74,6 % подсолнечника.

В области более 270 тыс. личных подсобных хозяйств. Они являются основным источником дохода для большинства сельского населения области. В хозяйствах населения выращено 98,8 % картофеля и 92,7 % овощей, на их долю приходится производство 83,4 % мяса, 70,8 % молока и 36,4 % яиц. Удельный вес в общем объеме стоимости валовой продукции сельского хозяйства составляет 49,1 %.

В 2005 г. на развитие хозяйств населения выдано 508 кредитов на сумму 53,6 млн руб.

В животноводстве сохраняется тенденция сокращения численности поголовья скота и производства основных видов продукции как в сельхозпредприятиях, так и в личном секторе.

По состоянию на 1 января 2006 г., по сравнению с тем же периодом прошлого года, поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 9,1 %, коров на 11,6 %, свиней на 1,2 % и соответственно составило

193,2 тыс. голов, 84,8 тыс. голов и 186,2 тыс. голов. Самое большое сокращение поголовья крупного рогатого скота (на 20,6 %) допущено в сельскохозяйственных предприятиях.

В рамках национального проекта «Развитие АПК» намечена реализация 18 бизнес-проектов с привлечением кредитных ресурсов банков на срок от 5 до 8 лет на строительство и модернизацию животноводческих комплексов.

Помимо национального проекта еще для более 20 хозяйств наработана программа восстановления животноводства с привлечением кредитных ресурсов Сбербанка РФ и Россельхозбанка.

Объем инвестиций в аграрный сектор составляет 1,8 млрд руб. (121 %), или 12,6 % от его общего объема. К уровню 2000 г. объем инвестиций возрос в 7,4 раза.

В 2005 г. за счет всех источников финансирования приобретено сельскохозяйственной техники на сумму свыше 1,7 млрд руб., в частности, наряду с отечественной сельскохозяйственной техникой закуплено 130 единиц высокопроизводительной зарубежной техники. Несмотря на то, что за прошедший год сельскохозяйственной техники приобретено больше, чем ее выбыло, все же фактиче-

ская нагрузка на единицу техники превышает нормативную: по тракторам и зерноуборочным комбайнам - в 1,7 раза, по плугам и зерновым сеялкам - в 1,8 раза.

За 2002-2005 гг. с участием предпри-ятий-инвесторов создано более 60 интегрированных агропромышленных формирований, которыми за прошедший год вложено на развитие производства 1,2 млрд руб., в том числе на формирование материальнотехнической базы - 430 млн руб.

Проблема возрождения и устойчивого развития села в рамках инвестиционного проекта «Поселение XXI века» приобретает сегодня приоритетное значение. Его реализация будет осуществляться на принципах государственно-частного партнерства. На сегодня действующая программа «Социального развития села до 2010 года» постепенно должна трансформироваться в программу устойчивого развития сельских территорий, предусмотрев наряду с развитием социальной и инженерной инфраструктуры меры по закреплению молодежи на селе, увеличению занятости сельского населения с ориентацией закрепления их на территориях проживания, развитию несельскохозяйственного бизнеса, решению экологических проблем.

Однако финансовое состояние в сельском хозяйстве остается сложным. Более трети организаций являются убыточными. Неустойчивость ценовой ситуации на продовольственном рынке и, прежде всего, на рынке зерна, подсолнечника, сахара, низкие закупочные цены, рост себестоимости продукции оказали влияние на финансовые результаты.

Производство важнейших видов продукции сельского хозяйства в натуральном выражении за 2000- 2005 гг. (тыс. т)

•Зерно ^■•^■Сахарная свекла ^■Подсолнечник ^■Картофель Скот и птица в живом весе

Рис. 3. Производство важнейших видов продукции сельского хозяйства за 2000-2008 гг., тыс. т [3]

В структуре инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий области по источникам финансирования сохранилась тенденция роста привлеченных средств. В составе привлеченных средств бюджетная основа финансирования расширила диапазон своего влияния с 16,8 % до

21,6 %. В бюджетной структуре повышается роль и значимость региональных и муниципальных источников финансирования

На развитие малых предприятий сегодня затрачивается около 7 % всех инвестиций.

В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности растет доля инвестиций в обрабатывающие производства (на 1,8 %), в том числе в производство пищевых продуктов (на 1,3 %), в транспорт и связь (0,9 %). Еще одна заметная тенденция - рост инвестиций в образование (0,1 %), здравоохранение и предоставление социальных услуг (1,1 %), прочих коммунальных и социальных услуг (0,8 %).

Однако высокая инвестиционная активность имела место лишь на: предприятиях транспорта (2,3 млрд руб.), обрабатывающих производств (2 млрд рублей), в энергетической инфраструктуре (1,2 млрд руб.), в сельском хозяйстве (1,1 млрд руб.), в операциях с недвижимым имуществом (0,9 млрд руб.) и социальных отраслях (1,0 млрд руб.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2005 г. иностранных инвестиций в экономику области привлечено 5,9 млн долл. США, направляемых на развитие предприятий обрабатывающих производств: в сельское хозяйство (18 %), производство неметаллических минеральных продуктов (30 %).

За истекший период на территории области осуществлялось пять инвестиционных проектов (с предоставлением государственной поддержки), с общим объемом инвестиций порядка 818 млн руб.

Малый бизнес - важнейший фактор, влияющий на рост экономики области и подъем уровня благосостояния населения. В 2005 г. его доля в общем обороте организаций области составила 24,8 %, объеме работ, выполненных по чистому виду «строительство» - 50,8 %, обороте розничной торговли области - 77,6 %, оптовой торговли - 64 %, объеме платных услуг населению - 32,3 %. Доля грузооборота малых автотранспортных предприятий и индивидуальных предпринимателей в общем объеме грузооборота пред-

приятий, занимающимися коммерческими грузовыми автоперевозками, составила

78.5 %.

В 2005 г. в области действовало 27,5 тыс. субъектов малого бизнеса, в т. ч. 3,39 тыс. малых предприятий. На 1000 человек населения области приходится 24 субъекта МБ, в т. ч. около трех малых предприятий.

Наиболее привлекательными сферами деятельности для малого бизнеса в обрабатывающих производствах являются: производство пищевых продуктов (20,6 %), производство прочих неметаллических минеральных продуктов (11,8 %), производство машин и оборудования (10,9 %), обработка древесины и производство изделий из дерева (10,3 %), текстильное и швейное производство (10,1 %), целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность (9,9 %).

За период 2001-2005 гг. создано около 9,1 тыс. новых рабочих мест, в том числе в 2005 г. - около 2,4 тыс.

Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях области возросла к 2004 г. на 4,7 %, к 1999 г. - на 28,1 %.

Общая сумма поступлений по налогам на совокупный доход от субъектов малого предпринимательства составила 461,7 млн руб., с ростом к 2004 г. на 49 %, бюджетные назначения по налогам на совокупный доход в консолидированный бюджет области выполнены на 109,3 %.

Малыми предприятиями области за

2005 г. использовано 1021,7 млн руб. инвестиций в основной капитал, или 7,2 % от общего объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, направленных в экономику и социальную сферу области, против 2,2 % в 1999 г. (рост в 2 раза к уровню 2004 г., в 25 раз к уровню 1999 г.).

За период 2000-2005 гг. малыми предприятиями инвестировано собственных средств в объеме 2,38 млрд руб.

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в 2005 г. возросла к 2004 г. на 32,1 % (к 1999 г. в 6,5 раз), ее получено

18.5 млрд руб. Наибольший объем выручки получен предприятиями оптовой и розничной торговли (69,6 %), строительства -

11,2 %, промышленности (виды деятельности С; Б; Е) - 9 %.

Динамика развития малого предпринимательства в области за последние годы свидетельствует о том, что этот сегмент экономики прогрессирует. Основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, активизация их деловой активности. Поэтому поддержка и развитие малого предпринимательства на уровне региона получили статус государственной политики.

За 2005 г. на реализацию мероприятий Программы развития и поддержки малого предпринимательства в Тамбовской области на 2005-2007 гг. из областного бюджета профинансировано 1,0 млн руб.

Однако реальным источником финансирования малого бизнеса остаются кредиты банков. За 2005 г. субъектам малого предпринимательства кредитными учреждениями предоставлено 4412 кредитов и займов на сумму 15,54 млрд руб. с темпом роста к 2004 г. в 1,9 раза. Продолжает стабильно увеличиваться количество инвестиционных кредитов, которых было выдано 81 (против 24 в 2004 г.) на сумму 467,6 млн руб. с ростом к уровню 2004 г. в 4,8 раза, причем инвестиционными кредитами в 2005 г. начали пользоваться и индивидуальные предприниматели (4 - на 2,15 млн руб.).

Совершенствуется и развивается система информационного обеспечения малого предпринимательства. Информационно-ресурсный центр поддержки малого и среднего бизнеса (ИРЦ), имеющий представительства в пяти городах области, и ТОЦСП РЦУК провели ряд мероприятий и встреч с представителями промышленности, бизнеса и власти по информационному обмену в рамках создаваемой рабочей модели региональной информационной системы производственной кооперации, а также приняли участие в двух международных форумах. Размещено в базе данных и разослано по промышленным предприятиям области 138 заказов, количество технологических предложений, ставших доступными в 2005 г. на сайте ТИБИ - 153. Общая стоимость портфеля заказов, предложенных через систему «Бирж субконтрактов» промышленным предприятиям города и области составила 26 млн евро.

Таким образом, итоги развития малого бизнеса за последние годы характеризуются заметным ростом ряда экономических пока-

зателей их деятельности. Однако в целом темпы роста сегмента малого предпринимательства все еще остаются не столь высокими, не произошло достаточного проникновения в такие виды деятельности, как предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, научные исследования и разработки, промышленности. По-прежнему основная масса малого бизнеса работает в сфере торговли.

В целях анализа инновационного развития региона необходимо рассмотреть состояние регионального сектора науки.

Институциональная структура науки Тамбовской области остается в большей степени архаичной, сохраняя действовавшие в течение десятилетий институциональные структуры, соответствовавшие требованиям административно-командной экономики.

Наибольшим динамизмом отличается образовательный сектор науки, где и сконцентрирован в настоящее время интеллектуальный стержень. На фоне почти двухкратного уменьшения численности персонала, занятого исследованиями и разработками число организаций, выполнявших исследования и разработки практически не изменилось. К настоящему времени в области работают более 25 научных учреждения, где занято более

3.5 тыс. научных работников, среди которых более 20 докторов наук и более 150 кандидатов наук, занимающихся научными исследованиями и разработками. Кроме того, на территории области сегодня расположено пять крупных вузов, их них три университета.

Ключевой характеристикой активизации научной деятельности является величина затрат на научные исследования и разработки. За период с 1995 г. их сумма увеличилась более чем в 10 раз. При этом доля затрат на фундаментальные исследования возросла в

21.5 раз. Успех исследований во многом определяется степенью оснащенности материально-технической базы. Доля средств на эти цели за рассматриваемый период последовательно растет.

Тамбовская область обладает не только интеллектуальными ресурсами, но и свободными производственными мощностями промышленных предприятий и организаций строительства. Как указывается в Межведомственной Программе инновационного развития Тамбовской области, основные

фонды отраслей экономики (по полной балансовой стоимости, с учетом степени удорожания капитальных затрат) на душу населения составляют 81,1 тыс. руб., что почти в два раза больше, чем в среднем по РФ. Сегодня в области имеется в наличии большой объем неиспользуемых производственных мощностей, на которых, при задействовании определенных экономических механизмов, можно производить конкурентную продукцию, строить жилье высокого потребительского спроса.

Таким образом, налицо объективные предпосылки инновационного развития региона, основанного на партнерских взаимоотношениях и диалоге внутри регионального сообщества (власть, бизнес, активная часть региона).

Однако практика свидетельствует, что инновационность как имманентное свойство предпринимателя на почве российских рыночных отношений еще не реализовалось. А это говорит о наличии серьезных недостатков в действующих экономических механизмах, прежде всего тех, которые касаются стимулирования и обеспечения инновационной деятельности [6].

В данном контексте объективной необходимостью становится формирование государственной долгосрочной инновационной стратегии.

1. Иода Е.В. Управление рисками инновационной деятельности в регионе. Тамбов, 2007.

2. Мировой опыт и экономика России: X Всерос. эконом. форум. 21-22 нояб. 2000 г. М., 2000.

3. Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области до 2015 года. Утверждено решением коллегии администрации Тамбовской области от 23.09.2006 г. № 14/2.

4. http://www.gks.ru/

5. Бетин О.И. Единая программа действий. О положении в области и основных направлениях ее социально-экономического развития. Тамбов, 2006.

6. Иода Е.В., Иода Ю.В., Мешкова Л.Л. Экономический рост региона в условиях неопределенности и риска: факторы, анализ, перспективы. Тамбов, 2006.

7. Наука в системе образования. Отчет о научной и инновационной деятельности за 2003 год / Минобразование России. М., 2004.

Поступила в редакцию 6.09.2007 г.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

(на примере Воронежской области)

А.А. Слепых

Slepykh A. A. Regional innovation policy - strategic purposes of realization and directions of improvement (exemplified by the Voronezh area). In the article the role of regional economy in innovation development of Russian Federation is allocated, the innovation potential of the Voronezh area is represented, and results of regional innovation policy implementation. On the basis of the analysis of the problems and strategic purposes of the innovation development of region, the author formulates basic tasks of innovation construction, supposing the solution on the basis of implementation of basic directions of regional innovation and industrial politics, completion of a complex of scientific and organizational-technical measures by regional bodies of state authority.

В настоящее время Правительством РФ активно поддерживается создание национальной инновационной системы (НИС), базирующейся на основе формирования и развития региональных инновационных кластеров [1-2].

Представление региона как самовоспро-изводящейся хозяйственной системы мезо-

уровня с учетом современных требований конкуренции должно предполагать инновационную природу расширенного воспроизводства. Саморазвитие региональной экономики может осуществляться на основе реализации в ней «внутренних» нововведений, обеспечивающих эффективную диверсифи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.