Научная статья на тему 'Региональная доминанта социально-экономического развития Тамбовской области'

Региональная доминанта социально-экономического развития Тамбовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смолина Е. Э., Юрина Е. А.

In the article the economic growth on the level of a region is researched through the system of indexes. The analysis of social-economic development of Tambov region for the year of 2006 is given. The peculiarities of the forming of the regional development model are studied.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная доминанта социально-экономического развития Тамбовской области»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ДОМИНАНТА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Е. Э. СМОЛИНА, Е. А. ЮРИНА

Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина

In the article the economic growth on the level of a region is researched through the system of indexes. The analysis of social-economic development of Tambov region for the year of 2006 is given. The peculiarities of the forming of the regional development model are studied.

В современной российской экономике отчетливо проявляется перенос центра тяжести управления на региональный уровень. Это обусловлено ростом суверенитета, усилением экономической самостоятельности и становлением основ финансово-бюджетной независимости. Поэтому все актуальнее становится изучение процессов социально-экономического развития территории с целью создания эффективной системы управления и обоснования стратегии этого развития.

Среди комплекса существующих проблем развития экономики любого региона одно из важных мест занимает проблема экономического роста. Процесс экономического роста на уровне региона более точно выражается через адекватную систему показателей.

Как явление рыночной экономики он определяется основными факторами - факторами предложения (количество и качество природных ресурсов, трудовых ресурсов, объем основного капитала, уровень технологии) и факторами спроса (степень полноты и использования ресурсов, рациональное распределение ресурсов с целью получения максимального экономического эффекта). Определяющими в данной системе факторов являются факторы предложения, которые в максимальной степени обеспечивают уровень экономического роста региона. На региональном уровне экономический рост целесообразно измерять темпами роста или прироста реального валового регионального продукта.

Сравнительный анализ социально-экономического положения Тамбовской области и других субъектов Российской Федерации свидетельствует о том, что по своим основным показателям

Тамбовская область относится к числу динамично развивающихся, имеющих положительные тенденции в преодолении кризисных явлений в экономике. На протяжении последних лет область имеет положительные показатели роста валового регионального продукта.

Однако достигнутые темпы роста не обеспечивают кардинального перелома в социальноэкономическом развитии Тамбовской области. Поэтому в настоящее время областная администрация принимает меры по разработке долгосрочной стратегии развития. В основу ее разработки положен анализ наиболее важных параметров социально-экономического развития области.

Основные индикаторы уровня социальноэкономического развития регионов на основе методологии, разработанной Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, показывают, что область занимает 53 место из 89 субъектов РФ, 14 место из 18 субъектов Центрального федерального округа и имеет обобщающий показатель: уровень развития ниже среднего.

Выявление негативных сторон нынешнего состояния экономики позволяет определить узловые факторы и направления стратегии развития экономики Тамбовской области.

Для безусловного обеспечения экономического роста как основы устойчивого социальноэкономического развития области мы проводим анализ имеющегося потенциала, факторов, которые являются преимущественными и отличительными в сравнении с другими регионами. Речь идет о том, чтобы, во-первых, определить преимущества региона в наличных ресурсах эконо-

мического развития, во-вторых, восполнить недостатки существующих ресурсов, в-третьих, в разрезе частного бизнеса сконцентрировать внимание местной власти на поддержке экономических основ предпринимательства. Важное место в сравнительных преимуществах занимают также знания и технологии, вовлеченность региона в действующие финансовые рынки, степень развитости физической инфраструктуры.

По природно-ресурсному потенциалу Тамбовская область занимает 66 место, производственный потенциал также достаточно низок -61 место. Тамбовская область никогда не входила в число промышленно-развитых областей и традиционно считалась сельскохозяйственной, специализируясь на производстве и поставке продовольствия в Москву и северные районы страны.

В современной российской экономике регионы, эксплуатирующие природно-сырьевые ресурсы, имеют более высокие показатели социальноэкономического развития в сравнении с регионами, где таких ресурсов нет или они не добываются. Показательным примером для ЦентральноЧерноземного экономического района является Белгородская область, где базовой основой экономики является эксплуатация железно-рудных месторождений.

Администрация Тамбовской области определила курс на повышение конкурентоспособности региона с расчетом, что конечным результатом совместной работы с экспертами Евросоюза должна стать разработка стратегии развития промышленности с использованием программноцелевых методов. В стратегии выделены 4 цели -социальная, экономическая, экологическая и институциональная - и 6 стратегических направлений. Экономическое развитие и повышение конкурентоспособности региона, согласно разработанной стратегии, предполагают улучшение бизнес-обстановки в регионе, повышение инвестиционной привлекательности области, развитие современной связанной экономики и развитие сектора малого предпринимательства, создание эффективной системы управления качеством товаров и услуг и создание региональных брендов.

Первый этап стратегии развития Тамбовской области (2005-2010 гг.) предполагает создание базиса для перехода региона на инновационный путь развития путем концентрации ресурсов в «точках роста», инфраструктуры для развития бизнеса, новых производств, формирование интегрированных структур и кластеров, рост занятости в малом бизнесе, подготовку высококвалифицированных специалистов инновационных на-

правлений. Второй период (2010-2015 гг.) - это переход на рельсы инновационного развития, он пока лишь обозначен. После обсуждения коллегией министерства Тамбовской области были предложены рекомендации по доработке некоторых разделов стратегии.

В настоящее время все изменения стоят в плане социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2015 г. с уточнением параметров, которые разработаны в Минэкономразвития. Второе направление работы в этом году - разработка программы социально-экономического развития области на среднесрочную перспективу на 2006-2008 гг.

Суть программы - это комплексное развитие всей территории. В этом и есть новый подход. Здесь и реальный сектор экономики, и социальные задачи, и улучшение качества и уровня жизни населения, причем приоритет отдан качественному повышению уровня жизни всех жителей области.

За последние 6 лет область вышла на динамичный путь развития, опережая многие среднероссийские показатели. В период с 2000 по 2005 гг. прирост валового регионального продукта составил 52 % (по РФ - 47 %), валовой продукции сельского хозяйства - 4 %. За это время инвестиции в основной капитал увеличились в 3 раза, собственные доходы областного бюджета выросли в 7 раз. Экономика Тамбовской области в последние годы демонстрирует стабильный рост, который определяется следующими показателями:

1. Общая оценка социально-экономической ситуации в регионе.

В январе-сентябре 2006 г. сохраняется тенденция устойчивого социально-экономического развития Тамбовской области. Оборот предприятий и организаций области по хозяйственным видам экономической деятельности составил 65,3 млрд. рублей или 123,0 % к соответствующему периоду 2005 г. [3].

Основная доля оборота (30,6 %) приходится на оптовую и розничную торговлю, темп роста составил 124,8 % к соответствующему периоду 2005 г. Доля оборота обрабатывающих производств сложилась на уровне 27,2 % (120,1 %), производство и распределение электроэнергии, газа и воды -14,7 % (130,0 %), строительство -

6,2 % (114,0 %), транспорт и связь - 10,5 % (118,7 %), сельское хозяйство - 5,3 % (119,6 %).

Сводный индекс потребительских цен в сентябре 2006 г. составил 100,3 %, с начала года -107,4 % (в сентябре 2005 г. - 100,5 %, с начала года - 106,8 %).

Реальные располагаемые денежные доходы в январе-сентябре 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросли на 10,2 %, к августу 2006 г. - на 6,3 % (в 2005 г. -соответственно на 9,2 % и 7,0 %).

Анализ социально-экономической ситуации в области за 9 месяцев 2006 г. позволяет ожидать в целом по году достаточно высокие темпы роста экономики региона.

2. Уровень жизни населения Тамбовской области в 2006 г.

Объем денежных доходов населения в январе-сентябре 2006 г. сложился в размере 60,1 млрд. рублей и возрос по сравнению с соответствующим периодом 2005 г. на 22,1 % [3].

Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) увеличились в сентябре 2006 г. по сравнению с предыдущим месяцем текущего года на

6,3 %, в январе-сентябре 2006 г. - на 10,2 % (в 2005 г. соответственно - на 7,0 % и 9,2 %).

В результате стабильного экономического развития области среднедушевые денежные доходы населения (в среднем за месяц) составили 5906,22 рублей, что в реальном выражении на

11,8 % выше, чем в январе-сентябре 2005 г.

Рост реальных денежных доходов населения в значительной степени обусловлен увеличением номинальных денежных доходов, среднемесячной заработной платы.

В январе-августе 2006 г. номинальная среднемесячная оплата труда одного работающего по полному кругу предприятий составила 5853,1 рублей и увеличилась относительно соответствующего периода 2005 г. на 22,3 % (в январе-августе 2005 г. прирост составлял 21 %). Размер реальной заработной платы с учетом роста потребительских цен вырос на 10,6 % против 5,5 % в январе-августе 2005 г.

Прирост реальной среднемесячной заработной платы наблюдается практически по всем видам экономической деятельности: здравоохранение и предоставление социальных услуг - 18,4 %; производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 13,9 %; образование - 13,0 %, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство -12,7 %; обрабатывающие производства - 11,2 %.

По-прежнему сохраняется значительная

дифференциация зарплаты на предприятиях различных видов экономической деятельности. Наиболее высокую среднемесячную заработную плату (свыше 8,0 тыс. рублей) имели работники связи, государственного управления и обеспечения

безопасности, обязательного социального страхования, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, финансовой деятельности, что в 1,4-2,2 раза выше, чем в среднем по области. Заработная плата в сфере здравоохранения, социальных услуг и образования составила соответственно 4625,5 и 4431,7 рублей. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года она увеличилась на 30,9 % и 24,9 %, но оставалась ниже среднеобластного уровня на 21-24 % (в январе-августе 2005 г. - на 27,0 %).

В январе-сентябре 2006 г. начисленная номинальная заработная плата одного работающего, по оценке, составит 5940,0 рублей и увеличится по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 22,3 %.

В структуре денежных расходов по-прежнему наибольший удельный вес занимают потребительские расходы, доля которых в общем объеме расходов возросла с 78 % в январе-сентябре

2005 г. до 81 % в январе-сентябре 2006 г., при этом доля расходов на покупку товаров увеличилась на 2 п. п. за счет роста потребительской активности населения. Среднемесячные расходы на потребительские цели на душу населения увеличились на 23,0 % и составили 4026,73 руб.

По состоянию на 30 сентября 2006 г. средний размер месячной пенсии (с учетом компенсации) составил 2570,62 руб., что больше, чем на соответствующую дату 2005 г., на 10,6 %. Средний размер пенсий обеспечивал 1,4 величины прожиточного минимума пенсионера, что соответствует показателю прошлого года.

Величина прожиточного минимума в целом по Тамбовской области (в расчете на душу населения) за III квартал 2006 г. составила для всего населения - 2473 руб., в том числе для трудоспособного населения - 2740 руб., для пенсионеров -1925 руб. и для детей - 2441 руб. и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в среднем на 13,9 %, что обусловлено ростом цен на товары повседневного спроса и услуги, учитываемые в потребительской корзине прожиточного минимума.

В области имеют место факты несвоевременной выплаты заработной платы. По сведениям организаций (без субъектов малого предпринимательства) суммарная задолженность по заработной плате работникам организаций области по перечню наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 октября 2006 г. составила 12,6 млн. руб.

Основная сумма просроченной задолженности по заработной плате сложилась из-за отсутствия у организаций собственных средств -

12605 тыс. руб. (99,9 %), задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней составила 11 тыс. руб., и весь ее объем приходится на местный бюджет. Значительная часть просроченной задолженности по заработной плате приходится на организации сельского хозяйства -7 млн. руб. (55,8 %) и обрабатывающих производств - 1,8 млн. руб. (14,3 %).

По сравнению с 1 сентября 2006 г. объем просроченной задолженности по выплате заработной платы снизился на 18,0 млн. руб. (58,8 %), по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снижение составило 154,5 млн. рублей (92,5 %). Значительному снижению задолженности способствуют совместные действия областной межведомственной комиссии по вопросам своевременности выплаты заработной платы, Тамбовской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, органов контроля и надзора, исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления.

При сохранении позитивных тенденций в развитии региональной экономики по итогам

2006 г. ожидается рост денежных доходов населения в 1,3 раза, реальных располагаемых денежных доходов населения - 113,3 %, при сохранении инфляции менее 1 % в месяц.

3. Основные индикаторы уровня социально-экономического развития регионов.

В настоящее время на территории области разведано по промышленным категориям 317 месторождений различных полезных ископаемых. В ближайшей перспективе наша область может также создать новую отрасль экономики - добычу и переработку минеральных ресурсов за счет разработки циркон-ильменит-рутилового месторождения «Центральное», которое по своим масштабам, определенным экспертизой, выполненной британской независимой компанией HOWE INTERNATIONAL LTD, является очень крупным и занимает по запасам рутила 3 место в мире, по содержанию рутила в исходных песках - 5 место в мире и 6 место в мире по отдаче с одной тонны продуктивных песков (5,4 доллара) из 15 подобных месторождений в мировой классификации. Добываемое минеральное сырье будет являться импортозамещающей продукцией, которое в настоящее время поставляется в Россию из Украины и других стран и будет пригодно в различных отраслях народного хозяйства. Реализация проекта освоения месторождения «Центральное» может вывести область в число ведущих регионов по добыче и переработке минеральных ресурсов.

Наиболее положительным и значимым показателем развития области является ее инфраструктурный потенциал. Область по обеспечению инфраструктурой занимает 29-е место в РФ. Через область проходят крупные транспортные артерии, в том числе по транспортировке газа и нефти. Этот фактор может сыграть роль «локомотива» развития экономики области. Поэтому наряду с традиционным использованием инфраструктуры сегодня прорабатываются проекты, которые позволили бы перерабатывать сырье.

Одним из таких проектов рассматривается строительство нефтеперерабатывающего завода на базе поступающего по нефтепроводу «Дружба» сырья.

В ближайшие годы стоит вполне конкретная задача восполнения недостатков эксплуатации существующих ресурсов, одним из которых является земля. За годы реформ в аграрном секторе экономики области посевные площади всех сельскохозяйственных культур сократились на четверть, и более 500 тыс. га перешли в состав залежных, необрабатываемых земель, что оказывало существенное влияние на экономическое положение сельскохозяйственных предприятий, на обеспеченность сырьевыми ресурсами местных перерабатывающих предприятий.

Рынок сельскохозяйственных продуктов пополнился новым производителем - это Агропромышленная корпорация «Стойленская нива». За текущий период АПК «Стойленская Нива» на приобретение новой техники и с/х прицепной техники, на поставку удобрений, на закупку, на приобретение минеральных удобрений, на приобретение протравителей, на поставку запасных частей, на оплату ГСМ проинвестировано более 180 млн. руб. Восстановлены залежные земли на общей площади 40 тыс. га, посеяно озимых 41 тыс. га, полностью убран урожай зерновых и зернобобовых культур на площади 20,5 тыс. га с объемом производства 36,5 тыс. тонн [1].

Важным является наличие свободных производственных мощностей промышленных предприятий и организаций строительства. В Тамбовской области основные фонды отраслей экономики (по полной балансовой стоимости, с учетом степени удорожания капитальных затрат) на душу населения составляют 81,1 тыс. руб., что почти в 2 раза больше, чем в среднем по Российской Федерации. Сегодня в области имеется в наличии большой объем неиспользуемых производственных мощностей, на которых при задействовании определенных экономических механизмов можно производить конкурентоспособ-

ную продукцию, строить жилье высокого потребительского спроса.

Неотъемлемой частью экономики области является малый бизнес. Объем производства товаров и услуг малыми предприятиями области в строительстве, сельском хозяйстве, транспорте несколько выше показателей Российской Федерации. Инвестиции малых предприятий в основной капитал за прошедший год составили 75,6 млн. руб., или 2,7 % от общего объема капитальных вложений в экономику области. Рост объема инвестирования средств за январь-июль 2001 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составляет около 20 %. Администрацией области уже в текущем году принимаются конкретные действия, направленные на поддержку и развитие предпринимательства, ставится задача обеспечения расширенного воспроизводства малого предпринимательства и усиления роли этого сектора экономики в социально-экономическом развитии области. Первым шагом на пути реализации этой задачи будет проведение государственной политики через областную Программу поддержки и развития малого предпринимательства, где заложены основные инструменты, позволяющие приблизить количественные и качественные показатели развития малого бизнеса к тем характеристикам, которые обеспечат устойчивое развитие этой сферы в регионе. Это будет началом системы мер, которая позволит, учитывая реалии сегодняшнего дня, обеспечить баланс интересов власти и малого бизнеса в области.

С учетом сложившейся структуры экономики области наиболее целесообразным является определение точек экономического роста на анализе исследования отраслей экономики региона, более перспективных и имеющих наилучший потенциал для развития [2].

Сегодня можно выделить три группы точек экономического роста Тамбовской области. В первую группу входят отрасли, имеющие за последние годы значительные темпы роста при наличии достаточно высоких показателей производства продукции: машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, электроэнергетика, пищевая промышленность.

Вторую группу составляют отрасли с наибольшим удельным весом в производстве промышленной продукции - машиностроение и металлообработка, пищевая, химическая и нефтехимическая промышленности. Третья группа наиболее обширна - здесь в качестве критерия для отбора используется другой показатель, в ко-

торый включаются отрасли с долей в совокупности произведенной промышленной продукции выше среднего показателя (отношение общей продукции (100 %) к количеству отраслей промышленности, действующих в области). Таким образом, сюда относятся отрасли, чей удельный вес в производстве промышленной продукции выше 4,8 % - это электроэнергетика, машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, пищевая.

Кроме того, к точкам экономического роста можно отнести отрасли, в которых доля убыточных предприятий ниже, чем аналогичный средний показатель (по итогам 2000 г. - 41,5 %). Это машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, электроэнергетика, мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность.

Итак, в Тамбовской области при разработке модели и стратегии развития первостепенное значение отводится развитию следующих отраслей промышленности: электроэнергетика, машино-

строение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, мукомольнокрупяная и комбикормовая, пищевая. Особое внимание уделяется пищевой промышленности, которая традиционна для Тамбовской области. Снижение темпов развития, достаточно высокий уровень убыточных предприятий при имеющемся значительном ресурсном потенциале говорит о необходимости более глубокого изучения проблем ее развития, модернизации методов управления, как на уровне отрасли, так и на уровне предприятий.

При формировании среднесрочной и долгосрочной стратегии развития региона определенным образом необходимо проводить мониторинг и отслеживать процессы наличия и емкости региональных товарных рынков, возможности покрытия спроса за счет развития местного производства на основе обеспечения такого производства ресурсами (трудовыми, энергосырьевыми, финансовыми); повышения качества выпускаемой продукции; развития транспортной, рыночной инфраструктуры по реализации товаров в оптовой и розничной торговле.

Приоритетным направлением экономической политики должно являться расширение рынков сбыта продукции в другие регионы. Сегодня такая работа проводится путем заключения соглашений с администрациями других регионов, в которых предусматриваются прямые выходы производителей нашего региона на оптово-розничные системы продвижения товаров в других регионах. Такие соглашения заключены с мэрией

г. Москвы, г. Санкт-Петербург и другими территориями.

Реализация структурно-территориальных проблем, сравнительных преимуществ, превращение их в конкурентные преимущества региональной экономики осуществляется, прежде всего, через структурно-территориальную политику. Речь идет о том, чтобы преимуществам структуры размещения экономических ресурсов соответствовала структура производства. Основу для решения практических проблем организационного оформления территориально-производственной интеграции, на наш взгляд, составляют территориально-производственные комплексы, представляющие собой объединение на ограниченной территории предприятий, связанных между собой по принципу технологической цепочки, и кластеры, согласно которым производственная структура конкретного региона должна развиваться по направлению, позволяющему использовать продукт одной отрасли для нужд нескольких других.

Сочетание на практике принципов территориально-производственных комплексов и кластеров дает возможность развития промышленности в направлении, наиболее благоприятном для региона. При этом упор должен быть сделан на взаимосвязь структуры производства с комплексом экономических ресурсов, присущих региону.

В качестве примера создания и деятельности территориально-роизводственного комплекса

можно предложить деятельность в Кирсановском районе агрохолдинга, который включает в себя сахарный завод, мощности по переработке подсолнечного масла. Основой поставки сырьевых ресурсов для этих мощностей стали сельскохозяйственные предприятия района. При этом в составе холдинга находится и машино-техноло-гическая станция, которая ведет обработку полей хозяйств, вошедших в систему холдинга. Таким образом, выявление взаимосвязей отраслей, работающих на местных ресурсах, а также использование традиционно сложившихся направлений деятельности позволяет создавать территориально-производственные комплексы на новой экономической основе.

Т ерриториально-производственная интеграция на основе кластеров в ближайшей перспективе станет одним из главных направлений по размещению производительных сил в регионе, и предпосылки для этого имеются. В аграрном секторе экономики области наиболее предпочтительным является организация кластера на основе производства, хранения, переработки фруктов. В этой системе интеграции могут быть завязаны не

только сельскохозяйственные предприятия, но и научные учреждения во главе ВНИИ садоводства, промышленные предприятия, связанные с производством холодильных установок, камер хранения и их обеспечения газовыми средами, перерабатывающие предприятия. Конечным продуктом этого кластера будут являться продукты для детского питания, концентрированные соки, вина.

В промышленном секторе экономики области характерным примером организации кластера может быть реализация проекта освоения месторождения «Центральное», при вовлечении предприятий химической отрасли, машиностроения, строительных материалов, сельскохозяйственных предприятий, научно-исследовательских учреждений, строительного комплекса области.

Основная цель структурной политики в среднесрочной перспективе заключается в развитии секторов региональной экономики, которые имеют конкурентоспособный потенциал как на внутреннем, так и на межрегиональных и мировых рынках. Реализация конкретных преимуществ этих секторов сдерживается из-за несовершенства и неразвитости рыночных механизмов, а также институтов по поддержанию экономических основ предпринимательства.

В ближайшие сроки предполагается выработать направления стимулирования процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышения их эффективности, содействия процессам интеграции и образования крупных конкурентоспособных компаний и фирм, всемерного содействия развитию малого бизнеса.

Особой заботой местной власти стали процессы реструктуризации и реформирования предприятий агропромышленного комплекса, где на новых экономических основах происходит формирование агрофирм.

Формирование конкурентной среды, обеспечение равного доступа на рынки может быть обеспечено за счет развития инфраструктуры, обслуживающей бизнес.

Реализация региональной инвестиционной политики является важным инструментом разработки модели развития экономики региона. Главной задачей этой политики будет являться создание условий, способствующих притоку инвестиционных ресурсов в экономику области, и обеспечение на этой основе устойчивого экономического роста.

С точки зрения анализа общего потенциала экономического развития области необходимо отметить, что для Тамбовской области значение инвестиционного потенциала, то есть доля облас-

ти в масштабе России, составляет всего 0,6 %. По итогам 1999 г. область занимала 70-е место в России по уровню инвестиций в основной капитал на душу населения из 89 субъектов Российской Федерации. По данным за первое полугодие 2001 г. темпы роста инвестиций в основной капитал составили 127,9 %, что почти в 7 раз превышает средний показатель по Российской Федерации.

Инвестиционная политика в среднесрочной перспективе будет осуществляться по трем направлениям: использование внутренних инвестиционных ресурсов, привлечение инвестиционных ресурсов из других регионов РФ и прямых иностранных инвестиций.

Важным источником инвестиций в развитие экономики региона должны стать внутренние инвестиционные ресурсы - накопления предприятий и сбережения населения. В последние годы наметился рост инвестиций в основной капитал экономики области. Их прирост в 2000 г. составил 8,2 %, в январе - июне 2001 г. в процентах к соответствующему периоду 2000 г. достиг почти 34 %.

Отраслевая структура инвестиций характеризуется следующими данными. В 2000 г. основной капитал инвестировался в основном в отрасли, оказывающие услуги населению и организациям, а также в строительную индустрию (до 90 % от всех инвестиций по двум отраслям). В отрасли, производящие товары, было направлено только около 1 млн. руб.

Региональных инвестиционных программ разрабатывается немало. Однако в ближайшее время мы намечаем переход к работе с конкретными предприятиями, имеющими нишу на рынке. Нужно работать и с теми, кто по техническому состоянию производства и характеру продукции имеет перспективу выхода на рынок. Первоочередная задача заключается в выведении на рынок предприятий, требующих для этого минимальных инвестиций. По мере роста производства будут увеличиваться и инвестиции в сферы деятельности, обслуживающие движение товаров и услуг. В качестве приоритетных направлений инвестирования следует рассматривать производства, способные перерабатывать местное сырье для выпуска потребительских товаров в виде готовой продукции с высокой долей добавленной стоимости. На первом этапе мы будем поддерживать промышленные производства, которые не исчерпали потенциал развития, имеют или могут завоевать свою нишу на рынке сбыта, проекты, несущие структурные изменения производству. Принципиальная позиция выбора инвестиционных приоритетов состоит в опоре на реальный плате-

жеспособный спрос и высокую потенциальную емкость потребительского внутреннего рынка.

При формировании модели регионального развития проблема выбора их направлений на основе расширения инвестиционной базы и трансформации экономики остается наиболее острой. Задача накопления инвестиционных ресурсов в рамках сложившейся ситуации диктует следование совокупности приоритетов инвестирования:

- платежеспособный спрос на продукцию инвестируемого производства;

- минимальная капиталоемкость инвестиционных проектов;

- минимальные инвестиционные и производственные циклы проектов;

- максимальная прибыль на вложенный капитал;

- максимальная продолжительность технологической цепочки спроса, порождаемого инвестиционным проектом.

Таким образом, анализ ресурсов показывает, что область имеет значительные запасы минеральных ресурсов, а также недоиспользуемые ресурсы в аграрном, промышленном и строительном секторах экономики области. Вовлечение этих ресурсов требует значительных капитальных затрат, в которых область также ограничена. В этой связи перед органами управления экономикой региона стоят задачи применения таких принципов управления, которые позволили бы интегрировать различные экономические интересы всех участников хозяйственного процесса по оптимизации и комбинации факторов регионального производства в целях обеспечения его эффективности.

Обеспечение экономического роста, переход региона к устойчивому социально-экономическому развитию требуют решения комплекса проблем. Среди них важное место занимает проблема выработки модели региональной экономики на среднесрочный и долгосрочный периоды, а также создание эффективной структуры экономики региона. Общим подходом к исследованию вышеуказанной проблемы является определение точек экономического роста.

Литература

1. Вестник Администрации Т амбовской области. Тамбов, 2005. № 4.

2. Семигин Г. Российскому Отечеству - новый социально-экономический курс. Задачи 2007 года: Мат-лы доклада // Патриоты России. 2006. № 1 (001). Сент.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Статистический ежегодник: Стат. сб. Тамбов: Издательский центр Тамбовстат, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.