Научная статья на тему 'Тенденции развития информационной инфраструктуры обеспечения предпринимательской деятельности'

Тенденции развития информационной инфраструктуры обеспечения предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
489
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / BUSINESS / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / INFORMATION INFRASTRUCTURE / СЕТИ СВЯЗИ / COMMUNICATION NETWORK / КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Койда Сергей Петрович

В статье отмечается, что при переходе к информационному обществу определяющую роль в развитии предпринимательской активности начинают играть информационные ресурсы. На основе данных официальной статистики автором выявлены и описаны основные тенденции развития информационной инфраструктуры обеспечения предпринимательской деятельности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends in the development of information infrastructure for entrepreneurship

The article notes that in the transition to the information society a key role in the development of entrepreneurial activity are beginning to play information resources. Based on official statistics revealed by the author and describes the main trends of development of information infrastructure for doing business in Russia.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития информационной инфраструктуры обеспечения предпринимательской деятельности»

С П. КОЙДА

Сергей Петрович КОЙДА — соискатель СГТбГУЭФ.

В 2000 г. окончил Ярославское высшее военно-финансовое училище.

Автор 4 публикаций.

Область научной специализации — экономика предпринимательства, инновации, информационные технологии и системы.

^ ^ ^

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*

Развитие современного предпринимательства все более опосредуется не материальными, а идеальными, прежде всего информационными, ресурсами. Информация в современных условиях уже осознается как ключевой экономический ресурс. Возникают и бурно развиваются рынки информации и различного рода информационные базы общего и специального (коммерческого) доступа, расширяется сеть систем связи и комплексов обработки данных [4].

Эти изменения привели к тому, что в современных экономических теориях информация рассматривается двояко: как ресурс и как информационная база экономических взаимодействий предпринимательских организаций [1, с. 17-34]. При этом информационная база экономических взаимодействий, как правило, рассматривается также в качестве технологической базы информационного общества, переход к которому, по мнению ряда авторов, происходит с конца XX в. [см.: 2; 3; 5 и др.].

Информация и информационная инфраструктура кардинально меняют организацию бизнеса. Информационная инфраструктура, в целях эффективного управления ее развитием, предполагает проведение специального экономического анализа. Рассмотрение информации в качестве экономического ресурса требует соотнесения таких понятий, как «информация» и «знание». Дело в том, что имеющийся понятийный ряд — «информационное общество», «экономика знаний» и т. п. — не является рядоположенным и в силу этого затрудняет создание реальных механизмов экономических взаимодействий при использовании информационных ресурсов.

Понимание знания как упорядоченной информации нуждается в корректировке. Данное обстоятельство вызвано тем, что первоначальное понимание информации как передачи сведений сохранялось на протяжении более двух тысячелетий вплоть до середины XX в. К этому времени в связи с прогрессом технических средств массовых коммуникаций (телеграф, телефон, радио, телевидение и т. д.), в особенности с ростом объема передаваемых сведений, появилась необходимость их измерения. Еще в 20-х годах XIX в. делались попытки измерения информации и высказывались идеи, которые затем были использованы в вероятностно-статистической теории информации. Однако подлинная история теории информации начинается с опубликования в 1948 г. статьи К. Шеннона «Математическая теория связи» [7], где было дано вероятностно-статистическое определение понятия количества информации, предложена абстрактная схема связи, сформулированы теоремы о пропускной способности, помехоустойчивости, кодировании и т. д.

ГРНТИ 06.71.11 ©С.П. Койда, 2012 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук проф. В.А. Плотникова.

Исследование информации как экономического ресурса преследует цель выявить, прежде всего, содержание понятия, к которому применяются количественные методы исследования. Математические теории информации обслуживают свой, отличный от экономики, предмет исследования. Поэтому возникла насущная необходимость в создании целостных экономических теорий или концепций информации. Можно полагать, что в экономической деятельности информация как ресурс должна быть рассмотрена с позиций востребованности этого ресурса, свойств и характеристик информации как экономического ресурса и прочих особенностей, ныне рассматриваемых в рамках отдельных сегментов теории институциональной экономики. Вместе с тем нельзя не отметить, что институциональная теория не пользуется понятием «знание», не рассматривает знание в качестве ресурса, и это при том, что достаточно большое число исследователей пользуются термином «экономика знаний».

Не углубляясь детально в экономико-теоретический анализ понятия «информация» и связанных с ним категорий, отметим, что прогресс реальной хозяйственной жизни, развитие предпринимательства в современных условиях неразрывно связаны с развитием информационных систем, как внутренних (для предприятий), так и внешних, коллективного пользования, совокупность которых формирует новую среду ведения бизнеса, характерную для информационного общества. Рассмотрим основные тенденции в этой области, базируясь на данных официальной статистики, приведенных в табл. 1.

Таблица 1

Основные показатели использования информационных и коммуникационных технологий

в российских организациях (в % от обследованных в рамках выборочных наблюдений)

Показатель Годы

2003 2005 2008 2009 2010

Используют персональные компьютеры 84,6 91,1 93,7 93,7 93,8

Используют локальные вычислительные сети 45,8 52,4 59,3 60,5 68,4

Используют электронную почту 48,6 56,0 74,4 78,5 81,9

Используют Интернет 43,4 53,3 73,7 78,3 82,4

Имеют веб-сайт в сети Интернет 13,5 14,8 22,8 24,1 28,5

Ист. \ [6, с. 499].

Как следует из анализа табл. 1, в использовании информационно-коммуникационных технологий российскими организациями могут быть выделены следующие тенденции.

1. Начиная с середины первого десятилетия XXI в., использование персональных компьютеров российскими бизнес-организациями неуклонно росло, достигнув уровня чуть выше 93 %, после чего этот рост прекратился. Можно сделать вывод, что рассматриваемый показатель достиг насыщения. Дальнейшее существенное увеличение этого показателя маловероятно.

В число 7 % организаций, не пользующихся персональными компьютерами, по нашему мнению, входят те, которые предоставили в ходе обследований недостоверные или ошибочные данные, имеющие малочисленный и слабо технически подготовленный управленческий персонал, который не видит преимуществ в использовании компьютерной техники для управления в конкретных условиях ведения ими бизнеса, а также те, кто в силу недостатка располагаемых ресурсов полагает использование компьютеров экономически нецелесообразным.

Из рассмотренной тенденции можно сделать важный, в том числе для ИТ-отрасли, вывод: бурного роста рынка персональных компьютеров в стране ожидать не следует. Рынок вступил в фазу насыщения, зрелости. Основные процессы на нем могут быть связаны либо с технологической модернизацией имеющегося оборудования, его заменой вследствие моральной и физической изношенности, либо с появлением нишевых продуктов, адресованных конкретным пользователям, которые, скорее всего, будут являться элементом комплексных информационно-технологических решений.

2. Сохраняется потенциал роста локальных сетей уровня предприятий. Несмотря на глубокое проникновение компьютерной техники, лишь около 2/3 их парка на предприятиях технически взаимосвязаны в рамках локальных сетей. С 2003 по 2010 г. уровень интеграции внутреннего инфокоммуника-ционного пространства компаний вырос с 57 до 73 %. Этот показатель, как ожидается, будет расти и дальше, что составляет вторую тенденцию в рассматриваемой сфере.

Причем рост этот, как предполагает автор, будет происходить по двум направлениям. Первое — расширение уровня интеграции в рамках уже существующих сетей, улучшение их технических харак-

теристик, подключение к ним новых компьютеров и периферийных устройств (сетевых принтеров, факс-аппаратов и пр.). Второе — повышение общего уровня интеграции с достижением в перспективе 100 %-ного охвата компаний, имеющих компьютерную технику, локальными сетями.

Обе рассмотренные частные тенденции свидетельствуют о значительном потенциале роста на рынке сетевых услуг и продажи соответствующего оборудования. ИТ-компании-интеграторы, уловившие эти тенденции и своевременно перестроившие свой бизнес, могут извлечь значительную выгоду из этого.

3. Использование в деятельности российских компаний интернет-технологий пока еще носит преимущественно пассивный характер. Но это использование (доступ в Интернет, наличие активных реквизитов электронной почты) также близко к насыщению.

Если 51-57 % компаний, имевших в 2003 г. в своем распоряжении персональные компьютеры, пользовались ресурсами Интернета и электронной почтой, то в 2010 г. число таких компаний увеличилось до 87-88 %. Это свидетельствует о тенденции более активного использования российским бизнесом ресурсов Интернета и электронной почты, и в этом направлении ожидается быстрый рост, до уровня 100 %, в том числе из-за широкого распространения персональных компьютеров.

4. Несмотря на определенный рост (с 2003 по 2010 г. число компаний, имевших в своем пользовании персональные компьютеры и одновременно располагавших собственным сайтом в Интернете, выросло вдвое — с 16 до 30 %) уровень активного использования интернет-технологий (для имиджевой рекламы, продажи своих товаров и услуг, организации консультаций для потребителей, публикации стратегических планов и др.) предпринимательскими структурами остается сравнительно низким. В этой области ожидается значительный рост в среднесрочной перспективе, который будет происходить по мере роста конкуренции, а также появления новых предложений по созданию и сопровождению веб-сайтов со стороны специализированных компаний.

Именно оказание комплекса услуг, связанных с обеспечением активного присутствия компаний в виртуальном пространстве, является одним из наиболее перспективных направлений развития информационной инфраструктуры обеспечения предпринимательской деятельности. Обратить внимание на эту тенденцию следует менеджменту как специализированных ИТ-фирм, от широты и дифференцированное™ предложений которых будет зависеть их среднесрочная рыночная позиция, так и всех прочих предпринимательских структур, для которых активное присутствие в виртуальном пространстве означает значительное улучшение конкурентных преимуществ.

Помимо анализа вышеперечисленных тенденций, нами было проведено специальное исследование для выявления между перечисленными в табл. 1 показателями корреляционных зависимостей. Соответствующие результаты приведены в табл. 2.

Как следует из анализа табл. 2, наиболее сильная взаимосвязь наблюдается между показателями использования электронной почты и Интернета, она близка к единице. Это означает, что российские компании в качестве основного средства своего интернет-присутствия рассматривают использование электронной почты.

Таблица 2

Статистическая взаимосвязь (коэффициенты корреляции) основных показателей

использования информационных и коммуникационных технологий в российских организациях

Используют персональные компьютеры Используют локальные вычислительные сети Используют электронную почту Используют Интернет Имеют веб-сайт в сети Интернет

Используют персональные компьютеры 1,000 0,872 0,892 0,904 0,811

Используют локальные вычислительные сети 0,872 1,000 0,958 0,961 0,974

Используют электронную почту 0,892 0,958 1,000 1,000 0,979

Используют Интернет 0,904 0,961 1,000 1,000 0,976

Имеют веб-сайт в сети Интернет 0,811 0,974 0,979 0,976 1,000

Рассчитано автором по данным табл. 1.

Кроме того, обнаруживается сильная взаимосвязь между показателями, характеризующими интеграцию внутреннего и внешнего инфокоммуникационного пространства компаний. Иными словами, если менеджмент принимает решение о создании локальной сети, то с высокой долей вероятности эта компания будет активно продвигаться в направлении интеграции в глобальные информационные сис-темы.

Выявленные нами тенденции развития информационной инфраструктуры обеспечения предпринимательской деятельности российских компаний отражают объективно сложившуюся в этой сфере ситуацию и динамику ее изменения. Их использование руководителями предприятий позволит выбирать более эффективные направления развития системы управления бизнесом, обеспечивая его конкурентоспособность. Информация о них также может быть полезна компаниям ИТ-сектора для формирования собственных стратегий рыночного развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях перехода к инновационному развитию: в 2 т. / под ред. С.А. Дятлова, Д.Ю. Миропольского, В.А. Плотникова. Т. 1. СПб.: Астерион, 2010. 394 с.

2. Добрынин А.И., Иелееа Е.С. К вопросу о модернизации модели высшего образования в России // Экономика и управление. 2011. № 5. С. 128-135.

3. '¡усев Г.Ю., Плотников В.А. Социальные закономерности и роль человека в современном экономическом развитии // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2011. № 119. С. 22-26.

4. Плотников В.А. Обеспечение конкурентоспособности российского предпринимательства // Экономика и управление. 2009. № 10. С. 23-26.

5. Попов А.П., Плотников В.А. Инновационно-креативный потенциал — основа наукоемкой экономики // Известия СПбУЭФ. 2011. № 4. С. 134-136.

6. Российский статистический ежегодник. 2011: стат. сб. / Росстат. М., 2011. 795 с.

7. Шеннон К. Математическая теория связи // Работы по теории информации и кибернетике. М.: Изд-во иностранной литературы, 1963.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.