Научная статья на тему 'Тенденции и стратегия развития объединений предпринимателей на современном этапе'

Тенденции и стратегия развития объединений предпринимателей на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
359
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции и стратегия развития объединений предпринимателей на современном этапе»

Экономическая наука современной России

Экспресс-выпуск №2(7), 2001 г.

Тенденции и стратегия развития объединений предпринимателей на современном этапе

В.А. Быков, вице-президент ТПП РФ

Положительные тенденции в социально-экономической жизни страны создают реальные предпосылки для консолидации отечественного предпринимательства, формирования эффективных механизмов взаимодействия бизнеса и власти, расширения участия системы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в процессе выработки и реализации экономической политики государства.

За годы рыночных преобразований в России сформировалось по разным оценкам от полутора до двух тысяч межотраслевых, отраслевых и профессиональных объединений предпринимателей, действующих на общероссийском, межрегиональном и региональном уровнях. Далеко не все из них готовы и могут конструктивно отстаивать свои корпоративные интересы на всех уровнях власти. В отсутствие четких долгосрочных программ, организационного опыта, ресурсных возможностей и широкой общественной поддержки многие объединения либо выполнили свою миссию и трансформировались, либо деградировали и фактически прекратили свое существование. Известна масса примеров существования организаций «де-юре», численный состав которых ограни-

чен двумя душами - президента и главного бухгалтера, а в ряде случаев - и без последнего.

Такая тенденция не могла не затронуть и членские организации Палаты: за период с 1998 по 2000 гг. было прекращено членство в ТПП РФ шести объединений, и этот перечень остается открытым. Сегодня у нас есть вопросы по существу деятельности или отсутствия таковой к Ассоциации финансово-промышленных групп России, к Комитету российского предпринимательства, Ассоциации женщин-предпринимателей России и ряду других членских организаций, которые на протяжении 3-4 лет не в состоянии уплатить символичный членский взнос.

Вместе с тем в целом система предпринимательских объединений становится более упорядоченной и организованной, происходит углубление и диверсификация их отраслевой направленности. На передний план их деятельности выходят проблемы совершенствования существующих структур и механизмов, поиск оптимальных размеров, стратегий и пропорций организационного развития.

Большинство объединений предпринимателей, являющихся сегодня членами ТПП РФ,

© В.А. Быков, 2001

находятся на этапе интенсивного развития. Они демонстрируют примеры высокой организованности и играют заметную роль в развитии различных отраслей предпринимательской деятельности, ориентируясь на выражение конкретных интересов предпринимателей, объединенных общим рынком товаров или услуг и имеющих общие интересы и потребности. Это транспортные ассоциации, союзы парфюмерно-косметической, текстильной и легкой промышленности, ассоциации малого бизнеса, страховые и банковские объединения, аграрно-промышленные союзы и ассоциации и другие.

Социологические опросы предпринимателей и специальные исследования показывают, что деловое сообщество пришло к осознанию необходимости дальнейшей самоорганизации, консолидации и поиска новых путей упрочения позиций бизнеса во взаимодействии с феде-^ ральными и региональными органами государ-

£ ственной власти и воздействия на власть с це-о

^ лью принятия законодательных и нормативных

2 актов, регламентирующих предприниматель-

2 скую деятельность и направленных на утверж-

Ц дение в России цивилизованного, безопасного

$ и социально-ответственного бизнеса.

о

& В последнее время в стране активно об-

^ суждается тема глобальной репутации России,

♦ которая напрямую связана с репутацией отече-

| ственного предпринимательства.

£ Сегодня в подавляющем большинстве ма-

'§ териалов зарубежных средств массовой инфор-

| мации (до 85% - в европейских и американ-

II ских, до 60% - СМИ «третьих стран») тому, что

° происходит в России, дается в целом негатив-

Ц ная или скептическая оценка. Она основана на

х активной разработке и развитии устоявшегося

к

| набора из пяти стереотипов: «Новая военная

| угроза», «Опасность экологической катастро-

§ фы», «Русская криминальная экспансия», «Па-

$ ралич власти» и «Нецивилизованный бизнес».

Основная причина этого процесса заключается в отсутствии со стороны государства и делового сообщества грамотных систематических действий по управлению ситуацией.

В этой связи деятельность Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по реализации Национальной программы «Российская деловая культура», инициатором которой она выступила пять лет назад, в последние годы сопровождается усилением внимания к этическим аспектам ведения бизнеса. Это отвечает интересам как самого бизнес-сообщества, так и общества в целом.

Первыми к осознанию необходимости усиления «этической компоненты» в принятии деловых решений подошли наиболее отлаженные в организационно-правовом механизме объединения предпринимателей: Ассоциация российских банков, Всероссийский союз страховщиков, Российское общество оценщиков, Российская гильдия риэлторов, Союз выставок и ярмарок.

В последующем усиление внимания к вопросам внутрифирменных отношений, корпоративной культуры и деловой этики получило развитие в других предпринимательских сообществах и во многих регионах России. Так как следование общепринятым мировым правилам делового и торгового оборота должно стать приоритетом консолидированной деятельности и власти, и предпринимателей, и средств массовой информации.

В связи с этим Национальный фонд «Российская деловая культура», созданный ТПП Российской Федерации для реализации Национальной программы «Российская деловая культура», ведет целенаправленную работу по созданию системы деловой этики в России, расширяя количество региональных центров деловой этики с участием объединений предпринимателей, торгово-промышленных палат, про-

мышленных и финансовых структур, а также учреждений бизнес-образования.

Предполагается, что деятельность Комитета ТПП РФ по деловой этике, создание которого запланировано в 2001 г., поможет превратить в конечном итоге региональные центры в механизм внедрения отделов деловой этики на конкретных предприятиях и в средство реализации результатов этой работы более широким кругом организаций корпоративных кодексов поведения.

Необходимо отметить, что программа «Российская деловая культура» вызывает большой международный интерес со стороны ЮНЕСКО, Фонда «Евразия», Центра международного частного предпринимательства CIPE, Центра «Трансперенси Интернешнл», Министерства торговли США и Мирового центра этических ресурсов. Сегодня репутационный менеджмент должен стать для предпринимателей одной из ключевых функций их деятельности.

Среди основных проблем: управление деловой репутацией; ее роль в эффективности деятельности организации; факторы, влияющие на формирование позитивной и негативной деловой репутации; цена деловой репутации; место деловой репутации в организационной культуре предприятия; доверие к организации как важнейшее следствие и проявление деловой репутации; формы взаимодействия бизнеса, власти и общества; социальное партнерство как ключевой фактор репутации в обществе; роль подразделений по управлению персоналом и служб по развитию внутренних и внешних общественных связей в формировании устойчивой деловой репутации.

Строительство собственной репутации -это глобальная стратегическая задача Торгово-промышленной палаты России и всей ее системы в целом.

Сейчас уже для всех очевидно, что только совместно деловое сообщество может эффек-

тивно влиять на формирование и реализацию государственной политики, непосредственно участвовать в законодательных процессах, затрагивающих предпринимательство, увязывать в единый комплекс интересы государства и деловых кругов.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации адекватно оценивает и поддерживает усилия в этом направлении таких общероссийских объединений, как Координационный совет содействия отечественным товаропроизводителям, Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей) и ряда других и принимает участие в деятельности этих организаций. Деятельность этих объединений вносит немало позитивного в формирование условий для цивилизованного развития предпринимательства в России.

Между тем, мировой опыт и практика свидетельствуют, что существующий вакуум между Э

законодательными и исполнительными органа- он

о

ми власти, с одной стороны, и предпринима- и

е

тельством, с другой, с максимальной эффектив- к

ностью может заполнить обладающая узаконен- ^

н

ным правом законодательной экспертизы наибо- аук лее гибкая и универсальная система ТПП РФ с с

входящими в нее объединениями предпринима- вр

е

телей и территориальными торгово-промыш- е

н

ленными палатами. Торгово-промышленная па- о

й

лата является уникальным организационным Р механизмом, способным увязывать баланс инте- о ресов различных отраслей и субъектов предпринимательской деятельности, которые могут вхо- к дить в противоречие при разработке общеэконо- пр

с

мических законопроектов, мер таможенно-та- в

рифного регулирования, формировании позиции пу

России по вопросу присоединения к ВТО. Ины- *

ми словами, речь идет о возможностях ТПП РФ (

соблюдения межотраслевого баланса. ),

Возможность повысить эффективность 00

своей нормотворческой и хозяйственной дея- г.

тельности, расширить спектр предоставляемых членским организациям услуг, используя опыт, авторитет и мощь потенциала системы ТПП РФ, является серьезной мотивацией к вступлению в члены Палаты новых союзов и объединений предпринимателей. Наиболее актуальными и сложными для объединений предпринимателей являются такие направления деятельности, как поиск источников финансирования, формирование и расширение региональной структуры, работа с органами власти и защита корпоративных интересов организации в органах власти. Не обладая правом вносить в законодательные органы собственные законопроекты, ассоциации и союзы во многих случаях способны инициировать принятие одних законов и блокирование других, то есть действовать как эффективные группы давления. Наиболее часто в этих целях они используют средства мас-^ совой информации и своих представителей в

государственных органах власти. ^ Представители предпринимательских объест динений являются участниками, а нередко и ру-2 ководителями различных консультативных орга-Ц нов при Правительстве РФ, в министерствах и ¡Р ведомствах, и от их мнения во многом зависит

о

& содержание тех рекомендаций, которые стано-

С

^ вятся основой правительственных программ. ♦ Представители ТПП РФ и многих отрасле-

| вых объединений предпринимателей - членов

£ Палаты входят в состав Консультативного сове-

>§ та по таможенной политике при ГТК России,

| коллегии МАП России, Правительственной ко-

а миссии по транспортной политике, Комиссии

<3 Правительства РФ по выставочно-ярмарочной

Ц деятельности, Координационного совета по

х разработке государственной политики в облас-

| ти пищевой и перерабатывающей промышлен-

| ности при Минсельхозе России, Попечитель-

§ ского совета Федерального фонда поддержки

О

$ малого предпринимательства и др.

Развитие инфраструктуры услуг является также одним из приоритетных направлений деятельности ТПП Российской Федерации. Координация усилий в этом направлении Палаты и объединений предпринимателей могла бы быть эффективным направлением сотрудничества, повышения качества и профессионального уровня предоставляемых услуг. К сожалению, до сих пор не сформирована реальная система льгот на услуги, предоставляемые ТПП РФ союзам и ассоциациям. Работу с членами ТПП РФ и потенциальными членами затрудняет отсутствие сводного перечня услуг, оказываемых Палатой и предприятиями системы ТПП РФ о выпуске которого было принято решение на июньском Правлении ТПП РФ еще в 1996 г.

Другая проблема, остро проявившаяся в тот же период - конкуренция в сфере оказания услуг между ТПП РФ и отраслевыми объединениями предпринимателей - членами ТПП РФ, в связи с чем встала задача выстраивания взаимоотношений с членами Палаты таким образом, чтобы сотрудничество было взаимовыгодным, не приводило к конкурентному противостоянию и базировалось на принципах равноправного партнерства.

На нынешнем этапе Палата уже не имеет права строить отношения по принципу «старшего и младшего брата». Но нельзя закрывать глаза и на то, что процесс укрепления отраслевых объединений предпринимателей объективно создает предпосылки для соперничества и возникновения противоречий между ними. Именно устраняя подобные конфликтные ситуации, ТПП РФ в силу своих определенных Законом и Уставом целей и задач может и должна выполнить гармонизирующие и консолидирующие функции.

Не менее важным резервом укрепления взаимодействия в области содействия развитию предпринимательства является развитие

сотрудничества объединений с территориальными торгово-промышленными палатами.

В последние годы практически завершилось формирование федеральной сети и системы торгово-промышленных палат в Российской Федерации как корпоративной основы, представляющей интересы деловых кругов. Расширяется их представительская функция. С участием объединений предпринимателей палаты организуют диалог бизнеса и власти, проводят подготовку и экспертизу правовых актов на федеральном и региональном уровнях, разрабатывают, согласуют и выносят для обсуждения и принятия решений предложения по развитию предпринимательства. Руководители территориальных палат, как правило, входят в состав экономических советов, различных комиссий, комитетов при администрациях субъектов Федерации.

Во многих палатах накоплен опыт по формированию консолидированной позиции деловых кругов региона в вопросах поддержки малого предпринимательства, выставочно-ярма-рочной деятельности, решении иных социально-экономических проблем регионов. Территориальные палаты участвуют в создании региональных отраслевых объединений предпринимателей, проводят совместные мероприятия, исследования, осуществляют обмен информацией, подготовку совместных документов в органы власти и т.п.

Таким образом, можно говорить о том, что на региональном уровне также во многом сформирована основа корпоративного и функционального механизма взаимоотношений между ТПП и объединениями предпринимателей, которая может стать фундаментом для выстраивания системы отношений с союзами и ассоциациями предпринимателей федерального уровня.

Наметившаяся некоторое время назад тенденция к расширению взаимодействия союзов и ассоциаций на региональном уровне не при-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обрела устойчивого, системного характера и остается только тенденцией. Анализ свидетельствует, что пока не удается выработать универсальные формы взаимовыгодных контактов территориальных палат и отраслевых объединений предпринимателей, действующих на федеральном уровне.

Определенным стимулом к развитию взаимодействия территориальных палат и объединений предпринимателей послужит активная позиция в решении социально-экономических проблем регионов, занятая полномочными представителями Президента РФ в семи федеральных округах.

По состоянию на апрель 2001 г. членами ТПП РФ является 91 объединение предпринимателей, 5 объединений подали документы на вступление, около 8 отраслевых объединений рассматривают вопрос о вступлении. По наиболее характерным признакам (география дея- ^

я

тельности, принадлежность к конкретной от- §

о

расли или виду деятельности, принадлежность |

£

к определенной социальной группе и др.) член- | ские организации ТПП РФ представлены сле- ^

X

дующим образом: ц

Общероссийские (имеющие свои

отделения на территориях

не менее половины субъектов РФ) 68

Отраслевые 63

Межотраслевые 25

Социально-направленные 3

«Союзы союзов» (имеющие в своем

составе объединения, попадающие

в разряд самостоятельных

общероссийских или отраслевых) 5

Анализ свидетельствует, что большую *

тт-п-т 2

часть корпоративных членов ТПП РФ состав- (

ляют отраслевые объединения, которые также ~

могут быть отнесены к разряду общероссий- 0

ских и «союзам союзов». .

Сохраняется устойчивая положительная динамика роста членской базы: 1998 г. - 11, 1999 г. - 11, 2000 г. - 15. Из вступивших в члены ТПП РФ объединений в 1998-2000 гг. можно выделить следующие группы:

• предприниматели и предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности;

• транспортной отрасли;

• крупного промышленного производства;

• деревообрабатывающей и лесной промышленности;

• текстильной и легкой промышленности.

Остальные объединения представляют интересы других видов предпринимательской или профессиональной деятельности.

Можно с уверенностью отметить, что курс на привлечение в состав ТПП РФ новых союзов преимущественно отраслевой направленности позволил укрепить ее авторитет в рос-^ сийском предпринимательском сообществе и

Лз фактически превратил Палату в крупнейшую о

^ организацию, представляющую интересы рос-

2 сийского бизнеса.

2 Анализ основных показателей организаци-

Ц онного развития (численность, организацион-

^ ная структура, наличие системы услуг и регио-

^ нальной сети и т.п.) союзов и ассоциаций, всту-с гт_г_

^ пивших за последние годы в ТПП РФ, показы-

♦ вает, что все они имеют управленческий аппа-

| рат, развитую систему руководящих органов,

о ^

£ располагают региональной сетью и представ-'§ ляют собой открытые для вхождения образова-

| ния, ориентированные на увеличение числен-2 „ а ности членов родственной отраслевой или про° фессиональной принадлежности. Ц В ближайшей перспективе определенным

х укреплением позиций отечественных произво-

| дителей товаров и услуг и осознанием ими сво-

| их интересов, начавшимся процессом наведе-

§ ния порядка на всех уровнях государственной

О

$ власти расширяется поле для деятельности об-

щественных объединений предпринимателей. Происходящие изменения потребуют от ТПП РФ усиления взаимодействия с объединениями предпринимателей в вопросах выработки консолидированных позиций по отстаиванию интересов предпринимательства в органах исполнительной и законодательной власти Российской Федерации, с международными организациями, зарубежными компаниями.

Постоянно растет роль некоммерческих объединений в экономической жизни России. Особенно это касается новых отраслей, существовавших до недавнего времени в зачаточном состоянии («Союзупак», «Гранул», «Роска-мень»).

Анализ целей и задач, которые ставят перед собой объединения предпринимателей, свидетельствует о том, что практически все они главной своей задачей видят участие в законотворческих процессах, защиту прав и отстаивание интересов своих членов во взаимоотношениях с органами государственного управления. В числе других основных целей своей деятельности объединения предпринимателей выделяют развитие определенных отраслей или видов предпринимательской деятельности.

Опыт работы с союзами и ассоциациями предпринимателей, а также проведенное социологическое исследование свидетельствует о том, что подавляющее большинство из них постоянно в той или иной форме взаимодействуют с органами власти, пытаясь должным образом донести до их сведения свои позиции по актуальным вопросам развития предпринимательства.

Краткий обзор основных направлений деятельности и крупных акций, осуществленных Ассоциацией российских банков только в 2000 г., дает представление о многогранной работе по развитию банковской системы России: проведение Международной конференции «Бан-

ковские и финансовые технологии на службе реальной экономики», заседания Комитета Европейского делового конгресса «Законодательство, банки, финансы», подготовка «Концептуальных основ развития банковской системы России», инициирование принятия Госдумой ФС РФ ряда законодательных актов по изменению дискриминационного налогообложения банков и повышению уровня капитализации российской банковской системы, доработка проекта «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2001 г.» и другие. Однако, сами объединения предпринимателей - члены ТПП РФ оценивают эффективность собственной лоббистской деятельности как недостаточную. В этой связи возможности для конструктивного диалога с органами государственной власти, предоставляемые ТПП РФ, становятся для них одним из главных факторов сотрудничества с Палатой.

Стратегия взаимодействия ТПП РФ с органами власти в законодательном обеспечении развития предпринимательства, одобренная Правлением ТПП РФ в марте 2000 г., обеспечивает основу для создания постоянно действующего механизма для целенаправленной работы по защите интересов бизнеса.

Анализ реализации стратегии взаимодействия ТПП РФ с органами власти свидетельствует, что за прошедший год существенно расширились возможности для ведения диалога с Государственной Думой Федерального Собрания РФ. В течение 2000 г. при содействии представительства ТПП РФ в Госдуме ФС РФ были организованы 2 встречи деловых кругов с Председателем Государственной Думы Федерального Собрания РФ Селезневым Г.Н., в которых приняли участие председатели комитетов и комиссий ТПП РФ, руководители объединений предпринимателей - членов Палаты, территориальных торгово-промышленных па-

лат, предприниматели, ученые, журналисты. Эти встречи позволили донести до руководства Государственной Думы консолидированную точку зрения представителей делового сообщества по вопросам законодательного обеспечения реального сектора экономики, приоритетов взаимодействия бизнеса и власти.

По приглашению Совета Федерации Федерального собрания РФ ТПП РФ принимала участие в работе всех четырех Петербургских экономических форумов, в рамках каждого организуя проведение «круглых столов» по различным аспектам взаимодействия бизнеса и власти в стабилизации социально-экономического положения России и развитии интеграционных процессов.

Утвердилась практика направления от имени ТПП РФ как выразителя консолидированной позиции деловых кругов в адрес Президента, Правительства, Федерального Собрания, ш Совета безопасности РФ обращений, подготав- §

ливаемых совместно с объединениями пред- §

£

принимателей, по ключевым вопросам эконо- Р мической политики государства. ^

X

За последние 2,5 года таких обращений ц было свыше 50. Практика свидетельствует, что " подобные все в большей степени принимаются §

во внимание при выработке мер государствен- £

§

ной поддержки отечественного предпринима- о

тельства. В этой связи большинство объедине- ^

о

ний предпринимателей полагают, что Палате § необходимо разработать и добиться внедрения механизма обратной связи, иными словами от- рр слеживания прохождения документа по ин- §

го

станциям. -

и

Вместе с тем, несмотря на очевидную ак- ^ тивизацию взаимодействия с Федеральным Со- * бранием РФ,

укрепление сотрудничества с ми- (( нистерствами и ведомствами, тектонических -

т-т-т 0

сдвигов в усилении влияния ТПП РФ в этом на- 0 правлении не произошло. Более трети руково- .

дителей объединений - членов ТПП РФ не знакомы с деятельностью представительства Палаты в Госдуме, более половины считают необходимым усиление поддержки Палаты в их отношениях с Правительством России, более трети - нуждаются в этой поддержке при выстраивании работы с комитетами Госдумы, министерствами и ведомствами.

Укрепление объединений предпринимателей, произошедшее в последние годы, более четкое осознание ими своих задач по защите интересов хозяйствующих субъектов, которых они представляют, с одной стороны, и стремление федеральной власти навести порядок в жизни общества и, прежде всего, в экономической сфере, одновременно при этом сокращая свое избыточное вмешательство в дела предприятий, с другой стороны, обусловили, наконец, понимание обеими сторонами очевидной ^ истины - в необходимости принятия закона прямого действия, закрепляющего отношения

о

между государством и предпринимателями, о 2 чем заявил Президент России В.Путин в еже-2 годном послании Федеральному Собранию РФ Ц 3 апреля 2001 г.

$ Социологический опрос объединений & предпринимателей продемонстрировал, что

С

^ большинство из них высказались за принятие

♦ отдельного Федерального закона, регулирую-

| щего отношения объединений предпринимате-

О

£ лей с государством, Правительством РФ прора-

>§ батывается также возможность подготовки

§ проекта Федерального закона «Об организаци-2

Л ях саморегулирования в РФ», предусматриваюсь щего, с одной стороны, повышение ответствен-Ц ности хозяйствующих субъектов, входящих в

х члены организации саморегулирования, за осу-й

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

| ществление ими предпринимательской дея-

| тельности, выработку и соблюдение ими опре-

§ деленных обязательных стандартов подобной

О

$ деятельности, а с другой - делегирование само-

регулирующимся организациям (СРО) государством ряда функций, позволяющих регулировать профессиональную деятельность без вмешательства государства и представлять интересы членов СРО во взаимоотношениях с ним.

Группой депутатов Государственной Думы, представляющих интересы деловых кругов, готовится законопроект «Об общих принципах организации взаимодействия объединений товаропроизводителей и (или) потребителей продукции с органами государственной власти и местного самоуправления», ставящий перед собой задачу законодательно урегулировать взаимодействие объединений с органами государственной власти. Данный законопроект неоднократно обсуждался на заседаниях Комитета ТПП РФ по предпринимательству в аграр-но-промышленной сфере (председатель которого является одним из его авторов) выносился на заседание Совета руководителей объединений предпринимателей - членов ТПП РФ, Конференции Палаты.

Повышение полномочий представителей деловых кругов в диалоге с властью предусматривается и в других законах, проекты которых в настоящее время находятся в процессе подготовки и обсуждения - «Об объединениях работодателей», «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» и в ряде других. Все это является свидетельством того, что сложившаяся ныне схема взаимодействия бизнеса и государства, а точнее отсутствие законодательно закрепленных механизмов такого взаимодействия, уже никого не устраивает.

Однако органы государственного управления стремятся свести свои обязательства во взаимоотношениях с объединениями предпринимателей до минимума и существенно повысить контроль за их деятельностью через механизм дополнительной государственной регист-

рации при соответствующих органах исполнительной власти. Подобная позиция не может не вызывать беспокойства у представителей делового сообщества, поскольку она таит в себе угрозу оказаться под диктатом государства, может поставить объединения предпринимателей в зависимость от власти чиновника, который вряд ли сможет понять живые, постоянно изменяющиеся проблемы и потребности реального предпринимателя.

Предпринимательство, обсуждая идею государственной регистрации, или аккредитации, рассчитывает на то, что этот механизм обеспечит ему доступ к процессу подготовки министерствами и ведомствами нормативно-правовых актов в качестве равноправного партнера государства на этапе их разработки, а не после вступления в законную силу.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации видит свою миссию в том, чтобы в условиях делегирования полномочий не только не препятствовать и не составлять конкуренцию существующим стремлениям объединений к поиску более эффективных форм взаимодействия с государством, а наладить широкое публичное обсуждение этих вопросов в целях совместной выработки оптимальных механизмов такого взаимодействия. Оно может заключаться не только в принятии специализированных законов, но и внесении изменений в Федеральный закон «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», обязывающих органы государственной власти привлекать ТПП РФ к разработке документов социально-экономического характера на федеральном уровне, предоставляющих ей право давать рекомендацию союзам и ассоциациям, вместо регистрации их федеральным органом исполнительной власти.

Важнейшим инструментом выработки консолидированной позиции предпринимателей по актуальным проблемам социально-экономи-

ческой жизни страны являются общественные формирования Палаты - комитеты и комиссии по видам предпринимательской деятельности, Совет руководителей объединений предпринимателей - членов ТПП РФ.

Совет, объединяющий в своем составе руководителей всех союзов и ассоциаций, входящих в Палату, и председателей комитетов и комиссий по видам предпринимательской деятельности, выполняет интегрирующую функцию при выработке согласованных позиций разнопрофильными, разнохарактерными объединениями предпринимателей. Консолидирующая и координирующая роль Совета проявляется при обсуждении и выработке позиций представителей деловых кругов по комплексным вопросам государственной политики в отношении предпринимательства, повышения делового уровня бизнес сообщества, создания благоприятных условий для экономического ш

развития страны в целом. До сих пор Совет ос- §

о

тается единственным органом, где происходит О

£

обмен опытом, знакомство с деятельностью р

друг друга между объединениями предприни- 5

§

мателей - членами Палаты. Вместе с тем, в р связи со значительным увеличением количест- "

ва членов Совета, многообразием проблем, ре- §

£

шаемых ими, встает вопрос о поиске новых ор- £

X

ганизационных форм, изменении формата его о

работы. ^

Анализ работы свидетельствует о том, что о

за период своего существования с 1994 г. по 5 2001 г. эти формирования утвердились как ос- рр новной инструмент осуществления взаимодей- §

гтп й

ствия системы ТПП РФ с органами законода- -

и

тельной и исполнительной власти, государст- ^

венными и общественными организациями, 5

объединениями предпринимателей на феде- ( ральном и региональном уровнях.

В Торгово-промышленной палате были об- §

разованы и действуют 20 комитетов и 3 комис- .

сии по основным видам предпринимательской деятельности.

Изменение социально-экономической и политической ситуации в России в 2000-2001 гг., накопленный системой ТПП РФ опыт законотворческой работы, сформированная инфраструктура обслуживания отечественных товаропроизводителей позволили ТПП РФ более активно и планомерно включиться в процесс выработки и реализации экономической политики государства, интенсифицировать конструктивный диалог и взаимодействие с органами власти и управления в рамках работы отраслевых комитетов и комиссий ТПП РФ.

Значительный рост в последние годы членской базы ТПП РФ за счет отраслевых объединений предпринимателей, представляющих реальный сектор экономики, выполнение рядом комитетов и комиссий своих основных задач с объективно потребовали определенной реорга-д низации как в целом структуры этих общест-^ венных формирований ТПП РФ, так и корен-2 ной перестройки работы отдельных из них. В 2 1999-2001 гг. были расформированы Комитет Ц по рекламной деятельности, Комиссия по во-^ просам инвестиционного сотрудничества, Ко-& митет по экологии и охране окружающей сре-^ ды. За этот же период были вновь созданы Ко-♦ митет по предпринимательству в сфере здраво-| охранения, Комитет по поддержке предприни-£ мательства в сфере транспорта и экспедирова->§ ния, Комиссия по вопросам функционирования | негосударственных структур обеспечения безо-а пасности личности и предпринимательства, 8 Комитет по оценочной деятельности, Комитет Ц по предпринимательству в сфере упаковки.

^ Т-Г

х Параллельно шел процесс реорганизации и

к

| ротации состава действующих комитетов: Ко-

| митет по торговле был преобразован в Комитет

§ по торговле и маркетингу; Комиссия по устойся

$ чивому развитию включила в свою сферу дея-

тельности и вопросы экологии; Комитет по фермерству и другим видам предпринимательства в аграрной сфере был преобразован в Комитет по предпринимательству в аграрно-про-мышленной сфере, что позволило объединить в его составе не только представителей 95% отраслевых объединений, действующих в агропромышленном комплексе, но и представителей федеральных органов управления, профильных комитетов Госдумы ФС РФ.

Характерным примером позитивных изменений в работе в результате проведенной реорганизации является созданный еще в 1994 г. Комитет по промышленной политике и конверсии, преобразованный в Комитет по промышленному развитию. В его составе были образованы подкомитеты по текстильной и легкой промышленности, по корпоративному управлению, по высоким технологиям и ВПК, по лесной и деревообрабатывающей промышленности и временные рабочие группы по общеэкономическим проблемам, затрагивающим интересы всех представленных в Комитете отраслей.

Такая разбивка по отраслевому признаку позволила повысить заинтересованность объединений в работе подкомитетов, предоставила возможность в разы увеличить состав их участников за счет заинтересованных нечленских организаций и активизировать деятельность Комитета в целом.

Консолидированные и целенаправленные усилия членов подкомитета привели к тому, что, начиная с конца 2000 г., Минэкономразвития России и Минпромнауки России принимали к рассмотрению обращения о корректировке мер тарифно-таможенной политики только при условии их предварительной общественной экспертизы в ТПП РФ.

Показательно, что деятельность комитетов и объединений предпринимателей - членов ТПП РФ органически взаимоувязана: вступле-

ние в ТПП РФ отраслевых объединений предпринимателей привело к созданию отраслевых комитетов как эффективного инструмента выражения и защиты консолидированных интересов предпринимателей конкретной сферы экономики, а эффективная работа профильных комитетов Палаты вызывает приток в ТПП РФ новых союзов и ассоциаций.

С другой стороны, эффективная деятельность упомянутого Комитета по промышленному развитию способствовала привлечению к членству в ТПП РФ ряда ведущих отраслевых объединений: Российского межрегионального союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности, Союза производителей и экспортеров товаров легкой и текстильной промышленности, Российского кожевенного союза, Национального обувного союза и др. Деятельность Комитета ТПП РФ по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере способствует активному вступлению в члены ТПП РФ отраслевых союзов АПК и создает реальные предпосылки для активизации сотрудничества их региональных отделений с территориальными ТПП.

Рассматривая комитеты и комиссии Палаты как основной инструмент обеспечения активного диалога ТПП РФ с федеральными органами власти в интересах ускорения социально-экономического развития страны, поддержки реального сектора экономики, отечественного предпринимательства, мы имеем в виду, что одной из основных их функций является обеспечение участия деловых кругов в законотворческом процессе, в обобщении мнений предпринимателей, выработке взвешенных предложений по конкретным нормативным актам, направленным на создание благоприятных условий для развития предпринимательства. Именно с этих позиций и следует оценивать эффективность работы того или иного комитета, ко-

миссии, совета. При этом достижение положительных результатов возможно лишь при активной работе комитета в следующих направлениях:

участие членов комитета в составе рабочих и экспертных групп профильных комитетов Госдумы ФС РФ по подготовке законопроектов;

взаимодействие с Правительством, министерствами и ведомствами по подготовке законопроектов;

участие представителей комитетов в заседаниях соответствующих комитетов и экспертных советов Госдумы, парламентских слушаниях и т.д.;

организация встреч руководителей Госдумы с деловыми кругами, проведение общественных слушаний, «круглых столов» в ТПП РФ по ключевым законопроектам;

воздействие через общественное мнение и ш

средства массовой информации и др. §

о

Наиболее наглядно комплексный подход в §

£

реализации всех этих направлений осуществи- Р

ли Комитет ТПП РФ по поддержке предприни- 5

§

мательства в сфере транспорта и экспедирова- Рр ния при подготовке законопроекта «О новой "

редакции Таможенного кодекса РФ» и Комитет §

£

ТПП РФ по предпринимательству в аграрно- £

X

промышленной сфере при подготовке и про- О движении ряда важных законопроектов в обла- ^ сти в АПК и развития предпринимательства в § целом. 5

г™-, ♦

Комитет ТПП РФ по поддержке предпри- рр нимательства в сфере транспорта и экспедиро- §

го

вания, входящие в него Ассоциация междуна- -

и

родных автомобильных перевозчиков, Союз ^ российских судовладельцев, Российская ассо- 5 циация международных экспедиторов, Ассоци- (

ация эксплуатантов воздушного транспорта, -

0

Ассоциация морских торговых портов и другие 0

гт-ч-т 1

объединения предпринимателей - члены ТПП .

РФ, территориальные торгово-промышленные палаты обобщили и проанализировали свыше 400 предложений и замечаний к первому варианту Таможенного кодекса, которые частично были учтены во втором варианте Таможенного кодекса от 12 ноября 1998 г. Проведенная работа выявила полное противоречие существующего варианта кодекса интересам реального сектора экономики, отечественных производителей товаров и услуг, а также несоответствие Международной конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур.

В результате, в июне 1999 г. ТПП РФ и девять союзов предпринимателей транспортного комплекса обратились к Правительству РФ и Государственной Думе ФС РФ с предложением отложить рассмотрение данной редакции проекта Таможенного кодекса РФ в Госдуме до кардинального пересмотра концепции кодекса, прохожде-^ ния общественной экспертизы и учета предложе-д ний и замечаний предпринимательских структур. ^ Параллельно Торгово-промышленная палата Рос-2 сийской Федерации через механизм Консульта-

01 -ж—ГТ1

2 тивного совета по таможенной политике при ГТК Ц России 1 ноября 1999 г. инициировала создание г^ совместной комиссии Государственного тамо-& женного комитета (ГТК) России и ТПП РФ по до-

^ работке проекта Таможенного кодекса. ♦ В июле 2000 г. согласованный с предпри-

| нимателями законопроект был направлен ГТК

£ РФ на согласование в Правительство России. К

'§ сожалению, до настоящего времени новая ре-

§ дакция Таможенного кодекса не поступили на

Ц рассмотрение в Государственную Думу ФС РФ.

8 Между тем, Президент России В.В.Путин 3 ап-

Ц реля 2001 г. в своем ежегодном Послании Феде-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

х ральному Собранию РФ назвал принятие новой

к

| редакции Таможенного кодекса РФ, причем как

| закона прямого действия, главной задачей года

§ в работе по изменению системы таможенного о

$ администрирования.

Принятие нового Таможенного кодекса является лишь малой частью законодательного обеспечения значительно более комплексной задачи - вступления России во Всемирную торговую организацию. Известно, что ежегодные потери нашего государства от неприсоединения к ВТО исчисляются суммой в 3 млрд. долларов США. Однако, как отмечалось на III Конференции ТПП РФ в декабре 2000 года, никто даже приблизительно не подсчитал объем ущерба, который может быть нанесен России, если при вступлении в ВТО мы не оговорим для себя ряд особых условий, связанных с защитой национальных торгово-экономических интересов. Это потребует принятия и усовершенствовав не менее 30 законодательных актов, на что должны быть нацелены все профильные комитеты и комиссии ТПП РФ, а инициирование и координация их усилий должны осуществляться Комиссией ТПП РФ по содействию внешнеэкономической деятельности. Главная задача Комиссии - приведение российского законодательства в соответствие с нормами и процедурами ВТО, поиск путей решения проблем продвижения российских товаров на зарубежные рынки, защита интересов отечественных товаропроизводителей, выработка согласованной позиции по целому ряду проблем внешнеэкономической деятельности.

В феврале 2001 г. Комиссия провела в ТПП РФ заседание «Круглого стола» по проблемам присоединения России к ВТО, в котором, наряду с работниками Совета безопасности РФ, федеральных министерств и ведомств, Госдумы ФС РФ, приняли участие представители организаций системы ТПП РФ. Принятые рекомендации были направлены в Правительство РФ.

В 2001 г. Комиссия намерена расширить свое участие в работе Экспертного совета по законодательству в области внешней торговли и иностранных инвестиций Госдумы ФС РФ, а

также провести специализированные семинары по проблемам присоединения к ВТО на базе территориальных ТПП.

Принимая во внимание важность и комплексный характер проблемы вступления в ВТО для всех отраслей экономики нашего государства, необходимость выработки консолидированной позиции деловых кругов, следует усилить взаимодействие всех общественных формирований ТПП РФ в этом направлении.

Активная деятельность с органами законодательной и исполнительной власти осуществляется также Комитетом ТПП РФ по вопросам социальной политики в области реформирования социальной сферы.

В рамках сотрудничества с Министерством экономического развития и торговли РФ совместно с Комитетом по страховой деятельности проведен «круглый стол» по проблемам совершенствования механизма обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний; совместно с Минэкономразвития России подготовлены предложения о введении в России новых принципов и механизма медико-социального страхования. Важно подчеркнуть, что все предложения по реформированию в социальной сфере затрагивают интересы работодателей, предпринимателей и потому рассматривались с учетом их общих интересов.

Следует отметить, что участие комитетов ТПП РФ в законотворческом процессе все более осуществляется на системной основе. В начале 2000 г. по предложению Комитета ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере транспорта и экспедирования 11 базовых законопроектов по узловым проблемам транспортной отрасли были рекомендованы ТПП РФ для рассмотрения в Госдуме ФС РФ. В течение года совместно с объединениями предпринимателей Комитетом был проведен комплекс мероприятий, направ-

ленных на создание общественной поддержки перечисленным законопроектам. Однако, проведенный Комитетом в конце года анализ законотворческой работы в транспортной отрасли подтвердил ее критическое состояние. Поэтому 22 марта 2001 года Комитет провел общественные слушания «О нормативно-правовом обеспечении транспортной отрасли» с участием депутатов Госдумы ФС РФ, представляющих ее профильные комитеты, руководителей транспортных министерств и ведомств, объединений предпринимателей, на котором были выработаны рекомендации по взаимодействию деловых кругов с органами федерального управления в развитии законодательной базы отрасли и принято соответствующее Обращение к Правительству РФ и Государственной Думе ФС РФ.

Логическим продолжением этой работы стало проведение в апреле 2001 г. совместного заседания Комитета по энергетике, транспорту ш

и связи Государственной Думы и коллегии §

о

Минтранса России с участием членов Комите- §

гт-ч-т £

та ТПП РФ с целью координации взаимодейст- Р

вия органов государственной власти и деловых 5

§

кругов в совершенствовании транспортного за- р конодательства. ГО

Другим примером создания механизма вза- §

имодействия объединений предпринимателей £

§

по защите консолидированных интересов дело- о

&

вых кругов может служить деятельность Коми- ^

о

тета ТПП РФ

по развитию частного предприни- § мательства, малого и среднего бизнеса. ♦

Комитет, в состав которого входят представи- рр тели 11 объединений малых предприятий, опира- §

гт-ч-п-г ГО

ясь на авторитет и потенциал ТПП, на протяже- 9

нии ряда лет сумел выстроить отношения со все- §

ми органами исполнительной и законодательной

„2

власти таким образом, что ни один значимый нор- (

мативный акт, ни один законопроект, ни одно ре- -__0

шение Правительства, касающиеся малого бизне- 0

1

са, не принимаются без учета мнения ТПП РФ и .

объединений предпринимателей - членов Палаты, представляющих малое предпринимательство.

У Комитета сложились рабочие контакты с Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Государственной Думой ФС РФ, Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, чьи представители также входят в его состав. Это дало возможность не только разрабатывать совместно с МАП России, ФФПМП и другими министерствами и ведомствами Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства, но и участвовать в ее реализации.

Активная позиция Комитета позволила сформировать действенный механизм представительства консолидированных интересов малых предпринимателей через организацию и проведение всероссийских съездов и конференций представителей малого бизнеса. На ^ этих мероприятиях, в которых традиционно д принимают участие высшие руководители го-^ сударства, представители малого бизнеса из

2 всех регионов России совместно с представите-

ц. „

2 лями исполнительной и законодательной влас-

Ц ти вырабатывают совместные рекомендации. $ Именно благодаря общественной поддерж-

я ке, высказанной в ходе II Всероссийского съезда

с

^ представителей малых предприятий в октябре ♦ 1999 г., удалось не только сохранить Федеральна ную программу государственной поддержки ма-£ лого предпринимательства как направление го-'§ сударственной политики, но и добиться впослед-| ствии открытия ее финансирования на 2001 г. и а обсудить вопрос о необходимости снижения ад-8 министративных барьеров, препятствующих раз-Ц витию предпринимательства. Правительством

х РФ был разработан пакет законопроектов, на-

| правленных на «дебюрократизацию» экономики.

| Присутствовавший на конференции председа-

§ тель Правительства Российской Федерации

$ М.М.Касьянов признал необходимость создания

в рамках действующего при Правительстве Совета по предпринимательству, сформированного из представителей крупного отечественного бизнеса, секции, представляющей интересы малого предпринимательства.

Приоритетными в деятельности Комитета ТПП РФ по предпринимательству в аграрно-про-мышленной сфере стали вопросы консолидации деятельности отраслевых союзов и ассоциаций, с одной стороны, и профильных комитетов Госдумы, департаментов Минсельхоза РФ и Минэкономразвития РФ, с другой. Нынешний состав Комитета включает в себя руководителей всех основных союзов АПК, действующих на федеральном уровне, а также руководящих работников ряда министерств и ведомств.

Анализ работы комиссий и комитетов ТПП РФ как основного инструмента формирования консолидированной позиции предпринимательства и взаимодействия системы ТПП РФ с органами законодательной и исполнительной власти в целях защиты его интересов убедительно свидетельствует о том, что в последние 2-3 года в полной мере проявилась и закрепилась новая тенденция в их работе: постановка и определение путей решения проблем, выходящих за рамки локальных задач развития отраслевого предпринимательства и касающихся либо стратегического направления социально-экономического развития, либо структурных преобразований того или иного сектора народного хозяйства в целом.

Дальнейшее развитие системы ТПП РФ как лидера в становлении в России цивилизованного, безопасного и социально ответственного бизнеса предопределяет необходимость совершенствования форм и методов работы комитетов и комиссий Палаты в направлении опережающего оперативного реагирования на развитие процессов в российском предпринимательстве с целью формирования консолидированной позиции национального бизнеса и защиты его интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.