ния и совершенствования законодатель- предпринимательской деятельности на ной базы развития нового вида селе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шакирова Э. Н. Развитие сельского туризма в России / Э. Н. Шакирова II Экономическая наука и практика (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). Чита: Издательство «Молодой ученый», 2013. С. 110-112.
2. Метлюк В.В., Шарафанова Е.Е. Особенности формирования кадрового потенциала для сельского туризма в России // Сельский туризм: опыт, проблемы, перспективы: Сборник трудов I Международной научно-практической конференции. 23 мая 2012 г. / Под ред. д.э.н., проф. Е.Е. Шарафановой. Том I. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012. С. 97- 103.
3. Англинов К.А. Краткосрочная профессиональная подготовка менеджеров сельского туризма II Аг-ротуризм: опыт, проблемы, решения: Материалы Международной научно-практической конференции. / Под ред. И.Л. Воротникова. ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ», 2012.
4. Андреева А.К. Формирование конкурентных стратегий организации подготовки профессиональных кадров в сфере аграрного туризма // Сельский туризм: опыт, проблемы, перспективы: Сборник трудов I Международной научно-практической конференции. 23 мая 2012 г. / Под ред. д.э.н., проф. Е.Е. Шарафановой. Том П. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012. С. 89-94.
УДК 316.74 ББК 60.5
ТЕМНЫЙ ТУРИЗМ В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ,
ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
Е.В. Рыбакова
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А
Темный туризм как одно из самых новых и модных направлений современной западной туриндустрии уже давно является объектом пристального внимания социологов. В англоязычной науке это направление называется «dark tourism» и определяется как посещение мест, связанных со смертью, страданием, ужасом, гибелью, катастрофами.
Зародившись в конце XX века, школа изучения туризма сегодня является чрезвычайно востребованным и перспективным направлением как в теоретическом, академическом, так и в практическом аспектах. Количество мест, подходящих под определение темного туризма, настолько велико, что на сегодняшний день существует разветвленная система типологий и классификаций. На Западе заниматься изучением темного туризма модно, потому что это востребовано реальной турпрактикой. В переписке с автором данной статьи ведущий специа-
лист в области темного туризма профессор Ф. Стоун сообщил, что отсутствие в России исследований темного туризма кажется ему поразительным.
Задачей настоящей статьи является первичная постановка вопроса о существовании темного туризма в России. Эта задача до сих пор еще научно не решена, так как ни в одной публикации не был приведен перечень «темных» объектов, они не были описаны и классифицированы. Заметим, что целый ряд важных для изучения вопросов оставлен автором за скобками сознательно. К одним из них относится вопрос мотивации, который необходимо тщательно прорабатывать социологическими методами. Настоящая статья носит описательных характер и не может охватить весь спектр проблем, связанных со становлением феномена темного туризма в России. В частности за скобками оставлен комплексный вопрос институционализации темного туризма,
изучения ее механизмов и стадий, вопрос этической ответственности при предъявлении подобного наследия, вопрос образовательного потенциала темного туризма.
Первостепенными являются ответы на следующие вопросы: есть ли на территории Российской Федерации и бывшего СССР объекты, которые могут быть интерпретированы как «темные»; проявляют ли российские туристы заинтересованность в подобного рода турпродукте; следует ли разрабатывать концепцию темного туризма на отечественном материале.
Для ответа на первый вопрос мы воспользовались поисковой системой «Яндекс», которая по запросу «темный туризм» (на русском языке и на русскоязычном материале) выдала, исключая повторяющиеся страницы, 19 результатов (дата обращения февраль, 2013). Все они отсылают к туристическим сайтам, которые используют термин «темный туризм» для рекламы своих экскурсий. В подавляющем большинстве случаев у туроператоров России нет четкого понимания того, что же такое темный туризм. Они просто используют англоязычную кальку, потому что это эффективный способ привлечь внимание клиентов к своему турпродукту, который не всегда имеет непосредственное отношение к темному туризму.
В ходе исследования выявилась еще одна тенденция. «Темный» турпродукт продают, не употребляя искомое словосочетание. Его часто заменяют другими, мельчат и дробят, в результате чего мы имеем ряд наименований: «кладбищенский» туризм, «тюремный» или «зэк-туризм», «некропольный» туризм, «смертельный» туризм, туризм катастроф, туризм темной стороны власти, «dark» туризм и т.д.
Следует отметить, что подобные разногласия характерны и для теоретических работ, посвященных этому феномену. Впрочем, эти разногласия были успешно разрешены на Западе в сводной классификации Ф. Стоуна [17]. В русскоязычном материале по-прежнему преобладает
понятийная сумятица. Так, исследователь Е.В. Бугрий в ряде статей, которые были опубликованы в электронной интернет-библиотеке «Все о туризме» [4], ключевым понятием выводит «мрачный туризм», делая «темный туризм» его подвидом, синонимом «смертельного туризма». Этот же термин («мрачный туризм») использует и В.Г. Велединский [5]. По нашему мнению, такой широкий терминологический разброс не только не проясняет и без того «темную» картину данного вида туризма, но и однозначно замедляет теоретическое осмысление этого феномена, особенно на отечественном материале. В этой связи кажется наиболее целесообразным воспользоваться вышеупомянутой комплексной классификацией Ф. Стоуна и проанализировать, есть ли на территории России и бывшего СССР памятники, удовлетворяющие критериям темного туризма.
Напомним данную классификацию.
1. Первый тип Dark Fun Factory -«темная» индустрия развлечений.
2. Второй тип в классификации Стоуна - Dark Exhibitions - «темные» выставки.
3. Третьим типом объектов являются Dark Dungeons - тюрьмы.
4. Четвертый тип классификации -Dark Resting Places - включает в себя кладбища и отдельные могилы как потенциальный продукт темного туризма.
5. Пятый тип Dark shrines - «темные» места поклонений.
6. Шестой тип Dark conflict sites -«темные» места вооруженных столкновений.
7. Седьмой тип Genocide tourism -туризм геноцида.
Итак, нашей задачей является проанализировать отечественный потенциал для развития темного туризма.
Начнем с первого типа - индустрия развлечений. Самый ярким зарубежным примером подобного рода проектов является проект «The Dungeons», включающий в себя 6 интерактивных аттракционов по западным темницам. Каждый из них - это путешествие в темный мир истории, раскрывающий перед зрителями
страшные, леденящие души события прошлого. В 2007 г. в Санкт-Петербурге появился уникальный лабиринт страха «Ужасы Петербурга», аналогов которому, по утверждению авторов, нет ни в Петербурге, ни в России. Посетителям представляют восемь микроспектаклей из истории Петербурга. Все они связаны с мифическими, драматическими и трагическими событиями, произошедшими за трехсотлетнюю историю города: котельная Политехнического института, где сожгли труп Григория Распутина; мифический эпизод гибели княжны Таракановой и многое другое. Режиссер-постановщик проекта Егор Чернышов говорит о том, что основная идея данного аттракциона — сделать посетителей не пассивными зрителями, а активными участниками истории, соучастниками трагических сцен. Для этого сценарий построен на постоянной смене эмоциональных состояний. «Зрителям будет то весело, то жутко, иногда страшновато, но всегда интригующе» [8]. Основной «слоган» аттракциона: «Кошмар рядом! Приходите, ужас будет незабываемым» [8].
Еще одним петербургским проектом темного туризма является одноименная автобусная экскурсия, которую представляет экскурсионное бюро «НЭП: небанальные экскурсии и путешествия». Приведем рекламную информацию об этом проекте, которая дается на официальном сайте: «Вы знаете районы города, где происходят необъяснимые всплески криминальной активности? А дороги под вашими ногами, где прямо под асфальтом покоится прах сотен тысяч человек? Вы знаете места проведения древних языческих обрядов в самом центре современного мегаполиса? Невзрачные с виду дома, за стенами которых скрываются самые настоящие ужасы? Это все здесь, в Петербурге... предлагаем вам отправиться в 3-часовое автобусное путешествие, во время которого мы прочитаем самые пугающие страницы истории Санкт-Петербурга — от давних времен и практически до наших дней. Мы проедем по зловещему Обводному каналу, увидим мистический аптекарский
квартал и посмотрим на легендарную Башню Грифонов, гид покажет места, где туристы буквально ходят по трупам. Маньяки, самоубийцы, необъяснимые сверхъестественные явления, места проведения сатанистских обрядов, геопатогенные зоны... Слушайте, смотрите и ужасайтесь!» [10].
Второй тип в классификации - «темные» выставки - наиболее полно представлен в недавно запущенном выставочном проекте «Научно-просветительская выставка «Тело человека: мертвые учат живых», проходившей в многофункциональном комплексе «Толстой сквер». Это проект создан на основе уникальной анатомической коллекции Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, выполненной по технологии полимерного бальзамирования. По словам авторов проекта, выставка - это «сенсационный проект, дающий возможность заглянуть внутрь себя, понять сложность и оценить красоту строения человеческого организма. Цель выставки - просвещать, вдохновлять, поражать воображение и давать ответы на вопросы, которые каждый из нас не может, не хочет или просто не успел себе задать» [11]. Однако можно предположить, что организаторам хорошо известно, что подобный проект является почти точной копией передвижной выставки Гюнтера фон Хагенса «Body worlds», скандально известной уникальным методом сохранения человеческих останков - методом пластинации. Появление подобного проекта в Петербурге в 2012 г. кажется нам неслучайным, так как в последнее время отечественный тур-бизнес стал уделять огромное внимание подобным «темным» темам.
Третьим типом в классификации являются тюрьмы как туристский объект. Как ни удивительно, но в России встречается такое понятие, как «тюремный» или «зэк-туризм». Это путешествие во Владимирский централ, в следственный изолятор «Матросская тишина» и до недавнего времени проводившаяся экскурсия в Кресты. При посещении Владимирского централа вначале туристов ждет обзорная экскурсия по городу Вла-
димиру, привоз на спецавтобусах в тюрьму, изолированно друг от друга. Там туристов переодевают в робы (которые остаются на память), снимают отпечатки пальцев, провожают в одиночные камеры и выводят на прогулку в тюремный двор. В заключение экскурсантов ждет экскурсия в музей тюремного искусства и обед в тюремной столовой. Совершенно очевидно, что подобные экскурсии являются абсолютными аналогами западных проектов и явным примером темного туризма. Курьезным является сообщение о том, что только 2 и 3 марта 2011 г. фракция ЛДПР проводит бесплатную экскурсию по уникальному музею ФСБ на Лубянку, во время которой вам покажут «все то, что вы боялись спросить и мечтали увидеть» [15].
Четвертый тип в классификации -это кладбища и отдельные могилы, которые являются местом паломничества и скопления туристов. Этот вид туризма наиболее хорошо известен отечественной публике: существует масса экскурсий на различные кладбища Москвы и Санкт-Петербурга. Каждое из этих кладбищ несет в себе фрагмент истории города и страны в целом, поэтому подобные экскурсии имеют познавательный характер и несут в себе образовательный потенциал. Существует ряд примеров паломничества на могилы известных людей — могилу В. Цоя на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге, могилу И. Талькова на Ваганьковском кладбище в Москве и многие другие. «Кладбищенский» туризм наиболее развитый и имеющий наибольший потенциал для дальнейшего развития в России вид туризма.
Пятый тип наименее представлен в нашей стране. К этому типу «темных» туробъектов относятся места стихийной гибели людей, которые потом превращаются в места поминовения, скорби, в массовый туробъект. Классическим примером является английский городок Сохэм, который стал центром темного туризма после того, как в нем совершилось жестокое убийство двух маленьких девочек. Российский менталитет отличается от западного, и «глазение» на место
трагедии кажется нам недопустимым. Еще одним из объяснений того, что туро-бъекты подобного типа в нашей стране не встречаются, является расхожее мнение о том, что в нашей стране и так много горя и, для того чтобы увидеть трагедию, совсем не обязательно ехать в какое-то определенное место. Бесспорно, места массовых трагедий (например, «Норд-Ост» на Дубровке) в память о жертвах отмечены памятными знаками, к ним приходят люди в годовщины событий, однако подобные акции нельзя отнести к массовому проявлению темного туризма.
Туризм шестого типа - места вооруженных столкновений — также не очень развит в нашей стране. Обращает на себя внимание парадоксальное обстоятельство: мест, связанных с трагедией Великой отечественной войны, очень много, но вокруг них не возникает ауры темного туризма. Такая аура обычно подразумевает создание игровых или ролевых программ, интерактивных экскурсий, инсценированных тематических фестивалей, очень популярных на Западе. В нашей стране память о трагических событиях войны еще жива и свята, русские люди не могут воспринимать их в облегченно игровой форме. Однако в последнее время все чаще стали появляться реконструкции отдельных сражений и исторических эпох, что, безусловно, является «первым звоночком» в этом направлении. Неслучайно посетителям Севастопольской панорамы (на территории бывшего СССР) после долгой и серьезной экскурсии по музею предлагается оказаться в центре «военных» событий — посетители поднимаются на последний этаж, где перед ними разворачивается огромное полотно диорамы, а звуковые и световые эффекты привносит в экскурсию элемент сопереживания, что является ключевым моментом темного туризма.
Последним, самым «темным» типом в спектральной классификации Стоуна является туризм геноцида, или туризм террора. Классическим примером признан памятник концентрационного лагеря Аушвиц-Биркенау. Поразительно, что при нашей богатой трагическими собы-
тиями истории на территории России и бывшего СССР нет ни одного крупномасштабного памятника жертвам геноцида. Об этом, в частности, говорится в обращении фонда «Маршалы Победы» и федерального журнала «Сенатор» [14]. Это обращение направлено на создание общенационального проекта по увековечиванию памяти о жертвах геноцида «Плач России». Авторы обращения акцентируют внимание на том, что ни в одной из областей - печально известных проявлением фашистского геноцида — нет не только памятников, но и в большинстве случаев экспонатов, напоминающих об этих трагедиях. Показателен пример Бабьего Яра, который почти полностью застроен. В 2006 г. на сайте «Век» в разделе «Туризм» появилось сообщение о том, что в ближайшее время на территории массового расстрела мирных жителей будет создан Государственный историко-культурный заповедник «Бабий Яр» [16]. По инициативе президента Украины, недалеко от «оврага смерти» будет создан Музей Холокоста. По информации этого же интернет-издания, заместитель главы Государственной службы туризма и курортов Сергей Семкин предрекает заповеднику большое туристское будущее, ссылаясь на то, что уже сейчас некоторые туристические предприятия возят клиентов по этому маршруту, поэтому «никаких этических препятствий для создания заповедника власти не видят» [6]. Очевидно, что подобные проекты выражают дух времени, и идеи об их реализации полностью укладываются в концепцию актуализации темного туризма в современном обществе.
На этих семи пунктах классификация Стоуна исчерпывается, однако есть памятники, не вошедшие в эту классификацию, но встречающиеся в других классификациях западных социологов. Самым ярким из таких памятников является Чернобыльская АЭС, которая может быть отнесена к типу «опасных мест» (по классификации Г. Дэна) [15]. Иногда подобный тип туризма называется «туризмом в зону отчуждения». По данным пресс-службы МЧС Украины, с января по
июнь 2011 г. Чернобыль посетили 304 делегации из 48 стран мира, общее количество туристов достигло 3 тысяч [17]. А с июня 2011г., когда начал действовать запрет на въезд туристов в зоны Чернобыльской АЭС, количество туристов не только уменьшилось, а даже увеличилось: проникновение в зону отчуждения стало менее легальным, а следовательно, более азартным. Иногда таких любителей сильных эмоций называют «индустриальными» туристами, а после выхода интернет-игры З.Т.АХ.К.Е.Ы - сталкер-туристами. Существует ряд путеводителей по сталкер-туризму, множество сталкер-клубов и объединений. Этот вид туризма распространяется на подобные путешествия и за пределами зоны отчуждения. В частности, бюро путешествий НЭП предлагается сталкер-тур в «другое пространство» Санкт-Петербурга - заброшенные объекты, подземные ходы, подвалы, больницы, бомбоубежища и т.д. Такие туры отвечают всем требованиям темного туризма - всплеск эмоций, прилив адреналина, соприкосновение с другим, «параллельным» миром, своеобразный эскапизм. В этой связи они должны быть причислены к изучаемому виду.
Итак, даже краткий обзор турпред-ложений свидетельствует, что темный туризм в России и на территории бывшего СССР есть. Новые предложения появляются на рынке все чаще и чаще. Очевидно, что туроператоры подстраивают имеющиеся в их распоряжении объекты под современные требования туринду-стрии, пытаясь вписать их в канву западных тенденций.
Одним из самых серьезных вопросов, требующих детального рассмотрения, является вопрос спроса на подобного рода услуги. Что заставляет человека поехать в концлагерь или повести своих детей на выставку, в которой показывают отрезанные головы на тарелке, окровавленные тела, скелеты и трупы? Почему люди, зная о реальной смертельной опасности Чернобыля, постоянно совершают туда экскурсии? Является ли темный туризм современным феноменом или в эпоху постмодернизма культура лишь актуа-
лизировала тенденции, скрытые в ее недрах на протяжении многих веков? Именно эту проблему формулирует в своей статье В.Г. Велединский, приводя яркие примеры того, что интерес к смерти является неотъемлемой потребностью человеческой природы [5]. Менее научное объяснение дают нам отрывочные записи самих «темных» туристов, которые посетили те или иные объекты «темной» туриндустрии. Так, например, одна из посетительниц выставки «Тело» в личной беседе сказала, что вначале купила билет бессознательно, повинуясь слепому любопытству, но затем стала задавать себе вопросы: почему она пошла на это зрелище? После посещения выставки женщина поняла: увиденное изменило ее сознание, ощущение ужаса и отвращения при виде трупов заставило ее по-иному посмотреть на жизнь. Другая посетительница оставила следующий отзыв о выставке: «Чудовищно, но жизнеутверждающе. Это не про смерть, это про жизнь» [11]. Обратимся к блогу, посвященному путешествиям по городам-призракам: «Там страшно, мрачно, грязно и витает предчувствие смерти»; «Это и интересно, и ужасно страшно... если даже обыкновенный недостроенный дом вызывает подкат тошноты к горлу, когда ползешь по этим бетонным пролетам... но сколько потом удовлетворения!» [13].
Когда начинаешь заниматься темным туризмом, можно предположить, что его нет и быть не может в России. Но вот удивительное место, которое встретилось в дневниках самого доброго детского писателя советской литературы К.И. Чуковского. Речь идет об организации и строительстве первого в Санкт-Петербурге крематория. Писатель вспоминает, что главный строитель крематория Б. Каплун часто устраивал экскурсии в крематорий для своих друзей. «Не поехать ли в крематорий?» - сказал он, как прежде говорили: не поехать ли к «Кюба» или в «Виллу Родэ»? «А покойники есть? -спросил кто-то. — Сейчас узнаю». Созвонились с крематорием, и оказалось, что на наше счастье есть девять покойников. «Едем!» - крикнул Каплун. Поехал один
я да Спесивцева, остальные отказались... Каплун ехал туда как в театр и с аппетитом стал водить нас по этим исковерканным залам... «Горит мозг!» — сказал архитектор. Мы по очереди заглядывали в щелочку и с аппетитом говорили друг другу: «раскололся череп», «загорелись легкие», вежливо уступая дамам первое место» [7]. Спустя несколько десятилетий на сайте Новосибирского крематория в разделе «Экскурсии в крематорий» находим следующую информацию: «Кремация для новосибирцев практически новая похоронная услуга, и лучше всего информацию черпать из первых уст, а не с чьих-то слов. Только личный опыт может дать полное представление о том, что интересует человека. Экскурсии на кладбища, в похоронные дома, в музеи смерти популярны во многих странах мира, только для российской культуры больше подходит формулировка "ознакомительные поездки". Участникам "ознакомительных поездок" предлагается краткая история погребальной культуры, рассказывается о похоронном этикете, о традициях прощания и поминовения в Новосибирском крематории, о мировых традициях. В стенах крематория посетители имеют возможность ознакомиться с экспонатами Музея мировой погребальной культуры - первом, единственном и уникальном историческом проекте России. Каждый находит свой ответ в сакральной и непознаваемой теме — теме жизни и смерти» [9].
Все это окончательно развеивает миф о том, что темного туризма в России нет. Возникает лишь дополнительный вопрос - как к нему относиться, нужно ли его развивать? Самым важным в дискуссии на эту тему является вопрос об этической составляющей. Насколько этично предъявлять человеку смерть за деньги? Показательной является дискуссия о застройке Бабьего Яра. В одном из блогов подведен итог: «А мы тут убиваемся: строить - не строить, чего строить, не морально, не этично... Да все нормалёк, все этично. Туристский объект» [6].
На мой взгляд, особо необходимо академическое осмысление данного фе-
номена. Необходимо осознать, что темный туризм обладает огромным образовательным и воспитательным потенциалом. Соприкосновение человека с темными и трагическими страницами истории заставляет по-иному посмотреть на современность. «Человек, не помнящий своего прошлого, обречен проживать его вновь» - эта цитата знаменитого американского мыслителя Дж. Сантаяна [12] может стать отправной точкой любой дискуссии на тему этичности «темных» туробъектов. Подспудно, возможно не отдавая себе в этом отчета, все современные туроператоры, так или иначе занимающиеся темным туризмом, делают упор именно на образовательной составляющей «темных» туров. Организаторы проекта «Ужасы Петербурга» говорят о том, что они в зримой и доступной форме заставляют школьников по-иному посмотреть на мир, который их окружает. В рамках интерактивной выставки разработаны культурно-познавательные занятия и выпущено методическое пособие, соответствующее школьным программам по литературе для средних и старших классов.
Образовательных проектов в индустрии темного туризма очень много. Ярким примером являются экскурсии по Лубянке, организованные Татьяной Ави-
ловой. Мало кому известно, что еще в советские годы в Москву специально приглашался один из ведущих экспертов в области темного туризма Малькольмом Фоули с целью выявить потенциал Лубянки как «темного» туробъекта. По мнению М. Фоули, подобные встречи человека со своим прошлым - это путь в будущее, то, что позволяет человеку не прятаться за глянцевыми обложками повседневности, а смело взглянуть в глаза себе самому, своей истории и своей культуре [16].
Интерес к проблематике темного туризма в России постоянно возрастает. В 2013 г. на Невском проспекте открылся аттракцион «Зеркальный лабиринт страха и ужаса»; после падения на Урале метеорита местные жители стали продавать его обломки и проводить экскурсии на место его падения для иностранцев.
Очевидно, что темный туризм востребован и необходимо его теоретическое осмысление: выработать понятийный аппарат, изучить наработанную западными исследователями базу, дополнить ее изучением темного туризма в России. Специфика «темных» туробъектов на территории России и бывшего СССР обязывает нас бережно и деликатно подходить к вопросу их тиражирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бугрий Е.В. О терминологии и типологии мрачного туризма. [Электронный ресурс]. URL: http://tourlib.net/statti tourism/bugrii.htm (дата обращения: 17.03.2012)
2. Велединский В.Г.Мрачный туризм. Вздорная прихоть или потребность души/ Велединский В.Г.// Устойчивое развитие туризма и модернизация экономики России: Материалы IV Международной научно-^аеттеской конференции 06.09.2011. - Улан-Удэ: Изд-во. БНЦ СО РАН, 2011. - С. 56-60.
3. Государственный историко-куль^фтш заповедник «Баб™ Яр». [Электронный ресурс]. URL: http ://babiyar-zapoved. livej ournal.com/ (дата обращения 07.05.2012)
4. Дневник К.И. Чуковского. [Электронный ресурс]. URL: http ://chukovskiy. lit-info .ru/chukovskiy/dnevnik/1921.htm (дата обращения: 07.11.2012)
5. Международная информационная группа «Интерфакс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.interfax.ru/print.asp?sec=1466&id=7655 (дата обращения: 13.06. 2012)
6. Новосибирский крематорий. [Электронный ресурс]. URL: http://crematoriumnsk.ru/ekskursii-v-krematorij/ (дата обращения: 07.11.2012)
7. НЭП: Небанальные экскурсия и путешествия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.otkroi.spb.ru/zloveschiv-peterburg (дата обращения: 21.12.2102)
8. Поисковая система экскурсий и развлечений Gidox.ru. [Элек^о^шй ресурс]. URL: http://gidox.ru/tour/ telo cheloveka nauchno prosvetitelskava vvistavka (дата обращения: 07.11.2012).
9. Текстовый альманах. Цитаты, афоризмы, высказывания Дж. Сантаяна. [Электронный ресурс]. URL: http ://textik. ru/citations/author/dzhordzh-santavana/
10. Туризм и отдых. [Электронный ресурс]. URL: http://www.studpgups.ru/blogs/interesnve-mesta/gorod-prizrak—dlia-vas-eto-strashno-4.html (дата обращения: 09.01.12)
11. Федеральный информационно-ан^шттес^й журнал «Сенатор». [Электронный ресурс].URL: http://www.konkurs.senat.org/konkurs-news/grazhdanin.html (дата обращения: 01.12.2012).
12. Эксклюзивные события. [Электронный ресурс].URL: http://excluziv.timepad.ru/event/5727/ (дата обращения: 07.11.2102)
13. Электронная газета «Век» [Электронный ресурс]. URL: http://www.wek.ru/tourism/283/print/ (дата обращения 03.05.2102)
14. Электронный новостной портал Фокус.иа. [Электронный ресурс]. URL: http ://focus.ua/society/191058/ (дата обращения: 11.01.12)
15. Dann, G.M.S. (1998) The Dark Side of Tourism. Etudes et Rapports Centre International de Recherches et d'Etudes Touristiques, Aix-en-Provence, serie L, Vol 14: 1-31.
16. Dark tourism by Sandy Tokswig on BBC. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bbc.co.uk/radio4/excessbaggage/index 20050305.shtml (дата обращения: 13.11.2012)
17. Darker Side of Travel: The Theory and Practice of Dark Tourism, ed. By R. Sheapley and P. R. Stone, 2010.
УДК 655.42:339.13 ББК 76.18
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА УСЛУГ КНИГОТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Г.В. Гвоздева
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А
Статья подготовлена в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «СПбГУСЭ» на 2012-2016 гг. Проект 2.2.3. Научно--обр^ователь^й центр социально--экономтеского и гуманитарного развития международного и регионального туризма.
Книжное дело - неотъемлемая и очень важная составляющая российской экономики и культуры.
Роль книгоиздания и книгораспро-странения для развития страны трудно переоценить. Исторически эти отрасли призваны выполнять задачу огромной важности: через Книгу всемерно содействовать сохранению и приумножению интеллектуального потенциала страны.
Основными положительными тенденциями в развитии издательского и книготоргового бизнеса можно назвать следующие:
- издательства России перешли на систему тематического планирования и ценообразования, руководствуясь прибыльностью каждого издания;
- рынок услуг книготорговых организаций России стал более дифференцированным и предлагает литературу по всему спектру потребностей - от самых скромных до изысканных;
- применение федерального закона «О государственной поддержке СМИ и книгоиздания» дало издательствам и предприятиям книжной торговли льготный режим развития и обеспечило условия для сохранения их потенциала, развития книгоиздательской и книготорговой отраслей [1].
В то же время нельзя не отметить, что многие проблемы рынка услуг книготорговых организаций формируются еще на стадиях подготовки книги к изданию и ее печати. Некоторые из этих проблем рассмотрены ниже.
Издательское дело [2] 1. Отдавая должное крупным издательствам, обеспечивающим масштабное, массовое книгоиздание, развитие национальных авторских брендов, серий, формирование и развитие потребительского спроса, хочется сказать, что нельзя недооценивать роль небольших издательств. Они открывают новые имена, новые жанры, они более гибки к реакции рынка и в