Научная статья на тему 'К вопросу о кадровом обеспечении туризма на сельских территориях Российской Федерации'

К вопросу о кадровом обеспечении туризма на сельских территориях Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о кадровом обеспечении туризма на сельских территориях Российской Федерации»

В.А. Черненко, В.А. Ткачёв

ского кластера возможно на активизации межрегиональ-ного взаимодействия в развитии элементов кластера.

Исследования показали, что интерес к кластерной проблематике в России возрастает. Это нашло свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [4]. В Концепции предусмотрено создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской частях России. В то же время стадии практической реализации достигла лишь относительно небольшая часть проектов развития кластеров. По ряду приоритет-

ных направлений кластерной политики еще не созданы механизмы методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки развития кластеров; отсутствует необходимая координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики; ограничен набор инструментов финансовой поддержки кластерных проектов из бюджетных источников.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить растущую роль инвестиций в обеспечении эффективности функционирования туристско-рекреаци-онной инфраструктуры в российских регионах с учетом кластерного подхода.

ЛИТЕРАТУРА

1. De Carlo M, Canali S. Destination strategy anad firm strategy- the overlooked link. Berlin, 2006.

2. Jamal T., Gets D. Collaboration theory and community tourism planning. Annals of Tourism Research. 2009. № 22. ' '

3. Бочаров B.B. Инвестиции: учебник. 2-е изд-е. Спб.: Питер, 2008.

4. Распоряжение Правительства России от 17 ноября 2008 г. № 1662- р .//Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/94365/(дата обращения 16.03.13).

5. Караневский П. И. Комплексная методика оценки потенциала культурных и природных объектов туризма II Теоретические и методологические проблемы развития туризма. 2009. № 2. С. 39-45.

6. Hospitality, Tourism and Leisure Management : Issues in Strategy and Culture. London, 1997. C.56-58.

7. Nordin S. European Tourism Research Institute. Tourism clustering and innovation - paths to economics growth and European Tourism Research Institute. Stockholm, 2003. C.90-93.

8. SOlvell O., Lindqvist G., Ketels Ch. The Cluster Initiative Greenbook. The Competitiveness Institute/VINNOVA, Gothenburg, 2003. C.94-95.

УДК 332.1 ББК 65.9

К ВОПРОСУ О КАДРОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ТУРИЗМА НА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О.В. Кучина

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

В принятой Правительством РФ Государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы утверждается, что в настоящее время индустрия туризма в мире является одной из наиболее дина-

мично развивающихся сфер в международной торговле услугами. Одним из перспективных направлений развития отечественного и мирового туризма является, на наш взгляд, туризм на сельских территориях. Будучи относительно мо-

лодым, туризм на сельских территориях представляет безусловный интерес для разработки и апробации новых понятий и подходов.

При этом важно понимание, что же такое сельская местность. Современная трактовка понятия «сельская местность» основывается на характеристиках территории, подчеркивающих ее отличие от городской: плотность населения, размер населенных пунктов, степень разреженности поселений; структура занятости населения, доминирующие отрасли хозяйства; образ жизни населения, его менталитет и традиции. Соответственно сельскую местность можно определить как совокупность территорий, которые характеризуются преобладанием сельскохозяйственных ландшафтов, отвечают определенным числовым критериям расселения, отличаются преимущественным развитием сельского хозяйства как основной сферы труда населения, а также присущим ему сельским образом жизни.

Выделяют несколько типов сельских поселений:

• районные центры, где расположены организации, управляющие районом;

• села, большие поселения, как правило, с церковью, школой, магазинами;

• деревни - поселения меньшего размера и обычно без церкви; хутор -один или несколько домов вдали от поселений.

Официальная статистика предлагает следующие цифры: около 30 % населения страны являются сельскими жителями, почти 90% территории России является сельской, сельских поселений сегодня насчитывается немногим более 150 000. Уточнение понятий села и сельских территорий, предложенное выше, обусловило в рамках данной статьи постановку проблемы занятости сельских жителей в туризме, с одной стороны, и кадровое обеспечение туризма на сельских территориях, с другой.

В многочисленных научных и научно-публицистических источниках отмечается существенное снижение индекса занятости сельского населения Россий-

ской Федерации. Все меньшее число сельских жителей задействовано непосредственно в сельскохозяйственном производстве, что еще более обостряет проблему сельской безработицы. Ее решение видится в развитии несельскохозяйственных видов деятельности. В европейской практике именно туризм на сельских территориях стал рычагом в переводе части аграрного населения из сферы сельскохозяйственного производства в сферу услуг и развитии аграрных регионов путем организации нового сектора региональной экономики.

При формировании оптимальных моделей региональных экономических систем именно туризм является одним из важнейших экономических инструментов и перспективных направлений развития сельских территорий. К числу очевидных социально-экономических преимуществ туризма на сельских территориях сегодня относят следующее: сокращение уровня безработицы, стимулирование создания новых рабочих мест; рост доходов и повышение жизненного уровня сельских жителей; улучшение благоустройства территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктуры; развитие малого предпринимательства на селе; реализация на месте продукции личного подсобного хозяйства; стимулирование охраны местных достопримечательностей, сохранение местных обычаев, фольклора, народных промыслов; повышение культурно-познавательного уровня сельского населения; пополнение местных бюджетов посредством дополнительных поступлений и др. [1]

Отметим, что одним из существенных, на наш взгляд, преимуществ развития туризма на сельских территориях является именно снижение уровня сельской безработицы и повышения жизненного уровня населения российских сел.

Однако наблюдаемое во всем мире повышение качества туристской услуги в целом диктует новые требования к качеству кадрового обеспечения данной области. Именно кадровое обеспечение является неотъемлемой частью конкурентоспособного отечественного туризма и,

прежде всего, туризма на сельских территориях. Одним из барьеров, сдерживающих развитие туризма в регионах Российской Федерации, считается невысокое качество обслуживания вследствие недостатка профессиональных кадров или низкого уровня их подготовки.

Задача формирования кадрового потенциала для сельского туризма стоит перед органами государственной власти, учебными заведениями, туристическими организациями и предпринимателями, осуществляющими свою деятельность на сельских территориях. В разработке системы их эффективного взаимодействия заключается, на наш взгляд, оптимальный с методологической точки зрения подход к решению проблемы обеспечения квалифицированными кадрами индустрии сельского туризма. По мнению автора, очевидна необходимость институциональной и инвестиционной поддержки процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы туризма на сельских территориях.

Проблема подготовки квалифицированных кадров для сельского туризма, обладающих набором современных профессиональных компетенций, включая коммуникативные международные стандарты, современные сервисные технологии и др., представляется наиважнейшей в области развития отечественной индустрии сельского гостеприимства. Вместе с тем, задавая высокие стандарты кадрового обеспечения, не следует забывать истинного положения дел в российской глубинке. Отток молодых людей в более крупные поселения и города, зачастую низкий образовательный и культурный уровень, пьянство и др. Подобные негативные тенденции в настоящее время существуют в регионах России, однако, на наш взгляд, ограничивают, но не исключают потенциальный подъем территорий, в том числе, за счет развития туризма.

Профессиональное туристическое образование должно быть тесно связано с процессами регионального развития. Содержание профессионального туристического образования должно, на наш

взгляд, создавать условия для полноценного кадрового обеспечения сельского туризма, с одной стороны, и для дальнейшего развития туризма сельских территорий в целом за счет притока высокопрофессиональных специалистов. Представляется необходимым поиск эффективных путей установления тесного взаимодействия науки, образования и реальной экономики в области кадрового обеспечения и отраслевого развития: подготовка специалистов для сельской туриндустрии, готовых к эффективной деятельности сразу по окончании учебного заведения, осуществление научных исследований в области теории и методологии сельского туризма, прикладных разработок и проектов внедренческого характера, направленных на развитие отечественной туриндустрии на селе.

Представляется также важным учитывать задачи, которые необходимо решить в области кадрового обеспечения сельского туризма:

- разработать и внедрить эффективную систему подготовки кадров для сферы туризма на сельских территориях;

- организовать кратко- и среднесрочные курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации для сельских жителей, работающих в сфере сельского туризма, за счет средств федерального и/или местного бюджетов;

- создать региональные учебно-информационные центры для обучения навыкам работы по производству изделий народных промыслов и популяризации данного вида деятельности;

- ориентировать студентов высших учебных заведений путем региональных заказов на выполнении курсовых и дипломных работ, а магистрантов и аспирантов - диссертационных исследований по тематике туризма на сельских территориях, разработки экскурсионных маршрутов и вариантов программ обслуживания туристов в гостевых домах;

- разработать и определить формы грантовой поддержки научных и научно-практических проектов по тематике сельского туризма для студентов, маги-

странтов, аспирантов, докторантов, молодых и маститых ученых и др.

Отметим, что сегодня профессиональные кадры для индустрии гостеприимства готовят более трехсот высших и средних учебных заведений в стране. В системе высшего профессионального образования основная подготовка кадров для туристской индустрии реализуется в профильных университетах, академиях и институтах. Кроме того, подготовка специалистов для сферы туризма ведется и в непрофильных вузах в рамках специализаций по направлениям подготовки в смежных областях профессиональной деятельности [2].

В системе среднего профессионального образования подготовка кадров для сферы туризма формируется на основе образовательных программ для следующих видов деятельности, а именно: гостиничный сервис, общественное питание, сервис на транспорте (по видам транспорта), туризм. В системе начального профессионального образования непосредственная подготовка кадров для туристической индустрии не ведется. При этом необходимо отметить, что ряд профессий предназначенных для сферы обслуживания, направлен и на комплектования индустрии туризма и гостеприимства. Это администраторы, официанты, бармены, повара, кондитеры, бортпроводники, проводники на железнодорожном транспорте и другие. В связи с этим разрыв между потребностями отрасли и предложением со стороны образовательных учреждений остается весьма существенным [3].

В целом масштабы и уровень профессиональной подготовки рабочих массовых профессий не соответствует перспективным требованиям отраслевого развития страны. Проблема обостряется несовершенством профессионального образования, несоответствием уровня подготовки выпускников требованиям инновационной экономики. Туристскому рынку, отличающемуся особо острой конкуренцией, требуется высокопроизводительные и гибкие кадры, способные адаптироваться к быстро меняющимся

условиям. Обеспечение доступности профессионального образования на протяжении всей жизни человека является единственным способом вооружить его знаниями, умениями и навыками, успевающими за быстрой сменой технологий [3].

Одной из таких проблем является чрезмерная академичность профильного высшего образования при явном недостатке практических навыков и нехватка средних специальных учебных заведений, готовящих работников для данной отрасли. Таким образом, в целом сектор подготовки кадров не вполне соответствует потребностям туристской индустрии как в количественном, так и в качественном отношении. Сегодня при огромной нехватке квалифицированных кадров для туристской индустрии выпускники профильных высших учебных заведений часто остаются невостребованными из-за отсутствия навыков и знаний по конкретным специализациям. Проблемы, связанные с профессиональной подготовкой кадров в индустрии туризма, обусловлены слабым государственным регулированием направлений развития туризма, состоянием региональных рынков труда и качеством подготовки специалистов для туристской индустрии.

Как уже отмечалось выше, одним из инновационных направлений развития в области туриндустрии является сельский туризм. При этом необходимо отметить, что сельский туризм не только дает возможность удовлетворить потребность в недорогом, размеренном и экологически чистом отдыхе, но и дает возможность привлечения инвестиций в развитие сельской местности. Очевидно, что проблемы сельского туризма необходимо рассматривать как в масштабе всей страны, так и на уровне отдельных регионов, районов и муниципальных образований [2].

Для качественной подготовки специалистов в странах Евросоюза проводится сертификация профессиональных качеств некоторых категорий работников (менеджеров, гидов, поваров, и т.д.) на национальном уровне (в Румынии, Молдове и

др.); профессиональное усовершенствование членов национальных специализированных / профессиональных ассоциаций (Ассоциация гидов, Гостиничная ассоциация, Ассоциация сомелье и т.д.); периодическая обязательная переподготовка специалистов в сфере туризма (Румыния, Венгрия, Польша, Франция и др.) [2].

В России для улучшения обслуживания, сохранения и развития культурного наследия и повышения творческого потенциала сельских жителей необходимо ориентироваться на решение следующих задач:

- создание многофункциональных культурных центров путем реструктуризации учреждений культуры с обеспечением доступа к электронным базам данных и оцифрованным библиотечным и музейным фондам учреждений культуры, библиотечного и музейного обслуживания, кинопоказа, доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

- создание и внедрение мобильных многофункциональных культурных центров с возможностями обеспечения цифрового контента, доступа к библиотечным и музейным фондам, а также организация профессиональных и любительских творческих коллективов;

- восстановление имеющих культурно-историческое значение усадеб и других архитектурных и природных памятников, создание музеев, усадебно-этнографических комплексов и прочих объектов инфраструктуры сельского туризма и другие мероприятия [2].

Необходимо расширить и углубить научные исследования в области устойчивого развития сельских территорий и усилить научно-методическую поддержку органов управления развитием сельских территорий на федеральном, региональном и местном уровнях.

Для кадрового обеспечения управления развитием сельских территорий необходимо разработать образовательные программы и организовать подготовку специалистов в этой области для работы в органах власти и органах местного са-

моуправления на всех уровнях, а также в системе информационно-консультационного обслуживания сельского населения. Также необходимо разработать образовательные программы в области устойчивого развития сельских территорий для специалистов крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, а также для самих сельских жителей [2].

В силу особенностей туризма на сельских территориях, обусловливающих специфику подготовки кадров для данного сегмента туристского рынка, следует, на наш взгляд, основное внимание сосредоточить на разработке краткосрочных образовательных программ для менеджерского сельского туризма. Как известно, в странах Западной Европы практически отсутствует высшее образование по сельскому туризму прямой направленности. В ведущих странах, где культивируется сельский туризм, таких, как Франция, Германия и др., подготовка по агротуризму осуществляется в рамках других профессиональных программ бакалавриата и магистратуры в виде включенных модулей.

В связи с этим и переходом России на болонскую систему высшего образования специалистам стало очевидно, что формирование основной образовательной программы по сельскому туризму на отечественных традициях широкопрофиль-ности и фундаментальности становится проблематичным. Напротив, интересна идея формирование спецкурсов, легко встраиваемых как в краткосрочную, так и в программу долгосрочной подготовки специалистов для туризма. Структурно такой спецкурс объединяет цепь занятий, формирующих соответствующие профессиональные компетенции.

Ученые отмечают, что проблемы профессиональной подготовки менеджеров для сельского туризма в России могут решаться не только с учетом опыта Европейского союза, но и на базе собственных отечественных разработок, носящих прорывной, инновационный характер. Для этого необходимо ассоциирование вузов, имеющих профессио-

нальную подготовку в сфере сельского туризма, и принятие единых образовательных стандартов, соответствующих современным позициям России на рынке как образовательных, так и туристских услуг. В этом случае профессиональная подготовка менеджеров для сельского туризма не будет требовать длительного образовательного курса с отрывом от производства и повседневной деятельности. Дистанционные образовательные технологии в рамках индивидуально настроенных образовательных траекторий позволят в условиях ассоциированности и стандартизации перейти на систему краткосрочной профессиональной подготовки, исходя из конкретных нужд текущего и перспективного сезона с пролонгированным сроком действия образовательных абонементов [4].

Сегодня стало очевидным отсутствие у отечественных специалистов-практиков опыта ведения бизнеса и знаний, необходимых для успешного менеджмента на объектах сельского туризма, который имеет определенные специфические особенности. Представляется, что с этим вполне могут справиться те образовательные учреждения, которые имеют опыт в реализации соответствующих образовательных программ. Необходима лишь определенная их коррекция и адаптация к специфическим особенностям управления в сельском туризме. Вместе с тем, какой бы механизм ни был заложен в основу подготовки кадров для сельского туризма, автору представляется очевидной необходимость формирования поля бесконфликтного и безбарьерного взаимодействия следующих субъектов процесса подготовки:

• студентов, получающих первое/второе высшее профессиональное образование в специалитете, бакалавриате, магистратуре;

• студентов, получающих первое/второе среднее профессиональное образование;

• специалистов-практиков (наемных работников), проходящих краткосрочное

обучение, переобучение, повышение квалификации;

• специалистов-практиков (предпринимателей), проходящих краткосрочное обучение, переобучение, повышение квалификации;

• преподавателей государственных/негосударственных образовательных учреждений высшего или среднего профессионального образования;

• преподавателей - консультантов негосударственных образовательных учреждений;

• специалистов-практиков, ведущих авторские курсы / лекции / тренинги / консультации;

• научных работников, ведущих исследовательскую работу, в том числе, аспирантов и докторантов.

Конвергенция целей всех вышеназванных участников процесса подготовки кадров для сферы туризма на сельских территориях позволит достичь единой ключевой цели — качественного кадрового обеспечения отрасли.

Для повышения качества туристского обслуживания также необходимо улучшить профессиональную подготовку всех категорий работников сферы сельского туризма. В частности, во многих регионах России есть высшие учебные заведения сервисного,

сельскохозяйственного профиля, при которых можно открыть факультеты или курсы по подготовке специалистов сельского туризма. Кроме того, очевидно, что вновь организуемым туристским предприятиям и индивидуальным предпринимателям необходимо

проходить лицензирование и сертификацию с прохождением ответственными сотрудниками соответствующих курсов повышения квалификации

[4].

Все вышеизложенное, на наш взгляд, выявляет факторы, способствующие улучшению качества туристского обслуживания на сельских территориях России за счет повышения качества кадрового обеспечения, что не исключает имеющуюся необходимость формирова-

ния и совершенствования законодатель- предпринимательской деятельности на ной базы развития нового вида селе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шакирова Э. Н. Развитие сельского туризма в России / Э. Н. Шакирова II Экономическая наука и практика (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). Чита: Издательство «Молодой ученый», 2013. С. 110-112.

2. Метлюк В.В., Шарафанова Е.Е. Особенности формирования кадрового потенциала для сельского туризма в России // Сельский туризм: опыт, проблемы, перспективы: Сборник трудов I Международной научно-практической конференции. 23 мая 2012 г. / Под ред. д.э.н., проф. Е.Е. Шарафановой. Том I. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012. С. 97- 103.

3. Англинов К.А. Краткосрочная профессиональная подготовка менеджеров сельского туризма II Аг-ротуризм: опыт, проблемы, решения: Материалы Международной научно-практической конференции. / Под ред. И.Л. Воротникова. ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ», 2012.

4. Андреева А.К. Формирование конкурентных стратегий организации подготовки профессиональных кадров в сфере аграрного туризма // Сельский туризм: опыт, проблемы, перспективы: Сборник трудов I Международной научно-практической конференции. 23 мая 2012 г. / Под ред. д.э.н., проф. Е.Е. Шарафановой. Том П. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012. С. 89-94.

УДК 316.74 ББК 60.5

ТЕМНЫЙ ТУРИЗМ В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ,

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ

Е.В. Рыбакова

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Темный туризм как одно из самых новых и модных направлений современной западной туриндустрии уже давно является объектом пристального внимания социологов. В англоязычной науке это направление называется «dark tourism» и определяется как посещение мест, связанных со смертью, страданием, ужасом, гибелью, катастрофами.

Зародившись в конце XX века, школа изучения туризма сегодня является чрезвычайно востребованным и перспективным направлением как в теоретическом, академическом, так и в практическом аспектах. Количество мест, подходящих под определение темного туризма, настолько велико, что на сегодняшний день существует разветвленная система типологий и классификаций. На Западе заниматься изучением темного туризма модно, потому что это востребовано реальной турпрактикой. В переписке с автором данной статьи ведущий специа-

лист в области темного туризма профессор Ф. Стоун сообщил, что отсутствие в России исследований темного туризма кажется ему поразительным.

Задачей настоящей статьи является первичная постановка вопроса о существовании темного туризма в России. Эта задача до сих пор еще научно не решена, так как ни в одной публикации не был приведен перечень «темных» объектов, они не были описаны и классифицированы. Заметим, что целый ряд важных для изучения вопросов оставлен автором за скобками сознательно. К одним из них относится вопрос мотивации, который необходимо тщательно прорабатывать социологическими методами. Настоящая статья носит описательных характер и не может охватить весь спектр проблем, связанных со становлением феномена темного туризма в России. В частности за скобками оставлен комплексный вопрос институционализации темного туризма,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.