Научная статья на тему 'Тема родины в творчестве художников Адыгеи'

Тема родины в творчестве художников Адыгеи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
811
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РОДИНА / ХУДОЖНИКИ АДЫГЕИ / НАРТСКИЙ ЭПОС / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО АДЫГЕИ / БЕРСИРОВ А / КАТ Т / ПЕТУВАШ Ф / PATRIOTISM / SOCIOCULTURAL IDENTITY / HOMELAND / ARTISTS OF ADYGHEA / NARTS' EPOS / THE FINE ARTS OF ADYGHEA / BERSIROV A / KAT T / PETUVASH F

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абакумова Елена Викторовна, Позднякова Татьяна Сергеевна

Рассматривается интерпретация образа Родины в контексте изобразительного искусства Республики Адыгея с целью раскрыть возможности творческого метода художников в реализации темы Родины в произведениях искусства. Теоретическое осмысление содержания понятия «Родина» в современном полиэтническом обществе дает возможность целенаправленно провести искусствоведческий анализ станковых и монументальных композиций. На примере работ художников А. Берсирова, Т. Ката, Ф. Петуваша, аккумулирующих в своем творчестве духовный опыт поколений, показывается формирование этнической социализации в регионе. Объекты изобразительного искусства наполнены знаками и потому рассматриваются как семиотический текст с его цельностью, связностью его элементов с формально-содержательным единством. С использованием методов герменевтики и семиотики проанализировано содержание произведений сквозь призму знаков «очаг», «черкесские сады», «нарты», «древо жизни» и другие. Выявлена взаимосвязь образа Родины в изобразительном искусстве Адыгеи с темами, основанными на исторических событиях, религиозных воззрениях, устном народном творчестве, традициях и обычаях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Homeland as subject in works of Adyghea artists

We deal here with the interpretation of an image of the Homeland in the context of the fine arts of the Adyghea Republic in order to disclose possibilities of a creative method of artists to implement a subject of the Homeland in works of art. Theoretical elucidation of the content of the concept «Homeland» of modern multiethnic society gives the chance to purposeful carrying out the art criticism analysis of easel and monumental compositions. We use as an example the works of artists A. Bersirov, T. Kat and F. Petuvash, accumulating spiritual experience of generations in their creativity, to show the formation of ethnic socialization in the region. Objects of the fine arts are filled with signs and therefore we consider them as the semiotic text with its integrity and the connectivity of its elements with formal and substantial unity. With use of methods of hermeneutics and semiotics, we analyzed the contents of works through a prism of the signs of «hearth and home», «Circassian gardens», «Narts», «life tree» and others. As a result, we have found out that there is the interrelation of an image of the Homeland in the fine arts of Adyghea with the subjects based on historical events, religious views, folklore, traditions and customs.

Текст научной работы на тему «Тема родины в творчестве художников Адыгеи»

Искусствоведение

УДК [74/76:39] (470.621)

ББК 85.103 (2Рос.Ады)

А 13

Абакумова Е.В.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства и дизайна Института искусств Адыгейского государственного университета, e-mail: evamaykop@yandex. ru

Позднякова Т.С.

Кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры изобразительного искусства и дизайна Института искусств Адыгейского государственного университета, e-mail: pozdnykova.2015@ inbox.ru

Тема Родины в творчестве художников Адыгеи

(Рец ензирована)

Аннотация:

Рассматривается интерпретация образа Родины в контексте изобразительного искусства Республики Адыгея с целью раскрыть возможности творческого метода художников в реализации темы Родины в произведениях искусства. Теоретическое осмысление содержания понятия «Родина» в современном полиэтническом обществе дает возможность целенаправленно провести искусствоведческий анализ станковых и монументальных композиций. На примере работ художников А. Берсирова, Т. Ката, Ф. Петуваша, аккумулирующих в своем творчестве духовный опыт поколений, показывается формирование этнической социализации в регионе. Объекты изобразительного искусства наполнены знаками и потому рассматриваются как семиотический текст с его цельностью, связностью его элементов с формально-содержательным единством. С использованием методов герменевтики и семиотики проанализировано содержание произведений сквозь призму знаков «очаг», «черкесские сады», «нарты», «древо жизни» и другие. Выявлена взаимосвязь образа Родины в изобразительном искусстве Адыгеи с темами, основанными на исторических событиях, религиозных воззрениях, устном народном творчестве, традициях и обычаях.

Ключевые слова:

Патриотизм, социокультурная идентичность, Родина, художники Адыгеи, нарт-ский эпос, изобразительное искусство Адыгеи, Берсиров А., Кат Т., Петуваш Ф.

Abakumova E.V.

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of the Fine Arts and Design, Institute of Arts, Adyghe State University, e-mail: evamaykop@yandex.ru

Pozdnyakova T.S.

Candidate of Sociology, Senior Teacher of Department of the Fine Arts and Design, Institute of Arts, Adyghe State University, e-mail: pozdnykova.2015@ inbox.ru

Homeland as subject in works of Adyghea artists

Abstract:

We deal here with the interpretation of an image of the Homeland in the context of the fine arts of the Adyghea Republic in order to disclose possibilities of a creative method of artists to implement a subject of the Homeland in works of art. Theoretical elucidation of the content of the concept «Homeland» of modern multiethnic society gives the chance to purposeful carrying out the art criticism analysis of easel and monumental compositions. We use as an example the works of artists A. Bersirov, T. Kat and F. Petuvash, accumulating spiritual experience of generations in their creativity, to show the formation of ethnic socialization in the region. Objects of the fine arts are filled with signs and therefore we consider them as the semiotic text with its integrity and the connectivity of its elements with formal and substantial unity. With use of methods of hermeneutics and semiotics, we analyzed the contents of works through a prism of the signs of «hearth and home», «Circassian gardens», «Narts», «life tree» and others. As a result, we have found out that there is the interrelation of an image of the Homeland in the fine arts of Adyghea with the subjects based on historical events, religious views, folklore, traditions and customs.

Keywords:

Patriotism, sociocultural identity, Homeland, artists of Adyghea, Narts' epos, the fine arts of Adyghea, Bersirov A., Kat T., Petuvash F.

В связи с событиями последних лет особенно актуально возрождение в России и других странах патриотического сознания. Родина человека начинается там, где он живет, воспитание любви к просторам своей страны должно способствовать желанию человека жить в этой стране, пытаться сделать ее лучше. Неоспорим тот факт, что человек, утративший связь с национальными корнями и культурой своего народа, становится духовно нищим. Национальные особенности восприятия мира находят яркое отражение в культуре этносов. А.Г. Агаев полагает, что «национальная культура охватывает все предметное и духовное богатство, созданное народом и используемое им в своем национальном существовании» [1: 87].

Патриотизм начинается с малого. Любовь к своей малой родине является неотъемлемой частью патриотизма в целом. Просто и понятно любить свой дом, город или поселок, в котором родился человек, также народ, частью которого он является, язык, который, в свою очередь, является важной частью культуры народа. Все это составляет определения понятия

«патриотизм». Это чувство пробуждается в человеке с самых ранних лет. Нет ничего более уничижительнее характеристики для человека, чем его характеристика как человека «без рода, без племени». Даже если тебя считают человеком мира, ты должен помнить тот уголок земли, где тебя вскормили и воспитали, где твои корни, где твоя малая и большая Родина. Каждый человек осознает свою идентичность в контексте со своей Родиной, как части социокультурного пространства. Понятие «Родины» приходит к нам через родной язык, звуки природы, запахи растений, национальных блюд, которые мы впитываем с детства.

Понятие «Родины» как константы культуры - часть общегражданской культуры и общегражданского воспитания, опирающееся на общечеловеческие ценности (жизнь, физическое, духовно-нравственное здоровье человека, права и свободы личности).

У каждого народа есть своя собственная культура, созданная в определённых исторических условиях и обогащаемая новым поколением творцов.

История родного края, подвиги героев Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Все это призвано сохранить преемственность поколений.

В художественном творчестве Северного Кавказа отражается многообразие культур и национальные особенности народов, населяющих этот регион. Обращение к народным истокам способствует более глубокому осмыслению национальной специфики. Человечность, почтительность, мудрость, мужество, честь - эти принципы адыгства нашли отражение в творчестве художников Адыгеи. Анализ творчества художников Адыгеи показал, что центральной темой остаются ценности труда, красоты, доброты, патриотизма и нравственности. Исследователи отмечают, что возрождение традиций декоративно-прикладного искусства Адыгеи способствует межнациональному пониманию культуры разных народов, проживающих на территории Республики Адыгея [2].

На наш взгляд, в целом творчество художников Адыгеи, как часть культурного наследия, может и должно служить основой для воспитания патриотизма, нравственности, интернационализма и высокой ценности искусства [1].

Абдуллах Берсиров, вернувшись в Адыгею после окончания Академии художеств в Санкт - Петербурге, весь свой многогранный талант архитектора, графика, живописца посвятил своей малой Родине - Адыгее. Его архитектурный арт-объект -«Монумент нации» в виде очага стал знаковым в городе Майкопе. Очаг - символ родного дома в культуре разных народов. С этим предметом быта ассоциативно вспоминается детство, родной дом, место, где жили предки. Эту же роль исполняет и этот сакральный, наполненный личными переживаниями и ассоциациями объект.

В художнике и гражданине жива историческая память о трагических судьбах его предков, вынужденных оказаться на чужбине в годы Кавказской войны. Так и называется графический лист «На чуж-

бине». Старец погружен в воспоминания о родине на фоне чужого города. Его графические работы, выполненные в различных традиционных и авторской техниках, рассказывают о личных воспоминаниях автора, несут в себе печать сопричастности к истории всей России и его малой Родины - Адыгеи.

Мифы и легенды Адыгеи вдохновили Абдуллаха Берсирова на создание триптиха «Старые черкесские сады». Черкесские сады - многосмысловое понятие в культуре адыгов. Прежде всего - это яблоневые сады, которые произрастали в Чер-кесии, они свидетели мирных дней и благоденствия этого края до трагических событий переселения адыгов, вынужденных покинуть обжитые места. Эти сады, заброшенные и одичавшие теперь, оживают в воображении художника. Абдуллах Бер-сиров вовлекает в этот процесс и зрителя, заставляя его всматриваться в оживающие камни, ветки, снова и снова разгадывая таинственные загадочные образы. Этому способствует и авторская техника.

В память о своих односельчанах выполнена серия графических работ - портретов «Мои земляки - участники ВОВ», живописная работа «Андрухаевский призыв», посвящённый герою Великой Отечественной войны Хусену Андрухаеву.

Сопричастность к истории своего народа, взгляд в прошлое и будущее своей родины, легенды, мифы и реальность переплелись в работах Абдуллаха Бер-сирова, заслуженного работника культуры РФ, Заслуженного художника Республики Адыгея, создателя многих архитектурных сооружений на Северном Кавказе, Республики Адыгея, соборной мечети города Майкопа, стелы «Адыгея», «Монумента нации», автора эскизов всех правительственных наград Республики Адыгея.

Кат Теучеж Мадинович, выпускник Кубанского государственного университета и Тбилисской академии художеств, - известный художник не только в Республике Адыгея, но и за её пределами. Сын

своего народа, опираясь на исторические события и рассказы своих односельчан, в своих работах он рассказывает о традициях и обычаях своего народа. Романтические листы «Мафэкъо Урысбий» со временем сменяются суровой лаконичной графикой с многократно повторяющимся ритмом. Такова трагическая серия гравюр на металле «1918 год». Тема Родины для Теучежа Ката - это личная история, являющая частью истории его односельчан, его родственников. Серия графических листов «Родные мотивы», выполненных в технике литографии, ряд офортов «Мой аул», серия портретов, исполненных карандашом и тушью, - личный вклад художника в художественное изображение исторических событий его малой родины - Адыгеи. Гордость за своих соотечественников, современников выразилась в портретах прославленных борцов Адыгеи. Являясь великолепным рассказчиком, Теучеж Мадинович Кат создал целую серию чёрно-белых и цветных графических листов, иллюстрирующих адыгские сказки. Его работы выставлялись в Болгарии, Грузии, Иордании, Венгрии, внутри Российской Федерации - в Калмыкии, Осетии, Кабардино-Балкарии, в Краснодарском крае. Теучеж Кат - народный художник Российской Федерации, член Союза журналистов России и Союза российских писателей, заслуженный художник Республики Адыгея, лауреат государственной премии Республики Адыгея.

К теме родины в своих произведениях постоянно обращается и член Союза художников, лауреат государственной премии Республики Адыгея, Заслуженный художник России Феликс Мура-тович Петуваш. Он инициировал создание в республике самостоятельного Союза художников и в 1979 году стал его председателем. В результате этого были созданы благоприятные условия для создания образовательного изобразительного искусства в регионе.

Феликс Петуваш - один из первых

художников, обратившихся к нартско-му эпосу, в котором сохранена историческая память народов Кавказа. Мудрое отношение к жизни, глубокое понимание и тщательное изучение традиций, культуры адыгов позволило художнику создать уникальную серию графических листов. Линия в работах Ф.М. Петуваша является главным средством выражения идейного замысла - это позволяет сосредоточиться на пластике фигур и сюжете графического листа. Линия сложная, порой, как кружево, затейливо переплетаются элементы композиции, создавая ощущение движения времени и напряженности психологического состояния. Фигуры людей в композициях стилизованы в ми-фопоэтическом пространстве, в котором природные мотивы формируют визуальный нарратив. Сюжеты графических листов основаны на кульминации событий эпоса - рождение нарта, становление героя, защита родной земли, подвиги во благо своего народа, смерть.

Художник раскрыл образ главного персонажа эпоса как бесконечно преданную своему народу личность, однако и нашедшего погибель на родной земле. Су-лейманова Ф.Х. пишет о картине «Гибель Саусоруко»: «В центре композиции - курган, в котором заживо закопан нарт Сау-соруко. Курган воспринимается нами как некий первоэлемент жизни, ее символ, сотканный из орнаментальных узоров, предметов (черепов, животных и людей, стрел, камней, стрел), деревьев, водопадов и т.д. Для художника важно было показать ткань бытия, в котором все живое и неживое сплетается в одно целое...В результате возникает синтетический образ Саусоруко, в котором современными средствами воплощено традиционное восточное понимание внутреннего единства жизни и смерти во временном пространстве.» [3: 91].

Нартский эпос, сложенный в веках, отражает духовно-нравственное содержание в культурном наследии адыгов. Ис-

кусство художника Феликса Петуваша обращено к теме родины как в иллюстрациях к эпосу, так и в станковых сюжетных, и монументальных композициях. Визуальное пространство города является одним из факторов формирования социокультурной идентичности и этнической социализации в обществе. Так монументальное мозаичное панно «Солнце нартов» на девятиэтажном жилом доме в городе Майкопе, мозаичное панно в фойе Государственной филармонии Республики Адыгея, фасад Национального музея, выполненные по эскизам художника, воплощают наследие прошлого и являются маркером социокультурной ситуации региона.

Станковый сюжетный графический лист «Песня о родине» передает тихое лирическое состояние уединения в мыслях о былом и будущем. Гравюра выполнена в технике меццо-тинто, обладая богатством светотеневых переходов, усиливает состояние эмоционального переживания и внутреннего диалога. Этнографич-ны такие графические листы, как «Ручная мельница», «Возвращение», «Осень. Отец и сын», «Песня о героях», офорты «Охота», «Свадьба», «Война».

В современном мире процесс глобализации негативно влияет на представление образа «Родины» в обществе, поэтому особенно важно формирование идеи патриотического единства в условиях поликультурной страны с сохране-

нием этнической идентичности. Отметим, что изобразительное искусство имеет большой потенциал в деле воспитания патриотических чувств.

Определение патриотизма и нравственности дается в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова: «Патриотизм -преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу» [4: 1146]. Сознание сопричастности к истории, обычаям, традициям своего этноса, владение родным языком идентифицирует человека. Т.П. Григорьева считает, что «...народы обязаны беречь свое национальное достоинство, ибо только в этом они могут внести в общую сокровищницу народов что-то свое, неповторимое, без чего невозможно мировое единство... Тот, кто забывает об этом, не только ущемляет национальные чувства другого народа, но и наносит ущерб самому себе, ибо отказывается от того, что принадлежит всем» [5: 19].

Художники Адыгеи передают неповторимый дух родного края, национальный колорит, традиции быта и суровость природы. В работах адыгских художников встречаются изображения исторических и современных событий, жанровых сюжетов и портреты поэтов, тружеников полей и фронтовиков. Философско-символические полотна художников звучат как новеллы о родном крае. Свой профессионализм, талант адыгские художники посвящают своей малой родине - Адыгее.

Примечания:

1. Агаев, А.Г. Нациология: Философия национальной экзистенции / А.Г. Агаев. - Махачкала: Изд-во ДГУ, 1992. - 220 с.

2. Абакумова, Е.В. Искусство войлока в Адыгее: традиции и современность [Электронный ресурс] / Е.В. Абакумова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2014. -№2 (140). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvo-voyloka-v-adygee-traditsii-i-sovremennost

3. Сулейманова, Ф.Х. Тема смерти в творчестве Ф. Петуваша / Ф.Х., Сулейманова // Сборник материалов, научных статей Национального музея Республики Адыгея: Вып. III . - Майкоп , 2011. - С . 88-93.

4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / И.С. Ожегов, Н.Ю. Шведова. -

М., 1996. - 2152 с.

5. Григорьева, Т.П. Японская художественная традиция / Т.П. Григорьева. - М.: «Наука», 1979. - 368 с.

References:

1. Agaev, A.G. Natiology: Philosophy of National Existence / A.G. Agaev. - Makhachkala: DSU Publishing house, 1992. - 220 pp.

2. Abakumova, E.V. Felt art in Adygheya: traditions and modernity [Electronic resource] / E.V. Abakumova // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 2: Philology and the Arts. - 2014. - No.2 (140). - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvo-voyloka-v-adygee-traditsii-i-sovremennost

3. Suleymanova, F.Kh. Theme of death in the works of F. Petuvash / F.Kh., Suleymanova // Collection of materials, scientific articles of the National Museum of the Republic of Adygheya: Iss. III. - Maikop, 2011. - P. 88-93.

4. Ozhegov, S.I. Explanatory Dictionary of the Russian language / I.S. Ozhegov, N.Yu. Shvedova. - M., 1996. - 2152 pp.

5. Grigoryeva, T.P. Japanese Art Tradition / T.P. Grigoryeva. - M.: Nauka, 1979. - 368 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.