Научная статья на тему 'Образный мир декоративно-прикладного искусства в творчестве художников Адыгеи'

Образный мир декоративно-прикладного искусства в творчестве художников Адыгеи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2273
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ТЕМА / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖНИКИ АДЫГЕИ / СТИЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тертышник Надежда Владимировна

Статья посвящена исследованию художественных образов декоративно-прикладного искусства художников Адыгеи. Используя культурологический подход, автор определяет круг образов как составную часть «темы» искусства, выявляет его содержание и функции, характеризует традиционные и новаторские направления в профессиональной деятельности художников. Автор приходит к выводу о том, что в творчестве художников Адыгеи доминируют эпические темы и образы, определяющие не только интерес к этнической истории, но и выступающие в качестве элемента этнической самоидентификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образный мир декоративно-прикладного искусства в творчестве художников Адыгеи»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 745/749(470.621)

ББК 85.12(2 Рос.Ады)

Т 35

Н.В. Тертышник,

преподаватель АРКИ им. У.Х.Тхабисимова отделения живопись, тел. 8 928 215 02 11,

Е-mail: bard195@yandex.ru

Образный мир декоративно-прикладного искусства в творчестве

художников Адыгеи

(Рецензирована)

Аннотация: Статья посвящена исследованию художественных образов декоративноприкладного искусства художников Адыгеи. Используя культурологический подход, автор определяет круг образов как составную часть «темы» искусства, выявляет его содержание и функции, характеризует традиционные и новаторские направления в профессиональной деятельности художников. Автор приходит к выводу о том, что в творчестве художников Адыгеи доминируют эпические темы и образы, определяющие не только интерес к этнической истории, но и выступающие в качестве элемента этнической самоидентификации.

Ключевые слова: художественный образ, тема, декоративно-прикладное искусство, художники Адыгеи, стилизация.

В художественной культуре адыгов декоративное искусство представляет собой яркое нравственное и этническое явление, неразрывно связанное с историей, трудовой деятельностью и предметами быта народа. В то же время нельзя не отметить разные функции декоративно-прикладного искусства в XIX и XX веках. Прежде оно выполняло преимущественно прикладные и художественно-эстетические функции. В XX веке декоративно-прикладное искусство вписывается в полиэтничное искусство СССР, и это формирует его репрезентативную функцию, необходимость выделять адыгов среди других этносов Советского Союза. В XIX веке декоративно-прикладное искусство носит исключительно народный характер, в XX веке оно дифференцируется на две сферы -народную и профессиональную. Этномаркерующая характеристика вырастает на национальной основе, что предопределяет высокую значимость традиционной культуры в современном адыгском обществе.

Эволюция декоративно-прикладного искусства адыгов связана с его функциональной динамикой. В Черкесии были традиционны школы золотого шитья (орнаментика одежды, веера, подчасники, кисеты), художественной обработки металла (пуговицы, накладки, оружие, очажные цепи), изготовления циновок и предметов из дерева (люльки, столы, скамейки, посуда). Добродетельные девушки прославлялись в нартских песнях и легендах как искусные рукодельницы, золотошвейки. Часто такую славу приобретала невеста во время свадебного обряда «Дынхэ1у» - обряда вышивания золотыми и шелковыми нитями. Вышивка играла роль магического текста, способного передать информацию о мастерице, её аккуратности, ловкости и терпении. По золотой вышивке предсказывали, сколько будет детей, как долго и счастливо будет жить семья. Каждая адыгская девушка умела шить одежду и украшать её золотыми нитями, так как от этого зависело благополучие семьи.

Функциональная эволюция декоративно-прикладного искусства в последние два столетия закономерна, очевидна и обусловлена многими причинами, среди которых наиболее важными оказались социально-политические и исторические. Для XIX века бытовые и эстетические стороны имели равные функции в костюме, веерах, шорных изделиях. В советский период в декоративно-прикладном искусстве начинают доминировать

идеологическая, репрезентативная и этномаркерующая функции. Меняется и оценка художественной роли предметов. В условиях полиэтничности региона художественноэстетические ценности развиваются от узко национальных к интернациональным и общечеловеческим.

Декоративно-прикладное искусство - это живой организм, активно взаимодействующий с окружающим миром. В начале XX века декоративно-прикладное искусство «европеизируется», появляются новые виды, такие, как гобелен и панно, резьба по дереву, витражи, фрески и мозаика. Исторические события XX века также оказали влияние на развитие декоративно-прикладного искусства Адыгеи. С 30-х годов XX века начался этап социалистического реализма, который воспитывал идеализированный патриотизм и «размыл» народные традиции в национальном искусстве. Художники Адыгеи получили профессиональное образование в вузах России, декоративно-прикладное искусство приобретает интернационально-национальный характер и выходит на новый этап развития. В XX веке происходит синтез современных материалов и традиционных техник исполнения, но при этом образный мир не теряет связи с искусством прошлого. Более того, в новый век транслируются главные этнические ценности, хотя часть образов переосмысливается и получает иную смысловую и художественную оценку.

По мнению искусствоведа Е.В. Волковой: «В изобразительных искусствах знак-изображение - посредник между предметом и смыслом. Изображение обозначает некий предмет помимо себя, и с его помощью устанавливается соответствие между материальной стороной знака и смысловыми образами, понятиями и представлениями, оставляемыми прежним опытом в мыслительной и чувственно-эмоциональной сфере человеческой психики» [1]. Одновременно меняется и мир образов. Художник мыслит образами, образ -это отпечатанная в сознании реальная вещь или предмет.

Образ - это субъективный феномен, возникающий в результате предметнопрактической, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д.) [2]. Восприятие художественного образа предполагает единство двух начал - объективного и субъективного, т.е. того, что заложено в самом художественном произведении, и тех толкований, представлений, ассоциаций, которые рождаются в сознании зрителя в связи с ним. Очевидно, чем шире круг таких субъективных представлений, тем богаче и полнее восприятие. К примеру, в декоративном блюде Хуажева Р. «И будет род» родовой знак-тамга меняет свою смысловую нагрузку: первоначально тамгой метили скот, обозначая

собственность. Со времен язычества тамга читается как знак рода: элемент эволюционирует и воспринимается как символ древнего рода. Трехлистник теряет свою первоначальную религиозную символику и трактуется как связь времен между поколениями и символ богатства, а родовые знаки-тамги заключены в орнаментальный круг и служат фоном.

Общепринято считать, что образ - это составная часть темы. Понятие «темы» шире, чем понятие «образ». Объективная тема природы может нести в себе образы печали, радости или любви, но при одном образе может возникать несколько тем. Тема в произведении более полно раскрывается через образы. Героико-трагическая тема - через образ всадника, защитника; тема пейзажа - через образ природы, дерева, ручейка, виноградную лозу; тема семьи - через образ отца, матери, ребенка, старца; музыкальная тема - через изображение музыкальных инструментов, исполнителей, певцов и танцоров. «Тема» является философским понятием и имеет широкое значение, а образ - определенный тип. Образ героя связан с темой героизма, образ матери - с темой материнства. Тема в изобразительном искусстве - объект художественного изображения, круг жизненных явлений, проблем, идей, положенных в основу художественного произведения. Рассмотрим, например, произведение Ката Т. «Рождение Саусрыко». Это чеканное панно, воплощающее тему национального эпоса, а его образы - мать, отец, младенец - рождение семьи. Трогательность в движениях и позах олицетворяет продолжение рода, рождение героя и защитника. Таким образом, если в

обыденном сознании термины «тема» и «образ» нередко выступают синонимами, то в научном понимании необходимо четко отделять понятие «тема» и «образ» как общее и частное, идеальное и конкретное, обобщенно-философское и опредмеченное.

Культурно-историческая обусловленность декоративно-прикладного искусства неоспорима. Декоративно-прикладное искусство, как часть картины мира, как форма жизнедеятельности человека, будет реагировать на ментальные, социальные, политические и др. изменения в обществе. Как мы знаем, художник для более полного раскрытия идеи использует средства художественной выразительности (формат, свет и тень, объем, пропорции, плановость, цвет, колорит, тон, силуэт, контур, пятно, линию, штрих, фактуру, ритм, контраст, нюанс, движение, равновесие), а в декоративно-прикладном произведении еще и стилизует персонажи и предметы по форме и цвету. Стилизация - это обобщенное, упрощенно-схематическое изображение, сведенное к определенному стилевому единству [3]. Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых, в первую очередь, необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, в правильно выбранном для него материале и в характере декора. Художник-прикладник выражает мировосприятие современников, свои эстетические воззрения, эмоциональный настрой, не прибегая в декоре к натуральному изображению предметов, а стилизуя его.

В декоративно-прикладном искусстве широко используется обобщение и символизация образа. Иногда достаточно вместо подробного изображения внешнего вида предмета дать лишь одно его «качество», по которому он может быть узнан. В процессе осмысления формы художник, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, сводятся к нескольким цветам. Например, если сравнить стилистику национального костюма в витраже Меретукова Д. «Нарты», то видим лаконичность и ограниченность по форме и элементам, женщина в национальном костюме символизирует историческое прошлое адыгов, национальные идеалы и ценности. В произведении Сташ Ю. костюм «Республика Адыгея» женщина-птица, подняв руки, как крылья, раскрывает флаг с символикой республики Адыгея. Национальный костюм на фигуре хрупкой юной девушки символизирует молодую республику, обретающую свободу и независимость. Материал, форма наряда и его цветовая гамма способствуют раскрытию темы и художественного образа.

Образ в психологии - субъективная картина мира, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Адыгский веер в XIX веке, как правило, вышивался конкретным лицом и являлся принадлежностью этого лица или того, кому был подарен. Одновременно веер украшал девичью комнату, т.е. становился предметом интерьера. В XX веке веер символизирует культуру этноса, причем культуру прошлого, во многом утерянную. Веер становится не знаком семьи, а знаком целого этноса. Одновременно он символизирует интерес к историческому прошлому, возрождению и популяризации народного искусства. И сам мастер, осваивающий искусство вышитых вееров, воспринимается в современном обществе как хранитель народных традиций, его деятельность получает широкий общественный резонанс.

Разный материал диктует свои условия, поэтому, например, изображение гармонистки в гобелене Гогунокова М. «Музыка» носит монументальный характер, а в декоративном блюде «Пшинау» Хуажева Р. гармонистка изображена сидящей в развивающейся на ветру одежде на берегу горной реки, что придает образу определенную романтичность и камерность. Это же относится к циновкам Гучева З., национальному костюму с золотым шитьем Панеш С., изделиям из дерева А. Негуча и др.

«Всякий художественный образ, - писал А.Ф. Лосев, - никогда не понимается нами

как рациональная сумма каких-нибудь дискретных признаков, а как нечто живое, из глубин чего бьет неугасаемый источник и чего мы не можем сразу охватить своими рациональными методами. Художественно то, на что никогда нельзя наглядеться, сколь бы мы на него не глядели. А это значит, что как бы глубоко мы ни воспринимали художественный образ, в нем всегда остается нечто непонятное и неисчерпаемое, волнующее нас всякий раз, как только мы воспринимаем этот образ» [4].

Художественный образ - это способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующийся нераздельным единством субъективных и объективных начал художественного творчества, его чувственных и смысловых аспектов; результат художественного обобщения. Художественный образ способен более полно раскрыть и передать содержание произведения. К примеру, в круглом панно Н. Дидичева «Праздник», выполненном в технике резьбы по дереву, танцующую в центре пару окружают музыканты, а во второй круг окружности вписаны виноградная лоза, рог для вина, парящий в вершинах горный орел - атрибуты и символы традиционной культурной среды, знаки благополучия, изобилия, мира и покоя. Художественное целое, таким образом, возникает не только и не столько от центральных персонажей панно, сколько от комплекса элементов целого, воздействующих на зрительское сознание и подсознание.

Художественный образ воздействует на зрителя целостно и комплексно. Здесь уместно привести в качестве примера точеную из дерева композицию «Квартет» А. Винса. На одной подставке расположена группа музыкантов, организованных структурно и композиционно. Все члены группы одеты в национальные костюмы. Гармонист характерно поставил ногу на стульчик, исполнитель на шычепщыне традиционно скрестил ноги. Художник четко подметил расположение музыкантов (трещоточник стоит справа от гармониста), передал правду через художественные приемы декора одежды, положения папах на головах исполнителей, специализированных движений. Композиция «Квартет» - это художественная правда и одновременно «схваченная» художником суть адыгской музыкальной этнографии.

В теории культуры нормой является создание нескольких классификационных схем изучаемого предмета. Образ как объект исследования не будет исключением в этом правиле. При классификации образов важно выбрать основание или ведущий классификационный признак. Таким основанием могут выступать функция, социальная значимость, предметная принадлежность, гендер и т. п. К примеру, по темпоральному признаку образы могут условно делиться на архаические и современные; по степени распространенности в социуме - на ведущие и маргинальные. Образы можно классифицировать на общечеловеческие (о добре и зле, счастье, любви, верности и т.д.), этнические и субэтнические; на доминантные (ведущие) и рецессивные; связанные с человеком или природой. Любая классификация будет условной. Один и тот же образ может входить в разные классы и системы. Перетекание и зыбкость образов часто объединяют несколько образов одновременно, тем самым возникает сложность в их разделении на конкретные более узкие группы.

Образный мир в декоративно-прикладном искусстве напрямую связан с социокультурными реалиями, господствующими ценностями культуры, религиозными, философскими, эстетическими, научными представлениями эпохи. По нашим наблюдениям, современные сюжеты и образы в декоративно-прикладном искусстве адыгов не являются доминирующими. Гораздо ярче выделяются эпические сюжеты, образы народа, его обычаев и традиций, природы родного края. Образ народа может выражаться фигурой старика или музыканта - носителей и хранителей обычаев и традиций. В декоративном искусстве именно через эти фигуры мы воспринимаем образы исторической Черкесии. В гобелене «Дедушкины истории» Абредж Г. мы «читаем» повествование о жизни народа и любви к родной природе, ландшафту. Патриотичны образы народных героев, нартов, совершающих самые различные действия - игры, танцы, подвиги.

Образ может передаваться через внутреннюю психологическую борьбу. Героический образ защитника семьи и рода мы видим на примере триптиха «Семья» Абредж Г. Любая классификация формируется, прежде всего, на основе изучаемого материала. Именно он

позволяет выделить наиболее яркие образы, обладающие высокой потребностью в обществе. Наше исследование показало, что главными темами декоративно-прикладного искусства художников Адыгеи являются тема народа и тема природы. Народная тема может быть разделена на темы прошлого и настоящего, темы, связанные с традиционной и современной культурой. Тема народа отображается в творчестве Сташ Ю., Плетневой О., Панеш С. - в национальных костюмах, украшенных золотым шитьем и аппликацией, в серебреных и позолоченных ювелирных украшениях, предназначенных для национального костюма творчество Еутых А. Гобелены М. Гогунокова, коллажи Ф.Петуваша, резьба по дереву национального орнамента в декоративных блюдах Р. Хуажева, декоративное панно Дидичева

Н. выступают как иллюстрации национального эпоса «Нарты». Тема природы связана с образами пейзажа, растительного и животного мира. Она представлена в гобеленах Абакумовой Е. и Абредж Г.; декоративном панно в технике резьба по дереву Винса А. и Петуваша Ф.; золотом шитье Панеш С. и Плетневой О.

При функциональном подходе можно выделить темы, имеющие этнорепрезентативные сюжеты. Речь идет об образах национальных музыкальных инструментов, национальных костюмов, танцев, обрядов. Они представлены гобеленами Абредж Г. и Гогунокова М; точеными композициями и резьбой по дереву Винса А., Хуажева Р.; резными панно Дидичева Н.; композициями из циновок и шычепщына Гучева З.; изделиями из золота и серебра Еутых А.; витражами Меретукова Д.М.

Глобализированные сюжеты составляют самостоятельную группу, выделенную на основе двух признаков - предметно-изобразительном и темпоральном. С ними связаны образы стилизованных национальных костюмов и современных музыкальных инструментов. Европеизация коснулась практически всех жанров декоративно-прикладного искусства художников Адыгеи: национального костюма - Сташ Ю., Плетнева О.; гобеленов -Абакумова Е., Абредж Г., Гогунокова М.; художественной обработки металла - Еутых А.; керамики - Корнюшиных Сергея и Елены; витражей и мозаики Меретукова Д. и Петуваша Ф.; резьбы по дереву и маркетри Дидичева Н. и Винса А., соединение плоскорельефной резьбы и насечки Хуажева Р.; чеканки - Ката Т.

Итак, следует подчеркнуть, что мир образов в декоративно-прикладном искусстве художников Адыгеи огромен и разнообразен. Это та сфера искусства, которая помогает понять и осмыслить миропонимание адыгов. Декоративно-прикладное искусство адыгов эволюционирует от народного к профессиональному, от одних тем и образов к другим, от архаики к современности. В то же время, говоря о многообразии круга тем и образов декоративно-прикладного искусства художников Адыгеи, следует уточнить, что они имеют определенные ограничения. Как правило, основу образов составляют этнические символы, этнические знаки, идущие из глубины веков и напрямую связанные с этнической картиной мира, с представлением о красоте, адыгстве, с выявлением адыгских качеств: мужества, доблести, уважением к старшим, умением танцевать, играть на музыкальных инструментах, владеть лошадью, оружием. Атрибутами быта выступают плетка, очаг, треножный столик анэ, древние музыкальные инструменты. Это круг образов, сохранившийся с незапамятных времен и свидетельствующий о высокой востребованности древних ценностей. Идеализация адыгского героя материализуется не только в эпосе, легендах, исторических песнях, пословицах и поговорках, но и в произведениях современных художников-прикладников, работающих с разными материалами и в разных жанрах. Художник фокусирует внимание и концентрируется на тех образах, которые позволяют через искусство донести до зрителя высокие этические нормы адыгагэ (адыгства). Потребитель начинает проявлять интерес к истории и культуре адыгов, прошлое активно «вписывается» в современную действительность. Такая тенденция позволяет прогнозировать дальнейшее развитие декоративно-прикладного искусства в направлении поиска забытых видов и жанров, существовавших в историческом прошлом. Речь может идти о войлочных коврах, шорничестве, искусстве деревянных поделок и др. В то же время декоративно-прикладное искусство художников Адыгеи не может не касаться вопросов глобализации и европеизации, а

также вопросов смешения разных стилевых элементов, сочетания разных техник исполнения.

Примечания:

1. Волкова Е.В. Произведение искусства - предмет эстетического анализа. М. Изд-во МГУ,

1976. С. 211.

2. Психологический словарь / под ред. Е.Е. Давыдова. М., 1983. С. 223.

3. Краткий словарь терминов изобразительного искусства / под ред. Е.В. Баркгаузен. М.:

Сов. художник, 1965. С. 158.

4. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М.: АСТ, 2000. С. 754.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.