Научная статья на тему 'Телевидение в коммуникационной системе современного российского общества: социологический анализ'

Телевидение в коммуникационной системе современного российского общества: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1377
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гришай Владимир Николаевич, Попова Татьяна Владимировна, Мацнев Александр Александрович

Телевидение представляет собой сложное социальное явление, которое можно изучать в различных аспектах: как социальный институт производственную систему со специфическими функциями, деятельностью и оргструктурой; как дискурс систему языковой и метаязыковой коммуникации; как форму социального знания способ производства и накопления обществом знаний о самом себе; как элемент повседневной жизни человека наряду с учебой, работой, сном, отдыхом и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Телевидение в коммуникационной системе современного российского общества: социологический анализ»

УДК 316

Гришай Владимир Николаевич

доктор социологических наук, профессор,

кафедра экономики Ессентукского института управления, бизнеса и права, г. Ессентуки

Nevinnomyssk 2277321@gmail.com Попова Татьяна Владимировна

кандидат юридических наук, доцент,

старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела по борьбе с правонарушениями в сфере рынка ценных бумаг, оборотом поддельных денежных средств Управления "Ф" (по борьбе с правонарушениями в сфере финансовой деятельности) Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК МВД России) Nevinnomyssk 2277321@gmail.com Мацнев Александр Александрович соискатель кафедры философии и истории Невинномысского государственного гуманитарно-технического института, г. Невинномысск Nevinnomyssk 2277321@gmail.com Vladimir N. Grishay doctor of sociological Sciences, Professor,

Department of Economics Essentuki Institute of management, business and law, Yessentuki vngprof@gmail.com Nevinnomyssk 2277321@gmail.com Tatyana V. Popova

candidate of legal Sciences, associate Professor,

the senior operative on especially important issues of Department on struggle against offences in sphere of the securities market, circulation of fake money Control "f" (on struggle against offences in sphere of financing activities) the Main Directorate for economic safety and corruption counteraction (Guebipk of the MIA of Russia)

Alexander A. Matsnev

the competitor of a scientific degree of candidate of Sciences Nevinnomyssk state humanitarian-technical Institute, Nevinnomyssk 2277321@gmail.com

ТЕЛЕВИДЕНИЕ В КОММУНИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

THE TV IN THE COMMUNICATION SYSTEM OF MODERN RUSSIAN SOCIETY: SOCIOLOGICAL ANALYSIS

Аннотация: Телевидение представляет собой сложное социальное явление, которое можно изучать в различных аспектах: как социальный институт - производственную систему со специфическими функциями, деятельностью и оргструктурой; как дискурс - систему языковой и метаязыковой коммуникации; как форму социального знания - способ производства и накопления обществом знаний о самом себе; как элемент повседневной жизни человека - наряду с учебой, работой, сном, отдыхом и т.д.

Ключевые слова: телевидение, коммуникативное воздействие, социокультурная динамика общества.

Annotation: TV is a complex social phenomenon that can be studied in various aspects: as a social institution and production system with specific functions, activities and organizational structure; as a discourse - a system of linguistic and metalinguistic communication; as a form of social knowledge - a mode of production and accumulation of the knowledge society on itself; as a part of daily life along with school, work, sleep, rest, etc.

Keywords: television, communication impact, socio-cultural dynamics of society.

Телевидение на протяжении нескольких десятилетий считается ключевым, самым популярным и наиболее распространенным на планете средством массовой информации.

В конце 1960-х годов в западном мире усилился интерес зрителей к телевизионным программам, вследствие расширения телевизионного контента, роста числа программ, снижению цен на телевизионные приемники. В данном временном промежутке формируются процессы интернационализации телевидения, что является следствием коммерциализации средств массовой коммуникации и возникновением спутниковой связи. С середины 1980-х годов телевидение становится глобальным СМИ, что обусловило расширение коммерциализации, формирование глобального общества, «глобальной деревни», развитие высоких коммуникационных и информационных технологий. Вещание дифференцируется на кабельное, эфирное и спутниковое, появляется интерактивное телевидение [1].

Телевидение отражает знаковый опыт человечества, приспосабливая к мифологизированному экранному миру каждого, кто останавливает на нем свое внимание. Оно структурирует практически все области человеческой деятельности, создает новые смыслы, иллюзию сотворчества в новой реальности, формирует нужное для социума функционирование каждого потенциального потребителя продукции экранной культуры [2].

Специфические особенности телевидения, позволяющие соединять в одной телевизионной картинке пространственно-временные ряды различных эпох, континентов способствуют фрагментации сознания и мировосприятия массовой аудитории. Фактически телевидение для большинства социальных

групп выступает в роли монопольной системы обозрения мира, что не только накладывает высокую ответственность на журналистские, творческие телевизионные коллективы, но и создает ряд угроз и рисков, актуальных для современной социальной системы.

Телевидение и внедрение в его работу новых технических и научных достижений позволят не только моментально информировать людей всей планеты о происходящих событиях, но и послужат началом глобального объединения всех планетарных средств массовой информации. Систематизация всех средств массовой информации в сверхкорпорацию, подчинённую одной цели, несомненно, в самом близком будущем сформируется как фундаментальная, системообразующая составная глобализационного процесса и в дальнейшем будет только усиливаться [3].

В истории социологии многие ученые предпринимали попытки теоретического осмысления сущности телевидения как элемента системы современных СМК, его места и роли в жизни общества. Телевидение как элемент системы массовой коммуникации находился в центре внимания исследователей, едва ли не в первую очередь, по причине серьезного влияния на мышление и поведение аудитории. Необходимо отметить, что многие авторы видели в телевидении едва ли не основной источник большинства проблем современного общества, демонстрировали критическое отношение к данному масс-медиа.

Г.М. Маклюэн ведущую роль в постиндустриальном мире отводил телевидению, как наиболее распространенному и всеохватывающему масс-медиа (с точки зрения социолога, это - новая эра «глобальной деревни», сверхскоростной реальности на основе электронных коммуникаций). В качестве основного признака телевидения он отмечает его мозаичность, которая определяется: - двухмерностью телевизионного изображения, требующей от сознания зрителя постоянной работы по структурированию определенного образа; - мозаичность заключается в самом характере подаваемой информации, объединяющей на экране одновременно различные времена и пространства.

Мозаичности восприятия телевизионных передач способствует также тематическая всеохватность, когда вместо логически развивающегося сюжета зритель видит бесконечное количество быстро сменяющихся эпизодов и отдельных фрагментов [4].

Г. Маклюэн сделал вывод, что сообщением, передаваемым средством общения, является само это средство. По мнению Г. Маклюэна, при передаче сообщения техническое средство не нейтрально, а передает сообщению свои свойства. Все, что передается по телевидению, само становится телегенным. Телевидение, собирая на экране все времена и пространства сразу, сталкивает их в сознании телезрителей, придавая значимость даже обыденному. Привлекая внимание к тому, что уже произошло, телевидение сообщает аудитории о конечном результате. Это создает в сознании телезрителей иллюзию того, что демонстрация самого действия ведет к

данному результату. Для телевизионного поколения само собой разумеющимися становятся убеждения, что средства массовой коммуникации вездесущи, всемогущи, всезнающи. Через средства массовой коммуникации потребитель проникается иллюзией собственной исключительности, проницаемости, просвещенности. Однако телевизионное поколение, по мнению Г. Маклюэна, с одной стороны - творец настоящего, а с другой - его жертва [5].

Значительный вклад в прикладной анализ телевидения, изучениеи специфики воздействия на аудиторию принадлежит У. Шрамму. Группа под руководством Шрамма провела 11 социологических обследований в 10 разных городах США, в ходе которых было опрошено 6000 детей и 2000 родителей. Были использованы обновленные методы эмпирических исследований, прежде всего, опросные интервью, чтобы найти ответы на широкий круг вопросов о влиянии телевидения на детей. Компьютеризованный анализ данных позволил исследователям изучить буквально тысячи связей между переменными и выделить статистически значимые.

В результате Шрамм пришел к выводу: телевидение оказывает вредное влияние на некоторых детей в некоторых условиях, но не на большинство детей в большинстве условий. Эффект телевидения, указывали исследователи, лучше всего рассматривать как следствие взаимодействия характеристик и телевидения, и зрителей [6].

Исследователи отмечают, что телевидение способно создавать собственную реальность, что достигается посредством трактовки фактов и событий. Объектив камеры действует таким образом, что меняет акценты и «вес» событий, стирая границу между истиной и вымыслом. Именно глаз телекамеры, «передающий события с максимальной правдоподобностью, превращает его в спектакль и псевдособытие. Этот факт ещё не вполне объяснён, но он подтверждён крупными экспериментами Би-Би-Си [7]. Телевидение не столько передаёт, сколько конструирует реальность, то есть модное несколько десятилетий назад сравнение телевидения с «зеркалом в мир» неправомерно. Скорее телевидение само способно воздействовать на реальность, выстраивая её, воздействуя на реальные события.

С точки зрения исследователей, телевидение способно оказывать прямое воздействие на этический и эстетический мир человека, воздействуя на эмоции и логику потребителя телевизионной продукции. Таким образом, телевидение создаёт сферу культурных ценностей. В современном мире оно окончательно утвердилось как главный источник информации, средство развлечения (и отвлечения), способ организации досуга массовой аудитории. Создавая «вторую реальность» (вне пределов нашего опыта), телевидение моделирует наше отношение к миру действительному, предлагает интеллектуальные, эмоциональные и поведенческие образцы, в той или иной степени управляющие человеком. Сегодня для исследователей очевидно, что телевидение наделено мощным ресурсом технико-технологических и

выразительных средств для реализации своих общественных функций, равно и деструктивных целей [8].

Суть социальных функций телевидения заключается, с точки зрения М. Жагера, в организации группового мировоззрения. Под термином «мировоззрение» исследователем понимается комплекс взглядов, убеждений и мнений, относительно конкретных и общих представлений о бытие («сущем») и ряде его явлений [9].

По мнению Дж. Гербнера, постоянный просмотр телесообщений приводит к выработке у аудитории искаженных представлений о социальной реальности. Этому способствует тот ракурс, который навязывается выпусками новостей, кинофильмами и различными развлекательными передачами. Телевидением культивируется не просто взгляд на мир. Воздействуя на сознание общества, оно генерирует различные социальные роли и ценности. Данный эффект достигается посредством той селекции идей, которая проводится телевидением с целью наиболее полного воздействия на аудиторию. Содержание ценностей, культивируемых телевидением, внедряемых и закрепляемых при помощи последнего в общественном мнении, Гербнер связывает с развитием общей структуры социальных отношений того или иного общества, а также с типом и уровнем развития индустриальной организации и контроля [10].

Телевидению как средству массово-коммуникативного воздействия посвящена работа Н. Постмана «Развлекая себя до смерти» [11]. В центре внимания автора оказывается американское телевидение. Его интересуют следующие вопросы. Каким интеллектуальным тенденциям телевидение способствует? Какой тип культуры оно формирует?

Постман опирается в своих построениях на тезис о том, что каждое средство массовой коммуникации обладает только ему присущей спецификой. По мнению Постмана, телевидение не расширяет или усиливает возможности просвещенной, печатной культуры, а скорее наоборот. В первую очередь это определяется новым качеством, которое приобретает сейчас развлекательная функция телевидения. Суть проблемы в том, что все предметные области, освещаемые телевидением, предстают перед нами в особом, развлекательном ключе.

В силу природы телевидения, подчеркивает автор, содержание передаваемых идей должно быть упрощено для соответствия требованиям канала, то есть отвечать потребностям «визуального» интереса. Последнее как раз и означает соответствие требованиям шоу-бизнеса [12].

Постман отмечает, что в силу всеобъемлющего проникновения современного телевидения в нашу жизнь становится сложно отличить, где проходит граница между шоу-бизнесом и реальностью. В сфере влияния шоу-бизнеса оказывается политика, культура, образование. Причем содержание передач явно или неявно отражает общие требования, о которых говорилось выше. Кроме того, Постман выделяет и другое требование -

передачи не должны быть слишком информативными, а предмет сообщения - слишком абстрактным.

Выход из сложившейся ситуации Постман видит в организации усилий как научного, так и педагогического плана. Целесообразно, по мнению автора, создание передач, объясняющих суть влияния телевидения. Задача состоит не в том, чтобы предотвратить просмотр телепередач. Напротив, необходимо изучать и объяснять, как следует смотреть телевидение [13].

Т. Адорно проводил анализ социально-психологических особенностей воздействия телевидения на массовую аудиторию. Социолог указывал, что стереотип является важнейшим элементом организации опыта индивида [14]. Стоит отметить, что в понимании классика американской социологии У. Липпмана, стереотип - это упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта. Масс-медиа, в том числе и телевидение, обладают способностью конструировать представления аудитории об окружающем мире, опосредованно воздействуя через сознание на поведение людей, в чем и заключается безграничная власть прессы над людьми. В результате люди неразрывно соединяют собственные восприятия и восприятия «глазами СМИ», как будто это их собственные мысли и впечатления. Это вызывало вполне естественное беспокойство у Липпмана, который предложил ряд конкретных шагов по ограничению влияния масс-медиа на людей [15].

Использование в материалах телевидения все более жестких и отчужденных стереотипов приводит к тому, что фактически аудитория обращается, по мнению Адорно, к клише. За счет этого люди теряют истинное представление о реальности, опыт реальный заменяется опытом искаженным, получаемым посредством контактов с клишированной продукцией СМК. Т. Адорно показывал разрушительное воздействие телевидения на личность посредством распространения стереотипов массовой культуры, которые ведут к унификации индивидуальных особенностей [16]. В связи с негативными социальными последствиями, связанными с трансляцией телевизионных материалов на массовую аудиторию. Т. Адорно поставил цель поиска альтернативной коммуникативной стратегии, которая бы могла эффективно противостоять манипулятивным технологиям телевидения, тотальному проникновению массовой культуры потребления в сознание телезрителей [17].

П. Бурдье в работе «О телевидении и журналистике» [18] указывает на то, что телевидение при помощи различных механизмов подвергает большой опасности различные сферы культурного производства: искусство, литературу, науку, философию, право; не меньшей опасности -политическую жизнь и демократию.

Как отмечает П. Бурдье, рейтинг оказывает на телевидение совершенно особое влияние, которое проявляется в необходимости оперативности. Возникает и поддерживается форма взаимной конкуренции в погоне за сенсацией. Некоторые сюжеты навязываются зрителям, потому что они

навязываются их производителям; а производителям их навязывает конкуренция с другими производителями. Своего рода перекрестное давление, оказываемое журналистами друг на друга, вызывает целую серию последствий, проявляющихся в выборе, отсутствии и присутствии сюжетов

[19].

Некоторые ученые предрекают, что власть СМИ приведет к информационному хаосу, и человечество очень скоро вступит в постинформационную цивилизацию, где люди не будут знать, что им делать со знаниями, ставшими им ненужными. Современная культура встала перед серьезной проблемой, вызванной тем, что А. Тоффлер назвал «информационным взрывом». Бурное развитие науки, технические новшества, особенно глубоко затронувшие сферу передачи информации, другие аналогичные факторы не только формируют новую -информационную - цивилизацию, но и заставляют пересматривать представления о возможностях сознания человека в аспекте усвоения обрушившейся на него информации [20].

По мнению А.А. Шараповой, полипарадигмальная методология и исследование в рамках модернистских и постмодернистских концепций позволяют осуществлять анализ динамики основных функции феномена телевидения в условиях постиндустриального социума. Анализ телевидения с позиций модернистских социологических парадигм основывается на признании его важнейшим социальным институтом, суть которого состоит в удовлетворении возрастающей потребности общества в информации, адекватно отражающей реальность, способствующей повышению образовательного, морального, эстетического уровня телезрителей. Постмодернистские концепции телевидения, в отличие от модернистских, фиксируют внимание на автономии производимой телевидением виртуальной реальности, в значительной степени симулирующей социальную жизнь, в силу чего вопрос истинности телевизионных материалов заменяется «эффектом истины» или «игр истины» (М. Фуко). Тем самым утверждается мифологический характер производства, воспроизводства и восприятия социальной реальности [21].

А.А. Ковалев отмечает, что медиареальность, создаваемая «телевизионным потоком», по ряду существенных факторов принципиально отличается от действительности (смешение событий, в том числе - реальных и выдуманных, свои причинно-следственные зависимости, своя система нравственных и эстетических оценок и т.д.), причем за счет монтажа она является более яркой и» зрелищной, чем сама действительность. Данная медиареальность постепенно приобретает все более высокую значимость, вытесняя в сознании людей подлинную действительность и, тем самым, дезориентируя людей [22].

Исследователь указывает, что в эволюции телевидения прослеживаются две важные в историко-культурном плане тенденции: развитие телевизионной техники и телевещания ведет, с одной стороны, к

росту степени точности передачи действительности (телевидение высокой четкости и высокого разрешения, стереоэффект, голография, запаховые приставки и т.п.) и к расширению возможностей зрителя по восприятию реально происходящих событий - даже в физически недоступных для него местах. Но с другой стороны, благодаря съемке, монтажу и оцифровке изображения, телезритель все чаще имеет дело с измененным образом действительности - медиареальностью.

Обзор различных концепций ученых-социологов показал, что большинство из них демонстрировали свою обеспокоенность потенциалом телевизионного воздействия на аудиторию и подчас бесконтрольными манипулятивными и пропагандистскими ресурсами, которые предоставляет телевидение своим владельцам. Очевидно, что телевидение представляет собой наиболее распространенный источник информации в современном обществе. Широкий охват аудитории, применение мощных вещательных станций, использование в своей деятельности аудио-визуальных способов воздействия позволяет телевидению занимать ведущее место в системе средств массовых коммуникаций современного общества. С одной стороны, исследователи уже не представляют себе облик современного общества, его модернизированной коммуникационной системы без телевидения; телевещание выступает одним из ключевых интегративных элементов современного глобального информационного общества. С другой стороны, проблемы, на которые обращали внимание классики социологии еще в середине XX в., как только телевидение начало активно входить в жизнь социума, не только не были решены успешно, но и, более того, лишь обострились в новом веке.

Литература:

1. Азарян С.Г. Философия телевидения: теоретико-методологический анализ: дис. ... д-ра филос. наук. Краснодар, 2011.

2. Бронфенбреннер У., Бандура А. Влияние телевидения: ключи от ларца сознания. - М., 2002. - С.296.

3. Бурдье П. О телевидении и журналистике / пер. с фр. Т.В. Анисимовой и Ю.В. Марковой. - М., 2002.

4. Данилова, А.А. Манипулирование словом в средствах массовой информации /А.А. Данилова. - М.: Добросвет, КДУ, 2009.

5. Жагер М. Динозавры урбанистического Сознания. - М., 2003. - С.23.

6. Ковалев А.А. Телевидение как историко-культурный феномен: дис. ... канд. культурологии. - М., 2011.

7. Кузнецов М.М. Опыт коммуникации в информационную эпоху. Исследовательские стратегии Т.В. Адорно и М. Маклюэна. - М., 2011.

8. Луков А.В. Социология телевидения: становление научной дисциплины // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - №3.

9. Маклюэн Г.М. Пресса: управление посредством утечки информации // Отечественные записки. - 2003. - №4. - С.251-263.

10. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М., 2003.

11. Фрумкина Р. Уолтер Липпман: свободный коллективизм! // Социальная реальность, - 2006, - №4, - С.123-124.

12. Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. - М., 2003.

13. Шарапова А.А. Динамика социокультурных функций телевидения в условиях постиндустриального общества // URL: http://www.dissercat.com/content/dinamika-sotsiokulturnykh-funktsii-televideniya-v-usloviyakh-postindustrialnogo-obshchestva#ixzz42zzHe6xR^ (дата обращения: 04.02.2016).

14. Postman N. Amusing Outsells to Death. Penguin Books. 1985.

15. http://credonew.ru/content/view/1218/68/

16. http://dadakinder. l ivejournal. com/1046466. htmlКузнецов М.М. Опыт коммуникации в информационную эпоху. Исследовательские стратегии

Т.В. Адорно и М. Маклюэна. - М., 2011.

17. Бурдье П. О телевидении и журналистике / пер. с фр. Т.В. Анисимовой и Ю.В. Марковой. - М., 2002.

18. Бурдье П. О телевидении и журналистике / пер. с фр. Т.В. Анисимовой и Ю.В. Марковой. - М., 2002. - С.42-43.

19. Луков А.В. Социология телевидения: становление научной дисциплины // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - №3.

20. Шарапова А.А. Динамика социокультурных функций телевидения в условиях постиндустриального общества // URL: http://www.dissercat.com/content/dinamika-sotsiokulturnykh-funktsii-televideniya-v-usloviyakh-postindustrialnogo-obshchestva#ixzz42zzHe6xR^ (дата обращения: 04.02.2016).

21. Ковалев А.А. Телевидение как историко-культурный феномен: дис. ... канд. культурологии. - М., 2011.

22. Ковалев А.А. Телевидение как историко-культурный феномен: дис. ... канд. культурологии. - М., 2011.

Literature:

1. Azaryan S. G. Philosophy of television: teoretiko-methodological analysis: yew. ... Dr.s филос. sciences. Krasnodar, 2011.

2. Bronfenbrenner U., Bandura And. Influence of television: keys from a consciousness chest. - M, 2002. - Page 296.

3. Bourdieu P. About television and the journalism / lane with фр.

T. V. Anisimova and Yu. V. Markova. - M, 2002.

4. Danilova, A. A. Manipulirovaniye the word in mass media / A.A. Danilova. - M.: Dobrosvet, KDU, 2009.

5. Zhager M. Dinosaurs of urbanistic Consciousness. - M, 2003.

- Page 23.

6. Kovalyov A. A. Television as historical and cultural phenomenon: yew. ... edging. cultural science. - M, 2011.

7. Smiths M. M. Experience of communication during information era. T. V. Adorno andM. Maklyuen's research strategy. - M, 2011.

8. A.V onions. Sociology of television: formation of scientific discipline//Knowledge. Understanding. Ability. - 2008. - No. 3.

9. Maklyuen G. M. Press: management by means of information leakage//Domestic notes. - 2003. - No. 4. - Page 251-263.

10. Pocheptsov G. G. Theory of communication. - M, 2003.

11. Frumkina R. Walter Lippman: free collectivism!//Social reality, - 2006, -No. 4, - Page 123-124.

12. Chernov A. A. Formation of global information society: problems and prospects. - M, 2003.

13. Sharapova A. A. Dynamics of sociocultural functions of television in the conditions of post-industrial society//URL: http://www.dissercat.com/content/dinamika-sotsiokulturnykh-funktsii-televideniya-v-usloviyakh-postindustrialnogo-obshchestva#ixzz42zzHe6xRx (date of the address: 2/4/2016).

14. Postman N. Amusing Outsells to Death. Penguin Books. 1985.

15. http://credonew.ru/content/view/1218/68/

16. http://dadakinder.livejournal.com/1046466.htmlКузнецоe M. M. Experience of communication during information era. Research strategy

T. V. Adorno and M. Maklyuena. - M, 2011.

17. Bourdieu P. About television and the journalism / lane with $p.

T. V. Anisimova and Yu. V. Markova. - M, 2002.

18. Bourdieu P. About television and the journalism / lane with $p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

T. V. Anisimova and Yu. V. Markova. - M, 2002. - Page 42-43.

19. A.V onions. Sociology of television: formation of scientific discipline//Knowledge. Understanding. Ability. - 2008. - No. 3.

20. Sharapova A. A. Dynamics of sociocultural functions of television in the conditions of post-industrial society//URL: http://www.dissercat.com/content/dinamika-sotsiokulturnykh-funktsii-televideniya-v-usloviyakh-postindustrialnogo-obshchestva#ixzz42zzHe6xRx (date of the address: 2/4/2016).

21. Kovalyov A. A. Television as historical and cultural phenomenon: yew. ... edging. cultural science. - M, 2011.

22. Kovalyov A. A. Television as historical and cultural phenomenon: yew. . edging. cultural science. - M, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.