Научная статья на тему 'Телевидение как средство массовых коммуникаций'

Телевидение как средство массовых коммуникаций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3807
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Попова Татьяна Владимировна

В статье автором рассматриваются основы функционирования телевидения, вопросов его взаимодействия с широкой аудиторией, являющиеся особо важными и потому, что за последние годы в телевизионные редакции пришли новые кадры, свободные от старой системы взглядов на пропаганду, но не приобретшие современных знаний о вещании. Сегодня назрела необходимость научного осмысления функционирования телевидения как одного из наиболее существенных факторов стабильности межнациональных и федеративных отношений реформирующейся России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Телевидение как средство массовых коммуникаций»

УДК 316

Попова Татьяна Владимировна

кандидат юридических наук, доцент. Ессентукский институт управления, бизнеса и права. г. Ессентуки Milena.555@mail.ru

Tat’yana V. Popova

candidate of legal Sciences, associate Professor. Essentuki Institute of Management, Business and Law Milena.555@mail.ru

Телевидение как средство Television as means of

МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ MASS COMMUNICATIONS

Аннотация. В статье автором рассматриваются основы функционирования телевидения, вопросов его взаимодействия с широкой аудиторией, являющиеся особо важными и потому, что за последние годы в телевизионные редакции пришли новые кадры, свободные от старой системы взглядов на пропаганду, но не приобретшие современных знаний о вещании. Сегодня назрела необходимость научного осмысления функционирования телевидения как одного из наиболее существенных факторов стабильности межнациональных и федеративных отношений реформирующейся России.

Ключевые слова: массовые коммуникации, информационное поле, телевидение.

Annotation. In this article the author discusses the basics of the TV operation, questions of its interaction with a wide audience, which is particularly important because in recent years in the TV edition came new footage, available from the old system of views on propaganda, but have not yet acquired modern knowledge on broadcasting.

Today, there is a need for scientific understanding of the functioning of television as one of the most significant factors of stability of interethnic and Federal relations of the reforming Russia.

Keywords: postmodern, culture, youth, foreshortening, outlook.

society, era,

Телевидение - самый распространенный канал массово-информационного воздействия, имеющий значительное влияние на аудиторию. Телевидение является последним по времени возникновения средством массовой коммуникации. Оно охватывает самые разнообразные и широкие слои населения, многие из которых остаются вне влияния других средств массовых коммуникаций. Телевидение как массово-коммуникативный канал имеет ряд специфических особенностей.

Во-первых, возможность широкого единовременного охвата аудитории, возможность в зоне действия передатчика проникать в любую точку пространства. Такое свойство специалисты в области телевидения иногда называют вездесущностью.

Во-вторых, возможность применения аудиовизуальных выразительных средств, то есть наличие движущегося изображения, сопровождаемого звуком, способствует тому, что телевизионные образы легко воспринимаются большинством телезрителей. Это свойство телевидения называют экранностью.

В-третьих, возможность прямой передачи, прямого эфира одновременно совместить само событие и его изображение на экране называется непосредственностью телевидения, которая тесно связана с симультанностью телепередачи (одновременностью наблюдения и трансляции). Человек как бы приобщается к происходящему действию, не выходя из дома. Это повышает

возможность информационного воздействия на массовое сознание.

В-четвертых, учитывая зрелищность телевидения, значительно увеличиваются возможности применения разнообразных способов привлечения и удержания внимания аудитории за счет трансляции самых разнообразных развлекательных передач.

В-пятых, технические возможности монтажа видеомагнитной записи позволяют творчески вмешиваться в процесс «мумификации», то есть запись прямой передачи с возможным последующим использованием при создании другой передачи, с другими акцентами, преследующими другие цели информационного воздействия на аудиторию.

В силу разнообразия выразительных средств телевидение имеет возможность для достижения максимального влияния на аудиторию весь спектр, как вербальной, так и невербальной информации. Значение приобретает не только само содержание информации, но и то, как и кем она подана. Именно поэтому телевидение предпочитает иметь персонифицированных коммуникаторов с высокими показателями коммуникативных качеств.

Однако, при всех достоинствах телевидению свойственны и некоторые недостатки, среди которых выделим следующие:

• для просмотра телепередач необходимо специально выделенное время, то есть полноценное

107

потребление телевизионной информации трудно совместимо с выполнением других дел;

• передачи телевидения можно принимать только в зоне действия передатчика;

• одновременное транслирование различными телевизионными каналами разного рода информации ставит телезрителей перед необходимостью пропускать большую часть последней;

• при всех достоинствах наличия видеоряда, чрезмерное увлечение зрелищностью приводит к снижению качества информации;

• возможность приема телепередач предполагает наличие довольно дорогостоящего аппарата -телевизора, что оказывается возможным не для любой аудитории [1].

В истории социологии многие ученые предпринимали попытки теоретического осмысления сущности телевидения как элемента системы современных СМК, его места и роли в жизни общества. Телевидение как вид СМК часто оказывался в центре внимания исследователей, едва ли не в первую очередь по причине серьезного влияния на мышление и поведение аудитории. Необходимо отметить, что многие авторы видели в телевидении едва ли не источник большинства проблем современного общества, демонстрировали критическое отношение к данному СМК.

В частности, в работе Т. Адорно, посвященной анализу социально-психологических особенностей воздействия телевидения, подчеркивается, что стереотип является важнейшим элементом организации опыта индивида. И поэтому проблема состоит не в стереотипе как таковом. Тем более, что технология телевизионного производства в силу своей природы не может не использовать стереотипы. Проблема состоит в тех функциональных изменениях, которые привносит в жизнь людей индустрия культуры (и телевещание как ее элемент). Использование в материалах телевидения все более жестких и отчужденных стереотипов приводит к тому, что фактически аудитория обращается, по мнению Адорно, к клише. За счет этого люди теряют истинное представление о реальности, опыт реальный заменяется опытом искаженным, получаемым посредством контактов с клишированной продукцией СМК.

Т. Адорно показывал разрушительное воздействие телевидения на личность посредством распространения стереотипов массовой культуры, которые ведут к унификации индивидуальных особенностей. По его мнению, качество воспроизведения образцов высокой культуры телевидением настолько низко, что убивает в людях желание наслаждаться подлинниками. По мнению Адорно, публикации литературных произведений мировой классики в сжатой, «сериальной» форме просто вредны. Если культурные суррогаты будут легкодоступными, то слишком много

людей станут ими довольствоваться и откажутся поддерживать высшие формы культуры [2].

Значительный вклад в прикладной анализ телевидения, специфику воздействию на аудиторию принадлежит У. Шрамму. Группа под руководством Шрамма провела 11 социологических обследований в 10 разных городах США, в ходе которых было опрошено 6000 детей и 2000 родителей. Были использованы обновленные методы эмпирических исследований, прежде всего опросные интервью, чтобы найти ответы на широкий круг вопросов о влиянии телевидения на детей. Компьютеризованный анализ данных позволил исследователям изучить буквально тысячи связей между переменными и выделить статистически значимые.

В результате Шрамм пришел к выводу: телевидение оказывает вредное влияние на некоторых детей в некоторых условиях, но не на большинство детей в большинстве условий. Эффект телевидения, указывали исследователи, лучше всего рассматривать как следствие взаимодействия характеристик и телевидения, и зрителей [3].

Более толерантную позицию по отношению к телевидению занял канадский социолог Г.М. Ма-клюэн. Он ведущую роль в современном мире отводит телевидению как наиболее распространенному и всеохватывающему СМК. В качестве основного признака телевидения он отмечает его мозаичность, которая определяется:

- двухмерностью телевизионного изображения, требующей от сознания зрителя постоянной работы по структурированию определенного образа;

- мозаичность заключается в самом характере подаваемой информации, объединяющей на экране одновременно различные времена и пространства.

Мозаичности восприятия телевизионных передач способствует также тематическая всеохват-ность, когда вместо логически развивающегося сюжета зритель видит бесконечное количество быстро сменяющихся эпизодов и отдельных фрагментов [4].

Таким образом, обзор различных концепций уче-ных-социологов показал, что большинство из них демонстрировали свою обеспокоенность потенциалом телевизионного воздействия на аудиторию и подчас бесконтрольными манипулятивны-ми и пропагандистскими ресурсами, которые предоставляет телевидение своим владельцам. Очевидно, что телевидение представляет собой наиболее распространенный источник информации в современном обществе. Широкий охват аудитории, применение мощных вещательных станций, использование в своей деятельности аудио-визуальных способов воздействия позволяет телевидению занимать ведущее место в системе средств массовых коммуникаций современного общества.

108

Литература:

1. Науменко Т.В. Массовая коммуникация: теоретико-методологический анализ. М., 2003. С. 174.

2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2003. С. 255.

3. Бакулев Г.П. Основные концепции массовой коммуникации. М., 2002.

4. Маклюэн Г.М. Пресса: управление посредством утечки информации // Отечественные записки. 2003. № 4. С. 251-263.

Literature:

1. Naumenko T.V. Mass communication: theoretical-methodological analysis. M., 2003. P.174.

2. Pocheptsov G.G. Theory of communication. M., 2003. P. 255.

3. Bakulev G.P. Main concepts of mass communication. M., 2002.

4. Maklyuen G.M. Press: management by means of information leakage // Domestic notes. 2003. № 4. P. 251-263.

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.