Научная статья на тему 'Телеведущий: личностные качества и профессиональные умения'

Телеведущий: личностные качества и профессиональные умения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
15808
860
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТОРИЯ / ИМИДЖ / КОММУНИКАТОР / ТЕЛЕВЕДУЩИЙ / AUDIENCE / IMAGE / COMMUNICATOR / TELEVISION ANCHORMAN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Крикунова Юлия Анваровна

В результате проведенного исследования были сделаны выводы о том, что в своей профессиональной деятельности телеведущие чаще стремятся удовлетворить потребности зрителей в информации и развлечении, нежели в воспитании и просвещении. Остро нуждаясь в информации высокого качества, зрительская аудитория предъявляет к телеведущему ряд важных требований личностного (широкий кругозор, обаяние, харизма) и профессионального (грамотная речь, дикция, творческое видение и др.) характера. Данные выводы могут быть использованы при подготовке телерадиожурналистов в таких учебных заведениях, как Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, Останкинский институт телевидения и радиовещания и ряд других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An anchorman on television: personal qualities and professional skills

As a result of the research the conclusions were drawn that tele-anchormen in their professional work strive to satisfy spectators' needs for the information and entertainment more often than for upbringing and education. Being desperate for the high quality information, the spectator audience make a number of the big demands both personal (a wide range of interest, charm, charisma) and professional (competent speech, diction, creative vision, etc.) character of tele-anchormen. The given conclusions can be used for training of teleor radio journalists in such educational institutions as the Humanitarian Institute of television and broadcasting named after M. A. Litovchin, Ostankinskiy Institute of television and broadcasting and others.

Текст научной работы на тему «Телеведущий: личностные качества и профессиональные умения»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009

УДК 316 7:070 Ю. А. КРИКУНОВА

Тольяттинский государственный университет

ТЕЛЕВЕДУЩИЙ: ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ

В результате проведенного исследования были сделаны выводы о том, что в своей профессиональной деятельности телеведущие чаще стремятся удовлетворить потребности зрителей в информации и развлечении, нежели в воспитании и просвещении. Остро нуждаясь в информации высокого качества, зрительская аудитория предъявляет к телеведущему ряд важных требований личностного (широкий кругозор, обаяние, харизма) и профессионального (грамотная речь, дикция, творческое видение и др.) характера. Данные выводы могут быть использованы при подготовке телерадиожурналистов в таких учебных заведениях, как Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, Останкинский институт телевидения и радиовещания и ряд других.

Ключевые слова: аудитория, имидж, коммуникатор, телеведущий.

Личность телеведущего как человека творческой профессии многогранна. Воплощение его индивидуальных особенностей находит свое выражение в экранном образе, главным свойством которого является не столько внешний облик телезвезды, сколько его коммуникативные характеристики (тембр голоса, дикция, манера говорить). Для телезрителей голос и речь — такая же неотъемлемая часть личности телеведущего, как и его внешность, поскольку через них познается его эмоциональное, умственное и физическое состояние.

Все названные характеристики образуют собственный имидж коммуникатора, т.е. «целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, фирмы), выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать эмоциональнопсихологическое воздействие в целях популяризации, рекламы» [1].

Личностный имидж телеведущего во многом определяет эффективность коммуникации с аудиторией, ведь от того, насколько соответствуют друг другу речь, мимика, жесты, настроение, умение держаться в кадре, внешний вид коммуникатора, зависит её социальное самочувствие, успех программы, телеканала в целом.

В целях эмпирического подтверждения данных теоретических позиций в марте 2008 г. в городском округе Тольятти (п = 600) методом анкетного опроса было проведено исследование по проблеме эффективности функционирования российского телевидения. Целью исследования стало выявление мнений телезрителей о наиболее значимых характеристиках личности телеведущих, влияющих на развитие системы социальной коммуникации.

Рабочая гипотеза исследования была такова. Телеведущий занимает особую позицию в системе массовой коммуникации, поскольку взаимодействие человека с телевидением опосредовано личностью коммуникатора. К нему как к главному действующему лицу телеэкрана предъявляется множество требований, среди которых главными являются профессионализм, соблюдение норм морали и нравственности, удовлетворение потребностей телезрителей в информации, развлечении и просвещении. Трансформационные процессы, связанные с распространением

глобализации в российском обществе, культуре, на телевидении, видоизменяют многие функции коммуникатора — одни уходят на второй план (просвещение), другие исчезают (воспитание), появляются новые (манипуляция, НЛП и др.). Всё это, главным образом негативно, отражается на самочувствии взрослой аудитории телезрителей, на социализации молодого поколения.

Инструментарий исследования предполагал анкету, блоки которой позволяли получить сведения по таким проблемам, как ценностные ориентиры, личностные и профессиональные качества телеведущего, его роль в процессе создания телевизионной передачи, статус профессии, приоритеты в деятельности, манипулятивное воздействие на аудиторию и степень его влияния на тематику передаваемой информации. Выборка была квотной, гнездовой, стратифицированной и составлялась с учётом таких факторов, как пол, возраст, национальная принадлежность, уровень образования и место жительства.

В результате проведённого исследования получены следующие данные.

Как оказалось, профессия телеведущего считается достаточно престижной в общественных кругах. Так, по мнению 45 % респондентов статус её в современном российском обществе довольно высок. Тем не менее более трети (37 %) опрошенных полагают, что более высоким статусом обладают такие деятели современного телевидения, как режиссер, продюсер, владелец телевизионного канала, что вполне логично, если учитывать иерархическую структуру должностей.

Есть и иные позиции. Так, по мнению 6 % опрошенных телезрителей, статус самой профессии телеведущего невысок. Определяющим фактором здесь является величина гонорара. Затруднились с ответом на данный вопрос 12 % опрошенных.

Иная точка зрения — анализ статуса профессии телеведущего не по экономическому параметру, а по его роли в процессе создания телевизионной передачи. Чуть более половины опрошенных (55 %) считают, что телеведущий является главным действующим лицом телепрограммы, определяет её популярность и признание у аудитории. Ещё одна часть опрошенных (41 %) скромнее оценивают возможности ведущего передачу и полагают, что тот мало участвует в процессе созда-

ния программы. Некоторая часть опрошенных (4 %), не выразили своей позиции по этому вопросу.

Таким образом, мнения респондентов по данному вопросу разделились. Между тем в действительности телеведущий — единственный участник творческого журналистского коллектива, видимый для зрителя. Несмотря на то, является он автором того или иного сообщения или не является, роль его огромна, ведь именно от его профессионализма, умелой подачи материала зависит успех или неуспех той или иной программы, а следом и телеканала в целом. Российское телевидение знает таких харизматичных телеведущих, за которыми шли миллионы телезрителей, и среди них — Владислав Листьев, Татьяна Миткова, Александр Невзоров из бурной эпохи 80-90-х годов, Юлия Меньшова, Лолита Милявская, Андрей Малахов, Арина Шарапова, Лариса Вербицкая, супруги Стриженовы, Николай Дроздов в 90-е годы ХХ века и в начале XXI века и многие другие.

В свою очередь, того или иного уровня профессионализма ведущий достигает, получив определенный опыт работы на телевидении, накопив солидный багаж теоретических и практических знаний в самых разных областях (литература, искусство, наука и др.), имея богатый жизненный опыт решения сложных жизненных проблем. Такая личность способна и должна влиять не только на качество, но и на тематику информации, передаваемой по телевизионным каналам.

Подобной точки зрения придерживаются и опрошенные. Так, немалая часть респондентов (35 %) считают, что телеведущий оказывает заметное влияние на тематику информации через непосредственное участие в процессе создания информационного сообщения. Другая часть опрошенных (32 %) оценивает возможности «телезвезд» в подаче информации не столько высоко. Наконец, существует мнение, согласно которому телеведущий — это посредник между автором сообщения, редактором и аудиторией, фактически не влияющий на тематику информации (22 %). Оставшаяся часть респондентов не смогла ответить на поставленный вопрос (11 %).

Исследование показало и то обстоятельство, что имеют место быть и негативные проявления влияния «телезвезд» на массы. Так, определённая часть опрошенных (9 %) полностью убеждена, как и 29 % респондентов в той или иной мере убеждённых в том, что современные телеведущие обучены манипулировать сознанием и поведением зрительской аудитории. Другая немалая доля участников опроса никогда ранее не задумывалась над этим (37 %), испытывая полное доверие к коммуникатору либо не имея интереса к называемой проблеме. Четвёртая часть респондентов относится к телеведущим менее настороженно и уверена в отсутствии манипуляций над их сознанием.

Возникает вопрос о том, как деятельность последних отражается на самочувствии телезрителей. Немалая часть участников исследования (48 %) уверена в том, что телеведущие стараются привнести в повседневную жизнь аудитории разнообразие, заинтересовать её новой полезной информацией. При этом зрители, по их мнению, получают удовольствие от просмотра телепрограммы, но не получают должного воспитания (55 %).

Нужно сказать, что проблема нравственного воспитания на современном телевидении стоит чрезвычайно остро. В условиях круглосуточной демонстрации того, где, как и с кем проводят свой досуг, отдыхают, развлекаются «богатые и знаменитые», воспитываются дети из небогатых семей, в которых недостаточно средств для самого необходимого. Фор-

мируются такие качества личности и психические состояния, как зависть, неудовлетворённость своим положением, нежелание трудиться и развиваться.

Такими, в основном скандальными, программами о жизни звёзд из мира шоу-бизнеса, к примеру, полон эфир телеканала НТВ. Опрошенные нами респонденты сетуют на то, что зрители чаще видят жизнь обеспеченных людей, не зная о том, как живут простые люди (38 %). Иначе говоря, респонденты убеждены в том, что пример телеведущих ничего не даёт массовой аудитории, которая не входит в престижные социальные группы (34 %). Более резко выражено мнение 26 % респондентов, считающих, что российские телеведущие создают превратное представление о нашей реальной жизни. Таким образом, по мнению части опрошенных, деятельность телеведущих не столько помогает зрителям получить реальное представление о происходящем в обществе, сколько дезинформирует, умалчивает о том, что происходит в нём в действительности и порождает тем самым негативные эмоции.

В то же время в качестве одной из приоритетных задач в деятельности современного ведущего, по мнению опрошенных телезрителей, является воспитание молодежи на позитивных примерах, иллюстрирующих основные мысли телепередачи (48 %). Немаловажной функцией в профессиональной деятельности ведущего является и внедрение социальных инноваций, формирование личности человека современного общества — предприимчивого и толерантного, уважающего государственные законы и социальные нормы (26 %).

Есть и ещё один интересный момент. Для 45 % опрошенных телеведущие выступают положительным примером для подражания в стиле одежды, речи, манерах поведения, общения. Четверть опрошенных хотели бы научиться у телеведущих правильной и красивой речи, а 22 % респондентов ориентируются на тон, задаваемый коммуникаторами в подходах к оценке фактов, событий действительности.

Совершенно справедливо большинство опрошенных полагают, что одним из главных приоритетов в деятельности телеведущего является передача оперативной, точной информации (66 %), в то же время 40 % респондентам деятельность телеведущего помогает релаксироваться после рабочего дня. Важной задачей для коммуникатора, по мнению 27 % опрошенных телезрителей, является объединение людей из разных социальных групп.

Что касается ценностей звезд телеэкрана, то они, на наш взгляд, являются отражением ценностей, господствующих сегодня в современном российском обществе. Так, например, большинство респондентов уверено в том, что телеведущие в большей степени озабочены зарабатыванием денег (65 %), стараются работать на яркое красочное шоу, зрелище (62 %), на собственную карьеру, профессиональное становление и развитие (54 %), передачу достоверной информации (35 %) и на самоутверждение (30 %).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что современное телевидение — это не просто отражение уровня культуры общества, оно и есть наша культура. В результате приобщения отечественного телевидения к новой культуре «рынка» с ее системой оплаты труда, уравнивавшей, по мнению Б.М. Сапунова, талант и бездарность, а также гласной и негласной цензурой, снижены личная, нравственная ответственность работников за качество передач, порождено «безразличие не только у непосредственных их создателей — сценаристов, режиссеров, редакто-

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009

ров, операторов, но и у технического персонала, у всех участников творческих коллективов» [2].

В таких условиях просто необходимо повышение общего уровня культуры общества — через трансляцию основных нравственных принципов добра, справедливости, любви и взаимопомощи. Любой профессионал телеэкрана в своей деятельности должен, прежде всего, руководствоваться этическими соображениями. Чуть более половины опрошенных уверено в том, что российские телеведущие выдерживают морально-этические нормы, господствующие в обществе (57 %). Довольно немалое количество респондентов высказывает сомнение по этому поводу (32 %), а 11 % отрицают соблюдение телеведущими данных норм. Таким образом, едва ли не половина опрошенных сомневаются в этичности, «благонадёжности» телеведущих, а следовательно, и в способности тележурналистики быть зеркалом современной действительности.

Судя по результатам нашего исследования, телезрители достаточно осведомлены о сложностях в профессии телеведущего, о возложенной на него ответственности. В то же время конкурсы на факультеты журналистики в университетах, в институтах для подготовки телерадиоведущих остаются заметными. Известность, толпы поклонников, большие гонорары, яркая, насыщенная жизнь — все это возможно, если занять место ведущего популярной программы на телевидении.

Однако опрошенные нами тольяттинцы довольно трезво оценивают ситуацию, считая, что только человек с определенным опытом в данной сфере может стать ведущим популярной телепередачи, своими собственными усилиями, пробираясь «через тернии к звездам» (49 %). Другая часть респондентов (24 %) не менее справедливо полагает, что многие выдающиеся личности, активно трудящиеся в той или иной сфере профессиональной деятельности (актеры театра и кино, модельеры, артисты, певцы, члены команд КВН, спортсмены, победительницы конкурса красоты и др.), получают место телеведущего благодаря своей известности и популярности в мире шоу-бизнеса. Однако бывают и такие ситуации, когда телеведущими популярных программ становятся совсем молодые и малоизвестные представители данной профессии и, как считают телезрители, происходит это путем выдвижения «сверху» (11 %). В действительности же вопрос о том, когда человек может занять место ведущего популярной телепередачи, оказался не самым простым для респондентов, поскольку с ответом на него затруднились 16 % .

Попасть на телевидение — задача непростая, без доли обаяния, как считают 53 % респондентов, точно не обойтись. Но и дальнейшее не в руках божиих. Если человек получил заветное место ведущего популярной телепрограммы, не всегда следует, что он сможет стать любимцем зрительской аудитории. Для этого необходимо обладать определенным набором личностных и профессиональных качеств. Большинство опрошенных еще помнят те времена, когда на телевидении работали дикторы, и главным требованием для них была грамотная и красивая речь, хорошая дикция, умение держаться в кадре, быть интеллигентным, образованным, эрудированным и воспитанным человеком. Именно эти качества являлись определяющими качество телеобщения для 67 % респондентов. Так же трудно представить себе телеведущих, не имеющих соответствующего профессионального образования, поскольку телеэкран не терпит случайных людей. И так считает более половины опрошенных телезрителей (57 %).

Все вышеназванные качества сами по себе важны, однако их значение будет снижаться, если телеведущий не станет еще и сильным коммуникатором, не научится разворачивать беседу в нужном направлении (37 %). Эрудицию отмечают 38 % опрошенных, убеждённых, что «лицу с экрана» необходимы широкие познания в разных областях жизни и деятельности.

СМК, в том числе и телевидение, исследователи в области массовой коммуникации окрестили «четвертой властью». Следовательно, работники данного социального института, по крайней мере, те, кто постоянно на виду, должны хорошо разбираться в политике, так считают 19 % опрошенных респондентов.

Наличие приятной внешности для телеведущего только приветствуется (17 %), и в истории телевидения, пожалуй, не найти ни одного диктора с отталкивающей внешностью. И только 9 % участников исследования считают, что для того, чтобы стать телеведущим, нужно уметь понравиться руководству. Действительно, фактор симпатии между работниками и руководителями полностью отвергать нельзя, но, как правильно понимают респонденты, это не самое главное условие для профессионального становления. Куда большее значение имеет такое качество личности коммуникатора, как непринужденность, легкость ведения беседы (83 %).

Итак, идеальный телеведущий, по мнению респондентов, должен обладать следующими личностными качествами: силой аргументации, знаний, кругозором (58 %), обаянием, харизматичностью (57 %), решительностью, уверенностью в себе (54 %), спокойствием, уметь владеть собой в критических ситуациях (53 %), быть открытым, честным (52 %), общительным, подвижным (39 %), независимым и самостоятельным (33 %), добросовестно и старательно подходить к своим обязанностям (32 %), и в тоже время оставаться добрым, отзывчивым и дружелюбным (27 %).

Таким образом, обаятельный, решительный, уверенный в себе, честный коммуникатор, с большим кругозором, умеющий легко и непринужденно вести беседу и совладать с собой в критических ситуациях, претендует, по мнению респондентов, на звание идеального телеведущего.

Однако даже такой идеал без соответствующих умений не станет профессионалом телеэкрана. По мнению опрошенных нами телезрителей, претендовать на должность телеведущего может человек с таким набором профессиональных качеств, как грамотная речь и хорошая дикция, творческое видение, инновационность в подаче материала (80 %), умение работать на разные социальные группы (64 %), постоянная работа над собой (58 %), наличие профессионального журналистского образования (51 %), правильно подобранного имиджа (37 %), солидного опыта работы на телевидении (28 %).

Интересовал нас и вопрос о том, влияют ли гендерные различия на процесс становления личности телеведущего. В связи с этим видный исследователь и практик Брус Льюис считает, что «роль женщины-диктора ограниченнее, чем роль мужчины. Голос, внешность и темперамент обычно не позволяют женщине выполнять наиболее трудные и ответственные обязанности, чтение новостей, проведение интервью, комментирование» [3]. В то же время автор приводит пример женщин-дикторов советского телевидения (Н. Бодрова, В. Леонтьева, А. Вовк и др.), которые успешно выполняли те же творческие функции, что и мужчины.

Большинство наших респондентов уверено в том, что на данном поприще гендерная принадлежность

особого значения не имеет (67 %). Интересен тот факт, что представители «сильного пола» в большей степени, чем представительницы «прекрасного пола», считают, что мужчине в современном обществе всегда и во всём проще (20 % и 14 % соответственно).

Таким образом, исследование убедительно доказывает, что общая удовлетворенность от просмотра телепередач, а в немалой степени и социальное самочувствие аудитории, во многом зависят от личности телеведущего, его профессиональных качеств, степени соблюдения им морально-этических норм, его внешнего имиджа и внутренней культуры. При этом становится близким и симпатичным для аудитории тот телеведущий, кто является не только личностью незаурядной, коммуникабельной и харизматичной, но и умеющей построить диалог с аудиторией путем доброжелательного и искреннего общения с ней.

Библиографический список

1. Словарь-справочник по рекламе, связям с общественностью, СМИ ; автор-составитель А.А. Чесанов. — СПб., 1998. - 150 с.

2. Сапунов, Б.М. Этика и культура работника телевидения : учеб. пособие / Б.М. Сапунов. — М., 1991. — 104 с.

3. Брус, Л. Диктор телевидения / Л. Брус ; перевод с англ. В. Ткаченко. — М. : Искусство, 1973. — 200 с.

КРИКУНОВА Юлия Анваровна, ассистент кафедры социологии.

Дата поступления статьи в редакцию: 23.10.2008 г.

© Крикунова Ю.А.

УДК 330 34 А. Д. КОСЬМИН

Е. П. КУКЕЛЬ Е. С. АЛЕКСАНДРОВА

Омский государственный технический университет

К ПРОБЛЕМЕ ОТОБРАЖЕНИЯ ПАРАДИГМАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ СДВИГОВ В КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ__________________________________

В статье рассмотрена методика расчета Индекса развития человеческого потенциала, ее достоинства и недостатки. Выявлена роль индекса креативности при совершенствовании методики расчета Индекса развития человеческого потенциала с учетом переориентации системы ценностей на развитие креативного потенциала общества, как скрытого резерва роста благополучия граждан.

Ключевые слова: индекс развития человеческого потенциала, индекс креативности, благосостояние.

Мера есть качественно определенное количество.

(Гегель В.Ф.)

Проблемы выявления унифицированной системы показателей, определяющих качество жизни, уделяется большое внимание. Это обусловлено все возрастающими потребностями органов государственного управления в надежной и качественной информации, необходимой для разработки социально-экономической политики. В связи с этим особую значимость приобретает показатель «Индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП), который объединяет положение основных векторов развития человеческого потенциала, которые в свою очередь, являются основными составляющими благосостояния населения.

Основным достоинством данного индекса является переориентация систем ценностей на совершенство-

вание человеческих возможностей, а не экономического роста. Под развитием человеческого потенциала понимается расширение возможностей населения, повышение территориальной мобильности и профессиональных навыков.

Стратегия развития России на период до 2010 года определяет «...восстановление человеческого капитала как одну из главных целей реформ» [1]. При этом большинство программ федерального и регионального уровня, реализуемых в нашей стране, предусматривает реформирование системы управления и финансирования в системе образования, здравоохранения, в сфере социального обеспечения. Основным результатом проведения такого рода мероприятий становится развитие институциональных ресурсов, модернизация современной системы их воспроизводства и саморазвития.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.