Научная статья на тему 'Обобщенный образ телеведущего новостных программ (на материале исследования представлений молодёжи)'

Обобщенный образ телеведущего новостных программ (на материале исследования представлений молодёжи) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
8707
1025
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
телевидение / образ ведущего телевизионных новостей / экранный образ / профессиональные качества / имидж / стиль поведения / television / the image of a leading TV news screen image / professional-quality / image and style of behavior

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Долгополова И. В.

В статье охарактеризованы основные проблемы восприятия образа ведущего телевизионных новостей. На примере исследования работающей молодежи описана методика анализа предпочитаемых характеристик у телеведущих ведущих, которых зрители оценивают по конкретным качествам. Цель работы – изучение структуры обобщенного образа телеведущего в восприятии молодых людей – зрителей новостных программ. Новизной отличается методология работы, где использован авторский опросник и контент-анализ высказываний респондентов о предпочитаемых характеристиках телеведущих. В результате выявлена четырехкомпонентная структура образа телеведущего, в которую вошли профессиональные качества, имидж, стиль поведения и особенности взаимодействия со зрителями. Область применения результатов исследования обширна. Особую ценность он представляют в работе над имиджем телеведущего для формирования, желаемого зрителями образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A GENERALIZED IMAGE OF THE TV PRESENTER OF NEWS PROGRAMS (BASED ON THE STUDY OF YOUTH REPRESENTATIONS)

The article describes the main problems of perception of the image of the leading television news. For example, the study of working youth described the preferred method for analyzing the characteristics of the leading broadcasters in which viewers evaluate specific qualities. Objective – study of the structure of a generalized image of the TV presenter in the perception of young people – viewers of news programs. The novelty differs methodology of work, where the author used a questionnaire and content analysis of the statements of the respondents preferred characteristics of the presenters. As a result, it found a four-way presenter structure, which includes professional-quality, image and style of behavior and interaction with the audience. Application of results of research is extensive. Of particular value it represents in the work on the image of the TV presenter to form the desired image of the audience.

Текст научной работы на тему «Обобщенный образ телеведущего новостных программ (на материале исследования представлений молодёжи)»

PSYCHOLOGY | Juvenis scientia 2016 № 2

93

ОБОБЩЕННЫЙ ОБРАЗ ТЕЛЕВЕДУЩЕГО НОВОСТНЫХ ПРОГРАММ (НА МАТЕРИАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЁЖИ)

И. В. Долгополова*

Пермский национальный исследовательский политехнический университет Россия, 618400, г. Березники, ул. Тельмана, 7 * email: i_dolgopolova@mail.ru

В статье охарактеризованы основные проблемы восприятия образа ведущего телевизионных новостей. На примере исследования работающей молодежи описана методика анализа предпочитаемых характеристик у телеведущих ведущих, которых зрители оценивают по конкретным качествам. Цель работы - изучение структуры обобщенного образа телеведущего в восприятии молодых людей - зрителей новостных программ. Новизной отличается методология работы, где использован авторский опросник и контент-анализ высказываний респондентов о предпочитаемых характеристиках телеведущих. В результате выявлена четырехкомпонентная структура образа телеведущего, в которую вошли профессиональные качества, имидж, стиль поведения и особенности взаимодействия со зрителями. Область применения результатов исследования обширна. Особую ценность он представляют в работе над имиджем телеведущего для формирования, желаемого зрителями образа.

Ключевые слова: телевидение, образ ведущего телевизионных новостей, экранный образ, профессиональные качества, имидж, стиль поведения.

A GENERALIZED IMAGE OF THE TV PRESENTER OF NEWS PROGRAMS (BASED ON THE STUDY OF YOUTH REPRESENTATIONS)

I. V. Dolgopopolova*

Perm national research Polytechnic University 7 Telmana Str., Berezniki , 618400, Russia * email: i_dolgopolova@mail.ru

The article describes the main problems of perception of the image of the leading television news. For example, the study of working youth described the preferred method for analyzing the characteristics of the leading broadcasters in which viewers evaluate specific qualities. Objective - study of the structure of a generalized image of the TV presenter in the perception of young people - viewers of news programs. The novelty differs methodology of work, where the author used a questionnaire and content analysis of the statements of the respondents preferred characteristics of the presenters. As a result, it found a four-way presenter structure, which includes professional-quality, image and style of behavior and interaction with the audience. Application of results of research is extensive. Of particular value it represents in the work on the image of the TV presenter to form the desired image of the audience.

Keywords: television, the image of a leading TV news screen image, professional-quality, image and style of behavior.

Изобретенное в начале XX века телевидение стало не только одним из видов досуга, но и важнейшим средством распространения информации, трансформируясь постепенно у многих зрителей в близкого и привычного «электронного собеседника». На фоне этих изменений всё ярче проявляется важная особенность телевизионных передач - личностный, доверительно-интимный характер общения со зрителем. Технологические возможности телевидения позволяют создать условия, при которых у зрителя формируются три своеобразных состояния общения: «эффект присутствия», «эффект диалогичности» и «эффект доверительности» [13]. Эффекты воздействия на массы реализуются через визуальные образы телевидения. Именно телевизионные образы напрямую связаны с манипуляционным воздействием на аудиторию, у зрителей в результате складывается такой же взгляд на окружающий мир, который им внушает образная телевизионная коммуникация [9].

Через образ ведущего, его поведение автор программы транслирует открытым текстом или в завуалированной форме свою основную идею. Образ телеведущего является олицетворением того стиля жизни, который создатели программы в скрытой форме предлагают зрителям как образец для подражания. Являясь стержнем телевизионного производства, образ ведущего становится основным режиссерским приемом, определяющим весь остальной набор приемов и выразительных экранных средств.

Воздействия на телевизионную аудиторию с помощью образа телеведущего реализуются через механизмы восприятия и связаны с проблематикой психологии межличностного познания. Данный вопрос уже изучен в психологии в определенной степени в следующих направлениях:

1. особенности формирования экранного образа телеведущего роль изучались в работах Ж.В. Карагановой, В.Х. Ма-нерова, JLB. Матвеевой, В.Ф. Петренко и др. [4, 5, 6, 7]. Ими обнаружено, что личностные качества оценивающего субъекта влияют на формирование образа другого человека.

2. психологические особенности телевизионных ведущих исследовали М.К. Андреева, Н.Б. Шкопоров, Т.Я. Аникеева, Б. Льюис и др. Ими были выявлены личностные черты, способствующие или препятствующие успешной профессиональной деятельности телеведущих, обнаружены различия психологических особенностей дикторов и ведущих [8].

3. категориальная структура образа ведущего глазами телезрителя раскрыта в работах Л.В. Матвеевой, Т.Я. Аникеевой и Ю.В. Мочаловой [5, 6, 7, 8, 10]. Они отметили роль ожиданий аудитории от телеведущих, определили качества, характеризующие идеального ведущего, с точки зрения телезрителя.

4. частные вопросы влияния образа телеведущего изучались в работах И.П. Смирновой (проблема воздействия уровней коммуникативной компетентности на профессиональную успешность телеведущего), Ж.В. Карагановой (формирование экранного образа тележурналиста), Ю.В. Мочаловой

(самовыражение личности в телекоммуникации на примере ведущих телевизионных передач прямого эфира) [4, 10].

В исследованиях по всем направлениям прослеживается мысль о росте влияния средств массовой информации на телезрителей через образ ведущих программ. Отмечается, что ведущие телевизионных программ выступают не только в роли носителей новостей, но и являются источниками формирования мировоззрения молодежи. При этом обобщенный образ ведущего новостей, с точки зрения исследователей, представляет весьма строгую структуру.

Но мнения исследователей относительно структуры образа телеведущих новостей различаются. Авторы признают представленность в структуре образа сочетания профессиональных и имиджевых элементов, а также общей внешней оценки. Но данные о содержании компонентов данной структуры расходятся.

Так, Ж.В. Караганова утверждает, что структура экранного образа представлена двумя компонентами:

1. аудиовизуальный компонент («осязаемые», формальные) - это характеристики, воспринимаемые нами с помощью органов чувств и воздействующих, прежде всего, на эмоциональную сферу. К ним относятся: внешний вид (стиль одежды, цветовая символика, прическа, аксессуары и т.п.), речевые особенности (тембр голоса, темп речи, ее содержательность, грамотность, композиционная выстроенность) и невербальные коммуникативные черты (позы, мимика, жесты, манера держаться).

2. латентный компонент («неосязаемые», содержательные) составляет основу профессиональной деятельности журналиста, он воздействует на интеллектуальную сферу зрителей, побуждает их осмыслить содержание кадра [4].

В исследованиях А.В. Шарикова, С.Г. Давыдова, О.Г. Ивашкиной уточнена факторная структура восприятия образа ведущих новостных программ. Авторы выделили пять факторов: «Сила образа», связанный с популярностью ведущего; «Динамичность образа»; «Имидж ведущего»; «Дружелюбие/ напряженность» и «Отзывчивость» [13].

В.Г. Горчакова определяет телеведущего, как индивидуальный бренд или медиа-товар, который используется в продвижении и реализации программной продукции канала. В структуре персонального бренда экранной личности органично соединены различные компоненты: обаяние самой персоны, ее сложившая-ся социальная роль, экранное амплуа и имидж [1, 2, 3].

Существенный вклад в понимание содержания образа телеведущего внесен сотрудниками отдела по изучению аудитории (Всероссийской телевидеорадиокомпании (ВГТРК), которыми был проведен экспертный опрос (2000г.) и произведена оценка образа ведущих новостных программ трех центральных телеканалов (ОРТ, РТР, НТВ). Выявлено, что образ ведущего в восприятии зрителей включает в себя, по меньшей мере, два уровня: личностно-образный уровень, т.е. внутренний, проявляющийся через элементы поведения и речи и имиджевый, т.е. внешний. Он проявляется в статичных элементах (одежда, прическа, грим, макияж) и в поведенческих реакциях (эмоциональная включенность, взаимодействие ведущего в кадре и др.) [9].

Р.А. Борецкий, изучив эталонный облик телеведущего, определил его структуру тремя слагаемыми: компетентность и эрудиция, природные данные (быстрый и гибкий ум, обаяние, характер и темперамент), а также высокий уровень профессиональной техники (от умения работать на камеры до живого и заинтересованного разговора с собеседником).

Автор подчеркивает огромную политическую и нравственную ответственность телеведущего: «Он «делает» канал, но и канал «делает» - создает, шлифует, формирует его имидж, вырабатывает у зрителей привычку, а затем устойчивую потребность систематического с ним общения» [13].

Итак, образ телеведущих - явление синкретичное, разнородное. Понятие «обобщенный образ телеведущего» включает в себя:

- имидж, как внешние признаки и проявления образа, специально созданные и ориентированные на восприятие конкретной аудиторией;

- личностные характеристики ведущего, которые могут проявляться в стиле одежды, чувстве юмора, манере держаться и многом другом, что не может быть нивелировано параметрами заданного;

- индивидуальные поведенческие характеристики - результат синтеза темперамента и профессионального опыта; и многое другое.

Разноречивость подходов к структурированию образа телеведущего делает актуальной прикладное исследование темы. Проведенное нами исследование было направлено на изучение обобщенного образа телеведущего в восприятии молодых людей-зрителей новостных программ. В эмпирическом исследовании участвовали молодые люди в возрасте от 21 до 34 лет, имеющие среднее или высшее профессиональное образование и проживающие в городе. В качестве ключевой характеристики отбора испытуемых была определена их «потребность в регулярном знакомстве с новостями».

На первом этапе исследования был обобщён опыт знакомства с новостями у молодёжи. Предварительный анализ данных об источниках знакомства с новостями показал, что носителем информации о новостях у большинства испытуемых является телевидение (37%). На втором месте располагаются интернет-ресурсы, которыми для знакомства с новостями пользуются 31% молодежи. 13% респондентов в поисках новостей читают газеты, 11% слушают радио, 5% читают журналы.

Следует отметить, что образ ведущего новостных программ также формируется в основном через телевидение, о чем заявили 83% молодых людей. Лишь 10 % испытуемых характеризуют образ ведущего новостных программ, ориентируясь на Интернет-источники, и только 7% - через прослушивание радиопередач.

Во втором этапе исследования участвовали испытуемые, которые регулярно смотрят новости на центральных и местных телеканалах. Для реализации целей исследования испытуемым предъявлялись фотографии известных телеведущих. Их перечень был определен на основании рейтинга телеканалов и популярности самих ведущих.

Как показали данные исследования, безоговорочно самым популярным телеканалом России считается «Первый канал» (13,42%). Второе место за каналом «НТВ» (12,86%), на третьем месте с незначительным отставанием находится телеканал «Россия 1» (12,68%), четвертое место занимает телеканал «РЕН-ТВ» (5,27%) и пятое место - канал «ТВ ЦЕНТР» (2,92%) [11, 12]. Эти данные были использования для составления рейтинга ведущих новостей с центральных телеканалов. В итоге для анализа данных в исследовании были определены наиболее популярные ведущие новостей на каждом канале: Екатерина Андреева (Первый канал), Лилия Гильдее-ва (НТВ), Владимир Соловьев (Россия 1), Марианна Максимов-ская (Рен ТВ) и Анна Аверина (ТВ Центр).

При опросе респондентов обнаружено единое мнение,

PSYCHOLOGY | Juvenis scientia 2016 № 2

95

что внешний вид крайне важен для работы экранной личности, особенно когда он ведет новостные программы. Наиболее значимые черты телеведущего новостных программ определены с помощью контент-анализа. Суть метода заключается в выделении в тексте ключевых понятий (или иных смысловых единиц) с по-следующим подсчетом частоты употребления этих единиц, соотношения различных элементов текста друг с другом, а также с общим объемом информации. При анализе содержания мы учитывали в тексте при-знаки определенных категорий, раскрывающих тему. Все множество признаков - чаще всего лексических единиц, характеризуется их качественно своеобразным составом и устойчивостью. Чем больше состав, тем с большей детализированностью раскрывается тема. Чем больше устойчивость отдельных признаков - лексических единиц, тем более определенно раскрывается тема и/или ее составляющие. Это говорит о большей очевидности для автора соответствующих фрагментов действительности и принятых способов их обозначения в данной ситуации порождения речи. И чем больше частотность лексических единиц, тем надежнее высказывание как акт коммуникации

Контент-анализ высказываний респондентов о ведущих телевизионных новостей позволил выделить 4-компонент-ную модель образа телеведущего новостей (рис. 1).

4. Взаимо- - агрессивность

- популярность 8 10%

действие со 4

- степень доверия

- степень независимости

Из таблицы видно, что в структуре личности телеведущих преобладает категория «Профессиональные качества». В 47% случаев наиболее важны характеристики подачи информации, умение вести беседу, манера подачи материала, взаимодействие в кадре с другими ведущими или корреспондентами, естественность поведения, речевая грамотность, темпоритм речи и эмоциональная включенность.

«Имиджевые элементы» в качестве важнейших элементов образа телеведущего отмечены 29% испытуемых. Это означает, что молодые зрители новостных передач обращают внимание на стиль одежды, прическу, грим и макияж ведущего. Элементы внешности являются значимыми, так как в работе задействован визуальный канал получения информации зрителями, а телеведущих часто показывают крупным планом.

Третье место в рейтинге значимых компонентов образа телеведущего заняла категория «Индивидуальный стиль поведения». В 13% утверждений в данную категорию вошли такие характеристики как жестикуляция, мимика, опыт работы,

Рис. 1. Четырехкомпонентная модель образа телеведущего новостей

Детализация компонентов образа представлена в таблице 1, где расшифрованы лексические единицы, отражающие содержание каждого из четырёх компонентов.

Таблица 1.

Частоты встречаемости и ранг категорий особенностей представлений молодёжи о ведущем новостных программ

Категория анализа Лексическая единица счёта Кол-во единиц Частота встречаемости (%) Ранг

1. Профессиональные качества - взаимодействие в кадре с другими ведущими или корреспондентами - естественность поведения - речевая грамотность - темпоритм речи - эмоциональная включенность 39 47% 1

2.Имид- жевые элементы - грим и макияж - прическа - стиль одежды 24 29% 2

3. Индивидуальный стиль поведения - жестикуляция - мимика - опыт работы - манера подачи материала - стиль поведения 11 13% 3

манера подачи материала. Именно их сочетание формирует стиль поведения телеведущего. Он должен создавать контакт со зрителями, вызывать у них ощущение того, что он видит аудиторию, умеет улавливать её настроение и ожидания, быть уверенным и решительным. Применение невербальных средств в совокупности манерой подачи материала и стилем поведения формирует у телезрителей впечатление о существенном опыте журналистской работы.

На четвертом месте рейтинга утверждений зрителей закреплена категория «Взаимодействие со зрителями» (10% утверждений). В эту категорию входят популярность и агрессивность, степень доверия и степень независимости ведущего. Наиболее важной составляющей, безусловно, является степень доверия. Телеведущий призван демонстрировать собственное искреннее отношение к тому, о чём он рассказывает с экрана. Феномен доверия требует к себе не только таланта и профессионализма, но значительного жизненного опыта, только при этом можно признать авторитет телеведущего, мере доверия к нему [13].

Итак, на основе данных проведенного исследования, можно сделать вывод, что для современной молодежи в образе телевизионного ведущего новостей важны, в первую очередь, профессиональные качества, имидж, стиль поведения и особенности взаимодействия со зрителями. Кроме того, телезрители отмечают важность привлекательной внешности

и того чтобы ведущий новостей вызывал у них доверие.

Положительный образ телеведущего позволяет ему более продуктивно взаимодействовать с телезрителями, добиваться конкретных целей - прежде всего профессиональных. Это некое увеличительное стекло, которое позволяет проявиться лучшим личностным и деловым качествам публичного человека, привнести в повседневное телеобщение комфорт.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горчакова, В.Г., [Электронный ресурс]: Брендами не рождаются / В.Г. Горчакова. - Режим доступа: http://dedovkgu.narod.ru/bib/ gorchakova.htm

2. Горчакова, В.Г., [Электронный ресурс]: Имидж телеведущего как модель самоидентификации / Академия медиаиндустрии. Наука. Вестник электронных и печатных СМИ. Архив журнала. Вып. №4 - Режим доступа: http://www.ipk.ru/index.php?id=l557

3. Горчакова, В.Г. Телевизионный имидж: информация или зрелище : учеб. пособие / В.Г. Горчакова. - М., 2006. - 268 с.

4. Караганова, Ж.В. Экранный образ телевизионного журналиста (Закономерности формирования): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10/ Ж.В. Караганова. - М., 2005. - 156 с.

5. Матвеева, Л.В. Подростки и телевидение: установки, ожидания, предпочтения / Л.В. Матвеева // Вестник практической психологии образования. 2006. №4. - С. 27-33.

6. Матвеева, Л.В. Психология телевизионной коммуникации / Л.В. Матвеева, Т.Я Аникеева, Ю.В. Мочалова- М.: РИП-холдинг, 2002.

- 116с.

7. Матвеева, Л.В. Экранный образ и личностные особенности телеведущих / Л.В. Матвеева, Т.Я. Аникеева, Ю.В. Мочалова // Психологический журнал. - 2007 - Т. 20, № 1. - С. 20-30.

8. Матвеева, Л.В., Шкопоров Н.Б. Связь с аудиторией в телекоммуникации / Л.В. Матвеева, Н.Б. Шкопоров // Прикладные исследования. - М.: Гостелерадио, 1991. Ч. 1-2. С. 70, С. 74.

9. Мутовкина, Л.А., [Электронный ресурс]: Влияние имиджа телевизионного ведущего на формирование общественного мнения.

- Режим доступа: http://www.promgups.com/kafedra/?page_id=390

10. Мочалова Ю.В. Самовыражение личности в телекоммуникации: (на прим. ведущих телевиз. передач прямого эфира) : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Мочалова Ю.В. ; [МГУ им. М.В. Ломоносова]. - М.: 2002. - 30 с.

11. Список российских телеканалов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mediageo.ru/fedtv/fedtv.html

12. Телеканалы и ТВ рейтинги. [Электронный ресурс] - Режимы доступа: http://mediainrussia.com/telekanaly-i-tv-reytingi

13. Шепель, В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям / В.М. Ше-пель. - М.: Народное образование, 2002. - 576 с.

Поступила в редакцию 14.03.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.