Научная статья на тему 'Текстообразующие возможности морфологических явлений'

Текстообразующие возможности морфологических явлений Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
733
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТ / КАТЕГОРИИ ТЕКСТА / МЕЖФРАЗОВЫЕ СВЯЗИ / ГРАММАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / A TEXT / A TEXT CATEGORY / INTER-PHRASE COMMUNICATIONS / GRAMMAR MEANS / LEXICAL AND GRAMMATICAL MEANS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чечулина Любовь Семеновна

Программа знакомит студентов с грамматическими и лексико-грамматическими средствами, выражающими меж-фразовые связи в тексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Word formation possibilities of morphological phenomena

The program introduces students with grammatical and lexical grammatical means which express the inter-phrase communications in a text.

Текст научной работы на тему «Текстообразующие возможности морфологических явлений»

Психолингвистика в образовании

Л.С. ЧЕЧУЛИНА

(Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия)

УДК 372.881.161.1’2 ББК Ш141.12-9

ТЕКСТООБРАЗУЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Аннотация. Программа знакомит студентов с грамматическими и лексико-грамматическими средствами, выражающими меж-фразовые связи в тексте.

Ключевые слова: текст, категории текста, межфразовые связи, грамматические средства, лексико-грамматические средства.

Введение

Цель дисциплины:

Познакомить студентов с грамматическими и лексикограмматическими средствами связи в тексте.

Задачи дисциплины:

1. Охарактеризовать разные подходы к пониманию природы текста.

2. Рассмотреть текстообразующие функции отдельных частей речи и их морфологических категорий.

3. Научить студентов выявлять и анализировать текстообразующие функции лексико-грамматических и грамматических категорий.

Специфика содержания программы

Текст как единица языка и речи изучается со второй половины XX века. В научной и научно-методической литературе текст охарактеризован как семантическое и структурнофункциональное единство, но при этом мало внимания уделяется грамматической связности, лексико-грамматическим и грамматическим средствам межфразовой связи, без тщательного рассмотрения которых анализ текста не может быть полным и глубоким.

В данном спецкурсе текст будет охарактеризован прежде всего как структурно-семантическое единство. Предполагается представление основных средств межфразовой связи и выявление текстообразующих возможностей языковых единиц морфологического уровня.

Формы и методы реализации практического компонента дисциплины

Чтобы студенты хорошо усвоили теоретический материал, изложенный в лекционном курсе, каждому слушателю предлагается индивидуальное задание: в конкретном тексте выявить и проанализировать текстообразующие функции всех языковых единиц морфологического уровня, это позволит студенту к зачетному занятию научиться давать полную характеристику грамматических средств межфразовой связи на примере одного текста.

Содержание дисциплины

№ Тема

1 Место текста в системе языка.

1.1 Два подхода к пониманию природы текста: текст как единица языка; текст как явление речевого характера.

1.2. Категории текста. Категория информативности. Пресуппозиция. Ретроспекция и проспекция. Модальность текста. Связность, цельность, интеграция, завершенность.

1.3. Структурные элементы текста. Межфразовая связь и средства ее выражения. Цепная связь. Параллельная связь. Контактная и дистантная связь.

2 Средства выражения грамматической связности как одна их групп средств межфразовой связи в тексте.

2.1. Собственно лексические средства связи: слова одной лексико-семантической или тематической группы, слова одного семантического поля, слова, между которыми устанавливается ассоциативная связь; повторы, гиперонимы, гипонимы.

2.2. Лексико-грамматические средства связи: личноуказательные местоимения, указательные, притяжательные местоимения.

2.3. Грамматические средства связи: союзы, союзные слова, повтор грамматических форм; формы грамматического (морфологического и синтаксического) времени; обстоятельства времени, места, причины, цели, условия, уступки, определяющие логические отношения между предложениями; вводно-модальные слова, неполнота предложений и эллипсис.

3 Текстообразующие функции лексико-грамматических и грамматических категорий.

3.1. Местоимение как лексико-грамматическое средство межфразовой связи: анафоры, катафоры, отсылки к компонентам предшествующего и последующего текста.

3.2. Союзные слова и местоименные наречия, употребляющиеся в начале предложения, как синсемантические элементы, отсылающие к предшествующему тексту.

3.3. Союзы, употребляющиеся в начале предложений, как средство межфразовой связи в ССЦ и тексте. Присоединительные союзы в тексте.

3.4. Вводно-модальные слова, указывающие на порядок изложения или обобщающие сказанное.

1Л 3. Вид глагола и формы грамматического времени, указывающие на одновременность и последовательность ситуации.

3.6. Деепричастные обороты в текстовой функции, имеющие детерминантное временное значение, которое относится к событиям, описываемым в текстовом фрагменте или в целом тексте.

3.7. Повтор незнаменательных слов и грамматической формы знаменательных слов как средство межфразовой связи, актуализирующее ту или иную грамматическую семантику в тексте.

4 Характеристика грамматических средств межфразовой связи в тексте. Анализ текстообразующих связей и средств, их выражающих.

Самостоятельная работа Примерные темы курсовых работ

1. Функционирование временных глагольных форм в тексте.

2. Функционирование имени прилагательного в оценочной структуре текста.

3. Функционирование имени прилагательного в текстовом оценочном атрибутиве.

Примерные темы выпускных квалификационных работ

1. Союз как специфическое средство выражения логикосмысловых отношений в тексте.

2. Местоимение как лексико-грамматическое средство межфразовой связи.

3. Союзные слова как средство выражения межфразовой связи.

4. Деепричастный оборот в текстовой функции.

5. Специфика функционирования вводно-модальных слов в тексте.

Контрольные вопросы и задания для зачета

1. Проанализируйте разные определения текста. К какой системе относят текст лингвисты - к системе языка или к явлениям речевого уровня? Прокомментируйте свои выводы.

2. В подобранном тексте определите количество ССЦ и способы их соединения.

3. Проиллюстрируйте примерами реализацию цепной и параллельной связи между предложениями. Чем обусловлен выбор того или иного способа межфразовой связи в ваших примерах?

4. Проанализируйте строение ССЦ в подобранном вами тексте: определите границы зачина, средней части, концовки и способы их оформления. Как композиция текста связана с его содержанием, с замыслом автора текста? Какими средствами передается коммуникативное намерение автора текста?

5. Найдите свободное предложение в подобранном вами тексте. Какую роль они играют в строении текста, в его композиционном оформлении.

Психолингвистика в образовании

6. В процессе анализа подобранного вами текста докажите правомерность следующего положения: «Вообще говоря, все уровни языка интегрируются под влиянием названия для того, чтобы по возможности точнее определить предмет высказывания, сделав его понятным партнеру по коммуникации» [Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М., 1982. С. 82].

7. Анализируя подобранный вами текст покажите, как реализуются в нем основные текстовые категории (целостность, связность и др.), определите, какими средствами реализуются эти категории.

8. Найдите в тексте грамматические средства связи и определите их текстообразующие функции.

Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе

Студент должен знать:

• терминологический минимум по теме данного спецкурса;

• проблемные вопросы данной темы.

Студент должен уметь:

• реферировать научную литературу;

• проводить анализ текстообразующих грамматических связей и средств, их выражающих.

Учебно-методическое обеспечение программы

Дидактическое и материально-техническое обеспечение дисциплины: художественные тексты русской классической литературы; мультимедийный комплекс.

Основная литература

Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: Наука, 1981. - 140 с.

Москальская О.И. Грамматика текста. - М.: Высшая школа, 1981. - 183 с.

Психолингвистика в образовании

Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. - Екатеринбург: Урал. ун-т , 2000. - 533 с.

Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. - М.: Высшая школа, 1973. - 214 с.

Дополнительная литература

Лукин В.А. Художественный текст: основы лингвистической теории. Аналитический минимум. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Ось - 89», 2005. - 560 с.

Тураева З.Я. Лингвистика текста (Текст: структура и семантика). - М.: Просвещение, 1986. - 127 с.

© Чечулина Л.С., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.