УДК 378.1
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ
У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2016 Т. А. Воронцова
доцент кафедры психолого-педагогического образования и психологии e-mail: t.vorontsova@rosi-edu.ru
Региональный открытый социальный институт (г. Курск)
Перед педагогическим сообществом стоит задача оптимизации процесса формирования компетенций у студента. Умения и навыки методологической рефлексии способствуют достижению высоких результатов обучения. В статье представлена технология и раскрыты педагогические условия эффективного развития методологической рефлексии.
Ключевые слова: технология, бакалавр, психолого-педагогическое образование, методологическая рефлексия.
Система отечественного высшего образования призвана обеспечить конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда, что обусловлено применением в профессиональной подготовке студентов компетентностного подхода. Бакалавр психолого-педагогического образования должен обладать сформированностью общекультурных и профессиональных компетенций, уметь успешно осуществлять деятельность в педагогическом, психологическом, социальном и культурном контекстах.
Перед профессионально-педагогическим образованием стоит задача поиска дополнительных возможностей формирования у будущих бакалавров профессиональной компетентности, способности к гибкой смене способов и форм профессиональной деятельности, готовности эффективно действовать за пределами учебной ситуации, самостоятельно находить решения и конструктивно действовать в нестандартных практических ситуациях. Особое место в решении этой задачи занимают умения и навыки методологической рефлексии.
В настоящее время в системе высшего профессионально педагогического образования возникла потребность в развитой методологической рефлексии у обучающихся. Процесс развития целостного, многомерного явления «методологическая рефлексия» у будущих бакалавров психолого-педагогического образования характеризуется длительностью и неоднозначностью, сложностью реализации на каждом этапе профессиональной подготовки. Разработанная структурно-динамическая концептуальная модель процесса развития методологической рефлексии (см. табл. 1) позволяет удовлетворить данную потребность и создает предпосылки для научного обеспечения целостного процесса развития методологической рефлексии у будущих бакалавров психолого-педагогического образования.
Концептуальная модель процесса развития методологической рефлексии у будущих бакалавров психолого-педагогического образования была реализована в условиях поэтапного развития у них методологической рефлексии. С этой целью была разработана технологическая карта развития методологической рефлексии у будущих бакалавров психолого-педагогического образования (см. табл. 2).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
Концептуальная модель развития методологической рефлексии у будущих бакалавров психолого-педагогического образования
Таблица 1
Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 1 (37)