Научная статья на тему 'Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство развития рефлексивной деятельности учащихся'

Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство развития рефлексивной деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2226
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО / РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕДПРОФИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ" / PREPROFILE ELECTIVE COURSE "ECOLOGY OF PLANTS" / TECHNOLOGY DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING THROUGH READING AND WRITING / REFLECTION / REFLECTIVE ACTIVITIES / TECHNIQUES AND METHODS OF TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медникова Ольга Николаевна

Рассмотрены приемы использования личностно ориентированной технологии развития критического мышления через чтение и письмо в качестве средства развития рефлексивной деятельности учащихся. Обоснована значимость и роль рефлексии в личностном развитии учащихся, подтвержденная федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. Исходя из функций, раскрыты различные виды рефлексии, сопряженные с основными этапами процесса обучения на уроке. Обоснована актуальность технологии как рефлексивной технологии и предложена методика ее формирования в элективном курсе предпрофильного обучения «Экология растений». Установлены соответственно технологичным стадиям основные приемы и методы формирования рефлексивной деятельности. Предложен этапный процесс формирования рефлексивной деятельности учащихся при изучении элективного курса «Экология растений» с определенной для каждого этапа функцией, рефлексивной деятельностью и приемами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING THROUGH READING AND WRITING AS MEANS OF DEVELOPING STUDENTS’ REFLECTIVE ACTIVITI

Describes the methods of using student-oriented technology development of critical thinking through reading and writing as means of development of reflective activity of pupils’ health. Substantiates the importance and role of reflection in the personal development of pupils, confirmed by the federal state educational standard of the second generation. Based on the functions disclosed various types of reflection, coupled with the main stages of the learning process in the classroom. Proves the urgency of the technology as a reflective technology and proposes the technique of its formation in the elective course of preprofile learning “Ecology of Plants”. Establishes respectively technological stages of the basic techniques and methods of forming a reflective activity of pupils in the study of the elective course “Ecology of Plants”, respectively, with a specific function for each stage, reflective activities and techniques.

Текст научной работы на тему «Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство развития рефлексивной деятельности учащихся»

УДК 373.1(14.25.09)

О. Н. Медникова

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Рассмотрены приемы использования личностно ориентированной технологии развития критического мышления через чтение и письмо в качестве средства развития рефлексивной деятельности учащихся. Обоснована значимость и роль рефлексии в личностном развитии учащихся, подтвержденная федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. Исходя из функций, раскрыты различные виды рефлексии, сопряженные с основными этапами процесса обучения на уроке. Обоснована актуальность технологии как рефлексивной технологии и предложена методика ее формирования в элективном курсе предпро-фильного обучения «Экология растений». Установлены соответственно технологичным стадиям основные приемы и методы формирования рефлексивной деятельности. Предложен этапный процесс формирования рефлексивной деятельности учащихся при изучении элективного курса «Экология растений» с определенной для каждого этапа функцией, рефлексивной деятельностью и приемами.

Ключевые слова: технология развития критического мышления через чтение и письмо, рефлексия, рефлексивная деятельность, приемы и методы технологии, предпрофильный элективный курс «Экология растений».

Основным приоритетом развития образования в настоящее время становится его личностно ориентированная направленность. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта нового поколения важнейшая цель современного образования состоит в развитии личности учащегося на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса [1].

В основе образовательного стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. В си-стемно-деятельностном подходе деятельность является решающим условием развития личности и занимает ключевое место, ведущую роль при этом играет мотивация (А. Н. Леонтьев). Проблему повышения мотивации школьников к саморазвитию невозможно решить без правильно организованной рефлексивной деятельности, которая, по мнению А. Г. Асмолова, лежит в основе формирования универсальных учебных действий. В ФГОС общего образования второго поколения рефлексивной деятельности уделяется особое внимание. Это определяется тем, что рефлексия занимает центральное место в развитии личности, которая определяется как ведущая в современном образовании. В стандарте нового поколения рефлексия выступает как способность рассматривать и оценивать собственные действия, умения анализировать содер-

жание и процесс своей мыслительной деятельности. Что я делаю? Как я делаю? Почему я делаю так, а не иначе? В ответах на такие вопросы о собственных действиях и рождается рефлексия [2].

В современной психолого-педагогической литературе широко обсуждается понятие рефлексии. (В. П. Зинченко, А. В. Хуторской, И. В. Муштавин-ская, Е. Ю. Азбукина). А. В. Хуторской характеризует рефлексию как мыследеятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности [3]. Сходные определения мы находим и у других авторов, так, в работе Е. Ю. Азбукина рефлексия понимается как способность анализировать способы и результаты деятельности при помощи обобщенного способа мыслительной деятельности [4].

Рефлексивная деятельность осуществляется на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции. Исходя из функций (А. В. Карпов, С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов) выделяют: рефлексию настроения и эмоционального состояния; рефлексию содержания учебного материала; рефлексию деятельности. Рефлексия настроения и эмоционального состояния может быть как в начале урока, так и на его завершающем этапе и направлена на установление эмоционального контакта с группой, выявление степени удовлетворенности работой группы. Рефлексия содержания выявляет уровень осознания содержания пройденного, направлена на получение новой информации. Рефлексия деятельности проводится на разных этапах урока и заключается в осмыслении способов и приемов работы с учебным материалом, поиске более рациональных приемов.

В результате изучения и апробации различных педагогических технологий авторы пришли к выводу, что высоким потенциалом развития рефлексивной деятельности у учащихся обладает технология

Вестник ТГПУ (ТБРиБиНеПп). 2015. 6 (159)

развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), которая, по мнению И. В. Муш-тавинской, способна усиливать рефлексивные механизмы, обучать рефлексии, технологически ее обеспечивать.

Ключевым понятием данной технологии является понятие «критическое мышление», которое авторы (Дж. Браус и Д. Вуд) определяют как разумное рефлексивное мышление. С. И. Заир-Бек и И. В. Муштавинская представляют данную технологию как рефлексивную, так как она формирует самостоятельность мышления; вооружает способами и методами самостоятельной работы; позволяет влиять на цели, способы, методы и результаты образовательного процесса; дает возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «учитель - ученик» [5, с 26]. Педагогическая технология РКМЧП способствует развитию не только познавательных процессов, но и рефлексивных, метакогнитивных универсальных учебных действий. В основе технологии развития критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л. С. Выготского, а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу [6]. Технология РКМЧП реализуется через три стадии: вызов - осмысление - рефлексия и содержит разнообразие приемов, методов, с помощью которых происходит активное включение учащихся в рефлексивную деятельность на каждой стадии.

Формирование рефлексивной деятельности на основе указанной технологии с целью личностного развития осуществляется авторами в процессе изучения предпрофильного элективного курса «Экология растений», цель которого состоит в форми-

ровании экологической культуры школьников посредством освоения ими экологических ценностей, системы экологических знаний, мировоззренческих убеждений и способов творческой деятельности, обеспечивающих понимание общих идей устойчивого развития и экологических закономерностей на примере экологии растений.

Изучение элективного курса «Экология растений» осуществляется в три этапа: мотивационно-оценочный, информационно-познавательный, твор-ческо-деятельностный. На каждом этапе изучения элективного курса «Экология растений» происходит формирование рефлексивной деятельности на основе педагогической технологии РКМЧП. На мотива-ционно-оценочном этапе рефлексивная деятельность ориентирована на осознание и понимание значимости растительного мира в формировании духовно-нравственного, эмоционально-ценностного отношения. На этом этапе учащиеся познают выдающую роль растений в жизни планеты и человека. Информационно-познавательный этап направлен на формирование экологических знаний; законов, правил, понятий. На этом этапе рефлексивная деятельность выявляет уровень осознания содержания пройденного, нацелена на получение новой информации. Рефлексивная деятельность в творческо-дея-тельностном этапе направлена на осознание собственных действий и действий других учеников, а также на осознанный выбор и использование различных способов экологической деятельности.

Рефлексивная деятельность учащихся и ее основные функции на всех этапах изучения элективного курса «Экология растений» с использованием педагогической технологии развития критического мышления через чтение и письмо представлена в таблице.

Развитие рефлексивной деятельности учащихся на этапах изучения элективного курса «Экология

растений»

Функция Рефлексивная деятельность учащихся Приемы технологии РКМЧП

Мотивационно-оценочный этап (вызов)

Мотивация, проявление учащимися спектра чувств и эмоций, формирование познавательного интереса к теме. Оценивание значимости растительного мира в жизни планеты Рефлексия эмоционального состояния и настроения. Актуализация имеющегося личностного опыта о видовом разнообразии растений. Учащиеся определяют свой уровень подготовленности, выявляют затруднения и пробелы в знаниях. Совместно с учащимися осуществляется постановка цели урока Эмоционально-художественное оформление (просмотр фрагмента документального фильма о природе). Составление таблицы бортового журнала, который состоит из двух колонок «Что мне известно» и «Что узнал нового». На стадии вызова заполняется левая колонка, а правая -на стадии осмысления

Информационно-познавательный этап (осмысление)

Усвоение новой экологической информации; выявление уровня осознания содержания пройденного Рефлексия содержания учебного материала направлена на включение учащихся в деятельность, результатом которой станет новая информация. Рефлексия деятельности направлена на осмысление способов и приемов работы с учебным материалом Чтение текста и его первичный анализ. С помощью приема «Инсерт» заполняется таблица «Обеднение видового развития растений», где учащиеся самостоятельно определят причины и последствия обеднения. Используя различные источники информации, ученики составляют кластер экологических понятий

Окончание таблицы

Функция Рефлексивная деятельность учащихся Приемы технологии РКМЧП

Оценивание степени усвоения материала на уроке, собственной деятельности и деятельности других учеников, соотнесение новой информации с имеющейся ранее Рефлексия деятельности направлена на осознание уровня пройденного материала, выяснение отношения к изучаемой проблеме. Рефлексия деятельности направлена на осмысление домашнего задания. Рефлексия эмоционального состояния и настроения направлена на выявление эмоционального состояния учащихся, степени удовлетворенности работой Учащиеся анализируют бортовой журнал, составляют синквейн, который позволяет осуществить рефлексию на основе полученных знаний. Учащимся предлагается на выбор следующее домашнее задание: ответить на вопросы в конце параграфа; нарисовать листовки на тему «Сохраним первоцвет»; написать эссе на тему «Жизнь без растений». Рефлексивные вопросы к учащимся: «С каким настроением вы изучали материал?», «Как оцениваете свою деятельность на уроке?», «За что можете себя похвалить?»

Систематическая опытно-экспериментальная нивать ход своей деятельности и полученный ре-

работа, построенная в режиме технологии РКМЧП, зультат, определять последовательность действий

позволила успешно развивать рефлексивную дея- и обнаруживать затруднения при их выполнении, а

тельность на всех стадиях урока. В результате у также оценивать свои достижения в области эмо-

учащихся формируется способность критично оце- ций, знаний и способов деятельности.

Список литературы

1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвящение, 2011. 159 с.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 342 с

3. Хуторской А. В. Современная дидактика. 2-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 2007. 639 с.

4. Азбукина Е. Ю. Роль рефлексии в профессиональном становлении педагога // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 2 (117). С. 90-94.

5. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011. 223 с.

6. Генике Е. А., Трифонова Е. А. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. Т. 1 / под общ. ред. Л. И. Семиной. М.: Бонфи, 2002. 239 с.

Медникова О. Н., аспирант.

Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина.

Пл. Минина, 7, Нижний Новгород, Россия, 603005. E-mail: mednikowa.olga@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 30.10.2014.

O. N. Mednikova

TECHNOLOGY OF THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING THROUGH READING AND WRITING AS MEANS OF DEVELOPING STUDENTS' REFLECTIVE ACTIVITI

Describes the methods of using student-oriented technology development of critical thinking through reading and writing as means of development of reflective activity of pupils' health. Substantiates the importance and role of reflection in the personal development of pupils, confirmed by the federal state educational standard of the second generation. Based on the functions disclosed various types of reflection, coupled with the main stages of the learning process in the classroom. Proves the urgency of the technology as a reflective technology and proposes the technique of its formation in the elective course of preprofile learning "Ecology of Plants". Establishes respectively technological stages of the basic techniques and methods of forming a reflective activity of pupils in the study of the elective course "Ecology of Plants", respectively, with a specific function for each stage, reflective activities and techniques.

Key words: technology development of critical thinking through reading and writing, reflection, reflective activities, techniques and methods of technology, preprofile elective course "Ecology of Plants".

BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2015. 6 (159)

References

1. Asmolov A. G., Buremanskaya G. V., Volodarskaya I. A. Formirovanie universal'nykh uchebnykh deystviyvosnovnoyshkole: otdeystviyakmysli. Sistema zadaniy: Posobie dlya uchitelya [Formation of universal educational actions in the basic school: from action to thought. System of tastks: A Handbook for Teachers]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2011. 159 p. (in Russian).

2. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Osnovnaya shkola [Exemplary basic educational program of the educational institution. Basic school]. Sost. E. S. Savinov. Moscow, Prosveschenie Publ., 2011. 342 p. (in Russian).

3. Khutorskoy A. V. Sovremennaya didaktika [Modern didactics]. 2-e izd., pererab. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2007. 639 p. (in Russian).

4. Azbukina E. Yu. Rol' refleksii v professional'nom stanovlenii pedagoga [The role of reflection in professional formation of the teacher]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, vol. 2 (117), pp. 90-94 (in Russian).

5. Zair-Bek S. I., Mushtavinskaya I. V. Razvitie kriticheskogomyshleniyanauroke [Development of critical thinking in the classroom]. 2-e izd., dorab. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2011. 223 p. (in Russian).

6. Genike E. A., Trifonova E. A. Uchitel' i uchenik: vozmozhnosti dialoga i ponimaniya [Teacher and student: the possibility of dialogue and understanding]. Vol. 1. Ed. L. I. Seminoy. Moscow, Bonfi Publ., 2002. 239 p. (in Russian).

Mednikova O. N.

Nizhniy Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin.

Pl. Minin, 7, Nizhny Novgorod, Russia, 603005. E-mail: mednikowa.olga@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.