Научная статья на тему 'Технология развития художественно-творческого потенциала студентов педвуза посредством проектной деятельности (в сфере декоративно-прикладного искусства)'

Технология развития художественно-творческого потенциала студентов педвуза посредством проектной деятельности (в сфере декоративно-прикладного искусства) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1581
414
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА / DEVELOPING CREATIVE POTENTIAL / ART CERAMICS / FUTURE TEACHERS OF PRIMARY SCHOOL / DECORATIVE AND APPLIED ARTS / PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Криво Тамара Михайловна

Рассматриваются вопросы развития творческого потенциала студентов будущих учителей начальных классов посредством проектной деятельности в сфере декоративно-прикладного искусства (на примере художественной керамики). Глина становится материалом для творческого выражения и развития художественнотворческого потенциала студентов. Одно из условий успешного решения задачи развития творческого потенциала студентов их активное участие в проектной деятельности, способствующей самореализации будущего учителя начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Криво Тамара Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF THE STUDENTS ART-CREATIVE POTENTIAL DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN THE PROCESS OF PROJECTS ACTIVITY (OF DECORATIVE AND APPLIED ARTS)

This article considers the students creative potential of future teachers of primary school in the process of projects activity of decorative and applied arts (in terms art ceramics). As art students, as for students at the primary school clay makes a creative material and developing creative potential. One of the main conditions successful task solutions of the students creative potential development is active participation in projects activity that helps future teachers to gain self-actualization.

Текст научной работы на тему «Технология развития художественно-творческого потенциала студентов педвуза посредством проектной деятельности (в сфере декоративно-прикладного искусства)»

УДК 37.036

Т. М. Криво

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В СФЕРЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА)

Рассматриваются вопросы развития творческого потенциала студентов - будущих учителей начальных классов посредством проектной деятельности в сфере декоративно-прикладного искусства (на примере художественной керамики). Глина становится материалом для творческого выражения и развития художественно-творческого потенциала студентов. Одно из условий успешного решения задачи развития творческого потенциала студентов - их активное участие в проектной деятельности, способствующей самореализации будущего учителя начальных классов.

Ключевые слова: творчество, декоративно-прикладное искусство, творческий потенциал, художественная керамика.

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности.

Происходящие в обществе социально экономические преобразования, безусловно, оказывают непосредственное влияние на систему образования, и требуют новых подходов к ее совершенствованию, развитию и обновлению.

Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражены в научных трудах П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, Ю. К. Бабанского, И. П. Раченко, Л. Я. Зориной, В. П. Беспалько, В. А. Сластенина и др.

В отличие от методики технология предполагает разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников. Она требует объективного контроля качества педагогического процесса, изучения индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучающихся.

«В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса...

Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога» [1, с. 330].

Дидактические принципы (научности, последовательности и системности, наглядности, связи обучения с жизнью, сознательности и творческой активности, индивидуальных особенностей личности, доступности и посильности обучения, прочно-

сти усвоения знаний, умений, навыков и самореализации), подчиненные общей цели развития творческого потенциала студентов, взаимосвязаны между собой, в нашем случае являются базовыми при построении учебного процесса в вузе.

Данные принципы подразумевают прежде всего личностно ориентированный, деятельностный и индивидуальный подходы к обучению.

В образовательных стандартах высших профессиональных учреждений выдвигаются качественно новые требования к подготовке будущих специалистов в области образования, отмечается необходимость развития у них творческого потенциала, включающего в себя совокупность личностных способностей, знаний, умений, отношений, определяющих потребность и возможность творческой самореализации.

По мнению ученых (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, М. С. Каган, С. Л. Рубинштейн и др.), стремление к творчеству, максимальное проявление уникальных личностных качеств заложены самой природой, их реализация и развитие связаны в первую очередь с условиями среды, в которой находится человек. Каждый этап развития личности обозначен решением определенных задач.

Согласно концепции М. С. Кагана, человек как индивид, личность и индивидуальность характеризуется пятью потенциалами: гносеологическим (что и как знает), коммуникативным (с кем и как общается), аксиологическим (что и как ценит), художественным (каковы его художественные потребности и как он их удовлетворяет) и творческим (что и как созидает) [2].

По мнению ученого, творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию и мерой их реализации в той или иной сфере труда.

Д. Б. Богоявленская отмечает, что кроме интеллектуальных источников творчества, необходимы

внутренний побудительный мотив, сосредоточенный на задаче, и окружающая среда, поддерживающая и награждающая творческие идеи [3].

Проведенный анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблемам развития творческого потенциала личности и профессионального образования учителя посвящено большое количество исследований. Творчество рассматривается как особый вид человеческой деятельности, для которой характерны наличие проблемной ситуации или креативной задачи; благоприятных условий для творчества, личностных предпосылок и качеств; новизна и оригинальность процесса.

Применительно к творчеству понятие «творческий потенциал» предполагает существование личностных качеств, обеспечивающих как развитие личности, так и ее внешнее проявление в создании новых социально значимых предметов материальной и духовной культуры. Создание чего-либо нового предопределяется уровнем развития творческого потенциала личности.

Несмотря на научную разработанность отдельных аспектов, развитие художественно-творческого потенциала студентов педвуза посредством проектной деятельности в сфере декоративно-прикладного искусства (ДПИ) с углубленным изучением художественной керамики на данный момент остается актуальным.

Декоративно-прикладная деятельность как одно из средств формирования личности в современной системе образования имеет широкие возможности для развития индивидуальности, творческой активности и потенциальных возможностей студентов, поскольку основывается на многовековом опыте, концентрируя в себе знания и умения многих поколений.

Традиционное искусство приобщает обучающихся к богатому наследию народных промыслов, воспитывает художественный вкус, развивает фантазию, художественно-творческий потенциал, способствует восстановлению связей между поколениями, развитию творческой личности вообще.

Подготовка студентов педвуза, обучающихся по специальности «педагогика и психология начального образования», наряду с другими дисциплинами, предусмотренными образовательными стандартами, предполагает и освоение дисциплины «методика преподавания изобразительного искусства в начальной школе», спецкурсов.

Речь идет о некой универсальности педагогов начальных классов. Будущий учитель должен понимать важность художественного образования и уметь реализовать знания на педпрактике и в профессиональной работе. Учитель начальных классов, на плечи которого в прямом смысле ложится работа и по эстетической организации школьной

среды, должен обладать знаниями и умениями в области рисунка, живописи и пластики применительно к основам декоративно-оформительского искусства (цветоведение, конструирование, моделирование).

В соответствии с раскрытой спецификой развития творческого потенциала студентов факультета начальных классов предложены и реализованы на базе КГПУ им. В. П. Астафьева авторская программа по декоративно-прикладному искусству «От истоков народного искусства к творчеству» (основы ДПИ) и спецкурс «Художественная керамика», создано дидактическое и технологическое их обеспечение.

Сущность программы по декоративно-прикладному искусству с углубленным изучением народной керамики заключается в разработке тематики заданий, дидактических материалов, упражнений, организации различных видов творческой деятельности, освоении разнообразных способов моделирования и декорирования керамических изделий, коллективной и индивидуальной продуктивной деятельности, диагностического инструментария.

Программы данных курсов составлены на основе требований вузовских стандартов подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности и включают три этапа, где последовательно реализуются выявленные педагогические условия развития творческого потенциала будущих учителей начальных классов.

Первый этап (вводный) предназначен для студентов первого курса, предполагает мотивирование студентов педвуза на творческую декоративно-прикладную деятельность, организацию познавательной деятельности на основе личностно ориентированного, деятельностного, индивидуального подходов в процессе изучения народного и декоративно-прикладного искусства и в связи с началом изучения наделен функцией помочь студенту самореализоваться в ходе освоения учебной дисциплины.

Второй этап (основной) ориентирован на студентов второго курса и предусматривает реализацию такого педагогического условия, как применение проектной деятельности в процессе освоения курса «Художественная керамика» как фактора развития творческой активности студентов. В ходе прохождения блока программы в третьем и четвертом семестрах они знакомятся с историей искусства керамики (народно-художественных промыслов); учатся построению декоративной (сюжетной) объемно-пространственной композиции (изразцы, декоративное панно), созданию скульптуры малых форм по мотивам народной керамики (глиняная игрушка), методике преподавания ДПИ и художественной лепке как на уроках изобразитель-

ного искусства в общеобразовательной школе, так и в процессе кружковой работы; знакомятся с основами проектной и художественно-оформительской деятельности (оформление творческих работ в паспарту, выставочных витрин и др.).

Третий этап (завершающий, в четвертом семестре) предполагает реализацию следующего педагогического условия - включение студентов в художественно-выставочную деятельность (в вузе и школе), способствующую их личностному развитию и творческой самореализации, тем самым подтверждается их готовность к профессиональной деятельности.

Программы ориентированы не только на расширение уровня грамотности студентов в области художественного творчества, развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, духовный мир студентов.

Учебные, воспитательные и развивающие задачи обучения ДПИ направлены на формирование художественно-творческих способностей студентов, которые необходимы для воплощения образа в изделиях из керамики (образное мышление, творческое воображение, художественная наблюдательность, зрительная память, эмоциональное отношение к изображаемому предмету, оригинальность и ассоциативность мышления, самостоятельность, целеустремленность, самокритичность).

Повышение качества учебно-воспитательного процесса невозможно без формирования активности обучаемых. По нашему мнению, метод проектов, объединяющий в себе проблемно-исследовательские качества и обеспечивающий активизацию и продуктивное творчество студентов, является одним из важных педагогических условий развития их творческого потенциала в сфере декоративно-прикладного искусства.

Преимущество данного метода состоит в том, что он позволяет интегрировать знания, полученные при изучении других учебных дисциплин, и использовать их для создания реального продукта творческой деятельности.

Учебное проектирование как педагогическая технология обладает следующими дидактическими характеристиками: деятельностная (мыслительная, коммуникативная, практическая, презентационная); обучающая взаимодействию в группе и групповой деятельности; личностно-ориентированная; построенная на принципах проблемного обучения; формирующая навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; развивающая умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии; здоровьесберегающая [4].

Проектная деятельность помогает студентам почувствовать практическую значимость получае-

мых знаний по предмету, научиться ориентироваться в достаточно распространенных источниках информации, систематизировать свои знания, полученные при изучении других предметов, развивать свой творческий потенциал. В ходе проектирования преподаватель выступает в роли консультанта. Данная педагогическая технология используется главным образом в освоении наиболее крупных тем вузовского программного курса и рассчитана на достаточно длительный промежуток учебного времени (1-2 месяца).

На первом этапе студенты выбирают тему (она может быть предложена педагогом или придумана ими). Последующие этапы работы - изучение литературы и музейного материала; поиск вариантов форм предмета и декора, выполнение зарисовок, эскизов, композиционное и цветовое решение; выбор материала, техники исполнения, выполнение проекта на планшете в художественно-графическом варианте; воплощение найденных решений, творческая работа в материале (лепка изделий из глины с последующим обжигом и декорированием) [5].

Реализацию проектной деятельности можно проследить на примере темы «Орнамент как средство художественной выразительности в декоративно-прикладном искусстве».

Студентам предлагалось определить ритмические узоры и схемы различных видов орнаментов, используемых для украшения керамических изделий. При этом они учились понимать «язык» орнамента, образы-символы из разных центров народного творчества (школ народного мастерства) нашей страны и мира, выполняя различного уровня сложности развивающие воображение упражнения и задания по стилизации природных форм, эскизы орнаментальных мотивов (в графическом и цветовом вариантах). По завершении темы студенты делали мини-проект керамического изделия (ваза, кашпо, блюдо, кувшин, чайник и др.) с использованием орнамента в виде контррельефа, рельефа, традиционной росписи и глазури (по выбору) - от эскизного проекта до реализации в материале.

Выполняя упражнения по созданию различных вариантов фактур, освоению элементов традиционной росписи и рельефного декора, лепки народной глиняной игрушки, студенты приобретают опыт живого, практического общения с языком художественной керамики как вида народного и декоративно-прикладного искусства, включаются в процесс активного познания, формируя при этом собственный стиль воплощения творческой идеи. В результате исчезает страх перед неизвестным, появляется вера в свои творческие возможности.

Посещения различных выставок декоративно-прикладного искусства с последующим обсуждением и творческих мастерских профессиональных

художников-керамистов дополняют учебный процесс и помогают наиболее полному формированию понимания цели обучения художественной керамике как виду народного, декоративно-прикладного искусства и способствуют личностному развитию студентов.

На протяжении всего образовательного процесса в вузе ведется контроль учебно-творческой деятельности обучающихся.

Каждый студент был охарактеризован следующим образом: когнитивные качества - по анализу теста на знание изобразительного и декоративно-прикладного искусства, активности на семинарских и практических занятиях, презентации рефератов; эмоционально-мотивационные - по темам рисунков и их цветовой гамме, выразительности художественных образов в пластике; деятельност-ные качества - по результатам творческого труда (качества, законченности, презентабельности, удовлетворенности оценкой).

Безусловно, некоторые творческие проекты студентов носят подражательный характер, и «первые шаги» в качестве «художника-керамиста» при создании декоративно-прикладных работ несколько робки, неуверенны, но художественная керамика универсальна и дает возможность каждому вы-

брать наиболее приемлемый для него вид творческой деятельности, материал, технику исполнения. Глина становится материалом для творческого выражения и развития художественно-творческого потенциала студентов.

Результаты работы над творческим проектом выявили, что студенты быстрее овладевают знаниями, нарабатывают опыт проектно-исследователь-ской деятельности, развивают способность создавать и защищать собственный творческий продукт.

Проведенное исследование в процессе освоения курса декоративно-прикладного искусства в педвузе показало, что народное искусство керамики как компонент художественного образования имеет большие возможности в формировании личностных качеств студентов, в частности, художественно-творческого потенциала как интегрального качества личности.

Сравнительные данные, представленные на рис. 3, демонстрируют динамику развития творческого потенциала студентов посредством проектной деятельности в сфере декоративно-прикладного искусства, их подготовки к творческой профессионально-педагогической деятельности, что свидетельствует об эффективности выбранных и реализованных педагогических условий.

Рис. 3. Динамика развития творческого потенциала студентов на начало и окончание опытно-экспериментальной работы

В итоге значительно вырос качественный уровень учебно-творческих работ студентов, которые они экспонировали на хорошо организованных и экспозиционно грамотно оформленных отчетных выставках, способствующих воспитанию вкуса в оформлении и подаче творческих работ, осознанию своей причастности к художественной среде, самореализации будущего учителя.

Выставочная деятельность необходима студенту в равной степени с учебной, она активизирует и углубляет познавательную деятельность, способствует проявлению инициативы, ответственности и самостоятельности.

Анализ результатов исследования, а также качества обучения и успеваемости позволяет сделать

вывод о том, что именно проектная технология и художественно-выставочная деятельность в процессе изучения художественной керамики как вида ДПИ явилась дополнительным и самостоятельным средством, стимулирующим интерес к учебной и художественно-творческой деятельности, углубленному изучению традиционного искусства и способствующим повышению уровня развития творческого потенциала студентов.

Таким образом, мы можем констатировать безусловную взаимосвязь между общим процессом обучения студентов педагогического вуза на основе личностно ориентированного, деятельностного, индивидуального подходов в области декоративно-прикладного искусства, других дисциплин и их

проектно-выставочной деятельностью как единой ния художественной, профессиональной и общече-системы взаимодополняющих элементов воспита- ловеческой культуры.

Список литературы

1. Педагогика: учеб. пос. для студ. пед. учеб. завед. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 4-е изд. М.: Школьная Пресса, 2002. 512 с.

2. Каган М. С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. 328 с.

3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учеб пос. для студ. высш. учеб. завед. Издат. центр «Академия», 2002. 320 с.

4. Ачекулова Л. И., Прохорчук Е. Н. Учебное проектирование по биологии в школе: лабораторный практикум для студ. биологических специальностей пед. вузов. Красноярск, 2007. 76 с.

5. Криво. Т. М. Особенности развития творческой активности будущего учителя начальных классов средствами художественной керамики // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 5 (83). С. 29-34.

Криво Т. М., соискатель.

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева.

Ул. Лебедевой, 89, Красноярск, Россия, 660049. E-mail: ktammi@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 29.09.2010.

T. M. Krivo

TECHNOLOGY OF THE STUDENTS' ART-CREATIVE POTENTIAL DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN THE PROCESS OF PROJECTS ACTIVITY (OF DECORATIVE AND APPLIED ARTS)

This article considers the students' creative potential of future teachers of primary school in the process of projects activity of decorative and applied arts (in terms art ceramics). As art students, as for students at the primary school clay makes a creative material and developing creative potential. One of the main conditions successful task solutions of the students' creative potential development is active participation in projects activity that helps future teachers to gain self-actualization.

Key words: developing creative potential, art ceramics, future teachers of primary school, decorative and applied arts, projects.

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev.

Ul. Lebedevoi, 89, Krasnoyarsk, Russia, 660049. E-mail: ktammi@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.