Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей будущих учителей технологии на занятиях по рукоделию'

Развитие творческих способностей будущих учителей технологии на занятиях по рукоделию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
752
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / РУКОДЕЛИЕ / CREATIVITY / FUTURE TECHNOLOGY TEACHERS / ARTS AND CRAFTS / HANDICRAFTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дульчаева Ирина Львовна

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования воспитание творчески развитой личности выпускника является одной из важных задач, а уроки по технологии одной из дисциплин для развития творческой личности школьника. Развитие творческих способностей будущих учителей технологии важное условие профессиональной подготовки специалистов, что, на наш взгляд, способствует усилению личностной ориентации, индивидуализации и самостоятельности их учебной деятельности и способствует ее более продуктивной для будущей профессиональной деятельности. В статье рассматриваем понятия «способности», «творческие способности», анализируем возможности развития творческих способностей, будущих учителей технологии на занятиях по изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дульчаева Ирина Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Creativity of Future Technology Teachers at Lessons of Handicraft

According to Federal state educational standard creative growth of graduates is the important task of basic general education. Technology is one of the disciplines developing creativity of schoolchildren. Development of creativity of future technology teachers is the significant condition for professional training of specialists. We believe that this contributes to strengthening of personal orientation, individualization, independence of learning and make the last more productive for future professional activities. In this article, we consider the concepts of "aptitude" and "creativity". Lessons of handicraft improve opportunities for creative development of future technology teachers.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей будущих учителей технологии на занятиях по рукоделию»

УДК 378.147

doi: 10.18101/1994-0866-2017-4-57-62 РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУКОДЕЛИЮ

© Дульчаева Ирина Львовна

кандидат педагогических наук, доцент, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а Е-mail: dil71@mail.ru

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования воспитание творчески развитой личности выпускника является одной из важных задач, а уроки по технологии — одной из дисциплин для развития творческой личности школьника. Развитие творческих способностей будущих учителей технологии — важное условие профессиональной подготовки специалистов, что, на наш взгляд, способствует усилению личностной ориентации, индивидуализации и самостоятельности их учебной деятельности и способствует ее более продуктивной для будущей профессиональной деятельности. В статье рассматриваем понятия «способности», «творческие способности», анализируем возможности развития творческих способностей, будущих учителей технологии на занятиях по изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства.

Ключевые слова: творческие способности, будущие учителя технологии, декоративно-прикладное искусство, рукоделие.

Эффективность подготовки будущих учителей технологии зависит от развития их способности творчески преобразовывать окружающую действительность, от самостоятельности в решении практических задач, от готовности к самосовершенствованию и самообразованию. На практике развитие творческих способностей школьников будет эффективным в том случае, если учитель сам будет способен вводить учащихся в мир творчества, в активный поиск оригинальных решений поставленных задач.

Таким образом, развитие творческих способностей будущих учителей технологии имеет важное значение для профессиональной подготовки, что способствует, на наш взгляд, усилению личностной ориентации, индивидуализации и самостоятельности их учебной деятельности. Творческий подход к деятельности предоставляет возможность изучать любой учебный материал, любые приемы выполняемой работы.

Чтобы разобраться с творческими способностями будущих учителей технологии, рассмотрим основные определения понятий «способности», «творческие способности». Изучив различные подходы к определению способностей остановимся на том, в котором Б. М. Теплов указывает, что «... в жизни под способностями обычно имеют в виду такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к личным навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков»[10].

Способности разделяют на общие и специальные. Показателями общих способностей являются легкость усвоения знаний, скорость умственных процессов (продуктивность мышления), активность и экономичность мышления, широта переноса способов восприятия и действий с одной деятельности на другую и т. д. [6]. Без развития общих способностей человек не сможет усвоить необходимые знания и умения, полноценно

сформировать убеждения и мотивы, осуществить творческую деятельность [8]. Психологи считают, что общие способности являются основой для творчества и интеллектуальной деятельности личности. Интеллектуальная активность, в свою очередь, реализуется в творческой трансформации и совершенствовании в своей изменчивости. Соединяясь с мотивами, творческая активность проявляется как способность создавать новое, развиваясь в процессе деятельности и определяя ее творческий характер [2].

Специальные способности ввиду специфических особенностей определенной деятельности характеризуются присущими только данному виду способностей чертами. В классификациях специальных способностей особо выделяют учебные и творческие способности. Творческие способности, развиваясь в конкретном виде деятельности человека, дают начало творческому отношению в других ее областях. Необходимым условием для развития творческих способностей, в том числе художественных и конструкторских, является наличие определенных знаний, навыков и умений.

Исходя из ранее данного определения понятия «способности» под творческими способностями можно понимать совокупность таких компонентов личности, которые содействуют творческому осуществлению деятельности.

Д. В. Богоявленская выделяет такие личностные качества творческих способностей, как:

• беглость мысли, определяемой количеством идей в единицу времени;

• оригинальность мышления в отличие от общепринятых взглядов;

• любознательность или чувствительность к проблемам окружающего мира;

• способность к разработке гипотез;

• фантастичность, т. е. оторванность ответа от реальности [3].

В своих исследованиях A. M. Лук и З. И. Калмыкова дополнили этот перечень творческих способностей следующими чертами личности:

• свертывание мыслительных операций, переход от одного звена цепи рассуждений к другому;

• цельность восприятия;

• готовность памяти выдать необходимую информацию в нужное время;

• гибкость мышления или способность быстро и легко переключаться от одного явления к другому;

• объективная оценка своих действий;

• легкость в генерировании идей;

• зоркость в поиске проблемы;

• беглость речи;

• критичность;

• быстрота и точность включения имеющихся знаний в осуществляемой деятельности;

• умение находить новые свойства ответа, дифференцирование имеющихся фактов от привычных явлений [4, 7].

Можно отметить и такие характеристики творческих способностей, которые необходимы для успешности учения:

• самостоятельность в добывании знаний и умений;

• легкость абстрагирования;

• использование различных видов информации;

• возможность удерживать в памяти различные методы решения задачи;

• многоаспектное рассмотрение объектов и явлений, систематизация сведений о них;

• перенос знаний, умений, выработанных в одной деятельности, на другую;

• сопоставление, анализ, обобщение полученных результатов деятельности;

• сближение понятий и замена нескольких одним;

• объективная оценка влияния условий деятельности на ее результаты.

Любая декоративно-прикладная деятельность требует от человека не одной способности, а нескольких — от обобщения информации, быстрого переключения от выполнения одной логической операции к другой до образного представления формы, умения выполнять эскизы, отображать форму на листе бумаги, затем выполнять конкретное изделие. Человек, обладая различными способностями, должен быть выносливым, трудолюбивым, с позитивным подходом к делу и др. Таким образом, сочетание различных способностей и качеств личности обеспечивает ему творческую деятельность.

Легкость и широта ассоциирования — необходимый компонент личностных качеств для проявления творчества, поскольку используемые воображением ассоциации и аналогии приводят к появлению новых и оригинальных по исполнению и технологии изделий. Таким образом, легкость ассоциирования это способность, базирующаяся на воображении и образном представлении.

Легкость и широта ассоциирования являются необходимыми компонентами личности, эти качества творчества, используемые воображением ассоциации и аналогии, приводят к появлению новых и оригинальных в исполнении технологических продуктов.

Следующий показатель наличия способностей к любому декоративно-прикладному искусству — это яркое проявление эмоций и чувств исполнителя, так как неожиданные, оригинальные образы дольше сохраняются в памяти, полнее воспроизводятся. Точность запоминания зависит от глубины эмоции, возникшей в момент чувственного восприятия (положительного, отрицательного или равнодушного). Наиболее точное запоминание происходит, когда восприятие сопровождается положительными эмоциями, менее точны при безразличном отношении к воспринимаемому объекту. Эти факты в значительной степени определяют скорость, длительность и прочность запоминания эмоциональной информации и могут быть использованы для любой творческой работы.

Изучение таких дисциплин, как «Практикум по рукоделию», «Декоративно-прикладное творчество», влияет на процесс формирования будущего учителя технологии как личности с активной жизненной позицией и творческим отношением к действительности. Как показывает опыт, развитие понимания любого декоративно-прикладного искусства (ДПИ) происходит через изучение ее истории, законов, художественного мастерства и творческого характера всей деятельности, связанной с технологией изготовления произведений в различных его видах.

Важное место в системе формирования творческих способностей студентов занимает работа по изучению и анализу разновидностей декоративно-прикладного искусства, таких как бумагопластика, обработка кожи, тестопластика, батик, витражное искусство, художественная роспись, резьба по дереву, обработка бересты и др. Процесс работы по созданию изделий ДПИ на основе художественного восприятия и творчества требует хорошо развитой зрительной памяти и воображения, умения уверенно выполнять эскизы. Это важно для успешной реализации личной творческой деятель-

ности будущего учителя технологии при проведении занятий со школьниками. Студентам необходимо умение создавать эскизы, наброски по памяти. В результате рисунок имеет визуальное восприятие реальных объектов, что создает предпосылки для творческой работы по памяти и воображению. Творческое воображение в процессе выполнения эскиза будущего изделия играет ключевую роль, поскольку способствует созданию оригинальных продуктов, основанных на представленных изображениях.

На начальном этапе работы над изделиями студенты используют готовые эскизы, далее начинают готовить авторские разработки изделия, выходя на более высокий уровень творческой деятельности.

При изготовлении любого изделия на занятиях студенты предварительно выполняют ряд эскизов будущего изделия. После утверждения эскиза студенты показывают знания по данной технике, умение пользоваться приспособлениями и инструментами, организацию своего рабочего пространства и времени.

Вышеперечисленное — это единый творческий процесс, который производится с помощью специальных умений и навыков. Результатом обучения являются творческие работы, представленные на выставках студенческих работ и т. д.

Для эффективности развития творческих способностей студентов на занятиях мы используем различные педагогические технологии, например: технологии проблемного обучения, инновационные, проектные, информационные, модульные и другие технологии. Применение технологии проблемного обучения привлекает тем, что учебные действия студентов носят поисковый характер. Проблемное обучение формирует у студентов нестандартное мышление, познавательный интерес. Специфика проблемного обучения заключается в том, что знания приобретаются студентом самостоятельно в ходе познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации. При столкновении с трудностью, с неизвестным осознается недостаточность имеющихся у него знаний для решения поставленной проблемы. У него возникает стремление найти неизвестное, что побуждает его к активной самостоятельной поисковой деятельности.

Большую помощь в развитии творческих способностей оказывает использование информационно-коммуникационных технологий, знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, широко использовать показ репродукций картин художников, «посещать» крупнейшие музеи мира, активизировать учебный процесс, также на занятиях мы применяем проектные технологии для добывания знаний, умения использовать различные виды информации, многоаспектного рассмотрения объектов и явлений, систематизации сведений о них, сопоставления, анализа, обобщения полученных результатов деятельности.

Интересным является проект студентов «Наследие», где представлена буддийская тематика. В данном проекте произведения декоративно-прикладного искусства обладают эстетическим качеством, рассчитаны на художественный эффект, формируют творческие способности, мышление. Проект выполнен в технике квиллинг с использованием бурятских орнаментов, символов и элементов. Работы студентов выполняются в форме мандалы, которая часто имеет округлую форму, что означает олицетворение мира и модели Вселенной. Мандала также способствует ускорению духовного, эстетического и творческого развития студентов.

При работе над этим проектом «Берестяная сказка» студенты разработали дизайн мастерской, изготовили поделки из бересты, приготовили технологические карты выполнения изделий для дальнейшей педагогической деятельности.

Рис. 1. Проекты студентов

Развитие творческих способностей будущих учителей технологии обусловливалось включением в учебный процесс различных педагогических технологий, стимулирующих их активную познавательную деятельность, при этом в процессе обучения студентами выполнялись практические работы по декоративно-прикладному творчеству с элементами культурного наследия Бурятии. При повторной проверке уровня развития творческих способностей, мы увидели, что у студентов повысились способность к разработке гипотез, гибкость мышления или способность быстро и легко переключаться от одного явления к другому, объективная оценка своих действий, самостоятельность в добывании знаний и умений, перенос знаний, умений, выработанных в одной деятельности, на другую и другие составляющие. В результате студенты со своими работами принимают участие в выставках, семинарах, проводимых для учителей технологии, чтобы они могли погрузиться в профессиональную среду.

Литература

1. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция. — М.: Просвещение, 1981. — 239 с.

2. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества / под ред. Я. А. Пономарева. — М. : Наука, 1983. — С. 182-195.

3. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М. : Знание, 1981. — 96 с.

4. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М. : Педагогика, 1981. — 200 с.

5. Коваленко А. Б., Литвинова Н. И., Моляко В. А. Психологические проблемы творческой деятельности. — Киев : Знание, 1990. — 16 с.

6. Колесов Д. В., Соколов Е. Н. О психологии творчества // Психологический журнал. — 1992. — № 6, т. 13. — С. 43-53.

7. Лук А. М. Психология творчества. — М. : Педагогика, 1978. — 147 с.

8. Пономарев Я. А. Психология творчества: перспективы развития // Психологический журнал. — 1994. — № 6, т. 15. — С. 38-50.

9. Симоненко В. Д. Творческие проекты учащихся 5-9-х классов общеобразовательных школ: книга для учителя. — Брянск : Технология, 1996. — 238 с.

10. Теплов Б. М. Проблема индивидуальных различий. — М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 536 с.

DEVELOPMENT OF CREATIVITY OF FUTURE TECHNOLOGY TEACHERS AT LESSONS OF HANDICRAFT

Irina L. Dulchayeva

Cand. Sci. (Education), A/Prof.,

Buryat State University

24а Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia

E-mail: dil71@mail.ru

According to Federal state educational standard creative growth of graduates is the important task of basic general education. Technology is one of the disciplines developing creativity of schoolchildren. Development of creativity of future technology teachers is the significant condition for professional training of specialists. We believe that this contributes to strengthening of personal orientation, individualization, independence of learning and make the last more productive for future professional activities. In this article, we consider the concepts of "aptitude" and "creativity". Lessons of handicraft improve opportunities for creative development of future technology teachers.

Keywords: creativity; future technology teachers; arts and crafts; handicrafts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.