Научная статья на тему 'Технология проектирования образовательных программ повышения квалификации педагогических работников'

Технология проектирования образовательных программ повышения квалификации педагогических работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
779
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / ЦЕЛЕВОЙ ЗАКАЗ / ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / ОЦЕНИВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. EDUCATIONAL PROGRAM / TEACHER TRAINING / PROJECTION OF THE EDUCATIONAL PROGRAM / THE TARGET ORDER / CREATION OF THE EDUCATIONAL PROGRAM / ASSESSMENT OF EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильясов Дмитрий Фёдорович, Ильясова Ольга Анатольевна

В соответствии с требованиями к отбору содержания дополнительного профессионального образования разработана технология проектирования образовательных программ повышения квалификации учителей общеобразовательных учреждений. Описаны три основных этапа проектирования образовательных программ: подготовка целевого заказа на проектирование; изготовление программ; их оценка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильясов Дмитрий Фёдорович, Ильясова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Technology of Projecting Teacher Training Educational Program

The technology of projecting teacher training educational program created in accordance with the requirements for the selection of the content of additional vocational education. Three main stages of educational programs creation are described: preparing the target order on the creation, creation of programs and their assessment.

Текст научной работы на тему «Технология проектирования образовательных программ повышения квалификации педагогических работников»

Научные сообщения

УДК 37.018.46 ББК 74.584

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Ильясов Д.Ф., Ильясова О.А.

Аннотация. В соответствии с требованиями к отбору содержания дополнительного профессионального образования разработана технология проектирования образовательных программ повышения квалификации учителей общеобразовательных учреждений. Описаны три основных этапа проектирования образовательных программ: подготовка целевого заказа на проектирование; изготовление программ; их оценка.

The technology of projecting teacher training educational program created in accordance with the requirements for the selection of the content of additional vocational education. Three main stages of educational programs creation are described: preparing the target order on the creation, creation of programs and their assessment.

Ключевые слова: образовательная программа, повышение квалификации, проектирование образовательной программы, целевой заказ, изготовление образовательной программы, оценивание образовательной программы.

Educational program, teacher training, projection of the educational program, the target order, creation of the educational program, assessment of educational programs.

Проектирование образовательных программ повышения квалификации осуществляется в соответствии с требованиями к минимуму содержания дополнительного профессионального образования и уровню профессиональной квалификации кадров, устанавливаемых федеральным органом управления образованием и уточняемыми региональными органами управления образованием, а также с уче-

том потребностей самих учителей общеобразовательных учреждений.

Это обстоятельство дает основания утверждать, что в качестве субъектов проектирования образовательных программ повышения квалификации педагогических работников, наряду с учреждениями дополнительного профессионально-педагогического образования, целесообразно рассматривать федеральный и региональные органы управления образованием, а также педагогических работников образовательных учреждений. В соответствии с этим мы охарактеризуем технологию проектирования образовательной, функции соответствующих субъектов и разграничение между ними полномочий.

В процессуальном плане проектирование образовательной программы характеризуется собственными этапами и специфическими технологиями. В упрощенном виде можно выделить три основных этапа:

— формирование целевого заказа на проектирование образовательной программы;

— изготовление образовательной программы;

— оценивание образовательной программы.

Проектирование образовательной программы повышения квалификации начинается с уточнения процесса целеполагания. На этом этапе речь идет об определении того, для чего проектируется новая образовательная программа, какова ее направленность, какие характерные признаки следует реализовывать в ней. Вполне определенные ответы на эти вопросы можно рассматривать как целевой заказ на про-

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

ектирование соответствующей образовательной программы.

С позиции повышения эффективности достижения целевого заказа важно определиться с его принципиальными характеристиками. В качестве принципиальных характеристик целевого заказа в нашем случае целесообразно рассматривать принципиальную концепцию образовательной программы, которая подлежит проектированию. Разработка такой концепции, по нашему мнению, является прерогативой не только государственных органов управления образованием, но и других субъектов управления повышением квалификации кадров (например, учреждений дополнительного профессионально-педагогического образования, муниципальных органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений). Здесь речь идет об организованном в форме сотрудничества взаимодействии различных субъектов управления повышения квалификации кадров.

Взаимодействие субъектов управления повышением квалификации может осуществляться в различных аспектах. В одном случае, например, региональные органы управления образованием обращаются к учреждению дополнительного профессионально-педагогического образования с обоснованным заказом на проектирование некоторой образовательной программы. При этом они предлагают свою концепцию заказываемой образовательной программы. Учреждение дополнительного профессионально-педагогического образования вправе уточнять этот заказ. Например, оно может предлагать какие-то фрагменты, способствующие уточнению вносимого целевого заказа. В результате такого взаимодействия рождается принципиальная концепция заказываемой образовательной программы.

В другом случае, инициатором целевого заказа на образовательную программу может выступать учреждение дополнительного профессионально-педагогического образования. Опираясь на опыт своей деятельности, на некоторые данные о состоянии повышения квалификации педагогических работников, а также научные достижения, специалисты учреждения могут представить свою концепцию образовательной программы. В принципе, учреждение дополнительного профессионально-педагоги-

ческого образования соответствующую концепцию могут воплощать в образовательную программу самостоятельно. Однако сразу встает проблема востребованности такой образовательной программы. Поэтому важно согласование концепции на образовательную программу с органами управления образованием. В том случае, когда содержание концепции не согласуется (или согласуется не в полной мере) с проводимой органом управления образованием политикой в области повышения квалификации педагогических работников, первые вправе вносить коррективы в соответствующую концепцию (регулирование).

Таким образом, взаимодействия субъектов управления повышением квалификации учителей направлено на уточнение концепции целевого заказа на проектирование образовательной программы. При этом порядок взаимодействия устанавливается в соответствии с методами проведения экспертиз [5].

Так или иначе, на первом этапе (формирование целевого заказа) проектирования образовательной программы ведущая роль отводится взаимодействию субъектов управления повышением квалификации. При этом в основу такого взаимодействия целесообразно, на наш взгляд, положить идею обслуживания. В рассматриваемом нами аспекте эта идея может быть проинтерпретирована следующим образом. Пользователями (потребителями) образовательных программ являются все субъекты управления повышением квалификации педагогических работников. Органы управления образованием пользуются образовательными программами в том смысле, что они выражают их требования в области повышения квалификации и являются результатом достижения соответствующего целевого заказа. Учреждения дополнительного профессионально-педагогического образования используют образовательные программы при организации и осуществлении курсовой подготовки и переподготовки педагогических работников. Сами же педагогические работники образовательных учреждений осваивают образовательные программы либо в процессе курсовой подготовки или переподготовки, либо в процессе самообразования в межкурсовой период.

Поскольку все субъекты управления повышением квалификации являются пользовате-

лями образовательных программ, то их потребности (и (или) требования) необходимо рассматривать как главный ориентир при определении целесообразности проектирования тех или иных образовательных программ. Другими словами, целевой заказ на проектирование образовательной программы следует направить на удовлетворение потребностей субъектов управления повышением квалификации педагогических работников. При этом специалисты учреждения дополнительного профессионально-педагогического образования могут рассматриваться в качестве «обслуживающего персонала», так как при проектировании образовательных программ они стремятся удовлетворить, с одной стороны, требования федерального и регионального органов управления образованием, а с другой стороны, - потребности педагогических работников в повышении квалификации. Однако следует учитывать тот факт, что и специалисты учреждения дополнительного профессионально-педагогического образования, обладая свободой действий и самостоятельностью, стремятся к профессиональной самореализации. Поэтому можно утверждать, что идея обслуживания может быть продуктивной лишь при условии тесного сотрудничества всех субъектов управления повышением квалификации. На этом основании можно сделать вывод о развитии между ними системного взаимодействия, направленного на взаимосодействие друг с другом в управлении повышением квалификации педагогических работников.

Опираясь на научные исследования в системном управлении образованием [1-2; 4; 6-7 и др.], а также исходя из собственного опыта проектирования образовательных программ, можно выделить основания, в соответствии с которыми может быть осуществлена систематизация взаимодействия субъектов управления повышением квалификации. К таким основаниям могут быть отнесены:

— общее согласие в том, что в практику повышения квалификации педагогических работников необходимо внедрять образовательные программы, которые способствуют достижению целей и реализации принятой политики в сфере дополнительного профессионального образования;

— общее понимание необходимости взаимного содействия друг другу в том, чтобы определиться с концепцией образовательной программы;

— взаимная готовность к компромиссам, направленная на поиск наилучших вариантов концепции образовательной программы;

— взаимное понимание приоритетности отношений субъектов управления повышением квалификации к проектируемым образовательным программам;

— способности считаться с фактами, проявляющимися во взаимодействии субъектов управления повышением квалификации педагогических работников.

Итак, взаимодействие субъектов управления повышением квалификации обусловливает появление взаимосогласованной концепции образовательной программы, подлежащей проектированию. Заметим, что формы ее выражения могут быть различными. Например, концепция может быть представлена в виде описания отличительных признаков, как в содержании образовательной программы, так и в ее оформлении. Концепция может быть представлена и в виде модели, в которой выражены характерные особенности проектируемой образовательной программы.

Суть же концепции проектируемой образовательной программы состоит в том, что в ней выражен своеобразный договор между субъектами управления повышением квалификации, предусматривающий:

— взаимное согласие «сторон» на проектирование образовательной программы;

— взаимные обязательства «сторон» (например, учреждение дополнительного профессионально-педагогического образования берется подготовить проект образовательной программы, а орган управления образованием выражает намерения использовать в практике повышения квалификации педагогических работников).

Принятием концепции образовательной программы заканчивается этап целеполагания (формирования целевого заказа). Оформленная соответствующим образом концепция представляет собой целевой заказ на проектирование образовательной программы и является не-

п Научное обеспечение системы

‘Научно-теоретический журнал / у г Л

у г повышения квалификации кадров

обходимой предпосылкой перехода к этапу изготовления образовательной программы.

Изготовление образовательной программы является прерогативой учреждения дополнительного профессионально-педагогического образования. Оно является исполнителем соответствующего целевого заказа. На этом этапе также может происходить взаимодействие исполнителя с заказчиком. Например, взаимодействие может осуществляться по инициативе исполнителя, если у него возникает потребность сделать какие-то уточнения, получить дополнительные сведения и т.д. Взаимодействие может инициировать и орган управления образованием. Тем не менее, главным субъек -том на этапе изготовления образовательной программы выступает учреждения дополнительного профессионально-педагогического образования.

Изготовление образовательных программ осуществляется силами специалистов учреждения дополнительного профессиональнопедагогического образования, которые могут быть объединены в различные структурные подразделения (кафедры и лаборатории) и группы (временные, творческие, рабочие и т.п.). Сформулированный органом управления образованием целевой заказ на изготовление образовательной программы уточняется адми-нистрацией учреждения дополнительного профессионально-педагогического образования и адресуется по отношению к конкретным структурным подразделениям, группам или отдельным специалистам. Основанием для выполнения работы по изготовлению образовательной программы следует считать приказ или распоряжение ректора учреждения дополнительного профессионально-педагогического образования.

В приказе или распоряжении ректора перед конкретными исполнителями ставятся конкретные задачи. Эти задачи, на наш взгляд, целесообразно компоновать в специальные технические задания. Технические задания представляют собой «систему производственных задач, в основание которой положен развернутый в спецификации целевой заказа» [3, с. 322]. В технических заданиях, как правило, оговариваются условия деятельности специалистов по сбору, обработке материалов и оформлению соответствующей образовательной программы.

Функциональное назначение технических заданий, требования к представлению содержания и форме представления технических заданий в развернутом виде описаны в научной литературе. В наиболее общем плане в «Техническом задании на выполнении работы по проектированию образовательной программы повы -шения квалификации педагогических работников образовательных учреждений» могут быть включены следующие элементы: 1) основание для выполнения работы; 2) классификация работы; 3) цель работы, ожидаемые результаты, их практическая ценность; 4) технические требования; 5) форма и условия представления результатов работы; 6) условия приемки результатов работы; 7) перечень отчетной документации.

В приложении к техническому заданию может быть приведен календарный план выполнения поставленных заданий. В нем не только осуществляется компоновка задач в задания, предназначенных для решения специалистами, но и производится распределение объемов работы между ними, устанавливаются сроки и формы предоставления окончательного (промежуточного) результата.

Такие технические задания выдаются специалистам с целью уточнения их функций и компетенций в процессе изготовления образовательной программы. Здесь проявляется регулирование процесса проектирования образовательной программы. Администрация учреждения дополнительного профессионально-педагогического образования определяет, кто из специалистов и в каком объеме будет вовлечен в проектирование образовательной программы. Очевидно, что администрация заинтересована в достижении ожидаемого результата в поставленные сроки и при условии минимальных затрат ресурсов. Поэтому она вовлекает в эту ра -боту тех специалистов, которые могут квалифицированно ее осуществлять в силу своих функциональных обязанностей.

Прежде всего, исполнители технического задания должны обратить внимание на то, достаточно ли материалов и средств, необходимых для изготовления образовательной программы. При этом имеется в виду не только содержательный аспект сведений, на основе которых разрабатывается образовательная программа, но и материально-технические средства, ис-

пользуемые при обработке материалов и оформлении программы.

Специалисты могут провести ревизию имеющихся в их распоряжении материалов, содержащих полезные сведения для изготовления образовательной программы. Опираясь на опыт проектирования образовательных программ, можно сделать вывод о зависимости качества образовательной программы от меры обеспеченности материалами, раскрывающими содержательный аспект проектируемой программы. Недостаток материалов обусловливает эклектичность, субъективизм, неубедительность в содержании образовательной программы. Избыток сведений, отражаемых в программах, может приводить к негативному их восприятию со стороны пользователей (из-за перегруженности содержания второстепенными сведениями). Поэтому достаточность материалов является важной предпосылкой востребованности изготавливаемой образовательной программы.

Определить меру достаточности имеющихся материалов специалисты могут самостоятельно, ограничиваясь личной оценкой этих материалов. Иногда они могут опираться на опыт других проектировщиков образовательных программ, ориентируясь на действия «по образцу и подобию». Если материалы имеются в достаточном количестве, специалисты могут приступать к их обработке. Если материалов недостаточно, то им необходимо заняться сбором дополнительной информации. С разной мерой подробности методы сбора материалов (сведений) освещены в многочисленных источниках.

Собранные материалы подлежат тщательной обработке в процессе аналитической деятельности специалистов. Целью такой обработ -ки является выявление фактов, относящихся к целевому заказу на проектирование образовательной программы. Сначала следует организовать осуществление первичной обработки материалов. Она состоит в том, чтобы существующие материалы разбить на группы по тем признакам, которые зафиксированы в концепции образовательной программы. Причем специалистами могут использоваться как формальные, так и неформальные методы первичной обработки. Здесь возможно применение специальных технических средств.

По окончании первичной обработки материалов проводится углубленный анализ каждой из выделенной групп. Анализ состоит в том, чтобы выявить присутствие здесь характеристики того признака, на основании которого была образована группа. Используя методы системного анализа, специалисты готовят обобщающий материал по образованным группам. Обобщенный материал может носить компилятивный характер, когда в нем беспристрастно отражаются исходные факты. Ценными, с нашей точки зрения, являются авторские позиции специалистов, относящиеся к выражению основного признака.

Собранные воедино обобщенные материалы представляют собой базу данных, на которую можно опираться при изготовлении образовательной программы. Содержание обобщенной базы данных может служить причиной, побуждающей учреждение дополнительного профессионально-педагогического образования к изменению своего отношения к ранее определенной концепции образовательной программы.

Для того чтобы уточнить концепцию образовательной программы учреждения дополнительного профессионально-педагогического образования должно получить согласие заказ -чика. Это означает необходимость возврата к этапу целеполагания для того, чтобы выработать уточненный вариант концепции проектируемой образовательной программы.

После ряда возможных уточнений концепции в результате, может быть, неоднократной обработки исходных данных и обобщенных материалов, она (концепция) примет достаточно конкретный вид (например, модель, макет ожидаемой программы). В этом случае специалистам остается лишь создать образовательную программу. Причем вполне возможны различного рода варианты образовательной программы, отличающиеся друг от друга нюансами содержания, его организации, оформления.

В изготовлении образовательной программы определенную роль играет дизайн. Культура оформления является показателем квалификации соответствующих специалистов. Ясно, что их возможности значительно расширяются, если имеется многофункциональная материально-техническая база. Оформление образовательной программы вызывает соответствующее отношение со стороны пользователей. Поэтому

г. Научное обеспечение системы

Научно-теоретический журнал 9 у г Л

у г повышения квалификации кадров

различного рода украшения, ненавязчиво примененные в оформлении образовательной программы, могут способствовать формированию положительного отношения к ней со стороны пользователей.

Характеризуя технологию изготовления образовательной программы, нельзя обойти вниманием такой аспект, как личная позиция специалистов. Речь идет о потребности специалистов самовыражаться в результатах своего труда. Наша позиция состоит в том, чтобы администрация учреждения дополнительного профессионально-педагогического образования поощряла неравнодушное отношение специалистов к изготовлению образовательной программы, их стремление к самовыражению. В образовательных программах, изготовленными такими специалистами, можно ожидать изящество изложения содержания и представление формы и, самое главное, заботы о пользователях и проявления уважения к ним.

Изготовленная образовательная программа (или ее варианты) подлежит (подлежат) оцениванию. Суть оценивания состоит в том, чтобы сопоставить целевой заказ на проектирование образовательной программы с ее изготовленным вариантом. Субъектами оценивания могут быть как представители заказчиков (например, специалисты органов управления образованием), так и представители изготовителей (специалисты учреждения дополнительного профессионально-педагогического образования). Они вместе образуют специальный консилиум, функции которого состоят в том, чтобы, ознакомившись с изготовленной образовательной программой, вынести свое суждение о целесообразности (или нецелесообразности) ее внедрения в практику повышения квалификации руководителей.

Фактически, субъекты оценивания выступают в роли экспертов. Отличие их от экспертов состоит в явно выраженной заинтересованности, так или иначе, оценить рассматриваемую образовательную программу. Специалисты учреждения дополнительного профессионально-педагогического образования заинтересованы в том, чтобы образовательная программа была принята хотя бы за основу. Представители же органов управления образованием заинтересованы в том, чтобы повышать качество изготавливаемых образовательных программ.

Представители каждой из сторон высказывают на консилиуме свои соображения относительно изготовленной образовательной программы, приводя при этом определенные обоснования высказанным позициям. Все это очень важно в плане поиска взаимоприемлемого решения относительно значимости образовательной программы. Кроме того в процессе конси -лиума может возрастать определенность в видении роли образовательной программы в повышении квалификации педагогических работников.

Методика проведения консилиума может быть различной. В педагогической литературе соответствующие вопросы отражены достаточно хорошо. Мы хотели бы обратить внимание на некоторые общие установки.

Прежде всего, подбор представителей субъектов оценивания изготовленной образовательной программы следует осуществлять с учетом ряда требований к кандидатам. Исходя из анализа практики проектирования образовательных программ, к таким требованиям к кандидатам можно отнести:

— достаточную компетентность во всех аспектах оцениваемой образовательной программы;

— принципиальность в отстаивании объективной необходимости системы повышения квалификации кадров в качественных образовательных программах;

— индивидуальные особенности (коммуникабельность, способность к сотрудничеству, взаимная психологическая совместимость, готовность выслушать и понять других).

Кроме того, следует соблюдать некоторые требования к организации консилиума. К ним мы моги отнести:

— целенаправленное ознакомление всех участников консилиума, как с концепцией образовательной программы, так и с самой изготовленной программой;

— создание надлежащих условий для предварительного ознакомления с образовательной программой членов консилиума;

— определение регламента проведения консилиума и ознакомление с ним всех его членов.

В ходе консилиума могут высказываться замечания, выдвигаться предложения относи-

тельно корректировки образовательной программы (или ее элементов). Если корректировка незначительна, то она сразу вносится в образовательную программу. Если согласованные замечания требуют значительных корректив, то образовательную программу отправляют на доработку. Доработанный вариант образовательной программы вновь поступает на рассмотрение членов консилиума для оценивания.

Серьезное внимание, на наш взгляд, целесообразно уделить этике взаимоотношения сторон (заказчиков и исполнителей) в процессе оценивания образовательной программы. Речь идет о необходимости соблюдения правил высказывания критических замечаний, а также ответов на критику. Опираясь на опыт проведения такого рода мероприятий, в качестве наиболее общих рекомендаций мы могли бы назвать следующие:

— критические замечания должны быть конструктивными по существу и доброжелательно высказанными по форме;

— при отсутствии у критикующего конкретного варианта видения оцениваемой образовательной программы необходимо хотя бы обосновать высказываемые критические замечания;

— высказывая критические замечания, следует исходить из практической осуществимости высказываемых положений;

— критикующему важно уметь выслушивать мнения изготовителей образовательной программы, а также желание понять их точку зрения.

Результаты оценивания образовательной программы могут фиксироваться в виде отчета или протоколироваться. Если процедурой оценивания предусмотрена другая документация, то она также составляется по специальной форме. Материалы оценивания вместе с образовательной программой представляются заказчику на предмет целесообразности их внедрения в практику повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений. В результате может быть принято одно из следующих решений:

— внедрить образовательную программу в практику повышения квалификации педагогических работников;

— отклонить внедрение образовательной программы;

— вернуть образовательную программу на доработку и т.п.

Очевидно, что для принятия взвешенного решения необходима достаточно полная информация. Если сведений, предоставленных изготовителем образовательной программы, недостаточно, могут быть проведены дополнительные организационные мероприятия. К ним можно отнести:

— проведение совещаний со специалистами органа управления образованием по обсуждению предлагаемой образовательной программы;

— проведение выборочного эксперимента по изучению отношения субъектов управления повышением квалификации педагогических работников к образовательной программе или по апробации образовательной программы в практику повышения квалификации.

Целью этих организационных мероприятий является получение дополнительных сведений из практики повышения квалификации педагогических работников о целесообразности внедрения образовательной программы. В любом случае орган принимается вполне определенное решение. Одним из вариантов такого решения является то, чтобы разработанную и апробированную образовательную программу внедрить в практику повышения квалификации педагогических работников.

Литература

1. Ильясов, Д.Ф. Теория управления образованием [Текст] : учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. специальностей и руководителей образоват. учреждений / Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 344 с.

2. Регион: управление образованием по результатам: Теория и практика [Текст] / под ред. П. И. Третьякова. - М. : Новая школа, 2001. -880 с.

3. Сериков, Г.Н. Управление образованием: Системная интерпретация [Текст] / Г.Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998.

- 664 с.

4. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: ноу-хау в образовании [Текст] : учебное

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

пособие : по курсу «Управление педагогическими системами» / В. П. Симонов. - М.: Юрайт : Высшее образование, 2009. - 357 с.

5. Черепанов, В. С. Экспертные методы в педагогике [Текст] : учеб. пособие / В. С. Черепанов. - Пермь : ПГПИ, 1988. - 84 с.

6. Ямбург, Е. А. Управление развитием адаптивной школы [Текст] / Е. А. Ямбург ; Ин-т упр. образованием РАО. - М. : Per Se, 2004. -366 с.

7. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами [Текст] : учеб. пособие / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 3S2 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.