Научная статья на тему 'Особенности отбора содержания подготовки ведущих консультантов по вопросам развития системы общего образования'

Особенности отбора содержания подготовки ведущих консультантов по вопросам развития системы общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
515
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДУЩИЕ КОНСУЛЬТАНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ / ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / LEADING CONSULTANTS / EDUCATIONAL PROGRAM / THE PRINCIPLES OF CONTENT SELECTION / PRINCIPLES OF ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коптелов Алексей Викторович

В данной статье рассматриваются особенности отбора содержания подготовки ведущих консультантов по вопросам развития системы общего образования, осуществляемой в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг. Конкретизируются подходы к разработке образовательной программы обучения ведущих консультантов по вопросам развития общего образования, определены цели и задачи обучения, характеризуется структура и содержание образовательной программы. Особое внимание в статье уделяется принципам отбора содержания образовательной программы (актуальности и новизны содержания, адекватности содержания, операциональности единиц образовательной информации и др.) и принципам организации образовательного процесса (гибкости и мобильности, вариативности, актуализации результатов обучения, адресности) по обучению ведущих консультантов в системе дополнительного профессионального образования. В частности, принципы отбора содержания и организации образовательного процесса обеспечивают единство теоретических и прикладных аспектов деятельности ведущих консультантов, способствующее развитию их профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коптелов Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности отбора содержания подготовки ведущих консультантов по вопросам развития системы общего образования»

УДК 371.1

ОСОБЕННОСТИ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ

ПОДГОТОВКИ ВЕДУЩИХ КОНСУЛЬТАНТОВ

ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. В. Коптелов

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности отбора содержания подготовки ведущих консультантов по вопросам развития системы общего образования, осуществляемой в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. Конкретизируются подходы к разработке образовательной программы обучения ведущих консультантов по вопросам развития общего образования, определены цели и задачи обучения, характеризуется структура и содержание образовательной программы. Особое внимание в статье уделяется принципам отбора содержания образовательной программы (актуальности и новизны содержания, адекватности содержания, операционально-сти единиц образовательной информации и др.) и принципам организации образовательного процесса (гибкости и мобильности, вариативности, актуализации результатов обучения, адресности) по обучению ведущих консультантов в системе дополнительного профессионального образования. В частности, принципы отбора содержания и организации образовательного процесса обеспечивают единство теоретических и прикладных аспектов деятельности ведущих консультантов, способствующее развитию их профессиональной компетентности.

The author of the article reflects upon features of content selection of training leading consultants on development system of common education. Training is carried out within implementation of Federal target program of education development 2011-2015. The approaches to design educational program of training leading consultants on development system of common education are concretized, purposes and tasks of education are defined; structure and content of the program are characterized in the article. Special attention is paid to the principles of selection of educational program content (actuality and originality of the content, operationality of educational information units and

so on) and principles of educational process organization (flexibility and mobility, variability, actualization of educational results, targeting). In particular principles of selection of educational program content and principles of educational process organization provide unity of theoretical and practice aspects of leading consultants’ activity, facilitating their professional competence development.

Ключевые слова: ведущие консультанты, образовательная программа, принципы отбора содержания, принципы организации образовательного процесса.

Leading consultants, educational program, the principles of content selection, principles of organization of the educational process.

Приоритетным национальным проектом «Образование» и Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 гг. предусмотрено формирование общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития образования. В течение 2011-2013 гг. предполагается подготовить 900 ведущих консультантов на базе стажировочных площадок, созданных в 32 субъектах Российской Федерации - победителях региональных программ развития образования за счет средств федеральной субсидии с привлечением регионального софинансирования. Одной из 32 ста-жировочных площадок по подготовке ведущих консультантов является Челябинская область, на базе которой в соответствии с плановыми показателями необходимо подготовить 64 ведущих консультанта.

В соответствии с программно-методическими материалами Международного института менеджмента «ЛИНК», победителя по контракту «Разработка регламентирующих документов по формированию общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования, включая разработку и апробацию программ их

обучения», ведущие консультанты - это специалисты системы образования различных направлений (дошкольное, среднее, высшее профессиональное образование, дополнительное образование), специализирующиеся на вопросах развития образования на основе современных образовательных и управленческих технологий, способные:

- оказывать консультационную помощь руководителям всех уровней по проблемам встраивания вопросов образования в стратегию развития округа, региона и пр.;

- осуществлять консультационное сопровождение и поддержку процессов развития образования [5].

Для подготовки ведущих консультантов в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования была разработана образовательная программа «Профессиональная подготовка экспер -тов в сфере образования» в объеме 282 часов.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются общеобразовательные и профессиональные образовательные программы, которые в свою очередь подразделяются на основ -ные и дополнительные [4, ст. 9]. Разработанная нами программа для обучения ведущих консультантов относится к дополнительной профессиональной программе.

Под образовательной программой подразумевается нормативный акт, в котором определены цели и ценности образования на соответствующей его ступени, а также пути их достижения. Образовательная программа включает в себя учебный план, соответствующий ему набор учебных программ, описание избранных технологий учебного процесса, указание необ -ходимых условий реализации образовательных программ [3, с. 203].

Д. Ф. Ильясов и Г. Н. Сериков считают, что «в образовательной программе осуществляется соотнесение содержательных, процессуальнодейственных и организационно-управленческих аспектов образовательной деятельности таким образом, что предопределенный уровень образованности присваивался бы (достигался) человеком без угрозы его здоровью» [1, с. 60]. В соответствии с этим, по их мнению, образо-

вательная программа должна быть представлена таким образом, чтобы при ее освоении уровень образованности человека оказался бы не ниже предопределенных требований и был бы вполне достаточным для продолжения образо -вания. Во-вторых, образовательная программа предусматривает включение описания основных процедур взаимодействия образовывающихся людей как друг с другом, так и с педагогическими работниками. Регламентация процедур взаимодействия участников образовательных отношений непосредственным образом влияет на эффективность реализации образовательной программы в образовательной практике. В-третьих, по мнению данных авторов, в образовательных программах целесообразно регламентировать правовые и нравственные нормы во взаимоотношениях между участни -ками образования, основания для установления тех или иных соотношений в распределении организационно-управленческих функций между ними [1, с. 59-60]. Мы полностью разделяем мнение Д. Ф. Ильясова и Г. Н. Серикова, тем более что в контексте рассматриваемого вопроса нам важна позиция, характеризующая образовательную программу с точки зрения принципов управленческого взаимодействия, что важно учитывать при подготовке ведущих консультантов.

При разработке программы обучения ведущих консультантов мы руководствовались тем, что основной целью должно стать обеспечение повышения профессионально-педагогической и управленческой компетентности будущих ведущих консультантов по вопросам развития системы образования. Обучение по разработанной программе в итоге должно обеспечить освоение тех способов профессиональной деятельности, которыми они владеют не в полном объеме, но без использования которых не могут быть решены задачи, ставящиеся государством перед данной категорией работников образования. Определение целей реализации образовательной программы стало одним из важных моментов этапа целеполагания проектирования дополнительных профессиональных образовательных программ [2, с. 5]. Таким образом, обучение ведущих консультантов должно ориентироваться не на ознакомление работников образования с вновь появившимися в педагогической и управленческой практике

способами профессиональной деятельности, хотя это и не исключается, а на освоение тех способов, без которых невозможно решение задач профессионально-практической деятельности.

Исходя из всего вышеизложенного, мы считаем, что основной целью разработки данной образовательной программы является подготовка из числа работников образования ведущих консультантов по вопросам развития системы образования, формирование у них профессиональных умений и навыков следующих видов деятельности: информационно-аналитической;

исследовательской; проектировочной, организационно-управленческой, педагогической.

В качестве задач программы были определены следующие:

- формирование у работников образования дополнительных знаний, необходимых для эффективной работы в качестве ведущего консультанта по вопросам развития системы образования;

- систематизация знаний о нормативноправовых, финансово-экономических и психо-лого-педагогических основах развития образования;

- овладение эффективными способами проектирования развития образовательных систем различного уровня;

- формирование готовности оказывать кон -сультационную помощь руководителям образования по вопросам реализации государственной образовательной политики на уровне образовательного учреждения, муниципалитета, региона и пр.;

- формирование готовности осуществлять консультационное сопровождение и поддержку процессов развития образования.

При разработке образовательной программы для подготовки ведущих консультантов мы ориентировались на следующие принципы отбора содержания:

- актуальность и новизна содержания образовательной программы. Это означает, что содержание образовательной программы соответствует актуальным задачам развития системы образования. Образовательная программа включает необходимые нормативноправовые, теоретические знания и практические способы для осуществления консультационной деятельности и отражает актуальные вопросы модернизации образования;

- адекватность содержания образовательной программы содержанию профессиональной деятельности ведущих консультантов. Образовательная программа содержит достаточный объем теоретических знаний для формирования способов, методов, приемов практической профессиональной деятельности в области консультирования различных категорий работников образования;

- операциональность единиц образовательной информации, то есть образовательная программа содержит перечень и описание профессиональных компетенций, которые предполагается сформировать у слушателей по каждому разделу (теме) образовательной программы, а также инструментарий оценивания овладения этими компетенциями;

- адекватность способов представления образовательной программы ее содержанию. Теоретические и практические способы реализации образовательной программы соответствуют предлагаемому содержанию и формированию новых профессиональных компетенций обучающихся;

- адекватность образовательной программы объему учебного времени, отведенного на ее освоение. Процесс изучения содержания программного материала распределяется во времени с учетом его достаточности для качественного освоения содержащихся в программе профессиональных компетенций и достижения запланированных результатов.

Кроме того, мы считаем, что образовательная программа обучения ведущих консультантов должна быть ориентирована на формирование таких профессиональных компетенций, которые бы позволили осуществлять консультационную деятельность на разных уровнях (региональном, муниципальном, институциональном).

Таким образом, при разработке данной образовательной программы мы ориентировались на обеспечение единства теоретических и прикладных аспектов деятельности ведущих консультантов, способствующего непосредственным образом развитию их профессиональной компетентности.

В структурном плане образовательная программа включает следующие разделы:

- образование в контексте модернизации и инновационного развития общества;

- нормативно-правое обеспечение развития образования;

- управление муниципальными и региональными образовательными системами;

- психолого-педагогические основания развития образования;

- финансово-экономические основания развития образования.

Каждый раздел образовательной программы содержательно наполняется по модульному принципу. Это позволяет, во-первых, оперативно изменять (совершенствовать) содержание программы, во-вторых, обеспечивать подготовку ведущих консультантов на основе модульнонакопительной системы [7, с. 105].

В первом разделе - Образование в контексте модернизации и инновационного развития общества - изучаются особенности образовательной политики в Российской Федерации на современном этапе в контексте Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг., Программы Приоритетного национального проекта «Образование». Кроме того, акцент делается на применение в управлении образовательными системами разного уровня программно-целевого метода, а также раскрываются вопросы, связанные с основами и особенностями государственно-общественного управления в системе образования.

Во втором разделе - Нормативно-правое обеспечение развития образования - изучаются вопросы законодательства в области образования, причем, речь идет не только о действующем, но также и обсуждаемом в обществе законопроекте «Об образовании в Российской Федерации». При изучении данного раздела акценты делаются на реализации таких Федеральных законов, как № 83-ФЗ от 08 мая 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Раскрывается содержание вопросов о правовом регулировании трудовых отношений в сфере образования, ответственно-

сти участников образовательного процесса за нарушения законодательства в сфере образования, технологии разработки локальной нормативной базы образовательного учреждения.

В третьем разделе - Управление муниципальными и региональными образовательными системами - рассматриваются такие вопросы как региональная и муниципальная образовательная система как объект управления; управление функционированием и развитием образования в регионе и муниципальном округе; особенности построения муниципальных и региональных систем образования; разработка управленческих решений.

Четвертый раздел - Психолого-педагоги-ческие основания развития образования - посвящен рассмотрению сущности содержания образования, в частности особенностям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования; проектирования взаимодействия общеобразовательного учреж-дения с учреждениями дополнительного образования детей по реализации внеурочной деятельности (в условиях введения ФГОС); особенностям организации образовательного процесса с учетом индивидуальных и психологических особенностей обучающихся; использования современных образовательных технологий в педагогической практике; аттестации педагогических кадров и организации повышения их квалификации посредством разных моделей; мотивации профессиональной деятельности педагога.

В пятом разделе - Финансово-экономические основания развития образования - изучаются вопросы, касающиеся финансового обеспечения деятельности образовательного учреждения в условиях реализации закона № 83-ФЗ РФ, рассматриваются подходы к формированию государственных заданий и объемов их финансового обеспечения, методические подходы к расчету нормативов финансового обеспечения образовательной услуги, раскрываются особенности стимулирования педагогической деятельности в условиях новой системы оплаты труда.

Основным содержанием обучения, на основе которого предполагается формировать теоретический тип мышления ведущего консультанта, в программе являются образцы организационно-управленческой, проектировоч-

ной, исследовательской деятельности, содержащиеся в науке и в передовой управленческой и педагогической практике. В основу данной программы был положен перечень тех перспек -тивных и наиболее актуальных задач управленческой деятельности, которые, с точки зрения современного научного управления, должны выполнять ведущие консультанты по вопросам развития образования. При этом данная программа дает возможность сформировать у слушателей способность решать не те задачи, которые актуальны для какого-то определенного этапа развития системы, а позволяет организовать деятельность соответственно потребностям развивающегося объекта, то есть формирует творческую управленческую деятельность. Такой эффект обучения достигается за счет освоения слушателями нормативно-правовых основ и теоретических знаний, которые позволяют им успешно действовать в разнообразных ситуациях управленческой и образовательной практики, своевременно и адекватно реагировать на ее развитие.

Теоретические знания, полученные слушателями, закрепляются в деятельностной форме в ходе выполнения ими практических заданий, а также прохождения стажировки на базовых площадках (образовательных учреждениях г. Челябинска и Челябинской области).

При разработке программы учитывались не только принципы отбора содержания, о которых речь шла выше, но также и принципы организации образовательного процесса. В педагогической науке проблеме принципов организации образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования уделяли внимание такие исследователи, как Н. М. Ващенко, А. А. Вербицкий, С. Г. Вершловский, Б. С. Гершунский, А. В. Да-ринский, А. Н. Зевина, Б. Б. Исправников, И. О. Котлярова, Ю. Н. Кулюткин, В. Н. Максимова, В. Г. Онушкин, П. В. Худоминский и др. Так, В. Н. Максимова и Б. Б. Исправников в свое время выделили и охарактеризовали общепедагогические и дидактические принципы, отражающие специфику содержания и организации обучения слушателей в системе дополнительного профессионального образования:

- принцип профессиональной направленности в обучении слушателей;

- проблемно-комплексный принцип обучения слушателей;

- принцип унификации и дифференциации обучения слушателей;

- принцип активной позиции личности слушателя в процессе обучения;

- принцип профессиональной актуальности повышения квалификации;

- принцип междисциплинарности [6, с. 18-23].

Мы считаем, что данный перечень принципов необходимо дополнить и конкретизировать с учетом проблемы подготовки ведущих кон -сультантов еще некоторыми принципами. Прежде всего, в современных условиях актуальным становится принцип гибкости и мобильности организации процесса развития профессиональной компетентности ведущих консультантов. Определяя данный принцип в качестве самостоятельного, мы руководствовались основными положениями теории непрерывного образования, и, прежде всего, ориентированностью образования на личность человека, удовлетворение образовательных запросов и познавательных потребностей на протяжении всей его жизни. Необходимость повышения квалификации обусловливается профессиональными потребностями личности ведущего консультанта, трудностями в практической деятельности и педагогическими проблемами, возникающими перед специалистом в связи с постоянными изменениями, происходящими в образовательной системе на различных уровнях - от федерального до уровня образовательного учреждения. Поэтому в современных условиях от системы дополнительного профессионального образования требуется бы -строе реагирование на происходящие изменения в системе образования через корректировку содержания образования с учетом национальнорегиональных потребностей. Принцип гибкости и мобильности позволяет оперативно обеспечить будущих ведущих консультантов необходимыми теоретическими знаниями и способами практической деятельности, которые определяются нор -мативными требованиями, предъявляемыми к педагогическим и управленческим кадрам современной системой образования.

Еще один принцип обучения в системе дополнительного профессионального образования становится актуальным в современной образовательной ситуации, это принцип вариативно-

сти образовательного процесса. Он предполагает наличие вариативных модулей образовательной программы с учетом профессиональных затруднений и потребностей будущих ведущих консультантов, их уровня профессиональной компетентности, социально-профессионального статуса, индивидуально-личностных особенностей и т. д. Также этот принцип позволяет повысить профессионально-педагогическую (управленческую) компетентность слушателей через внедрение в образовательный процесс и организацию разнообразных форм обучения, включая очное (стационарное), очно-заочное, заочное, дистанционное обучение и др.

Разнообразие форм обучения расширяет возможности каждого ведущего консультанта в изменении уровня своей профессиональной компетентности с учетом конкретно-сложи-вшихся реальных условий (места проживания, уровня овладения профессиональной деятель -ностью и т. д.).

Значительную роль, на наш взгляд, в современной системе повышения квалификации играет принцип актуализации результатов обучения, особенно с точки зрения проблемы обучения ведущих консультантов. Его значение заключается в своевременном, целесообразном и безотлагательном применении ведущим консультантом в своей профессиональной деятельности приобретенных новых теоретических знаний и освоенных практических способов (другими словами новых профессиональных компетенций) в результате эффективно и качественного организованного процесса обучения.

Принцип адресности - адресная методическая поддержка ведущего консультанта в период после обучения. Данный принцип, по нашему мнению, позволяет учитывать интересы и потребности ведущих консультантов, способствует на основе определения их запросов на образовательные и методические услуги сформировать индивидуальную программу дальнейшего развития профессиональной компетентности, а также определить наиболее

приемлемые и эффективные формы получения образовательных услуг.

Таким образом, разработка программы обучения ведущих консультантов по вопросам развития системы общего образования носила системный и комплексный характер и осуществлялась на основе принципов отбора содержания обучения и принципов организации процесса обучения в системе дополнительного профессионального образования с учетом специфики деятельности, которую предстоит осуществлять данной категории работников образования.

Литература

1. Ильясов, Д. Ф. Теория управления образованием : учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. спец. и рук. образоват. учрежд. / Д. Ф. Ильясов, Г. Н. Сериков. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 344с.

2. Ильясов, Д. Ф. Технология проектирования образовательных программ повышения квалификации педагогических работников / Д. Ф. Ильясов, О. А. Ильясова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск : ООО «Пронто», 2011. -№ 2. - С. 5-12.

3. Майоров, А. Н. Мониторинг в образовании / А. Н. Майоров. - М. : Интеллект-Центр, 2005. - 424 с.

4. О ведущих консультантах по вопросам развития системы образования (результаты аналитического исследования) [Электронный ресурс] // иКЬ: http://www.ou-link.ru/projects /resources.htm [дата обращения: 23.09.2012].

5. Об образовании: закон РФ № 3266-1. -М. : Кодекс : Проспект, 2008. - 64 с.

6. Повышение квалификации руководящих работников и специалистов профтехобразования / Б. Б. Исправников и др. - М. : Высш. шк., 1990. - 143 с.

7. Управление качеством подготовки слу-шателей в системе дополнительного профессионально-педагогического образования: монография / М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов и др. ; науч. ред. В. Н. Кеспиков. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.