Научная статья на тему 'Технология принятия управленческого решения'

Технология принятия управленческого решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3278
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА / МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ / СПОСОБ ПРИНЯТИЯ / ПРАВИЛА ПРИНЯТИЯ / ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ / ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солошенко Виктор Михайлович, Головин Артём Алексеевич

Изложены теоретические основы технологии принятия управленческих решений в современных условиях, обеспечивающих достижение эффективного результата: требования, механизм, правила, процесс, выбор альтернативы, внедрение в практику, проверка результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология принятия управленческого решения»

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ В.М. Солошенко, Ар. А. Головин

Аннотация. Изложены теоретические основы технологии принятия управленческих решений в современных условиях, обеспечивающих достижение эффективного результата: требования, механизм, правила, процесс, выбор альтернативы, внедрение в практику, проверка результата.

Ключевые слова', управленческое решение, технология менеджмента, механизм принятия, способ принятия, правила принятия, постановка проблемы, выбор альтернативы.

Управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического

обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента [4,- С. 275].

Требования к технологии менеджмента на основе анализа публикаций различных авторов [1, 2, 3, 4] можно свести к следующему:

- формулирование проблем, разработка и выбор решения должны быть сконцентрированы на том уровне иерархии управления, где для этого имеется соответствующая информация;

- информация должна поступать от всех подразделений фирмы, находящихся на разных уровнях управления и выполняющих различные функции;

- выбор и принятие решения должны отражать интересы и возможности тех уровней управления, на которые будет возложено выполнение решения или которые заинтересованы в его реализации;

-должна строго соблюдаться соподчиненность в отношениях в иерархии управления, жесткая дисциплина, высокая требовательность и беспрекословное подчинение.

Принятие управленческих решений предполагает использование таких факторов: иерархии, "целевых межфункциональных групп; формальных правил и процедур, планов, горизонтальных связей.

Использование иерархии в принятии решений осуществляется большинством фирм с целью координации деятельности и усиления централизации в управлении.

В американских компаниях менеджеры обычно делегируют свои полномочия в принятии решений ближе к тому уровню, на котором имеется больше необходимой информации и который непосредственно участвует в реализации конкретного решения. Американские менеджеры при принятии решений предпочитают не вступать в прямые контакты с подчиненными, находящимися более чем на один иерархический уровень ниже, чтобы не нарушать принцип звенности в управлении.

Использование целевых межфункциональных групп в принятии решений в американских фирмах довольно широко распространено. Такие целевые группы создаются обычно на временной основе. Их члены отбираются из различных подразделений и уровней управления. Целью создания таких групп является использование специальных знаний и опыта членов группы для принятия конкретных и сложных решений. Целевые группы чаще всего занимаются созданием новой продукции. Тогда в их состав входят инженеры, специалисты по маркетингу, производственники, финансисты, снабженцы. Первоначально они готовят на профессионально высоком уровне информацию, на основе которой высшее руководство принимает решение о выделении капиталовложений на разработку и внедрение новой продукции. Руководителем целевой меж функциональной группы назначается один из ее членов или вышестоящий руководитель, который может заменяться другим специалистом по ходу выполнения работ.

Использование формальных правил и процедур в принятии решений - это эффективный путь координации действий. Однако инструкции и правила придают жесткость системе управления, что замедляет инновационные процессы и затрудняет внесение поправок в планы в связи с меняющимися обстоятельствами.

Использование планов в принятии решений нацелено на координацию деятельности фирмы в целом. Планирование является тем важным видом управленческой деятельности, на который руководи-

тели тратят значительную часть своего времени. В ходе составления планов осуществляется процесс сочетания интересов и целей между различными уровнями управления. Системы контроля и бухгалтерского учета приспособлены в американских фирмах к решению управленческих задач, и на их основе ведется разработка планов. Менеджеры постоянно следят за выполнением плановых показателей и имеют возможность их корректировать при соответствующем обосновании такой необходимости перед высшими руководителями фирмы или руководителями производственных отделений. В российской практике такие условия формируются не всегда и не во всех организациях.

Использование непосредственных (прямых) горизонтальных связей в принятии решений без обращения к высшему руководству способствует принятию решений в более короткие сроки, повышению ответственности за выполнение принятых решений. В американских фирмах руководители разных уровней имеют право осуществить непосредственные контакты с внешними по отношению к фирме партнерами: потребителями, поставщиками, контролирующими организациями, которые позволяют получать конкретную информацию о ситуации на рынке и принимать решения, способствующие быстрой адаптации к изменяющимся условиям.

Практика принятия управленческих решений определяется в значительной мере традициями, обычаями, существующими в разных странах. Однако механизм принятия управленческих решений отличается незначительно, но в большей степени различие имеется по качеству его исполнения.

Технология менеджмента имеет следующие составляющие: общее руководство принятием решений, правила принятия решений, планы в принятии решений; принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия, целевые группы и их роль в принятии решений (групповое взаимодействие на равных уровнях), матричный тип взаимодействия.

Первые три составляющие обеспечивают вертикальную взаимосвязь между уровнями управления, последние три - горизонтальную связь в координации принимаемых решений.

Фирма может использовать как простой, так и сложный механизм взаимодействия в менеджменте, что зависит от сложности принимаемых решений и возможностей их реализации.

Общее руководство принятием решений предполагает, что процесс принятия решений находится в руках одного линейного (общего) руководителя, который подчинен в свою очередь вышестоящему руководителю. Здесь создается иерархия в принятии решений по линейным должностям. Каждый руководитель решает свои проблемы со своим непосредственным руководителем, а не с вышестоящими руководителями, минуя своего непосредственного руководителя. Такой механизм характерен для американского менеджмента.

В американских фирмах линейные руководители несут персональную ответственность за свою работу, получая право распоряжаться материальными и трудовыми ресурсами, необходимыми для получения намечаемых результатов. Здесь права и ответственности должны быть равны. Руководители функциональных подразделений оказывают помощь линейным руководителям в качестве экспертов и отчитываются перед ними, но не наделяются правами и ответственностью, которые имеет линейный руководи-

тель. Общий руководитель до принятия решения обычно принимает предложения и выслушивает мнения не только непосредственных подчиненных, но и отдельных работников, которые обычно высказывают его при заключении коллективных договоров, в которых интересы работников представляют профсоюзы.

Правила принятия решений обычно разрабатываются и издаются самими фирмами. В них формулируются действия, необходимые для реализации принятых решений в определенных условиях. Эти правила имеют целью осуществление координации между различными подразделениями и делятся на оперативные, стратегические, организационные.

Оперативные правила обычно формулируются в среднем управленческом звене в виде различных инструкций.

Стратегические правила, или деловая политика, включают такие виды решений, как определение типа выпускаемых изделий и услуг, вида заказчиков, организации сбытовой сети, способов установления цен, условий и гарантий при продаже изделий фирмы и др. Стратегические правила обычно формулируются на высшем уровне управления при участии среднего звена управления и не имеют временных ограничений.

Организационные правила основываются на местном или государственном законодательстве. Они касаются таких вопросов, как определение цели и характера деятельности фирмы, ее отношений с государственными учреждениями, правовой формы и устава фирмы. Эти правила, а также размер дивидендов, оплату высших управляющих и премиальные выплаты, схемы должностных окладов, лимиты капиталовложений, в пределах которых руководители могут распоряжаться финансовыми средствами фирмы, устанавливают владельцы фирмы, их права и ответственность.

Планы являются средством координации деятельности различных подразделений при принятии управленческих решений. В планах определяются имеющиеся ресурсы, необходимые для достижения намеченных целей в рамках конкретного периода. Планы охватывают деятельность производственных отделений, поэтому принятие управленческих решений осуществляется в рамках своих планов. Преимущество планов перед правилами состоит в том, что они являются более гибкими, и их легче приспособить к изменившимся условиям. В американских компаниях планы являются важнейшим инструментом координации деятельности на крупных предприятиях в целях увязки стратегического и оперативного управления.

Принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия осуществляется без согласования со своими общими руководителями. Здесь реализуется горизонтальный способ координации в принятии решений в рамках утвержденных правил и планов. Для целей координации довольно часто выделяются специальные лица одного уровня управления. В некоторых фирмах функции координатора выполняет руководитель проекта, отвечающий за осуществление конкретного комплекса работ и получающий полномочия принятия соответствующих решений. Довольно часто в производственных отделениях в качестве координаторов для принятия решений назначаются руководители, отвечающие за выпуск конкретного изделия. Чаще всего это относится к разработке новых изделий или разработке и выпуску

изделий, части и компоненты которых изготавливаются в разных производственных отделениях. В таких случаях координатор выполняет функции руководителя, отвечающего за выпуск конечного продукта, и имеет право принимать решения по вопросам технологии, организации производства и сбыта.

Целевые группы действуют на основе группового взаимодействия и принимают решения, касающиеся конкретных вопросов совместной деятельности для достижения установленных целей. Целевые группы могут создаваться на временной или на постоянной основе и иметь в своем составе представителей разных функциональных подразделений и специализированных производственных отделений. Во главе группы, создаваемой иногда в форме комитета или комиссии, назначается руководитель (председатель), который наделяется правом принимать решения без согласования с высшим руководством фирмы или общим руководителем. Вместе с тем члены группы продолжают находиться в подчинении у своего руководителя.

В матричных структурах, в отличие от двух предыдущих горизонтальных механизмов, руководителю проекта предоставляются линейные права, аналогичные тем, которые даются руководителям функциональных подразделений. Возникает сетевая структура, позволяющая принимать решения во все более усложняющихся условиях касающихся все более сложных проблем.

Процесс подготовки решения состоит из пяти основных этапов.

1. Постановка проблемы. Многие плохие решения были вызваны тем, что принявший их человек не понимал существа проблемы. Часто управляющие видят проблемы там, где их, по сути, нет. Есть только их внешние признаки и симптомы. Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы: для чего делать (реализация идеи, решение проблемы); что делать; как делать (по какой технологии); с какими производственными затратами; в каком количестве; в какие сроки; где (место, производственное подразделение, персонал); кому поставлять и по какой цене; что это даст инвестору и обществу в целом?

2. Выявление альтернатив. Второй этап состоит в поиске возможных альтернативных решений проблемы. Это не вызывает особых трудностей, если глубоко осознана суть дела. После выявления реальной проблемы сложится представление и о возможных ее решениях. Другим способом поиска альтернатив может быть "мозговая атака", предпринятая либо самостоятельно, либо с участием других. При "мозговой атаке" необходимо дать волю воображению и записать все идеи. Другой подход, состоит в том, чтобы графически изобразить все логические возможности. Очень важно для этого письменно зафиксировать каждую альтернативу с целью изучения, что труднее выполнить.

Именно на этом этапе большинство авторов советуют собрать все факты. Единственный недостаток этого совета состоит в том, что если строго ему следовать, то выявить в достаточном количестве альтернативные решения будет трудно из-за недостатка времени, чтобы собрать все факты. Поэтому лучше всего просто выбрать как можно больше фактов за располагаемое время.

3. Выбор лучшей альтернативы или альтернатив. Прежде всего, необходимо составить перечень фактически располагаемых альтернатив, в их числе решением проблемы. Однако, на основе этого пока

трудно выбрать альтернативу или альтернативы, пока не проведена оценка каждой из них.

Для оценки альтернатив имеются различные способы. Наиболее распространенный - интуиция, т.е. выбор альтернативы, которая в данный момент кажется наилучшей. Однако она может оказаться и плохой. Иногда интуиция подводит управляющих (абсолютно надежного метода выбора наилучших альтернатив не существует). Хорошие управляющие обладают обычно развитой интуицией и предлагают, как правило, довольно удачные решения.

Второй способ выбора альтернатив состоит в оценке и сопоставлении (взвешивании) последствий. В итоге, оценивая альтернативы, необходимо определить возможные последствия решения.

Интуиция (ср.-век. лат. тШШо, от тШеог — пристально смотрю) - постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства; субъективная способность выходить за пределы опыта путем мысленного схватывания ("озарения") или обобщения в образной форме непознанных связей, закономерностей. Поиск решений проблемы требует от менеджера высокого нервного напряжения и ему необходимо обладать особыми личными качествами.

4. Внедрение решения в практику. Как бы хороша ни была выбранная альтернатива, она не приведет к результату, пока не пройдет испытания делом. Поэтому необходимо сначала обдумать возможные последствия внедрения для других, затем убедить их в правильности решения или хотя бы добиться их согласия.

5. Проверка результата. После внедрения решения в практику полезно проверить результат. Причины могут быть следующими:

- если решение хорошее, то будет опыт решения проблемы при её возникновении в подобной ситуации;

- если решение плохое, то можно избежать ошибки;

- если решение плохое и вскоре после его внедрения приступили к проверке его последствий, иногда можно исправить положение.

На практике хорошие управляющие пытаются составить несколько "запасных" планов на случай непредвиденных обстоятельств. Смысл в том, чтобы ввести в решение фактор надежности. Постарайтесь иметь запасной план, которым при необходимости можно было бы воспользоваться на стадии проверки результата.

Исходя из сказанного можно сделать следующие выводы:

1. Решение - это выбор альтернативы. Принятие решений - связующий процесс, необходимый для выполнения любой управленческой функции.

2. Запрограммированные решения, типичные чаще всего для повторяющихся ситуаций, принимаются с соблюдением конкретной последовательности этапов. Новые или сложные ситуации требуют неза-программированных решений, в этом случае руководитель сам выбирает процедуру принятия решений.

3. Решения могут приниматься с помощью интуиции, суждения или методом рационального разрешения проблем. Последний метод способствует

повышению вероятности принятия эффективного решения в новой сложной ситуации.

4. Этапы рационального разрешения проблем -диагноз, формулировка ограничений и критериев принятия решений, выявление альтернатив, их оценка, окончательный выбор. Процесс не является завершенным, пока через систему обратной связи не будет засвидетельствован факт реального решения проблемы благодаря сделанному выбору.

5. Ценностные ориентации руководителя влияют на его повседневные действия и решения.

6. Среда принятия решений варьируется в зависимости от степени риска. Условия определенности существуют, когда руководитель точно знает результат, который будет иметь каждый выбор. В условиях риска вероятность результата каждого решения можно определить с известной достоверностью. Если информации недостаточно для прогнозирования уровня вероятности результатов в зависимости от выбора, условия принятия решения являются неопределенными. В условиях неопределенности руководитель на основе собственного суждения должен установить вероятность возможных последствий.

7. Во имя пользы решения следует принимать быстро, но не опережая время.

8. Получение дополнительной информации требует времени и денег, а поскольку способность человека усваивать и использовать ее ограничена, такая информация не всегда способствует принятию решений. Руководитель должен решить - оправдает ли выгода от более качественного решения затраты на получение дополнительной информации.

9. Поведенческие факторы, например, негативное отношение к чему- или кому-либо, личностные пристрастия и барьеры восприятия информации, - являются распространенными ограничениями на пути принятия эффективных для организации решений.

10. Каждое важное решение сопряжено с компромиссами, негативными последствиями и побочными эффектами, значение которых руководитель должен соотнести с ожидаемой выгодой.

Список использованных источников

1 Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп./И.Н. Герчикова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 511 с.

2 Литвак, Б.Г. Управленческие решения/ Б.Г. Лит-вак,- М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Изд-во ЭКМОС, 1998. - 248 с.

3 Мекон, М.Х. Основы менеджмента: пер. с англ. / М.Х. Мекон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2002. -704 с.

4 Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент/ Р.А. Фатхутдинов. - М.: Издательско-торговый центр «Маркетинг», 2002. - 892 с.

Информация об авторах

Солошенко Виктор Михайлович, доктор с.-х. наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента ФГОУ ВПО «Курская ГСХА».

Головин Артём Алексеевич, студент 5 курса факультета экономики и права ФГОУ ВПО «Курская ГСХА».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.