Научная статья на тему 'Технология интенсивного обучения иностранным языкам в старших классах средней школы'

Технология интенсивного обучения иностранным языкам в старших классах средней школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4442
535
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lingua mobilis
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕНСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / INTENSIVE TEACHING / ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВО / ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ / EUROPEAN LANGUAGE PORTFOLIO / THE TECHNOLOGIES OF INTENSIVE TEACHING / COOPERATIVE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мацкевич Ксения Олеговна

В статье рассматриваются технологии интенсивного обучения иностранных языков в старших классах средней школе: обучение в сотрудничестве и языковой портфель, а также практическое использование метода погружения в языковую среду, который предполагает полное отключение от традиционных приемов обучения. Обучение в сотрудничестве обеспечивает возможность вовлечения всех в совместную деятельность. Главной целью языкового портфеля является адекватное оценивание знаний учащихся. Данные интенсивные технологии способствуют эффективному усвоению изучаемого материала за короткий период времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of Intensive Foreign Language Teaching in High School

In this article we consider the technologies of intensive teaching of foreign languages in senior school: cooperative learning and European language portfolio. Also we take into consideration the practical using of immersion method into the language environment. The immersion method supposes the disconnection with the traditional methods. Cooperative learning provides the constant opportunity to involve everybody in the synergies. The main aim of the European language portfolio is to evaluate the knowledge of students. These intensive technologies assist in effective mastering of the material for the short period of time.

Текст научной работы на тему «Технология интенсивного обучения иностранным языкам в старших классах средней школы»

Методика преподавания языка

ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

К. О. Мацкевич

В статье рассматриваются технологии интенсивного обучения иностранных языков в старших классах средней школе: обучение в сотрудничестве и языковой портфель, а также практическое использование метода погружения в языковую среду, который предполагает полное отключение от традиционных приемов обучения. Обучение в сотрудничестве обеспечивает возможность вовлечения всех в совместную деятельность. Главной целью языкового портфеля является адекватное оценивание знаний учащихся. Данные интенсивные технологии способствуют эффективному усвоению изучаемого материала за короткий период времени.

Ключевые слова: интенсивное обучение, технологии интенсивного обучения, обучение в сотрудничество, языковой портфель.

В методике интенсивные методы рассматриваются как специфическая система обучения, которая по ряду параметров отличается от существующих так называемых традиционных методов. По целям интенсивные методы направлены на достижение максимального объема усвоения материала в минимальный срок. Содержание обучения включает овладение комплексом знаний, навыков и умений, достаточных для осуществления деятельности в определенной сфере общения [5. C. 10-11].

Отличительными особенностями всех интенсивных методов, составляющими их суть, являются: а) максимально возможная активизация учащихся в ходе занятий; б) мобилизация скрытых психологических резервов личности учащегося; в) глобальное использование всех средств воздействия на личность учащегося.

В настоящее время накоплен достаточный экспериментальный и практический материал, свидетельствующий об эффективности интенсивных методов. С их помощью удается за сравнительно короткий отрезок учебного времени сформировать и активизировать навыки и умения практического владения языком в пределах огра-

125

Lingua mobilis № 6 (32), 2011

ниченного набора тем и ситуаций, представляющий повышенный интерес для учащихся.

Рабинович Ф. М. пишет о том, что «интенсивный метод обучения иностранным языкам разрабатывался и использовался первоначально для взрослой аудитории. Возможности и целесообразность использования его при изучении иностранных языков в школе обсуждается с момента его появления и до настоящего времени. Запрос средний школы на интенсивную методику требует определенной коррекции теоретических положений, переподготовку учителей и создание новых учебных курсов, соответствующих условиям школьного обучения» [4. C. 9-10].

Условия обучения иностранным языкам по интенсивной методике в средней школе, прежде всего, пишет Денисова Л. Г. [2. C. 7-8], связаны с необходимостью учета социально-возрастных особенностей школьников. Экспериментальная работа показала, что интенсивная методика может использоваться при работе со всеми возрастными группами. Причинами тому являются: наибольшая степень сформированности личности, обширный информационный запас, стремление к познанию мира через общение с другими людьми, наличие исходной языковой базы. Необходимо учитывать возрастные особенности при подборе тем и ситуаций общения, обеспечение содержательной стороны учебного процесса, формулировке коммуникативных заданий.

Термин технологии обучения используется для обозначения совокупности приемов работы учителя (способов его научной организации труда), с помощью которых обеспечивается достижение поставленных на уроке целей обучения с наибольшей эффективностью за минимально возможный для их достижения период времени. Важнейшими характеристиками технологий обучения считаются следующие: результативность, экономичность, эргономичность, высокая мотивированность в изучении предмета, что способствует повышению интереса к занятиям и позволяет совершенствовать лучшие личностные качества обучаемого. Большинство исследователей рассматривают технологии обучения как один из способов реализации на занятиях личностно-деятельностного подхода к обучению, благодаря которому учащиеся выступают как активные творческие субъекты учебной деятельности.

В методике преподавания иностранных языков к современным технологиям обучения принято относить: обучение в сотрудниче-

126

Методика преподавания языка

стве, метод проектов, дистанционное обучение, использование языкового портфеля, тандем-метод, компьютерные и аудиовизуальные технологии [5. C. 130-131]. В данной статье мы рассмотрим практическое использование интенсивного метода погружения в языковую среду с помощью технологии «обучение в сотрудничестве» на старшем этапе обучения в средней школе.

Метод погружения в языковую среду предусматривает возможность овладения новым языком лишь в процессе речевой деятельности, при которой обучаемые решают мотивированные действия, направленные на достижение целей, обусловленных задачами коммуникации, что обеспечивает не только умение пользоваться готовыми речевыми образцами, но приводит к спонтанному речепорождению в системе чужого языкового кода [1. C. 147].

В среднем общеобразовательном учреждении проводились учебные занятия по английскому языку в старших классах по интенсивной методике - методу погружения в языковую среду при помощи интенсивной технологии - обучение в сотрудничестве. Интенсивный курс английского языка был введен как внеклассное мероприятие по английскому языку. Занятия проходили в течение 2-х часов с перерывом в 10 минут. В качестве учебного пособия использовались методические разработки учителя английского языка. Данная методическая разработка состоит из 10 уроков. Каждый урок включает в себя:

- организационный момент;

- фонетическую зарядку;

- введение нового лексического материала (диалог, слова и выражения, синонимичные выражения, лексические упражнения);

- закрепление лексического материала (тренировка в общении, практика в общении);

- контроль знаний, заполнение языкового портфеля.

Во время учебных занятий учащиеся обучаются с помощью интенсивной технологии - обучение в сотрудничестве. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Учащиеся объединялись в небольшие группы (по 3-4 человека), им давалось общее задание, обсуждалась роль каждого ученика группы. Несомненно, что учитель играет ведущую роль на всех этапах учебного процесса. Для того, чтобы правильно организовать учебную деятельность учащихся, чтобы в последствии достигнуть всех желае-

127

Lingua mobilis № 6 (32), 2011

мых результатов, учителю необходимо правильно организовать подготовительный этап работы, учебный материал и средства обучения.

Метод погружения в языковую среду предполагает полное отключение от традиционных приемов обучения. Интенсивный курс предполагает введение и закрепление изученного материала на одном учебном занятие. Ученики, усвоив необходимый лексический материал, готовы использовать его на практике. Активизация изученного лексического материала проходит в 2 этапа: тренировка в общении и практика в общении. По Китайгородской Г.А. занятия на этапе тренировка в общении не имеют жесткой структуры, но однотипны в том смысле, что на каждом занятии решаются одновременно все задачи курса. Это означает, что поступивший впервые лексический материал отрабатывается во всех типах коммуникативных упражнений [3. C. 182].

После того, как учащиеся отработали основной лексический материал по изучаемой теме, необходимо закрепить изученный материал. Данный этап предполагает более свободное и творческое использование учащимися учебного материала. Выбор и употребление языковых и речевых средств определяются самими учащимися. Для этого учитель лишь обрисовывает ситуацию, не связывая ученика жесткими рамками заданий. Учащиеся работают в сотрудничестве. Учитель предлагает учащимся конкретные ситуации по изучаемой теме, раздает необходимый раздаточный материал, учащиеся составляют диалоги или полилоги на предлагаемые сюжеты самостоятельно в парах или небольших группах, используя при этом новые лексические единицы, которые помогут им расширить словарный запас слов.

На данном курсе обучения применялась еще одна интенсивная технология - языковой портфель. Главной целью языкового портфеля является адекватное оценивание знаний учащихся по пройденному лексическому материалу. Учащиеся оценивали себя самостоятельно, они делают это не для того, чтобы получить оценку, а чтобы узнать насколько они продвинулись в изучении иностранного языка.

Как было сказано выше, обучение проходило по следующим интенсивным технологиям: технология обучение в сотрудничестве и использование языкового портфеля как технологии обучения.

Обучение в сотрудничестве обеспечивает постоянную возможность вовлечения всех и каждого в совместную деятельность. Совместная деятельность организуется путем определенной последовательности и комбинации различных форм взаимодействия в зави-

128

Методика преподавания языка

симости от этапов разработки: тренировка в общении и практика в общении. Основные формы совместной работы следующие:

1. Решение коммуникативной задачи двумя учащимися. На данном этапе учитель ставит однотипное задание перед каждой парой обучаемых, определяя в личном обращении к каждому обучаемому его роль. Пары работают одновременно, затем все учащиеся принимают участие в обсуждении проделанной работы.

2. Решение задач малой группой. В этом случае учитель формулирует задания для каждой группы таким образом, чтобы результаты работы каждой из них дополняли друг друга и помогали принять общее решение.

3. Решение коммуникативной задачи всем коллективом, т.е. формирование единого мнения, принятие одного решения.

4. Соревнование двух команд.

Обучение речевой деятельности обеспечивается, прежде всего, коммуникативной направленностью каждого задания. Методическая установка интенсивного курса исключает формальные задания, механическую тренировку форм языковых явлений и тем самым некоммуникативное употребление языка.

Необходимо было создать естественную речевую среду для использования изученного иностранного языка. Для этого учитель сосредотачивает внимание учащихся на смысловой стороне высказывания. Важно отметить, что, прежде всего, необходимо заинтересовать учащихся.

Учитель использовал интенсивный метод погружения. Учащимся удалось преодолеть и решить все поставленные перед ними проблемы и задачи и в совершенстве овладеть иностранным языком. Учащиеся принимали активное участие в работе и прикладывали максимум усилий для достижения целей обучения.

Важно отметить, что из-за отсутствия традиционных методов, учащиеся чувствовали себя комфортно. Они не боялись допустить ошибки, т.к. знали, что им за это не поставят плохую оценку.

Также с помощью технологии «языковой портфель», у учащихся была отличная возможность оценить себя самостоятельно и узнать, на каком уровне овладения языком они находятся. Им хотелось достичь более высоких результатов в овладении английским языком. Они старались сделать все возможное, чтобы доказать в первую очередь себе то, на что они способны.

Данная интенсивная технология обучения иностранного языка может способствовать эффективному усвоению изучаемого материала

129

Lingua mobilis № 6 (32), 2011

за короткий период времени, при помощи активизации пройденного материала; учащиеся способны переступить языковой барьер и научиться общаться на иностранном языке без особых трудностей, т.к. при помощи технологии - обучение в сотрудничестве - у учащихся не возникало проблем, все возникающие вопросы они решали совместно.

Список литературы

1. Гегечкори, Л. К. К проблеме интенсификации процесса обучения взрослых иноязычной речи [Текст] / Л. Гегечкори. -Тбилиси : Изд. Тбилисского университета, 1975. - 297 с.

2. Денисова, Л. Г. Место интенсивной методике в системе обучения ИЯ в средней школе [Текст] / Л.Г. Денисова// Иностранные языки в школе. - 1995.

- № 4. - С. 6-12.

3. Китайгородская, Г. А. Интенсивное обучение иностранным языка: теория и практика: Учебно-методическое пособие [Текст] / Г. А. Китайгородская.

- М. : Высшая школа; Научнообразовательный центр «Школа Китайгородской», 2009. - 277 с.

4. Рабинович, Ф. М. Интенсивные методы обучения иностранным языкам и средняя школа [Текст] / Ф.М. Рабинович // Иностранные языки в школе. - 1991.

- № 1. - С. 9-17.

5. Щукин, А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учебное пособие [Текст] / А.Н. Щукин. - М. : Филоматис,

2008. - 188 с.

List of literature

1. Gegechkori, L. K. K probleme intensifikacii processa obucheni-ja vzroslyh inojazychnoj rechi [Tekst] / L. Gegechkori. - Tbilisi : Izd. Tbilisskogo universiteta, 1975. - 297 s.

2. Denisova, L. G. Mesto inten-sivnoj metodike v sisteme obu-chenija IJa v srednej shkole [Tekst] / L.G. Denisova// Inostrannye ja-zyki v shkole. - 1995. - № 4. - S. 6-12.

3. Kitajgorodskaja, G. A. Inten-sivnoe obuchenie inostrannym ja-zyka: teorija i praktika: Uchebno-metodicheskoe posobie [Tekst] / G. A. Kitajgorodskaja. - M. : Vysshaja shkola; Nauchno-obrazovatel'nyj centr «Shkola Kitajgorodskoj»,

2009. - 277 s.

4. Rabinovich, F. M. Intensivnye metody obuchenija inostrannym jazykam i srednjaja shkola [Tekst] / F.M. Rabinovich // Inostrannye jazyki v shkole. - 1991. - № 1. - S. 9-17.

5. Wukin, A. N. Sovremennye intensivnye metody i tehnologii obuchenija inostrannym jazykam: uchebnoe posobie [Tekst] / A.N. Wukin. - M. :Filomatis, 2008. -188 s.

130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.