Научная статья на тему 'Технология формирования правовой компетентности будущего социального работника в процессе вузовского обучения'

Технология формирования правовой компетентности будущего социального работника в процессе вузовского обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / LEGAL COMPETENCE / TRAINING METHODS / STAGES OF TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губанов Максим Юрьевич

В статье представлены компоненты технологии обучения социальных работников в вузе, позволяющие формировать правовую компетентность. Автором рассмотрены этапы и методы формирования правовой компетентности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF FORMATION OF LEGAL COMPETENCE OF THE FUTURE SOCIAL WORKER IN THE PROCESS OF UNIVERSITY EDUCATION

The article presents components of technology of training of social workers in the university, allowing to form the legal competence. The author considers stages and methods of formation of legal competence of student.

Текст научной работы на тему «Технология формирования правовой компетентности будущего социального работника в процессе вузовского обучения»

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ

М. Ю. ГУБАНОВ

В статье представлены компоненты технологии обучения социальных работников в вузе, позволяющие формировать правовую компетентность. Автором рассмотрены этапы и методы формирования правовой компетентности студента.

Ключевые слова: педагогическая технология, правовая компетентность, методы обучения, этапы технологии.

Результативность вузовского обучения социальных работников взаимосвязана с разработкой новых подходов и технологий формирования профессиональной компетентности.

Социальной практикой востребовано усиление внимания к содержанию вузовской подготовки, нацеленной на формирование правовой компетентности будущих социальных работников.

Разработка технологии вузовского обучения, направленной на формирование правовой компетентности будущего социального работника, относится к виду дидактического проектирования.

Дидактическое проектирование, согласно позиции Н. В. Гарашкиной, обеспечивает описательные, объяснительные и предсказательные функции по отношению к целям, содержанию, методам, средствам и организационным формам обучающей деятельности, направленной на удовлетворение требований личности и общества к качеству образования [1].

Проектирование технологии вузовского обучения - это деятельность, предполагающая концептуальное обоснование и реализацию технологии, обеспечивающей формирование профессиональной компетентности будущего специалиста.

На основе концепции дидактического проектирования подготовки специалистов социальной работы в вузе [1] была спроектирована технология вузовского обучения специалиста социальной работы, формирующая его правовую компетентность и включающая следующие структурные компоненты: ценностно-целевой, содержательный и организационно-методический.

Ценностно-целевой компонент в разрабатываемой технологии обусловлен ее направленно-

стью на формирование правовой компетентности, которая является составляющей профессиональной компетентности будущего социального работника.

Профессиональная компетентность - это ценность и условие успешности в профессиональной деятельности специалиста социальной работы.

Изучение сущности, содержания, структуры и особенностей профессиональной компетентности специалиста по социальной работе позволило сделать вывод о том, что правовая компетентность является ее подструктурой.

По мнению Б. Байер, Р. Федерико, критерии компетентности могут выражаться через следующие умения будущего специалиста:

- идентифицировать и оценивать ситуацию в тех случаях, когда требуется начать, усилить, восстановить, защитить или закончить отношения между людьми и социальными институтами;

- составить план и обеспечить его выполнение с целью улучшения благосостояния человека, основываясь на оценке проблемы и изучении поставленных целей в выборе адекватных решений;

- развивать способности человека решать проблемы, преодолевать стресс, самосовершенствоваться;

- связать людей с эффективными и гуманными системами, которые обеспечат их ресурсами, услугами и возможностями;

- эффективно вмешиваться в жизненные процессы от имени наиболее дискриминируемых и уязвимых;

- активно участвовать в создании новых, модифицированных или усовершенствованных систем услуг, ресурсов и возможностей, которые

являются более справедливыми, обоснованными и чувствительными к запросам потребителей, и работать вместе с другими в плане устранения тех систем, которые не являются справедливыми;

- оценить степень, в которой были достигнуты цели планируемого вмешательства;

- постоянно оценивать собственный профессиональный рост и развитие путем анализа своего поведения и навыков;

- содействовать совершенствованию службы, развивая базу профессиональных знаний и поддерживая стандарты и этические нормы профессии [1].

Понятие «профессиональная компетентность специалиста социальной работы» включает: знания, умения, навыки, способности, опыт, интегрирующие социально-управленческие, социальнопедагогические, социально-психологические, социально-правовые и другие характеристики. В обобщенном виде такая компетентность представляет собой совокупность способностей и качеств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности специалиста социальной работы.

Критерием профессиональной компетентности служат: общественная значимость результатов труда социального работника, его авторитет, социально-трудовой статус, отражаемые в его деятельности. Соответственно, компетентность специалиста социальной работы будет включать совокупность личностно-профессиональных качеств, позволяющих ему свободно ориентироваться в динамично меняющемся социуме, максимально используя как собственные возможности, так и ресурсы других субъектов социальной работы. Вместе с тем, компетентность может и должна рассматриваться как ценностный продукт образования личности.

Т. В. Волох под компетентностью понимает способность решать проблемы и типичные задачи реальных жизненных ситуаций на основе знаний, ценностей, учебного и жизненного опыта. А под профессиональной компетентностью - интегральную характеристику, определяющую способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [1, с. 16]. «Способность» в данном случае понимается не как «предрасположенность», а как «умение». «Способен», то есть «умеет делать». Способности - индивидуальнопсихологические особенности-свойства личности,

которые являются условиями успешного выполнения определенного вида деятельности [1].

Профессиональная компетентность специалиста - это сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений, навыков, значимых личностных качеств, обуславливающих его готовность к выполнению профессиональной деятельности.

Компетентность всегда проявляется в деятельности. Что же касается правовой компетентности, то она проявляется в деятельности по решению социально-правовых проблем клиентов, относится к технологическому компоненту профессиональной компетентности социального работника, она взаимосвязана с личностной и социальной компетентностями.

В юридической педагогике под правовой компетентностью понимают способность человека эффективно решать возникающие в жизни проблемы правовыми способами[3, с. 13].

С. В. Гурин считает, что правовая компетентность любого специалиста, как и любого гражданина, подразумевает знание им социальных норм и правил поведения людей, которые устанавливаются или санкционируются государством, естественно в соответствии с его полномочиями, правами и обязанностями, а также сформированность необходимых навыков и умений.

Анализируя факторы, составляющие правовую компетентность, следует отметить, что, хотя навыки, необходимые для приобретения компетентности, всеобъемлющи и могут быть применены в различных обстоятельствах, компетентность в такой сфере как право, требует также специальных знаний [3, с. 11].

С. В. Гурин считает, что личность со сформированной правовой компетентностью должна иметь систематические знания по основам права и быть способна самоопределяться и самореализовываться в типовых правовых ситуациях, определять собственную позицию на основе принципа неразрывности прав и обязанностей; специалист любого профиля должен иметь систематические фундаментальные знания по общим и профильным разделам права, быть способным определять адекватные модели поведения и/или принимать решения в типовых и нестандартных правовых ситуациях; иметь глубокие системно-организованные знания по общим и профильным разделам права (на профессиональном уровне), быть способным к применению правовых норм в сложных неоднозначных правовых ситуациях и быть способным к законотворческой деятельности [3].

А. В. Молчанова рассматривает профессионально-правовую компетентность социального педагога как способность выполнять профессиональную деятельность в соответствии со своими ценностными ориентациями в рамках установленных норм права (правового поля). Другими словами, профессионально-правовая компетентность представляет собой высокую степень овладения социальным педагогом профессиональными компетенциями и умениями их реализовать на практике в соответствии с нормами права [5].

Осмысление существа и специфики профессиональной деятельности позволило определить А. В. Молчановой профессионально-правовую компетентность социального педагога как системно-личностное образование специалиста, отражающее единство его теоретико-прикладной подготовленности и готовности осуществлять профессиональную деятельность в рамках правового поля, способность специалиста успешно решать социально-педагогические задачи в соответствии с нормативно-правовыми документами. Основными функциями социального педагога является сохранение социальной нормы, профилактика социальных отклонений, правовоспитательная и правозащитная. Каждый компонент профессиональной деятельности социального педагога имеет свои рамки и требует их неукоснительного соблюдения [5, с. 12].

В своей профессиональной деятельности социальные работники решают практические задачи по оказанию социально-правовой помощи, защиты и поддержки различных слоев населения, следовательно, в структуре профессиональной компетентности данного специалиста следует выделить социально-правовую компетентность.

Социально-правовая компетентность складывается из компонентов: диагностико-прогности-ческого, организационно-управленческого, превентивного, правовоспитательного, консультативного, правозащитного. В зависимости от характера профессиональной деятельности социального работника по должностному назначению, месту работы содержание данных компонентов приобретает конкретное наполнение.

В исследовании М. В. Горбушиной рассматривается правовая компетентность специалиста по социальной работе, которая представляет собой совокупность качеств, отражающих степень квалификации, уровень правовых знаний, умений и навыков, готовности и способности, связанные с осуществлением комплекса мер по правовой поддержке и защите населения [3, с. 10].

Н. В. Гарашкина правовую компетентность специалиста социальной работы относит к виду его технологической компетентности [2].

Рассмотренные подходы позволили рассматривать правовую компетентность как цель-ценность разрабатываемой технологии вузовского обучения, составляющую профессиональной

компетентности специалиста социальной работы, а также спроектировать содержание вузовского обучения будущего профессионала.

Содержательный компонент спроектированной технологии включает инвариантную и вариативную части.

Инвариантная часть соответствует Государственному и вузовскому стандартам профессионального образования, вариативная зависит от индивидуальных интересов студента, от приобретенных им ранее знаний, от его практического субъектного опыта в профессиональной деятельности, от специфики научных интересов и возможностей преподавателей, ресурсов кафедры, потребностей социальных служб и региона.

Содержательный компонент проектируется с учетом личностного, социального и технологического модулей дисциплин и сквозных направлений вузовской подготовки: теоретическое обучение, организации учебно-профессиональной деятельности студентов и практическое обучение, обеспечивающих формирование правовой компетентности.

Организационно-методический компонент

технологии является комплексом, включающим традиционные и инновационные методы обучения, а также этапы формирования правовой компетентности студента. Базовыми методами обучения специалиста социальной работы в вузе определены метод проектов и активные методы обучения. Это связано с тем, что в ходе реализации образовательного проекта выявлены условия активизации индивидуальных возможностей студента: личностно-ориентированное, вариативное обеспечение субъектной деятельности; прогнозирование позитивной социальной направленности ее; формирование коллективного субъекта с учетом индивидуальных особенностей каждого; постепенное усложнение деятельности с переходом на более высокие уровни развития, творчества, самосовершенствования.

Формирование правовой компетентности личности будущего социального работника возможно только в различных видах деятельности студента в вузе: учебной, учебно-профессиональной, профессиональной. Содержание данных видов деятельности изменяется вместе с личностным ростом студента.

Действительно, уже на первом курсе студент включается в контекст будущей профессиональной деятельности. Для этого, во-первых, в содержание обучения включаются профессионально значимые для студентов знания, показывающие связь, например, правовых понятий и методов с будущей профессией и тем самым наполняющие изучение учебных дисциплин «Правоведение», «Права человека и социальная работа», «Введение в специальность» личностным смыслом. Во-вторых, организуется квазипрофессиональная деятельность студентов, т. е. учебная деятельность, моделирующая правовой аспект будущей работы специалиста социальной работы на решение профессиональных социально-правовых задач на занятиях, рассмотрение проблемных ситуаций, проведение деловых игр. В таких условиях студенты не просто изучают предмет, но и одновременно учатся применять знания в будущей работе, осознают роль и возможности социальной работы в решении правовых проблем.

На втором и третьем курсе студент, наряду с освоением общей и профессиональной компетентности, приобретает компетентность в решении социально-правовых профессиональных задач на основе технологического подхода через учебные курсы «Технология социальной работы», «Конфликтология в социальной работе», «Правовое обеспечение социальной работы», выполнение курсовой работы, заданий на учебной практике.

На четвертом курсе в процессе изучения дисциплин общепрофессионального («Социальное проектирование») и специального циклов («Семь-еведение», «Социальная геронтология», «Ювено-логия», «Занятость населения» и др.), в деятельности на производственной практике студент овладевает частными технологиями в решении правовых проблем конкретных категорий клиентов, приобретает личностно- профессиональную позицию и компетентность в разработке социальноправовых проектов.

На пятом курсе в процессе изучения курсов по выбору и дисциплины специализации «Организация правовой помощи населению», на преддипломной практике и стажировке в социальной службе студент актуализирует правовую компетентность. Результатом творческого освоения правовой компетентности является реальный продукт -дипломная работа, инновационный проект, имеющий нормативно-правовое обеспечение.

Формирование правовой компетентности студента - будущего социального работника в вузовской подготовке представлено в технологии последовательностью организационных этапов:

- пропедевтический, обеспечивающий ориентировку в профессиональной деятельности, в том числе в социально- правовой деятельности как направлении социальной работы;

- технологический, позволяющий освоить основные технологии социально- правовой деятельности социального работника;

- проектный, проявляющийся в способности будущего специалиста к решению социальноправовой проблемы и разработке проекта ее решения;

- творческий, показывающий возможности студента в разработке, реализации, оценке эффективности социально- правового проекта и рефлексии собственной деятельности.

Разработанная технология применялась в рамках общепрофессиональных («Правовое обеспечение социальной работы», «Технология социальной работы») и специальных дисциплин («Организация правовой помощи населению»), а также в ходе студенческой практики по специальности «социальная работа».

Завершает структуру технологии результативный блок, который содержит описание ее результатов. На основании исследований Т. С. Волох, М. В. Горбушиной, С. В. Гурина, А. В. Молчановой [1; 3; 4; 5], а также проведенного анкетирования по оценке параметров правовой компетентности социального работника определены ее критерии: когнитивный, ценностно-позиционный, деятельностно-рефлексивный, соответствующие им показатели и уровни (высокий, средний, низкий).

Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что спроектированная технология вузовского обучения обеспечивает результат -повышение уровня сформированности правовой компетентности социального работника (у 83 % студентов).

Разработанные компоненты технологии формирования правовой компетентности будущего социального работника в процессе вузовского обучения позволяют осуществлять эффективное педагогическое управление и интегрировать усилия всех субъектов образовательного процесса.

Литература

1. Волох Т. С. Развитие социально-правовой компетентности будущего учителя (на материале педагогических дисциплин): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2006. С. 35.

2. Гарашкина Н. В. Проектирование социального образования в вузе: концепция, модель, технология реализации: монография. Тамбов, 2004.

3. Горбушина М. В. Формирование правовой компетентности у будущих специалистов социальной работы в процессе профессиональной подготовки в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2007. С. 13.

4. Гурин С. В. Формирование правовой компетентности будущего учителя в учебно-воспитательном процессе вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Мурманск, 2004.

5. Молчанова А. В. Формирование профессионально-правовой компетентности социального педагога в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. С. 9.

* * *

TECHNOLOGY OF FORMATION OF LEGAL COMPETENCE OF THE FUTURE SOCIAL WORKER IN THE PROCESS OF UNIVERSITY EDUCATION

M. Yu. Gubanov

The article presents components of technology of training of social workers in the university, allowing to form the legal competence. The author considers stages and methods of formation of legal competence of student.

Key words: pedagogical technology, legal competence, training methods, stages of technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.