Научная статья на тему 'Технология электронного портфолио как средство формирования профессиональной компетентности специалиста'

Технология электронного портфолио как средство формирования профессиональной компетентности специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ Е-ПОРТФОЛИО / Е-ПОРТФОЛИО / ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЕРСОНАЛЬНАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ / ЦЕЛИ Е-ПОРТФОЛИО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алисултанова Эсмира Докуевна, Мальцагова Жанна Зелемхаевна

В статье приведен сравнительный анализ теоретических подходов и практики применения е-портфолио в подготовке IT -специалистов; рассматриваются различные концепции подходов к его созданию и применению в педагогическом процессе; приводятся примеры внедрения данной технологии в лучшей практике зарубежных университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алисултанова Эсмира Докуевна, Мальцагова Жанна Зелемхаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология электронного портфолио как средство формирования профессиональной компетентности специалиста»

ТЕХНОЛОГИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

© 2012 Алисултанова Э.Д., Мальцагова Ж.З.

Грозненский государственный нефтяной технический университет

им. акад. М. Д. Миллионщикова

В статье приведен сравнительный анализ теоретических подходов и практики применения е-портфолио в подготовке IT-специалистов; рассматриваются различные концепции подходов к его созданию и применению в педагогическом процессе; приводятся примеры внедрения данной технологии в лучшей практике зарубежных университетов.

The author of the article perform the comparative analysis of theoretical approaches and practice of an e-portfolio application in IT experts ’ training; consider various concepts of approaches to its creation and application in the pedagogical process; give examples of introduction of the given technology in the best foreign universities practice.

Ключевые слова: институциональный е-портфолио, е-портфолио, интерактивная персональная среда обучения, цели е-портфолио.

Keywords: institutional e-portfolio, e-portfolio, online personal learning environment, e-portfolio goals.

В современном обществе образование становится не просто основой профессиональной карьеры, а рассматривается как социальный стандарт поколения, вступающего в активную жизнь, что требует, с одной стороны, существенного повышения его гибкости введением уровневой системы, предоставляющей более широкие возможности для профессионального развития личности, а с другой - создание непрерывности обучения в течение жизни. При этом новые требования к результатам образования актуализируют необходимость формирования «^е-1о^1еагш^» компетенций, что требует инновационных по своей сути подходов в организации педагогического процесса, в том числе и при подготовке специалистов в области информационных технологий. Следует отметить значимость

ориентированности образования будущих специалистов на выстраивание образовательной деятельности таким

образом, чтобы могли реализовать свои потребности в профессиональном развитии, включая мониторинг собственной профессионализации.

Поднимая вопрос о понятиях, связанных с «№-1о^1еагш^» и компетенциями, С. Эдвардс

подчеркивает важность непрерывности обучения, необходимости развития

более глубокого подхода к профессионализации, к формированию компетенций в течение всей жизни. Реализации этой идеи в значительной степени способствует такой

инструментарий, как е-портфолио, практическое применение которого

позволяет экспонировать результаты обучения и в котором содержатся разнообразные примеры персональной академической успеваемости [4].

В компетентностно-ориентирован-ном обучении е-портфолио выступает в качестве образовательного ресурса, основная цель которого в

предоставлении доказательств, а также оценки прогресса, достигнутого студентом во время обучения. В таком контексте применение технологии е-портфолио по существу состоит из сбора доказательств результатов обучения, которые студент выбирает, анализирует и представляет с целью показа или демонстрации достижения уровня, достигнутого с точки зрения процесса и результата [4].

Применение е-портфолио

способствует организации

конструктивной рефлексии студентом, что требует инноваций, связанных с персонализацией обучения и субъект-субъектным взаимодействием. При этом студент в педагогическом процессе занимает более активную позицию, где целевая установка становится важной составляющей успеха, поскольку усиливает мотивацию к успешному выполнению академических задач, развивает инновационную

педагогическую практику.

Технология е-портфолио

способствует индивидуальной оценке на различных уровнях, выделению спектра профессиональных или академических компетенций, предоставляет

возможность для интеграции и внедрения продуктивных технологий в образовательный процесс. Кроме того, профессорско-преподавательский состав получает возможность следить за динамикой развития обучающихся, позволяет оценить эффективность собственной деятельности. При этом есть возможность не ограничиваться е-портфолио, а создавать различные портфолио для представления различных аспектов, чтобы соответствовать потребностям различных аудиторий или потенциальных работодателей.

Технология е-портфолио позволяет структурировать и осуществлять различную поддержку педагогических целей в рамках компетентностно-ориенти-рованного образования, включая планирование обучения и развития профессиональной деятельности;

документирование знаний, умений и навыков с демонстрацией степени роста и

оценкой качества деятельности и результатов [1, 5].

Несмотря на растущий объем

доказательств в пользу использования е-портфолио в различных

образовательных контекстах, включая техническое образование, его применение в высшем образовании имеет значительное количество «белых пятен», обусловленных существенным расхождением в трактовке его сущности, сферы применения и типологии технологий.

«Мозаичность» подходов к технологии е-портфолио подтверждается практикой в университете Южной Австралии (UNISA), который внедрил для всех студентов индивидуальную интерактивную информационно-

образова-тельную среду, включающую систему е-портфолио, интегрированную с «корпоративной» информационной системой университета. В рамках данной модели интерактивная персональная среда обучения включает в себя систему е-портфолио, интегрированную с

другими системами поддержки

технологий, реализация которой выявила некоторые «точки конфликта»:

нарастающая напряженность в

отношениях между конкурирующими приоритетами, например,

институциональные против

преподавателей, статус-кво против инноваций.

В Университете Оулу (University of Oulu, Финляндия) технология е-порт-фо-лио используется систематически в целях приобретения профессионального опыта и признания достижений, для чего педагоги собирают все методические разработки и документы, связанные с академической практикой. Накопленные материалы хранятся в частном портфолио преподавателя, который может быть использован для проектирования официального е-портфолио, содержащего основные аспекты и размышления о качестве своей работы. Е-портфолио позволяет специалисту или обучающемуся проводить индивидуальную оценку деятельности на различных уровнях, выделить и оценить весь спектр

профессиональных, индивидуальных или академических компетенций.

Развитие технологии е-портфолио неоднородно, поскольку некоторые страны и регионы предоставляют инфраструктуру, необходимую для продвижения е-портфолио и

обеспечения доступа со стороны всех заинтересованных лиц, а другие только на этапе рассмотрения данной технологии, знакомства с ее возможностями. При этом несколько институтов в течение последнего десятилетия разрабатывают цифровые портфолио (е-портфолио), усилия которых в основном не согласованы, за исключением двух академических консорциумов в США.

В последние годы на международном уровне ведется активная научная полемика по концепции «е-портфолио в ЕС», где в качестве обоснования ее актуальности и необходимости для будущего Европы выделяют

возможности данной технологии для привлечения как образовательных, так и корпоративных институтов к

проектированию и разработке систем е-портфолио, которая отвечает

потребностям всех заинтересованных сторон.

При создании условий для

применения е-портфолио, согласно концепции «е-портфолио в ЕС», актуальное значение имеют определение и осуществление электронной стратегии содействия инновационной практике принятия технических стандартов,

которые позволят усилить

взаимодействие между диапазоном

применения системы е-портфолио с другими информационными системами.

Рассмотрение педагогического опыта Японии по внедрению технологии е-портфолио в педагогический процесс высшей школы показывает ее

значимость для дистанционного

обучения. Graduate School of the

Instructional Systems (GSIS) он-лайн программа была создана для стимулирования дистанционного

обучения специалистов в области

корпоративного и высшего образования.

В Университете Кумамото (Kumamoto University) внедрялась студенческая

информационная система «SIS» (Student Information System) и система

управления процессом обучения, которая носит название «WebCT». Эти системы взаимосвязаны так, что все учебные курсы в университете автоматически подготавливаются в WebCT с данными,

экстраполированными из SIS [3].

В качестве эффективного способа обеспечения продвижения

педагогических целей выступает проект GSIS, ориентированный на усвоение информации, достижение

индивидуальных целей студента на основе поддержки в процессе обучения непрерывной связи между

преподавателями и студентами, а также среди студентов. При этом содержание дисциплин GSIS разработано на основе списка компетенций (GSIS, 2009), которые определены при создании образовательных программ, где каждая компетенция включена в список связанных дисциплин и определяет, что должно быть сформировано в результате обучения в высшей школе [6].

Для приведенной модели е-портфо-лио превращается в ценный инструмент и технологию организации

педагогического процесса, которую студенты и преподаватели используют для сбора, хранения, обновления и обмена информацией. При этом педагогическая практика показывает, что применение технологии е-портфолио в контексте решения таких задач позволяет организовать

профессиональную подготовку будущих специалистов через: мониторинг и

ассессмент результатов обучения; усиление эффективности коммуникации, что позволяет оперативно общаться с преподавателями; документирование учетных данных академических и профессиональных достижений;

предоставление потенциальным

работодателям примеров выполненных работ.

Сравнительный анализ

педагогической практики по внедрению

е-портфолио в образовательный процесс позволяет утверждать о применимости данной технологии для развития педагогического потенциала, управления карьерой профессорско-преподавательского состава, для продвижения практико-ориентированных моделей взаимодействия участников

педагогического процесса. При этом на институциональном уровне е-портфолио обеспечивает демонстрирование

достижений студентов и

преподавателей, значительно улучшает качество педагогического процесса,

поскольку е-портфолио способствует рефлексии студентов; позволяет

улучшить качество обучения,

документировать и консолидировать достижения педагогов и студентов; способствует учету достижений, улучшению институциональной

практики (внедрение системы

мониторинга качества образования).

Подводя итог данного исследования, отметим, что е-портфолио, как важная часть образовательной практики

высшего технического образования, позволяет формировать, отображать, управлять и осуществлять обмен различными «цифровыми артефактами», организовывать оценку академических результатов и профессиональных достижений будущих специалистов с позиций потенциальных работодателей.

Примечания

1. Barrett H. Authentic Assessment with Electronic Portfolios using Common Software and Web 2.0 Tools. URL:http://electronicportfolios.com/web20.html 2. Barrett H. Balancing the two faces of e-Portfolios // British Columbia Ministry of Education, Innovations in Education, 2nd Edition. URL:http://electronicportfolios.org/balance/balancingarticle2.pdf. 3. Chang C.-C., Tseng K.-H. Use and performances of Web-based portfolio assessment // British Journal of Educational Technology, 40. P. 358-370. 4. Edwards C. Life-long learning Special issue on technology in K-12 education // Communications of the ACM. V. 36. Issue 5. May 1993. 5. Kitamura S., Suzuki K., Nakano H., Usagawa T., Ohmori F., Iriguchi N., Kita T., Ekawa Y., Takahashi S., Nemoto J., Matsuba R., Migita M. Quality Assurance Efforts at an Online Graduate School toTrain e-Learning Professionals // A Case of Instructional Systems Program at Kumamoto University (in Japanese). URL:http://nime.ac.jp/ seminar/seminar_h20/080818/data/08081804 6. Lorenzo G., Ittelson J. An overview of e-Portfolios // The Educause Learning Initiative. Retrieved June 6, 2001. URL: http://www.sorteoudla. org.mx/promueve/ciedd/CR/tecnologia/AnOverviewofEPortfolios.pdf 7. Nakano H., Kita T., Sugitani K., Matsuba R., Migita M., Musashi Y., Iriguchi N., Ohta Y., Taira H., Tsuji K., Shimamoto M., Kida T., Usagawa T. Data Synchronization of Learning Management // Academic Affairs Information and PC-systems (in Japanese), 2nd workshop of Japan WebCT Society. Sep 13, 2004. URL:http:// www.webct.jp/k2004/proc/S001nakano.pdf

Статья поступила в редакцию 19.04.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.