Научная статья на тему 'Технологии совершенствования процесса кадровой подготовки в сфере медико-социального ухода за пожилыми гражданами'

Технологии совершенствования процесса кадровой подготовки в сфере медико-социального ухода за пожилыми гражданами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии совершенствования процесса кадровой подготовки в сфере медико-социального ухода за пожилыми гражданами»

ОМАРОВА К.А.

ГГ1 _ с» _

Технологии совершенствования процесса кадровой подготовки

в сфере медико-социального ухода за пожилыми гражданами

Известно, что качество жизни пожилых и старых пациентов во многом обусловлено качеством ухода, которое определяется степенью подготовленности персонала, вовлеченного в уход.

Специалисты в области социальной работы подчеркивают важность развития системы профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала, вовлеченного в систему социальной защиты населения (Павленок П.Д., 2005; Шапиро Б.Ю., 2005; Боденко Б.Н., 1997; Топчий Л.В., 2003). По определению специалистов ООН, цель подготовки социальных работников состоит в содействии социальному развитию и повышению качества преподавания во всем мире, обучению и привитию навыков практической социальной работы, оказании социальных услуг и разработке политики в области социального обеспечения. Необходимо длительное время, чтобы подготовить высококвалифицированный персонал для помощи пожилым, в том числе и работников сферы социального обеспечения. ВОЗ рекомендует включать определенный объем знаний по геронтологии в основные программы подготовки всех специалистов в области здравоохранения и социальной помощи, развивая творческие подходы к обучению. Подчеркивается, что цель практического курса обучения в полевых условиях сводится к осознанию обучающимися функций и требований к деятельности разных членов медико-социальной команды (врачей, медсестер, социальных работников) [1].

По мнению Карюхина Э.В., подготовка кадров, в частности повышение профессиональной компетентности практических социальных работников, является одной из главных проблем развития социальной сферы, и задачу профессиональной подготовки большого числа специалистов для работы с пожилыми людьми необходимо решать уже сегодня [2].

По сообщению Топчего Л.В., основой успешного развития любой сферы общества и государства является эффективно функционирующая система подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров. Автор полагает, что система подготовки кадров социальных работников как педагогической подсистемы, это неотъемлемый компонент многоуровневой и многоступенчатой системы социальной работы и социального обслуживания населения [3].

По данным Павленка П. Д., подготовка социальных работников в России началась с середины 80-х годов и осуществляется к настоящему моменту разными путями - в университетах, педагогических, медицинских и других вузах и училищах, на различных курсах и т.д. Сроки обучения

также разные - от нескольких месяцев до 4-5 лет. Автор выделяет три сложившиеся формы подготовки социальных работников:

1. допрофессиональная подготовка на курсах, в школах или лицеях. Выпускники таких курсов используются в качестве социальных работников отделений по обслуживанию больных, престарелых и одиноких людей.

2. обучение в средних специальных учебных заведениях. Выпускники могут работать бригадирами отделений по обслуживанию больных, одиноких, престарелых, социальными педагогами.

3. обучение в университетах, отраслевых вузах на дневных, вечерних и заочных отделениях [4].

Несмотря на то, что в стране складывается многоуровневая система подготовки и переподготовки специалистов медико-социального профиля, можно выделить ряд проблем и трудностей в этой сфере. Так, в функционирующих учреждениях социального обслуживания значительная часть специалистов по социальной работе не имеет профильного профессионального образования и это не позволяет достичь более высокого профессионального мастерства. При остром дефиците специфических профессиональных знаний, умений и навыков у работников социальных служб многое идет от внутреннего сострадания, от понимания необходимости и огромного желания помочь. Число учебных заведений для подготовки социальных работников крайне невелико и рассчитано преимущественно на молодых людей, желающих получить высшее образование, тогда как сегодня в социальной сфере заняты тысячи людей, не имеющих специального образования. Кроме того, большинство преподавателей социальных дисциплин не имеют ни специального образования, ни опыта работы в социальной сфере; удельный вес полевой практики в учебных программах составляет лишь около 10% от общего объема учебной программы. Только 6% практикующих социальных работников имеют специальную подготовку. Топчий Л.В. отмечает также, что один из факторов, сдерживающих развитие сети учреждений социальной помощи населению - это «недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений» [3].

Таким образом, вопрос организации медико-социальной помощи тесно связан с подготовкой кадров, повышением знаний и квалификации широкой массы специалистов в области геронтологии и гериатрии, внедрением этих разделов по каждой специальности в программы преподавания ВУЗов медицинской и социальной направленности. По мере накопления знаний о пожилых пациентах, их нуждах и потребностях, структуре их обращаемости по поводу различных физических, психологических, социальных проблем становилось ясным необходимость специальной подго-

товки патронажных работников, принимающих участие в уходе и бытовой помощи за старыми людьми на дому. В нашей стране только развивается система базовой подготовки социальных работников младшего и среднего уровней (патронажные работники), которые непосредственно осуществляют социально-бытовой уход за старыми людьми. Особенные трудности с доступностью к образовательным ресурсам имеют сельские социальные работники. В число актуальных проблем подготовки социальных работников входит обновление существующих программ подготовки, создание новых учебных программ, разработка учебников и учебных пособий. Назрела острая необходимость в разработке дистанционных форм обучения персонала геронтологических служб и социальных организаций, осуществляющих деятельность по медико-социальному обслуживанию пожилых и престарелых граждан.

Существует успешно зарекомендовавший себя мировой опыт организации курсов подготовки патронажных работников на базе государственных или общественных медико-социальных организаций [5].

Нам представляется возможной разработка собственной региональной учебной программы для патронажных работников в области медикосоциального ухода за пожилыми гражданами в партнерстве со специалистами социального факультета Дагестанского государственного университета. Основными предпосылками к созданию подобной региональной образовательной программы, по нашему мнению, являются следующие факторы:

- отсутствие единой базовой государственной системы специального образования патронажных работников медико-социального профиля;

- психолого-педагогическая и медико-социальная специфика работы с пожилыми и старыми людьми;

- востребованность образовательной подготовки.

При разработке учебной программы можно выделить три основных направления образовательной работы:

1. предоставление знаний о психолого-педагогических особенностях социальной работы с людьми пожилого и старческого возраста;

2. формирование теоретико-практических основ медицинских знаний;

3. формирование элементов первой медицинской помощи и ухода за лицами старших возрастных групп.

Учебный план мог бы включать в себя три основных блока - блок социальной работы, психо-социальный блок и основы геронтологии:

1. Ознакомление с основами социальной работы и ее базовыми понятиями (основы законодательства, этический кодекс социального работника, проблемы профессионального «сгорания» и др.);

а) наиболее перспективные модели работы с лицами пожилого и старческого возраста, краткая история российской благотворительности;

б) правовые основы социальной работы с людьми старших поколений (права человека и социальная работа, социальное обеспечение и обслуживание, медицинская помощь, др.);

в) особенности здоровья людей пожилого и старческого возрастов (факторы преждевременного старения, особенности психического здоровья, социальные факторы риска для здоровья престарелых);

2. Психологические аспекты работы с лицами пожилого и старческого возрастов. Основы клинической психологии;

3. Основы первой медицинской помощи и ухода за людьми старческого возраста, включая элементы фармакологии и диетологии.

Теоретическую часть учебного плана должны составить лекции, семинары и тренинги. Практическая часть - это собственно патронажная работа, организацию которой можно осуществлять на дому клиентов по месту работы обучающихся на курсах.

Мы уже отметили выше необходимость разработки дистанционных форм обучения персонала медико-социальных служб для пожилых граждан. В качестве первого шага в решении этой задачи нам видится создание компактной версии учебной программы, примерную модель которой мы описали выше и размещение ее на дисках с целью распространения ее во всех государственных и муниципальных учреждениях медикосоциального облуживания пожилых граждан.

Компакт-версия учебной программы будет являться предпосылкой использования образовательных ресурсов для дистанционного обучения посредством электронной почты, копирования ресурсов с целью их доставки пользователям.

Следующим шагом в применении современных дистанционных и телекоммуникационных технологий в сфере социальной геронтологии должна быть разработка проекта регионального интернет-сайта информационно-образовательных ресурсов соответствующей направленности, основной целью которого будет изменение качества жизни пожилых и старых людей через повышение уровня образованности и информированности персонала медицинских и социальных служб, студентов ВУЗов и средних специальных учебных заведений, родственников пожилых пациентов, самих пожилых и старых людей. Задачи подобного интернет-ресурса: передать опыт организации медико-социальной помощи пожилым и старым людям на дому в условиях общественной организации; информировать пользователей ресурсов о медико-социальных аспектах жизнедеятельности популяции пожилых и старых людей групп повышенного риска; информировать пользователей ресурсов о средствах и методах

комплексной медико-социальной реабилитации; способствовать повышению уровня образованности и квалификации персонала, вовлеченного в медико-социальной уход. Главной чертой модели помощи пожилым и старым людям является комплексный подход и соединение медицинского и социального звеньев в процессе ухода.

Вполне реальны создание различных Интернет-руководств и пособий по геронтологии/гериатрии, баз данных документации и информации, систем управления базами данных, разработка и внедрение региональных и межрегиональных проектов дистанционного обучения персонала медико-социальных служб [6].

Безусловно, профессионализм специалиста по медико-социальной работе с пожилыми гражданами должен сочетаться с особыми душевными качествами, такими как милосердие, сострадание, в совершенстве владеть искусством общения со старыми пациентами, его родственниками, при этом быть гибким и коммуникативным, должен уметь организовать медицинскую и социальную помощь для своих пациентов, используя для этого все имеющиеся в его распоряжении ресурсы района или города [7]. Реализация этих требований невозможна без системы базовой подготовки социальных работников высшего и среднего звена, унифицирования учебных программ, сертифицирования специалистов и т.д.

Для внедрения новых подходов и технологий в подготовку специалистов в области медико-социального обслуживания необходимы интеграция и сложение ресурсов государства, бизнеса, некоммерческого сектора. Только такой путь, по нашему мнению, позволит поднять отечественную геронтологию на качественно новый уровень, соответствующий ХХ1 столетию.

Литература

1. Организация, управление и администрирование в социальной работе: Учебное пособие / Отв. ред. П.В. Палехова. М.: ИНФРА-М, 2008;

2. Карюхин Э.В. Геронтологические НКО: от моделей ухода к становлению сектора. М.: Эслан. 2002;

3. Топчий Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. М.: Издание Института социальной работы Ассоциации работников социальных служб. 2003;

4. Павленок П.Д., Холостова Е.И. Российская энциклопедия социальной работы: в 2 т. М.: ИСР, 2005;

5. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003;

6. Шапиро В. А. Основные направления социальной политики в отношении пожилого населения и инвалидов. М., 2005;

7. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Дашков и К, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.