Научная статья на тему 'Технологии развития профессиональной адаптации в нравственном воспитании молодого педагога'

Технологии развития профессиональной адаптации в нравственном воспитании молодого педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / PROFESSIONAL ADAPTATION / ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ЭКСПЕРИМЕНТ / EXPERIMENT / FORMATIVE EXPERIMENT / АНКЕТИРОВАНИЕ / SURVEY / НАБЛЮДЕНИЕ / OBSERVATION / ИНТЕРВЬЮ / INTERVIEW / МЕТОДЫ / METHODS / МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ / YOUNG TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмудова Ф.А., Ахмедова А.М., Арипов М.А.

В работе раскрываются различные методы, влияющие на развитие профессиональной адаптации молодого педагога. Продуктивность профессиональной деятельности определялась методом анализа документов, фиксирующих успех и недостатки, поощрения и взыскания. Авторы делают выводы о том, что вуз с его учебно-методическими возможностями и интеллектуальной базой является лучшим местом для обучения приёмам оптимизации профессиональной адаптации. Проведённые исследования показали, что чем больше времени молодой педагог занимается нравственным воспитанием своих учеников, тем нравственнее становится сам, так как срабатывает эффект самовнушения. И в свою очередь это обеспечивает его самовнушение, саморазвитие, самопознание. Наиболее актуальным это становится для молодого педагога, личностный рост которого еще не завершен, т.е. развивая других, развивается сам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Махмудова Ф.А., Ахмедова А.М., Арипов М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL ADAPTATION IN THE MORAL EDUCATION OF YOUNG TEACHERS

The article deals with various methods of influencing the development of professional adaptation of young teachers. The productivity of professional activities is determined by means of the analysis of documents, fixing the success and shortcomings, incentives and penalties. The authors conclude that the university with its teaching technologies and intellectual base is the best place for learning the techniques of optimization of professional adaptation. The studies have shown that the more time the young teachers deal with moral education of their students, the more moral it becomes itself, as the effect of auto-suggestion. And this, in turn, provides self-hypnosis, self-development, self-knowledge. The most relevant it becomes for the young teachers, for their personal growth, which is not yet completed, i.e., when they develop others, they develop themselves.

Текст научной работы на тему «Технологии развития профессиональной адаптации в нравственном воспитании молодого педагога»

УДК 378

Makhmudova F.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of General and Pedagogic Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: fyruza@ Rambler.ru

Akhmedova A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General and Pedagogic Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: ahmedova-ashat@inbox.ru

Aripov M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University, Department of Preschool and Primary Education, Dagestan Institute of Education Development of Republic of Dagestan (Makhachkala, Russia), E-mail: ahmedova-ashat@inbox.ru

TECHNOLOGIES OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL ADAPTATION IN THE MORAL EDUCATION OF YOUNG TEACHERS. The article deals with various methods of influencing the development of professional adaptation of young teachers. The productivity of professional activities is determined by means of the analysis of documents, fixing the success and shortcomings, incentives and penalties. The authors conclude that the university with its teaching technologies and intellectual base is the best place for learning the techniques of optimization of professional adaptation. The studies have shown that the more time the young teachers deal with moral education of their students, the more moral it becomes itself, as the effect of auto-suggestion. And this, in turn, provides self-hypnosis, self-development, self-knowledge. The most relevant it becomes for the young teachers, for their personal growth, which is not yet completed, i.e., when they develop others, they develop themselves.

Key words: professional adaptation, experiment, formative experiment, survey, observation, interview, methods, young teacher.

Ф.А. Махмудова, канд. пед. наук, ст. преп. каф. общей и педагогической психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: fyruza@ Rambler.ru

А.М. Ахмедова, канд. пед. наук, доц. каф. общей и педагогической психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: ahmedova-ashat@inbox.ru

М.А. Арипов, канд. пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии начального образования, Дагестанский государственный педагогический университет; проф. каф. дошкольного и начального образования, Дагестанский институт развития образования Республика Дагестан, г. Махачкала, E-mail: ahmedova-ashat@inbox.ru

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

В работе раскрываются различные методы, влияющие на развитие профессиональной адаптации молодого педагога. Продуктивность профессиональной деятельности определялась методом анализа документов, фиксирующих успех и недостатки, поощрения и взыскания. Авторы делают выводы о том, что вуз с его учебно-методическими возможностями и интеллектуальной базой является лучшим местом для обучения приёмам оптимизации профессиональной адаптации. Проведённые исследования показали, что чем больше времени молодой педагог занимается нравственным воспитанием своих учеников, тем нравственнее становится сам, так как срабатывает эффект самовнушения. И в свою очередь это обеспечивает его самовнушение, саморазвитие, самопознание. Наиболее актуальным это становится для молодого педагога, личностный рост которого еще не завершен, т.е. развивая других, развивается сам.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, эксперимент, формирующий эксперимент, анкетирование, наблюдение, интервью, методы, молодой педагог.

На современном этапе одной из основных задач является подготовка высокопрофессионального педагога, который готов к педагогическому сотрудничеству и сотворчеству с детьми. Он должен уметь содержательно и процессуально-технологически в ходе личностно-ориентированного педагогического процесса создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательной деятельности, которые способны свободно мыслить, творить, самостоятельно искать и выбирать пути своего социального утверждения и одновременно меняться самому. А.П. Свенцицкий утверждает, что профессиональная адаптация начинается с включения в официальную структуру отношений, представляющих собой такую матрицу поведения, когда «каждый должен взаимодействовать с остальными членами организации совершенно определенным, предписанным ему образом» [1, с. 87]. Ряд учёных [2 - 4] профессиональную адаптацию понимают как приспособление и привыкание новичка к характеру, режиму и новым условиям труда, а социально-психологическую - как приспособление к групповым нормам и системам взаимоотношений. В процессе работы над темой «Нравственное воспитание как условие профессиональной адаптации молодого педагога» информация, полученная при констатирующем исследовании, послужила основой для определения целей, задач и путей решения формирующего эксперимента для развития профессиональной адаптации в нравственном воспитании в системе образования. Данный этап, согласно разработанной модели, включал в себя содержательный, деятельностно-ориентировочный и оценочно-результативный компоненты [5, с. 18].

Целью формирующего этапа было внедрение модели нравственно-профессиональной адаптации в процесс образовательной деятельности в педагогическом вузе и в МОУ Задачами формирующего эксперимента было определено: разработать и апробировать содержательную и технологическую составля-

ющие модели развития нравственно-профессиональной адаптации молодых педагогов в процессе учебной и вне учебной деятельности образовательных учреждений, направленные на формирование культуры общения, нравственного сознания, установок социального поведения и развитие толерантного взаимодействия.

Согласно модели, основные усилия при организации воспитания профессиональной адаптации и исследовательской деятельности, на наш взгляд, должны быть направлены на повышение значимости для студентов такого качества как нравственность, что в свою очередь повысит мотивацию профессиональной исследовательской деятельности будущих педагогов. С этой целью необходимо вовлечение студентов в процесс внеучебной исследовательской деятельности на систематической основе, используя различные формы и средства для развития толерантного взаимодействия и социального партнерства.

В ходе проведения констатирующего этапа нами учитывалось, что переход от студенческой скамьи к работе педагога в школе - принципиально новый и сложный этап в жизни выпускника: позиция самостоятельности открывает много неизвестного и неожиданного. Логика сложившихся ранее представлений, установок и привычек сопровождается различной эмоциональной реакцией, в том числе и негативной. Поэтому важной является такая организация деятельности вне учебы, при которой студенты знакомятся не только со структурой образовательных учреждений, требованиями и особенностями организации учебного процесса, но и приобретают навыки толерантного общения, установки нравственно-правового поведения.

Измерения в условиях эмоционально-интеллектуального напряжения проводились дважды (у 40% адаптантов) - до стресса и после него. Сопоставление величин «до» и «после» стресса дало основание утверждать о степени природной и социальной

Таблица 1

Классификация ответов (Все ответы делятся на две категории А и Б)

А Б

1 2

Вопрос 1: Занятия по содержанию и форме не имеющие аналогов в школьной жизни педагога Вопрос 1: школьные виды деятельности - уроки художественно-физ-культурно-трудового цикла, а также внеучебные занятия: игры, еда, гуляние и т.д.

Вопрос 2: несогласие педагогов на «отпуск» Вопрос 2: согласие педагогов на «отпуск»

Вопрос 3: учебные занятия-высказывания, описывающие распорядок дня, в который обязательно включены действия по самообразованию Вопрос 3: школьные занятия, игры, гуляние, рисование, занятие по хозяйству без упоминания о каких-либо учебных действиях

Вопрос 4: содержательная сторона подготовки к работе - освоение некоторых навыков будущей профессии. Сознательный выбор Вопрос 4: формальные стороны подготовки к работе - приобретение статуса педагога и т.д.

Вопрос 5: несогласие на обучение на дому Вопрос 5: согласие на обучение на дому

Вопрос 6 выбор педагога Вопрос 6: выбор родителей

Вопрос 7: выбор школы А Вопрос7: выбор школы Б

Вопрос 8: выбор А Вопрос 8: выбор Б

Вопрос 9: Выбор знаний учащихся Вопрос 9: выбор зарплаты или отпуска

тревожности, социальной эмпатии, доброжелательности и некоторых других качеств личности.

Продуктивность профессиональной деятельности определялась методом анализа документов, фиксирующих успех и недостатки, поощрения и взыскания. Нами были даны рекомендации администрациям школ завести картотеку на молодых педагогов, которую позже использовали (42% респондентов). Анализу подверглись неформальные документы (личные документы, интервью, протоколы собраний, методических и педагогических советов, учебные планы, педагогические сочинения). Эксперту предлагалось заполнить индивидуальную карту (Таблица 1) хронометрии протекания эффективности деятельности и собственно адаптивного процесса как её показателя.

Первичная обработка состояла из нескольких операций: знакомство с характером и содержанием неформальных документов, оценивалось по четырех бальной системе, учитывались показатели: оформление, содержание, дополнительные материалы, социальные оценки (отзывы родителей и учащихся). Одним из наиболее распространенных и легко определяемых показателей продуктивности труда молодого педагога является изучение блоков «Внеклассное мероприятие», «Работа с родителями», «Социальные оценки», «Урок». Для определения этих параметров мы пользовались методиками, разработанными В.П. Симоновым, и методом анализа продуктов деятельности. Так же распространенным методом является анкетирование.

В анкеты включаются многочисленные вопросы по социально-демографическим, профессионально-квалификационным характеристикам, мотивам выбора профессии и отношению к ее условиям, особенностям быта, отдыха, жизненных планов и т.д. Именно такой подход к построению анкет делает этот метод не только социологическим, но и социально-психологическим.

Мы использовали анкетный метод для фиксации степени осознания личностью собственного статуса, общественной значимости труда, удовлетворенность трудом, некоторые социально-демографические условия. Косвенным методом выявления «аффекта неадекватности» можно назвать сопоставление некоторых ответов на вопросы анкеты и анализа документов. Анкетирование при исследовании адаптационного процесса проводилось не менее двух раз, чтобы зафиксировать его динамику.

Нами так же активно использовалась дидактическая игра как средство формирования нравственного уровня педагога. Наблюдение как метод изучения адаптации, осуществляемое по стандартной схеме, фиксирующей участников ситуации, ее

детерминацию, эмоциональный фон, активность, речевую коммуникацию.

С помощью наблюдения было зафиксировано наличие и различные оттенки показателей адаптации - удовлетворенность, адекватность поведения, характеристик общения, динамику психических состояний и свойств личности. Основной недостаток и главное достоинство метода заключается в возможности интерпретации наблюдаемых моментов действительности. Наблюдение проводилось на протяжении всего периода исследования, помогло соотнести субъективные оценки адаптов и их поведение с окружающими непосредственно в школе (на уроках, на переменах, на педагогических, методических советах, родительских собраниях). Наблюдению в основном подвергались педагоги, дававшие противоречивые или уклончивые ответы по другим методикам (22 человека).

Для проверки гипотезы использовался метод интервью. Он проводился с молодыми педагогами, их наставниками, родителями учеников, администрацией школ, районов. В процессе проведения интервью с наставниками выяснялось, насколько развиты дидактические потребности у адаптанта, частота обращений, самостоятельность, ответственность, аккуратность. Вопросы интервью касались позитивных и негативных впечатлений молодых педагогов, описания трудностей (таблица), имеющих социально-психологическую природу, впечатления приезжих молодых педагогов и местных об обычаях, образе жизни окружения.

Третья группа методов - обработка данных. При проведении исследования в педагогическом вузе использовалась групповая процедура. Анкетные листы и бланки методик заполнялись индивидуально всеми членами группы одновременно. В условиях школы работа с молодыми педагогами осуществлялась в индивидуальной форме, что было обусловлено разбросом наших адаптантов по разным школам городов и сел республики. Данные, полученные с помощью анкет, и тестов, интервью, анализа продуктов деятельности, экспертных оценок подверглись статистической обработке. Определялись коэффициенты статистической значимости различий применительно к показателям адапти-рованности в зависимости от воздействия различных условий. Коэффициенты статистической значимости различий между средними величинами определялись с помощью критерия Стью-дента. Обследованию подверглись молодые педагога, выборка произвольно скомпонована по принципу «знакомые и родственники», т.к. прочих лиц трудно было подвергать комплексным многолетним обследованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.